Программа
«Духовно– нравственное воспитание детей, проживающих в интернате ГБОУ НСО «СКК»
«Разумсердца»
2020– 2023 учебный год
Составитель:
воспитатель интерната
Н.В. Штабная
Введение
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задачобразования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на егоповедении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственнымивзглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычексоставляет сущность духовно — нравственного воспитания.
Педагогическая целесообразностьпрограммы состоит в том, что проводимые мероприятия побуждают воспитанников ктому, чтобы они в будущем стали ответственными гражданами, активно участвовалив политической жизни государства и были способны многое сделать для своейстраны.
Тема духовно — нравственного воспитаниямолодого поколения, актуальна на протяжении многих лет, даже веков.
Современныйнациональный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий,компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающийответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных икультурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие ребёнкаопределяется обучением, воспитанием и повседневной жизнью, средой, в которой онживет и действует, мысли и впечатления, которые у него возникают во времяобщения со сверстниками, родителями, педагогами. Это важный источникформирования ценностных установок духовно — нравственного характера.
Духовно – нравственное воспитание — одиниз аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями ипретворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
В системе образования целенаправленныйпроцесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формированиегармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредствомсообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под«духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношенияхлюдей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные накритериях добра и зла, лжи и истины.
Целью программы является развитие духовно– богатой, интеллектуальной, богатой, здоровой, свободной, культурной личности,владеющей творческими умениями и навыками, отражающих сопричастность к делам идостижениям старших поколений, готовность к быстрой ориентации в решениисложных жизненных проблем.
Для достижения указанной цели, необходимо решатьследующие задачи:
- создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования коллектива группы и развития личности ребенка в нем;
- способствовать развитию познавательных интересов воспитанников;
- поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации воспитанников;
- научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина.
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников духовно – нравственных ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Программа рассчитана на детей в возрастеот 11 до 17 лет (5 – 11 класс).
Основная перспектива развития: достойныйчеловек, сплоченный коллектив.
Деятельность воспитателя направлена на то, чтобынаучить детей любить людей и жизнь, приобщить к национальным и общечеловеческимценностям.
Ожидаемые конечныерезультаты программы:
-нравственное поведение;
-обогащенный эмоциональный и эстетическиймир детей;
-здоровый образ жизни;
-патриотическое и гражданскоесамосознания;
-применение моральных норм;
-приобщенность к нравственным, духовным ценностямсовременного мира и историческому прошлому;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим
Основные направления Программы:
1. Личностное:
Мероприятия:
«Ктоя? Каков я? – игра», «Двери в детство» — путешествие детей в детствородителей; «Мои интересы, мои увлечения – аукцион», «Я – в школе, я –дома, я – среди друзей – интерактивная игра»; «Мои «хочу» и мои «могу» -диспут; «Умею ли я любить? – аукцион мнений, «Люди, без которых мне одиноко – этическаябеседа»; «Я имею право на… — разговор на заданную тему».
-Тренинги нравственного самосовершенствования: «Добро – это…», «Главное в жизни– это…», «Мои ценности», «Мое лучшее Я», «К чему мы стремимся в жизни» и др.
-Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города, посещениемузеев, театров, выставок.
-Организация собственных выставок творческих работ.
2. Воспитаниенравственных чувств и этического сознания:
Мероприятия:
— Изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер;
-Встречи, беседы с интересными людьми «Люди и нравственность», «Интереснаяпрофессия» и др.;
-Семейные встречи, праздники: «День матери», «Новый год»; «Моя семья вфотографиях и воспоминаниях»;
—Беседы, экскурсии, оформление стендов, просмотрпрезентаций видеофильмов: «Моя семья – мои истоки», «Памятники – культурныесимволы России», «Новосибирск, Новосибирская область — моя малая Родина»,«Традиции и обычаи народов стран мира и России», «Основы книжной культурышкольника», «Основы духовно-нравственной культуры», «Духовные ценности Древней Руси», «Культурные ценностиРоссии», «Есть такая профессия – Родину защищать!»
-Духовные беседы с воспитанниками.
-Просмотр фильмов, видеороликов духовно-нравственного содержания.
-Изучение народных традиций и обрядов, использование их в воспитательномпроцессе. (Рождество, Крещение на Руси, Светлый праздник Пасха, Масленица ит.д.).
-шефская работа с младшими ребятами, наставничество, взаимопомощь;
-создание и проведение познавательных игр, способствующих реализации целейПрограммы.
3. Культуротворческое иэстетическое воспитание:
Мероприятия:
-Организация фотовыставок «Мой край», «Мир животных, мир людей», «Смешное вокругнас» и др.;
-Творческие мастерские: изготовление атрибутов к мероприятиям, изготовлениеподелок на праздники, оформление группы к праздникам и мероприятиям;
-оформление стендов, выпуск поздравительных и тематических газет, праздничныепоздравления одногруппникам, педагогам, сюрпризные моменты, развлекательныеконкурсы, участие в творческих конкурсах.
4. Формированиекоммуникативной культуры:
Мероприятия:
-Походы выходного дня парки города, зоопарк, Ботанический сад, кинотеатр, театр,концерты);
-КТД, «Спортивные традиции» и др.;
-Интеллектуальные бои, ринги и др. для воспитанников интерната;
-Проведение собраний группы, совместно с детьми решение текущих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, ответственногоотношения к учению, труду, жизни:
— формирование у детей представлений об уважении к человеку труда,о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
— формирование условий для развития возможностей подростков сранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческойдеятельности как непременного условия социального бытия человека;
— формирование лидерских качеств и развитие организаторскихспособностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношенияк осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
Мероприятия:
ПХД, Трудовой десант, помощь ветерану труда, мастер – классы посозданию уюта в пространстве проживания, хранению и уходу (чистка, глажка,стирка и т.д.) за личными вещами, конкурсы на самую аккуратную, красивую,чистую комнату,
6. Интеллектуальное воспитание:
— формирование отношение к образованию как общечеловеческойценности, выражающейся в интересе воспитанников к знаниям, в стремлении кинтеллектуальному овладению материальными и духовными достижениямичеловечества, к достижению личного успеха в жизни.
Мероприятия:
Памятки по подготовке домашнего задания, организациясамоподготовки, контроль и помощь в выполнении домашнего задания, обучениеработе с литературой, интернет ресурсами и т.д., собрание в группе по итогамуспеваемости, индивидуальная работа по итогам успеваемости, взаимодействие сродителями, педагогами по предметам, воспитателями класса, поддержкаинициативы, самостоятельности, наставничество (закрепление более успешных вучебной деятельности ребят над ребятами нуждающимися в помощи в процессесамоподготовки) и т.д.
7. Здоровьесберегающеевоспитание:
— формирование у воспитанников культуры здорового образа жизни,ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного инравственного здоровья;
— формирование у подростков навыков сохранения собственногоздоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе посещенияспортивных мероприятий, секций и кружков.
— формирование представлений о ценности занятий физическойкультурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личностичеловека.
Мероприятия:
— Беседы о ЗОЖ. «ДекадаЗОЖ». Пропаганда ЗОЖ: оформление газет, плакатов. Конкурс рисунков иплакатов «Здоровый образ жизни – что это такое?» и т.п.
— Посещение секций по различным видамспорта во внеурочное время. — Спортивные мероприятия (шашки, шахматы, футбол, волейбол,баскетбол, настольный теннис, плавание и др.)
— Участие в соревнованияхи спортивных мероприятиях учреждения и за пределами учреждения.
— Проведение профилактической работы попрофилактике вредных привычек у воспитанников: акции, диспуты, интерактивныеигры.
Объективная оценкавоспитательной работы возможна при использовании социологических ипсихолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестированиевоспитанников. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.
Методики изучения развития познавательныхпроцессов личности ребенка при реализации программы:
Методы экспертной оценки педагогов исамооценки воспитанников.
Педагогическое наблюдение.
Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненномопыте” для определения нравственной направленности личности.
Методика СМ. Петровой “Пословицы” дляопределения направленности личности.
Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой дляизучения воспитанности учащихся.
Сформированность коммуникативногопотенциала личности подростка.
Методика выявления коммуникативныхсклонностей. (Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
Педагогическое наблюдение).
Сформированность эстетического потенциалаличности ребёнка. (Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
Педагогическое наблюдение).
Сформированность физического потенциалаличности воспитанников. (Методы экспертной оценки педагогов и самооценкивоспитанников).
Заключение
Духовно-нравственное развитие и воспитаниегражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечениядуховного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическойи экономической стабильности. Темпы и характер развития обществанепосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, егомотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений,моральных норм и духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойствдуховно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить исовершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
