Министерство образования и наукиРеспублики Калмыкия
МКОУ Большецарынская СОШ 2 им.М.В. Хонинова
Программа элективного курса
Художественная обработкаматериалов
(для обучающихся 9 класса)
Разработала: Казакова Баира Бадмаевна,
учитель технологии
Пояснительная записка
Современныйнаучно-технический и социальный прогресс быстро, кардинально и постоянноизменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всейего жизни. В этих обстоятельствах особое значение приобретает формированиеготовности учащихся к практической преобразовательной деятельности.
Одним изэффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности, в том числе занятия ручными ремеслами.
Реальныйопыт практической работы у ащихся привлекает возможностью разнообразнойтворческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, задаетновый смысл их учебе и самообразованию.
Настоящаяпрограмма предназначена для обучения учащихся 9 класса на базе учебногокабинета. Программа позволяет осуществить пробы, оценить свои потребности ивозможности.
Цели:
-подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественномпроизводстве, формирование у них преобразующего мышления и творческихспособностей;
— созданиеоптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения впроцессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
Достижениецелей предполагает решение ряда задач:
-формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легкоадаптирующейся личности в новых социально- экономических условиях;
-формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
-ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями,связанными с художественной обработкой материалов;
-раскрытиероли и значения декоративно- прикладных видов ремесел в жизни общества;
— привитиелюбви к традиционным народным видам искусства;
— развитиехудожественных и творческих способностей у учащихся.
Врезультате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
— основныевиды декоративно- прикладного искусства;
— основныеправила композиционного построения декоративных элементов вышивки;
— основныеправила подбора цветового решения в изделиях декоративно- прикладного характераи соотношение с формой изделия;
— виды ипростейшие приемы вышивки и лоскутной пластики;
-материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественнойобработке материалов;
— правилаорганизации рабочего места и требования безопасности труда.
Учащиесядолжны уметь:
-определять вид переплетения ткани, её качество и фактуру;
-определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по назначению;
— выполнятьпростейшие швы художественной вышивки;
-обеспечивать качество выполняемых работ, создавать образцы в лоскутнойтехнике.
В процессеобучения используются такие формы проведения занятий, как рассказ, объяснение,беседа, зачетные занятия.
На каждомзанятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельностьпродуктивного, творческого характера. В процессе обучения используютсятехнологические и инструкционные карты, образцы изделий.
Дляопределения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний,умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с цельюкорректировки методики обучения, используется текущий, периодический и итоговыйконтроль.
Тематический план
N |
Наименование раздела, тема |
Теория |
Практика |
Всего часов |
1. |
Охрана труда. Инструктаж по технике безопасности |
1 |
|
1 |
|
Основы художественного проектирования изделий |
2 |
|
2 |
2. |
Виды композиций |
1 |
|
1 |
3. |
Основные законы и свойства композиции |
1 |
|
1 |
|
Цветоведение |
1 |
1 |
2 |
4. |
Природа цвета. Гармоничное сочетание цветов |
1 |
1 |
2 |
|
Основы лоскутного шитья. |
2 |
3 |
5 |
5. |
Материаловедение |
1 |
|
1 |
6. |
Проектирование узоров лоскутной пластики |
|
1 |
1 |
7. |
Раскрой узоров по шаблонам |
|
1 |
1 |
8. |
Методы шитья. Технология лоскутной пластики |
1 |
1 |
2 |
|
Основы художественной вышивки |
4 |
8 |
12 |
9. |
Традиционные виды вышивки. |
1 |
|
1 |
10. |
Инструменты и материалы, подготовка к вышивке |
1 |
|
1 |
11. |
Разметка размера рисунка и способы перевода его на ткань |
|
1 |
1 |
12. |
Подготовка нитей и закрепление их на ткани |
|
1 |
1 |
13. |
Технология выполнения простейших ручных швов |
|
1 |
1 |
14. |
Гладь. Виды глади. Технология выполнения гладевых швов |
|
1 |
1 |
15. |
Калмыцкий орнамент. Виды орнамента. Композиция. |
2 |
4 |
6 |
|
Конструирование и моделирование одежды |
1 |
8 |
9 |
16. |
Калмыцкая народная одежда и виды её отделки (вышивка, бисер, шнурок) |
1 |
Представленная информация была полезной? ДА 59.4% НЕТ 40.6% Проголосовало: 1133 |
1 |
17. |
Конструирование. Построение чертежа выкройки платья в М 1:4 |
|
1 |
1 |
18. |
Моделирование. Внесение элементов национального костюма в крой |
|
1 |
1 |
19. |
Раскрой. Подготовка ткани к раскрою. |
|
1 |
1 |
20. |
Обработка манишки, оформление манишки. Притачивание манишки к полочке |
|
2 |
2 |
21. |
Стачивание плечевых и боковых швов |
|
1 |
1 |
22. |
Обработка горловины, проймы рукава, низа изделия. Окончательная отделка изделия |
|
2 |
2 |
|
Ручное ковроткачество |
1 |
3 |
4 |
23. |
История ковроткачества. Материалы и инструменты |
1 |
|
1 |
24. |
Основные приемы вязки ковровых узлов |
|
1 |
1 |
25. |
Ковроткачество. Вязание по схеме |
|
1 |
1 |
26. |
Вязание коврика по схеме. Оформление изделия |
|
1 |
1 |
|
Художественная обработка металла в технике скани |
2 |
5 |
7 |
27. |
История скани. Виды скани. Техника безопасности при работе с медной проволокой |
1 |
|
1 |
28. |
Технология обработки проволоки. Правила техники безопасности |
1 |
|
1 |
29. |
Материалы и инструменты. Подготовка проволоки к работе. |
|
1 |
1 |
30. |
Разработка эскиза изделия. Технология выполнения изделия в технике скани. Фоновая скань |
|
1 |
1 |
31. |
Изготовление изделия в технике фоновой скани. |
|
1 |
1 |
32. |
Ажурная скань. Технология изготовления изделия в технике ажурной скани |
|
1 |
1 |
33. |
Изделие в технике ажурной скани. Оформление готового изделия. |
|
1 |
1 |
Содержание программы
1. Охрана труда. Инструктаж по технике безопасности.
Учащиесядолжны знать:
— правила безопасной работы с ножницами, иголками ибулавками, утюгом, швейной машиной
Учащиеся должны уметь:
— владеть безопасными приемами работы с инструментами;
— выполнять ручные, влажно- тепловые работы с соблюдениемтребований безопасного труда.
2. Основы художественного проектирования изделий. Видыкомпозиции. Основные законы и свойства композиции. Понятие композиции.Ограниченность, выразительность.
Учащиеся должны знать:
— понятие композиции, определение её ритма и орнамента,основные законы и правила композиции.
Учащиеся должны уметь:
— продумывать художественное решение будущего изделия
3. Цветоведение. Природа цвета. Хроматические иахроматические цвета. Теплые и холодные тона. Цветовой круг.
3.1.Гармоничное сочетание цветов. Цветовое сочетание. Правила и законы цветовогокруга.
Учащиеся должны знать:
— определение хроматических и ахроматических цветов;
— определение теплых и холодных тонов, правила цветовогокруга.
Учащиеся должны уметь:
— гармонично подбирать цветовые сочетания
4. Основы лоскутного шитья. Материаловедение. Классификацияволокон. Основные свойства тканей, фактура ткани. Предварительная обработка иуход за лоскутными изделиями.
4.1.Проектирование узоров лоскутной пластики. Определение формы узора и еёзависимости от вида и свойства материала. Изготовление шаблонов узора.
4.2.Раскрой узоров по шаблонам. Инструменты для изготовления шаблонов.Предварительная обработка материала. Расположение шаблонов на ткани. Обмеловка.Раскрой элементов узора.
4.3. Методышитья. Технология лоскутной пластики. Ручное и машинное шитье. Использованиебулавок при сметывании деталей узора. Последовательность сметывания. Технологиясметывания и стачивания деталей узора. Влажно-тепловая обработка сшиваемогоизделия. Окончательная обработка лоскутного изделия.
Учащиесядолжны знать:
-классификациюволокон и основные свойства тканей;
— видыткацких переплетений и технологию лоскутного шитья.
Учащиесядолжны уметь:
-спроектировать узор и провести раскрой изделия по шаблонам;
-изготавливать изделие, соблюдая технологическую последовательность.
5. Основыхудожественной вышивки. Традиционные виды вышивки.
5.1.Инструменты и материалы. Подготовка к вышивке. Форма пялец. Подготовка пялец кработе. Рскрой и обработка ткани. Разработка эскиза.
5.2.Разметка размера рисунка и способы перевода его на ткань. Увеличение рисунка.Уменьшение рисунка. Нанесение рисунка на ткань.
5.3.Подготовка нитей и закрепление их на ткани.виды нитей. Заготовка нитей. Началои конец работы. Узелковый и безузелковый способы закрепления нитей.
5.4.Технология выполнения простейших ручных швов. Шов вперед иголку.Шов назад иголку. Стебельчатый шов.
5.5. Гладь.Виды глади. Технология выполнения гладевых швов. Художественная гладь. Цветнаягладь.
5.6.Калмыцкий орнамент. Виды орнамента. Композиция. Построение орнамента. Ритм.Использование орнамента в оформлении одежды (манишка, манжеты, пояс, шапка)
6.Конструирование и моделирование одежды
Калмыцкаянародная одежда и виды ее отделки (вышивка, бисер, шнурок). Краткие сведения изистории одежды. Ткани, применяемые для изготовления одежды.
6.1.Конструирование. Построение чертежа выкройки платья в М 1:4. Общие правилапостроения и оформление чертежа изделия. Условные обозначения на чертежахшвейных изделий. Чтение чертежа. Построение чертежа в М 1:4.
6.2.Моделирование. Внесение национальных элементов в крой. Понятие о композиции водежде ( материал, цвет, силуэт, пропорция). Виды отделки швейных изделий.
Моделированиеплатья. Подготовка выкройки к раскрою.
6.3.Раскрой ткани. Подготовка ткани к раскрою. Обработка манишки. Оформлениеманишки.
6.4.Притачивание манишки к изделию.
6.5.Обработка горловины, проймы рукава, низа изделия.
7. Ручноековроткачество
Историяковроткачества. Материалы и инструменты.
7.1.Основные приемы вязки ковровых узлов. Ковроткачество. Вязание по схеме. Вязаниековрика по схеме. Оформление готового изделия.
Учащиесядолжны знать:
— историюразвития и возможности техники ковроткачества;
— материалыдля выполнения плетения ковровых узлов, инструменты и приспособления;
-технологию плетения узлов и узоров;
Учащиесядолжны знать:
— подбиратьматериалы для плетения;
-пользоваться инструментами и приспособлениями;
— выполнятьосновные узлы и узоры.
8.Художественная обработка металла в технике скани
8.1.История скани. Виды скани. Техника безопасной работы с с медной проволокой.Краткая история народных промыслов. Свивание, прокат.
8.2.Технология обработки проволоки. Правила техники безопасности. Материалы иинструменты. Подготовка проволоки к работе.
8.3.Разработка эскиза изделия. Технология выполнения изделия в технике скани.Фоновая скань. Простейшие способы набора скани на древесине.
8.4.Изготовление изделия в технике фоновой скани. Правила техники безопасности.Материалы и инструменты. Подготовка проволоки к работе. Дополнение сканиэмалями (акварельные краски, гуашь, лак).
8.5. Ажурнаяскань. Технология изготовления изделия в технике ажурной скани. Пайка. Техникабезопасной работы с паяльником. Оборудование, материалы и инструменты.Безопасные приемы работы.
8.6.Оформление готовых изделий. Безопасные приемы работы.
Примерныеобъекты труда. Броши, заколки, накладки на пудреницы, декоративные элементы дляразличных изделий из древесины, кожи.