Профилактика буллинга в школе (выступление на заседании родительского комитета школы).
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, сегодня мне хотелосьбы вам рассказать об одной очень серьёзной опасности для ваших детей — буллинге(школьной травле). В ходе выступления я познакомлю Вас с таким явлением, какбуллинг, о его распространенности и формах проявления; как с этим бороться, какпомочь своему ребёнку, попавшему в ситуацию травли как в качестве жертвы, так ив качестве обидчика, и в качестве свидетеля. Вы расширите свои представления опсихологических механизмах, лежащих в основе буллинга, а также о факторах,которые могут способствовать или препятствовать росту травли в классе.
Так что же такое «буллинг»?
БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ – систематическое,регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группышкольников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.Это психологический террор, он предполагает затравить жертву, вызвать у неестрах, деморализовать, унизить, подчинить.
Травля детей со стороны сверстников, такназываемый буллинг, сегодня одна из наиболее распространенных проблемобразовательных организаций, которая, приводит к эскалации агрессии и насилия вколлективе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам,существенно увеличивает риск суицида среди подростков.
Внимание педагогов и психологов кпроблеме буллинга неуклонно растёт, поскольку очевидным становится тот факт,что его своевременное предотвращение и помощь детям, уже ставшим жертвамитравли со стороны сверстников должны исходить именно от взрослых. Как правило,сами дети оказываются бессильны решить эту проблему, что приводит к печальнымпоследствиям. Об этом говорит и статистика, согласно которой от 15 до 25%детейучаствовали в травлях. Доказательством этому являются также всё новые записииздевательств над сверстниками, появляющиеся в СМИ.
В связи с этим особо актуальнымстановится вопрос профилактики буллинга: привлечение внимания школьнойобщественности к созданию условий, препятствующих возникновению данногоявления, обучение педагогов и родителей навыкам распознавания ситуации травлинад ребёнком, а главное — своевременной помощи, правильной тактике поведениявзрослых, если буллинг уже имел место.
Это ситуация, когда один ребенок илинесколько по сравнению с остальной большей группой попадают в ситуациюпостоянного, продолжительного насилия, издевательств, насмешек со стороныбольшей части детского коллектива. И здесь важно отличать травлю от конфликта.
Конфликт – это кратковременно, силыравны, а при травле силы не равны, и дети не могут самостоятельно выйти из этойситуации.
Итак, рассмотрим ВИДЫБУЛЛИНГА
Словесный (вербальный) – оскорбления, насмешки,обзывание, запугивание, угрозы, сплетни.
Физический – плевки, удары, щипки, пинки,толкание, подножки, выкручивание рук, любые другие действия, причиняющие боль идаже телесные повреждения, действия сексуального характера, кража илиумышленное повреждение личного имущества жертвы.
Социальный (психологический) – оскорбительные жесты илидействия, игнорирование, отказ от общения, исключение из игры, бойкот,вымогательство денег, еды, вещей или принуждение к чему-то.
Кибербуллинг – буллинг с использованиемгаджетов и интернета, SMS, электронные письма, оскорбительные комментарии,распространение личной информации, передача сообщений, фотографий и видеооскорбительного, агрессивного, сексуального содержания, снятие драк и травли ипубликация в сети.
УЧАСТНИКИ БУЛЛИНГА
Агрессоры
• Не признают ответственность, обвиняютжертву («Мы просто прикололись», «Ничего такого не делали», «Он/а сам/авиноват/а», «Шуток не понимает», «Мы не обязаны с ним/ней общаться» и т.д.).
• Присваивают агрессивный инеуважительный способ поведения с другими людьми и пренебрежение правилами(драки, воровство, вандализм, прогулы школы, низкие учебныедостижения, курение, употребление алкоголя, наркотиков).
• Подвержены депрессии. Имеют среднийили низкий уровень самооценки (считают себя влиятельными, но хотят занять болеевысокое положение).
• Учебные успехи у детей, занимающихсятравлей, несколько ниже среднестатистических показателей.
Жертвы
• Испытывают сложности с физическим и психическимздоровьем.
• Начинают отставать в учёбе.
• Могут иметь склонность к суициду,девиантное поведение.
• Становятся тревожными, видят мирполным опасностей, а себя –
неспособными оказать влияние напроисходящее.
Наблюдатели (Последователи)
Как уже говорилось, зачинщиками травлистановятся несколько человек, все остальные являются ихпоследователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя,прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая еготолкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желаютпринимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своимблизким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично имсверстника?
Во-первых, большинство ребят подчиняютсятак называемому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и ятолкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общемвеселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ейбольно, обидно и страшно.
Во-вторых, некоторые делают это внадежде заслужить расположение лидера класса.
В-третьих, кто-то принимает участие втравле от скуки, ради развлечения.
В-четвертых, часть детей активно травятизгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойтипротив большинства.
И, наконец, небольшой процентнаблюдателей, таким образом, самоутверждается, берет реванш за свои неудачи вчем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотноподхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе,обижают старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и невызывают особых симпатий у одноклассников. Например, Рыжий из повести В.К.Железникова «Чучело» кривляется и паясничает, издевается над тем,кого выберут остальные, чтобы самому не стать объектом насмешек со стороныодноклассников. «Все орут, и он орет, все бьют, и он бьет, если ему даже нехочется».
ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА
Заметные – физическая и словеснаяагрессия (удары, пинки, обзывание, грубости и т. п.).
Скрытые – наличие одиноких, ни с кем необщающихся в классе детей, группировок, постоянно подавленное настроение укого-то из детей, слезы, необъяснимые перемены настроения,отсутствие желания ходить в школу, внезапное падение интереса кучебе.
МОТИВЫ БУЛЛИНГА
Зависть; Месть; Чувство неприязни;Борьба за власть; Самоутверждение; Стремление удивить,поразить; Стремление быть в центре внимания, выглядетькруто; Стремление разрядиться,«приколоться»; Желание унизить, запугать непонравившегосячеловека.
МИФЫ О БУЛЛИНГЕ
МИФ #1 Травля происходит в любойсоциальной группе.
МИФ #2 Травля является, и всегда будет оставаться, нормальнойсоставляющей взросления.
МИФ #3 «Для твоей же пользы»: из опыта травлиребенок извлекает для себя урок.
МИФ #4 Есть такие дети, которых обязательнобудут травить.
МИФ #5 Подмена проблемы: путать травлю и непопулярность.
МИФ #6 «Сами разберутся…»
Общие методические рекомендации дляродителей
Старайтесь избегать скандалов ипубличных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модельконфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
Следите за тем, как ваш ребенок питаетсядо школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, чтотакже провоцирует агрессивное поведение.
Не будьте равнодушными к проблемамребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводитсяродительское собрание, но и в течение четверти.
Избегайте практики физическогонаказания, в частности, после посещения родительского собрания. Многие родителивозвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и темсамым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания детиперестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятсярассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятсязамкнутыми, ищут поддержки на стороне.
Если профилактические меры не помогли, иВаш ребёнок оказался жертвой буллинга, Вам как родителямнеобходимо:
Советы родителям обижаемого ребёнка:
Не оставляйте его один на один с этойситуацией. Выслушайте ребенка и разберитесь: в чем суть конфликта, как давно ондлится, существует ли опасность для ребенка. Разговаривайте со своими детьми.
Если выясняется, что другие дети егобьют, обзывают, портят вещи, смеются над ним, унижают, реагируйтесразу!
Помните о том, что ребенок, котороготравят, не может завоевать симпатии одноклассников, если будет добиватьсяуспехов в чем-то или совершать хорошие поступки. Он будет получать пятерки, егоназовут «ботаником», будет помогать кому-то, назовут «слабаком» и такбесконечно. Его успехи будут провоцировать группу на еще большие нападки.
Сохраняйте спокойствие. Ребенку важнознать, что Вы справитесь с любой ситуацией. Разговаривайте с родителямибуллеров. Но не вступайте с ними в конфликт. Вам нужно совместными усилиямипомочь детям.
Если ваш ребёнок вовлечён в травлю вкачестве обидчика:
Постарайтесь докопаться до истины, ноизбегайте длительных допросов.
Если ребёнок не идёт на контакт, скажитеему: «Я знаю, многим детям трудно говорить о таких вещах, но пойми, что я хочупомочь тебе, и мы можем поговорить об этом тогда, когда ты будешь готов».
Поставьте в известность администрациюшколы.
Не занимайте оборонительную позицию поотношению к другим родителям, если они хотят поговорить с вами о ситуации.
Не наказывайте своего ребёнка за егопоступки отчуждением, но дайте понять ему, что такое поведение будет иметьпоследствия.
Заводите разговоры о том, как и почемуэто могло произойти, и о том, каковы последствия.
Старайтесь поддерживать нормальнуюповседневную жизнь.
Объясните своим детям, что оставаясьсвидетелями травли, они становятся соучастниками.
Как помочь ребёнку избежать школьногобуллинга
Прежде всего, родители должны,безусловно, любить своего ребёнка и поступать так, чтобы ребёнок знал, что унего всегда есть поддержка и опора в их лице.
Любого ребёнка, начиная с первогокласса, очень важно предупредить, что его могут дразнить, высмеиватьодноклассники, могут даже ударить. Если что-то подобное произошло, научитеребёнка, что необходимо немедленно рассказать о случившемся родителям илидругим взрослым, которым ребёнок доверяет.
Научите Вашего ребёнка, для того чтобыизбежать попадания в группу риска по школьному буллингу, поступать следующимобразом:
— вести себя с другими без зазнайства,задираний и превосходства над другими;
— вести себя скромно: без хвастовствасвоими успехами, родителями и друзьями, вещами и предметами, без демонстрациисвоей элитарности (даже самые неординарные способности человека – это не поводдля зазнайства и ощущения своего превосходства над другими);
— вести себя самодостаточно, то естьпроявлять себя достойно, без подлизываний к учителям, сверстникам или болеестаршим по возрасту школьникам, жить без ябед и обид, относиться с уважением кдругим людям (одноклассникам, сверстникам и др.);
— не взывать к жалости окружающих всвязи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами;
— решения класса или другого коллектива(группы людей) воспринимать с пониманием, уметь принимать их без игнорирования,если эти решения не противоречат нравственным нормам (не плыть против течениясвоего коллектива);
— проявлять и применять свою физическуюсилу лишь в случаях защиты себя или тех, кого обижают, без демонстрациифизической силы «просто так»;
— вести себя без бахвальства своимталантом или увлечениями, научиться привлекать других к себе, а не отталкиватьих от себя;
— одарённость Вашего ребёнка должна бытьнаправлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатсявместе с Вашим ребёнком, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы насоревнованиях, олимпиадах различного уровня, а не отказываться от участия,мотивируя отказ постоянной занятостью).
Научите Вашего ребёнка:
— найти себе друга, среди одноклассников,а ещё лучше несколько настоящих друзей;
— найти общий язык с каждым учеником вклассе;
— приглашать одноклассников в гости;
— научиться уважать мнение своиходноклассников;
— не пытаться всегда побеждать в своихспорах со сверстниками;
— научиться проигрывать и уступать, еслиВаш ребёнок на самом деле не прав.
В целях повышения авторитета своегоребёнка в кругу его одноклассников, родители могут:
— научить ребёнка без страхавоспринимать своих одноклассников, у которых тоже есть свои проблемы;
— родителям наладить контакты сучителями и одноклассниками;
— участвовать в классных совместныхмероприятиях, в которые вовлекаются и родители;
— приглашать одноклассников ребёнка, аособенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;
— ребёнку нужны люди, не дающие его вобиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, атак как разборки происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьномдворе, то такая группа детей сможет его поддержать.
— повышать самооценку ребёнка за счётпохвалы за его реальные достижения;
— в случаях завышенной самооценкиребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любогочеловека есть и недостатки и достоинства; и если он преуспевает в математике, кпримеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;
— помочь ребёнку стать членом классногоколлектива, а не просто ходить учиться;
— если ребёнок — жертва буллинга, то ненужно смиряться с участью жертвы, а нужно восставать против этого, привлекая насвою сторону своих друзей;
— не показывать свой страх и слабость, ивместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей,хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-тонехорошим о них.
— не настраивать ребёнка против егошкольных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;
— не пытаться выделять своего ребёнкасреди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;
— учить выполнять общие требования длявсех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.
Если профилактические меры не помогли, иВаш ребёнок оказался жертвой буллинга, Вам как родителямнеобходимо:
— прежде всего, понять истинную причинупроизошедшего с ним;
— убедиться, что ваш ребёнокдействительно стал жертвой школьного буллинга;
— сообщить об этом учителю и школьномупсихологу;
— сообща найти пути выхода изсложившийся ситуации;
— если ребёнок был сильно напуган ипотрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;
— при сильно пережитом стрессепопытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
— в целях предупреждения развитияпосттравматического стрессового синдрома важно обратиться к специалистам(психологу, психотерапевту);
— ни в коем случае не игнорироватьслучившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
О насилии в отношении ребенка могутсвидетельствовать особенности его поведения, настроения, внешний вид,«беспричинные» пропуски занятий и снижение успеваемости. Если Вы заметили засвоим ребёнком серьёзные перемены не в лучшую сторону, это повод задуматься иболее пристально за ним понаблюдать, а в случае подтверждения опасений о травлеребёнка незамедлительно обратится к администрации школы, или к классномуруководителю, или к психологу.
С развитием соцсетей детская иподростковая травля в школах приобрела новые формы.
Подробнее хотелось бы остановиться наКИБЕРБУЛЛИНГЕ.
Согласно анонимным интернет-опросам, насегодняшний день около половины детей и подростков скрывают от родителей что-тоиз своей онлайн-жизни, а треть из них знакомы или лично сталкивались скибербуллингом. И если раньше травля происходила в школе открыто и жертвавсегда знала обидчика, то сейчас любой может подвергнуться атаке в Сети.Зачастую родители узнают об этом довольно поздно, когда ребенку уже нанесенбольшой психологический ущерб. С какими видами кибербуллинга школьники могутстолкнуться в интернете, кто становится жертвой и как обезопасить своих детей.
Что такое кибербуллинг?
Понятие кибербуллинг (отангл. cyber – кибер и bullying – задирать, запугивать) пришло к нам с Запада вконце 90-ых и стало активно использоваться с распространением интернета исоцсетей. Сегодня кибербуллинг формулируется как вид травли, подразумевающийагрессивное поведение по отношению к жертве и распространяющийся при помощисредств интернета (соцсетей, фото- и видеоконтента, электронных сообщений идр.). Обычно это понятие применяют по отношению к детям, а для взрослых чаще используетсяформулировка киберхаррасмент.
Для начала перечислим наиболеепопулярные формы кибербуллинга в России:
– исключение из общения или групп (носитхарактер бойкота человека в интернете);
– домогательства, при которых однимчеловеком или группой формируются угрозы и преследования;
– аутинг (от англ. outing – преданиегласности), то есть публикация персональных данных без согласия человека(например, подробности состояния здоровья или адреса проживания);
– киберсталкинг – одна из самых опасныхформ буллинга, когда преследование человека переходит из виртуального мира вреальный, а сбор информации в интернете используется для запугивания илидомогательств;
– поддельные профили, которыеформируются на основе открытых данных о человеке (фото-, видеоконтент и данные,которые он сам публикует). На человека создается фейковый (поддельный) аккаунт,и от его имени рассылается ложная, негативная и компрометирующая информация;
– троллинг– намеренная социальнаяпровокация или издевательства в сетевом общении.
Кто становится жертвой
Многие родители на сегодняшний день незнают, что их ребенок делает в интернете, какие сайты посещает и какимиресурсами интересуется. По результатам исследования ЛабораторииКасперского, проведенного в январе 2019 года, 73 процентов родителей,имеющих детей в возрасте 7 лет, контролируют их действия в Сети. Приэтом, когда дети достигают возраста 10 лет, уровень контроля со стороныродителей снижается, за действиями своих чад в интернете следят уже только 50процентов взрослых.
Сегодня аккаунт в соцсетях может завестичеловек в возрасте не менее 13 лет для Instagram и Facebook и 14 лет – дляВКонтакте, хотя рекомендованным возрастом для ВКонтактеявляется 16–18 лет. Но большинство детей уже в 10–12 лет регистрируются всоцсетях, ставя в графе возраст цифру 14.
С кибертравлей может столкнуться любойребенок независимо от возраста, самые сложные случаи приводят к психическомурасстройству и даже суициду. Зачастую травля идет параллельно в школе и онлайн.
Обычно под видом злого незнакомцаскрывается человек, который хорошо знает свою жертву. В реальном мире иногдасложно травить, потому что жертва может дать отпор. А в интернете можноотносительно соблюдать анонимность и посягать практически на любого.
Подростки-недоброжелатели заходят сфейковых аккаунтов и начинают рассылать злобные сообщения жертве. Другойвариант, когда дети коллективно создают специальный аккаунт на сверстника,чтобы его травить. Весь класс выкладывает туда неприглядные фото и кажущиеся имсмешные истории, которые на самом деле являются очень обидными для конкретногоребенка.
В итоге к травле могут присоединитьсядаже те, кто не знает жертву. А в небольших городах, где всего пять–шестьучебных заведений на весь город, это порой гуляет из школы в школу.Подросткам смешно и весело наблюдать за тем, как кого-то сфотографировали внеприглядной ситуации или нелепой позе, и они с радостью присоединяются кзлобному мейнстриму.
Вариантов травли – десятки: от банальныхрассылок в WhatsApp в группе, где выкладывают фото с подписью а зацените,как Игорь в туалет ходил и неправильно одел штаны, до анонимных угроз извонков с оскорблениями. Был случай, когда мама выкладывала в соцсети фотокупания своего ребенка, а спустя много лет, когда мальчик вырос, егонедоброжелатель нашел эти фото и разослал сверстникам. И если мамины подружкивосхищались, какой милый карапуз, то уже взрослые школьники смеялись иобсуждали, что у карапуза с тех пор выросло или не выросло.
Иногда такие группы с обсуждениямирождаются тайно от жертвы травли, но рано или поздно информация до нее доходит.Обычно жертву уведомляют: Если хочешь на себя посмотреть – вот, можешьпосмотреть, как мы здорово тут про тебя рассуждаем. И дают ссылку.
Лучшее решение – игнорировать инициатора
Эксперты по детской онлайн-безопасности ЛабораторииКасперского считают, что проблема большинства тех, кто сталкивается скибербуллингом, заключается в попытке отвечать на вызовы и провокационныевопросы от недоброжелателей.
Именно этой реакции ждет инициаторбуллинга. Любой ответ и попытка оправдаться вызывают только большее желаниенаписать еще, потому что недоброжелатель видит в этом слабость человека.
Лучшее решение проблемы – не реагироватьи игнорировать подобные вызовы и сообщения. Самый простой вариант травли –найти больную точку и планомерно на нее давить. Тогда получается, что цельтравли достигнута, человеку плохо. А если больной точки нет, то и травитьбесполезно, потому что он не реагирует. Раз ткнули, два ткнули, а реакции ноль,приходится от него отстать.
Только если взрослый способен понять этосамостоятельно, то ребенку необходима помощь. Эксперты по детскойонлайн-безопасности рекомендуют в первую очередь завести аккаунт иподружиться в соцсети со своими детьми. Важно посмотреть, какиесообщения появляются у ребенка на стене, какие группы он посещает. Но ни в коемслучае не в формате слежки (у ребенка тоже есть право на личную жизнь), а чтобызнать его интересы, потребности и темы, которыми он увлекается.
Также сегодня существуютспециализированные программы родительского контроля, которые позволяют нетолько ограничивать детей от потенциально опасных ресурсов, но и фиксироватьфакты большого количества сообщений и постов ребенка в соцсети. Таким образом,взрослый может со своего телефона видеть объем поступаемых ребенку сообщений,не видя их содержимое (соблюдаются права гражданина на тайну переписки). И есликоличество сообщений резко увеличилось, стоит поговорить с ребенком.
Родителям ни в коем случае не стоитвмешиваться в переписку ребенка и начинать отвечать человеку, который егообижает. Ни с аккаунта ребенка, ни со своего, ни с какого-либо другого. В этомслучае азарт инициатора кибербуллинга только возрастает, и онлайн-перепискаможет длиться бесконечно.
Первый важный шаг при личныхоскорблениях в интернете – занести человека или всю группу людей в черныйсписок, чтобы у них не было возможности писать.
Также можно пожаловаться администраторамсоцсети на хамство, оскорбление и клевету. Но если кибербуллинг приобрелбольшие масштабы и в это включен уже не один обидчик, а целый класс, необходимопоставить в известность школу и классного руководителя.
Когда угрозы в соцсетях переносятся нареальный мир, начинают поступать угрожающие звонки и попытки найти человека(я знаю, где ты живешь, я буду следить за тобой и такдалее) – это уже повод обратиться в полицию. Главное – собирать всесвидетельства угроз: делать скриншоты сообщений, сохранять оскорбительные фото,коллажи и видео, делать записи звонков. На телефон ребенка можно установитьпрограмму, автоматически записывающую все звонки, чтобы в случае угрозпредоставить полиции реальные доказательства.
И самое важное – нужно выстраиватьобщение со своими детьми так, чтобы они могли в любой момент к вам обратиться.Что бы ребенку ни писали в соцсети, он должен знать, что у него есть человек,способный его защитить. Тот, кто обладает авторитетом. Это может быть как одиниз родителей, так и старший брат, сестра или учителя. Психологически комфортнаяатмосфера в семье должна быть всегда, это вопрос доверия между ребенком иродителем, чтобы в случае опасной ситуации они могли рассказать все друг другу.
Каждый ребенок имеет право на счастье инаша задача — ему это право обеспечить!
Спасибо за внимание!
