СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительнаязаписка
2. Учебныйплан
3. Рабочаяпрограмма курса
4. Содержаниекурса
5. Календарныйучебный график
6. Формааттестации
7. Оценочныематериалы
8. Методическиематериалы
9. Организационно-педагогическиеусловия
10. Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Экспромт» составлена на основании:
· Федеральногозакона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
· ПриказаМинистерства образования и науки Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 «Обутверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам»;
· УставаГКОУ «Большекрутовская школа-интернат»;
· Адаптированнаяпрограмма дополнительного образования ГКОУ «Большекрутовская школа-интернат»;
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
Художественно- эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержаниивоспитательного процесса коррекционного образовательного учреждения и являетсяего приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребёнкаогромное значение имеет разнообразная художественная деятельность –изобразительная, музыкальная, художественно – речевая и др. Важной задачейэстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов,потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшееполе для эстетического развития учащихся, а также развитие их творческихспособностей представляет танцевальная деятельность.
Хореографииотводится особое место в процессе физического воспитания детей младшегошкольного возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, ониобеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных,согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют имбольшое удовольствие и радость.
Поприроде своей живой, физически активный характер танца имеет особуюпрактическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельностьстала занимать доминирующее положение в образе жизни детей.
Даннаяпрограмма посредством учебного плана, содержания, форм и методов работыпомогает учащимся раскрепостить внутренние силы, даёт выход спонтанному чувствутанцевального движения, обогащает танцевальный опыт ребёнка разнообразиемритмов и пластики. Программа обеспечивает в рамках школьного учрежденияудовлетворение потребностей и запросов школьников как в области танцевальногообразования и воспитания, так и в области досуга и общения, концертно -исполнительской деятельности.
Возрастныеособенности.
Впроцессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности,ухудшается внимание, память. В результате длительного поддерживания статическойпозы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. Одной изважнейших задач учебно-воспитательного процесса является организациядвигательного режима школьников. Увеличение объёма двигательной активностиоказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитиефизических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной систем.
Потребностьв музыкально – пластических занятиях ощущается уже с 7 -9 летнего возраста,когда психофизический аппарат ребёнка не только наиболее предрасположен длятакого рода занятий, но и нуждается в них. Распространённые у детей искривленияфигуры, косолапость успешно исправляются и, как правило, вообще не имеют местопри систематических занятиях танцами. Особое значение для детей имеет развитиекоординации. Очень важно продолжение обучения детей в возрасте 10 – 12 лет изатем в 13 – 16 лет. В этом возрасте переходят непосредственно к улучшениютанцевального репертуара.
Возможностидополнительного образования в плане организации внеурочной работы детейчрезвычайно широки. Воспитание и обучение представлено разнообразнойхудожественно – эстетической деятельностью учащихся.
Актуальностьданной программы состоит в овладении обучающимися с ограниченными возможностямиздоровья знаниями, умениями и навыками ряда танцевальных дисциплин, внеобходимости всестороннего развития и социализации личности. Программаудовлетворяет запросы детей в области танцевального образования, решаетпроблемы творческой самореализации личности через танцевальную иконцертно-исполнительскую деятельность, удовлетворяет потребности и запросышкольников в области досуга и общения.
Цель:
-способствовать формированию танцевально-ритмических умений и навыков,художественно – эстетических способностей учащихся; воспитывать интерес кискусству хореографии; формировать представления о понятиях общих и специальныхв области хореографии.
Задачи:
Образовательные:
-разучить отдельные элементы танца;
-учить логичности и грамотности построения танцевальных движений;
-формировать специальные знания, умения и навыки, необходимые для успешнойтанцевальной деятельности;
-приобщить детей к танцевальной культуре, обогатить их танцевальный опыт: знаниедетей о танце, его истории.
Развивающие:
-развивать чувство такта, темпа;
-развивать координацию движений, тренировать мышечный аппарат;
-развивать силу ног, пластичность рук, гибкость тела, эластичность мышц иподвижность суставов;
-развивать индивидуальные творческие способности учащихся;
Воспитывающие:
-формировать у воспитанников навыки индивидуальной и коллективной деятельности;
-воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленныхзадач;
-способствовать социокультурному развитию личности воспитанника в процессеучебных занятий, концертных выступлений и досуговой деятельности;
Основнойпринцип программы – постепенность в усвоении материала: «от первых шагов дотанца на сцене». В основе подачи материала лежит классическая обучающаяметодика, так как без неё обучающиеся не могут овладеть необходимыми навыками иумениями искусства хореографии.
Основнымивидами учебных занятий являются комбинированные, практические занятия,репетиция. Другими ведущими видами – концерты, конкурсы, праздники.
Форма обучения: групповые занятия.
Основнымусловием приёма является желание обучающихся. Учитываются также физическиевозможности.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Режим занятий: 34 часа в год, 1час в неделю.
Ожидаемыерезультаты:
врезультате освоения образовательной программы обучающиеся должны знать:
1. Позицииног и рук,
2. Базовыедвижения вальса,
3. Работа впаре.
Уметь:
1. Двигатьсяв такт музыке,
2. Выполнятьзадания после показа и по словесной инструкции учителя,
3. Техническиграмотно исполнять фигуры хореографических произведений образовательнойпрограммы,
4. Соединятьдвижения рук, ног, головы единовременно в танце,
5. Начинать изаканчивать элементы и движения танца согласно начала и окончания музыкальнойфразы,
Втехнологической подготовке целесообразно выделять:
1. хореографическую- обучение элементам медленного и венского вальса;
2. музыкально– двигательную — обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальности ивыразительности;
3. композиционную– составление танцевальных номеров.
Впсихологическую подготовку входят:
1. базовая –психологическое развитие образования и обучения;
2. репетиционная– формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к репетициям;
3. концертная– формирование состояния готовности, способности к сосредоточению и мобилизации
Ожидаемыйрезультат:
Последовательная,систематическая работа над решением задач музыкального воспитания, и вчастности танцевальной деятельности, развивает воображение детей, их творческуюактивность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально– динамическому осмыслению движений. Исполнение и улучшение его качества – этоглавный результат, к которому всегда следует стремиться и достигать его.
Врамках реализации программы возникает задача выработки у учащихсясамостоятельной работы детей в целях оказания помощи друг другу, воспитывает вних чувство коллективизма и трудолюбия.
Вовремя реализации программы будет развиваться процесс её коррекции исовершенствования. Первые результаты станут видны по итогам выступлений наконцертах, участиях в общественно – массовых мероприятиях, которые воспитываютв детях чувство ответственности и пунктуальности.
Оценочныйматериал
Диагностикарезультатов работы по программе связана с демонстрацией достижений обучающихсяна отчётных концертах, конкурсах, открытых уроках и т.д.
Главныйпоказатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей,усвоение музыкального материала, воспитание и развитие навыков творческой,самостоятельной работы, развитие умения творчески реализоваться на сцене,формирование эстетического вкуса.
Подведениеитогов реализации программы проводится путём организации выступлений различногоуровня. В мае проводится промежуточная аттестация.
Учебныйплан.
№ |
Название блока, раздела, модуля, курса. |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Введение. TБ. |
1 |
— |
1 |
2 |
Основы. Базовые движения вальса. |
1 |
8 |
9 |
3 |
Постановка танца «Медленный вальс». |
1 |
11 |
12 |
4 |
Постановка танца «Венский вальс». |
1 |
11 |
12 |
Промежуточная аттестация |
||||
Всего |
4 |
30 |
34 |
Учебно-тематическийплан.
№ |
Название темы занятия |
Краткое содержание занятия |
Количество часов |
Дата занятия |
|||
Теория |
Практика |
Всего |
План |
Факт |
|||
1 |
Введение (1 час) |
||||||
1.1 |
Введение. ТБ. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. |
1 |
— |
1 |
|
|
2 |
Основы. Базовые движения вальса. (9 часов) |
||||||
2.1 |
Вальс. История и виды. |
История возникновения вальса. Виды и формы вальса. |
1 |
— |
1 |
|
|
2.2 |
Основы вальса. |
Позиции рук и ног в вальсе. Положения рук и корпуса партнеров в паре. |
— |
1 |
1 |
|
|
2.3 |
Основы медленного вальса. |
Базовые элементы в медленном вальсе. Правый и левый квадрат. |
— |
1 |
1 |
|
|
2.4 |
Основы медленного вальса. |
Базовые элементы в медленном вальсе. Закрытая перемена. |
— |
1 |
1 |
|
|
2.5 |
Основы медленного вальса. |
Базовые элементы в медленном вальсе. Открытая перемена. |
— |
1 |
1 |
|
|
2.6 |
Основы медленного вальса. |
Базовые элементы в медленном вальсе. Lock и шоссе. |
— |
1 |
1 |
|
|
2.7 |
Основы медленного вальса. |
Базовые элементы в медленном вальсе. Правый поворот. |
— |
1 |
1 |
|
|
2.8 |
Основы медленного вальса. |
Базовые элементы в медленном вальсе. Левый поворот. |
— |
1 |
1 |
|
|
2.9 |
Повторение и закрепление основ вальса. |
Повторение и закрепление базовых движений русского народного танца. |
— |
1 |
1 |
|
|
3 |
Постановка танца «Медленный вальс»(12 часов). |
||||||
3.1 |
Понятие «Медленный вальс». |
Медленный вальс как культурное явление. |
1 |
— |
1 |
|
|
3.2 Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 |
Направления движения в медленном вальсе. |
Линия движения по кругу. Движение диагонально, в центр и из центра. |
— |
1 |
1 |
|
|
3.3 |
Рисунки вальса. |
Ориентирование в сценическом пространстве. |
0.5 |
0.5 |
1 |
|
|
3.4 |
Постановка комбинаций. |
Изучение основной комбинации движений в танце «Медленный вальс» |
— |
1 |
1 |
|
|
3.5 |
Постановка комбинаций. |
Изучение и отработка основной комбинации движений в танце «Медленный вальс» |
— |
1 |
1 |
|
|
3.6 |
Постановка комбинаций. |
Соединение рисунков и комбинации танца «Медленный вальс» |
— |
1 |
1 |
|
|
3.7 |
Отработка комбинаций. |
Промежуточная отработка рисунков и комбинаций танца «Медленный вальс». Основная часть танца. |
— |
1 |
1 |
|
|
3.8 |
Постановка комбинаций. |
Изучение и отработка вступления и «завязки» танца. |
— |
1 |
1 |
|
|
3.9 |
Постановка комбинаций. |
Соединение «завязки» и основной части танца «Медленный вальс». Отработка. |
— |
1 |
1 |
|
|
3.10 |
Постановка комбинаций. |
Изучение и отработка финальной части танца и кульминации танца. |
— |
1 |
1 |
|
|
3.11 |
Постановка комбинаций. |
Соединение «завязки», основной части, финальной части и кульминации. |
— |
1 |
1 |
|
|
3.12 |
Отработка танца «Медленный вальс». |
Отработки танца «Медленный вальс». |
— |
1 |
1 |
|
|
4 |
Постановка танца «Венский вальс»(12 часов) |
||||||
4.1 |
Танец «Венский вальс». |
История возникновения и распространения танца «Венский вальс». |
1 |
— |
1 |
|
|
4.2 |
Постановка комбинаций. |
Постановка основной комбинации в парах. |
— |
1 |
1 |
|
|
4.3 |
Постановка комбинаций. |
Постановка и отработка основной комбинации в парах. |
— |
1 |
1 |
|
|
4.4 |
Отработка комбинаций. |
Отработка основной комбинаций в парах. |
— |
1 |
1 |
|
|
4.5 |
Постановка комбинаций. |
Постановка и отработка «завязки» танца «Венский вальс». |
— |
1 |
1 |
|
|
4.6 |
Отработка комбинаций. |
Отработка «завязки» танца. |
— |
1 |
1 |
|
|
4.7 |
Постановка комбинаций. |
Соединение «завязки» и основной части танца «Венский вальс». |
— |
1 |
1 |
|
|
4.8 |
Отработка комбинаций. |
Отработка «завязки» и основной части танца «Венский вальс». |
— |
1 |
1 |
|
|
4.9 |
Постановка комбинаций. |
Постановка финальной части и кульминации танца. |
— |
1 |
1 |
|
|
4.10 |
Отработка танца. |
Соединение всех частей танца в единую композицию. Работа над манерой исполнения. |
— |
1 |
1 |
|
|
4.11 |
Отработка танца. |
Отработка танца «Венский вальс». Работа над манерой исполнения. Индивидуальная работа. |
— |
1 |
1 |
|
|
4.12 |
Отработка танца. |
Отработка танца «Венский вальс». Работа над манерой исполнения. Индивидуальная работа. |
— |
1 |
1 |
|
|
Содержаниекурса
1. Введение.
В введение обучающимся предстоитознакомиться с организационными моментами кружка «Экспромт»: часы работы,форма одежды, форма и методы организации образовательного процесса и тд..Проводится инструктаж по технике безопасности на занятиях хореографии.
2. Основы.Базовые движения медленного вальса.
У медленного вальса, как у всех бальныхтанцев европейской программы, есть набор базовых движений и фигур. Из этихфигур и создается хореографическая композиция. Медленный вальс исполняется вмузыкальном размере: три четверти.
Базовые движения и фигуры медленноговальса:
1. Правыйквадрат
2. Левыйквадрат
3. Переменаоткрытая
4. Переменазакрытая
5. Lock
6. Шоссе
7. Правыйповорот
8. Левыйповорот
9. «Кружева»
10. «Раскрытие»
Положение ног в вальсе: 3ья или 6ая.
3. Постановкатанца «Медленный вальс».
Входе постановки танца медленный вальс обучающиеся изучают:
· Правильное положение партнеров в паре(статичные и нестатичные фигуры)
· Рисунки танца, а также ориентации на сцене(точки зала по отношению к зрителю)
· Правильную работ колен и корпуса в ходеисполнения медленного вальса
4. Постановкатанца «Венский вальс».
Воснове венского вальса лежат базовые движения медленного вальса. Меняется лишьтемп музыки – становится быстрее. Музыкальный размер составляет три четверти.
Формы аттестации/контроля
Предварительный контроль (проверка знаний учащихся наначальном этапе освоения программы).
Текущий контроль (отслеживание активности учащихся ввыступлениях на школьных и районных мероприятиях).
Итоговый контроль (заключительная проверка знаний,умений, навыков на последнем занятии) – итоговый показ
Формы и содержание промежуточнойаттестации:
· Итоговый показ
Уровни освоения курса дополнительнойобщеобразовательной программы.
Высокийуровень –обучающийся четко и музыкально исполняет все движения и комбинациихореографических композиций. Хорошо видна эмоциональность и сосредоточенноесостояние во время выступлений и просмотров.
Среднийуровень –обучающийся исполняет все движения и комбинации хореографических композиций снебольшим количеством ошибок или «не попадает в музыку». Эмоциональность вовремя выступлений и просмотров проявляется только при присутствии знакомых.Видна стеснительность и неуверенность при исполнении танца.
Низкийуровень –обучающийся исполняет движения и комбинации хореографических композиций толькопри помощи педагога. Эмоциональность восприятия почти не проявляется.Отсутствие внимания при восприятии художественного произведения
Итоги аттестации
Вид аттестации Уровень |
Промежуточная аттестация |
|
Теоретические знания |
Практические умения и навыки |
|
(В)Высокий уровень
|
____ человек |
____ человек |
(С) Средний уровень
|
____ человек |
____ человек |
(Н) Низкий уровень
|
____ человек |
____ человек |
Списоклитературы
1. ПолБоттомер. Танец современный и классический (латиноамерикан- ские и европейскиетанцы). М., «Эксмо», 2006 год.
2. В.М.Стриганов и В.И. Уральская. Современный бальный танец. Посо- бие для студентовинститутов культуры, учащихся культурно- просветительских училищ ируководителей коллективов бального тан- ца. М., «Просвещение», 1998 год.
3. Л.В.Браиловская Л.В. Самоучитель больных танцев. Вальс, танго, сам- ба / Серия«Жизнь удалась». – Ростов на Дону: «Феникс», 2005 год.
4. Русскийтанцевальный союз. Имперское общество любителей танцев. Техника исполнениявенского вальса. 2008 год.
5. 5.НеминущийГ.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития.Ростов-на-Дону, 2001
6. НеминущийГ.П. Дукальская А.В. Физическая нагрузка: ее сущность, структура, общаяхарактеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 1996
7. НеминущийГ.П. Дукальская А.В. Танцевальная нагрузка: ее сущность, структура, общаяхарактеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 1996
Краснов С.В. Спортивные танцы. Москва,1999