X-PDF

Программа ДО Я могу

Поделиться статьей

Управлениеобразования администрации МО «Холмский городской округ»

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Холмска

МО «Холмский городской округ» Сахалинской области

 

 

ПРИНЯТА  назаседании                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

экспертного совета                                                      Директор  МАОУ СОШ№ 8 г.Холмска

от «_____» ____ 2022г.                                                                 ___________Рекина Е.С.

Протокол №___                                                                 Приказ № __от «____»  ____2022 г.

 

                                                                                                                                                    

                                                                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Я могу»

 

 

Уровень программы: базовый

Направленность программы: социально- педагогическая

Возраст обучающихся:11-14 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

Сова Юлия Николаевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

г.Холмск

2022


 

Пояснительная записка

Направленностьпрограммы:социально-педагогическая

Уровеньпрограммы: базовый

 

Актуальность программы опирается нанеобходимость воспитания социально-активной личности и необходимость реализациикомплексного подхода к подготовке молодого человека«новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях:компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового кпринятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать сделовыми партнерами.

            Отличительнойособенностью программы является учет психологических особенностей детейподросткового возраста, когда на смену продуктивно-творческой деятельностиприходит потребность в общении, осознании своего «Я», как частички коллектива,желание быть признанным окружающими. Учебный материал подобран таким образом,что позволяет учащемуся осознать перспективы своего психологического развития,понять природу своего «Я», найти применение своим творческим, организаторскимспособностям. 

Программа предусматривает задания, социальныепроекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии,  групповаяпроблемная работа, интеллектуальные игры, упражнения, игры на формированиекоммуникативных  навыков,  приобретение лидерских,организаторских качеств.

Индивидуальная и коллективная творческаядеятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенностиучащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином видедеятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личностиучащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы посамосовершенствованию и строительству своего «Я». Это способствуетпоявлению желания общения с другими людьми, интеллектуальными видамидеятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитиюсообразительности, любознательности.

Категорияучащихся

В реализации дополнительной общеразвивающей программы «Я могу»участвуют дети 11 — 14 лет, имеющие желание узнать себя, свои возможности, бытьуспешными и социально-активными.

 Объемпрограммы – 68 часов.

Срокреализации программы – 2 года.

Режимзанятий:

Учебные занятия в студии проводятся 1 раз в неделю по 1 академическомучасу в соответствии с Сан Пин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г. № 41.

Цельпрограммы — воспитание социально — активнойличности путем включения ее в социально-значимую деятельность.

Задачи:

Обучающие

            формирование у учащихся представления околлективе, конфликте, формах организации досуговой деятельности;

            обучение основам социальногопроектирования, эффективной коммуникации, публичного выступления.

 Развивающие:

   сформировать организаторские умения подростковпосредством системы занятий и тренингов по коллективной творческойдеятельности;

   развить навыки организаторской деятельности,координации и стимулирования действий другого человека;

  развитьпознавательную активность и самостоятельность обучающихся.

Воспитывающие:

    формирование познавательной и информационной культуры;

    формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательногоотношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,гражданской позиции;

    формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанногои ответственного отношения к собственным поступкам.

 

Планируемыерезультаты

В результатеосвоения программы обучающиеся будут знать:

   понятиеи этапы развития коллектива, закономерности его работы;

   понятиеи стили общения;

    понятие конфликта, стратегии поведения в конфликте;

    правила подготовки к публичному выступлению;

   понятиедосуга, основные формы организации досуговой деятельности (игра,мероприятие, дело);

   основысоциального проектирования.

Обучающиесябудут уметь:

    слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение,корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, втом числе в ситуации столкновения интересов

    продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позицийвсех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешенияконфликтов;

    планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализаусловий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достиженияцели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательнуюрефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

    организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместнуюдеятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способывзаимодействия, планировать общие способы работы;

    извлекать информацию из различных источников;

Обучающиесяприобретут навыки:

    адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире;

    самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебнойдеятельности, поиска средств её осуществления

    работы в группе (эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основекоординации различных позиций при выработке общего решения в совместнойдеятельности).

