X-PDF

Профилактика буллинга в школе (выступление на заседании родительского комитета школы).

Поделиться статьей

Профилактика буллинга в школе                                                        (выступление на заседании родительского комитета  школы).

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, сегодня мне  хотелосьбы вам рассказать об одной очень серьёзной опасности для ваших детей — буллинге(школьной травле). В ходе выступления я познакомлю Вас с таким явлением, какбуллинг, о его распространенности и формах проявления; как с этим бороться, какпомочь своему ребёнку, попавшему в ситуацию травли как в качестве жертвы, так ив качестве обидчика, и в качестве свидетеля. Вы расширите свои представления опсихологических механизмах, лежащих в основе буллинга, а также о факторах,которые могут способствовать или препятствовать росту травли в классе.

Так что же такое «буллинг»?

БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ – систематическое,регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группышкольников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.Это психологический террор, он предполагает затравить жертву, вызвать у неестрах, деморализовать, унизить, подчинить.

Травля детей со стороны сверстников, такназываемый буллинг, сегодня одна из наиболее распространенных проблемобразовательных организаций, которая, приводит к эскалации агрессии и насилия вколлективе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам,существенно увеличивает риск суицида среди подростков.

Внимание педагогов и психологов кпроблеме буллинга неуклонно растёт, поскольку очевидным становится тот факт,что его своевременное предотвращение и помощь детям, уже ставшим жертвамитравли со стороны сверстников должны исходить именно от взрослых. Как правило,сами дети оказываются бессильны решить эту проблему, что приводит к печальнымпоследствиям. Об этом говорит и статистика, согласно которой от 15 до 25%детейучаствовали в травлях. Доказательством этому являются также всё новые записииздевательств над сверстниками, появляющиеся в СМИ.

В связи с этим особо актуальнымстановится вопрос профилактики буллинга: привлечение внимания школьнойобщественности к созданию условий, препятствующих возникновению данногоявления, обучение педагогов и родителей навыкам распознавания ситуации травлинад ребёнком, а главное — своевременной помощи, правильной тактике поведениявзрослых, если буллинг уже имел место.

Это ситуация, когда один ребенок илинесколько по сравнению с остальной большей группой попадают в ситуациюпостоянного, продолжительного насилия, издевательств, насмешек со стороныбольшей части детского коллектива. И здесь важно отличать травлю от конфликта.

Конфликт – это кратковременно, силыравны, а при травле силы не равны, и дети не могут самостоятельно выйти из этойситуации.

 

Итак, рассмотрим ВИДЫБУЛЛИНГА

Словесный (вербальный) – оскорбления, насмешки,обзывание, запугивание, угрозы, сплетни.

Физический – плевки, удары, щипки, пинки,толкание, подножки, выкручивание рук, любые другие действия, причиняющие боль идаже телесные повреждения, действия сексуального характера, кража илиумышленное повреждение личного имущества жертвы.

Социальный (психологический) – оскорбительные жесты илидействия, игнорирование, отказ от общения, исключение из игры, бойкот,вымогательство денег, еды, вещей или принуждение к чему-то.

Кибербуллинг – буллинг с использованиемгаджетов и интернета, SMS, электронные письма, оскорбительные комментарии,распространение личной информации, передача сообщений, фотографий и видеооскорбительного, агрессивного, сексуального содержания, снятие драк и травли ипубликация в сети.

УЧАСТНИКИ БУЛЛИНГА

Агрессоры

• Не признают ответственность, обвиняютжертву («Мы просто прикололись», «Ничего такого не делали», «Он/а сам/авиноват/а», «Шуток не понимает», «Мы не обязаны с ним/ней общаться» и т.д.).

• Присваивают агрессивный инеуважительный способ поведения с другими людьми и пренебрежение правилами(драки, воровство, вандализм,  прогулы школы, низкие учебныедостижения, курение, употребление алкоголя, наркотиков).

• Подвержены депрессии. Имеют среднийили низкий уровень самооценки (считают себя влиятельными, но хотят занять болеевысокое положение).

• Учебные успехи у детей, занимающихсятравлей, несколько ниже среднестатистических показателей.

Жертвы

• Испытывают сложности с физическим и психическимздоровьем.

• Начинают отставать в учёбе.

• Могут иметь склонность к суициду,девиантное поведение.

• Становятся тревожными, видят мирполным опасностей, а себя –

неспособными оказать влияние напроисходящее.

Наблюдатели (Последователи)

Как уже говорилось, зачинщиками травлистановятся  несколько человек, все остальные являются ихпоследователями. Они с  удовольствием смеются над неудачами изгоя,прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая еготолкнуть, оскорбить или  демонстративно игнорируют и не желаютпринимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своимблизким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично имсверстника?

Во-первых, большинство ребят подчиняютсятак называемому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и ятолкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общемвеселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ейбольно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это внадежде заслужить расположение лидера класса.

В-третьих, кто-то принимает участие втравле от скуки, ради развлечения.

В-четвертых, часть детей активно травятизгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойтипротив большинства.

И, наконец, небольшой процентнаблюдателей, таким образом, самоутверждается, берет реванш за свои неудачи вчем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотноподхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе,обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и невызывают особых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К.Железникова «Чучело» кривляется и паясничает, издевается над тем,кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороныодноклассников. «Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже нехочется».

ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА

Заметные – физическая и словеснаяагрессия (удары, пинки, обзывание, грубости и т. п.).

Скрытые – наличие одиноких, ни с кем необщающихся в классе детей, группировок, постоянно подавленное настроение укого-то  из детей, слезы, необъяснимые перемены настроения,отсутствие желания ходить  в школу, внезапное падение интереса кучебе. 

МОТИВЫ БУЛЛИНГА

Зависть; Месть; Чувство неприязни;Борьба за власть;  Самоутверждение; Стремление удивить,поразить;   Стремление быть в центре внимания, выглядетькруто;  Стремление разрядиться,«приколоться»;   Желание унизить, запугать непонравившегосячеловека.

МИФЫ О БУЛЛИНГЕ

МИФ #1    Травля происходит в любойсоциальной группе.

МИФ #2 Травля является, и всегда будет оставаться, нормальнойсоставляющей взросления.

МИФ #3   «Для твоей же пользы»: из опыта травлиребенок извлекает для себя урок.

МИФ #4   Есть такие дети, которых обязательнобудут травить.

МИФ #5 Подмена проблемы: путать травлю и непопулярность.

МИФ #6 «Сами разберутся…»

Общие методические рекомендации дляродителей

Старайтесь избегать скандалов ипубличных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модельконфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

Следите за тем, как ваш ребенок питаетсядо школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, чтотакже провоцирует агрессивное поведение.

Не будьте равнодушными к проблемамребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводитсяродительское собрание, но и в течение четверти.

Избегайте практики физическогонаказания, в частности, после посещения родительского собрания. Многие родителивозвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и темсамым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания детиперестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятсярассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятсязамкнутыми, ищут поддержки на стороне.

Если профилактические меры не помогли, иВаш ребёнок оказался жертвой буллинга, Вам как родителямнеобходимо:

Советы родителям обижаемого ребёнка:

Не оставляйте его один на один с этойситуацией. Выслушайте ребенка и разберитесь: в чем суть конфликта, как давно ондлится, существует ли опасность для ребенка. Разговаривайте со своими детьми.

Если выясняется, что другие дети егобьют, обзывают, портят вещи, смеются над ним, унижают, реагируйтесразу!

Помните о том, что ребенок, котороготравят, не может завоевать симпатии одноклассников, если будет добиватьсяуспехов в чем-то или совершать хорошие поступки. Он будет получать пятерки, егоназовут «ботаником», будет помогать кому-то, назовут «слабаком» и такбесконечно. Его успехи будут провоцировать группу на еще большие нападки.

Сохраняйте спокойствие. Ребенку важнознать, что Вы справитесь с любой ситуацией. Разговаривайте с родителямибуллеров. Но не вступайте с ними в конфликт. Вам нужно совместными усилиямипомочь детям.

Если ваш ребёнок вовлечён в травлю вкачестве обидчика:

Постарайтесь докопаться до истины, ноизбегайте длительных допросов.

Если ребёнок не идёт на контакт, скажитеему: «Я знаю, многим детям трудно говорить о таких вещах, но пойми, что я хочупомочь тебе, и мы можем поговорить об этом тогда, когда ты будешь готов».

Поставьте в известность администрациюшколы.

Не занимайте оборонительную позицию поотношению к другим родителям, если они хотят поговорить с вами о ситуации.

Не наказывайте своего ребёнка за егопоступки отчуждением, но дайте понять ему, что такое поведение будет иметьпоследствия.

Заводите разговоры о том, как и почемуэто могло произойти, и о том, каковы последствия.

Старайтесь поддерживать нормальнуюповседневную жизнь.

Объясните своим детям, что оставаясьсвидетелями травли, они становятся соучастниками.

Как помочь ребёнку избежать школьногобуллинга

Прежде всего, родители должны,безусловно, любить своего ребёнка и поступать так, чтобы ребёнок знал, что унего всегда есть поддержка и опора в их лице.

Любого ребёнка, начиная с первогокласса, очень важно предупредить, что его могут дразнить, высмеиватьодноклассники, могут даже ударить. Если что-то подобное произошло, научитеребёнка, что необходимо немедленно рассказать о случившемся родителям илидругим взрослым, которым ребёнок доверяет.

Научите Вашего ребёнка, для того чтобыизбежать попадания в группу риска по школьному буллингу, поступать следующимобразом:

— вести себя с другими без зазнайства,задираний и превосходства над другими;

— вести себя скромно: без хвастовствасвоими успехами, родителями и друзьями, вещами и предметами, без демонстрациисвоей элитарности (даже самые неординарные способности человека – это не поводдля зазнайства и ощущения своего превосходства над другими);

— вести себя самодостаточно, то естьпроявлять себя достойно, без подлизываний к учителям, сверстникам или болеестаршим по возрасту школьникам, жить без ябед и обид, относиться с уважением кдругим людям (одноклассникам, сверстникам и др.);

Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

— не взывать к жалости окружающих всвязи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами;

— решения класса или другого коллектива(группы людей) воспринимать с пониманием, уметь принимать их без игнорирования,если эти решения не противоречат нравственным нормам (не плыть против течениясвоего коллектива);

— проявлять и применять свою физическуюсилу лишь в случаях защиты себя или тех, кого обижают, без демонстрациифизической силы «просто так»;

— вести себя без бахвальства своимталантом или увлечениями, научиться привлекать других к себе, а не отталкиватьих от себя;

— одарённость Вашего ребёнка должна бытьнаправлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатсявместе с Вашим ребёнком, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы насоревнованиях, олимпиадах различного уровня, а не отказываться от участия,мотивируя отказ постоянной занятостью).

Научите Вашего ребёнка:

— найти себе друга, среди одноклассников,а ещё лучше несколько настоящих друзей;

— найти общий язык с каждым учеником вклассе;

— приглашать одноклассников в гости;

— научиться уважать мнение своиходноклассников;

— не пытаться всегда побеждать в своихспорах со сверстниками;

— научиться проигрывать и уступать, еслиВаш ребёнок на самом деле не прав.

В целях повышения авторитета своегоребёнка в кругу его одноклассников, родители могут:

— научить ребёнка без страхавоспринимать своих одноклассников, у которых тоже есть свои проблемы;

— родителям наладить контакты сучителями и одноклассниками;

— участвовать в классных совместныхмероприятиях, в которые вовлекаются и родители;

— приглашать одноклассников ребёнка, аособенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;

— ребёнку нужны люди, не дающие его вобиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, атак как разборки происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьномдворе, то такая группа детей сможет его поддержать.

— повышать самооценку ребёнка за счётпохвалы за его реальные достижения;

— в случаях завышенной самооценкиребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любогочеловека есть и недостатки и достоинства; и если он преуспевает в математике, кпримеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;

— помочь ребёнку стать членом классногоколлектива, а не просто ходить учиться;

— если ребёнок — жертва буллинга, то ненужно смиряться с участью жертвы, а нужно восставать против этого, привлекая насвою сторону своих друзей;

— не показывать свой страх и слабость, ивместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей,хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-тонехорошим о них.

— не настраивать ребёнка против егошкольных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;

— не пытаться выделять своего ребёнкасреди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;

— учить выполнять общие требования длявсех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.

Если профилактические меры не помогли, иВаш ребёнок оказался жертвой буллинга, Вам как родителямнеобходимо:

— прежде всего, понять истинную причинупроизошедшего с ним;

— убедиться, что ваш ребёнокдействительно стал жертвой школьного буллинга;

— сообщить об этом учителю и школьномупсихологу;

— сообща найти пути выхода изсложившийся ситуации;

— если ребёнок был сильно напуган ипотрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;

— при сильно пережитом стрессепопытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;

— в целях предупреждения развитияпосттравматического стрессового синдрома важно обратиться к специалистам(психологу, психотерапевту);

— ни в коем случае не игнорироватьслучившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

О насилии в отношении ребенка могутсвидетельствовать особенности его поведения, настроения, внешний вид,«беспричинные» пропуски занятий и снижение успеваемости. Если Вы заметили засвоим ребёнком серьёзные перемены не в лучшую сторону, это повод задуматься иболее пристально за ним понаблюдать, а в случае подтверждения опасений о травлеребёнка незамедлительно обратится к администрации школы, или к классномуруководителю, или к психологу.

С развитием соцсетей детская иподростковая травля в школах приобрела новые формы.

Подробнее хотелось бы остановиться наКИБЕРБУЛЛИНГЕ.

Согласно анонимным интернет-опросам, насегодняшний день около половины детей и подростков скрывают от родителей что-тоиз своей онлайн-жизни, а треть из них знакомы или лично сталкивались скибербуллингом. И если раньше травля происходила в школе открыто и жертвавсегда знала обидчика, то сейчас любой может подвергнуться атаке в Сети.Зачастую родители узнают об этом довольно поздно, когда ребенку уже нанесенбольшой психологический ущерб. С какими видами кибербуллинга школьники могутстолкнуться в интернете, кто становится жертвой и как обезопасить своих детей.

Что такое кибербуллинг?

Понятие кибербуллинг (отангл. cyber – кибер и bullying – задирать, запугивать) пришло к нам с Запада вконце 90-ых и стало активно использоваться с распространением интернета исоцсетей. Сегодня кибербуллинг формулируется как вид травли, подразумевающийагрессивное поведение по отношению к жертве и распространяющийся при помощисредств интернета (соцсетей, фото- и видеоконтента, электронных сообщений идр.). Обычно это понятие применяют по отношению к детям, а для взрослых чаще используетсяформулировка киберхаррасмент.

Для начала перечислим наиболеепопулярные формы кибербуллинга в России:

– исключение из общения или групп (носитхарактер бойкота человека в интернете);

– домогательства, при которых однимчеловеком или группой формируются угрозы и преследования;

– аутинг (от англ. outing – преданиегласности), то есть публикация персональных данных без согласия человека(например, подробности состояния здоровья или адреса проживания);

– киберсталкинг – одна из самых опасныхформ буллинга, когда преследование человека переходит из виртуального мира вреальный, а сбор информации в интернете используется для запугивания илидомогательств;

– поддельные профили, которыеформируются на основе открытых данных о человеке (фото-, видеоконтент и данные,которые он сам публикует). На человека создается фейковый (поддельный) аккаунт,и от его имени рассылается ложная, негативная и компрометирующая информация;

– троллинг– намеренная социальнаяпровокация или издевательства в сетевом общении.

Кто становится жертвой

Многие родители на сегодняшний день незнают, что их ребенок делает в интернете, какие сайты посещает и какимиресурсами интересуется. По результатам исследования ЛабораторииКасперского, проведенного в январе 2019 года, 73 процентов родителей,имеющих детей в возрасте 7  лет, контролируют их действия в Сети. Приэтом, когда дети достигают возраста 10 лет, уровень контроля со стороныродителей снижается, за действиями своих чад в интернете следят уже только 50процентов взрослых.

Сегодня аккаунт в соцсетях может завестичеловек в возрасте не менее 13 лет для Instagram и Facebook и 14 лет – дляВКонтакте, хотя рекомендованным возрастом для ВКонтактеявляется 16–18 лет. Но большинство детей уже в 10–12 лет регистрируются всоцсетях, ставя в графе возраст цифру 14.

С кибертравлей может столкнуться любойребенок независимо от возраста, самые сложные случаи приводят к психическомурасстройству и даже суициду. Зачастую травля идет параллельно в школе и онлайн.

Обычно под видом злого незнакомцаскрывается человек, который хорошо знает свою жертву. В реальном мире иногдасложно травить, потому что жертва может дать отпор. А в интернете можноотносительно соблюдать анонимность и посягать практически на любого.

Подростки-недоброжелатели заходят сфейковых аккаунтов и начинают рассылать злобные сообщения жертве. Другойвариант, когда дети коллективно создают специальный аккаунт на сверстника,чтобы его травить. Весь класс выкладывает туда неприглядные фото и кажущиеся имсмешные истории, которые на самом деле являются очень обидными для конкретногоребенка.

В итоге к травле могут присоединитьсядаже те, кто не знает жертву. А в небольших городах, где всего пять–шестьучебных заведений на весь город, это порой гуляет из школы в школу.Подросткам смешно и весело наблюдать за тем, как кого-то сфотографировали внеприглядной ситуации или нелепой позе, и они с радостью присоединяются кзлобному мейнстриму.

