Государственное бюджетное учреждение реабилитационный центр длядетей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г.НефтекамскаРеспублики Башкортостан Филиалреабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья вБалтачевском районе РБ
Проектнаяработа на тему:
«Развитиемелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения»
Разработала: инструктор по труду
Султанова Л.А.
с.Старобалтачево-2023г.
Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка — важный период дляего дальнейшего развития.В это время развиваетсяи формируется «фундамент» его личности. Сенсомоторное развитие являетсяодним из ведущих факторов развития в дошкольном возрасте, что особенно важно дляребенка с нарушениемзрения, так как в этом возрасте у него формируются механизмы адаптации,которые позволят ему приспособиться к функционированию в окружающем мире беззрительного контроля.
Проблема развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрениятак актуальна, и определяется тем, что развитие осязания и мелкой моторики связано с развитиемпознавательной, волевой и эмоциональной сфер жизнедеятельности, чтоважно для их социализации в окружающий мир.
Развитие органов чувству детей происходит очень интенсивно. Дети получают представленияоб окружающем мире, которые необходимо освоить и упорядочить. У детей с нарушениями зрения восприятиеокружающего мира протекает на суженной сенсорной основе, они получаютограниченную, а иногда и искажённую информацию. Нарушенное зрение затрудняет получить информацию опредметах окружающего мира и отрицательно сказывается на развитии уменияиспользовать их в деятельности.
У детейс патологией зрения снижена познавательная и двигательнаяактивность. Это сдерживает развитие осязательной чувствительности и моторики рук,отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности,скоординированных действий глаза и руки, моторной готовности руки к письму. Между зрением иосязанием много общего. Их основное сходство – в двигательном поведении. Рука,ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключениемокрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки.
Ребенокбольшую часть информации получает благодаря зрению. Ребенок со зрительными нарушениями нуждается в полученииинформации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств:через остаточное зрение,слух, осязание, обоняние, вкус. Именно благодаря им ребенок создает себефундамент дальнейшего развития — физического и умственного. Осязаниеявляется мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяетребенку, имеющему проблемы со зрением, познать признаки и свойства окружающегомира. Развитие осязания- хорошая основа для развития мелкой моторики.
Развитиемелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, таккак ему понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнятьсоциально-бытовые действия: зашнуровывать ботинки, завязыватьбантики, манипулировать мелкими предметами, писать, рисовать и т. д., поэтомуот развития мелкоймоторики напрямую зависит качество жизни.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательнойчувствительности и мелкоймоторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети счастичной патологией зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и неосознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительнойинформации. Среди детейс нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети впрактической деятельности опираются на своё дефектное зрение, другие с оченьнизкой остротой зрения,опираются на осязание, не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаяхстрадают процессы познания, ориентировки в пространстве и практическойдеятельности.
Из-за нарушений зрения дети не могут спонтанно овладетьразличными предметами – практическими действиями, как это происходит унормально видящих детей. Мышцы рук детей снарушением зрения оказываются вялыми, напряжёнными. Всё этозадерживает развитие тактильнойчувствительности и моторикирук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практическойдеятельности и обогащения социального опыта детей.
Каждоезанятие должно включать в себя как минимум две коррекционные части:
1) Упражнения для рук(самомассаж, пальчиковые игры и т. д.) Они необходимы для снятия напряженностимышц кисти и пальцев, развития гибкости и подвижности;
2) Ознакомление детей сприёмами выполнения различных предметно-практической деятельности, развивающихмелкую моторику.
Находясь дома, родителям, необходимо научить ребёнка ощупыватьпредметы, манипулировать с ними в игре или в домашнем труде. Научить детейобследовать предметы, познакомить с набором необходимой информации (о форме,цвете, размере, температуре), которую можно получить с помощью остаточногозрения и осязания.
Чтобы процесс развития моторики у ребёнка с нарушением зренияпротекал наиболее успешно, надо заниматься с ним ручным трудом, аппликацией,играть с мозаиками, заниматься конструированием, лепкой, аппликационной лепкой,различными видами плетения, застегиванием и расстегиванием пуговиц, работать собводками, трафаретами, рисованием и разнообразными дидактическими играми.Занимаясь с ребёнком, нельзя забывать использовать упражнения для рук. Уровеньразвития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьномуобучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеетлогически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связнаяречь.
Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение,поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений. Вдидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получаетвозможность самостоятельно действовать с определенными предметами, приобретаясобственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то естьсоздаются условия для осуществления сенсорного воспитания.
Для развития осязательнойчувствительности и мелкоймоторики пальцев и кистей рук у слабовидящих детей большую рольиграет игра. Игра увлекает и радует детей. В играхразвивается речь, воображение, память, внимание, появляются интересы. Игра с детьми помогает достичь наилучшего результата,так как в игре ребёнок смел, раскрепощён, в игре всегда присутствуетвоображаемая ситуация. В игре ребёнок творит. Иногда достаточно одной фразы длятого, чтобы ребёнок вошёл в образ сказочного героя и выполнял задание с большиминтересом и ответственностью. Так, например, играя в Золушку, дети судовольствием перебирают крупу, горох, фасоль, одновременно развивая пальцы изакрепляя знания о том, из чего делают кашу, варят суп. На любых занятиях можноосуществлять работу по развитию мелкой моторики рук и по развитию осязания у детей дошкольноговозраста с нарушениемзрения, включая определённые игры, упражнения.
Итак, игры для детей с нарушениями зрения
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ
В раннем детстве для деток актуальны звучащие и простые тактильныеигрушки:
1. Тактильные шарики с пищалками.
Даваямалышу игрушку, например, фигурку животного, рассказывать о ней (что это,какого цвета, размера, из чего сделана). Нужно, чтобы ребенок эту игрушкухорошо ощупал руками, постарался назвать ее части. Игрушки даются ребенку поодной: когда с одной ребенок хорошо познакомится, следует дать ему другую.Торопить при этом малыша не стоит.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Начиная с 3 лет малышам подойдут игрушки, которые можнонанизывать, вкладывать, вынимать переставлять, смешивать, перекладывать.
очень любимы детками такие игры, как классические, развивающие:
1. Рамки-вкладыши с объемными фигурами, геометрическимифигурками, животными.
2. Пирамидки с деталями разных форм и размеров.
3. Досочки Сегена в потрясающем тактильномисполнении! Чудо-куб наполнен вкладышами с различной текстурированнойповерхностью. С такой игрой даже взрослые с удовольствием играют!
4. Мозаики из деревянных палочек.
5. Познакомится с понятиями «большой-маленький», «толстый-тонкий».
6. Игры с песком (лучше влажным) и водой. Для водных процедурподойдут тактильные шарики. Можно учиться удерживать их под водой,создавать волны руками и т.д.
Очень актуальна уже в 3-летнем возрасте работа с пластилиномили тестом.
Попробуйте и такие игры:
1. Шарики лежат вперемежку в одной коробке. Дайте ребенку другуюкоробочку, разделенную на два отделения, и предложите в одно отделение положитьвсе кубики, в другое ─ все шарики.
2. Игра «Угадай, что у меня в руке?». На стол кладут предметы,можно геометрические тела. Ребенок ощупывает руками, должен назвать этипредметы. Убираем один предмет, и попросить малыша отгадать, какой предметвзят. Ребенок ощупывает то, что лежит на столе, и отгадывает, что находится вруке.
3. «Сколько игрушек ты вынул из мешочка?» В мешочек кладуткакие-нибудь легкие однородные предметы (кубики, квадратики, рыбки и т. п.) идают ребенку задание вынуть из мешочка один, два или три предмета. Приучаютдетей различать «много» предметов, «мало» предметов. Знакомят их с числами 1,2, 3: подают один кубик, два или три кубика и требуют ответить на вопрос,сколько дано предметов.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ
Ролевые игры.
Позвольте ребенку выбирать себе роли в игре и исполнять их. Важнонаводящими вопросами помогать ребенку, развивать сюжет игры, делать его болеенаполненным. Обыгрывайте взаимоотношения людей, различные социальные роли,эмоции.
1. «Угадай по звуку». Ребенок должен определить, что делает мама:убирают со стола посуду, листает книгу, играет на музыкальном инструменте.
2. «Принеси игрушки». На столе лежат игрушки. Ребенку дают ощупатьруками, в каком порядке лежат игрушки. Попросите малыша принести два кубика илитри шарика. Ребенок идет от мамы к столу и приносит ей нужные игрушки. Этиприемы счета очень полезны для детей: играя, они двигаются и учатся считать наконкретных предметах, развивает ориентир
3. «Кто знает, пусть дальше считает». Возьмите один кубик и назовитепорядковое число: «Первый»; «Второй», ─ продолжает ребенок, берет кубик иставит на стол рядом с первым; «третий»… и так до 5 или больше.
4. Поставьте перед малышом коробку с предметами (кубиками, например).Хлопните в ладоши несколько раз. Попросите малыша достать из коробки столькопредметов, сколько было хлопков.
5. Игры на определение формы. «Больше — меньше», «большой – средний– маленький».
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ
1. «Что изменилось?». Положите на стол несколько различных предметови дайте их ощупать ребенку. После этого поменяйте местами или уберите одинпредмет. Предложите малышу проверить, что изменилось на столе.
2. «Найди предмет». Спрячьте игрушку, которую можно легко найти, еслиследовать в указанном направлении. Давайте ребенку подсказки: «Пойдешь отсюда(указывает место) прямо, дойдешь до стены, поверни направо, дойдешь до угла,там стоит стул, найди его и начинай искать, там я спрятала игрушку». Ребенокотправляется искать, ему напоминают о направлении, особенно там, где требуетсяповорот. Эта игра очень полезна потому, что развивает у деток ориентировку.
Еще хочется сказать, к нам ходят двое детишек. Мальчик и девочка.У обеих полная слепота, мальчику 2 годика, а девочке 4. Мы на занятияхтрудотерапии развиваем мелкую моторику в игровой форме: тоже те игры, которые яперечислила выше, плюс еще индивидуально занимаемся такими как:
1. Пальчиковыеупр.
2. Спрашиваючасти тела, — и показываем обеими руками
3. рисуемв воздухе, на ладошке, на столе, на плоскости
4. играс карандашами (катание между ладошками), с шариком – футбол
5. учимсядуть на бумагу, на мяч, рвать бумагу, газету
6. счетцифр (Работа с пальчиками)
7. клубок нити для наматывания и т.д.
Играйте и развивайтесь с удовольствием!