Содержание программы

Учебный план

 

№ п/п

 

Название разделов, тем

 

Количество часов

 

 

Формы аттестации/контроля по разделам

 

 

 

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

 

1 год обучения

 

1.       

Введение

8

1

7

 

 

1.1.    

Вводное занятие

1

1

 

 

1.2.    

Практическое занятие по разделу «Введение»

7

7

самоанализ

 

2.       

Коллектив

10

3

7

 

 

2.1.    

Коллектив

2

1

1

 

 

2.2.    

Этапы развития коллектива

2

1

1

 

 

2.3.    

Стили лидерства

2

1

1

 

 

2.4.    

Практическое занятие по разделу «Коллектив»

4

4

самоаттестация коллектива

 

3.       

Искусство общения

8

3

5

 

 

3.1.    

Общение.

2

1

1

 

 

3.2.    

Эффективные способы общения

2

1

1

 

 

3.3.    

Устойчивость контакта

2

1

1

 

 

3.4.    

Практическое занятие по разделу «Искусство общения»

2

2

самоанализ, взаимозачет

 

4.       

Основные формы организации досуговой деятельности

8

1

7

 

4.1.    

Общие сведения об организации досуговой деятельности

2

1

1

 

4.2.    

Игра

5

5

 

4.3.    

Итоговое занятие

1

1

взаимозачет

2 год обучения

4.       

Основные формы организации досуговой деятельности

12

4

8

 

 

4.2.    

Игра

2

2

 

 

4.3.    

Мероприятие

4

2

2

взаимозачет

 

4.4.    

Дело

6

2

4

самоанализ, взаимозачет

 

5.       

Конфликты и пути их решения

8

2

6

 

 

5.1.    

Конфликт

1

1

 

 

5.2.    

Виды поведения в конфликте

3

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

1

2

 

 

5.3.    

Практическое занятие по разделу «Конфликты и пути их решения»

4

4

самоанализ

 

6.       

Волшебство переговоров

8

3

5

 

 

6.1.    

Искусство ведения переговоров

5

2

3

 

 

6.2.    

Публичное выступление

3

1

2

взаимозачет

 

7.       

Социальное проектирование

6

1

5

 

 

7.1.    

Социальное проектирование. Общие сведения

1

1

 

 

7.2.    

Практическое занятие по разделу «Социальное проектирование». Защита проектов

5

5

самоанализ, групповая оценка работ

 

 

Всего часов

68

18

50

 

 

Содержаниеучебного плана

1 год обучения

Раздел1. Введение.

Тема1. Вводное занятие.

Теоретическаячасть: Знакомство с группой. Правила работы вгруппе. Анкетирование «Оценка школьной мотивации».

Тема2. Практическое занятие по разделу «Введение».

Практическаячасть: Формула успеха лидера. Игры «Разборкаимени», «Я еду». Тестирование «Я – лидер». Упражнение «Ты выбираешь». Игры навыявление лидера. «Кораблекрушение», «Необитаемый остров», «Поезд», «Возьмитеменя». Диспут «Качества лидера». Самоанализ.

Раздел2. Коллектив.

Тема1. Коллектив.

Теоретическаячасть: Понятие коллектива. Виды коллектива.Признаки коллектива. Принципы работы коллектива.

Практическаячасть: Упражнения «Без маски», «Групповойпортрет», «Мне нравится в тебе».

Тема 2.Этапы развития коллектива.

Теоретическаячасть: Ознакомлениес этапами развития коллектива (различные подходы).

Практическаячасть: дискуссия«Кто мы? Какие мы?»

Тема 3.Стили лидерства.

Теоретическаячасть: Различиепонятий лидер и руководитель. Черты, присущие лидеру.  Стили лидерства (авторитарный,либеральный, демократический).

Практическаячасть: творческаямастерская «Портрет лидера».

Тема4.Практическое занятие по разделу «Коллектив».

Практическаячасть: Упражнение«Выбор организатора», «Ситуации», «Суета сует». Самоаттестация коллектива (поЛутошкину А. Н.).

Раздел3. Искусство общения.

Тема1. Общение.

Теоретическаячасть: Понятие общения. Стили общения. Начало общения. Выход из общения. Беседа.

Практическаячасть: сюжетно-ролевая игра «Давайтепознакомимся».

Тема 2.Эффективные способы общения.

Теоретическаячасть: Ознакомление со способами эффективногообщения (рефлексивное слушание, перефраз, самораскрытие, отражение чувств,резюмирование). Виды вопросов.

Практическая часть: беседа «Наши достоинства»,упражнение «Маски в общении».

Тема 3.Устойчивость контакта.

Теоретическаячасть: Способы,помогающие поддерживать коммуникацию. Устойчивость контакта. 

Практическая часть: упражнения «Продолжениекоммуникации», «Устойчивость контакта».

Тема 4.Практическое занятие по разделу «Искусство общения».

Практическая часть: упражнение «Местовстречи». Игры «Найди по описанию», «Обратная связь»,«Найди по инструкции», «Горячий стул», Игровые методики. «На плоту», «Свободныйразговор», «Разброс мнений». Ток-шоу. Самоанализ, взаимозачет.

Раздел4. Основные формы организации досуговой деятельности.

Тема1. Общие сведения об организации досуговой деятельности.

Теоретическаячасть: Понятие досуга. Основные формы организации досуговой деятельности. Видыдосуговой деятельности.

Практическаячасть: Тренинги «Или-или», «Это мой нос», «Яникогда…». Творческая мастерская «Игра, мероприятие, дело».

Тема2. Игра.

Практическаячасть: Общие сведения об игре (понятие,значение, виды).Тренинг «Ты выбираешь». Творческая мастерская «Что нужно, чтобыигра получилась». Подвижные игры «Американский треугольник», «Голова –хвост», «Моргалки». Игры с залом. «Чайничек», «У тети Моти четыре сына», «Меняукусил гиппопотам», «Колобок», «Летают- не летают», «Летит, летит по небу шар»,«Вместе мы одна семья», «Глава, рамена, колена, пальцы», «Часы», «Веселаяграмматика», «Это я, это я, это все мои друзья», «Ежики». Игровые методики.«Терем-теремок», «Волшебный стул», «Конверт дружеских вопросов», «Трикоролевства». Творческие игры. Взаимозачет.

Тема3. Итоговое занятие

Практическаячасть: Круглый стол на тему «Я могу».

 

 

 

2 год обучения

Раздел 4. Основные формы организации досуговой деятельности.

Тема2. Игра.

Практическаячасть: Конкурсыактерского мастерства. «Ромашка». Тренинги. «Пальцы сверху», «Или – или»,«Синхронный перевод», «Принцесса и крестьянин», «Будь собой!», «Живаяпирамида», спокойные игры. Настольные игры.

Тема3. Мероприятия.

Теоретическаячасть: Основные характеристики мероприятия. Видымероприятий. Возрастные особенности участников. Этапы подготовки и проведения.Проведение. Анализ проведения мероприятия. Ближайшие последствия проведенногомероприятия.

Практическаячасть: Мозговой штурм «Готовимся кмероприятию». Упражнение«Сценарий мероприятия», «Выбор организатора». Взаимозачет.

Тема4. Дело.

Теоретическаячасть: Основные характеристики дела.Воспитательные возможности дела. Коллективное творческое дело. Предварительнаяподготовка дела.

Практическаячасть.

Коллективноепланирование дела. Упражнение «Организаторское лото», «Памятка главномуорганизатору». «Распределение ролей». Проведение дела. Коллективный анализдела.  Мозговой штурм «А что же дальше?» Самоанализ, взаимозачет.

Раздел5. Конфликты и пути их решения.

Тема1. Конфликт.

Теоретическаячасть: Понятие конфликта, конфликтноевзаимодействие, инцидент. Виды конфликтов. Конструктивный и деструктивныйспособ решения конфликта.

Тема 2.Виды поведения в конфликте.

Теоретическаячасть: Стратегии поведения в конфликтныхситуациях (противоборство, приспособление, сотрудничество, компромисс,избегание). Формула успешного решения школьных конфликтов.

Практическаячасть: тест «Оценка собственного поведения вконфликтной ситуации», упражнения «Снежинка», «6 и 9». Игра «Конфликтныеситуации».

Тема 3.Практическое занятие по разделу «Конфликты и пути их решения».

Практическаячасть: Упражнения «Рисунок вдвоем», «Групповойрисунок по кругу». Игры «Конфликтные ситуации», «Сказка о тройке». Самонализ.

Раздел6. Волшебство переговоров.

Тема 1.Искусство ведения переговоров.

Теоретическая часть: Понятие переговоров. Искусство полемики. Виды вопросов. Правила поведения в дискуссии.

Практическая часть: Упражнение «Я говорю«нет». Игровые методики «На пне в лесу», «Турнирораторов», «Разброс мнений», «Сократовская беседа», «Диалог с веком».

Тема 2. Публичное выступление.

Теоретическая часть: Подготовка речи. Местовыступления. Одежда выступающего. Секреты успешного публичного выступления.

Практическая часть: Упражнения на формированиеголоса и дикции. Сюжетно-ролевая игра «Слушаем докладчика». Взаимозачет.

Раздел7. Социальное проектирование.

Тема1. Социальное проектирование. Общие сведения.

Теоретическаячасть: Общие сведения. Основные признакипроекта. Определение проблем. Составляющие проекта: проблема, цели и задачи,результаты, методика (шаги, мероприятия), ресурсы, шаги для разработки проекта.

Тема2. Практическое занятие по разделу «Социальное проектирование». Защитапроектов.

Практическаячасть: Мозговой штурм «Решаем проблемы».Подготовка проекта. Реализация проекта.  Презентационная папка проекта.Защита проектов. Самоанализ, групповая оценка работ.

 

Организационно-педагогическиеусловия реализации программ

 

Учебно-методическое обеспечение программы

 

Методическое обеспечение программы включает в себя:

    дополнительную общеобразовательную программу;

     календарно-тематическое планирование занятий попрограмме;

     дидактические материалы (печатные пособия — таблицы, плакаты,фотографии; видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программныесредства);

    разработки занятий в рамках программы;

     методическую и учебную литературу;

    интернет-ресурсы.

Программавключает теоретические и практические занятия. Разделы  завершаютсяпрактическими занятиями, что способствует лучшему усвоению теоретическогоматериала. Практические работы одновременно являются формой оцениванияпромежуточного результата реализации программы. По завершении освоенияпрограммы, обучающиеся защищают проект.

В процессе реализации программы используются образовательные технологииличностно-ориентированного обучения, учебной дискуссии. В течение годаобучающиеся могут принимать участие в различных тематических мероприятиях,экскурсиях. Такие формы проведения занятий позволяют качественнее реализовыватьвоспитательные задачи: способствуют воспитанию уважительного отношения как кстаршим по возрасту, так и к своим сверстникам, к мнению другого, повышаютспособности обучающегося к общению с другими в атмосфере доброжелательности,способствуют воспитанию художественного вкуса.

В процессе выполнения практических работ происходит обсуждение способоввыполнения поставленной задачи, выбора инструментов, материалов. Такая формазанятий в сочетании с теоретической частью, когда педагог объясняет новыйматериал, в том числе с помощью проектора, обеспечивает перерывы в работе закомпьютером.

Практические работы могут выполняться какиндивидуально, так и командой из 2-4 человек.

Материально-технические условия реализациипрограммы

    учебный кабинет;

     столы и стулья для учащихся и педагога;

     классная доска;

     компьютер;

     принтер;

      мультимедиа-проектор;

     ватман;

     бумага А4;

    простые и цветные карандаши, ручки.

 

Кадровое обеспечение

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ямогу» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющимвысшее образование, прошедшим переподготовку как педагога дополнительногообразования  и отвечающим квалификационным требованиям, указанным вквалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

 

Переченьрекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов

1.     Базовый набор тематических тренингов для подростков:Сборник научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Подред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.

2.     Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психологиячеловеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.

3.     Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтныхситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. — 1986.

4.     Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?/ Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.

5.     Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

6.     Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности.Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителейобщеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.:Просвещение, 2011.

7.     Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.Теория и методика социально-педагогической деятельности, Ярославль, «Академияразвития», 2004 г.

8.     Каптерев П.Ф. Детская и педагогическаяпсихология. Москва — Воронеж, 1999.

9.     Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборникзаданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А.Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

10. Кукушин В.С. Введение в педагогическуюдеятельность. – Рн/Д, 2002.

11. Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий ипраздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.

12. Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебноепособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д:Феникс,2013.

13. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планированиевоспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко,2-е изд. – М.:2006.

14. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология.Учебник. — М.: Российское педагогическое агентство. 1996.

15. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. -М.: Импринт-Гольфстрим, 1998.

16. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебнаялитература», 2011. 

17. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогическойнаправленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.

18. Сборник программ. Исследовательская и проектнаядеятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый ибезопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н.Чистякова и др. – М.: Просвещение, 2014.

19.  ЩурковаН.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России,М., 2004.

 

Оценка качества освоенияпрограммы

Формы аттестации

Дляотслеживания результативности образовательного процесса используются следующиеформа контроля и аттестации:

1. Начальный контроль: в ходе дискуссии по теме: «Качества лидера»определяются знания учащихся по вопросу и умение публично выступать.

2. Текущий контроль: с помощью взаимозачета и самоанализа учащиесяопределяют уровень овладения программой и коордяинируют дальнейшие действия поприобретению знаний, умений, навыков.

3. Промежуточный контроль: оцениваются ораторские и организаторскиезнания и умения в ходе реализации практической деятельности (публичноевыступление, организация игр и других массовых мероприятий).

4. Итоговая аттестация: самоанализ, групповая оценка работ в рамкахзащиты социальных проектов, творческих работ позволяет оценить знания, умения инавыки, приобретенные в ходе обучения по данной программе, и проследитьположительную динамику развития каждого обучающегося.

 

Оценочные материалы

Контроль динамики усвоения программы осуществляется при помощипедагогического наблюдения, регулярного мониторинга (для выявления личностногороста и развития творческой деятельности), беседы, опроса, самодиагностики учащихся, анализа результатов выполненияиндивидуальных заданий.


 

 Приложение 1

к ДООП «Я могу»

 

Календарный учебный график

Содержание

1-й учебный год

2-й учебный год

1.

Начало учебного года

01.09.2022 г.

01.09.2023 г.

2.

Окончание учебного года

24.05.2023 г.

24.05.2024 г.

3.

Адаптационный период

 

 

4.

Промежуточная аттестация

15.05.2023 г. — 24.05.2021 г.

 

5.

Зимние каникулы

28.12.2022 г. – 10.01.2023 г.

28.12.2022 г. –

10.01.2023 г.

6.

Итоговая аттестация

 

15.05.2024 г. – 240.05.2024 г.

7.

Продолжительность учебного года

34 недели

34 недели

8.

Летние каникулы

25.05.2023 г. – 31.08.2023 г.

31.05.2024 г. –

01.09.2024 г.

 

 

 

 

 


 

                                                                                                                               Приложение 2

к ДООП «Я могу»

 

 

Критерии оцениваниятеоретических знаний, практических умений и

навыков обучающихся

Оцениваемые показатели

Высокий уровень

Базовый уровень

Начальный уровень

1. Соответствие теоретических знаний обучающегося:

 

1.1. Теоретические знания по основным разделам учебного плана (уровня теоретической подготовки);

 

1.2. Владение специальной терминологией

 

 

 

 

 

Освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

 

 

Специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием

 

 

 

 

 

Объем освоенных знаний составляет более ½

 

 

 

 

Обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой

 

 

 

 

 

 

Обучающийся владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой

 

 

Обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины

2.Соответствие практических умений и навыков

 

2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой по основным разделам учебного плана;

 

2.3.Творческие навыки (креативность)

 

 

 

 

Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой

 

Выполняет практические задания с элементами творчества

 

 

 

 

Объем усвоенных умений и навыков составляет более ½

 

 

 

 

Выполняет задания на основе образца

 

 

 

 

Обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков

 

 

 

Обучающийся в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет