ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
К КУРСУ «СЛАДКА ЯГОДА – ГОРЬКА ЯГОДАЭКОНОМИКИ»
(«ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»)
Современная школа должна закладывать базусамостоятельного мышления, создавать условия для всестороннего развитияличности. Одним из инструментов решения этой задачи является профильноеобучение. Оно ориентируется на индивидуализацию, дифференциацию обучения исоциализацию обучающихся с учётом потребностей рынка труда. Следовательно,профильное обучение предполагает от учащихся СОЗНАТЕЛЬНЫЙ выбор своейбудущей специализации. Большую помощь в формировании сознательногоотношения к обучению в старших классах могут оказать предпрофильные курсы.
задачамикурса «Сладка ягода – горька ягода экономики» («Основы экономики») являются:
· Формированиепредставлений о базовых концепциях экономики (спрос и предложение, полезность,ограниченность (редкость), альтернативная стоимость, кругооборот ресурсов,товаров, денег, рынок, рыночный механизм и др.)
· Формированиеобщих представлений о сути экономических явлений
· Обретение опыта ванализе конкретных экономических ситуаций
· Формированиепрактических навыков принятия ответственных экономических решений в личнойжизни
· Формированиеумений анализировать экономические сведения, воспитание активности исамостоятельности в принятии экономических решений.
Название курса «Сладка ягода – горька ягода экономики» означает, чторечь на занятиях будет идти не только об очевидных достоинствах рыночнойсистемы (экономическая свобода, свобода выбора для производителя и потребителя,возможность получения прибыли). Здесь рассматриваются и опасности в мирерыночных отношений (ограниченность, необходимость жертвовать одними целями радидостижения других, непредсказуемость, возможность получения убытков).
Данный курс не подменяет уроки экономики в 10 – 11 классах. Он долженпознакомить учащихся с основными концепциями экономики на самом общем уровне.Курс разработан для учащихся 9-х классов, выбирающих будущую специализацию в10-х классах. Для начала обучения не требуется какой-либо предварительнойподготовки по экономике. Предполагается, что этот курс – первое знакомствоучеников с экономикой. Однако знакомство с курсом будет полезно и темдевятиклассникам, которые обучаются в различных бизнес-школах. Эти школы даютслишком глубокую специализированную подготовку, забывая подчас об общихзакономерностях экономической науки.
Предполагается, что, ознакомившись с основополагающими концепциямиэкономики, ученики сознательнее будут подходить к решению экономических проблемв повседневной жизни, например, при планировании семейного бюджета.
При изучении «Основ экономики» большое место уделяется активным формамобучения: моделированию различных экономических ситуаций, изучению концепций входе деловых игр. Деловые игры позволяют ученикам почувствовать себяучастниками экономических процессов. Моделирование, отбрасывая второстепенныеявления, позволяет сосредоточиться на анализе основных экономических законов иконцепций.
Преподавание не может ограничиться только активными, игровыми формами,поэтому предусмотрены лекционные занятия. Кроме того, каждая экономическая играили предваряется теоретическими материалами, или этот материал выступает какобобщение и анализ результатов игры.
Проверка знаний предусматривает решение задач, в том числе олимпиадных,тестов, обсуждение результатов экономического моделирования, анализ поведенияучастников экономических игр.
В результате изучения курса «Основы экономики» ученики получат болеечёткое представление об экономическом профиле в старших классах. Они научатсявидеть экономическую подоплеку различных явлений, как в современности, так и вистории. Это поможет им глубже понять и курс истории, и курс экономическойгеографии. Решение задач и графический анализ активизирует знания, полученныена уроках математики.
Знания, приобретённые учениками на занятиях, позволят им решитьитоговый тест, который одновременно может считаться вступительным тестом призачислении в профильный экономический класс.
