Тематическое планирование
Элективного курса «Здоровый образ жизни школьника»
Тема (кол-во часов)
|
содержание |
Основные формы и методы обучения |
Кол-во часов |
|
||
I.Гигиена как наука.(2 ч) |
1.Основные задачи и методы гигиены, ее значение. |
Лекция с элементами беседы.
Лекция с элементами беседы. Проблемный метод. |
1
1 |
|||
2.ЗОЖ как залог здоровья человека. Состояние здоровья школьников на современном этапе развития Российского образования. |
||||||
II.Факторы, влияющие на здоровье школьников. (16 ч)
|
3.Режим дня. Последствия неупорядоченного режима дня. |
Лекция с элементами беседы. Проблемный метод. Частично-поисковый метод. Практическая работа №1 «Составление режима дня для школьников разных возрастов».
Беседа. Частично-поисковый метод.
Лекция с элементами беседы. Проблемный метод.
Проблемный метод. Закладка опыта «Влияние алкоголя разной концентрации на прорастание зёрен пшеницы».
Дискуссия. Просмотр и обсуждение видеофильма.
Лекция с элементами беседы. Проблемный метод. Просмотр и обсуждение видеофильма.
Лекция с элементами беседы. Проблемный метод.
Лекция с элементами беседы. Частично-поисковый метод. Практическая работа №2. «Составление меню школьника».
Лекция с элементами беседы. Проблемный метод.
Частично-поисковый метод. Практическая работа №3. «Разработка комплекса упражнений для школьных физкультминуток».
Лекция с элементами беседы. Проблемный метод. Лекция с элементами беседы. Проблемный метод. |
1
1
1
2
1
2
1
1
Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537 1
1
1
1 |
|||
4.Режим дня школьников разных возрастных групп. |
||||||
5.Вредные привычки , их характеристика. |
||||||
6-7.Курение. Состав табачного дыма. Влияние курения на организм. |
||||||
8-9.Алкоголь, его влияние на организм. Влияние алкоголя на живые клетки. |
||||||
10.Проблема алкоголизма среди подростков.
|
||||||
11-12.Наркотические и токсические вещества, их влияние на организм.
|
||||||
13.Питание, основы рационального питания.
|
||||||
14.Влияние неправильного питания на организм. Составление меню школьника
|
||||||
15.Активный образ жизни, его значение в укреплении здоровья. Вред гиподинамии. |
||||||
16.Комплекс упражнений для школьных физкультминуток, правила их разработки.
|
||||||
17.Психоэмоциональные перегрузки, их причины и последствия. |
||||||
18.Валеологические требования к учебно-воспитательному процессу. |
||||||
|
|
|||||
III.Личная гигиена школьников. |
19.Личная гигиена школьников. |
Лекция с элементами беседы. Лекция с элементами беседы. Лекция с элементами беседы. |
1
1
1 |
|||
20.Гигиена девушек.
|
||||||
21.Гигиена юношей. |
||||||
IV.Половое воспитание подростков. |
22.Половое воспитание подростков.
|
Лекция с элементами беседы. Проблемный метод. Лекция с элементами беседы. Проблемный метод. Проблемный метод. Просмотр и обсуждение видеофильма. |
1
2
1 |
|||
23-24.ЗППП, основные виды. Меры их профилактики. |
||||||
25.Нежелательная беременность, её последствия. Роды у несовершеннолетних, их последствия. Способы контрацепции. |
||||||
V.Проектная деятельность. |
26-27.Составление недельного меню школьника с учетом пожеланий учащихся школы. 28-29. «Мое отношение к вредным привычкам». (Мониторинг) |
Опрос учащихся I—III ступени. Продукт — недельное школьное меню.
Анкетирование учащихся, анализ результатов. |
2
4 |
|||
|
Пояснительная записка.
Развитие образовательной школы на современномэтапе осложняется тем, что на протяжении всего срока обучения ухудшаетсясостояние здоровья детей и подростков, возрастает общая заболеваемость,увеличивается количество функциональных расстройств и пограничных соматическихсостояний. Особую тревогу в условиях обучения интенсивным программам представляютпсихоэмоциональные перегрузки на фоне низкой физической активности инерационального питания. Школьная медицинская служба ориентирована на профилактическиемероприятия и на долечивание болезней. Родителям порой не хватает знаний опутях формирования здорового образа жизни у детей. Объем учебных программ,режимы учебных занятий не учитывают индивидуальных особенностей и способностейобучающихся. Кроме того, в средствах массовой информации отсутствуетсистематическая пропаганда молодёжи направленная на формирование здоровогообраза жизни, воспитание у подрастающего поколения ответственности за своёздоровье. Отношения к здоровью как главной ценности человека.
В связи с этим, целесообразно включение наэтапе предпрофильной подготовки программы элективного курса, целью которогоявляется формирование у школьников ответственного отношения к своему здоровью.
Исходя из этого ставятся следующие задачи: — научить правильной организации режима дня и здоровогопитания; — разъяснить значение гигиенических знаний всохранении здоровья; — убедить учащихся в пагубномвлиянии вредных привычек на растущийорганизм; -разъяснить отрицательное воздействие информационных технологий на здоровьешкольника.
Анализ учебных программ по биологии показал,что очень мало уделяется внимание на формирование знаний, умений и навыков,направленных на сохранение здоровья, на профилактику наиболее частовстречающихся заболеваний, на приобретение взрослой компетентности в вопросахсохранения здоровья.
В содержательной компонент элективного курсавключены два раздела. Теоретический раздел: гигиена как наука;понятие здорового образа жизни; факторы, влияющие на здоровье; личная гигиена;половое воспитание подростков.
Практический раздел: защита проектов, анкетированиеучащихся, проведение опытов.
Элективный курс проводится вформе учебных и практических занятий. Ведущими методами обучения являютсялекции, дискуссии с включением игровых технологий. Элективный курспредполагает формы самостоятельной работы: составление конспектов, проектов,анкетирование, выпуск стенгазет, санбюллетений. Курс рассчитан на 34 часа, 2часа в неделю.
Содержание 1.гигиена какнаука(2ч.) Здоровый образ жизни как залог здоровьячеловека. Состояние здоровья школьников на современном этапе развитияРоссийскогообразования. 2.Характеристика факторов,влияющие на здоровье школьников(15ч.) Неупорядоченный режим дня. Вредные привычки. Влияние курения, алкоголя,наркотиков, токсических веществ на организм. Нерациональное питание. Основырационального питания. Составление сбалансированного меню с учетом возрастныхособенностей и энергозатрат. Гиподинамия, её влияние на организм. Значениеактивного образа жизни в укрепленииздоровья. 3.Личная гигиенашкольника(3ч.) Гигиенаюноши и девушек. 4. Половое воспитаниеподростков(4ч.) ЗППП.Основные виды, меры их профилактики. Последствия нежелательной беременности иродов у несовершеннолетних. Способы контрацепции. 5.Проектнаядеятельность(9ч.) Составление недельного меню школьника с учетом пожеланий учащихся школы. «Моё отношениек вредным привычкам» (анкетирование учащихся с 1 по 11 кл. ). «Сохранениездоровья – долг каждого человека» (научная конференция старшеклассников).
