X-PDF

Проектная методика в обучении учащихся английскому языку

Поделиться статьей

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Шерагульская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная

 

 

 

                     Гордон Татьяна Александровна,

                            учитель первойквалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шерагул 2019

 

Метод проектов в системе личностно – ориентированногоподхода к обучению учащихся

 

1.    К истории вопроса

2.    Что мы понимаем подметодом проектов.

3.    Основные требования киспользованию метода проектов

4.    Типология проектов

5.    Телекоммуникационныйпроект

6.    Литература

К истории вопроса

 

     Метод проектовне является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в началенынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он сидеями гуманистического направления в философии и образовании, разработаннымиамериканским философом и педагогом Джон Дьюи, а также его ученикомВ.Х.Килпатриком. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, черезцелесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно вэтом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личнуюзаинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодитьсяим в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомаяи значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложитьполученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

     Учитель можетподсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников внужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должнысамостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимыезнания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Всяработа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

     Разумеется, современем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеисвободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированнымкомпонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Носуть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определеннымпроблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектнуюдеятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практическиприменять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюиили критического мышления). Суть рефлекторного мышления — вечный поиск фактов,их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактовдля познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формированияуверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Потребность вразрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессерефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нетзатруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблемаустанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления.

     Метод проектовпривлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектногообучения возникли в России практически параллельно с разработками американскихпедагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году былаорганизована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использоватьпроектные методы в практике преподавания.

     Позднее, уже присоветской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, нонедостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в Россиибольше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот методв школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьмауспешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии,Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистическогоподхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкоераспространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетаниятеоретических знаний и их практического применения для решения конкретныхпроблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу этизнания применить — вот основной тезис современного понимания методапроектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиесянайти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

 

2. Что мы понимаемпод методом проектов.

 

     В основе метода проектов лежит развитиепознавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического итворческого мышления. Метод проектов — это из области дидактики, частныхметодик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод — этодидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладенияопределенной областью практического или теоретического знания, той или инойдеятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому,если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижениядидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), котораядолжна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом,оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу,чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея,составляющая суть понятия проект, его прагматическая направленностьна результат, который можно получить при решении той или инойпрактически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть,осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добитьсятакого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельномыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разныхобластей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разныхвариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

     Метод проектоввсегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную,парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезкавремени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решениекакой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны,использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а сдругой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применятьзнания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,осязаемыми, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное еерешение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (науроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как опедагогической технологии, то эта технология предполагает совокупностьисследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своейсути.

 

3. Основныетребования к использованию метода проектов:

 

1. Наличие значимой висследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированногознания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследованиедемографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей изразных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождейна окружающую среду, пр.).

2.  Практическая,теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например,доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона,факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитииданной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с местасобытий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная(индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурированиесодержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использованиеисследовательских методов, предусматривающих определенную последовательностьдействий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода мозговой атаки, круглого стола);
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 

1.    Типология проектов

 

Для типологиипроектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая впроекте деятельность:исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная(практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.(исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2.Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характеркоординации проекта:непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участникапроекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характерконтактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны,разных стран мира).

5. Количествоучастников проекта.

6.Продолжительность проекта.

     Реализация метода проектов иисследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Износителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной,исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологическийклимат в классе, так как учителю приходится переориентировать своюучебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные видысамостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельностиисследовательского, поискового, творческого характера.

     Отдельно следуетсказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку толькотаким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимостьсвоевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как оттипа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Еслиэто исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапностьпроведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильноорганизованной работы на отдельных этапах.

     Следуетостановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следуетвсегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителюнеобходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать врамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачиучителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем,видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна мозговая атака споследующим коллективным обсуждением.

3. Распределениезадач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации,творческих решений.

4. Самостоятельнаяработа участников проекта по своим индивидуальным или групповымисследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточныеобсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научномобществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов,оппонирование.

7. Коллективноеобсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

 

2.    Телекоммуникационныйпроект

 

     Особое место вобразовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные имеждународные проекты. Особенно интересны международные проекты дляиностранного языка, ибо с их помощью создается естественная языковая среда иформируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальныеусловия для межкультурного общения.

      Появившись вначале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначальноиспользовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный видсвязи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами междуучащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленныеэксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованнаяцеленаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокийпедагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместныхпроектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран.Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебныйтелекоммуникационный проект.

      Под учебнымтелекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную,исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров,организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему,цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижениесовместного результата деятельности.

     Решение проблемы, заложенной в любом проекте,всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационномпроекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокаяинтеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предметаисследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера,особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.

     Международные проекты, которые проводятся наанглийском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структурусодержания обучения для данного класса, курса и соотносить его с той или инойтемой устной речи и чтения. Таким образом, выбранная тема длятелекоммуникационного проекта будет органично вписываться в систему обучения,включая весь программный языковой материал. Если международный проектпредусматривается по другим предметам школьной программы, который также долженвыполняться на английском языке, но который не соответствует программномуматериалу по английскому языку, то такой проект выполняется во внекласснойработе, как правило, не всей группой, а отдельными учениками. Рекомендации попланированию проектной деятельности смотреть в приложении 1.

     Проблематика исодержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы ихвыполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютернойтелекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны ипрактически значимы они не казались, могут соответствовать характерутелекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут бытьнаиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?

    Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда входе их выполнения:

·       предусматриваютсямножественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем илииным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных вразных регионах для решения поставленной проблемы;

·       предусматриваетсясравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события,происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определеннойтенденции или принятия решения, разработки предложений;

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1517

·       предусматриваетсясравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных(альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявлениянаиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. дляполучения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решенияпроблемы;

·       предлагается совместнаятворческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведениенового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погоднымиявлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги,музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса,спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. ит.п.);

·       предполагается провестиувлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания

Параметры внешнейоценки проекта:

·       Значимость и актуальностьвыдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

·       корректность используемыхметодов исследования и методов обработки получаемых результатов;

·       активность каждогоучастника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

·       коллективный характерпринимаемых решений (при групповой проекте);

·       характер общения ивзаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

·       необходимая и достаточнаяглубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

·       доказательностьпринимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

·       эстетика оформлениярезультатов проведенного проекта;

·       умение отвечать на вопросыоппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

     При организацииработы учащихся с использованием приемов проектной методики важно иметь в видуследующее:

·       процесс работы не менееважен, чем ее результат;

·       учебный процесс строится влогике деятельности, а не в логике изучаемых предметов;

·       опыт разрешения пустьлокальной, но целостной проблемы формирует, воспитывает привычку доводить делодо конца, не останавливаясь на достигнутом;

·       допустимость выполненияпроекта в индивидуальном темпе создает возможность для развития личностиучащихся;

·       комплексный характердеятельности в проектном обучении создает условия для сбалансированногоразвития основных функций школьника;

·       проектное обучение активновлияет на мотивационную сферу обучаемого.

     Таким образом, втехнологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность,предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическаядеятельность учащихся носит патронажный характер. Как мы видим, метод проектовчетко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника.Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося,учитель уже не становится единственным источником информации. Он становитсяконсультантом, помощником. Свою работу учащиеся предъявляют скорее своимтоварищам, чем учителю. Работа над проектом поможет детям проявить себясовершенно неожиданно, у них есть возможность показать свои организаторскиеспособности, скрытые таланты.

                   Таблица выполнения проектов по классам

  

Класс

Темы проектов

       Тип проекта

5

«Мама, папа, я – дружная семья», «Дом, в котором я живу», «Моё любимое домашнее животное».

Индивидуальные, долгосрочные (одна- две недели)

6

В 6 классе: «Мой рабочий день», «Что я знаю о Франции?», «Я знаю, в каком костюме я пойду на карнавал» (рисунок костюма, маска и письменный рассказ).

Индивидуальные, долгосрочные (одна- две недели)

7

В 7 классе: проект «Страноведческий альбом», который учащиеся выполняют до конца учебного года. Содержание: что я узнал нового о странах изучаемого языка? Открытки, вырезки из газет, информация с уроков и свои комментарии.

 Письмо другу « Город, в котором я живу».

 (написать письмо из Великобритании, Америки, Франции).

   Проект: «Земля – наш общий дом» (экологический)

 

Индивидуальные, долгосрочные (одна- две недели)

 

 

 

 

 

Групповой, средней продолжительности.

Выход: совет экологов.

8

В 8 классе: « Я знаю много о школах Англии», «Эта одежда —  для путешествия»

 «Я буду гидом во время путешествия по Лондону»,

Индивидуальные, долгосрочные (одна- две недели),

 

9

В 9 классе:  «Я советую вам прочитать…»,

 «Моя будущая профессия».

Индивидуальные, долгосрочные (одна- две недели). Защита проектов на ученических уроках — конференциях

« Чтение – лучшее учение»; «Профессию я выбираю в школе».

10

В 10 классе урок – проект «Путешествие в Париж», состоящий из подготовленных мини – проектов.

 

Долгосрочный групповой проект. Выход: урок – проект.

                            Алгоритм работы над проектом

    

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1-ый- целеполагание

Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.

2-ой- планирование

Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.

Выдвигают гипотезы. Формируют задачи.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

3-ий- выбор методов проверки принятых гипотез.

Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.

Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.

Наблюдает. Консультирует. Советует ( по просьбе).

4-ый- выполнение

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо).

5- ый- защита проекта

Представление результатов проектирования. Оценка результатов.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

 


Список используемой литературы

              

1.    Беспалько В.П. Слагаемыепедагогической технологии. – М., 1989.

2.    Гузеев В.В. Развитиеобразовательной технологии. – М.,1998.

3.    Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-Издательский центр «Академия», 2002.

4.    Полат Е.С. Как рождаетсяпроект. – М., 1995.

5.    Полат Е.С. Педагогическиетехнологии XXI века // Современные проблемы образования. – Тула, 1997.

6.    Пушкарева Н.Н.Профессиональная деятельность учителя в рамках реализации личностно –ориентированной образовательной парадигмы в информационном обществе. – Усолье –Сибирское, 2005.

7.    Сергеев И.С. Какорганизовать проектную деятельность учащихся. -М.: Аркти, 2007.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1517

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет