Дополнительнаяобщеобразовательная
общеразвивающаяпрограмма
социально-гуманитарной направленности
«Вместе к успеху»
Возрастобучающихся: 14-18 лет
Составитель:
ТалейкинаАнастасия Викторовна,
педагог — психолог
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. |
Пояснительная записка………………………………………………….. |
3 |
2. |
Учебно-тематический план……………………………………………… |
6 |
3. |
Содержание ……………………………………………………………… |
6 |
4. |
Обеспечение |
|
|
4.1. Методическое обеспечение программы……………………………. |
8 |
|
4.2. Материально-техническое обеспечение……………………………. |
8 |
|
4.3. Информационное обеспечение……………………………………… |
8 |
5. |
Мониторинг образовательных результатов…………………………….. |
8 |
6. |
Нормативно-правовые документы………………………………………. |
9 |
7. |
Список информационных источников………………………………….. |
11 |
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Вместе к успеху» (далее-Программа) разработана длястаршеклассников, планирующих своё профессиональное будущее в социальноориентированной деятельности, в том числе в педагогической профессии.
Направленность Программы
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Вместе к успеху» имеет социально-гуманитарнуюнаправленность.
Актуальность Программы
Частью профессионального мастерствалюбого представителя социономических профессий являются навыки социальноговзаимодействия, знания в области психологии, организаторские и аналитическиеумения, формирование и развитие которых можно рассматривать как залог будущегоуспеха и в ходе профессионального обучения, и в процессе будущей педагогическойи социальной деятельности.
Еще один аспект, которыйобуславливает важность и значимость содержания данной Программы связан свозрастными особенностями старших подростков и юношества, которые максимальнозаинтересованы в познании себя. Самопознание выступает основой успешногопрофессионального самоопределения школьников, а базоваяпсихолого-педагогическая подготовка формирует основу для сознательногоуправления своим развитием, помогает усвоить практические приёмы и способы самокоррекциии самосовершенствования. Воспитание личности, способной реализовать свойпотенциал в условиях современного общества, — приоритетная задача РоссийскойФедерации, определённая «Стратегией развития воспитания в Российской Федерациина период до 2025 года». В связи с этим процесс сопровожденияпрофессионально-личностного самоопределения школьников целесообразно начинатьсвоевременно, выявляя и помогая тем, кто может работать вчеловекоцентрированных профессиях по призванию.
Активное развитие социальныхпроектов, волонтерского движения и высокий уровень откликаемости общества напроблемы разных людей свидетельствуют о востребованности работы в социальныхсферах, в том числе в педагогической профессии. Целями допрофессиональногообучения и воспитания школьников по Программе являются формирование устаршеклассников представления о педагогической профессии, отношения к учителюкак профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которыеотражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания,развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение,соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями опрофессии.
Концепция развитиядополнительного образования детей до 2030 года особое внимание уделяетвовлечению обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации,обеспечивающие поддержку профессионального самоопределения, формированиенавыков планирования карьеры, включающие инструменты профессиональных проб,стажировок.
Программа адресована обучающимся9–11 классов. Возраст обучающихся: 14–18 лет.
Цель Программы – формирование, расширениеи углубление знаний обучающихся о внутреннем мире человека, пропедевтическихзнаний в области психологии, формирование профессиональной направленности,связанной с выбором психолого-педагогических и социальных профессий.
Задачи Программы
Личностные:
– формироватьпредпосылки осознанного выбора будущей профессии, позитивное отношение кпрофессиональной педагогической и социальной деятельности;
– повышатьмотивацию к социально значимой деятельности, активизация ученическогосамоуправления;
– воспитыватькультуру общения и поведения в социуме;
– способствоватьмобилизации личностных ресурсов обучающихся, направленных на формированиеактивной жизненной позиции.
Метапредметные:
– развиватьинтеллектуальную сферу, речь, расширять кругозор и общую осведомленность;
– формироватьэмоциональный интеллект обучающихся;
– формировать иразвивать у обучающихся педагогически важные качества: перцептивные способности(педагогическая эмпатия, интуиция), контактность, конгруэнтность,корпоративность, креативность, способность принимать любого ребёнка таким,каков он есть, т.е. обладание твердой уверенностью в том, что любой человекимеет право на сохранение своей индивидуальности;
− формироватьумения использовать психологические знания для решения прикладных задач,общения и деятельности в коллективе;
− развиватьпотребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности.
Предметные:
– познакомитьобучающихся с содержанием общей, социальной, возрастной и др. разделовпсихологии;
– повыситьмотивацию для самопознания и познания других людей;
–сформировать навыкисоциального взаимодействия, делового общения;
– обучитьнавыкам саморегуляции, психогигиены;
– развитьнавыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми вобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности;
– сформироватьумения анализировать свои возможности и способности, адекватно оценивать себя,анализировать и обобщать информацию, полученные данные о себе, делать по нимвыводы.
Планируемые результатыобучения
Личностные результаты:
− осознание гуманизма педагогической(человекоцентрированной) деятельности, формирование гуманистической позиции(принятие «инакости» как объективной реальности, способность к рациональномукомпромиссу, гибкости в отношениях)
− освоение социальных норм, правилповедения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослыеи социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастныхкомпетенций;
− формирование коммуникативнойкомпетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшеговозраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,творческой и других видов деятельности;
− сформированность основ саморазвитияи самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность испособность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, выборупрофессии;
− формирование осознанного,уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности испособности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
− осознанный выбор будущей профессиии возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение кпрофессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
− умение продуктивно общаться ивзаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другихучастников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− умение работать в группе, умениеэффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различныхпозиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушатьпартнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаиватьсвою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуациистолкновения интересов;
− владение навыками самопрезентации;
− владение языковыми средствами —умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использоватьадекватные языковые средства в процессе коммуникации;
− владение навыками познавательнойрефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, ихрезультатов и оснований, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
− понимание терминологии,предусмотренной разделами программы;
−формирование представлений обиндивидуально-психологических, возрастных особенностях личности; особенностяхдетей с ограниченными возможностями здоровья;
− формирование представлений обэмоциональной сфере личности, навыков саморегуляции;
− приобретение знаний об особенностяхмежличностного взаимодействия (видах общения, эмпатии, манипуляции,бесконфликтном поведении);
− формирование навыков организации ипроведения мероприятий для детей,
− формирование уменийобразовательного и профессионального выбора.
2.Учебно-тематический план
№п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
||
1 |
Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Примерочная профессии моей мечты |
2 |
1 |
1 |
2 |
Искусство общения |
32 |
17 |
15 |
3 |
Возрастная психология |
6 |
4 |
2 |
4 |
В мире эмоций |
10 |
6 |
4 |
5 |
Подготовка к психолого-педагогической олимпиаде школьников |
6 |
6 |
0 |
6 |
Волонтерство |
6 |
1 |
5 |
7 |
Мир толерантности |
4 |
3 Представленная информация была полезной? ДА 61.19% НЕТ 38.81% Проголосовало: 1443 |
1 |
8 |
Итоговое занятие |
2 |
0 |
2 |
|
Итого часов |
68 |
38 |
30 |
3. Содержаниеучебно-тематического плана (68часов)
Тема 1. Введение
Занятие 1-2. Вводное занятие.Примерочная профессии моей мечты. Техника безопасного поведения на занятиях. Знакомство.Учитель всовременном обществе. Значимость профессии «учитель».
Занятие3-4. Личность педагога. Чертыличности учителя, влияющие на успешность педагогической деятельности, а такжена формирование авторитета учителя. ПВК педагога. Целеполагание (наиндивидуальное развитие).
Тема 2. Искусство общения
Занятие 5-6. Коммуникативныенавыки и умения как основа эффективного взаимодействия. Понятие «коммуникативнойкомпетентности». Умение слушать и слышать. Способы установления контакта ссобеседником. Эмпатия.
Занятие 7-8. Речевой этикет. Система правил речевогоповедения. Виды и функции речевого этикета. Речевой этикет и социальные роли.
Занятие 9-10. Вербальное иневербальное общение. Формывербального и невербального общения, их функции. Приемы активного слушания.
Занятие 11-12. Детский коллектив.Взаимоотношения внутри детского коллектива. Специфика детского коллектива.Влияние коллектива на формирование личности. Стадии развития детского коллектива.
Занятие 13-14. Работа с родителями.Содержание,формы и методы работы с родителями. Роль родителей в образовательном процессе.
Занятие 15-16. Конфликт. Что такое конфликт:понятие, классификация, стадии. Причины возникновения конфликтов.
Занятие 17-18. Стратегии поведенияв конфликтной ситуации. Основныестратегии поведения в конфликтной ситуации. Профилактика конфликтов.
Занятие 19-20. Буллинг. Буллинг: определение,причины, последствия.
Занятие 21-22. Манипулятивноеобщение. Манипулятивноеповедение в общении: причины, признаки, способы реализации. Видыпсихологических защит.
Занятие 23-24. Самооценка. Самооценка: виды и функциисамооценки, формирование самооценки.
Занятие 25-26. Психологиялидерства. Ктотакой лидер. Психологические особенности личности лидера.
Занятие 27-34. Практическая работана базе школьного лагеря. Отработкаполученных знаний на практике.
Тема 2. Возрастная психология
Занятие 35-36. Возрастныеособенности детей 6-11 лет. Особенностиобщения со сверстниками и взрослыми. Ведущая деятельность. Основные возрастныекризисы. Особенности работы учителя с детьми 6-11 лет.
Занятие 37-38. Возрастныеособенности детей подросткового возраста. Особенности общения со сверстникамии взрослыми. Ведущая деятельность. Основные возрастные кризисы. Особенностиработы учителя с детьми подросткового возраста.
Занятие 39-40. Деструктивноеповедение. Признакидеструктивного поведения у детей и подростков. Причины возникновениядеструктивного поведения у детей и подростков. Профилактика деструктивногоповедения у детей и подростков.
Тема 3. В мире эмоций
Занятие 41-42. Эмоции и чувства. Соотношение понятий«чувство» и «эмоция». Классификация эмоций, их функции и проявления. Видычувств. Эмпатия.
Занятие 43-44. Темперамент. Темперамент: определение,типы, характеристика. Влияние типа темперамента человека на межличностноевзаимодействие.
Занятие 45-46. Стресс. Способыборьбы со стрессом. Чтотакое стресс. Симптомы стресса. Влияние стресса на организм человека. Как людиреагируют на стрессовые ситуации. Способы преодоления стрессовой ситуации.
Занятие 47-48. Основысаморегуляции. Саморегуляция:виды, функции, методы.
Тема 4. Готовимся кпсихолого-педагогической олимпиаде школьников
Занятие 49-54. Цикл занятий поподготовке к психолого-педагогической олимпиаде школьников.
Тема 5. Волонтерство
Занятие 55. Волонтерство всовременном мире. Ктотакой волонтер. Виды волонтерства. Направления волонтерской деятельности.Волонтерская книжка.
Занятие 56-60. Участие в различныхмероприятиях для волонтеров.
Тема 6. Мир толерантности
Занятие 61-62. Дети с ограниченнымивозможностями здоровья (ОВЗ). Принцип инклюзивности. Психологические особенности детей сограниченными возможностями здоровья. ОВЗ — не равно инвалидность. Что такоеинклюзивное обучение.
Занятие 63-66. Работа учителя сдетьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Особенности работы учителя с детьмис ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Общие принципы и правилакоррекционной работы.
Тема 7. Подведём итоги
Занятие 67-68. Итоговое занятие. Обобщение изученногоматериала. Интеллектуальная игра «Мозгобой».
4. Условияреализации программы
4.1. Методическое обеспечениепрограммы.
Методы:
• Словесный(объяснение, беседа).
• Объяснительно-иллюстративныйметод (способствует созданию прочной информационной базы для формированияумений и навыков).
• Наглядно-иллюстративный(метод иллюстрации, демонстрации, «видеометод»).
• Репродуктивныйметод (воспроизведение информации и выполнение тренировочных упражнений).
• Эвристическийи исследовательский методы (педагог ставит проблемную ситуацию и предлагаетрешить её самостоятельно).
• Интерактивный(игровой метод, работа в малых группах).
• Коммуникативно-ориентированный(участие в процессе общения).
• Методыстимулирования (метод эмоционального стимулирования; метод развитияпознавательного интереса; метод формирования ответственности и обязательности;метод развития творческих способностей и личных качеств).
4.2.Материально-техническое обеспечение курса
• Учебныйкабинет
• Компьютер,акустические колонки
• Проектор,экран
• Доска смагнитной поверхностью
· Презентациипо программе
· Словари,справочники
4.3.Информационное обеспечение
· Видеофильмы,фотоматериалы.
· Мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы.
5.Нормативно-правовые документы
1.Федеральныйзакон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. УказПрезидента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях истратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
3. УказПрезидента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении вРоссийской Федерации Десятилетия детства».
4. РаспоряжениеПравительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375, об утвержденииПлана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетиядетства.
5. Планосновных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства,утвержденный распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р.
6. ПриказМинистерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам».
7. ПриказФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020г. N 831 Об утверждении Требований к структуре официального сайтаобразовательной организации в информационно-телекоммуникационной сетиИнтернет и формату представления информации.
8. ПриказMинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н Об утвержденииЕдиного квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов ислужащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работниковобразования».
9. ПриказМинистерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N298 н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительногообразования детей и взрослых».
10. Стратегияинновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года,утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011г. № 2227-р.
11. Концепцияразвития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденнаяРаспоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
12. Стратегияразвития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденнаяРаспоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
13. Концепцияобщенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020годы (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827) икомплекс мер по ее реализации (утвержден Правительством Российской Федерации 27мая 2015 г. № 3274пП8).
14.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»,утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря2017 года № 1642.
16.Национальный проект «Образование», утвержденный на заседании президиума Советапри Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальнымпроектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
17. Федеральныйпроект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при ПрезидентеРоссийской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам(протокол от 3 сентября 2018 года № 10).
18. Планмероприятий по реализации федерального проекта Учитель будущего,приложением № 1 протокола заседания проектного комитета по национальномупроекту Образование от 07 декабря 2018 г. № 3.
19.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября2020 г. N 28 Об утверждении Санитарных правил 2.4.3648-20Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания иобучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
20.Методические рекомендации Минпросвещения РФ по реализацииобразовательных программ начального общего, основного общего, среднегообщего образования, образовательных программ среднего профессиональногообразования и дополнительных общеобразовательных программ с применениемэлектронного обучения и дистанционных образовательных технологий
21. ПриказМинистерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 Обутверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологийпри реализации образовательных программ
22. ПриказМинпросвещения России от 03.09.2019 N 467 Об утверждении Целевой моделиразвития региональных систем дополнительного образования детей(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2019 N 56722)
23. ПИСЬМОМИНОБРНАУКИ РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ КПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
24. ПисьмоМинобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающихпрограмм (включая разноуровневые программы)»
Региональныйуровень
1.Постановление Правительства Ярославской области от 06.04.2018 №235-п Осоздании регионального модельного центра дополнительного образования детей
2.Постановление правительства № 527-п 17.07.2018 О внедрении системыперсонифицированного финансирования дополнительного образования детей(Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Ярославскойобласти)
3. Приказдепартамента образования ЯО от 27.12.2019 №47-нп Правилаперсонифицированного финансирования ДОД
4. Методическиерекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ сприменением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
6. Списокинформационных источников
1. Абрамов, Г.С.Возрастная психология: Учеб. пособ. для вузов. — М.: Академический Проект;Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2-еизд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008.
3. Адаир, Дж.Психология лидерства / Дж. Адаир. — М.: Эксмо, 2007. — 352 с.
4. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. — М.: Политиздат, 2001.
5. Арутюнова, Ю. П. Современные образы в школе /Ю. П. Арутюнова. — М.: Эксмо, 2015. — 496 c
6. Березин С.В. Психологическая коррекция в условияхмежличностного конфликта // Вопросы психологии. 2001.
7. Берн Э. Лидер игруппа: О структуре и динамике организаций и групп / Э. Берн. —
8. Берн, Э.Лидер и группа / Э. Берн, — Екатеринбург: Литур, 2001. — 320 с.
9. Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. -М.: ФАИР-Пресс, 2002.
10. Бодалев А.А. Личность и общение — М, 1995 Бодалева А.А.Психологическое общение. — М.: Изд-во “Институт практической психологии”,Воронеж: Н.П.О, “Модек”, 1996.- 256с.
11. Борисова, Н.В., Прушинский, С.А. Инклюзивное образование: право,принципы, практика / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. — Владимир: Транзит-ИКС,2009. — 412 с
12. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия:Учеб. пособие для студ. пед. вузов Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов.- М.: Издательский центр Академия, 2001.
13. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом.СПб.: Питер, 2002.
14. Гришина Н.В. Психология конфликта. / Н.В. Гришина. — СПб.: Питер,2005. — 379 с.
15. Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС,2014. – 143 с. – (Библиотека психолога).
16. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы изащита.- СПб.: Речь, 2008.- 304 с.
Екатеринбург : Литур , 2000 — 319 с.
17. Журавлев А. Л., Павлова Н. Д. Психологическое воздействие.Механизмы, стратегии, возможности противодействия.- М.: Институт психологииРАН, 2012.- 368 с.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2006. — 528 с.
19. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию уюношества социальной инициативности и лидерских качеств. / Под ред. С.В.Тетерского. — М.: АРКТИ, 2014.- 96с.
20. Килина А.Г., Кондаранцева К.А. Путеводитель по миру волонтерства.– М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. – 112 с.
21. Козлова С.А. Анализ причин проявления агрессивности у современныхдошкольников / С.А. Козлова // Современное дошкольное образование. — 2008. — №1. — С. 62-64.
22. Колмогорова Л.А. Формирование коммуникативной компетентностиличности: учебное пособие/ Л. А. Колмогорова. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 205 с.
23. Коломинский Я.Л Психология взаимоотношения в малых группах (общиеи возрастные особенности): / учебн. Пособие. — Мн.: ТеатраСистемс, 2000.
24. КрыжановскаяЛ.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие дляпсихологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:
25. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности //Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна.—М.: Междунар.педагогич. академия, 1994.
26. Лоскутникова В. И.Психологические аспекты развития потенциала лидерства в
27. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. — М.: Педагогика,1972. — 334 с.
28. Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д.Маланцева // Социальная педагогика. — 2007. — № 4. — С. 90-92.
29. Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности вподростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Тюменскийгосударственный университет — 2009. — № 7. — С. 51-5
30. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.:Просвещение, 1993.
31. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. СПб.: Речь, 2011. — 348с.
32. Рейд М. Как развить навыки успешного общения. Практическоеруководство. — М.: Эксмо, 2003. — 352 с.
33. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2004. — 335 с.
34. Рожков М.И. Воспитание толерантности у школьников. М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. — Ярославль: Академия развитияАкадемия Холдинг, 2003 — 361 с.
35. Сластенин В.А Педагогика // — М.: Издательский центрАкадемия, 2002.
36. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.-М.: Просвещение, 2002
37. Сластенин В.А., И.Ф.Исаев., Е.Н. Шиянов. Педагогика. Под.ред. В.А.Сластенина.М., Издательский центр «Академия», 2004.
38. Тремаскина, Е. В. К проблеме влияния темпераментана межличностные отношения / Е. В. Тремаскина, Е. П. Разбежкина. — Текст :непосредственный // Молодой ученый. — 2016.
39. Уманский Л.И. «Личности. Организаторская деятельность. Коллектив»(Избранные труды) — Кострома: КГУ, 2001.
юношеском возрасте // Среднее проф.образование. – 2005 — N 6 — С. 24-25
40. http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=16989
