X-PDF

«Профилактика потребительского отношения к природе»

Поделиться статьей

«Профилактикапотребительского отношения к природе»

 

 

Актуальность

 

Глобальныеэкологические проблемы поставили перед школой  новые задачи воспитания молодогопоколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рациональногоприродопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требованияпревратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских летцеленаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающейсреды, бережного отношения к природе

Экологическоеобразование в начальной школе реализуется     в   основном на уроках окружающегомира

Младший школьныйвозраст характеризуется высоким познавательным   интересом к миру природы. Детив этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко отвлекаютсяна тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают.

Возрастныеособенности младших школьников способствуют формированию  основ экологическойкультуры, что и является целью  экологического   воспитания. Поэтому системашкольного образования должна  создать условия для того, чтобы на уровненачального общего образования  закладывались основы экологическойнравственности и культуры.

Если на урокахокружающего мира и во внеклассной работе в системе использовать различные формыи виды работы по экологическому воспитанию, то это позволит решить задачубережного отношения школьников к природе.

Главной задачейвнеклассной работы является расширение объёма интереса школьников к природе, атак же продолжением уроков с экологическим содержанием.

Четкоорганизованная, целенаправленная внеклассная работа разрешает использоватьдополнительный материал, расширяет природоохранительный кругозор иконкретизирует знания. 

Цели занятий:

— повышение уровняэкологической культуры школьников

— развитиеприродоохранных умений, доступных учащимся начальной школы;

-формированиеответственного и бережного отношения к природным богатствам и обучение навыкам их разумного использования

-формироватьумения пропагандировать знания о природе;
— развитие коммуникативных качеств личности.

Чем интересней инасыщенней материал будет использоваться,  тем лучше  будут усваиватьсяэкологические знания учащимися.

К традиционнымформам экологического воспитания младших школьников можно отнестиследующее: 

тематическиеклассные часы, беседы, экскурсии, экологические проекты, игры, квесты .

Краткоеописание урока

В начале урокаребята, отвечая на вопросы учителя, рассуждают о том, в  каких местах оничувствуют себя хорошо, и как то, что окружает людей, влияет на их настроение исамочувствие. Эти размышления дают начало исследованию, которое поможет выяснить,откуда берутся приятные и неприятные места и как одно можно превратить вдругое.

Понять, в чемпроблема, и найти способы ее решения помогает экомонитор. Изучая изображения нанем, ребята узнают о причинах загрязнения воды, воздуха и земли в населенныхпунктах. Почему за городом дышится легче, чем в городе? Откуда в кране вода? Кудадевается мусор из урны? Ответы на эти и многие другие вопросы ребята получат входе урока. С помощью игровых упражнений, подвижных игр и групповых заданийребята выяснят, что чистота во многом зависит от того, как жители используютводу и энергию и как поступают с мусором. Секреты заключаются в простых,доступных каждому действиях, благодаря которым место, где мы живем, может статькрасивее, а люди будут чувствовать себя лучше.

Получив необходимыезнания, ребята выполнят задание, в ходе которого изучат  пространство своегокласса и определят, что они сами могут сделать, чтобы место, в котором ониучатся, стало прекраснее. А чтобы использовать новые знания за пределами класса,ребята получают памятки .

Цельи задачи урока

Цельзанятия— повышение уровня экологической культуры школьников.

Задачи:

-познакомить с основными источниками загрязнения воды, воздуха и

земли;

-научить способам экономии воды и электроэнергии;

-познакомить со способами грамотного обращения с отходами;

-воспитыватьбережное отношение к окружающему пространству;

-воспитывать активную гражданскую позицию

Оборудованиеи материалы

-проектори экран, компьютер, для демонстрации презентации в программе MicrosoftPowerPoint

 

Сценарийпроведения урока

 

Слайд 1.

-Сегодня мы поговорим о нашем селе (городе). О том, как мы можем позаботиться о нем.

-Есть ли у вас любимое место, где вы больше всего любите бывать? Что это заместо?  (Дети  называют свои любимые места )

-Апочему вам нравится ваше любимое место?  Что в нем особенного?    (Ответыдетей)

-Спасибоза интересные рассказы.

Слайд 2

-Посмотритена эти рисунки. Какой город вам больше нравится?

 Вкаком вам хотелось бы жить?  (Ответы детей)

-Представьте,что вы оказались в первом городе. Как бы вы себя

чувствовали? (Ответы детей)

-Атеперь представьте, что вы во втором городе. Как вам здесь?

(Ответыдетей)

Слайд 3

-Попробуйте угадать, в каком городе живут эти люди и как они себя

чувствуют.

Учительназывает персонажей на слайде, а ребята определяют, какой он (веселый,грустный, злой, обиженный, дружелюбный и т. п.) и из какого города (1 или 2).

Слайд 4

-То, что нас окружает, влияет на наше настроение и самочувствие. В

красивых,чистых местах мы часто чувствуем себя хорошо и радостно, нам приятно в нихнаходиться, настроение улучшается. А в грязных и

некрасивыхнастроение может испортиться — в них находиться неприятно, грустно или дажестрашно. Отсутствие чистоты и красоты

приноситлюдям неприятности: они могут заболеть, у них портится

настроение,они начинают ссориться, ругаться, быстро устают, грустят и

причиняютвред окружающей среде.

-Откудаже берутся «хорошие» и «нехорошие» места? И всегда ли приятное место было ибудет оставаться приятным, а неприятное — неприятным, или они могутпревращаться друг в друга? Как вы думаете? (Ответы детей)

-Чтолегче — намусорить или убраться?  (Ответы детей)

-Сломатьили починить?  (Ответы детей)

-Загрязнитьили очистить?  (Ответы детей)

-Ребята,мне кажется, вы отлично понимаете, что приятное место

можнолегко превратить в неприятное. А вот неприятное в приятное

превратитьгораздо сложнее.

-Нучто, ребята, давайте попробуем разобраться  в том,  что является причинойзагрязнения окружающей среды? (Ответы детей)

Слайд 5

-Посмотрите на  экомонитор. Он поможет нам узнать, в чем проблема, и найтиспособ ее решения.

-Этилюди выглядят усталыми, грустными и немного нездоровыми. Как вы думаете, что произошло?Запускаем программу для обработки данных, и…

Слайд 6

-Экомониторпоказывает, что воздух загрязнен. Это плохо влияет на

здоровьелюдей. Ребята, вы когда-нибудь замечали, как отличается воздух в городе и загородом?  (Ответы детей)

-Да,за городом воздух другой. Кажется, будто дышать легче.. В чем же дело? Почему вгороде воздух не такой чистый?  (Ответы детей)

-Таквот что загрязняет воздух в городе! Электростанции и

транспорт.Действительно, в городах живут много людей. Всем им нужно

передвигатьсяпо городу и нужно много электроэнергии. Какие виды транспорта используем? (Ответыдетей)

-Какбыть? Мы же не перестанем совсем пользоваться транспортом

иэлектричеством?.

Какиеспособы передвижения подходят жителям, которые заботятся о том, чтобы воздухбыл чище? (Ответы детей)

Слайд 7

-Еслибы большинство жителей города пользовались общественным

транспортом,велосипедами, самокатами или ходили пешком, воздух стал бы гораздо чище.

-Хорошо.А что делать с энергией? Во всех зданиях горит свет и

работаютэлектроприборы. Это значит, что на электростанции

сжигаютгаз, уголь, чтобы получить энергию, а из труб выходит дым, загрязняющий воздух.Оказывается, жители  расходуют очень много энергии впустую. Например, свет иэлектроприборы часто оставляют включенными в помещениях, где никого нет. Как быть? (Ответы детей)

Слайд 8

-Совсемне трудно отключить электроприборы, уходя из дома, и выключить свет, выходя изпомещения. Обычные лампочки

можнозаменить на светодиодные: они дают столько же света, а вот энергии  потребляютво много раз меньше. Электроприборами тоже можно пользоваться разумно.

Слайд 9

-Аеще природа подарила нам зеленых помощников, которые замечательно   очищаютвоздух от многих загрязнений. Деревья, кустарники, цветы и комнатные растениязабирают из воздуха вредные газы и частички пыли, выделяют вещества, которыеуничтожают бактерий, и создают красоту и хорошее настроение. Мы можем сажатьрастения в помещениях и на улице и заботиться о них, а они позаботятся о нас ипомогут сделать воздух чище.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

-Получается,что  никаких сверх способностей не нужно, чтобы воздух стал чище и люди лучшесебя чувствовали. Достаточно разумно использовать транспорт, беречьэлектроэнергию и заботиться о растениях.

-Давайтепоиграем, чтобы лучше запомнить эти правила. Я буду называть

слова,а вы будете делать движения, чтобы их изобразить. Когда я буду

говорить«велосипед», беритесь за руль и крутите педали, как будто вы едете навелосипеде. Когда я буду говорить «свет»,  хлопайте в ладоши  и говорите«щелк», как будто вы выключаете ненужный свет и электроприборы. А когда я скажу«растение», поднимите руки вверх и

покачайтеими, как будто это веточки и листочки растений, очищающих

воздух.

(Учительв произвольном порядке называет слова, дети их изображают.

Постепенноскорость перечисления слов ускоряется.)

-Давайтевернемся к экомонитору и посмотрим, что еще важно для

благополучияжителей  сел и городов.

Слайд 10

-Этотводоем выглядит не очень чистым. Кажется, его обитатели недовольныпроисходящим… Ребята, а вы знаете, откуда в кране берется вода? (Ответыдетей)

Слайд 11

-Водулюди берут из рек, озер или из подземных источников. Ее

очищаюти с помощью мощных насосов отправляют по трубам к нам в дома. Для чего выиспользуете воду? (Ответы детей)

-Без воды человек не сможет выжить, она очень важна для чистоты

издоровья, а значит, и для нашего хорошего самочувствия. Помните, мы

выяснили,что загрязнить гораздо легче, чем очистить? Мы используем

многоводы и не всегда можем как следует ее очистить после  использования.Загрязненнаявода поступает обратно в водоемы, из которых нам придется брать ее снова, ноочищать ее становится труднее. Так же, как электричество, люди часто тратятводу впустую.

-Давайте проведем небольшой эксперимент. Представьте: вы только

чтопроснулись и отправились в ванную чистить зубы. Открываем кран

(учительизображает все действия, дети повторяют), берем  зубнующетку, выдавливаем на нее немного пасты и начинаем чистить зубы.

-Чистим тщательно, вверх-вниз, вот так. (Учитель изображает и

комментируетпроцесс чистки зубов, до 1 мин.)  Мы почистили зубы, а теперь узнаем,что произошло за это время с водой.

Слайд 12

-Заодну минуту из крана вылилось 10 литров воды. Это целое

ведро.Вода лилась абсолютно чистая. Пока мы чистили зубы, мы ее не

использовали.Так совершенно чистая вода отправилась в канализацию и

смешаласьс грязной. Это и означает использовать воду впустую. Ребята, как можно этогоизбежать? (Ответы детей)

-Нужнобережно относиться к воде и закрывать кран, когда вода не нужна. Если выполнятьвсе эти правила, то представьте, сколько воды останется чистой!

-Ребята,мы узнали много способов  и убедились в том, что нам под силу выполнять этипростые действия, которые, оказывается, приносят много пользы людям.

Слайд 13

-Чтопоказывает нам экомонитор на этот раз? Ребята, что бы вы порекомендовалижителям, как превратить это место из неприятного в приятное?  (Ответы детей)

-Да, прибраться тут не помешает. И, конечно, перестать мусорить -есть же урны иконтейнеры, до которых совсем не сложно донести мусор.

Ачто вы сделаете, если у вас есть мусор, а урны поблизости нет?

(Ответыдетей)

-Вы правы, ребята. Землю загрязнять совсем не обязательно.

-Акуда девается мусор из урны? (Ответы детей)

-Чаще всего мусор из города отправляется на свалку. Это гигантская

гора,которая многие годы загрязняет воду, воздух и почву ядовитыми

веществами.Чтобы мусор не попадал на свалку, его придумали

перерабатывать,то есть превращать ненужные материалы в полезные вещи.

-Какиевы знаете материалы, из которых делают вещи? (Ответы детей)

-Большинство вещей, которые мы выбрасываем, сделаны из металла, стекла, пластикаи бумаги. Это материалы, которые можно переработать на специальных заводах исделать из них новые вещи. Чтобы ненужные вещи попали на эти специальные заводы,их нужно рассортировать, отделить от всего остального мусора. Для этого вомногих городах появляются специальные контейнеры, на которых написано, что вних складывать.

Слайд 14

-То,что мы в них положили, отправится на завод и станет новой вещью, а мусор изобычных контейнеров отправится на свалку. Давайте научимся сортировать отходы.

-Правила сортировки очень простые. Вы определяете, из какого

материаласделан предмет и какой контейнер для него подходит. На

контейнеренаписано, что в него класть. Если ничего не написано, это

означает,что в него можно класть все подряд. Его содержимое отправится на свалку, а нена переработку.

-Наэкране вы видите предмет, назовите цвет контейнера, в который вы бы егоположили.

-Вы научились сортировать мусор, чтобы он отправлялся на

переработку,а не на свалку. Теперь, если вы увидите необычные

контейнеры,обязательно ими пользуйтесь, чтобы сделать воду, воздух и

землючище.

Слайд 15

-Посмотрите, во что превращаются разные материалы после

переработки.(Пищевые отходы превратятся в плодородную почву, если

вернутьих в природный круговорот. Пластик может превратиться в новые пластиковыебутылки и даже в ткань для спортивной одежды. Металлолом можно переплавить исделать новый металлический предмет. Стекло тоже можно переплавить и сделать изнего новые банки и бутылки. Из старой бумаги можно сделать новую.)

-Ноесли контейнеры для сортировки отходов пока не появились во всех населенных пунктахчто нужно сделать, чтобы мусора было как можно меньше. (Ответы детей)(Существуют пункты приема бумаги, стекла, пластика, металла)

-Мы успешно прошли подготовку и можем приступать к действиям. Начнем мы прямо стого места, где находимся. Ребята, давайте проверим, все ли хорошо у нас вклассе или мы могли бы что-то улучшить.

-Выразделитесь на группы, и каждая группа проведет свое исследование и подготовитпредложения о том, что можно было бы изменить, чтобы наш  класс стал прекраснееи мы могли бы чувствовать себя в нем лучше. Я раздам вам бланки, которыепомогут выполнить задание. Напротив каждого пункта поставьте зеленые галочки,если все в порядке, или красные крестики, если обнаружите непорядок. Вы можетедописать свои пункты, если вам покажется, что чего-то не хватает.

(Учительраздает бланки. Ребята в группах проверяют классную комнату.. Когда ребятазакончат, обсудить с ними, как они оценивают состояние классной комнаты, и их предложения

-Япредлагаю вам дома тоже провести проверку и что-то изменить к лучшему, если этонеобходимо. Теперь вы  знаете, как улучшить любое место: и класс, и дом, и двор— и  наше село (город.)

-Ребята, я надеюсь, вам понравился наш сегодняшний урок.

(Учитель  раздает  ребятам   памятки)

 

 

Литература:

1.Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. – М.: ВЛАДОС, 2004.

2.Торохова Е.П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся// Начальная школа. – 2004. – №12.

3.МироновА.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. – М.:Феникс, 2013.

4.МедведевВ.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. – М.: Логос,

5.ДеребоС.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс,1996.

6. https://ecoclass.me/lk/my-lessons/

 

Интернетресурсы  для  презентации:

 1. http://otradny-bibl.ru/attachments/Image/1_36.jpg?template=generic

 2. https://thumbs.dreamstime.com/b/з-оровый-горо-против-загрязнянного-горо-а-58398143.jpg

3.https://ecoclass.me/lk/my-lessons/

 

Интернетресурсы:

 рабочий лист

1.  https://sun9-11.userapi.com/s/v1/if1/sXyzJmQ5vzcDH0ZprizoLU5dcfSGeweOv-hZFDXxuaAt4XlfCaJIsFIajDKLvild85CaGabN.jpg?size=589×604&quality=96&type=album

2.https://savalan.ru/wp-content/uploads/c/f/f/cff696446c5ed52fc2d3f3605fd21cc6.jpeg

3. http://green-club.su/wp-content/uploads/2019/11/osoznannoye-potreblrenie-2.jpg

4. https://kasipkoy.kz/wp-content/uploads/2021/12/hello_html_m70bbe604.png

5. https://thumbs.dreamstime.com/b/заво-ы-в-баке-42864134.jpg

Памятка- https://feo-gdk.crm.muzkult.ru/media/2022/10/05/1283841261/123127_big.jpg

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет