X-PDF

Программа естественнонаучной направленности Юные исследователи природы

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юные исследователи природы»

(Ознакомительный уровень)

 

 

Возрастобучающихся, на которых рассчитана программа: 5 7 лет

Срокреализации программы: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Помочь планете сегодня — спасти ее будущее

 

Природа даетчеловеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость. Онадает человеку жизнь. Но зачастую природа становится для людей всего лишьсредством решения материальных проблем; потребительское отношение к природечревато катастрофическими последствиями как для окружающей среды, так и длясамого человека. Заботливое отношение к природе – гражданский долг каждогочеловека перед страной и ее культурой. Воспитание всесторонне развитойсоциально успешной личности, достойного гражданина своей страны не должносводиться только к умственному развитию. Воспитаннику следует прививатьнравственные нормы поведения, приучать к общественно полезному труду.

Активноепромышленное развитие не могло не привести к проблеме негативного воздействиятехнического прогресса на живую природу. Современная экологическая обстановка вгородах требует изменения подхода к решению проблем, возникающих в планеблагоустройства территории. Сегодня нужно честно сказать, что без развитияэкологической культуры подрастающего поколения невозможно дальнейшее гармоничноесосуществование человеческой цивилизации и мира живой природы. Необходимостьвсеобщей «экологизации» не вызывает сомнения на фоне глубокого экологическогокризиса.

Экология являетсяодним из ведущих предметов естественнонаучного цикла в системе дополнительногообразования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, встановлении и развитии личности ребенка. Без неё невозможно обеспечениездорового образа жизни и сохранение окружающей среды — места жизни всегочеловечества.

Программа направленана изучение природного богатства родного края, его разнообразия и уникальности.Обучающиеся познакомятся с дикорастущими и культурными растениями Самарскойобласти, научатсяизготовлению поделок из природного материала, узнают многое о лекарственныхрастениях родного края.

Программойпредусмотрено изучение правил поведения в лесу, в парке, правил здоровогопитания, правил утилизации отходов. Все это пригодится обучающимся в жизни.Кроме того, они приобретут начальные знанияи навыки для будущей профессиональной деятельности.

Осуществляетсяразнообразная практическая, исследовательская, экскурсионная иобщественно-полезная деятельность обучающихся. Программа по изучениюи исследованию природы, основам экологическихзнаний способствует широкому развитию творчествадошкольниковпосредством работы над мини-проектами,написания рассказов, экологических сказок, создания презентаций(с помощью родителей), оформления выставокрисунков и плакатов экологической направленности, фотографий и поделок изприродного материала, сбора и оформления тематических гербариев, изготовлениекормушек для птиц и скворечников (с помощью старших) ссоблюдением правильных размеров, участие в экологических акциях.

Важно научитьдетей осознанному безопасному и экологически грамотному обращению с природой,применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи и вестипросветительскую работу по охране окружающей среды.

Нормативно-правоваябаза

         Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

         Указ Президента Российской Федерации от 29мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

         Приказ Министерства просвещения РоссийскойФедерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации иосуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам».

         Стратегия инновационного развитияРоссийской Федерации на период до 2020 года, утвержденная РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

         Федеральная целевая программа развитияобразования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

         Концепция развития дополнительногообразования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РоссийскойФедерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

         Стратегия развития воспитания в РоссийскойФедерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

         Стратегическая инициатива Новаямодель системы дополнительного образования, одобренная ПрезидентомРоссийской Федерации 27 мая 2015 г.

         Государственная программа РоссийскойФедерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.

         Национальный проект «Образование»,утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерациипо стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

         Федеральный проект «Успех каждогоребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерациипо стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября2018 года № 10).

         Концепция духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России.

         Приказ министерства образования и наукиСамарской области от 20.08.2019 г. № 262-од  «Об утверждении Правилперсонифицированного дополнительного образования детей в Самарской области наоснове сертификата персонифицированного финансирования дополнительногообразования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательнымпрограммам»

         Методические рекомендации попроектированию дополнительных общеразвивающих программ,направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.

         Методические рекомендации по разработкедополнительных общеобразовательных программ(Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ)

         Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Обохране окружающей среды»

         Закон Самарской области № 46-ГД «Об охранеокружающей среды и природопользовании в Самарской области» от 06.04.09 г.

Программа туристско-краеведческойнаправленности.

Новизнапрограммы заключается в том, что

она определяети реализуетэффективныепути совместной деятельностипедагога, обучающихся, родителей и социальных партнеров по формированиюцелостной системы экологического образования и воспитания детейдошкольного возраста в оптимальной интеграцииаудиторнойи внеаудиторнойработы профориентационной направленности с использованием исследовательской ипроектно-творческой деятельности

поформе организации образовательного процесса она является модульной

содержитэлементы дистанционного образования дляперехода на него при необходимости в сложившейся ситуации во время учебногопроцесса.

Программаориентирована на методичное, последовательное вовлечение обучающихся в работунад исследовательскими проектами и дальнейшее осуществление ими самостоятельнойпроектно-исследовательской деятельности. Важная роль впрограмме отводится организациибольшого количества  экскурсий:фенологических экскурсийна пришкольном участке, на Аллее боевой и трудовой славы, экскурсийвпарки и лесопарки города, настанцию юных натуралистов, в ботанический сад.Это укрепляет связь маленького человека с природой, рождает новые вопросы идает ответы на них в результате исследовательской деятельности.

В программеуделяется большое внимание развитию и воспитанию в ребенке творческого начала,умению работать с различным видами природного материала.

Особенностьюпрограммы является индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальныйподход имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействиестроится с каждым юным экологом с учётом личностных особенностей. Во-вторых,учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, постоянноевзаимодействие с родителями, что важно в процессе обучения. Такой подходпредполагает знание индивидуальности ребёнка с включением сюда природных,физических и психических свойств личности; организацию атмосферы эмоциональногоблагополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляции активной коммуникации;обеспечение ситуаций успеха каждому ребёнку.

Программаспособствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, чтопредполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание,самореализация, творческое саморазвитие.

Результативностьвоспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детейразвивается абстрактное, логическое, образное, пространственное и эмоциональноемышление, внимание и наблюдательность,исследовательский интерес.

Открытие в себенеповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в будущейучебе, творчестве, в общении с друзьями. Детиучатся организовывать свое время, доводить начатую работу до конца, развиваютусидчивость, сосредоточенность и умение целенаправленно заниматься.

Большое количествоигровых форм занятий позволяет дошкольникам быстрее адаптироваться вколлективе, раскрепощено выражать свои эмоции, правильно формулировать мысли,запоминать правила поведения в природе.

Каждый обучающийсяведёт тетрадь, в которой отражается вся его работа на занятиях. Поощрением ребенку за хорошую работу назанятии является наклейка на рабочую тетрадь. В конце учебного года поколичеству этих наклеек выбирается самый прилежный ученик.

Актуальность

Для решенияэкологических проблем нашему государству необходимы специалисты в областиприродоохранной деятельности очень высокого уровня. Но технический прогрессразвивается такими ускоренными темпами, и окружающая нас природная средапостоянно меняется не в лучшую сторону, что общество не может ждать, пока будутобучаться специалисты и профессионалы в области экологии. Это образованиенеобходимо начинать уже в детстве, систематически и системно давать обучающимсяосновы экологических знаний и развивать у них всевозможные направленияэкологической деятельности. Школы и детские садыне полностью обеспечиваютфункциональную экологическую грамотностьучащихся. Изучение теоретических сведений в области экологии не подкрепляетсясвязью с практикой, строение живых организмов описывается отдельно от ихфункционирования и т.п.

Найти пути решенияуказанных проблем, нельзя не учитывая и современные дидактико-психологическиетенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиямиФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические идидактические принципы вариативного развивающего образования.

И самое главное -это раннее экологическое воспитание, направленное на формирование у личностисистемы адекватных экологических представлений и здорового образа жизни. Чтонаправлено непосредственно на благо самой личности. Ведь важнейшейхарактеристикой экологически грамотной и здоровой личности является еепсихологическая включенность в мир природы, которая обусловлена существующей унее системой экологических представлений. А это, в свою очередь, способствуетразвитию общества и процветанию нашего государства.

Педагогическая целесообразностьданной программы заключается в том, что в основе программы лежитличностно-ориентированный подход, который основывается на принципах гуманизма,добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.

В дополнительной общеразвивающей программе «Юныеисследователи природы» используются инновационные и информационные технологии,которые способствуют усилению мотивации учебной деятельности, решению задачдизайнерского характера, успешному освоению способов поисковой деятельности исамообучения.

Важную роль в достижении целей обучения играетисследовательская и проектная деятельность. Обучающиеся сами выдвигают идеи, участвуютв разработке мини-проектов экологической направленности и в их реализации, чтопозволяет усилить познавательный интерес и творческую активность обучающихся.

Цель программы Содействиеуспешной социализации обучающихся средствами экологического образования черезформирование исследовательских знаний, умений и навыков,эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, используя проектно-творческуюдеятельность.

Задачи программы

Воспитательные:

   реализовыватьгосударственную политику в области патриотического, экологического воспитания детейи молодежи;

   сформироватьу подрастающего поколения активную гражданскую позицию;

        содействовать нравственному,патриотическому, эстетическому и трудовому воспитанию обучающихся;

    сформировать у личности понимание единствачеловека и природы;

   сформироватьчувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

   сформироватьценностное отношение к природе малой Родины;

      привлечь детей к поиску механизмов решенияактуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социальнозначимых проектов;

     повышать экологическую культуруобучающихся на основе трудового, духовно- нравственного развития личности черезсовместную деятельность обучающихся, родителей, педагогического коллектива,жителей микрорайона в благоустройстве пришкольного участка и прилегающихтерриторий;

    прививать любовь к труду посредствомколлективно-творческой деятельности по озеленению учебного помещения и созданияклумбы на пришкольном участке.

Развивающие:

    развивать УУД обучающихся посредствомсовместной деятельности с педагогом и товарищами;

      развить инициативу и творчествообучающихся через организацию социально значимой деятельности — благоустройствовнутришкольной и пришкольной территории;

    провести информационно-просветительскуюработу по пропаганде экологической культуры обучающихсяи родителей;

       развить интерес обучающихся к исследованиюпредметовнеживой природы, различных форм растений,произрастающих на пришкольном участке и на территории Самарской областии некоторых представителей фауны

   создатьусловия для творческой проектной деятельности обучающихся;

   повыситьзначимость экологического образования.

Образовательные:

   создатьусловия для формирования и углубления экологических знаний обучающихся;

     на основе литературных данных,Интернет-ресурсови экскурсий изучить природныеусловия родного края;

     изучить некоторыхпредставителей животных нашего региона;

    изучитьразличные формы растений, произрастающих на территории Самарской области,лекарственные растения самарского края, их условияжизни и влияния на организм человека;

    изучитьосновы правильного питания издорового образа жизни;

    изучитьредкие виды растений Среднего Поволжья, занесенные в Красную книгу ирастения-эндемики самарского края;

Набор обучающихсяв объединении«Экологи» напрограмму «Юные исследователи природы» осуществляетсябез предварительной подготовки, всех желающих изучать  иисследовать природу, закономерности ее развития, атакже желающих развиваться в естественнонаучном направлении и быть полезными вэтой области.

Возможнаорганизация групп на базе групп в дошкольныхучреждениях.

Детидошкольноговозраста оченьоткрыты к окружающему миру, к его исследованию. Это очень хороший возраст дляосмысленного восприятия явлений природы, взаимосвязей и взаимодействия объектовживой и неживой природы. Детям свойственны активность и разнообразие формдеятельности. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальнойи эмоциональной сфер личности. Развитие личности характеризуется появлениемновых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, детиинтересуются связями, существующими между предметами и явлениями. Достиженияэтого возраста характеризуются анализом сложных форм объектов. Развитиемышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированныепредставления, комплексные представления, представления о цикличностиизменений). Развивается воображение, произвольное внимание, умение обобщать.

Применяетсяразноуровневый подход в силу разного возраста (в разновозрастных группах) ихарактеров обучающихся. Также ведутся индивидуальные занятия при подготовкеучастников различных конкурсов, конференций, выставок,концертов в учреждении и других мероприятий.

Применяется исистема консультаций для детей, родителей и родителей вместе с детьми.Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках программы являютсяпедагог, обучающиеся и их родители, а также педагоги центра «Ирбис» исоциальные партнеры. Их взаимодействие происходит на различных уровнях:межличностный индивидуальный уровень; уровень малой группы; уровень детскогоколлектива; уровень содружества с другими детскими коллективами; уровеньОбъединения.

Дополнительная образовательная программа «Юные исследователи природы» состоит из 3 модулей:«Разнообразие природы», «Природа самарского края», «Человек и Природа».

Данная дополнительная общеобразовательная программарассчитана на полную реализацию в течение одного года.

Модули по времени разделены неравномерно:

Первый модуль «Разнообразие природы» продолжается 4 месяца, с сентября по декабрь(включительно), состоит из 34 занятий по 2 академических часа (по 30 минут,учитывая дошкольный возраст обучающихся), всего – 68 часов.

Второй модуль «Человек и Природа» продолжается 3 месяца с января по март(включительно)  и состоит из 23 занятий по 2 академических часа (по 30 минут,учитывая дошкольный возраст обучающихся), всего – 46 часов.

Третий модуль «Природа самарского края» продолжается 2 месяца: апрель и май исостоит из 15 занятий по 2 академических часа (по 30 минут, учитывая дошкольныйвозраст обучающихся), всего – 30 часов.

Программа ориентирована на обучение детей от 5 до 7 лет.Возможен прием детей в возрасте 4 лет при опережающем интеллектуальном развитииребенка (после собеседования педагога с ребенком и родителями).

Объём программы — 144 часа. Режим занятий — 2раза в неделю по 2 часа.

Наполняемость — 15 обучающихся в группе. Занятиедлится 30 минут, 10 минут время на отдых.

Формыобучения. Форма организации деятельности групповая,индивидуально-групповая, индивидуальная (при подготовке к концертам, конкурсами выставкам).

Виды занятий беседы, видео-просмотры,игры, флористический рисунок, проведение экскурсий,просмотр компьютерных презентаций и видеофильмов, изготовление поделок из природногоматериала, вторичная переработка отходов промышленности, наблюдения за растениями и животными, уход за растениями и животными, выполнение мини-проектов.

Прогнозируемые результаты

Личностные

— принятие и освоение социальной роли обучающегося,развитие мотивов и формирование личностного смысла деятельности;

— формирование представления о целостном, гармоничномразвитии мира;

— формирование эстетического вкуса, эстетических потребностей,ценностей и чувств, умения видеть красоту, чувствовать гармонию;

— формирование установки на активную гражданскую позицию,здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе нарезультат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

— развитие самостоятельности и личной ответственности засвои поступки;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамив разных социальных ситуациях, коллективной творческой деятельности;

— умение доводить работу до конца;

— адекватная оценка своей деятельности;

— умение формулировать свое мнение, объяснять его,отстаивать его с помощью логических аргументов самостоятельно определять иобъяснять свои чувства и ощущения, возникающие в итоге рассуждения, обсуждения,соотносить их с самыми простыми, общими для всех людей правилами поведения(формирование основ общечеловеческих нравственных ценностей);

— формирование духовно-нравственных качеств личности:щедрости, милосердия, эмоциональной отзывчивости, доброты, ответственности,терпения, усидчивости, трудолюбия, бережного и заботливого отношения кокружающему миру.

— в предложенных ситуациях делать выбор, по какомунаправлению идти и какой поступок совершить (опираясь на правила поведения,законы природы и общечеловеческие ценности).

Метапредметные

Регулятивные

освоение способов решения проблем творческого иисследовательского характера;

 

— учиться самостоятельно делать свою работу;

— определять и формулировать цель деятельности назанятии с помощью педагога;

с помощью педагога и самостоятельно объяснять набор наиболееподходящих вариантов для выполнения какого-либо задания.

— учиться высказывать свое предположение (версию) привыборе возможных вариантов взаимодействия с природой;

освоение начальных форм познавательной и личностнойрефлексии;

Коммуникативные

— умение работать в коллективе;

— уметь слушать и слышать друг друга.

— донести свое мнение до других: слушать и понимать речь изамысел других;

— уметь договариваться о правилах общения со сверстниками ивзрослыми, контролировать свое поведение и следовать общепринятым правилам инормам.

Познавательные

умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы,используя разные источники информации, исследовательскую деятельность, свой жизненный опыт иинформацию, полученную на занятиях;

умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы врезультате совместной работы всей команды;

— формирование умения осознанно работать, рассуждать,высказывать свое мнение.

Предметные

Модульный принцип построения программы предполагаетописание предметных результатов в каждом конкретном модуле.

По окончании обучения обучающийся должен:

Знать:

технику безопасности, правила поведения в образовательномучреждении, в различных общественных местах;

правила поведения в различных объектах природы;

методику проведения простейших исследований природных объектов и явлений;

правил здорового питания и рационального использованияпродуктов;

правил использования лекарственных растений;

правил утилизации отходов;

принципы построения взаимодействия со взрослыми людьми и сосверстниками при проведении групповых исследований природы;

Уметь:

проводитьопределенные исследования объектов живой и неживой природы;

делатьвыводы, оформлять и презентовать результаты проекта;

ухаживать закомнатными растениями и растениями пришкольного участка;

правильно выстраивать общение на экологическую тему совзрослыми людьми и со сверстниками;

самостоятельноили с помощью взрослых изготавливать сувениры из различного, в том числеприродного, материалов

вовлекать сверстников в природоохранную деятельность.

Критерии и способы определения результативности.

В работе по экологическому обучению и воспитаниюбольшое значение имеет хорошо поставленный контроль.

Виды контроля: входная диагностика, промежуточныйконтроль, итоговая диагностика.

Методами отслеживания результативности являютсяпедагогическое наблюдение, защита проектов, совместный просмотр выполненных работ и изделий, коллективноеобсуждение с целью выявления лучших работ.

Данная программа предусматривает систематическийконтроль полученных знаний и умений по результатам проводимых в детскомобъединении выставок творческих работ обучающихся, проектов, фестивалей, конкурсовразличного уровня, викторин. Диагностика и отслеживание результативностипрограммы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводитсяв течение года.

Предварительный контроль иливходная диагностика выявление исходного уровня обученности и развитиядетей для составления программы развития детей, плана работы. Проводится в формесамостоятельной работы, тестов и викторины.

Текущий контроль илипромежуточная диагностика проводится с целью оценки качестваосвоения учащимися программы по итогам учебного периода (модуля или темы) ввиде теста, викторины, игры. Это проверка выполненных заданий обучающимися,корректировка ошибок в деликатной форме, а также выбор наилучших работ дляпоследующей их экспозиции и рекомендаций участия в конкурсах. Текущий контрольвключает в себя совместный выбор педагога с детьми лучшей работы, выполненнойна занятии и обсуждение критериев, по которым работа названа лучшей.

Итоговый контроль или итоговая диагностика проводится с целью оценки качества и уровня освоениядополнительной общеразвивающей программы и обобщения достижений обучающихся позавершении изучаемого курса.

Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждогоребёнка и определить результативность усвоения программы, используютсяследующие формы контроля:

тест — комплекс стандартизированных,стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по временивыполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (икачественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологическиеособенности личности;

опрос — психологическийвербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействиямежду интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов назаранее сформулированные вопросы;

игра — вид осмысленной продуктивнойдеятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе;

викторина — вид игры,заключающейся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областейзнания.

В практике работы для определения уровня и качества достигнутогорезультата при освоении программы обучающимися в начале учебного годапроводится вводное тестирование; после каждой темы устраиваются конкурсы, викторины или тестовые задания, критерии оценки которых, разрабатываются всовместной деятельности с обучающимися; в конце каждого модуля проводится обобщающее занятие с презентациями различных работ обучающихся истендовая демонстрация достижений за прошедший период.

Мониторинг результативности программы ведется последующим направлениям: — мониторинг уровня сформированности теоретическихзнаний и практических компетенций.

Для диагностики теоретических знаний используетсяопрос, викторины, игры, загадки, тесты, которые подбираются или составляютсяпедагогом с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Для диагностики практических умений и навыков(компетенций) используется проектная деятельность, конкурсы, экскурсии, участие в различныхмероприятиях.

Дополнительным стимулом является наглядностьрезультатов: после каждой победы в конкурсе вывешивается красочная информация ситогами. Лучшие работы обучающихся: фоторафии рисунков и поделок, экологические сказки публикуются наобразовательных сайтах и порталах.

Еще одним стимулом к систематическим занятиям является возможность получения в конце учебногогода приза и звания «Самого прилежного исследователя природы» по подсчетамнаклеек на рабочих тетрадях обучающихся за хорошую работу на каждом занятии.

Дистанционный контроль

проводится в период невозможности очного общения в формепересылки текстовых файлов с вопросами викторины и тестовыми заданиями, фото-,аудио- и видеофайлов  по электронной почте, в группе Viber, в Скайп, настраничке сайта педагога в постоянном контакте с родителями и при ихнепосредственной помощи. А также в виде обратной связи с использованием тех жересурсов. Иногда целесообразно проводить обсуждение и решение некоторых вопросовпо мобильному телефону, осуществляя связь с родителями обучающихся.

Дистанционный контроль, как и очный, включает всебя предварительный контроль, текущий контроль и итоговый контроль.

Психолого-педагогическая диагностика.

Педагог совместно с психологом отслеживает начальные,промежуточные и конечные результаты обучения и развития детей по трёмпараметрам: интеллектуально-познавательному, творческому, эмоционально-поведенческому.Отслеживание результатов происходит с помощью следующих способов:

ü поурочное наблюдение заразвитием детей;

ü система открытых занятий;

ü во внеурочное время:

ü тесты, опросы детей;

ü анкетирование, опросыродителей;

ü работа по индивидуальнымзапросам родителей.

Психолог проводит диагностику обучающихся и совместно спедагогом обсуждает полученные результаты и даёт рекомендации как педагогу, таки родителям.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессаскладывается по следующим блокам:

Психологический блок: диагностика личностныхособенностей и творческих способностей. Тест: методика «Память на образы»,«Память на числа», метод «Диагностика невербальной креативности».

Социологический блок: социометрическаядиагностика взаимоотношений ребенка в коллективе. Вопросник: «Кого бы из кружкаты хотел пригласить на свой  день рождения?» методика социометрия.

Воспитательный блок: диагностикавоспитанности обучающихся. Тест: Методика «Пословицы»

Образовательный блок: этапы и формы педагогического контроля по усвоению образовательнойпрограммы.

В результате реализации программы

Обучающиеся приобретут систему научных знаний о живой и неживой природе, закономерностяхеё развития, о негативных изменениях в природе в результате деятельностичеловека для развития современных естественно-научных представлений о картинемира; научатся проводить простейшие исследования в окружающей среде;

приобретут опыт использования методов биологическойнауки, проведения несложных экспериментов для изучения живых организмов.

У обучающихся будут сформированыубеждения

— о значении различных исследований природы в решении проблемрационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрогоизменения экологического качества окружающей среды;

— о взаимной связи здоровья человека и экологическогосостояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспеченииличного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следованияпринципу предосторожности при выборе варианта поведения.

Обучающиеся получат освоениесоциального опыта, погружения в экологические профессии, основных социальныхролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста — игре, норм и правилобщественного поведения.

У обучающихся сформируется готовность к выбору направлениясвоей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами,индивидуальными особенностями и способностями.

Произойдет формирование и развитие знаний, установок,личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохраненияи укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихсякак одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной надостижение формированияэкологической культуры.

Разовьются важные качества личности:

— повысится гражданская позиция обучающихся

— увеличится количество обучающихся желающих и умеющих работать вколлективе и брать на себя ответственность за принятые решения и результатыдеятельности;

— обучающиеся приобретут навыки организаторскойдеятельности, умение разрешать сложные ситуации и применять полученные знанияна практике;

— научатся планировать собственную деятельность,рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

— повысится уровень культуры межличностных отношений;

— появится пакет творческих и социальных проектов.

Формы, методы и средства организацииэкологического воспитания

Существуют традиционные и активные, инновационныеметоды. Но все они будут эффективными только на основе системно-деятельностногоподхода к воспитанию. Наиболее действенным средством экологического воспитанияявляется постоянно обновляющаяся разнообразная деятельность детей (учебная,познавательная, художественная, творческая, игровая).

Природоохранительная деятельность дошкольников играет особо важную роль.Она включает в себя:

— борьбу с мусором;

— изготовление кормушек и скворечников (с помощью взрослых) для птиц;

— подкормку животных и спасание животных, попавших вбеду;

— предупреждение дурных поступков в природе и борьбе сними, участие в акциях «озеленение кабинета»,  «озеленение участка»

— улучшение качества окружающей среды (озеленение учебного помещения, создание клумбы на участке, прополку сорной травы,борьбу с порослью диких деревьев);

— пропаганду и разъяснение идей охраны природы (беседыс одногруппниками в детском саду, друзьями во дворе, родителями, взрослымисоседями, изготовление плакатов, выпуск стенгазет с рисунками и коллажем

— сохранение и использование эстетических ценностейприроды (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природногоматериала);

— поиск способов вторичного использования упаковочныхматериалов для экономного использования природных ресурсов и уменьшениязагрязнения окружающей среды;

— участие в различных посильных исследовательских и творческих проектахи конкурсах экологической направленности.

 Основным критерием эффективности работы поформированию экологической культуры дошкольников является единство их экологического сознания иповедения.

Направления, по которым осуществляется реализацияпрограммы:

I. Формирование экологической культурыдетей

I.1. Экологическое просвещение

I.2. Социально значимая деятельность

I.3. Инновационная деятельность

I.4. Социальное партнерство

I.5. Развитие детской одаренности

II. Формирование профессиональных намерений воспитанников.

II.1. Профориентационная направленность

Все эти направления совместнойдеятельности детей и взрослых дают возможность формирования системы базовыхнациональных ценностей, каждая из которых раскрывается в системенравственных представлений:

патриотизм – любовь к России, к своемународу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная инациональная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость,милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству,правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток,уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду,творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука – ценность знания, стремление кистине, научная картина мира;

искусство и литература – красота, гармония,духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие,этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля,заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество – мир во всем мире,многообразие культур и народов, прогресс человечества, международноесотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостногопространства духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников. (Концепция).

Без духовно-нравственного воспитания невозможноформирование полноценной личности, а значит и полноценного профессионала,исследователя.

Педагог объединения «Юные исследователи природы» не долженограничиваться только чисто учебной и организационной работой. Следует учитывать,что всевозможные массовые мероприятия, в которых участвуют обучающиеся(экскурсии, походы, игры, концерты, защита проектов, встречи с интереснымилюдьми, чаепитие с родителями и участниками других объединений), ведут ксплочению коллектива, выработке у ребят чувства товарищества взаимопомощи.

В учебно-воспитательном процессе используются различныеформы: организация встреч с интересными людьми, организация конкурсов исоревнований, походов и экскурсий в уголки природы родного края, вечера отдыха.

Программа «Юные исследователи природы» построена на основеизучения природы Воронежской области и тесно связана с краеведением, этопоможет обучающимся лучше и осознаннее относиться к родному краю, укрепитьлюбовь к своей Малой родине.

Учебный план ДОП «Юные исследователиприроды»

№ п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.       

«Разнообразие природы»

68

24

44

2.       

«Человек и Природа»

46

12

34

3.       

«Природа самарского края»

30

6

24

 

ИТОГО

144

42

102

 

                                                 Модуль «Разнообразие природы»

Цель: Пробуждение творческойактивности обучающихся и любви к природе через формирование экологическихзнаний, умений и навыков посредством исследовательской деятельности.

Задачи:

Ознакомление с классификацией объектов природы;

— Формирование представлений о целостном, гармоничномразвитии мира;

— Изучение техники безопасности, правил поведения вобразовательном учреждении, в различных общественных местах;

— Изучение правил поведения в различных уголках природы;

— Освоение навыков ухода за комнатными растениями;

— Изучение правил утилизации отходов;

— Освоение принципов построения взаимодействия со взрослымилюдьми и со сверстниками при проведении групповых исследований природы;

— Формирование уменияизготавливать гербарий, сувениры из различного, в том числе природного, материалов.

Результативность:

Обучающиеся должны знать технику безопасности,правила поведения в образовательном учреждении, правила поведения в лесу, парке идругих объектах природы, возможныеспособы утилизации отходов, смысл некоторых экологических понятий, признаки живой природы, названия (лупа, микроскоп),названия Царств живой природы, названия основных частей растений и частей телаживотных и человека;

                   уметь отличать объекты природы от предметов, созданныхчеловеком; проводитьнаблюдения за объектами и явлениями природыправильно оперировать начальными биолого-экологическимипонятиямипроводить простейшиеисследования объектов неживой природы, растений и животных, делать выводы и сравнения; подбирать с помощью педагога необходимые детали для создания мини-проекта – сувенира из природного материала;  изготавливать сувениры из различного, в том числе природного,материаловизготавливать гербарий из осенних листьев растений; ухаживать за комнатнымирастениями

По завершении модуля «Разнообразие природы» обучающийся изготовит творческую поделку из природногоматериала и примет участие в выставке мини-проектов

Учебно–тематический план модуля «Разнообразие природы»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

16

6

10

Входящая диагностика, наблюдение, выставка работ «Гербарий».

2

Живая и неживая природа

16

6

10

Наблюдение, выставка работ «Коллаж».

3

Исследования объектов неживой природы

16

4

12

Наблюдение, викторина.

 

4

Исследования объектов живой природы

18

4

 

14

 

Наблюдение, Тест-игра «Разнообразие природы»

5

Обобщение

  2

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

0

 

2

 

Выставка мини-проектов

 

Итого:

68

20

48

 

 

 

Содержание модуля «Разнообразие природы»

Тема 1. Введение.

Теория

Беседа о содержании работы объединения: цели и задачиобъединения «Экологи». Режим и расписание занятий группы «Юные исследователиприроды». Первичный инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене назанятиях. Что такое природа. Техника безопасности на экскурсии. Правилаповедения на занятиях и в Центре. Знакомство с выставкой работ детей предыдущихлет. Природа в народном  творчестве.

Материалы, инструменты и приборы (лупа, микроскоп) дляисследования природы.

Практика

Организация рабочего места и этапов работы. Экскурсия«Знакомство с природными условиями нашей местности». Природа в искусстве. Фенологическаяэкскурсия «Золотая осень». Осенние загадки. Экскурсия «Распознавание деревьевпо листьям». Просмотр видеофильма о природе. Экскурсия «Сбор осенних листьевдля гербария». Изготовление гербария.

Тема 2. Живая и неживая природа

Теория

Природа живая и неживая. Признаки живого. Царства живойприроды. Обитатели леса. Правила поведения в лесу, заповеднике и др. уголкахприроды.

Практика

Экскурсия «Знакомство с растениями нашей местности». Экскурсияв парк «Животные водоема и суши». Лес в народном творчестве. Экскурсия «Дикорастущиерастения пришкольного участка». Экскурсия «Культурные растения пришкольногоучастка». Работа с лупой. Экскурсия «Сбор предметов природы для изготовленияколлажа». Изготовления коллажа «Живая и неживая природа».

Тема №3. Исследованияобъектов неживой природы

Теория

Предметы неживой природы и предметы, созданные человеком.Небесные тела. Воздух и почва. Вода – источник жизни. Снежинки, сосульки иградины – тоже вода. Растворы.

Практика

Экскурсия «Что создала природа, а что создал человек?». Загадкио небесных телах. Экскурсия «Посмотрю на небо, расскажу, что вижу». Экскурсия«Игры на свежем воздухе. А что у нас под ногами?». Работа с лупой: составпочвы. Экскурсия-игра «Кто больше?» (назвать и показать предметы неживойприроды).

Тема №4. Исследованияобъектов живой природы

Теория

Растение — живой организм. Многообразие видов растений. Знакомствос классификациями растений. Растения дикорастущие и культурные. Деревья,кустарники, травы. Лиственный лес. Хвойный лес. Значение леса в природе и длячеловека. Из чего состоят растения. Гербарий. Хлорофилл — зеленый пигментрастений.

Многообразие животных. Птицы, рыбы, звери, насекомые.Домашние и дикие животные

Многообразие грибов. Правила сбора грибов.

Практика

Экскурсия «Зимние изменения в природе». Рисунок «Деревьязимой». Экскурсия «Распознавание деревьев по  силуэтам». Хлорофилл подмикроскопом. Работа с гербарием. Цветок из пластилина. Экскурсия в парк «Животныезимой». Игра «Угадай гриб». Аппликация «Грибок». Тест-игра «Разнообразиеприроды».

Тема №5. Обобщение

Практика

Оформление выставки мини-проектов. Экскурсия на пришкольномучастке.

Модуль «Человек иПрирода»

Цель: развитие и формирование нормздорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепленияфизического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной изценностных составляющих личности и формирование экологической культуры.

Задачи:

-реализовывать государственную политику в области экологического воспитаниямолодежи;

— сформироватьу личности понимание единства человека и природы;

-сформировать комплекс норм здорового образа жизни;

— сформироватьчувство личной ответственности за состояние окружающей среды;

-создать условия для творческой проектной деятельности обучающихся;

-повысить значимость экологического образования;

-изучить лекарственные растения самарского края, их условия жизни и влияния наорганизм человека.

Результативность:

Обучающиесядолжны знать: правила поведения в природе, правила помощи животным ирастениям в разное время года, правила здорового питания, правила сбора ииспользования лекарственных растений; меры профилактики заболеваний некоторыелекарственныерастения самарского края, их условия жизни и влияния на организм человека; возможныеспособы утилизации отходов;

— уметь: правильновести себя в походе и на экскурсии; самостоятельно или с помощью старшихизготавливать кормушки для птиц; подкармливать животных зимой; вести беседу наэкологическую тему; изготавливать гербарийлекарственных растений; подготавливать к посадке на участке и ухаживать зарассадой лекарственных растений и цветов (календулы, ромашки, мяты и др.); готовить с родителями общеукрепляющий чай из лекарственныхрастений; самостоятельно выбратьматериал и тему для изготовления поделки для презентации «Дары природы».

Позавершении модуля «Человек и Природа» обучающиеся совместно выполнят тематический буклет «Лекарственные растения».

Учебно – тематический план модуля «Человек и Природа»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Повторный  иструктаж по технике безопасности. Войди в природу другом

12

4

8

Входящая диагностика, наблюдение.

2

Дары Природы

12

2

 

10

 

Наблюдение, презентация работ «Дары природы».

3

Будь здоров

16

4

12

Наблюдение, тестирование.

4

Обобщение

 

2

 

0

2

Презентация буклета Лекарственные растения.

 

Итого:

42

10

32

 

 

 

Содержание модуля «Человек и Природа»

Тема №1. Введение.Войди в природу другом

Теория

Повторный  инструктаж по технике безопасности. Правила поведенияв природе: не навреди. Поход. Экскурсия. Правила помощи животным и растениям вразное время года. Возможные способы утилизации отходов.

Практика

Экскурсия в ботаническийсад. Изготовление кормушекдля птиц. Экскурсия «Поможем птицам» — развешивание кормушек. Экскурсия впарк «Покормим белочек». Участие совместно с родителями в акции-конкурсе«Самарский скворечник».

Тема №2. Дары Природы

Теория

Дары леса. Что растет на даче. Овощи. Фрукты. Ягоды. Злаки.Переработка плодов. Семена. Продукты животного происхождения. Правильноепитание. Режим дня. Пищевые отходы.

Практика

Рисунок «Витамины и лекарства в корзинке». Экскурсия «Гдерябина кудрявая?». Подготовка к посадке на участке семян лекарственных растенийи цветов (календулы, ромашки, мяты и др.). Экскурсия «Наполним кормушки дляптиц».

Тема №3. Будь здоров

Теория

Правила здорового питания. Меры профилактики заболеваний. Режимдня. Физкультура. Закаливание. Лекарственные растения. Правила сбора ииспользования лекарственных растений. Народные лекарства: тыква, томаты, арбуз.Профилактика заболеваний (лук, чеснок, лимон). Травяные чаи.

Практика

Экскурсия «Что осталось на ветках шиповника?». Электроннаяигра «Формула правильного питания». Экскурсия «Подвижные игры на свежемвоздухе». Приготовление совместно сродителями общеукрепляющего чая из лекарственных растений. Экскурсия «Выбираем место для клумбы». Посадка семян на рассаду дляпришкольного участка. Экскурсия «Весенние изменения в природе».

Тема №4. Обобщение

Теория

Тематическийбуклет.

Практика

Совместноевыполнение тематического буклета «Лекарственные растения».

Модуль «ПриродаВоронежского края»

Цель: повышение гражданскойпозиции обучающихся, укрепление любви к своей малой Родине через изучение ипонимание уникальности флоры и фауны самарского края, умение применятьполученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономическихусловиях при адаптации в современном мире.

Задачи:

— реализовывать государственную политику в областипатриотического, экологического воспитания детей и молодежи;

— сформировать у подрастающего поколения активнуюгражданскую позицию;

— содействовать нравственному, эстетическому и трудовомувоспитанию обучающихся;

— сформировать у личности понимание единства человека иприроды;

— сформировать чувство личной ответственности за состояниеокружающей среды;

— сформировать ценностное отношение к природе малой Родины;

— развить интерес обучающихся к исследованию различных формрастений, произрастающих на пришкольном участке и на территории Самарскойобласти;

— познакомиться с редкими видами растений СреднегоПоволжья, занесенными в Красную книгу Самарской области;

— определить растения, растущие дома, во дворе и на даче;

— развить интерес обучающихся к изучению своих домашнихпитомцев и фауны своего двора.

Результативность:

Обучающиеся должны знать редкие виды растений , занесенныев Красную книгу и растения-эндемики самарского края; лекарственные растениясамарского края, их условия жизни и влияния на организм человека; основныепринципы и правила проектной деятельности;        правила здоровогопитания,         

уметь использовать литературные данные иИнтернет-ресурсы для углубления знаний о различных формах растений;

определять растения по справочникам и определителям; планироватьи осуществлять проектную деятельность; презентовать свой проект среди товарищейпо творческому объединению и на конкурсах различного уровня.

По завершении модуля «Флора самарского края» обучающийсявыполнит мини-проект «Флора самарского края» и поучаствует в презентации индивидуальногопроекта, в итоговой выставке объединения, увидит работы своих товарищей и приметучастие в экскурсии на станцию юных натуралистов.

Учебно – тематический план модуля «Природа Воронежского края»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Малая родина.

16

4

12

Наблюдение, тест

2

Флора и фауна двора и родного дома.

12

4

 

8

 

Устный рассказ о своем питомце.

3

 

 

Обобщение

2

0

2

Экскурсия на станцию юных натуралистов.

 

Итого:

30

8

22

 

 

 

Содержание модуля «Природа Воронежского края»

Тема №1. Введение. Малаяродина.

Теория

Малая родина. Сердце на карте России. Уникальность флоры ифауны. Охраняемые территории: заповедники, заказники. Красная книгарастений. Наши корни там, где живут бабушки и дедушки.

Практика

Знакомство с картой Воронежскойобласти. Экскурсия на «Охраняемую территорию».Доклады о редких растениях, произрастающих на территории нашего края. Просмотрпрезентации «Охраняемые территории родного края. Обсуждение. Рефлексия.

Тема №2. Флора и фаунадвора и родного дома.

Теория

Декоративные растения. Строение цветка. Цветущие растения двора,дачи и пришкольного участка. Растения родного дома и классного кабинета. Режимполива комнатных растений. Тенелюбивые и светолюбивые растения. Уход зарастениями дома и в кабинете. Обработка листьев (протирание, обрезка).Компоненты почвенной смеси. Подкормка и рыхление комнатных растений. Дополнительныйпосев семян на рассаду.

Братья наши меньшие.

Практика

Уход за растениями. Подготовка почвы для растений Устныйрассказ о своем любимом питомце. Экскурсия «Добываем чистую воду из растений».Работа с тематической папкой: «Гербарий растений нашего края». Экскурсия «Нашаклумба». Самооценивание, взаимооценивание, обсуждение, рефлексия.

Тема №3. Обобщение

Теория

Юные натуралисты.

Практика

Экскурсия на станцию юных натуралистов. Подведение итогов. Обобщение пройденного за учебный год.

 

При дистанционном обучении в период невозможности очного общения с обучающимися,занятия для детей проводятся в соответствии с календарно-тематичеескимпланированием с применением Интернет-технологий. В связи с юным  возрастом обучающихся, дистанционное общение с ними происходит принепосредственном участии родителей.  Используются такие ресурсы для передачиинформации, как:

— электронная почта (для пересылки текстовыхфайлов, фото-, аудио- и видеофайлов);

  — группа в Viber (для передачи текстовых и аудио-сообщений,а также видеороликов);

— страничка сайта педагога (для организациипросмотра фрагмента занятия на определенную тему, подготовленного и записанногопедагогом ранее);

— Скайп-конференция (для проведения фронтальнойбеседы с детьми или родительского собрания)

Обратная связь с обучающимися и их родителямиосуществляется с использованием тех же ресурсов. В некоторых случаяхцелесообразно проводить обсуждение и решение определенных вопросов помобильному телефону.

Материальная база (оборудование).

Микроскоп, ученические лупы, набор для исследованияприроды «Пчелка У» (био), индикаторные полоски, трафареты, карточки и плакаты сизображением объектов природы, тематические гербарии, тематические папки:«Гербарий растений нашего края», «Растения и бионика», «Сборник тестов длядетей по экологии», набор электронных пособий: видеофильмы, презентации,интерактивные игры.

Ресурсное обеспечение программы: материально-техническое,информационно-методическое, организационное.

Структура проведения занятий

üОрганизационный момент(организация рабочего места: выбор материалов, инструментов).

üПроцесс творческого настроя(объяснение и раскрытие темы педагогом, коллективное обсуждение темы собучающимися, вводная беседа).

üТворческий процесс(планирование работы, плавный переход непосредственно к практическойдеятельности).

üГимнастика для пальцев и кистейрук, физкультминутка.

üПродолжение практической части.

üТворческая оценка. Коллективноерассматривание выполненных работ, взаимооценка, анализ работы.

üУборка рабочего места.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

При реализации данной программы используютсяразличные формы и методы обучения. Проводимое занятие может проводиться как сиспользованием одного метода обучения, так и помощью комбинирования нескольких.Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит отобразовательных задач, которые ставит педагог дополнительного образования.Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей воспитанников:возрастных, психофизиологических особенностей, возможностейматериально-технической базы обучения.

Образовательный процесс программы опирается наследующие методы и приемы:

Вербальные и словесные: сказка, рассказ, объяснение, инструктаж, беседы,дискуссия, диалог (диалог педагога дополнительного образования своспитанниками, диалог воспитанников друг с другом).

Метод практической работы: игровой метод, упражнения, самостоятельная работа,учебно-производительный труд: творческие задания, изготовление панно, коллажей,картин, композиций, поделок из природного материала.

Методы наблюдения: самостоятельные (по рекомендации педагога) экскурсиидетей и родителей на станцию юннатов, в музеи, сады, парки города).

Наглядные методы: демонстрация и показ наглядных материалов: рисунки,плакаты, журналы, репродукции, фотографии, видеоматериалы, демонстрациянатуральных объектов.

Дистанционные методы:взаимодействие педагога и обучающихсямежду собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты(цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения)и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другимисредствами, предусматривающими интерактивность (электронная почта, Скайп,Телеграмм, Вайбер).

Методы воспитания: беседы, метод примера, наблюдение, педагогическоетребование, анализ результатов, поощрение.

Репродуктивные методы: работа пошаблонам.

Методы педагогической драматургии: этоособая атмосфера кабинета, украшенного детскими работами; поэзия и наглядныйряд, сопровождающие объяснения педагога, игровые, сказочные и музыкальныемоменты занятия, занятия на улице.

Метод свободы в системе ограничений: работа детей по заготовкам, частично изготовленнымиили намеченными педагогом, с последующим индивидуальным ее развитием в рамкахзаданной темы.

Проблемно-поисковые методы: изготовление изделий по собственному замыслу.

Метод единства восприятия и созидания: этот метод используется на каждом занятии детскогообъединения, так как, просматривая зрительный ряд, слушая объяснения педагога,работая самостоятельно над практическим заданием, ребёнок переживает, осознает каждуютему, проходя путь от восприятия к созиданию, становясь духовно богаче отзанятия к занятию.

Метод коллективного обсуждения: детских работ, фотоколлекций по теме занятия,великих произведений живописи и искусств, сказок.

Метод опоры на личный опыт ребёнка вобразовательном процессе: эмоциональный, зрительный, коммуникативный.

Формы организации учебно-воспитательного процесса

üпознавательные беседы –проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом;

üсловесные игры – организуются сцелью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим,продуктивные виды деятельности);

üподвижные игры, физкультминутка– проводятся для смены деятельности на занятиях;

üвикторины, тесты – проводятся сцелью закрепления пройденного материала;

üметод моделирования –используется для развития у детей умения работать по предложенным схемам;

üрисование объектов природы -проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, воспитанияпатриотизма;

üэкскурсия;

üсказка, дискуссия.

Основные педагогические принципы образовательногопроцесса:

— систематичность проведения занятий на базе Центра и школ;

— постепенность и непринужденность в развитии природныхданных и способностей обучающихся;

— логика в построении всего процесса обучения в целом,последовательность в нарастании нагрузок и технических трудностей.

Образовательные технологии

1.Традиционная педагогическая технология

Обучающиеся приблизительно одного возраста и уровняподготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав навесь период обучения; группа работает по единому годовому плану и программесогласно расписанию; занятие, как правило, посвящено одному конкретному заданиюи теме, в силу чего обучающиеся на занятии работают с одним и тем жематериалом; работой руководит педагог, оценивающий результаты обучения.

2. Личностно — ориентированные технологии обучениянаходят свое отражение в обращении внимания педагога во время занятий напроцесс работы каждого обучающегося, в развитии его талантов и способностей. Вцентре — личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условийразвития, реализации ее природных возможностей и потенциалов.

3. Педагогика сотрудничества также находит своеотражение в образовательном процессе и определяется следующими критериями:

— способствование становлению, развитию ивоспитанию в ребенке творчески и всесторонне развитого человека путем раскрытияего личностных качеств;

— создание условий для расширенного и углубленногообъема знаний и умений;

— идеал обучения и воспитания – самообучение и самовоспитание.

4. Игровые технологии реализуются в рамкахпрограммы в виде подвижных игр и творческих заданий, соревнований илисостязаний. Игра является как средством общения, так и средством обучения внакоплении жизненного опыта.

5. Технологии развивающего обучения — вобразовательном процессе по программе наряду с передачей конкретных знаний иумений уделяется большое внимание процессу интеллектуального и эстетическогоразвития ребенка.

6. Здоровьесберегающие технологии – систематическоевыполнение физкультминутки, беседы о здоровом образе жизни; выработка осанки.
Дидактическое обеспечение

Успешная реализация программы зависит от средствобеспечения.

— Наглядные пособия, демонстрационные материалы:фото и видеоряд, различные образцы рисунков, трафареты, печатный материал:книги, журналы, картинки.

— Учебные пособия для детей (литература и печатныеиздания в помощь обучающимся для самостоятельной работы с родителями).

— Методические рекомендации и пособия для педагога(методическая литература для теоретических и практических занятий).

— Копилка электронных ссылок на Интернет-ресурсы длядистанционного обучения.

Кадровое обеспечение:

Для реализации данной программы педагогудополнительного образования необходимо владеть основами педагогики, возрастной психологии,изобразительного творчества и естественных наук.

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимообеспечение следующих условий:

ü наличие помещения для занятий;

ü наличие необходимогооборудования (столы, стулья, доска, жалюзи, шкаф для хранения книг и журналов,стеллаж для работ учеников, компьютер, принтер);

ü наглядный материал (репродукциикартин, фото и видеоряд, работы, выполненные учениками, загадки, стихи,рассказы, игры для развития, альбомы с иллюстрациями);

ü наличие материалов длявыполнения работ (бумага белая и цветная, ножницы, пенал, канцтовары);

ü занятия проводятся в отдельномкабинете, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемом, в которомимеются образцы работ, действующая выставка творческих работ, литература поданному направлению работ, информационный материал;

ü большое воспитательное значениеимеют порядок в кабинете, правильно организованные места;

ü для дистанционного обучениянеобходим персональный компьютер или ноутбук с подключением к сети Интернет,или соответствующий мобильный телефон.

Взаимодействие с родителями:

Одним из важных моментов на сегодняшний деньявляется совпадение целей педагога и родителей обучающихся в отношении развитияребенка. Следовательно, для выполнения этих целей должна быть проведенаусиленная совместная работа. В начале учебного года педагог встречается сродителями, знакомит их с презентацией учебной программы, с правилами итребованиями администрации данного учреждения к воспитанникам. В течение года сродителями проводится не менее двух собраний, на которых обсуждается планразвития взаимодействия между педагогом, детьми и родителями. Педагогомпроводится анкетирование.

На любом из очных занятий, по желанию исогласованию, могут присутствовать родители, так же они могут активноучаствовать в подготовке и проведении праздников, викторин.

Взаимодействие с родителями может быть, какиндивидуальным, так и коллективным. Одна из задач — привлечение родителей ксозданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний,умений и навыков, полученных детьми в процессе работы на занятиях в центре.Сближение педагога, детей и родителей также может проявиться вэкскурсионно-просветительской работе, совместное посещение мастер-классов,выставок декоративно-прикладного творчества, возможно, театральных постановокна тему природы, русской культуры и её традиций.

Связь с родителями постоянно осуществляетсяпосредством очного индивидуального и группового общения, выступления педагогана родительском собрании, совместном собрании родителей и детей, телефоновдомашней и мобильной связи.

В период невозможности очного общения (карантин,нерабочие и праздничные дни) связь с родителями осуществляется в форметелефонных звонков, использования дистанционных средств связи:электронной почты, Скайп, Вайбер, Телеграмм, пересылки текстовых файлов свопросами и рекомендациями, отправки электронных аудио- и видеофайлов,созданных педагогом, ссылок на Интернет-ресурсы и т. д.

 

 


Литература для педагога

1.    Благовещенская Н.В.Программа экологического воспитания для школьников.

2.     Веракса Н.Е., ГалимовО.Р. Познавательно — исследовательская деятельность школьников. М., 2012.

3.     Вострухина Т.Н.,Кодрыкинская JI.A. Знакомим с окружающим миром детей 10 лет. М., Сфера, 2011.

4.     Клинковская Н.И.,Пасечник В.В. «Комнатные растения в школе». — М.: Просвещение, 1986.

5.     Колбовский Е.Ю. «Изучаемприроду в городе» Е.Ю. Колбовский. – Ярославль: Академия развития. 2006. – 256с.: ил. – (Экскурсии в природу).

6.     Коростелёв Н.Б.«Воспитание здорового школьника»: методическое пособие. — М.: Просвещение, 2001- 186 с.

7.     Кузнецова М.А.«Сказания о лекарственных растениях»: практическое пособие / М.А. Кузнецова,А.С. Резникова. — М.: Высшая школа, 1992 — 243 с.

8.     Литвинова Л.С.«Нравственно-экологическое воспитание школьников»: методическое пособие / Л.С.Литвинова, О.Е. Жиренко. — М.: Просвещение, 2005 — 146 с.

9.     Лыкова И. А.Дидактические игры и занятия с детьми школьного возраста. Интеграцияхудожественной и познавательной деятельности школьника. М., Сфера, 2011.

10.  Николаева С.Н. Программа экологическоговоспитания школьника.

11.  Ушакова О.Д. «Загадки и пословицы оприроде и погоде», Санкт — Петербург,ИД «Литера», 2006.

12.  Хасанов А.Г. «Занимательная биология».Казань, Татарское книжное издательство, 2002 г.

13.  Чередниченко И.П. «Экология. Внеклассныемероприятия, исследовательская деятельность», Волгоград, «Учитель», 2010.

14.  Чернова Н.М. Лабораторный практикум поэкологии. — М.: Просвещение, 1986

15.  Школенко Ю.А.. «Эта хрупкая планета». М.,Мысль, 1988 г.

16.  Щетинская, А. И. Теория и практикасовременного дополнительного образования детей [Текст] / А. И. Щетинская, О. Г.Тавстуха, М. И. Болотова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. — 491 с.

17.  Экологическое исследование: сборник программ кружков,факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. -Арзамас: Ирис, 2000. — 113 с.

Литература для обучающихся и родителей:

1.     Артамонова Е.В.Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. – М., 2005.

2.     Боброва Н.Г Этаувлекательная ботаника. — Самара, 1994.

3.     Большая книга поделок.Фигурки и игрушки. Цветы и сувениры. Аксессуары и украшения. – М.: Академияразвития, 2010.

4.     Волкова Н. В. 100замечательных поделок из всякой всячины. – М., 2008.

5.     Гахаева Б. Большаяэнциклопедия поделок. М.: «Эксмо», 2013.

6.     ДемьяненковЕ.Н.Биология в вопросах и ответах. — М., Просвещение, 1996.

7.     Плешаков, А.А. Зеленыестраницы: учебн. пособие / А.А. Плешаков. — М. Просвещение, 2008.

8.     Плешаков, А.А. Великанна поляне или первые уроки экологической этики: учебн. пособие / А.А. Плешаков.- М. Просвещение, 2009.

9.     Петров В.ВРастительный мир нашей родины. — М., Просвещение, 1991.

10.  Рохлов В.С., ТеремовА.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. — М., АСТ-Пресс, 1999.

11.  Энциклопедия для детей.Биология, под ред. М.Д. Аксёновой — М., Аванта, 2001

 

Ссылки на образовательные Интернет-ресурсы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ

1.     ТелеканалКарусель — http://www.karuseltv.ru/.

2.     Детский семейныйобразовательный телеканал Радость моя — http://www.radostmoya.ru/project/.

3.     ТелеканалПросвещение — http://www.prosveshenie.tv/tvshows.

4.     Первый образовательныйобщероссийский канал — http://www.sgutv.ru/telecasts.htm, http://www.youtube.com/user/1educationtv.

5.     Школьник TV http://www.tvshkolnik.ru/show.

6.     Семейный телеканалЗнание — http://www.znanietv.ru/.

7.     Каталог видео каналаРоссия по теме Образование — http://rutv.ru/brand/brandlist/block id/101.

8.     Телевизионнаяразвлекательно-познавательная программа канала СТС Галилео — http://www.galileotv.ru/glossary.

 

БИБЛИОТЕКИ

1.     Самарская областнаянаучная библиотека — http://www.lib.smr.ru/.

2.     Российскаягосударственная детская библиотека — http://www.rgdb.ru/.

3.     Российскаягосударственная библиотека для молодёжи — http://www.rgub.ru/

Оцифрованная коллекция материалов Национальной электронной детскойбиблиотеки —

http://arch.rgdb.ru/xmlui/.

 

ЭНЦИКЛОПЕДИИ и ВИДЕОУРОКИ

1.     Энциклопедия Мирприроды (включает иллюстрированное описание объектов живой и неживойприроды, правила поведения в различных ситуациях, коллекцию притч и т.д.) — http://worldofnature.ru/mirnaladoshke?view=section&id=22.

2.      Сайт Хочу всёзнать — http://dreval.info/home.html.

3.     СайтИнтернетУрок.ру — http://interneturok.ru/ru/

4.     Библиотека притч насайте энциклопедии Мир природы — http://worldofnature.ru/literatura?view=section&id=9.

5.     Сайт Хочу всё знать — http://dreval.info/home.html.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет