Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение Курагинская средняяобщеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А.А.Петряева
Проектнаяработа
Тема:«Расширение словарного запаса через изучение антонимов в английском языке»
Выполнила:
РоманченкоСофья Евгеньевна
8Г класс
Руководитель:
ДавлееваНаталья Юрьевна
пгт. Курагино, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ВВЕДЕНИЕ…….……………………………………………..…..стр.3
2.ОСНОВНАЯЧАСТЬ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯЧАСТЬ
АНТОНИМЫКАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИКИ………………………………………………………………….стр. 5
2.1.ПОНЯТИЕ «АНТОНИМЫ»…………………………………..стр. 5
2.2.АНТОНИМЫИ ИХ ТИПЫ……………………………………….стр.6
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
АНТОНИМЫ КАК ОДНИ ИЗ ТРУДНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХЕДИНИЦ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ……………………стр.8
3.1. СЛОВАРЬ НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫХАНТОНИМИЧНЫХ ПАР………………………………………………………стр.9
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..стр.12
5.СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ……………………..стр.13
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.…………………………………………………стр. 14
1. ВЕДЕНИЕ
Визучении английского языка важным качеством является умение спонтанно говоритьна английском языке. Одним из моментов, где мы можем уже с этим столкнуться -это Всероссийская проверочная работа по английскому языку, в которой былозадание описать картинку. Чтобы выполнить это задание нужно иметь большойсловарный запас, так как речь должна быть разнообразной.
Науроках английского языка мы помимо грамматики и лексики, стараемся узнать какможно больше синонимов и антонимов, чтобы разнообразить свою речь, сделать еёболее красочной и правильной. По нашему словарному запасу у людей складываетсявпечатление о нас, поэтому развитой язык очень важен для людей.
Заинтересовавшисьданной тематикой, я провела анкетирование, из которого обнаружилась проблема,что большинству ребят труднее привести слова-антонимы, чем синонимы (Приложение№ 1). Как правило, этопроисходит из-за того,что не всегда уделяется внимание антонимам на уроках английского языка в школе.
Однако, на наш взгляд, наиболее популярные ичасто употребляемые антонимы можно выделить в отдельную группу для изучения английских слов. Мы предполагаем, что слова лучше учитьгруппами. То есть когда слова каким-то образом связаны между собой.
Изучениеантонимов в английском языке, так же, как и синонимов, способствует расширениюзапаса слов и повышению уровня владения языком. С помощью составленияантонимических пар можно запомнить значительно больше лексических единиц, чемпри простом их заучивании. Этим и обусловлена актуальность данного проекта.
Цель:составить словарь наиболее употребляемыхслов-антонимов как один из эффективных способов расширения словарного запаса.
Задачи:
1. изучить и проанализировать литературу обантонимах;
2. найти определение понятию «антонимы»;
3. выделить типы антонимов;
4. определить трудности, возникающие приизучении антонимов;
5. подобрать антонимические пары наиболееупотребляемых слов-антонимов.
В своем проекте яиспользовала следующие методы:
1. теоретической анализ и синтез информациипри изучении литературы;
2. метод поиска при выборе слов-антонимов;
3. метод классификации при составлениитаблицы фразеологизмов;
4. метод анализа и обобщения полученныхрезультатов при описании выводов и заключения.
Теоретическаязначимость работы обусловлена ее целью и характером исследуемого материала,поскольку найденные языковые средства позволяют не только изучить ихлингвистические особенности более тщательно, но и дают возможность расширитьсвой языковой потенциал в области иностранного языка.
Новизнаработы заключается в расширении общего поля знаний по теме исследования изнакомство с такими лексическими единицами, какантонимы, их функционирование в системе языка.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
АНТОНИМЫКАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИКИ
Английскийязык имеет богатый словарный запас, который используется при описаниисвоих чувств, предметов и явлений окружающего мира, изложении требований ипопытке что-то доказать. Для этого используются разнообразные лексическиеприемы и способы. Одним из них являются антонимы, которые являются лексическимиспособами выражения категории “противоположности” в языке.
Антонимыделают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образнорассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг надруга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фонедругого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства ипереживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняютзначение слов. [7].
Такимобразом, можно утверждать, что благодаря антонимам, речь становитсявыразительной, красивой и точной.
2.1. ПОНЯТИЕ «АНТОНИМЫ»
Существует несколько разных вариантов определений понятия«антонимы»:
1. Антонимы — это слова, противоположные по значению.[8]
2. Антонимы (гр. anti — против +onyma — имя) — это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположныезначения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Антонимы, какправило, относятся к одной части речи и образуют пары.[7]
3. Анто́нимы (греч. αντί- —против + όνομα — имя) — это слова одной части речи, различные по звучанию инаписанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например:«правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».[7]
4. Антонимы-слово, противоположное по значению другому слову.Ант.:синоним. Правильно подобранный, [не]точный антоним. [4]
Изучив все варианты трактования слова, мы остановились на первом,как на самом простом.
2.2.АНТОНИМЫ И ИХ ТИПЫ
В языке вся лексика систематична. Слова и ихзначения существуют не отдельно друг от друга, они соединяются в нашем сознаниив различные группы, причем основанием для группировки служит сходство илипрямая противоположность по сходному значению [9].
Что касается антонимов, мы узнали, что существуют разные видыклассификации антонимов: по структуре, с точки зрения языка и речи, с точкизрения действия, по типу выражаемых понятий и др.
Нами был выбран один из вариантов как более легкий для понимания удетей. Антонимы могут делиться на группы по роду своего значения.
Антонимичные парыу существительных и прилагательных характерны для следующих групп:
1. Слова,обозначающие человеческие чувства и свойства характера: courage (смелость)– cowardice (трусость), gentleness (мягкость) – cruelty(жестокость).
2. Слова,обозначающие деятельность или состояние человека или общества: war (война) –peace (мир), laziness (лень)– activity (активность), drunkenness(пьянство) – sobriety (трезвость).
3. Слова,обозначающие время: beginning (начало) — end (конец), morning (утро) – evening(вечер).
4. Некоторыедругие состояния: heat (жара) – cold (холод), clarity (прозрачность) –muddiness (мутность).
Практически всекачественные прилагательные имеют антонимическую пару:
Wise (мудрый) –stupid (глупый)
Light (светлый) –dark (темный)
Strong(сильный) – weak (слабый)[6]
Даннаяклассификация раскрывает значения антонимов, в большей степени покачественному признаку.
3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
АНТОНИМЫ КАК ОДНИ ИЗ ТРУДНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ВИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Антонимы представляют собой одни изважнейших лексических единиц с одной стороны, и одни из трудных с другой.
К таким сложным моментом можно отнести тотфакт, что не всякое слово может иметь антоним, так как не всякое понятие имеетсоотносительное и контрастирующее с ним другое понятие. Например, названияконкретных предметов: hand, face, nose, chair, table антонимов не имеют. [10]
Дляпоявления антонимии необходимо наличие качественного признака в значении слова,который может доходить до противоположного. Поэтому, естественно, больше всегоантонимов у качественных прилагательных и соответственных наречий. [9]
3.1.СЛОВАРЬ НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ АНТОНИМОВ
Все мы знаем, что слова лучше учить группами. То есть когда словакаким-то образом связаны между собой. Остановившись наклассификации по роду своего значения, мы решили подобрать наиболееупотребляемые слова – антонимы, и разбили их на эти четыре группы.
Антонимы, выбранные нами,были взяты с учебников английского языка, таких как «Английский судовольствием» М.З. Биболетовой, «Английский в фокусе» Ю.И. Ваулиной за 8классы.[2, 3]
1. Человеческие чувства исвойства характера[1,5,6]:
Слово |
Перевод |
Антоним |
Перевод |
adult |
взрослый |
child |
ребенок |
afraid |
боящийся |
brave |
храбрый |
alive |
живой |
dead |
мертвый |
bad |
плохой |
good |
хороший |
beautiful |
красивый |
ugly |
страшный |
gentlenes |
мягкость |
cruelty |
жестокость |
dangerous |
опасный |
safe |
безопасный |
elementary |
простой |
advanced |
продвинутый |
enemy |
враг |
friend |
друг |
gentleman |
джентльмен |
lady |
леди |
sadness |
грусть |
happiness |
счастье |
safety |
безопасность |
danger |
опасность |
Антонимические пары: 12шт.
Деятельностьили состояние человека или общества[1,5,6]:
Слово |
Перевод |
Антоним |
Перевод |
abundance |
изобилие |
lack |
нехватка |
amateur |
любитель |
professional |
профессионал |
laziness |
лень |
activity |
активность |
sister |
сестра |
brother |
брат |
soul |
душа |
body |
тело |
war |
война |
peace |
мир |
Антонимические пары: 6шт.
Время[1,5,6]:
Слово |
Перевод |
Антоним |
Перевод |
beginning |
начало |
end |
конец |
finish |
конец |
start |
начало |
morning |
утро |
evening |
вечер |
Антонимические пары: 3шт.
Другиесостояния[1,5,6]:
Слово |
Перевод |
Антоним |
Перевод |
clarity |
прозрачность |
muddiness |
мутность |
heat |
жара |
cold |
холод |
insult |
оскорбление |
compliment |
комплимент |
land |
земля |
water |
вода |
little |
мало |
much |
много |
marriage |
брак |
divorce |
развод |
Антонимические пары: 6 шт.
На основе выше сказанного можно сделать вывод, что изучаяанглийский язык, слова, объединенные по группам легче запоминаются. Поэтому мысобрали антонимические пары, которые позволят эффективнее пополнить свойсловарный запас.
Нами были выбраны самые часто употребляемые антонимы и разделенына смысловые группы: «человеческие чувства и свойства характера»,«деятельность или состояние человека в обществе»,«время», «другие состояния».
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я изучила и проанализировала литературу об антонимах. Нашлазначение слова: антоним. Отобрала самые часто употребляемые слова-антонимы иразделила их на группы, а именно: человеческие чувства и свойства характера,деятельность или состояние человека в обществе, время и другие состояния. Рассмотреввсе примеры, нами найдено 27 антонимических пар, из которых 12 — относятся ктеме «человеческие чувства и свойства характера»,«деятельность или состояние человека в обществе»– 6 фр., «время» — 3, «другие состояния» – 6.Я описала выводы на основе полученной информации. Составила словарь на основеполученных результатов.
Изучениеантонимов в английском языке помогает обогатить лексику, делает нашу речьбогаче. Изучение антонимов ускоряет пополнение словарного запаса и делает егоболее осмысленным[6].
Есть еще много вопросов, которые волнуют меня. Я не хочу на этомостанавливаться. У меня есть желание продолжить свою работу в дальнейшем иисследовать другие группы слов-антонимов.
Собранный материал может помочь учащимся в изучении английскогоязыка.
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ
1. Адамчик Н. В. Англо-русский словарь/Авт.-сост. Н. В. Адамчик.-Мн.:Современный литератор, 2001.- 832 с. ISBN 985-456-723-0.
2. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием/EnjoyEnglish: Учебник для8 кл. общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, 2009.- 160 с.
3. Ваулина Ю.Е., Дули Д. Английский в фокусе /Spotlight: Учебник для 8 кл.общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, 2018.
4. Комплексный словарь русского языка / Тихонов А.Н. и др. Под ред. К63 д-ра филол. наук А. Н. Тихонова: М.: Рус.яз., 2001. — 1229 с.
5. Русско-Английский словарь: Ок. 55000 слов. С приложением краткихсведений по английской грамматике и орфоэпии, сост. А.И. Смирницким/ Сост. О.САхманова, З.С. Выгодская, Т.П. Горбунова и др; Под общ. рук. А.И. Смирницкого –16-е изд., испр., под ред. О.С. Ахмановой. – М.: Рус. Яз., 1992.-768 стр. – ISBN 5-200-01374-7
6. http://bebris.ru/2012/11/10/
7. https://russkiiyazyk.ru/leksika/antonimy—primery—slov.html
8. http://sherwoodschool.ru/lessons1/izuchaem_anglijskij_yazyk_legko/slovaantonimy_v_anglijskom_yazyke/
9. http://lib.rosdiplom.com/library/prosmotr.aspx?id=733991
10. https://detibib-nevelsk.ru/prostymi-slovami/antonimy-v-anglijskom-yazyke.html
Приложение1
Анкетирование
Былоопрошено – 44 ч. (учащиеся 8 кл.)
1. Чтотакое синонимы?
а) слова, разные по звучанию, но близкие позначению, принадлежащие к одной части речи и имеющие полностью или частичносовпадающие значения;
б) слова, одинаковые по звучанию, близкие по значению, принадлежащие кодной части речи и имеющие полностью или частично совпадающие значения;
в) слова, разные по звучанию, но близкие по значению, принадлежащие кодной части речи и имеющие разные значения.
Ответы: а) – 39 ч. (правильный ответ)
б) — 5 ч.
в) – 0 ч.
2. Что такое антонимы?
а)это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию,имеющие прямо противоположные лексические значения
б) это слова разных частей речи, различные по звучанию и написанию,имеющие прямо противоположные лексические значения
в) это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию,имеющие близкие по значению лексические значения.
Ответы: а) – 18 ч. (правильный ответ)
б) — 26 ч.
в) – 0 ч.
3) Подберите синонимы и антонимы к следующимсловам:
1.danger
a) safety(антоним), b) happiness, c)threat (синоним) d) wisdom
2.cruel
a) helpful, b) kind (антоним), c) brutal (синоним) d) honest
3.friend
a) classmate, b) enemy (антоним), c)companion (синоним) d)host
4.brave
a) gallant(синоним), b)fearful (антоним), c) good d) glorious
Ответы:
1. Синоним (threat) подобралиправильно – 15 ч.; остальные ответы неправильные.
Антоним (safety) подобралиправильно – 12 ч., остальные ответы неправильные.
2. Синоним (brutal) подобралиправильно – 36 ч.; остальные ответы неправильные.
Антоним (kind) подобралиправильно – 21 ч., остальные ответы неправильные.
3. Синоним (companion) подобрали правильно – 43 ч.; 1 ответнеправильный.
Антоним (enemy) подобрали правильно – 23 ч., остальные ответынеправильные.
4.Синоним (gallant) подобрали правильно – 40 ч.; остальные ответынеправильные.
Антоним (fearful) подобрали правильно – 29 ч., остальные ответынеправильные.
