ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическаяразработка
«Проектнаядеятельность
науроках физической культуры в СПО»
Автор:
Комаров С.Н., преподаватель
г. Курск 2022
Проектнаядеятельность на уроках физической культуры в СПО
Актуальностьпроектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требуетиспользования в образовательном процессе технологий деятельностного типа,методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условийреализации основной образовательной программы среднего профессиональногообразования. Современные развивающие программы СПО включают проектнуюдеятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Проект – это самостоятельнаятворческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководствомпреподавателя. С проектом как видом работы студенты знакомятся на занятии, новыполнение его осуществляется и во внеурочное время.
Проектнаядеятельность решает следующие задачи:
1.Формированиепозитивной самооценки, самоуважения —
выработканравственных убеждений, привычек, других сторон личности, характеризующих нравственно-волевые качества человека для достижения эталонов физическогоразвития.
2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве —
умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместнойдеятельности;
3.Формирование способности к организации проектной деятельности и управлениюею —
ü знакомствоучащихся с методами исследования
ü умениеставить цель и формулировать конкретные задачи для ее достижения
ü выработкаумения выбирать конкретные методы в собственные исследования
ü формированиеумения самостоятельно планировать, подбирать необходимые упражнения, проводитьисследования
ü умениеделать выводы и ставить новые задачи
4. Формированиеумения работать с полученной информацией-
ü сборинформации
ü обработкаданных
ü систематизацияи использование
5. Формированиеумения ИКТ-технологий —
ü оформлениепроекта
ü презентациик проекту
ü использованиедиаграмм, таблиц, схем
Результатпроектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:
1. Изделие:
ü комплексупражнений в рисунках,
ü макеттренажера
ü открытка
ü газета
ü фотоальбом, коллаж
ü оформление стендов, выставок
ü олимпийская игрушка, костюм, эмблема и символ команды илитурнира
2. Информация:
ü доклад,сообщение
ü реферат
ü мультимедийнаяпрезентация
ü видеоролик
3. Комплекснаяработа:
ü турнир,
ü проведениепраздника, спортивного флеш-моба
ü игровыепрограммы с привлечением родителей
ü организаторскаяи командная деятельность
ü конференция
Темыпроектов могут быть следующих направлений:
1. Спорт
ü видыспорта(история возникновения, основные этапы становления, спорт олимпийский инеолимпийский, разновидности в рамках одного вида спорта и т.д.)
ü знаменитыеспортсмены (мира, страны, области, города, спортивные династии,первооткрыватели, чемпионы и т.д.)
ü мойспорт (каким видом спорта увлекается или занимается ученик, личные достижения)
2. Развитиефизических качеств (гибкость, координация, скорость,выносливость)
ü понятиео физических качествах
ü сенситивныевозраста развития
ü методыразвития физических качеств (на уроке, дома, во внеурочной деятельности)
3. ГТО
ü историясоздания комплекса
ü ГТОв СССР и России
ü методыподготовки к успешной сдаче норм ГТО в различных возрастных ступенях
4. ЗОЖ
ü трисоставляющих здоровья
ü режимдня дошкольника, школьника, студента, рабочего, пенсионера
ü правильноепитание
ü совместнаяработа семьи и школы
ü спортивныепраздники
Методикавыполнения проекта.
Выполнениепроекта складывается из трёх этапов:
1. Разработкапроекта,
2. Практическаяреализация проекта,
3. Защитапроекта.
Наиболеетрудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап –интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяетсянаиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла(относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительноформы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгомсоответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимойинформации студенты определяют доступные источники информации. Здесь жеразрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшиечертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второйэтап работы – это материализация проектногозамысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок илипрактическая деятельность практически (социально) значимого характера.
Главнаяцель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученногорезультата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям,поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдениев изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты вначале работы. Студенты делают сообщение о проделанной работе, а преподаватель ,руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением методическихрекомендаций при выполнении данной работы.
Проектнаядеятельность является добровольной и предусматривает участие в ней всех студентовкак с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры помере их мотивированности
Заключение
Проектная деятельность на уроках физическойкультуры позволяет реализовать требования к результатам освоения образовательнойпрограммы по ФГОС в СПО которые предусматривают развитие личностных,метапредметных и предметных умений. В процессе урока формируется понимание ролии значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активнойвключении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуальногоздоровья; освоение умений отбирать физические упражнения и регулироватьфизическую нагрузку для самостоятельных систематических занятий с различнойфункциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной,лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма,планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебнойнедели; приобретение опята организации самостоятельных систематических занятийфизической культурой с соблюдением правил техники безопасности, а такжеформируются общеучебные умения и навыки: умение осмыслить задачу, умениеотвечать на вопросы, умение самостоятельно изобретать способ действия, умениенаходить варианты решения проблемы, умение взаимодействовать с любым партнером,умение отстаивать свою точку зрения, презентационные навыки, умение увереннодержать себя во время выступления.
Педагог по физическойкультуре выступает как организатор двигательной активности студентов, онисточник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта ипоследующей исследовательской, игровой, художественной,практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповыхусилий студентов в решении проблемы.
Метод проектов –это один из методов, который позволяет ставить обучающегося в позициюактивного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать еголичное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектов являетсяодним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обученияю
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аллянов,Ю. Н. Физическаякультура: учебник для среднего профессионального образования /Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е изд.,испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 493 с.
2. Стриханов,М. Н. Физическаякультура и спорт в вузах: учебное пособие / М. Н. Стриханов,В. И. Савинков. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт,2019. — 160 с.
3. Физическаякультура: учебник и практикум для среднего профессионального образования /А. Б. Муллер [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. —424 с.
4. Ягодин,В. В. Физическаякультура: основы спортивной этики: учебное пособие для среднегопрофессионального образования / В. В. Ягодин. — Москва:Издательство Юрайт, 2019. — 113 с.
Дополнительные источники:
1. Алхасов,Д. С. Методикаобучения предмету «Физическая культура» в 2 ч. Часть 1: учебное пособие длясреднего профессионального образования / Д. С. Алхасов. —Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 256 с.
2. Алхасов,Д. С. Методикаобучения предмету «Физическая культура» в 2 ч. Часть 2: учебное пособие длясреднего профессионального образования / Д. С. Алхасов. —Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 441 с.
3. Алхасов,Д. С. Организацияи проведение внеурочной деятельности по физической культуре: учебник длясреднего профессионального образования / Д. С. Алхасов,А. К. Пономарев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. —176 с.
4. Алхасов,Д. С. Преподаваниефизической культуры по основным общеобразовательным программам: учебник длясреднего профессионального образования / Д. С. Алхасов,С. Н. Амелин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —270 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Алхасов, Д. С. Теория и история физической культуры:учебник и практикум для среднего профессионального образования /Д. С. Алхасов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —191 с.
2. Спортивныеигры: правила, тактика, техника: учебное пособие для среднего профессиональногообразования / Е.В. Конеева [и др.]; под общей редакцией Е.В. Конеевой. – 2-еизд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 322 с.
Интернет-ресурсы: |
www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации). www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»). |
