X-PDF

Программа АЗБУКА общения. Программа

Поделиться статьей

                      Кружок  в 1 классе «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»

                                        Пояснительная записка

         В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартомначального общего образования организация занятий по направлениям внеурочнойдеятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

        Одним из направлений внеурочной деятельности является социальноенаправление. В рамках данного направления разработана программа кружка «Азбукаобщения». Рабочая программа в 1 классе по социальному направлению рассчитана на102 часа (из расчета 3 часа в неделю).

   Целипрограммы: 

  • формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах;
  • развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
  • развитие самосознания обучающихся;
  • сплочение и совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы.

  Задачипрограммы:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у обучающихся навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
  • формирование способности у обучающихся к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

         Основным условием развития обучающихся и важнейшим фактором формирования ихличности является навык общения:

— благодаря общению они учатсякопировать образцы поведения других детей и взрослых;

— вследствие благоприятного общениядруг с другом возникают условия для раскрытия творческого потенциала уобучающихся;

— на основе подкрепляющего действиямнений и оценок взрослого формируются положительные поведенческие реакцииобучающихся.

          Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания,входящие в предметные области окружающего мира, психологии, педагогики.Разнообразие организационных форм  и расширение социальной сферы каждогообучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, формирование социальнойактивности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Нормативные документы,обеспечивающие реализацию программы

№ п/п

Нормативные документы

1

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29.12.2012 № 273-ФЗ 

2

Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

3

Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 05.10.2009 № 373»

4

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

5

Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 №668 «Об утверждении Примерного регионального Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области»

6

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 26

               Основой данной программы является воспитание умения житьвместе.

Программа по воспитанию уобучающихся умений жить вместе и быть самостоятельными дает возможность каждомувысказаться, отстоять свою точку зрения, услышать друг друга, доносить своесообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. Назанятиях обучающиеся научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними,терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважать любое мнение, равноправиепозиций, осуществлять самостоятельный выбор, который требует от человекаопределенной личностной зрелости, что невозможно без осмысленной инициативы иопределенной компетентности. Умение быть самостоятельным  — целостное проявление человека. В нем проявляется индивидуальность,отражается прошлое, проецируется будущее обучающихся.

Принципы проведения занятий:

  • доступность, познавательность и наглядность;
  • учет возрастных особенностей;
  • психологическая комфортность.

 Формы организациидеятельности:

  • беседы, викторины;
  • тренинги общения;
  • обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций;
  • ролевые игры;
  • просмотр и обсуждение фильмов;
  • классные часы;
  • наблюдения обучающихся за событиями в городе, стране.

         Итог работы подводится в конце каждого занятия с помощью использованиятехнологии цветописи. Регулярная фиксация обучающимися своего настроения спомощью цвета позволяет педагогу  проанализировать, какое настроениепреобладает в классе, насколько одноклассники дружелюбны, эффективна ли работас коллективом; регулярное фиксирование своего настроения важно дляобучающегося, оно является стимулом более осознанного отношения к себе и ксвоей жизни, самоанализа и самовоспитания.

Планируемые результаты:

  • понимание обучающимися ценностей человеческой жизни;
  • проявление коммуникативной активности;
  • соблюдение норм поведения и общения;
  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
  • приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
  • повышение уровня самосознания, самодисциплины.

 

        Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятий

1

Знакомство.

Заинтересовать обучающихся занятиями в кружке.

2-3

Первые дни пребывания обучающегося в школе

Адаптация, привыкание к режиму дня, к новым людям и  правилам поведения. Выяснить настроение обучающегося после нескольких дней в школе.

4-5

Кто я среди других?

Помочь обучающимся осознать свои социальные роли.

6-7

Для чего люди общаются?

Показать необходимость людей в общении.

8

В человеке все должно быть прекрасно…

Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома.

9

В человеке все должно быть прекрасно…

Показать необходимость правильного питания.

10

В человеке все должно быть прекрасно…

Показать необходимость физической нагрузки для гармоничного развития личности.

11

В человеке все должно быть прекрасно…

Показать значение позитивного эмоционального состояния для   здоровья обучающихся.

12-14

Рассказ о себе.

Подвести к осознанию обучающимися своей индивидуальности.

15

Рефлексия своего поведения.

Подчеркнуть отличия в поведении девочек и мальчиков.

16-17

Чем богат человек?

Богатство человека в его знаниях, готовности и умении помочь людям.

18

Мои чувства, эмоции.

Закрепить знания об органах чувств.

19

Мои чувства, эмоции

Способствовать развитию понимания чувств другого человека.

20

Мое настроение.

Научить обучающихся с пониманием относиться к эмоциональному состоянию другого человека.

21-22

Этика — наука о нравственности.

Дать понятие «этика», как свод правил поведения и отношений к себе и другим людям.

23

Школьный этикет.

Рассмотреть целесообразность соблюдения правил поведения на уроке и в школе.

24

Школьный этикет.

Сюжетно-ролевая игра «Я на  уроке».

25-27

Правила вежливости

Дать понятия: вежливость, хорошее поведение.

28

Вместе  легче.

Подвести к пониманию о необходимости человеку общения.

29-30

Товарищи и друзья

Сформулировать понятия: товарищ, друг, дружный коллектив.

31-32

Я  это ты.

Научить осознавать самого себя и своих одноклассников.

33-34

Чем мне нравится сосед по парте?

Научить понимать то, почему возникает симпатия, дружба.

35

Моя семья.

Нарисовать портрет своей семьи, выявив деятельность каждого.

36

Моя семья.

Сформулировать правила взаимопомощи между детьми и родителями.

37

Твои поступки и твои родители.

Подвести обучающихся к осознанному уважению, заботе и вниманию к своим родителям.

38-40

Ты и твое здоровье.

Понять советы доктора Айболита.

41-43

Ты и твои обязанности в школе и дома.

Показать необходимость выполнения своих обязанностей.

44

День рождения.

Сформулировать  правила поведения для гостя.

45

День рождения.

Сформулировать  правила поведения для именинника.

46

День рождения.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Сюжетно-ролевая игра «Мы на Дне рождения».

47

Наш класс.

Акцентировать внимание на специфике отношений в коллективе класса.

48

Наш класс.

Подвести к пониманию о необходимости взаимопомощи между одноклассниками.

49

Давайте жить дружно.

Сформировать понятие «Человек», влияние окружающей среды на его формирование.

50

Давайте жить дружно.

Рассмотреть понятия «Я», «Мы», «Они» — найти в них общее и отличительное.

51

Давайте жить дружно.

Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».

52-53

Кто я как я выгляжу.

Сформулировать понятия: аккуратность, опрятность, бережливость, личная гигиена, внешний вид.

54-55

Я личность.

Дать понятия: личность, индивидуальность, неповторимость; внешний и внутренний мир человека.

56

Я и мои роли.

Определить понятие «роль» в кино, театре, жизни.

57

Я и мои роли.

Мои роли сегодня- кто я? Какие роли я играю и какие правила общения применяю в жизни.

58-60

Что за прелесть эти сказки!

Определить отличия сказок от других художественных произведений, их смысл.

61-62

Добро и зло в сказках.

Рассмотреть добрые и злые поступки и их последствия; главное в сказках- победа добра над злом.

63

Сказка — волшебство, чудо и правда.

Научиться понимать волшебные, чудесные и правдивые отношения между людьми.

64

Сказка — ложь, в ней намек…

Научиться определять то, чему учат сказки.

65-66

Кто сочиняет сказки?

Вспомнить знаменитых сказочников мировой культуры; зачем сочиняют сказки для детей.

67-69

Русские народные сказки.

Познакомить с бытом, мечтами,  душевной красотой русского народа.

70-71

Инсценировка детских сказок о дружбе.

Учить на примере сказочного героя проживать то, что чувствует этот герой.

72-73

Праздники в жизни человека.

Напомнить правила поведения на праздниках: домашних, школьных и т.д.

74

Отношение к старшим

Подчеркнуть важность проявления уважения к старшему поколению; взаимопомощь в семье.

75

Отношение к учителю

Напомнить о правах и обязанностях учителя и ученика; уважение к учителю.

76-77

Одному всегда плохо.

Раскрыть мысль о важности общения и взаимодействия между людьми.

78-79

Дружба крепкая не сломается…

Определить, чем отличается настоящая дружба.

80-81

Узнать себя в другом человеке.

Универсальные правила общения и взаимодействия.

82-83

Что в имени твоем?

Определиться с понятиями имя, фамилия, отчество, кличка, прозвище; как обращаться друг к другу.

84-85

Другой человек — какой он?

Обобщить представления о себе, поддержать положительную установку на другого человека.

86-87

Настроение другого человека.

Подвести обучающихся к осознанному уважению других людей и их эмоционального состояния.

88

Речевой этикет.

Показать специфику речевого общения.

89

Речевой этикет.

Речь как показатель своего отношения к другим людям.

90

Вежливость и этикет

Рассмотреть необходимость для людей вежливости и этикета.

91

Вежливость и этикет

Основные правила для вежливого общения.

92-93

Если вы воспитаны…

Закрепить правила вежливости.

94-95

Удовольствие — в игре

Сформулировать основные этические правила в игре. Делу время — потехе час.

96

Моя семья.

Закрепить понимание у обучающихся понятий о семье и семейных отношениях.

97

Моя семья.

Развивать потребности и навык обращать внимание на настроение  и состояние близких людей.

98-99

Наш класс.

Укрепить у обучающихся чувство «Мы».

100-101

 Что такое самоуправление?

Дать понятие «самоуправление», «самоанализ», «самооценка».

102

Промежуточная аттестация. Анкетирование.   

 

Анкетирование.

 

 

         Литература

1.     АграшенковА.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты.- М.: Вече-АСТ,2015.

2.     БитяноваМ.Я. Я говорю, ты говоришь, мы говорим. Особенности человеческой коммуникации./Школьный психолог  №30, 1999.

3.     МаксаковаВ.И. Организация воспитания младших школьников. — Москва, 2014.

4.     Нравственноевоспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завучначальной школы, 2004.- №3.- С. 71-125.

5.     Нравственноевоспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завучначальной школы, 2004.- №4.-С.69-142.

6.     Нравственноевоспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завучначальной школы, 2004.- №5.-С.79-131.

7.     Нравственноевоспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности// Завучначальной школы, 2004.- №6.-С.47-123.

8.     КлюеваН.В., Касаткина Ю.В.  Учим детей общению. — М.,1997.

9.     ПлатоновК.К. Занимательная психология.- Спб: Питер Пресс, 1997.

10. Толстых А.В.Наедине со всеми: о психологии общения. — М.,1990.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет