План
Профессиональный портрет социального педагога
Квалификационные требования.
Третья часть квалификационной характеристики включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, предъявляемые к социальному педагогу для получения определенной категории.
7 разряд — среднее проф.образование без предъявления требований к стажу работы .
8 разряд — высшее образования без стажа работы .
9 разряд — высшее, стаж от 2 до 5 .
10 разряд — высшее, от 5 до 10 .
11 разряд — от 10 до 20 .
12 разряд — 11 квалификационная характеристика, свыше 20, стаж в должности — 1 год .
13 разряд — 1 категория. Стаж в должности 2 года .
14 разряд — высшая квалификационная категория. Стаж в должности — 3 года.
Требования до 11 разряда — выполнения функциональных обязанностей.
Далее — превышающие требования стандартов образования. Высшая категория — внесение чего-либо нового, творческого в работу.
1. Профессиональный портрет социального педагога.
2. Назначение специалиста.
3. Этический и профессиональный кодекс.
Социальный педагог – это специалист высшей квалификации, предназначен для обеспечения деятельности в системе социальных служб, общеобразовательных, специализированных учреждениях, ведомств, направленных на оказание социальной помощи и защиту населения.
Забота социального педагога распространяется на различные возрастные категории населения, и направлены на активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности.
Опираясь на практический опыт работы, можно выделить общие (базовые) характеристики социального педагога:
1. Способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей с одной стороны, и обществом, различным государственными структурами с другой стороны.
2. Способность выполнять своеобразную роль «3-его человека», т. е. связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, между семьей и обществом.
3. Умения влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме . стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности.
4. Умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы и активной субъектной позиции клиента.
5. Способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем.
6. Умения строить взаимоотношения на основе диалога на равных.
7. Должны быть развиты также качества такие, как коммуникабельность, экстравертность, гуманность, эмпатия, милосердие.
В функциональном назначении социального педагога на 1-е место выдвигаются его умение создавать и развивать отношения между человеком и его окружением . 2-е место – умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем . 3-е место – умение улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами . 4-е место – обеспечивать межинституциональные связи.
Поскольку социальный педагог взаимодействует с человеком и его окружением, он должен владеть знанием развития и поведения человека в конкретной среде. Таким образом, психолого-педагогическая компетентность социального педагога составляет базовую основу его функциональной грамотности и подготовленности. Таким образом, социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме.
Социальный педагог влияет на формирование гуманных, нравственно-психологических отношений в социуме. В деятельности социальный педагог ориентирован на работу со всеми категориями населения, приоритетное место принадлежит решению профилактических задач. Он не ждет, когда к нему обратятся за помощью, а в этически допустимой форме сам выходит на контакт с семьей, или личностью. Он ставит социальный диагноз . изучает психологические и возрастные особенности и способности человека . вникает в мир его интересов . узнает о круге общения, условиях его жизни в моральном микроклимате . выявляет позитивные и негативные влияния . проблемы психологические, медицинские, правовые, экологические, решение которых осуществляет совместно с другими специалистами.