«Рассмотрено» Заседание МС Протокол № ______ от «_____» _______________20 _ г.
|
«Согласовано» Заместитель директора школы по УР Дальнезакорской средней школы ____________/ Е.В.Каминская/ «_____» __________20 _ г.
|
«Утверждаю» Директор Дальнезакорской средней школы ____________/И.А.Берденникова/ Приказ № ____________ От « ____» _____________20 _ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
Литература XX в.
уровень:среднее общее образование
10класс
Программусоставил:
учительрусского языка и литературы
Дальнезакорскойсредней школы
КаминскаяЕ.В.
Рабочая программа по предмету «Русский язык»составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательнойпрограммы среднего общего образования Дальнезакорской средней школы.
Общее число учебных часов за 1 год обучения составляет35 часов
Планируемые результаты
Личностныерезультаты:
– ориентация обучающихся надостижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,инициативность, креативность, готовность и способность к личностномусамоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– формирование уважения крусскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемусяосновой российской идентичности и главным фактором национальногосамоопределения;
– воспитание уважения ккультуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РоссийскойФедерации.
– мировоззрение,соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики,основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,осознание своего места в поликультурном мире;
– нравственное сознание иповедение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознанияи поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог сдругими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели исотрудничать для их достижения;
– развитие компетенцийсотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми вобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
1. Регулятивныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
· самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, покоторым можно определить, что цель достигнута;
· ставить и формулировать собственные задачи в образовательнойдеятельности и жизненных ситуациях;
· организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых длядостижения поставленной цели;
· сопоставлять полученный результат деятельности с поставленнойзаранее целью.
2. Познавательныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
· искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые(учебные и познавательные) задачи;
· критически оценивать и интерпретировать информацию с разныхпозиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
· использовать различные модельно-схематические средства дляпредставления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленныхв информационных источниках;
· находить и приводить критические аргументы в отношении действий исуждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям вотношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственногоразвития;
3. Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
Выпускник научится:
· осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и совзрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображенийрезультативности взаимодействия, а не личных симпатий;
· при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так ичленом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,выступающий, эксперт и т.д.);
· координировать и выполнять работу в условиях реального,виртуального и комбинированного взаимодействия;
· развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения сиспользованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
Выпускник научится:
– демонстрировать знаниепроизведений русской литературы, приводя примеры двух или более текстов,затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменнойформе обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• использовать для раскрытия тезисов своеговысказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер итребующие анализа;
• давать объективное изложение текста:характеризуя произведение;
• раскрывать особенности развития и связейэлементов художественного мира произведения: места и времени действия, способыизображения действия и его развития, способы введения персонажей и средствараскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов ифраз, используемых в художественном произведении, оценивать их художественнуювыразительность;
– осуществлять следующуюпродуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы обизучаемом произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельнопрочитанные произведения;
• предлагать свои собственные обоснованныеинтерпретации литературных произведений.
Выпускник получитвозможность научиться:
– даватьисторико-культурный комментарий к тексту произведения;
– анализироватьхудожественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законовлитературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализироватьхудожественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областямигуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
Выпускник получитвозможность узнать:
– о месте и значениирусской литературы в мировой литературе;
– о важнейшихлитературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– обисторико-литературном процессе XX века;
– о соотношении ивзаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общественно-исторические проблемы в литературе.
Деревенская проза.
Жизнь деревни в произведениях русских писателей Рассказы В.Шукшина. «Меня больше всего интересует «история души». В.П.Астафьев «Последний поклон» — автобиографическаяповесть о деревенском детстве. В. Распутин. Прощание с Матёрой. Природа и мы. Народ, егоистория, его земля, уважение к памяти потомков. В. Распутин. Пожар. Пожар вчеловеческих душах.
О сталинских репрессиях и лагерях.
В.Шаламов. Колымские рассказы. Нравственные конфликты, порожденныесталинской эпохой. Палачи и жертвы. А.Приставкин. Ночевала тучка золотая.Сбережем наш общий дом.
О Великой Отечественной войне. Реалистическое изображение войны влитературе.
В.Распутин. Живи и помни. Трагедия человека, отторгнувшего себя отобщества. Нравственное величие женщины.
К.Воробьев. Это мы, Господи! Героика военных будней.Ненависть к фашизму.
В.Быков. Сотников. Исследование природы подвига и предательства,философский анализ поведения человека в экстремальных условиях.
Война в Афганистане.
Св.Алексиевич. Цинковые мальчики. Нравственные основы личности втрагических коллизиях войны. Художественно-документальный жанр в литературе овойне.
А.Проханов. Кандагарская застава. Художественное исследованиеповедения человека в условиях войны.
О нравственных проблемах. Борьба добра со злом.
В.Астафьев. Царь-рыба. Утверждение нравственных законов отношениячеловека к миру. Трудолюбие, благородство Акима. Значение образов природы.
О молодёжи.
Л.Разумовская. Дорогая Елена Сергеевна. Психология «отчуждения» влитературе. Учитель… ученик… жизнь…
Л.Симонова. Круг. На пороге самостоятельной жизни.
В.Распутин. Женский разговор. Связь поколений.
Итоговое занятие.
Длядостижения планируемых результатов выбраны разнообразные формы: элементы школьной лекции,семинары, тематические беседы и обсуждения. Предусмотрена исследовательская итворческая деятельность старшеклассников: анализ текста, интерпретация,сравнение, характеристика героев, написание творческих работ (отзыв, рецензия,эссе, сочинение-размышление).
Формы итогового занятия: ученические конференции собобщающими докладами по материалу всего курса; индивидуальные письменныерефераты по заданным темам; индивидуальные зачеты по всему прочитанному курсу;письменные работы (сочинения) с анализом одного-двух произведений.
Тематическоепланирование курса
№ |
Тема |
Кол. часов |
1 |
Общественно-исторические проблемы в литературе. |
1 |
2 |
Деревенская проза. |
9 |
3 |
О сталинских репрессиях и лагерях. |
6 |
4 |
О Великой Отечественной войне. Реалистическое изображение войны в литературе. |
6 |
5 |
Война в Афганистане. |
4 |
6 |
О нравственных проблемах. Борьба добра со злом. |
2 |
7 |
О молодёжи. |
6 |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого: |
35 часов |