При подготовке занятий учителем используются следующиематериалы и пособия:
1. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основыэкономических знаний
2. Автономов В.С. Введение в экономику
3. Под ред. Огибина Ю.А. Микро-, макроэкономика
4. Равичев С.А., Михеева С.А. Современнаяэкономика
5. Равичев С., Григорьев С., Протасевич Т.,Свахин А. Тестовые задания по экономике с решениями
6. Уаттс М., Маккоркл С. Экономика для старшихклассов
7. Сандерс Ф. и др. Основные экономическиепонятия
8. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика, учебныйкурс
9. Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс
10.Хейне П. Экономический образ мышления
11.Материалы тренерских семинаров поэкономике.
Для учащихся можно рекомендовать следующие пособия:
1. Автономов В.С.Введение в экономику
2. Равичев С.А.,Михеева С.А. Современная экономика
3. Казаков А.П.,Минаева Н.В. Экономика, учебный курс
4. Хейне П.Экономический образ мышления
Программа элективного курса по экономике для 9 класса
1.Что такое экономика. Экономика вокруг нас.
Понятие экономика как наука и как хозяйство.Цели и задачи экономики как науки. Наиболее рациональное распределение ресурсовдля возможно более полного удовлетворения потребностей человека. Типыэкономических систем: традиционная, командная, рыночная и смешаннаяэкономические системы.
2.Почему нельзя иметь всё, что хочется?
Главное противоречие экономики:безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Кривая производственныхвозможностей. Компромиссный выбор.
3.Бесплатных завтраков не бывает.
Альтернативная стоимость. Издержкипроизводства и издержки выбора.
4.Мы выбираем…
Полезность – субъективное качество товара.Предельная полезность. Равновесие потребителя.
5.Доходы и прибыль отдельной фирмы.
Фирма. Виды фирм. Доход фирмы. Издержкипостоянные и переменные. Явные и неявные издержки. Невосполнимые издержки.Прибыль нормальная и экономическая. Преимущества и издержки специализации иразделения труда. Откуда фирмы берут деньги?
6.Спрос и предложение.
Спрос и величина спроса. Предложение ивеличина предложения. Равновесная цена. Выигрыш продавцов и покупателей.
7.Фондоый рынок.
«Быки» и «медведи». Стратегии биржевыхспекуляций. Курс акций. Игра «на повышение» и «на понижение».
8.Основные типы рынков.
Рынки совершенной и несовершенной конкуренции. (Чистаяконкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия).
9.Безработица и инфляция.
Безработица. Виды безработицы: фрикционная,структурная, сезонная, циклическая, региональная. Уровень безработицы. Выгоды ипотери общества в результате существования безработицы.
Инфляция. Темп инфляции. Уровень цен. Выгодыи издержки общества в результате инфляции.
10.Государство в экономике.
Роль государства в экономике. Общественныетовары. Побочные эффекты. Государственная политика в области экономики.Государственный бюджет.
11.Теория общественного выбора.
«Группы специальных интересов». Модельизбирателя-центриста. Парадокс голосования.
Планированиекурса по основам экономики
«Сладка ягода – горька ягода экономики»
- Введение. Основные экономические концепции (4 часа)
1.1. Предварительноетестирование (1 час)
1.2. Экономика: чтоэто такое? Экономика вокруг нас (1 час)
1.3. Ограниченность икомпромиссный выбор (1 час)
1.4. Альтернативнаястоимость (1 час)
- Спрос, предложение, рынок (4 часа)
2.1. Потребитель,полезность (1 час)
2.2. Затраты, выручка,доход, прибыль фирмы (1 час)
2.3. Спрос ипредложение. Равновесная цена (1 час)
2.4. Фондовый рынок.Принципы биржевых спекуляций (1 час)
- Основные типы рынков (4 часа)
3.1. Совершеннаяконкуренция (1 час)
3.2. Несовершеннаяконкуренция (2 часа)
3.3. Тест-конкурс (1час)
- Роль государства в экономике (3 часа)
4.1. Безработица иинфляция (1 час)
4.2. Государство вэкономике (1 час)
4.3. Теорияобщественного выбора (1 час)
- Итоговое занятие (1 час)
5.1. Итоговый тест (1час)
Поурочное планирование курса
«Сладка ягода – горька ягода экономики»
№ занятия |
Название урока |
Основные экономические концепции |
Дополнительные материалы |
1 |
Пре тест |
|
Тест на основные экономические концепции |
2 |
Что такое экономика? Экономика вокруг нас. |
Экономика, потребности и ресурсы, проблема выбора, экономические системы |
Упр. «Охота на китов» |
3 |
Почему нельзя иметь всё, что хочется? |
Ограниченность, компромиссный выбор |
|
4 |
Бесплатных завтраков не бывает |
Альтернативная стоимость |
|
5 |
Мы выбираем… |
Полезность, максимизация полезности |
Упр. «Тест или «Поиски счастья»» |
6 |
Доходы и прибыль отдельной фирмы |
Затраты, выручка, доход, прибыль, специализация, разделение труда. Кредиты. Простой и сложный процент |
Упр. «Доход и прибыль гончара», «Книжная фабрика» |
7 |
Спрос и предложение |
Спрос, предложение, величина спроса и предложения. Равновесная цена |
Упр. «Рынок яблок» |
8 |
Фондовый рынок или «Где можно купить фирму?» |
Ценные бумаги, дивиденд. Рынок ценных бумаг, курс акций |
Упр. «Инвестирование в Ваше будущее» |
9 |
Чистая конкуренция |
Чистая (совершенная) конкуренция, стандартизированный товар, контроль над рынком |
|
10 |
Чистая монополия |
Чистая (совершенная) монополия, уникальный товар, ценовая дискриминация |
|
11
|
Монополисти-ческая конкуренция. Олигополия |
Монополистическая конкуренция, дифференцированный товар Теория игр, взаимозависимость |
Упр. «Дуэль бензоколонок», «Мы действуем сообща…» |
12 |
Тест-конкурс |
Чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия |
|
№ занятия |
Название урока |
Основные экономические концепции |
Дополнительные материалы |
13
|
Почему многие люди не работают? Почему растут цены? |
Безработица, типы безработицы Инфляция, уровень цен, темп инфляции |
Упр. «Рынки труда и безработица» |
14 |
Государство в экономике |
Побочные эффекты, общественные товары и услуги |
|
15 |
Экономика идёт в избирательную кабину |
Теория общественного выбора |
Упр. «Экономика идёт в избирательную кабину» |
16 |
Пост-тест |
|
|
Приложения
ТЕСТ ПОЭКОНОМИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССА
Вариант 1
- Выберите из предложенных высказываний верные:
- Деньги – это один из четырёх основных видов экономических ресурсов
- Под словом «капитал» экономисты подразумевают количество денег, необходимое для начала собственного бизнеса.
- Закон спроса гласит, что цена и величина спроса находятся в обратной зависимости.
- Увеличение затрат на производство уменьшает предложение.
- Минимальный уровень цен выше равновесной цены приведёт к нехваткам.
- Чисто рыночная система без государственного сектора не
произведёт нужного количества товаров
- Если при эластичном спросе на свою продукцию фирма поднимет цену, она получит больший доход
- Увеличение цен на цыплят может вызвать сдвиг кривой предложения говядины вправо.
- Добровольный обмен между двумя сторонами обычно выгоден для обеих сторон.
10.Программа социальной защищённости – это программа социальногострахования и благосостояния[1]
ВНИМАНИЕ!!! изчетырёх вариантов тестовых заданий №2
ТОЛЬКООДИН верный
- Решите тестовые задания:
- Проблему ограниченности ресурсов можно решить …
А) если люди будут экономить ресурсы;
Б) если все добровольно ограничат свои потребности;
В) лишь в будущем, когда уровень развития науки и техникипозволит существенно увеличить производство товаров;
Г) нет верного ответа.
2.Банкначисляет процент по вкладу как на первоначальную сумму, так и на сумму ранееначисленных процентов. Такая схема называется …
А) простымпроцентом; Б) процентом покредиту;
В) сложнымпроцентом; Г) выгоднымпроцентом.
- О предпринимателе правильнее всего сказать, что это человек,
А) чья деятельность направлена на получение
прибыли;
Б) управляющий предприятием;
В) владеющий контрольным пакетом акций предприятия;
Г) отличающийся предприимчивостью в деловой сфере.
4.Вызакупили партию игрушек по 50 рублей за штуку, надеясь продать их вдвое дороже,но большую часть продать не удалось. Дом культуры предлагает купить все оставшиесяигрушки по цене 10 рублей за штуку. С экономической точки зрения Вам …
А) не следует соглашаться на сделку, так как эта цена ниже той,на которую Вы рассчитывали;
Б) не следует соглашаться на сделку, так как эта цена нижеВаших затрат на покупку;
В) следует согласиться на сделку, если других вариантов продажиигрушек нет;
Г) следует согласиться на сделку, т. к. Вы знаете, чтоигрушки покупают для детей.
5.Какое изперечисленных событий повлияет на предложение сметаны иначе, чем другие три?
А) Цена кормов для крупного рогатого скота выросла;
Б) На рынке появились более дешевые аппараты
машинного доения коров;
В) Болезнь крупного рогатого скота привела к
уменьшению его поголовья;
Г) Удои коров снизились.
- Организация британской фирмой «Reebok» производства кроссовок в России …
А) увеличит валовой национальный продукт
Великобритании
Б) увеличит валовой внутренний продукт
Великобритании
В) увеличит и то, и другое
Г) не увеличит ни того, ни другого
7.Банкпредлагает начисление 2% по вкладу ежемесячно по схеме сложного процента. Загод вложенная в этот банк сумма увеличится на …
А) 24% Б) 26,8%
В)92,4% Г) 124%
- Прямой обмен товара на товар без использования денег в экономике называется …
А)бартер Б)свободная торговля
В) безналичный расчёт Г) несостоятельность рынка
- Если рынок по своей структуре является монополией, это означает, что …
А) на рынке действует один покупатель
Б) на рынке действует один продавец
В) на рынке действует один покупатель и один
продавец
Г) продавец имеет возможность продавать свой товар
по очень высокой цене
10.Что из перечисленного ниже неявляется производственным ресурсом?
А) металлорежущий станок
Б)учитель
В) алюминиевая руда Г)банковский кредит
11.Цена на свободном рынке …
А) устанавливается продавцами и отражается на
ценнике
Б) определяется покупателями
В) является результатом взаимодействия спроса и
предложения
Г) всегда выше, чем в условиях государственного
регулирования
12.Предложение на рынке товара в каждыйконкретный момент времени формируют
А) продавцы Б) покупатели
В) потребители Г) производители
13.Четыре типа экономических систем – это …
А) традиционная, рыночная, командная, смешанная
Б) демократическая, анархическая, авторитарная,
тоталитарная
В) рабовладельческая, феодальная, капиталистическая,
коммунистическая
Г) развивающаяся, развитая, застойная, загнивающая
14.Примером разделения труда являетсяситуация, когда …
А) завод А производит автомобили «Лада», а завод Б
– мотоциклы ИЖ
Б) область А производит животноводческую продукцию,
а область Б – продукцию растениеводства
В) завод Апроизводит мясные консервы, а завод Б –
молочные
Г) завод А производит кузова автомобилей «Волга», а
завод Б – колёса для автомобилей «Волга»
15.Для решения математической задачи Вамтребуется 10 минут, решение задачи по физике занимает 15 минут. Ваш друг назадачу по математике тратит 15 минут, а задачу по физике он решает не быстрее,чем за 20 минут. Можно сказать, что …
А) Ваш друг имеет абсолютное преимущество в решении
задач по физике
Б) Вы имеете сравнительное преимущество в решении
задач, как по физике, так и по математике
В) Вы имеете сравнительное преимущество в решении
задач по физике
Г) Ваш друг имеет сравнительное преимущество в
решении задач по физике[2]
Ответы на тест:
1.1-Н,2-Н,3-В,4-В,5-Н,6-В,7-Н,8-В,9-В,10-В
2.1-Г,2-В,3-А,4-В,5-Б,6-В,7-Б,8-А,9-Б,10-Г,11-В,
12-А,13-А,14-Г,15-Г
План деловой игры
«Охота на китов»
Цель игры:Выяснить действие экономических стимулов, влияющих на поведение людей. Понять,как чёткое определение прав собственности меняет принципы экономическойдеятельности.
Оборудование:Магнитная доска, цветные магнитные фишки, монеты или конфеты для уплатыучастникам игры (их должно быть втрое больше, чем фишек), мел или липкая лента.
Ход игры: 1этап. На магнитной доске, которая представляет океан, учитель впроизвольном порядке размещает фишки. Он объясняет, что фишки – это киты (иликосяки рыбы). Добровольцы из числа учащихся (6-9 человек) – китобои, которыемогут охотиться за китами по всему океану. Задача китобоев – добыть какможно больше китов. Игра идёт два раунда по 1 мин. Причём кит, добытый во второмраунде, оценивается вдвое дороже, чем добытый в первом раунде.
После того, как все фишки будут собраны, учительдолжен расплатиться с участниками.
2 этап. Учительвызывает новых добровольцев и делит доску на отдельные участки (по числуигроков). В этот раз каждый участник может охотиться только в своём участке.Остальные условия остаются без изменений. По окончании игры учитель долженрасплатиться со всеми участниками.
3 этап.Обсуждение. Можно спросить учеников, чем отличалась охота на первом этапе отохоты во втором? (В первом этапе все фишки-киты были собраны через несколькосекунд после начала игры. Во втором этапе «китобои» подождали наиболееблагоприятного времени и смогли получить больше дохода) Что явилось причинойподобных изменений во втором этапе? (Были чётко оговорены права собственности.)Почему необходимо охранять от истребления китов, но никто не охраняет отистребления цыплят? (Киты находятся в общем владении человечества, т.е. неопределены права собственности, а на цыплят распространяется правособственности.)
В результате игры ученики выявляют одно изпреимуществ принципа частной собственности перед общественной собственностью.
Задача «Доход иприбыль гончара»
Цель задания:Проверить понимание таких понятий, как издержки (затраты), определить различиемежду явными и неявными издержками, между бухгалтерской и экономическойприбылью. Понять, почему нормальная прибыль тоже относится к издержкам.
Господин Гомес владеет небольшой фирмой попроизводству керамических изделий. Он нанимает одного помощника за $12 тыс. вгод, ежегодно платит по $5 тыс. за аренду своей мастерской, да ещё сырьё емуобходится в $20 тыс. в год. В производственное оборудование Гомес вложил $40тыс. собственных средств, которые при ином размещении могли бы приносить ему $4тыс. годового дохода. Конкурент Гомеса предлагал ему рабочее место гончара соплатой $15 тыс. в год. Свой предпринимательский талант Гомес оценивает в $3тыс. годовых. Суммарный ежегодный доход от продажи керамики составляет $72 тыс.Подсчитайте бухгалтерскую и экономическую прибыль фирмы Гомеса.
Ответ. Явныеиздержки – $37000 ($12000 помощнику + $5000 ренты + $20000 на материалы).Альтернативные издержки – $22000 ($4000 упущенных процентов + $15000 упущеннойзарплаты + $3000 за предпринимательскую деятельность).
Бухгалтерская прибыль = $35000 ($72000 поступлений – $37000 явных издержек). Экономическая прибыль= $13000 ($35000 бухгалтерской прибыли – $22000 альтернативных издержек).[3]
Тест-конкурс.
Цель:
Необходимые материалы: Значки разных видов по числу команд, участвующих в конкурсе, папки свопросами для каждой команды, таблица для подсчёта очков, набранных командами,небольшой приз для победителей (по желанию учителя), возможно использованиемагнитной доски.
Проведение занятия. На доске прикрепляется таблица для подсчёта очков, набранныхкомандами. Класс делится на несколько команд по 4-6 участников в каждой. Дляэтого используются заранее заготовленные значки разной расцветки. Ученик берётлюбой понравившийся значок. Те, у кого будут одинаковые значки, оказываются водной команде. Каждая команда располагается вокруг одного стола. На столахнаходятся: 5 листов с заданиями в отдельных папках, листы для результатов,фломастеры.
Учитель объявляет условия конкурса, правилазаполнения листов.
По сигналу учителя ученики начинают решатьзадания. На решение каждого задания даётся 5 минут. Ученики заполняют фломастерамилисты результатов. По окончании ученики сдают свои результаты. Всего на каждомэтапе команда должна решить 5 заданий. Правильное решение каждого заданияприносит команде 1 балл. Затем учитель вывешивает или пишет на доске правильныеответы.
(С целью экономии времени, возможнопривлечение старшеклассников для проверки решения заданий по готовымтрафаретам)
Итоговое положение каждой командыотмечается на таблице результатов. Если встречаются вопросы, на которыекакая-либо команда не ответила, то производится разбор этого вопроса. Наподведение итогов и разбор ошибок тоже отводится 5 минут. Последний конкурс,имеющий несколько более высокую сложность, оценивается в 10 баллов. На егорешение также отводится 5 минут.
По окончании конкурса подводятся общие итоги,команда-победительница награждается призом (по желанию учителя).
Примерныевопросы для тест-конкурса
Категория1. Совершенная конкуренция.
1. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершеннойконкуренции не выполняются:
А) Фирма находитсяв равновесии, когда её предельный
доход равенпредельным издержкам.
Б) Криваяспроса на продукт фирмы имеет
отрицательный наклон.
В) Кривыесредних и предельных издержек имеют U—
образнуюформу.
Г) Кривая спросана продукт фирмы – горизонтальная
линия.
2. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиямсовершенной конкуренции:
А) Стали.
Б) Услугпарикмахерских.
В) Автомобилей.
Г) Акций иоблигаций.
3. На графикепредставлено положение гипотетической фирмы. Предположим, что кривая АТСучитывает все издержки фирмы. Тогда верным будет утверждение:
А) При цене, равной 8 ед. фирма получаеттолько
нормальную прибыль
Б) При цене, равной 28 ед. фирма получаетприбыль
1876 ед.
В) Средние постоянные издержки при уровневыпуска 50
ед. равны 12 ед.
Г) При цене 20 ед. фирма не получаетэкономическую
прибыль.
4. Пусть фирмаиз предыдущего теста сталкивается с
ценой 12 ед.,тогда:
А) Фирма должнакак можно быстрее остановить
производство.
Б) Продолжатьпроизводство на уровне, где Р = МС.
В) Выбрать новуютехнологию.
Г) Сократитьнакладные расходы.
5. Пусть фирмаиз предыдущего теста производит 60 единиц и продаёт их по 20 ед. Пусть общиефиксированные затраты, составлявшие 600 ед., внезапно увеличились до 800 ед.Что следует делать фирме?
А)По-прежнему выпускать 60 единиц.
Б) Увеличитьвыпуск.
В) Увеличитьцену.
Г) Сократитьпроизводство до нуля.
Категория2. Совершенная монополия
На графике изображена естественная монополия.Отрасль характеризуется снижающимися средними издержками на долгосрочномвременном интервале.
А) Какую цену и величину выпуска выберетнерегули-руемая монополия, макси-мизирующая прибыль.
ЦенаОF. Выпуск ОG
Б) Чему равны чистые потери для общества,возникающие в результате данного решения? Площади фигуры JIHLQN.
В) Какую прибыль будет получать в этом случаемонополия? FJIE.
Г) Какие параметры цены и выпуска определяютобщественно эффективный уровень производства?
Цена ОA. Выпуск ОP.
Д) Если отрасль национализирована, а объём выпускаи цена соответствуют общественно эффективному уровню, то какой размер субсидиинеобходим этой отрасли? BRQA.
Категория3. Монополистическая конкуренция.
1.Рынки совершенной и монополистическойконкуренции имеют общую черту:
А) Выпускаются дифференцированные товары;
Б) На рынке оперирует множествопокупателей и продавцов;
В) Каждая фирма сталкивается сгоризонтальной кривой спроса на свой продукт;
Г) Выпускаются однородные товары.
2.Сторонники точки зрения, состоящей в том,что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям,утверждают:
А) Дифференциация продуктаблагоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;
Б) Совершенная конкуренция ведёт кожесточенной ценовой войне между фирмами;
В) В условиях монополистической конкуренциидостигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов;
Г) Все предыдущие утверждения верны.
3.Какой пример представляет рынокмонополистической конкуренции:
А) На рынке оперирует большое количествопоставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по схожим ценам;
Б) Большое количество фермеров предлагаетна рынке картофель по одинаковым ценам;
В) Несколько крупных фирм функционируют нарынке автомобильных шин;
Г) Имеется единственный покупательугледобывающего оборудования.
4.На рисункепредставлена гипотетическая фирма, действу-ющая на рынке монополистическойконкуренции. Фирма допустит ошибку, если установит цену, указанную на рисунке,потому что:
А) При этойцене предельный доход выше предельных издержек;
Б) Эта цена вышетой, при которой фирма может получить максимум прибыли;
В) Объём выпускапри этой цене меньше того объёма, при котором прибыль максимальна;
Г) Всепредыдущие ответы верны.
5.Если фирма,представленная на рисунке, выберет указанный объём выпуска, то:
А) На рынкевозникнут новые производители;
Б) Фирма не будет получать прибыли;
В) Фирма установит указанную цену;
Г) Всепредыдущие ответы неверны.
Категория 4. Олигополия.
1.Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит свою цену,конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите её, ни однафирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:
А) Сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть»;
Б) Имеет «ломаную» кривую спроса;
В) Является ценовым лидером на рынке олигополии;
Г) Наиболее эффективная в отрасли.
2.Какой из перечисленных продуктов никогда не производился в рамкахкартельного соглашения:
А) Нефть; Б) Бананы; В) Сахар; Г) Пшеница.
3.Что лучше иллюстрирует рынок олигополии:
А) Предприятие, производящее «джип-чероки»;
Б) Фирма, производящая духи «Climat
В) Фирма, производящая строительные материалы;
Г) Большой магазин в крупном городе.
4.Предельный доход не ниже рыночной цены у:
А) Монополистических конкурентов;
Б) Участников картеля;
В) Олигополистов, не участвующих в картеле;
Г) Совершенных конкурентов.
5.В позапрошломгоду отрасль Х функционировала в условиях совершенной конкуренции и находиласьв долгосрочном равновесии. В прошлом году фирмы, оперирующие в отрасли,образовали картель. В результате все участники картеля получили в прошлом годуэкономическую прибыль на 10 млн. долларов больше, чем в позапрошлом году.Следовательно, экономическая прибыль картеля составила:
А) Меньше 10млн. долларов;
Б) 10млн. долларов;
В) Больше 10 млн. долларов;
Г) Для ответанедостаточно данных.
Категория 5. Финальная задача.
Пусть существуетфирма, находящаяся в состоянии безубыточности. Она производит 500 единицпродукта ежемесячно и продаёт их по 200 долларов. Предположим, что естьнетерпеливый покупатель, который хочет приобрести 501-ю единицу продукта. Онготов заплатить за эту единицу 500 долларов. Должен ли владелец фирмыудовлетворить его требования, если производство этого продукта увеличит средниеобщие издержки на 1 доллар?
Ответ. Выполнять заказ не стоит, так как общий доход составит 100500 долларов(500•200+500=100500), а общие издержки составят 100701 доллар (501•201=100701).Следовательно, фирма потеряет 201 доллар.[4]