Кружок в 1 классе «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартомначального общего образования организация занятий по направлениям внеурочнойдеятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Одним из направлений внеурочной деятельности является социальноенаправление. В рамках данного направления разработана программа кружка «Азбукаобщения». Рабочая программа в 1 классе по социальному направлению рассчитана на102 часа (из расчета 3 часа в неделю).
Целипрограммы:
- формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах;
- развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
- развитие самосознания обучающихся;
- сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы.
Задачипрограммы:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у обучающихся навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
- формирование способности у обучающихся к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Основным условием развития обучающихся и важнейшим фактором формирования ихличности является навык общения:
— благодаря общению они учатсякопировать образцы поведения других детей и взрослых;
— вследствие благоприятного общениядруг с другом возникают условия для раскрытия творческого потенциала уобучающихся;
— на основе подкрепляющего действиямнений и оценок взрослого формируются положительные поведенческие реакцииобучающихся.
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания,входящие в предметные области окружающего мира, психологии, педагогики.Разнообразие организационных форм и расширение социальной сферы каждогообучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, формирование социальнойактивности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Нормативные документы,обеспечивающие реализацию программы
№ п/п |
Нормативные документы |
1 |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ |
2 |
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
3 |
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373» |
4 |
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
5 |
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 №668 «Об утверждении Примерного регионального Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области» |
6 |
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 26 |
Основой данной программы является воспитание умения житьвместе.
Программа по воспитанию уобучающихся умений жить вместе и быть самостоятельными дает возможность каждомувысказаться, отстоять свою точку зрения, услышать друг друга, доносить своесообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. Назанятиях обучающиеся научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними,терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважать любое мнение, равноправиепозиций, осуществлять самостоятельный выбор, который требует от человекаопределенной личностной зрелости, что невозможно без осмысленной инициативы иопределенной компетентности. Умение быть самостоятельным — целостное проявление человека. В нем проявляется индивидуальность,отражается прошлое, проецируется будущее обучающихся.
Принципы проведения занятий:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- психологическая комфортность.
Формы организациидеятельности:
- беседы, викторины;
- тренинги общения;
- обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;
- ролевые игры;
- просмотр и обсуждение фильмов;
- классные часы;
- наблюдения обучающихся за событиями в городе, стране.
Итог работы подводится в конце каждого занятия с помощью использованиятехнологии цветописи. Регулярная фиксация обучающимися своего настроения спомощью цвета позволяет педагогу проанализировать, какое настроениепреобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны, эффективна ли работас коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно дляобучающегося, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и ксвоей жизни, самоанализа и самовоспитания.
Планируемые результаты:
- понимание обучающимися ценностей человеческой жизни;
- проявление коммуникативной активности;
- соблюдение норм поведения и общения;
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- повышение уровня самосознания, самодисциплины.
Календарно- тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Содержание занятий |
||
1 |
Знакомство. |
Заинтересовать обучающихся занятиями в кружке. |
||
2-3 |
Первые дни пребывания обучающегося в школе |
Адаптация, привыкание к режиму дня, к новым людям и правилам поведения. Выяснить настроение обучающегося после нескольких дней в школе. |
||
4-5 |
Кто я среди других? |
Помочь обучающимся осознать свои социальные роли. |
||
6-7 |
Для чего люди общаются? |
Показать необходимость людей в общении. |
||
8 |
В человеке все должно быть прекрасно… |
Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. |
||
9 |
В человеке все должно быть прекрасно… |
Показать необходимость правильного питания. |
||
10 |
В человеке все должно быть прекрасно… |
Показать необходимость физической нагрузки для гармоничного развития личности. |
||
11 |
В человеке все должно быть прекрасно… |
Показать значение позитивного эмоционального состояния для здоровья обучающихся. |
||
12-14 |
Рассказ о себе. |
Подвести к осознанию обучающимися своей индивидуальности. |
||
15 |
Рефлексия своего поведения. |
Подчеркнуть отличия в поведении девочек и мальчиков. |
||
16-17 |
Чем богат человек? |
Богатство человека в его знаниях, готовности и умении помочь людям. |
||
18 |
Мои чувства, эмоции. |
Закрепить знания об органах чувств. |
||
19 |
Мои чувства, эмоции |
Способствовать развитию понимания чувств другого человека. |
||
20 |
Мое настроение. |
Научить обучающихся с пониманием относиться к эмоциональному состоянию другого человека. |
||
21-22 |
Этика — наука о нравственности. |
Дать понятие «этика», как свод правил поведения и отношений к себе и другим людям. |
||
23 |
Школьный этикет. |
Рассмотреть целесообразность соблюдения правил поведения на уроке и в школе. |
||
24 |
Школьный этикет. |
Сюжетно-ролевая игра «Я на уроке». |
||
25-27 |
Правила вежливости |
Дать понятия: вежливость, хорошее поведение. |
||
28 |
Вместе легче. |
Подвести к пониманию о необходимости человеку общения. |
||
29-30 |
Товарищи и друзья |
Сформулировать понятия: товарищ, друг, дружный коллектив. |
||
31-32 |
Я это ты. |
Научить осознавать самого себя и своих одноклассников. |
||
33-34 |
Чем мне нравится сосед по парте? |
Научить понимать то, почему возникает симпатия, дружба. |
||
35 |
Моя семья. |
Нарисовать портрет своей семьи, выявив деятельность каждого. |
||
36 |
Моя семья. |
Сформулировать правила взаимопомощи между детьми и родителями. |
||
37 |
Твои поступки и твои родители. |
Подвести обучающихся к осознанному уважению, заботе и вниманию к своим родителям. |
||
38-40 |
Ты и твое здоровье. |
Понять советы доктора Айболита. |
||
41-43 |
Ты и твои обязанности в школе и дома. |
Показать необходимость выполнения своих обязанностей. |
||
44 |
День рождения. |
Сформулировать правила поведения для гостя. |
||
45 |
День рождения. |
Сформулировать правила поведения для именинника. |
||
46 |
День рождения. Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
Сюжетно-ролевая игра «Мы на Дне рождения». |
||
47 |
Наш класс. |
Акцентировать внимание на специфике отношений в коллективе класса. |
||
48 |
Наш класс. |
Подвести к пониманию о необходимости взаимопомощи между одноклассниками. |
||
49 |
Давайте жить дружно. |
Сформировать понятие «Человек», влияние окружающей среды на его формирование. |
||
50 |
Давайте жить дружно. |
Рассмотреть понятия «Я», «Мы», «Они» — найти в них общее и отличительное. |
||
51 |
Давайте жить дружно. |
Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». |
||
52-53 |
Кто я как я выгляжу. |
Сформулировать понятия: аккуратность, опрятность, бережливость, личная гигиена, внешний вид. |
||
54-55 |
Я личность. |
Дать понятия: личность, индивидуальность, неповторимость; внешний и внутренний мир человека. |
||
56 |
Я и мои роли. |
Определить понятие «роль» в кино, театре, жизни. |
||
57 |
Я и мои роли. |
Мои роли сегодня- кто я? Какие роли я играю и какие правила общения применяю в жизни. |
||
58-60 |
Что за прелесть эти сказки! |
Определить отличия сказок от других художественных произведений, их смысл. |
||
61-62 |
Добро и зло в сказках. |
Рассмотреть добрые и злые поступки и их последствия; главное в сказках- победа добра над злом. |
||
63 |
Сказка — волшебство, чудо и правда. |
Научиться понимать волшебные, чудесные и правдивые отношения между людьми. |
||
64 |
Сказка — ложь, в ней намек… |
Научиться определять то, чему учат сказки. |
||
65-66 |
Кто сочиняет сказки? |
Вспомнить знаменитых сказочников мировой культуры; зачем сочиняют сказки для детей. |
||
67-69 |
Русские народные сказки. |
Познакомить с бытом, мечтами, душевной красотой русского народа. |
||
70-71 |
Инсценировка детских сказок о дружбе. |
Учить на примере сказочного героя проживать то, что чувствует этот герой. |
||
72-73 |
Праздники в жизни человека. |
Напомнить правила поведения на праздниках: домашних, школьных и т.д. |
||
74 |
Отношение к старшим |
Подчеркнуть важность проявления уважения к старшему поколению; взаимопомощь в семье. |
||
75 |
Отношение к учителю |
Напомнить о правах и обязанностях учителя и ученика; уважение к учителю. |
||
76-77 |
Одному всегда плохо. |
Раскрыть мысль о важности общения и взаимодействия между людьми. |
||
78-79 |
Дружба крепкая не сломается… |
|
||
80-81 |
Узнать себя в другом человеке. |
Универсальные правила общения и взаимодействия. |
||
82-83 |
Что в имени твоем? |
Определиться с понятиями имя, фамилия, отчество, кличка, прозвище; как обращаться друг к другу. |
||
84-85 |
Другой человек — какой он? |
Обобщить представления о себе, поддержать положительную установку на другого человека. |
||
86-87 |
Настроение другого человека. |
Подвести обучающихся к осознанному уважению других людей и их эмоционального состояния. |
||
88 |
Речевой этикет. |
Показать специфику речевого общения. |
||
89 |
Речевой этикет. |
Речь как показатель своего отношения к другим людям. |
||
90 |
Вежливость и этикет |
Рассмотреть необходимость для людей вежливости и этикета. |
||
91 |
Вежливость и этикет |
Основные правила для вежливого общения. |
||
92-93 |
Если вы воспитаны… |
Закрепить правила вежливости. |
||
94-95 |
Удовольствие — в игре |
Сформулировать основные этические правила в игре. Делу время — потехе час. |
||
96 |
Моя семья. |
Закрепить понимание у обучающихся понятий о семье и семейных отношениях. |
||
97 |
Моя семья. |
Развивать потребности и навык обращать внимание на настроение и состояние близких людей. |
||
98-99 |
Наш класс. |
Укрепить у обучающихся чувство «Мы». |
||
100-101 |
Что такое самоуправление? |
Дать понятие «самоуправление», «самоанализ», «самооценка». |
||
102 |
Промежуточная аттестация. Анкетирование.
|
Анкетирование.
|
Литература
1. АграшенковА.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты.- М.: Вече-АСТ,2015.
2. БитяноваМ.Я. Я говорю, ты говоришь, мы говорим. Особенности человеческой коммуникации./Школьный психолог №30, 1999.
3. МаксаковаВ.И. Организация воспитания младших школьников. — Москва, 2014.
4. Нравственноевоспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завучначальной школы, 2004.- №3.- С. 71-125.
5. Нравственноевоспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завучначальной школы, 2004.- №4.-С.69-142.
6. Нравственноевоспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завучначальной школы, 2004.- №5.-С.79-131.
7. Нравственноевоспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завучначальной школы, 2004.- №6.-С.47-123.
8. КлюеваН.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — М.,1997.
9. ПлатоновК.К. Занимательная психология.- Спб: Питер Пресс, 1997.
10. Толстых А.В.Наедине со всеми: о психологии общения. — М.,1990.