X-PDF

Проектная работа Мастера — умельцы нашего села.

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ФИЛИАЛ КАЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ВАГАЙСКОГО РАЙОНАТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

Проектная работа

Мастера — умельцы  нашегосела.

Выполнил ученик 10класса Рахимов Артур.

Руководительпроекта Галеева Р. А.

с.Казанское 2022 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

 

                                                             

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1.   Мастер    — умелец…………………………….                          6

Глава  2.     Мастер -умелец……………………………………………………8

Глава  3.   Мастер -умелец

Заключение…………………………………………………………………………..13

Список используемых источников и литературы………………..14               

Приложение…………………………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

                                                                «С мастерством люди не родятся,

                                                                   но добытым мастерством гордятся».

                                                                   (народная поговорка)

Моя исследовательская работаначалась с того, что я  решил  выяснить  влитературе и в сети Интернет, что такое ремесло, ктотакие  народные  умельцы.

Издавна крестьяне занимались промыслами -занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи.Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами.

Слово «ремесло» произошло от слова«ремес»- плотник. Это слово обозначает и обозначало разные виды работы, попреимуществу ручной.

В толковом словаре  Владимира ИвановичаДаля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье,коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чемумственного труда».

Существительное  «промысел» происходит отглагола «промышлять» и означает «жить ремеслом» (ремесло-изготовление предметовручным способом). В далекие времена, когда еще нигде не было ни заводов, нифабрик, люди для повседневной жизни все необходимое создавали собственнымируками: и посуду, и игрушки, и одежду.

Ремесло – это умение что-то изготовлять.«Ремесло за плечами не виснет» — говорили предки, подчёркивая первозначимостьумения перед материальной его завершённостью, умения перед вещью.

   Народное творчество нашего села уходитсвоими корнями в далёкое прошлое.

  В школьной музейной комнатепредставлены  различные экспонаты, которые отражают быт наших предков.Мастерство многих рукодельных работ переходило из поколения в поколение и,таким образом, дошло до нас.

С каждым днемстановится все более популярным ручной труд и его экологическая  ценность. Ксчастью, не перевелись  ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они нетолько хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-тоновое, меняют формы, усовершенствуют  виды  изделий, а также передают свой опытродным, близким и подрастающему поколению.

Моя бабушка, ЮсуповаМаучита А  занимается рукоделием. Она свойопыт передала моей маме. Мне всегда былоинтересно: «Есть ли  ещё в моём селе Казанское мастеровые люди?». Я задумался надэтим вопросом и решил  провести исследовательскую работу на тему: «Мастера -умельцы нашего села».

Актуальностьвыбранной темы

Жизнь шагаетвперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С каждым годомстановится всё меньше мастеров — ремесленников. Если мы поближе познакомимся снародными мастерами, мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретахмастерства людей. И, возможно, тонкая нить  настоящего и будущего не прервётся.

Поэтому цель  моей работы– этознакомство с народными   умельцами  села Казанское.

Задачиисследования:

— собрать материало народных  умельцах села;

-узнать какимивидами народного искусства владеют мастера;

-систематизировать и обобщить материал о мастерах;

-стремиться  ксохранению культурного наследия моей малой родины.

Гипотеза – если мы будем изучать  историю своей малой родины, её культуру, традиции ижителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села Казанское будетхранить и  помнить прошлое своей малой родины,  будет гордиться и своим селом,и его жителями,  и тем, что они здесь родились и живут.

Предметисследования – творческая деятельность народных умельцев села  Казанское.

Формы и методы работы

·       поисковая деятельность;

·       работа в интернете;

·       опрос и интервью;

·       метод изучения источников;

·       сравнение и  уточнение  выводов;

·       экскурсия к мастерам своего дела.

 

Этапыработы  исследовательской деятельности:

1.             Анализ литературы.

2.             Опрос и  интервью.

3.             Встреча с  мастерами -умельцами.

4.             Отбор и обработка материала.

5.              Оформление полученных данных.

6.             Подготовка к выступлению по собраннымматериалам.

          Значимость и прикладная ценностьработы —  данная работа будет использоваться науроках краеведения, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работекраеведческого кружка, служить материалом для музейной комнаты. Я считаю, чтомоя исследовательская работа является актуальной, потому что мы узнаем больше онашей малой родине, о секретах мастеров-умельцев, живущего на территории села Казанское. И, возможно, связующее звено настоящего с будущим нас не прервётся.

 

2. Опрос жителей села

Наличие и своеобразие ремесла зависело отместности, в которой проживал человек.

Я провел опрос жителей села Казанское. Мноюбыло опрошено 30  жителей села разного возраста. Заданы были  следующиевопросы: «Какие виды рукоделия распространены в нашем селе? Кого из мастеров –умельцев вы знаете?»

Порезультатам опроса выяснилось, что в селе распространены следующие видырукоделия:

№ п/п

Вид рукоделия

Количество ответов

1.

Вязание на спицах

22

2.

Вязание крючком

20

5.

Вышивание крестиком

15

6.

Шитьё

13

7.

Художественная резьба по дереву

5

8.

Плетение из газетных трубочек

6

9.

Оригами

3

 

Среди мастеров, увлекающихся данными видами творчества по итогам  опроса являются:

№ п/п

Фамилия, имя, отчество мастера

Количество ответов

1.

Рахимова Анастасия Борисовна

21

2.

Юсупова Маучита

19

3.

Мугайминова Рита Мугайминовна

19

4.

Юмина Сания

16

5.

Мухаматуллина Юлия нагимовна

15

6.

Саликова Рита Рситдиновна

14

7.

Исхакова Рабига Калимулловна

10

Я решил  проверить  опрос и встретился снекоторыми мастерами нашего села, взял  у них интервью, познакомился сработами, сделал  фотографии.

 Все они живут вселе Казанское.  Из этих бесед  я  узнал, что мастера —  самоучки. Умельцамистали благодаря увлечению любимым делом.  Многие жители близлежащих деревень обращаются к ним за помощью, умельцы с радостью помогают им  за небольшую платувыполняют заказ. Для многих из них любимое дело — увлечение, а не средствопополнения семейного бюджета.  Я узнал, что  умельцы издавна    славилисьрезьбой, росписью  по дереву, вязанием.

       Такимобразом, в ходе исследования я пришел к выводу, что мастерство наших умельцевнужное и полезное дело не только для себя, но и для окружающих.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

  Глава 1. Мастера – умельцы.

СемьяМухаматуллиных.

Об одной из таких сельских тружениц, спрекрасным именем Мунавара апа, хочу  рассказать. Она всю жизнь проработаладояркой на селе, но при этом умудрилась заниматься вышивкой. 

В ее коллекции есть не только картины,подушки, но и пледы, скатерти, салфетки. Мунавара апа — вдова ветерана ВОВ.

Я провел  один из незабываемых дней вгостях у моей героини. Самая старейшая жительница, ей 92 года. Она добрая,приветливая, гостеприимная, проживает с дочкой. Хоббиматери унаследовала  и дочь , которая  тожезанимается рукоделием, садоводством.  У них дома уют и тепло, весеннеенастроение от созданных чудных, вязаных ковриков, пледов, рукавичек- ягодок,игрушек работы моей  героини  можно встретить на ярмарках и в нашем СДК, воформлении празднике Сабантуй, в районных мероприятиях. (Приложение1.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.3%
НЕТ
40.7%
Проголосовало: 1135

 

 

Глава 2.

Мастер вышивки и плетения – Мухаматуллина ЛенизаРахимчановна

Хочу познакомить сеще одним замечательным творческим человеком — мастерицей на все руки Мухаматуллиной Ленизой Рахимчановой, ветераном  педагогического труда.Она много лет проработала в школе учителем математики. С юности она освоила всетонкости вышивания, плетения.

  Унее дома сразу в глаза бросается вещи, сделанные её умелыми руками. Она ими нетолько украшает свой дом, но также  дарит своим близким и родным.

Открытый,доброжелательный и приветливый человек и сегодня не замыкается в четырехстенах. Как и у большинства сельских жителей,  Лениза Мухаматуллина сажаетогород, который  богат всякими овощами, палисадник утопает в цветах. Онабережно ухаживает за цветущими любимцами, и они одаривают ее неповторимымикрасками и ароматами. Много времени рукодельница проводит за чтением книг.

Воттакие талантливые мастерицы живут в селе Казанское, всем своим занятиям они отдаютсяс одинаковым увлечением и на заслуженном отдыхе не знают скуки и уныния.(Приложение2.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3.

Мастерпо дереву- Шарафутдинов Сабир  Ахметович

Сабир Ахметовичродился и вырос в с.Казанское в обычной сельской семье.  В школе он увлекалсярисованием, но особого значения своему увлечению не придавал. Став взрослым, онне прекращал рисовать, увлекся выпиливанием из дерева, украшая своё жилище.Свои изделия  Сабир Ахметович дарит знакомым, родным. Кроме этого он прекрасноплотничает, ложит печи в домах, вырезает наличники, ставит двери и оконныерамы. Иногда вырезает изделия на заказ. Своё умение Сабир Ахметович  передаёт  сыну,Сафару.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.

 Рахимова Анастасия Борисовна

Анастасия Борисовна родилась в г. Пыть- Ях, но школузакончила в с. Казанское. Вышла замуж за местного парня, родила шестерых сыновей и дочку.

Она и труженица, и хозяйка. Скромная и оченьтрудолюбивая, ведь живя на селе крестьянское хозяйство ленивых не терпит. Вездепоспевает: с первыми петухами встает, с хозяйством управляется, деток в школусобирает.

Вязанию ее научила мама. Когда она была маленькая, точасто любила смотреть, как мама вяжет, и решила тоже этому научиться. Она  увлекается вязанием.  В ассортименте ее творческих работ оченьмного вязаных изделий из пряжи. На спицах и крючках из обыкновенной пряжи у нееполучаются целые костюмы, шали, кофточки и т.д.  (Приложение4)

 

     Глава 5.

  Мастер по вязанию -Юсупова Маучита

 Маучита  с детствазанимается вязанием, это ремесло передалось ей от ее матери. Она родилась вдеревне Красный Яр недалеко от села Казанского. Училась моя бабушка в старойшколе села Казанского, на месте которой сейчас построена детская площадка ивозведен обелиск.

Ее работы, к сожалению, нигде нельзяувидеть, так как она в основном  — что вяжет, то и  дарит друзьям, и тольконекоторым людям она продала свои шали. На протяжении всейсвоей жизни моя бабушка занимается вязанием. К этому ремеслу она привлекла имою маму, которая взялась за спицы с 8 лет и также продолжает до сих пор.(Приложение5)

 

 

 

 

Заключение.

Из поколения впоколение передаётся мастерство  умельцев. Сохраняется традиция, но появляетсяи новое. Побеседовав с мастерами –умельцами, я пришел к выводу:  в  21 векеремесло наших предков востребовано,  и у мастера есть свои ученики, которым онпередает свои  умения,  секреты  мастерства.

В ходе исследованияя получил  следующие результаты:

— узнала историюстановления  мастеров – умельцев

— выяснил , чтомастера, получив первые навыки, сами  развивали  их.

— мастера -умельцы  передают  умения своим ученикам, тем самым сохраняет их для потомков.

— односельчанеуважительно относятся к мастеру — умельцу, обращаются к ним за помощью привыборе подарков из натуральных материалов для своих родных и близких.

Практическаязначимость моей исследовательской работы заключается в том, что я научилсяискать информацию по поставленной цели, проводить беседу с жителями. Со своейисследовательской работой я могу выступать на краеведческих конференциях,уроках.  Считаю, что моё выступление будет интересным и для родителей.

А чтобы  знания иумения мастеров  не затерялись во времени, им нужны ученики-продолжатели ихремесла.

В нашем селе имастера  есть,  и желание у них   научить делу своему тоже есть. Не упустить бывремя, из рук в руки принять бы старое, но пока ещё не забытое ремесло. Чтобы идальше жило оно рядом с нами. 

В своей работе япознакомил вас  с  мастерами  нашего села и  их творчеством. И  пришел квыводу: мы становимся человечнее, добрее, потому что в народном искусствеслились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота.И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа.

 Я думаю, что в 21веке на сегодняшний день каждый гражданин России, который считает себяпредставителем нашего великого государства, должен знать историю своего родногокрая, села и своего народа. Гражданин любого государства должен осмыслить своювековую историю «Где родились наши предки? Это значит, что история роднойземли, народа и своя история не хуже других».   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Брокгауз Ф.А.,Эфрон И.А. Энциклопедический словарь

2. Воткинский район- 85 лет. Юбилейное изд. Ижевск: ООО Рад,2011.- 232с

 3.Воткинскийрайон -90 лет. Юбилейное изд. Ижевск: ООО МедЭкспоФорум,2016. 240с.

4.ДальВ.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: «Русский язык»,1999год

5.КуляшовП.Ф «Шалые люди» Роман; повести – Ижевск: Удмуртия, 1989-480с.

6.Материалышкольной музейной комнаты.

7.Из личныхархивов  жителей села  Тенсиной  Нины  Фёдоровны — 86 лет, Гусевой  Таисьи Петровны — 66 лет, Калининой  Раисы Филиповны- 66 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронныеисточники:

8.Сайтпосвящается Юбилею Воткинского района

http://iulka01.blogspot.ru/p/blog-page_19.html

9.Июльское(Воткинский  район)- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/

10.Сайт Николая Лапина-Воткинскиеокрестности  http://nickolay-lap.narod.ru/index/0-24

11. СтраницаШадриной  Т.А.https://vk.com/shadrina1976

12. Страница Чернышевой Н.В.                            https://vk.com/id176416188

13.Страница Чернышевой Н.В.https://vk.com/teplohandmade

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение1.Семья Мухаматуллиных и их изделия

 

 


 

Приложение2. Семья Мухаматуллиных

IMG-c5f84fd236c1bb1c5f57fc39730f8376-V.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение3.Работы моей мамы

 

 

https://pp.vk.me/c407716/v407716718/6ee9/hC-VvOE7uQU.jpg

 

 

 

 

                                     


 

Приложение4.  Работы моей бабушки Юсуповой М.Н

https://pp.vk.me/c604722/v604722253/10c5d/-LsgHIHQa5g.jpghttps://pp.vk.me/c604722/v604722253/10c99/Dm9peTDQmFE.jpg


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.3%
НЕТ
40.7%
Проголосовало: 1135

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет