X-PDF

Проектная работа по курсу: «Создание воспитывающей среды образовательной организации общего образования» Тема: «Психолого-педагогические особенности воспитания и обучения в условиях информатизации и цифровизации»

Поделиться статьей

Министерство просвещенияРоссийской Федерации

Московский педагогическийгосударственный университет Проектная работа по курсу:

«Создание воспитывающей средыобразовательной организации общегообразования»

Тема: «Психолого-педагогические особенности воспитанияи обучения в условиях информатизации и цифровизации»

Работу выполнил:  учитель информатики

Троегубова СветланаВикторовна 

24.08.2021 

Москва, 2021 г

             

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………. 3

Психолого-педагогические особенности цифрового поколения………………… 5

Важные аспекты обучения поколения Z в условиях информатизации ицифровизации………………………………………………………………………………………………………….. 8

Важные аспекты воспитания поколения Z в условиях информатизации ицифровизации………………………………………………………………………………………………………… 12

Перечень источников, литературы……………………………………………………….. 15

 

 

             

Введение

Стремительное развитие цифровых технологий незаметно длянас самих расширяет наше личное информационное пространство, создаетвиртуальную реальность для быстрого поиска и обмена информацией. Рожденное вэпоху развития «цифры» современное поколение с легкостью осваивает программныепродукты, предназначенные для сбора, обработки, передачи информации. Обилиеинформации, активная вовлеченность современного ребенка в сетевое общениеприводит к появлению у него характерных особенностей так называемого поколенияZ, которые являются результатом адаптации ребенка к современной жизни.Обращаясь к теории поколений, предложенной Нейлом Хоувом (NeilHowe) и УильямомШтраусом (WilliamStrauss) можно выделить некоторые ключевые особенностимолодого поколения. Несмотря на то, что данную теорию, скорее всего не стоитвоспринимать как основную в определении индивидуальных черт учеников, многиепреподаватели в своей практической деятельности констатируют наличие выделенныхособенностей у своих воспитанников.

Назовем некоторые из них. Учителю достаточно трудно слишкомдолго удерживать внимание учеников на уроке, не меняя вида деятельности, нестремясь поддержать интерес к пройденному материалу, не аппелируя кпрактическому применению данной информации. Ответ на вопрос учителясовременному ученику быстрее найти в интернете, большие объемы информации онвоспринимает с трудом. Концентрация на задаче может быть неустойчива, слабовыражены волевые качества, терпение, упорство в достижении цели.

Возможность делать несколько дел одновременно,многозадачность с одной стороны может быть плюсом для ребенка, но одновременноснижает способность к глубокому анализу явлений.Безопасность, комфорт,доброжелательная семейная атмосфера, поддержка, поощрение успехов, потребностьв саморазвитии – все это очень важно для поколения Z.

О развитии человечества в направлении совершенствованияорудий труда в рамкахтеории общественного развития утверждал  и русский ученыйФ. Энгельс. Похожие идеи выдвигал Л.С. Выготский в рамках культурноисторическойтеории развития высших психических функций человека в зависимости от сменыорудий труда.

Интересными представляются исследованиядоктора медицины, профессораГ. Смолла, который  утверждает, что в мозгечеловека нейронные пути меняются под влиянием каждодневного примененияинформационных технологий.

В свете вышесказанного актуальной и востребованнойстановится задача определения психолого-педагогических особенностей воспитанияи обучения современного поколения в условиях информатизации и цифровизации.

Таким образом, целью данного проекта является выделениеключевых аспектов, новых тенденций, акцентов в воспитании и обучениисовременного поколения учащихся, направленных на эффективное взаимодействиеучителя с молодым поколением в современных условиях информатизации ицифровизации.

             

Психолого-педагогические особенности цифровогопоколения

Согласно теории поколений Нейла Хоува и Уильяма Штраусадетей, рождённых в начале двухтысячных годов авторы данной теории относят кцифровом поколению Z. Согласно данной теории примерно каждые 20 лет можноидентифицировать поколения, которые отличаются друг от друга характернымиособенностями, убеждениями, моделями поведения, ценностями. Теория поколенийШтрауса и Хоува получила распространение во многих странах мира, в том числе ив России. Это связано с тем, что такие явления, как появление интернета,качественной мобильной связи являются общими для разных стран. Существуют такжемнения о том, что данная теория нуждается в адаптации под российские условия.

Постараемся выделитьосновные характерные черты поколения Z.

Эти черты, конечно же, связаны с тем, что данное поколениеживет в мире технологий, интернета с момента рождения. Именно поэтому цифровоепоколение может работать в режиме многозадачности, быстро переключать внимание.Основной ценностью для поколения Z является саморазвитие, самоактуализация. Ониценят знания и навыки, которые как они думают, реально пригодятся им в практическойжизни и будут способствовать их личностному росту. Обучение они хотели бывоспринимать как «напряженное удовольствие». Если им не интересно на уроке,внимание быстро теряется и происходит переключение на какую-то другую задачу.Для поколения Z очень важен комфорт и состояние безопасности. Согласноисследованиям Сбербанка успешная карьера уже не является основной целью. Дляних важным становится именно ощущениесобственной значимости для данногоколлектива, возможности самореализации, саморазвития в данной среде, комфортнаяобстановка и ощущение безопасности в собственной семье. Саморазвитиевоспринимается как возможность раскрыть свои таланты и выделиться на фонедругих, проявить себя как индивидуальность.

Одним из интересных выводов, который был сделан в данномисследовании это то, что у поколения Z нет уверенности в том, что длядостижения какой-то цели нужны постепенные усилия, терпение, отдача. Они верятв «быстрый успех», если этого не происходит, значит, это направление не дляних, — так они считают. 

Необходимо отметить близкую связь со своими родителями,которые в состоянии неопределенности всегда готовы поддержать, встать насторону ребенка. По отношению к взрослым в них присутствует уважение кпрофессионалам, которые любят свою работу. Учитель должен быть достаточнотактичным и корректным в общении с такими детьми, так как давление со стороныучителя или какие-то негативные формулировки приводят сразу же кдемотивации.Таким образом, возникает проблема педагогической оценки современных детей. 

В свете вышесказанного достаточно актуальными и интереснымиявляются исследования влияния ежедневного взаимодействия человека и технологийна формирование нейронных путей. Доктор медицинских наук и профессор Смолвыдвинул гипотезу о том, что веб-серфинг приводит к состоянию стресса, а такжевыбросу гормонов. Как следствие возникает проблема техногенного истощениямозга. Но и она  является временной, так как вследствие адаптации нервнаясистема представителей следующих поколений уже не будет так реагировать навиртуальную среду интернета.Смол сделал вывод о том, что опыт работы с сетьюинтернет это новая практика для центральной нервной системы, и онадействительно меняет привычные процессы мозга. Постоянное нахождение ввизуальной среде с ранних лет способствует приобретению навыка восприятияобраза в целом, отличной концентрации на визуальном объекте. В тоже времяучащиеся могут испытывать трудности восприятия большого текста, а такжеизвлечения информации из этого текста.Исследователями Йельского университетабыло обнаружено то, что информация из интернета является даже более значимой иболее достоверной для этих детей, чем собственные знания.

Одним из признаков цифрового поколения являетсяамбидекстрия как способность выполнять действия правой и левой рукой содинаковой скоростью и эффективностью. Левое полушарие отвечает за логику,анализ, правое поддерживает такие способности, как воображение, фантазию,интуицию. Гармоничное развитие левого и правого полушария головного мозгаприводит к успеху в любой деятельности.К плюсам амбидекстрии можно отнестиуспешность в многозадачных направлениях, быструю оценку ситуации, быстроепринятие сложных решений. Несмотря на положительные стороны,у этого явленияприсутствуют и  отрицательные аспекты. Например, быстрая утомляемость,повышенная нервозность, обидчивость, рассеянность, страх неудачи, неуверенностьв себе.

Одной из характерных черт представителей цифровогопоколения является клиповое мышление. Оно формируется как результат адаптации квосприятию мира через короткие яркие образы. Посредством клипового мышленияцентральная нервная система защищается от огромного количества информации,которое потребляет цифровой подросток. Прокручивание ленты событий, новостей,сообщений приводит к тому, что мир воспринимается нецелостно, а какпоследовательность безсвязанных событий. Процесс web-сёрфингазатягиваетподростка, он ждет обновления информации, постоянно проверяет новости исообщения ВКонтакте. Данная ситуация не способствует развитию хорошейконцентрации, способности анализировать, запоминать. Психологи говорят о том,что существует риск сниженияэмпатии и способности поколения Z владетьневербальным языком оффлайни понимать язык тела, поддерживать зрительныйконтакт.

 

           

Важные аспекты обучения поколения Z в условияхинформатизации и цифровизации

Для более эффективного взаимодействия учителя и учеников вусловиях информатизации и цифровизации необходимы новые дидактические принципыобучения, которые опирались бы на обозначенные ранее психолого-педагогические особенностицифрового поколения. Попробуем выделить некоторые из них.

Принцип динамичного порционного информационного потока

Необходимо делить информацию, делить сам урок на короткиеинтервалы, менять виды деятельности, обеспечивать динамичность урока. Учителюнеобходимо структурировать учебный материал таким образом, чтобы обеспечитьдоступностьглавной информации для усвоения обучающимися. Необходимо бороться сизбыточностью информации. 

Принцип визуализации информации

Необходимо использовать визуальные методы представленияинформации. Реализация данного принципа подразумевает визуальное рецептивноеструктурирование и максимально эффективную подачу материала для визуального еёпоглощения. У поколения Z часть мозга, которая влияет на зрительныеспособности, развита гораздо сильнее, поэтому ученики лучше всего реагируют навизуальное обучение. Учителю необходимо предоставлять учащимся большеиллюстраций, инфографики, схем, видео, применять  интерактивные тесты изадания.

Принцип практикоориентированности преемственносвязанный с традиционным дидактическим принципом связи обучения с жизньюдостаточно актуален при обучении современного цифрового поколения. Сегодняшнимученикам очень важно знать, зачем им конкретные знания и как это можетпригодиться им в жизни, поэтому необходимо выстраивать связь между теорией, скоторой мы знакомим детей и  какой-то современной практико-ориентированнойзадачей.

             

Принцип включённого оценивания

Наличие обратной связи является очень важным длясовременного поколения.Учащиеся хотят сразу же получить оценку своего труда,важна быстрая обратная связь. Она необходима для достижения любой, даже самойнебольшой задачи. Причём ученики хотят получить именно хорошую оценку своейдеятельности, то есть ждут поддержки, поощрения. Критиковать нужноаргументировано, мягко направлять, побуждать к глубокому изучению предмета,необходимо практиковать бережное отношение к учащимся. Только так они остаютсявовлеченными в процесс обучения, в противном случае происходит демотивация.Необходимо создавать открытую среду для критического взаимодействия, чтобыкаждый мог высказать своё мнение. Аудитория, класс должны стать безопаснымместом для ученика.Каждый обучающийся имеет право на ошибку, её исправление, втом числе посредством любого необходимого количества закрепляющих повторений.

Принцип обучения в сотрудничестве и взаимодействии(принцип интерактивности)может быть соотнесен с традиционным дидактическимпринципом сознательности и активности. Имеется в виду построение учебногопроцесса на основе активной многосторонней коммуникации, осуществляемой вразных формах между обучающимися и педагогами и другими субъектами,вовлеченными в образовательный процесс, использование групповых форморганизации учебной работы.

Принцип гибкости и адаптивности представляет собойразвитие идеи индивидуального подхода в обучении применительно к условиямцифрового образовательного процесса. Для поколения Z крайне важнаперсонализация. Они хотят продемонстрировать свою уникальность, осуществитьвыбор направления будущего обучения, актуальным для них является построениеиндивидуального образовательного маршрута, причём уже на средней ступениобучения, а не только в старших классах.

Одной из характерных особенностей цифрового поколенияявляется с одной стороны доверие к информации из интернета, с другой,недостаточный анализ источников информации. Информация, предоставляемая в качествеответов на запрос поисковой системы может быть не адаптирована под возрастныеособенности ребенка. Именно поэтому учитель может быть проводником в огромномколичестве информации, он может рекомендовать ресурсы для углубленного изучениясвоего предмета, разместить на своем сайте ссылки на интересные и значимыеисточники. Сайт учителя может быть наполнен интересным и важным для успешногообучения контентом. Предоставляя информацию таким образом, учитель можетпереключать внимание учащихся на важные темы и закреплять их. Сильным ученикамможно предлагать самостоятельную разработку учебного контента.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

В данном контексте хочется поговорить о домашнем заданииученика. Если мы даем одни и те же задачи в качестве домашнего задания всемучащимся, например  по математике, физике, то в 90 % случаев мы простополучаем  мгновенный поиск ее решения в интернете. Поэтому привлечениеобразовательных платформ, генерирующих разные начальные условия в задаче дляконкретного ученика и выдающих оценку после выполнения работы, будет болееоправданным (реализация принципа персонализации и принципа включенной оценки).Можно закодировать домашнее задание рисунком, например, это может быть чертежпо геометрии, рисунок-схема процесса по физике с указанием тех величин, которыеданы. Для базовых заданий, которые должны решать все ученики необходимо даватьразъяснения, задающие вектор решения. Тогда вероятность самостоятельноговыполнения повышается. На следующем уроке можно предложить учащимся осуществитьзащиту своего решения.

Также является очень актуальным вопрос наличия телефона науроке. Забрать телефон на время? или скорее всего лучше договориться… неиспользовать его на уроке для развлечений. Тогда как его можно внедрить вучебный процесс? Если есть общая группа с классом можно сбросить в нее условиезадачи, которую решаем или ссылку на какой-то важный материал.

          Подводя       итоги,        хочется        отметить,        что        эффективными

инструментамиучителя являются наблюдение засвоими учениками, анализ и рефлексия результативности применяемых методов,способов обучения, применение индивидуального подхода, а также выбороптимальных форм именно для данного класса, группы. 

 

 

 

 

 

                 

Важные аспекты воспитания поколения Z в условияхинформатизации и цифровизации

В 2015 году Правительством Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до2025 года», где указано, что приоритетной задачей в сфере воспитания детейявляется развитие высоконравственной личности, разделяющей российскиетрадиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовойк мирному созиданию и защите Родины.

Ставятся задачи не только информационного,организационнометодического оснащения воспитательной деятельности всоответствии с современными требованиями, но и использование возможностейинформационных ресурсов для популяризации в информационном пространстветрадиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных,семейных ценностей и норм поведения. В условиях негативного воздействия сетиинтернет важно обеспечить условия защиты детей от информации, причиняющей вредих здоровью и психическому развитию.[1]

На первый план выходят кибербезопасность, киберсоциализацияи здоровьесбережение. В РФ принят закон «О защите детей от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ, согласнокоторому родителям следует установить для ребенка четкое ограниченное время сцифровыми устройствами. Следить за временем и контентом в сети для многихродителей достаточно сложно, поэтому наряду с формальным контролем необходимонаполнять детское время совместным общением, деятельностью, физическойактивностью, чаще проводить время вместе, вместе сопереживать, вместерадоваться победам, вместе использовать виртуальный мир для развития. Возможнопереключение ребенка на занятия в творческих объединениях, спортивных секциях,волонтёрские организациях, кружках, которые сформируют у ребенка четкиепотребности в конкретной информации. В связи с этим очень важным являетсявоспитательное пространство, которое создается образовательной организацией, вкоторой учится ребенок.

Педагогический̆ коллектив образовательной организациисовместно определяет те ценности, к которым будет стремиться в процессевоспитания, формулирует цели, принципы воспитательного процесса. Принципывоспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основныетребования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Выделим некоторые важнейшие принципы воспитания, наиболееактуальные для воспитательного пространства поколения Z.

Принцип опоры наположительное в ребенке 

Предполагает формирование в ребенке положительныхсоциальных качеств доводя их до определенного уровня и гармоническогосочетания, выявляя в ребенке его положительный потенциал и опираясь на него.

В воспитательном процессе необходимо стремиться ксотрудничеству, терпению, заинтересованности, акцентировать внимание не напромахах и недостатках учащихся, а действовать наоборот — выявлять и опиратьсяна положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь кприроде, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачитрудового, нравственного, эстетического и других видов воспитания.

Принцип личностнойориентации образовательного процесса:

Данный принцип требует обеспечения психологическойкомфортности каждой личности, создание условий для полной реализации еёиндивидуальных особенностей, интересов, установок, направленности; созданиеатмосферы педагогического оптимизма; ориентации на успех и мотивациюуспешности. Обучение выступает как средство развития личности каждогоиндивидуума. Каждая личность уникальна, личностное развитие ребенка вприоритете, учитель ориентируется на внутреннюю мотивацию обучения и свободувыбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни. Ключевыминаправлениями деятельности являются самореализация– раскрытие и развитиеприродных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей,знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующимв обществе правилам и нормам жизни; индивидуализация – развитие продуктивно –творческого индивидуально – неповторимого потенциала личности.

Принцип деятельностной ориентации предполагаетвзаимодействие с учащимися с учетом его предшествующего развития исубъективного опыта. Основополагающей идеей организации образовательногопроцесса является идея интеграции всех видов деятельности: учебной,художественноэстетической, трудовой, спортивной и так далее, что воплощается всоздании личностно-ориентированной воспитательной системы школы,

предполагающей переход отпедагогики мероприятий к педагогике общения.

Принцип согласованности педагогического влияния требует,чтобы все причастные к воспитанию лица действовали сообща, предъявляявоспитаннику согласованные требования.

Принцип культуросообразности заключается в том, чтосодержание, методы и формы образования должны отражать культурные ценности,присущие не только российскому этносу, но и социуму региона.

Принцип ориентации наидеал. 

Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оноорганизуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирамичеловеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Ввоспитании важны идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народовРоссии, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народовмира.

Перечень источников, литературы

1.                 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской

Федерации на период до 2025года»»https://rg.ru/2015/06/08/vospitaniedok.html

2.                 Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории иопыте православной педагогической культуры , 2010

3.                 Тамарская Н.В. Особенности подготовки преподавателей университетак обучению поколения Z//Ярославский педагогический вестник. 2019. №5 (110). С.51-57.

4.                 Голубинская А.В., Нейрокогнитивный подход к исследованиюпоколения Z, Национальный исследовательский Нижегородский

Государственныйуниверситет им. Н.И. Лобачевского, International Journal of

Humanities and NaturalSciences, vol.1, part 1

5.                 Воспитание как стратегический национальный приоритет: международныйнаучно-образовательный форум. Часть 2 / Уральский государственныйпедагогический университет ; гл. ред. Б. М. Игошев. – Екатеринбург, 2021

6.                 Парпура Т. С., ФГАОУ ВО «Российскийгосударственныйпрофессионально-педагогический университет», «Особенности воспитательной работыв условиях цифровизации образования»

Екатеринбург, 2018

7.                 Исследование Сбербанка «30 фактов о современной молодежи» —

ПАО Сбербанк, 2017

8.                 Проект дидактической концепции цифрового профессиональногообразования и обучения. – М.: Издательство «Перо», 2019 

9.                 Цифровое воспитание детей: что советуют международные

эксперты?https://zen.yandex.ru/media/id/5b3ce1829d936000a8dcae9f/cifrovoevospitanie-detei-chto-sovetuiut-mejdunarodnye-eksperty5b4250a9b14bc000aacf851e(дата обращения 24.08.2021)


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет