X-PDF

Профилактика дорожно-транспортного травматизма: сущность, содержание, организация в образовательном учреждении, диагностирование эффективности обучения основам дорожной безопасности

Поделиться статьей

Профилактикадорожно-транспортного травматизма: сущность, содержание, организация вобразовательном учреждении, диагностирование эффективности обучения основамдорожной безопасности

 

Детскийдорожно-транспортный травматизм представляет серьезную угрозу для здоровья ижизни взрослых, а также и несовершеннолетних. Каждый год, огромное количестволюдей, из-за личной  неосторожности и неосмотрительности или по чьей-топротивозаконной халатности и безответственности приобретают травмы, становятсяинвалидами, лишаются жизни.

Влитературных источниках можно найти различные определения дорожно-транспортноготравматизма. Исследователи определяют дорожно- транспортную травму как несмертельную или губительную травму, которая получена в следствиидорожно-транспортного происшествия.

Профилактикой дорожно-транспортныхпроисшествий (предупреждением и профилактикой нарушений ПДД) называетсядеятельность, направленная на снижение вероятности дорожных аварий,предупреждение их возникновения.

Для обеспечения непрерывногообразования обучающихся основам дорожной безопасности разработаны подходы всоответствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности дорожныхдвижений», в котором указано: «…Обучениеграждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляетсяорганизациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами, учитывающие такоеобучение..».

В научных книгах можно найти большоечисло определений понятия«культура», которые находятся в зависимости от целей и задач исследования,отличительных черт научных направлений.

Сейчас рассмотрим понятие «культура».Культура (от лат. Cultura– возделывание, воспитание, образование, развитие) – исторически определенныйуровень развития общества человека, выраженный в типах и формах организациижизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовныхценностях. В основном, понятие «культура» употребляется для характеристикиморального и духовного уровня развития определенных обществ, а также различныхсфер деятельности или жизни. В более узком смысле, данный термин, «культура»,относят к духовным сферам жизни человека.

Например, по мнению В.Н. Мошкина:«Воспитание культуры личной безопасности необходимо рассматривать какподготовку ребенка к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторовжизнедеятельности».

То есть, «культура безопасности»каждого человека, рассматривается как необходимая подготовканесовершеннолетнего для предупреждения и преодоления различных опасных ситуацийна дороге и в окружающем его мире.

Т.В. Мельникова утверждает: «Сущностьданного понятия необходимо рассматривать как способ организации деятельностичеловека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей,обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира».

Исходя из мнения, которое выдвигаетТ.В. Мельникова, культуру безопасного поведения надорассматривать как способ организовать деятельность человека, которая представляетсяв системе социальной нормы, определенных убеждений, ценностей, которыеобеспечивают сохранение жизни человека, здоровья, целостности самого окружающегомира.

Каждый человек может выступать вразличных ролях в дорожном движении, поэтому культура безопасного движения надороге должна рассматриваться как единое целое элементов культуры движения,таких как: пешеходы, водители транспорта, пассажиры.

В своей работе, Е.И. Толочко утверждает:«Культуру безопасного поведения на дорогах необходимо рассматривать как частьбытовой культуры, которая включает в себя состояние общественной организациичеловека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в сфередорожного движения».

Для раскрытия определения «культурабезопасного поведения на дорогах», следует осознатьпризнаки, характеристики каждой опасной ситуации, которые должны быть признаныи характеризуются каждой конкретной опасной ситуации. В самых разных ситуацияхопасения для пешеходного или пассажирского транспорта не одинаковы. Длянесовершеннолетних следует рассмотреть данные категорий участников дорожногодвижения с характерными для них способностями и реакциями.

Но есть другой подход к определению«культуры безопасности на дороге». В своем труде Н.В. Перфильева отмечает:«Культурабезопасного поведения на дорогах представляет собой систему ценностей, знаний,способов деятельности, норм и правил безопасности, основная функция которых –формирование и развитие готовности к профилактике и минимизации опасныхфакторов на дороге».

Именно данный подход и будет положенв основу настоящего исследования.

Благодаря определению Н.В. Перфильевой,мы смогли выработать и сформировать понимание о нашей цели исследования. Чтобыпрофилактика детского дорожного травматизма имела положительное воздействие,необходимо развивать знания, нормы и правила безопасности, систему ценностей,способы деятельности, необходимо разработать и реализовать комплекс проектныхмероприятий направленных на предотвращение детского дорожно-транспортноготравматизма. Данный комплекс долженсочетать в себе различные методы и подходы для профилактики детскогодорожно-транспортного травматизма младших школьников. Поэтому важна работасистемы, которая включает: индивидуальные подходы, доступность информации,доступность к восприятию информации.

Рассматриваясодержание профилактики детского дорожно-транспортного травматизма вобразовательных организациях начального общего образования, то вся деятельностьнаправлена на создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыковбезопасного поведения на улицах и дорогах, воспитания у них культуры грамотногопешехода и строится на дифференцированной основе, с учетом индивидуальных ивозрастных особенностей.

Впрофилактической работе образовательной организации решается ряд задач:

1. повышениеквалификации обучающихся в сфере безопасности движения;

2.формированиеумения пользоваться знаниями ПДД, чтобы принимать правильные решения в реальныхусловиях дорожного движения;

3.развитие форм взаимодействия и сотрудничества с заинтересованными организациямидля профилактики детскогодорожно-транспортного травматизма;

4.формированиепрактических умений безопасного движения по улицам и дорогам.

В целяхнормативно-правового регулирования работы по профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма разработаны локальные акты, регламентирующиедеятельность образовательной организации по предупреждению детскогодорожно-транспортного травматизма.

Для организации начального общегообразования (НОО) существует Приказ Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 31 мая 2021 года №286 «Об утверждении и введении в действиеФедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования», определяет в качестве одной из задач – «… Соблюдение правилздорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающейсреде…», «…формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основевыполнения правил безопасного поведения в окружающей среде…».

Основная цель – развитие моделибезопасного поведения на дорогах в условиях обычной жизни, атакже в различных аварийных и опасныхусловиях. Примерная основная программа начального общеобразовательногообразования включает в себя вопросы профилактики детского травматизма на дороге.

Включение образовательной области«Основы дорожной безопасности», как самостоятельная дисциплина, в настоящеевремя на федеральном уровне отсутствует. Но отдельные вопросы касаемо культурыповедения по основам безопасности на дороге рассматриваются в начальных классахв рамках предмета «Окружающий мир».

Для того, чтобы получить знаниебезопасного поведения на дороге, учащиеся начальных классов рекомендуют, помимозанятий по предмету окружающего мира, провести дополнительные занятия во времявнеклассного и внеурочного времени с применением инновационной педагогическойтехники в практической и теоретической подготовке [4, с. 12]. Материалыдля учителя и задания по всей необходимой теме для детей дают дозированно,постепенно с учетом психологических и психофизиологических особенностейвосприимчивости информации.

Рекомендовано проводить занятия вразных формах — например, автобусные поездки и экскурсия по городу, чтобыознакомить несовершеннолетнего обучающегося с реальной дорожной ситуацией иситуацией, правилами движения, безопасными и безопасными движениями в дорожномокружении.

Необходимо интенсивно внедрять инновационныеметоды обучения, преподавания, которые будут направленны на развитие и восприятиенеобходимых сведений, которые будут представлены в области безопасности напешеходных переходах. В процессе обучения детей, по основам дорожнойбезопасности, необходимо не только обучать, но воспитать учащихся, сформироватьи развивать у них внимание, память, творческое и творческое мышление.

Вучебниках о безопасности жизнедеятельности в 5 и 9 классах в основномрассматриваются вопросы, связанные с транспортными средствами и поведениемподростков в дорожном движении.

Дляформирования безопасного поведения на дороге в 5 классе, в образовательнойпрограмме курса ОБЖ, выделены 2 раздела:

1.Правила соблюдения безопасности дорожного движения (3 часа).

2.Правила безопасного поведения на транспорте (3 часа).

Рекомендованные материалы в этомнаправлении ОБЖ — ориентиры для планирования курсов, подготовки авторскихучебников и учебных пособий. Сожалею, что системный подход к изложениюматериала отсутствует. Изучаются только темы выборочного характера. К примеру,правила велосипедистов, однако не обращают внимания на правила езды по скутеру,мотоциклу и так далее.

В настоящее время, Федеральныйгосударственный образовательный стандарт (ФГОС) Министерства образования инауки Российской Федерации применяют включение к образовательным организациямпринципы обязательности и непрерывности обучения основам дорожной безопасностии профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, что регламентируетсянормативными правовыми актами.

В целях сравнительного анализа инаблюдения за изменениями в обучении культуры дорожной безопасности, проводятсямониторинги подразделениями ГИБДД, районными центрами отдела безопасностидорожного движения, а также внутри школьный контроль (на усмотрениеадминистрации образовательного учреждения).

Целью мониторинга профилактики детского дорожно-транспортного травматизмав образовательном учреждении является: изучение состояния профилактическойдеятельности и приведение сравнительного анализа, направленного на выявлениеположительного опыта, выявление недостатков, нерешенных вопросов, требующихсвоевременного принятия решений, направленных на сохранение жизни и здоровья.

Мониторинг необходим для отслеживанияэффективности профилактической деятельности по безопасному поведению на дороге.

К методам и средствам достижениярезультатов мониторинга можно отнести:

1. разработка инструментария (анкет,опросных листов, тестов и пр.) и проведение анкетирования и интервьюированиянесовершеннолетних и их родителей, а также педагогического состава, классныхруководителей;

2. изучение мнения респондентов онаиболее практически значимых проблемах профилактики детскогодорожно-транспортного травматизма и пути их решения;

3. в процессе мониторинга можновыявить наиболее эффективные и наиболее положительно зарекомендовавших форм, иметодов организации образовательной деятельности и организации профилактикидетского дорожно-транспортного травматизма;

4. сравнительный анализ результатовмониторинга за определенный период;

5. изучение недостатков и нерешенныхвопросов в организации образовательной и профилактической деятельности;

6. разработка рекомендаций,предложений, направленных на совершенствование профилактической деятельности.

Пример системы мониторинга оценочныхпоказателей, состоящий из четырех направлений деятельности (рис. 1).

 

 

 

 

 


Рисунок 1. Системамониторинга оценочных показателей, состоящий из четырех направленийдеятельности

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Данные показатели, системымониторинга, могут быть составлены совместно педагогами и сотрудниками ГИБДД попрофилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачами диагностирования являются:

1.исследования преподавателями и сотрудниками ГИБДД, ответственными запрофилактику детскогодорожно-транспортного травматизма, уровня освоения обучающихся основбезопасности дорожного движения, наличие глубины знания, формирование навыков иумений безопасности и законного поведения в дорогах;

2.воспитанность,осознанность и понимание их культуры поведения в дорожных условиях.

Пример диагностирования основбезопасности дорожного движения показаны на рис. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 2.Диагностирование основ безопасности дорожного движения

 

Контроль – необходимыйструктурный компонент диагностики. Методики контроля являются методамидиагностики, которые позволяют получать данные об эффективности процессаобучения.

Универсальные методымониторинга результатов — педагогические наблюдения, тестирования, тренингов,собеседований, оценки знаний, навыков и умений о проведении профилактикидорожных событий — игры, конкурсы, викторины, конкурсы, олимпиады, проектнаядеятельность и т.д.. Педагог оценивает знания младшегошкольного возраста по тестам самостоятельно, разрабатывая свои шкалы оценки.Можноиспользовать градацию представленную в таблице 1.

 

Таблица 1. – Градацияоценочной шкалы для отслеживания результатов сформированности культурыбезопасного поведения

Соотношение правильных ответов на вопросы

Показатели результата

85% вопросов и больше

Достаточно хорошо знают правила безопасного поведения на дорогах

больше чем на 65% вопросов

хорошо знают

 

больше чем на 25% вопросов

имеют удовлетворительные знания

меньше чем на 25% вопросов

не владеют знаниями в достаточной степени и нуждаются в дополнительном обучении

 

Главный показатель эффективностиучебной деятельности – это, известно, результат ее деятельности. Таким образом,для того, чтобы следить за степенью освоения у несовершеннолетних разныхвозрастов основ безопасности дорожного движения, нужно разработать списокзнаний, умений и навыков, необходимых для их приобретения в период подготовки кбезопасному поведению на дороге.

Результат показателя эффективности попрофилактике детскогодорожно-транспортного травматизма, повышению культуры поведения ибезопасного поведения на улицах и дорогах оценивается по личным достижениямребенка относительно собственных возможностей и стартового состояния (беседа,рефлексия на первом занятии).

Контроль в ходе реализации проекта попрофилактике безопасности дорожного движения осуществляется при проведенииитогов занятия в форме рефлексии (тест, обсуждения темы, эмоциональнойсоставляющей и др.).

По итогам реализации проекта учащиесядолжны обрести ЗУН, которые представлены на рисунке 3.

 

Знать:
Уметь:
Решать

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 3. Особенностиреализации проекта по профилактике безопасности дорожного движения

 

 

Эти особенности могут быть признаныкритерием оценки исходных показателей и устанавливаются степени соответствиязнания, умений и навыковучащихся требованиям содержания учебной программы.

Высокиерезультаты у обучающихся в области дорожной безопасности будут зависеть от правильносоставленного тематического планирования, качества организации учебногопроцесса, применения всевозможных современных учебных программ, а также отактивного применения инновационных методов обучения. Не маловажную роль играюти материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, а именнокабинетов для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет