МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДАЮРГИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.П. МАКСИМЕНКО»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Политическая система
Российской Федерации»
Выполнила:
ГанзенВалентина Андреевна,
ученица11 класса
Руководитель:
МироненкоОльга Николаевна,
учительистории и обществознания
Г.Юрга
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретическаячасть…………………………………………………….5
1.1 Политическаясистема……………………………………………………..5
1.2 Политическая система современнойРоссии……………………………..7
1.3 Правительство………………………………………………………………8
1.4 Федеральное собрание ……………………………………………………11
1.5 Федеральные суды…………………………………………………………14
1.6 Президент………………………………………………………………….17
Глава 2. Практическаячасть……………………………………………………20
2.1 Кодификатор ЕГЭ…………………………………………………………20
2.2 Задания ЕГЭ на тему«Органы государственнойвласти» ………………20
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованныхисточников………………………………………….28
ПриложениеА…………………………………………………………………..29
ПриложениеБ…………………………………………………………………..30
ПриложениеВ…………………………………………………………………..31
ПриложениеГ…………………………………………………………………..32
Введение
Однимиз признаков государства является организованная, публичная политическаявласть. Осуществление политической власти происходит посредством организованнойполитической системы. В нашем государстве политическая власть представленаразличными государственными органами, такими как правительство или Государственнаядума. Мы считаем, что жители демократического государства должны иметьпредставление об их организации, принципах формирования и функциях.
Кроме того уже совсемскоро множество выпускников девятых и одиннадцатых классов будутГосударственную Итоговую Аттестацию по обществознанию. Обществознание – одиниз самых популярных и часто выбираемых школьниками экзаменов. Для каждогозадания нужен свой подход, ведь они разнообразны по своему составу. Экзамен пообществознанию включает в себя множество тем, которые можно узнать в кодификаторе.
Кодификатор–это документ, содержащий все темы, которые могут быть на ЕГЭ или ОГЭ в любомзадании.
Иодной из тем является политика. В заданиях, наряду с темами государство, егопризнаки и формы, политические режимы, также затрагивается тема политическая система Российской Федерации, про её структуру, про обязанности каждой изчастей политической системы и связь между ними. Поэтому тема данного проектавесьма актуальная для учеников выпускных классов.
Одновременно с этим,автор по своему опыту и по откликам бывшихвыпускников и одноклассников, выбравших экзамен по обществознанию, видит, что темаэта очень сложна для понимания, обширна и требует структурированных знаний. Вэтом и заключается проблема данной проектной работы.
Цельисследования:
Изучитьполитическую систему Российской Федерации.
Задачи:
1. Изучить литературу по выбранной теме.
2. Создать памятку о политической системе.
3. Найти задания ЕГЭ, связанные сполитической системой.
Объектисследования: политическая система РоссийскойФедерации.
Предметисследования: составляющие политической системыРоссийской Федерации и их полномочия.
Практическаязначимость работы заключается в создании памятки- таблицы по теме «ОрганыГосударственной власти: порядок формирования и функции»
Глава1. Теоретическая часть.
1.1 Политическая система.
Политическаясистема – это совокупность государственных, партийных, общественных органов иорганизаций участвующих в политической жизни страны. Значимость компонентовсистемы зависит от типа политического режима, поэтому в зависимости от времении места понятие политической системы имеет разное содержание[1].
Системныйподход в политологии был впервые применен Дэвидом Истоном. Он разделил основныекомпоненты своей модели на факторы входящие (требования и поддержка) иисходящие, связанные с первыми путем обратной связи. Требования Истон делит на внешние,идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования – всего лишьисходный материал, из которого формируется конечный продукт, называемыйрешениями. Другой вид входящих факторов – поддержка. Она выступает в разныхформах: материальной, уважении к государственной символике, воинской службе, соблюдениизаконов и директив государственной власти.
Политическаясистема общества подразделяется на пять подсистем. Первая из них и самаяглавная – это организационная. Состоит она из государства, органов власти,политических партий, общественных движений. Вторая – нормативная. В неё входят нормыморали, политические традиции и принципы. Следующая подсистема – этофункциональная. Она включает в себя формы и направления политическойдеятельности, способы и методы, осуществления власти (политический режим). Четвёртая– культурно-идеологическая. Культурно-идеологическая подсистема – этосовокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений,взглядов и чувств участников политической жизни. В идеологической подсистемевыделяют два уровня: эмпирический – уровень политической психологии (настроения,мнения, традиции, чувства, эмоции, предрассудки) и теоретический – уровеньполитической идеологии (лозунги, взгляды, идеи, принципы, концепции, идеалы). Пятаяподсистема – коммуникативная. Она состоит из совокупности отношений и формвзаимодействий, складывающихся между классами, нациями, социальными группами, индивидами,по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти[2].
Функцииполитической системы:
1. Определение целей и задач общества;
2. Мобилизация ресурсов общества всоответствии с данными интересами;
3. Выработка программ жизнедеятельности всоответствии с интересами правящих слоев общества;
4. Интеграция общества вокруг общих социально-политическихинтересов;
5. Контроль за распределением ценностей.
Именно в этой сфере сталкиваютсяинтересы социальных групп, поэтому потеря контроля над этим узлом, определяющимжизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом.
1.2. Политическаясистема современной России.
В соответствии со статьей1 Конституции Российская Федерация – есть демократическое федеративное правовоегосударство с республиканской формой правления.
Демократичность российскогогосударства проявляется в том, что его граждане равноправны и обладают широкимиправами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении деламигосударства. В России установлена выборность органов законодательной власти ипредставительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц:президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации.
Политическая система малочем отличается от политических систем других стран, но всё же имеет особенности,которые обусловливаются теми конкретными социальными, политическими, экономическимии иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых этасистема возникает, укрепляется и развивается.
Согласно Конституции, на общефедеральномуровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную– Правительство, а судебную – федеральные суды(Конституционный Суд, ВерховныйСуд, Высший Арбитражный Суд и иные). Президент Российской Федерации не являетсяорганом какой-либо из трёх ветвей власти, а, как сказано в четвёртой главеКонституции, в статье 80.2, «обеспечивает согласованное функционирование ивзаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти».
Такое разделение единойгосударственной власти проявляется, прежде всего, в осуществлении каждой из нихсамостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственногомеханизма. Целью такого разделения является обеспечение свободы граждан изаконности, создание гарантий от произвола. Также в условиях разделения власти однаветвь ограничивается другой, они взаимно уравновешивают друг друга,предотвращая монополизацию какой-либо ветвью власти
1.3.Правительство.
Правительство РоссийскойФедерации – высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти. Своюдеятельность осуществляет на основе Конституции, закона о Правительстве идругих федеральных законов и нормативных актов.
Правительство РоссийскойФедерации состоит из Председателя Правительства, заместителей ПредседателяПравительства и федеральных министров. Председатель Правительства РоссийскойФедерации назначается Президентом только после утверждения кандидатуры ГосударственнойДумой в течение недели со дня внесения представления. Позже выбранныйПредседатель Правительства выдвигает кандидатуры заместителей Председателя ифедеральных министров, которые должна либо утвердить, либо отклонитьГосударственная Дума также в течение недели со дня внесения представления.После трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства, егозаместителей и федеральных министров Президент Российской Федерации вправе самназначить их, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы в неё. ЗаместителиПредседателя Правительства и федеральные министры освобождаются от должностиПрезидентом Российской Федерации. Перед вновь избранным ПрезидентомПравительство слагает свои полномочия.
ПредседателемПравительства, заместителем Председателя или федеральным министром может быть гражданинРоссии, достигший 30 лет, который не имеет гражданства другой страны либо видана жительство в иностранном государстве. Также представителям Правительства запрещаетсяоткрывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценностив иностранных банках, расположенных за пределами территории РоссийскойФедерации.
Каждый федеральныйминистр отвечает за отдельную сферу жизни страны. Всего в России 21 министр:
1. Министр внутренних дел;
2. Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
3. Министр здравоохранения;
4. Министр иностранных дел;
5. Министр культуры;
6. Министр обороны;
7. Министр просвещения;
8. Министр науки и высшего образования;
9. Министр по развитию Дальнего Востока иАрктики;
10. Министрприродных ресурсов и экологии;
11. Министрпромышленности и торговли;
12. Министрцифрового развития, связи и массовых коммуникаций;
13. Министрсельского хозяйства;
14. Министрстроительства и жилищно-коммунального хозяйства;
15. Министрспорта;
16. Министртранспорта;
17. Министртруда и социальной защиты;
18. Министрфинансов;
19. Министрэкономического развития;
20. Министрэнергетики;
21. Министрюстиции.
Правительство РоссийскойФедерации:
· разрабатывает программы экономическогоразвития;
· разрабатывает программы социальногоразвития;
· создаёт условия для свободного развития предпринимательствана основе сочетания всех форм собственности;
· реализовывает в Российской Федерацииединую государственную политику в области здравоохранения, науки, образования;
· способствует развитию культуры;
· обеспечивает проведение в России единойфинансовой, кредитной и денежной политики;
· руководит социальным обеспечением,поддерживает слабо защищенные группы населения;
· осуществляет управление федеральнойсобственности;
· принимает меры по охране собственности,общественного порядка и борьбе с преступностью;
· проводит единую политику рационального природопользования;
· разрабатывает федеральный бюджет иобеспечивает его исполнение;
· осуществляет меры по обеспечению обороныстраны, государственной безопасности, реализации внешней политики;
· на основании и во исполнение Конституции РоссийскойФедерации, федеральных законов, нормативных указов Президента России издает постановленияи распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории РоссийскойФедерации.
1.4. Федеральное Собрание.
Федеральное Собраниесостоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы – и являетсяпредставительным, законодательным, постоянно действующим органом. Совет Федерациии Государственная Дума заседают раздельно. Их заседания являются открытыми, нов случаях, предусмотренных регламентом палаты, они вправе проводить закрытыезаседания. Также палаты могут собираться вместе для заслушивания посланийПрезидента Российской Федерации.
Государственная Думасостоит из 450 депутатов, избираемых гражданами России на основе всеобщегоравного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а СоветФедерации – из сенаторов, число которых определяется исходя из числа двухпредставителей от каждого субъекта страныи не более 30 представителейРоссийской Федерации, назначаемых Президентом, из которых не более семи могутбыть назначены пожизненно, а также сам Президент, прекративший исполнение своихполномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно вслучае отставки.
Сенатором может быть гражданинРоссии, достигший 30 лет, постоянно проживающий на территории РоссийскойФедерации, не имеющий гражданства другого государства либо вида на жительство вдругой стране. Также сенаторам в порядке, установленным федеральным законом,запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить ценности и наличныеденежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территорииРоссийской Федерации. Сенаторами могут быть назначены граждане, имеющиевыдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественнойдеятельности[3].
Одно и то же лицо неможет одновременно являться сенатором Совета Федерации и депутатомГосударственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иныхорганов государственной власти и местного самоуправления.
Депутатом ГосударственнойДумы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнеговозраста, имеющий право участвовать в выборах, который постоянно проживает вРоссии, не имеет гражданства иностранного государства либо вида на жительство вдругой стране. Также, как и сенаторам, депутатам запрещается открывать и иметьсчета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранныхбанках, которые располагаются за пределами территории Российской Федерации.
Сенаторы и депутатыобладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могутбыть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания наместе преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключениемслучаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечениябезопасности других людей.
Совет Федерацииизбирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Потакому же принципу Государственная Дума избирает из своего состава Председателяи его заместителей. Председатели и их заместители ведут заседания и ведаютвнутренним распорядком палаты.
В полномочияГосударственной Думы входит:
· приём федеральные законы;
· объявление амнистии;
· назначение на должность и освобождение отдолжности председателя Центрального банка Российской Федерации;
· дача согласия президенту РоссийскойФедерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
· заслушивание ежегодных отчётовПравительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числепо вопросам, поставленных Государственной Думой;
· решение вопроса о доверии ПравительствуРоссийской Федерации;
· назначение на должность и освобождение отдолжности председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины составаее аудиторов;
· назначение на должность и освобождение отдолжности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии ссоответствии с федеральным конституционным законом;
· выдвижение обвинения против ПрезидентаРоссийской Федерации для отрешения его от должности.
В полномочия СоветаФедерации входит:
· назначение на должность и освобождение отдолжности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
· назначение на должность судейКонституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральногопрокурора;
· отрешение Президента Российской Федерацииот должности;
· решение вопроса о возможностииспользования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации;
· утверждение указа Президента о введениивоенного или чрезвычайного положения;
· утверждение изменения границ междусубъектами Российской Федерации;
· назначение даты выборов Президента;
· назначение Конституционного судьи попредставлению президента.
Для осуществления контроляза исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Думавместе образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которойопределяются федеральным законом.
1.5. Федеральные суды.
Правосудие в РоссийскойФедерации осуществляется только судом. Судебную систему Российской Федерациисоставляют Конституционный Суд, Верховный Суд, который входит в число судов общейюрисдикции, арбитражные суды. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьями могут бытьграждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, у которых есть высшее юридическоеобразование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, которыепостоянно проживают в России, не имеют гражданства иностранного государствалибо вида на жительство другой страны. Судьям в порядке, установленномфедеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранитьналичные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных запределами территории Российской Федерации.
Судьи независимы иподчиняются только Конституции и федеральному закону. Установив прирассмотрении дела несоответствие акта государственного или другого органа закону,они принимают решение в соответствии с законом. Также судьи неприкосновенны инесменяемы.
Разбирательство дел вовсех судах открытое.Заочное разбирательство уголовных дел в судах недопускается. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправиясторон. Судопроизводство может осуществляться с участием присяжных заседателей.Финансирование судов производится только из федерального бюджета.
Конституционный судРоссийской Федерации – высший судебный орган конституционного контроля, состоящийиз19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению ПрезидентаРоссийской Федерации в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на 15лет.
ПолномочияКонституционного суда:
· разрешение дел о соответствии КонституцииРоссийской Федерации федеральных законов, иных нормативных актов федеральныхорганов, актов органов власти субъектов;
· разрешение споров о компетенции междуорганами власти разных ветвей и уровней;
· право толкования Конституции РоссийскойФедерации;
· вынесение окончательных решений по жалобамграждан и запросам судов;
· дача заключения о соблюдении установленногопорядка выдвижения обвинений против Президента Российской Федерации при егоотрешении от должности.
Верховный Суд – высшийсудебный орган по гражданским, уголовным, административным делам и по делам разрешенияэкономических споров. Действует в составе Председателя, заместителейПредседателя, судей и аппарата суда.
Компетенция ВерховногоСуда Российской Федерации:
· рассмотрение дела в качестве суда первойинстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по делам, возобновленныхв судопроизводстве ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств;
· изучение и обобщение судебной практики;
· ведение судебной статистики;
· законодательная инициатива;
· предоставление заключения о наличии илиотсутствии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления;
· осуществление судебных надзоров задеятельностью судов общей юрисдикции за арбитражными и военными судами.
Полномочия других судов общей юрисдикции:
· защита и охрана прав и свобод человека;
· защита нарушенных или оспариваемых прав;
· укрепление законности и правопорядка;
· предупреждение преступлений иадминистративных правонарушений;
· изучение и обобщение судебной практики;
· контроль за законностью и обоснованностьюдействий и решений государственных органов и должностных лиц;
· ведение и анализ судебной статистики;
· осуществление правосудия путем разрешенияпо существу уголовных, гражданских и административных дел;
· решение вопросов, связанных с исполнениемсудебных решений.
Арбитражный суд – постояннодействующий орган государственной власти, осуществляющий правосудие в сферепредпринимательской или иной экономической деятельности.
Полномочия арбитражногосуда:
· анализ судебной статистики;
· изучение и обобщение судебной статистики;
· подготовка предложения посовершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
· обращение в Конституционный Суд РоссийскойФедерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного илиподлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
· пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствампринятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
· рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственныхарбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенцииВерховного Суда РФ, арбитражных судов округов и специализированных арбитражныхсудов.
1.6. Президент.
Президент РоссийскойФедерации является главой государства и избирается сроком на шесть летгражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного правапри тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должностьПрезидента Российской Федерации более двух сроков. При вступлении в должность онприносит народу следующую присягу:«Клянусь при осуществлении полномочийПрезидента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека игражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищатьсуверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, вернослужить народу». Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствиисенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судейКонституционного Суда. Президент обладает неприкосновенностью. ПрезидентРоссийской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае егоотставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлятьпринадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы новогоПрезидента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев смомента досрочного прекращения исполнения полномочий предыдущего Президента.
Президентом РоссийскойФедерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет,постоянно проживающий в России не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранеегражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории другойстраны. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствииу него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан,ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которогобыла принята в Российскую Федерацию, и постоянно проживавших на территориипринятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в РоссийскуюФедерацию. Президенту запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранитьналичные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных запределами территории России[4].
Президент РоссийскойФедерации:
· назначает выборы Государственной Думы;
· распускает Государственную Думу;
· подписывает и обнародует федеральныезаконы;
· вносит законопроекты в ГосударственнуюДуму;
· утверждает военную доктрину РоссийскойФедерации;
· осуществляет помилование;
· осуществляет внешнюю политику РоссийскойФедерации;
· ведет переговоры и подписываетмеждународные договоры;
· формирует Администрацию ПрезидентаРоссийской Федерации;
· назначает и освобождает высшеекомандование Вооруженных Сил;
· обращается к Федеральному Собранию сежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутреннейи внешней политики государства;
· назначает референдумы;
· издает указы и распоряжения;
· решает вопросы гражданства ипредоставления политического убежища;
· награждает государственными наградами, присваиваетпочетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
· вводит военное положение на территорииРоссийской Федерации;
· назначает Председателя Правительства;
· принимает решение об отставкеПравительства Российской Федерации;
· назначает на должность заместителейПредседателя Правительства и федеральных министров;
· подписывает ратификационные грамоты;
· принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемыхпри нем дипломатических представителей;
Глава 2.Практическая часть.
2.1.Кодификатор ЕГЭ
Кодификатор элементовсодержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательныхорганизаций для проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) пообществознанию является одним из документов, определяющих содержание контрольныхизмерительных материалов (КИМ) ЕГЭ.
Один из блоков «Политика»предполагает знания о политической системе Российской Федерации.
Также мы обратились кдемоверсиям и сайту «Решу ЕГЭ», где изучили количество и состав заданий,относящихся к теме «Политика». И обнаружили, что задания на эту тему присутствуютв достаточном количестве в заданиях под номером 1, 10, 11, 12, 13, 19, 20, 24. Срединих есть те, где требуется выбрать верные суждения о политической системеРоссийской Федерации или установить соответствия между органами власти и ихполномочиями. Кроме того, 24-оезаданиеподразумеваетсоставление плана доклада окаком-либо органе власти нашей политической системы.
2.2.Задания ЕГЭ на тему«Органы государственной власти»
1)Тип 1 №12559
Ниже приведён перечень терминов.Все они, за исключением двух, относятся к субъектам законодательнойинициативы в РФ.
1) Президент РФ; 2) депутаты Государственной Думы РФ; 3)Правительство РФ; 4) органы местного самоуправления; 5) политическиепартии; 6) сенаторы.
Найдите две характеристики,«выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которымиони указаны.
2) Тип 10 № 41951
Выберите верные суждения опорядке избрания Президента РФ и запишите цифры, под которыми ониуказаны.
1) Президентом Российской Федерацииможет быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постояннопроживающий в Российской Федерации не менее 25 лет.
2) Президент Российской Федерацииизбирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации наоснове всеобщего равного и прямого избирательного права при тайномголосовании.
3) Порядок выборов ПрезидентаРоссийской Федерации определяется решением КонституционногоСуда РФ.
4) Президент Российской Федерацииможет хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках,расположенных за пределами территории Российской Федерации.
5) Президентом РФ не можетбыть избран гражданин РФ, который имеет вид на жительство или гражданствоиностранного государства.
3) Тип 10 № 8254
Выберите верные суждения ополномочиях Правительства Российской Федерации и запишите цифры,под которыми они указаны.
1) Объявление амнистии.
2) Изменение границ субъектовРоссийской Федерации.
3) Разработка федеральногобюджета.
4) Надзор за соблюдением законов.
5) Осуществление мер по обеспечениюобороны страны.
4) Тип 10 № 41951
Выберите верные суждения опорядке избрания Президента РФ и запишите цифры, под которыми ониуказаны.
1) Президентом Российской Федерацииможет быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постояннопроживающий в Российской Федерации не менее 25 лет.
2) Президент Российской Федерацииизбирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации наоснове всеобщего равного и прямого избирательного права при тайномголосовании.
3) Порядок выборов ПрезидентаРоссийской Федерации определяется решением КонституционногоСуда РФ.
4) Президент Российской Федерацииможет хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках,расположенных за пределами территории Российской Федерации.
5) Президентом РФ не может быть избран гражданин РФ, которыйимеет вид на жительство или гражданство иностранного государства.
5)Тип 11 № 397
Гражданка России Д. решилавыдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на пост ПрезидентаРФ. Однако, ознакомившись с ее документами, избирательная комиссияотказала ей в регистрации. Найдите в приведенном списке возможныепричины отказа.
1) гражданке Д. недавно исполнилось30 лет
2) гражданка Д. имеет второегражданство Колумбии
3) гражданка Д. является атеисткой
4) гражданка Д. на территорииРФ постоянно проживает 3 года
5) гражданка Д. не имеет высшегообразования
6)Тип 11 № 3581
Найдите в приведённом нижесписке полномочия Президента РФ, и выпишите цифры, под которымиони указаны.
1) выступлениев качестве главы государства с ежегодным посланием к Федеральномусобранию
2) внесение поправок в текстКонституции РФ и иные конституционные законы
3) отклонение (вето) на законопроекты,принятые Государственной Думой, с целью их повторного рассмотрения
4) роспуск Государственнойдумы и объявление досрочных парламентских выборов в случае несогласияпрезидента с позицией думы по бюджетным вопросам
5) подписание от имени РФ международныхдоговоров
6) назначение судей Конституционногосуда РФ
7)Тип 13 № 6355
Установите соответствиемежду функциями и субъектами государственной власти РоссийскойФедерации,которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберитесоответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
А) назначение выборов Президента РФ
Б) утверждение военной доктрины
В) управление федеральной государственной собственностью
Г) разработка федерального бюджета
Д) объявление амнистии
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
1) Президент РФ
2) Правительство РФ
3) Государственная Дума
4) Совет Федерации
8)Тип 13 № 7975
Установите соответствиемежду функциями государственной власти и субъектами, которые их исполняют:к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующуюпозицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
A) определение основных направлений внутренней и внешнейполитики государства
Б) назначение на должность федеральных министров
B) осуществление исполнительной власти Российской Федерации
Г) обеспечение проведения единой финансовой, кредитнойи денежной политики
Д) представление Российской Федерации внутри страны и вмеждународных отношениях
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
1) Президент РФ
2) Правительство РФ
9)Тип 12 № 6135
Что из перечисленногоотносится по Конституции РФ к полномочиям Президента РФ? Запишитецифры, под которыми они указаны.
1) утверждает военную доктрину
2) объявляет амнистию
3) принимает решение об отставкеПравительства РФ
4) осуществляет помилование
5) утверждает изменение границмежду субъектами РФ
6) назначает на должностьПредседателя Центрального банка РФ
10)Тип 12 № 10357
Какие органы осуществляют государственнуювласть на территории Российской Федерации? Запишите цифры, под которымиони указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Правительство
2) Федеральное Собрание
3) суды Российской Федерации
4) органы местного самоуправления
5) исполнительные органы СодружестваНезависимых Государств
11)Тип 19 № 10364
Какие три ветви власти называетавтор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт,приведите пример того, какие функции выполняет каждая из ветвей властив управлении государством.
12)Тип20 № 10859
Опираясь на содержание текста,знания обществоведческого курса приведите три примера системысдержек и противовесов между ветвями власти.
13)Тип24 № 8946
Используя обществоведческиезнания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существутему «Правительство РФ как институт исполнительной власти РФ». Пландолжен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированыв подпунктах.
14)Тип24 № 9831
Используя обществоведческие знания,составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Институтпрезидентства в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которыхдва или более детализированы в подпунктах.
15)Тип24 № 29817
Используя обществоведческиезнания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существутему «Высший орган исполнительной власти». Сложный план должен содержатьне менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу,из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количествоподпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менеетрёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных науквозможны только два подпункта.)
Заключение
Политическая система – важнейший системныйкомплекс, составляющий сущность почти всех процессов и явлений, оказывающихвлияние на интересы всех людей, а значит на все социальные и частные сферычеловеческой деятельности. Именно здесь проходит стержень социальной,экономической и культурной жизни общества. Именно здесь через столкновение исогласование воли различных общественных сил принимаются решения, способныеоказать влияние на развитие общества и государства. Демократическиепреобразования, заложенные Конституцией 1993 года, определили основныепараметры современной политической системы. В России действуют механизмыдемократизации системы, разделения властей, формирования гражданскогообщества, политического плюрализма.
В результате проведенного исследования были достигнутыпоставленные цель и задачи.
Было определено понятие «политическая система», её функциии структура.
Рассмотрены роли основных институтов политической системыРФ. Так, определено, что главенствующее место в Российской политической системезанимает государство.
Изучив статьи Конституции и воспользовавшись дополнительнойлитературой, мы смогли увидеть принцип организации власти в современной России.Мы с уверенностью можем говорить о том, что Россия – демократическоегосударство с республиканской формой правления, т.к
· источником власти является многонациональный народ, имеющийразличные рычаги воздействия на власть через разнообразные формы политическогоучастия;
· высшие органы государственной власти формируются народом;
· президент и парламент обладают большими полномочиями восуществлении власти в РФ.
Кроме того мы изучили сайт решу ЕГЭ, а также демоверсию и примерывариантов ЕГЭ по обществознанию под авторством О. А. Котовой, Т.Е. Лисковой исборник А. Ю. Лазебниковой. Мы выяснили, что задания на тему политика иконкретно «Органы государственной власти и их полномочия», достаточно широкопредставлены в вариантах в самых различных типах заданий. Нам кажется, что этатема требует доступного, краткого справочного материала, выпускники могли притренировке опираться на него, и в последствии к экзаменам запомнить этифункции.
Навыки, которые автор приобрел в ходе работы надпроектом. Поиск, анализ, синтез, сопоставление информации
Продуктом нашей работы являются несколько отдельных и одна общаясводная таблица, которые раскрывают функции и полномочия органов власти, чтоможет быть очень хорошей помощью для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
В настоящее время нашастрана переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории.Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печатиоткрывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как вобыденной жизни, так и политической сфере. Однако наряду с открывшимисявозможностями перед россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Так,люди старшего поколения до сих пор не могут привыкнуть к либерализированнойэкономике, считают коммерсантов перекупщиками-спекулянтами, не понимая, что этотяжёлый труд. Гораздо легче и проще было раньше и политическое устройствонашего государства. Одна партия, один лидер, единственная идеологическая схема.Но не только взрослым людям нелегко сориентироваться в этом разнообразиипартий, движений, сект. Наша молодёжь находится в ещё более противоречивомположении. Старые ценности изжили себя, а новые еще окончательно несформировались. Россия всегда шла своим необычным путем, как в культурномразвитии, так и в политическом. В настоящий момент ситуация можетнепредсказуемо измениться. Поэтому каждый гражданин должен для себя сделатьчёткий вывод, понять, что бы он желал изменить в нашей жизни, какую позицию поотношению к устройству государства, политической власти, внутренней и внешнейполитики правительства он занимает.
Списокиспользованных источников
1. Конституция РФ
2. Белов Г.А. Функции политическойсистемы // Кентавр. 1995. №3 5. Белов Г. «Эволюция нормативнойполитической системы современного российского общества».
3. Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994 Каменская Г.В..
4. Кравченко А.И. Политология: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2008.
5. Политология. Курс лекций: Учеб. пособие / Под ред. М.Н.Марченко. 4-е изд, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2009.
6. Родионов А.Н. Политическиесистемы современности Учебное пособие., 1994.
7. Политология:Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. — М.: Изд-воМоск. коммерч. Ун-та. 2005
8. СадриевМ.М. Политическая система России и ее особенности: Учебное пособие. — Уфа:БГПУ, 2006.
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г