Вариантов травли – десятки: от банальныхрассылок в WhatsApp в группе, где выкладывают фото с подписью а зацените,как Игорь в туалет ходил и неправильно одел штаны, до анонимных угроз извонков с оскорблениями. Был случай, когда мама выкладывала в соцсети фотокупания своего ребенка, а спустя много лет, когда мальчик вырос, егонедоброжелатель нашел эти фото и разослал сверстникам. И если мамины подружкивосхищались, какой милый карапуз, то уже взрослые школьники смеялись иобсуждали, что у карапуза с тех пор выросло или не выросло.

Иногда такие группы с обсуждениямирождаются тайно от жертвы травли, но рано или поздно информация до нее доходит.Обычно жертву уведомляют: Если хочешь на себя посмотреть – вот, можешьпосмотреть, как мы здорово тут про тебя рассуждаем. И дают ссылку.

Лучшее решение – игнорировать инициатора

Эксперты по детской онлайн-безопасности ЛабораторииКасперского считают, что проблема большинства тех, кто сталкивается скибербуллингом, заключается в попытке отвечать на вызовы и провокационныевопросы от недоброжелателей.

Именно этой реакции ждет инициаторбуллинга. Любой ответ и попытка оправдаться вызывают только большее желаниенаписать еще, потому что недоброжелатель видит в этом слабость человека.

Лучшее решение проблемы – не реагироватьи игнорировать подобные вызовы и сообщения. Самый простой вариант травли –найти больную точку и планомерно на нее давить. Тогда получается, что цельтравли достигнута, человеку плохо. А если больной точки нет, то и травитьбесполезно, потому что он не реагирует. Раз ткнули, два ткнули, а реакции ноль,приходится от него отстать.

Только если взрослый способен понять этосамостоятельно, то ребенку необходима помощь. Эксперты по детскойонлайн-безопасности рекомендуют в первую очередь завести аккаунт иподружиться в соцсети со своими детьми. Важно посмотреть, какиесообщения появляются у ребенка на стене, какие группы он посещает. Но ни в коемслучае не в формате слежки (у ребенка тоже есть право на личную жизнь), а чтобызнать его интересы, потребности и темы, которыми он увлекается.

Также сегодня существуютспециализированные программы родительского контроля, которые позволяют нетолько ограничивать детей от потенциально опасных ресурсов, но и фиксироватьфакты большого количества сообщений и постов ребенка в соцсети. Таким образом,взрослый может со своего телефона видеть объем поступаемых ребенку сообщений,не видя их содержимое (соблюдаются права гражданина на тайну переписки). И есликоличество сообщений резко увеличилось, стоит поговорить с ребенком.

Родителям ни в коем случае не стоитвмешиваться в переписку ребенка и начинать отвечать человеку, который егообижает. Ни с аккаунта ребенка, ни со своего, ни с какого-либо другого. В этомслучае азарт инициатора кибербуллинга только возрастает, и онлайн-перепискаможет длиться бесконечно.

Первый важный шаг при личныхоскорблениях в интернете – занести человека или всю группу людей в черныйсписок, чтобы у них не было возможности писать.

Также можно пожаловаться администраторамсоцсети на хамство, оскорбление и клевету. Но если кибербуллинг приобрелбольшие масштабы и в это включен уже не один обидчик, а целый класс, необходимопоставить в известность школу и классного руководителя.

Когда угрозы в соцсетях переносятся нареальный мир, начинают поступать угрожающие звонки и попытки найти человека(я знаю, где ты живешь, я буду следить за тобой и такдалее) – это уже повод обратиться в полицию. Главное – собирать всесвидетельства угроз: делать скриншоты сообщений, сохранять оскорбительные фото,коллажи и видео, делать записи звонков. На телефон ребенка можно установитьпрограмму, автоматически записывающую все звонки, чтобы в случае угрозпредоставить полиции реальные доказательства.

И самое важное – нужно выстраиватьобщение со своими детьми так, чтобы они могли в любой момент к вам обратиться.Что бы ребенку ни писали в соцсети, он должен знать, что у него есть человек,способный его защитить. Тот, кто обладает авторитетом. Это может быть как одиниз родителей, так и старший брат, сестра или учителя. Психологически комфортнаяатмосфера в семье должна быть всегда, это вопрос доверия между ребенком иродителем, чтобы в случае опасной ситуации они могли рассказать все друг другу.

Каждый ребенок имеет право на счастье инаша задача —  ему это право обеспечить!

Спасибо за внимание!

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.87%
НЕТ
39.13%
Проголосовало: 1536

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет