X-PDF

Программа История культуры народов Поволжья

Поделиться статьей

 

                            Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение

                                                  «Подлесненская основная школа»

 

 

 

 

Принята на заседании                                                                                             Утверждаю

Педагогического                                                                                                        Директор

Совета                                                                                                       МКОУ«Подлесненская ОШ»

От___________г.                                                                                            _______ Е.Ю. Жаркова

Протокол №____                                                                                        Пр.№______от_______г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма

 социально-гуманитарнойнаправленности «История культуры народов Поволжья»

 

 

 

Возрастная категория:8-10 лет

Срок реализации:1 год

                                                   Уровень программы — базовый

 

 

 

 

 Автор/разработчик

 

Наугольнова Э.М.

педагогдополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         с. Подлесное

                                                                              2021 год

 

 

 

РАЗДЕЛ №1 «Комплекс основных характеристикпрограммы»

1.Пояснительная записка.

    Предлагаемая дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «История культуры народовПоволжья » имеет социально-гуманитарной направленность и предназначена для реализации набазе МКОУ «Подлесненская ОШ». Программа  «История народов Поволжья»составлена на основе Региональной программы «Культура народов Поволжья», авт.Юнг Е.Л., Сторожева Т.Ю.

Дополнительность программы состоит в том, что она,расширяет школьный курс по предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,«Окружающий мир»,  «Родной (русский) язык», «Родная (русская) литература».

Актуальностьпрограммы: в настоящеевремя происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющихи этническое своеобразие народа. Это связано с тем, что молодое поколение рослов отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессуне оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре.

Главнойцелью занятий является раскрытие детьми смысла понятия «любовь к Родине»,воспитание чувства уважения и любви к Отечеству. Россия всегда быламногонациональным государством. Регион Поволжье — не является исключением, ведьв нем на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций,культур.

Педагогическая целесообразность:

Однойиз основных задач воспитания школьников, является воспитание любви к родномукраю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенкоммузыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Школьников полезнознакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края,культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близкии понятны им и вызывают у них познавательный интерес. Предполагается, чтоблагодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают своюпринадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственностиза ее сохранение и приумножение. Мы живем в интересное и сложное время, когдана многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается,знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чемони занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавалисвоим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановитьсвязь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена былабазисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истинуследует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались нетолько целостность народной культуры, но и все, что было связано сдуховно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончаяотношением к труду, Земле-Матери, Природе. О важности приобщения школьника ккультуре и традициям своего народа и региона написано много, посколькуобращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, накоторой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культурусвоих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет вдальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям другихнародов.

1.3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Мы живем в Поволжье».Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у старш

Новизнапрограммы – в подборетем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружениемучащихся, жизнью города Ульяновска и Ульяновской области. Освоение материала,который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видовдеятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и т.д.

Практическаязначимость программызаключается в следующем:

1.     Программа помогает постичьосновы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.

2.     Благодаря обучению по программеу учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родномукраю.

3.     Учащиеся учатся проводитьисследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия,делиться своими знаниями с окружающими.

Ценностьданной программы заключаетсяв том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитиеребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» — позиции.

Даннаяпрограмма предназначена к реализации для учащихся в возрасте 8-10лет и опирается на местный краеведческий и исторический материал.

Ребенокприходит в школу, уже имея многие личностные качества. Но развитие личности -процесс длительный. Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад.Поэтому в этот период особенно важна грамотная, целенаправленная воспитательнаяработа по формированию детской личности. В этом возрасте идет активный процессформирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей иинтересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностьюучащихся. Младший школьник – существо творческое, стремящееся к самовыражению,к реализации своих способностей. Конкретность, динамичность, эмоциональность —вот условия активного восприятия и усвоения исторического материала.

Значимостьиспользования краеведческого материала обусловлена еще и тем, что знаниямладшего школьника в процессе обучения формируются не только путем усвоениясловесного описания тех или иных предметов и явлений, но и путемнепосредственного восприятия памятников истории и культуры родного края, спомощью экскурсии, через реальные предметы, найденные на чердаке.

Реализациядополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «История культурынародов Поволжья» рассчитана на 1 год.

Основнойучебно-тематический план составлен на 36 часов в год.

Количествозанятий в неделю-1занятие

Продолжительностьзанятий – 45 минут

Преобладающие формы организацииучебного процесса при реализациипрограммы: чтение и анализ краеведческих материалов, игры, беседы, экскурсии,выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ,практические работы.

Формаобучения: очная,предусматривает коллективные (занятия, экскурсии, игра), групповые(коллективно-творческая деятельность), индивидуальные (самостоятельная работа).

Методыработы:

1.Диалог является основным методом педагогической деятельности и общения впрограмме и вытекающий из него вопросно-ответный метод, беседа.

2.Поисковый метод.

3.Проблемный метод.

4.Работа с подлинной вещью, музейным предметом, памятником истории и культуры.

5.Просмотр учебных видеофильмов.

6.Консультации.

Приобучении по данной программе используются следующие методы:

·        объяснительно-иллюстративный;

·        репродуктивный;

·        частично-поисковый;

·        проектный;

·        исследовательский.

Объяснительно-иллюстративныйметод – это объяснение новогоматериала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала.При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информациюпедагога.

Репродуктивныйметод применяется восновном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащениязнаний.

Частично-поисковыйметод используется дляразвития самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

Проектныйметод используется приорганизации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретныхзадач.

Исследовательскийметод используется дляразвития умения учащихся работать с различными источниками информации,вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этихпроблем.

Ожидаемые результаты:

Врезультате реализации программы у воспитанников должно сложиться целостноепредставление о народной культуре, ее разнообразии, традициях, богатстве икрасоте, о гордости за свою великую страну – Россию, чувство гордости за своюмалую родину.

Критерии и способы определения результативности: 

— фронтальный опрос;

— беседа;

— наблюдение

— анкетирование;

— тестирование;

— опрос;

 зачет;

 ведениедневника;

 доклад,реферат;

 выполнениепрактических работ;

 составлениеисторической справки;

—  тестовые задания;

 практическиезадания;

 разработкамаршрутов путешествий и др.

 

 Формыподведения итогов:

Впроцессе реализации программы педагогом осуществляются основные виды контролязнаний, умений и навыков воспитанников на этапах реализации программы.Систематическая проверка практических умений и теоретических знаний обучаемыхпомогает выявить их соответствие установленным требованиям и оказатьсвоевременную помощь.

 

Уровень реализуемой  программы — базовый

 

2.Цельи задачи программы.

Цель программы:формирование у учащихся представления о богатой народнойкультуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов,населяющих Ульяновскую  область, создание условий длявсестороннего развития личности младшего школьника на основеличностно-ориентированной, краеведческой деятельности.

 

Даннаяцель реализуется в следующих задачах:

предметные:

·        формирование представлений омалой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края,интереса к культуре родного края;

·        формирование информационнойграмотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющихсамостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворенияпотребностей, имеющих образовательное и практическое значение,

·        формирование умения оперироватькраеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – историческихисточников, применять их в новой ситуации,

·        формирование элементовтворческой деятельности.

 

личностные:

·        развитие творческихспособностей, всестороннее развитие учащихся;

·        формирование нравственнойосновы личности, повышение уровня духовной культуры;

·        развитие у ребенка чувствасобственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;

·        развитие внимания к собственнойречи и речи собеседника;

·        развитие образного илогического мышления.

 

метапредметные:

·        осознание ребенком ценности,целостности и многообразия окру­жающего мира, своего места в нём;

·        формирование уважительногоотношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современнойжизни;

·        воспитание бережного отношенияк истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

 

3. Содержание программы

3.1 Учебный план

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

1

1

 

Беседа

2

Природа и национальный характер

3

2

1

Беседа,устный опрос, тест

3

Народный календарь: праздники, обряды игры

4

2

2

Беседа,устный опрос, тест

4

Моя родословная  

3

1

2

Составление родословной

5

Былины, песни и сказки народов Поволжья.

2

1

1

Игровые задания

6

Сербы.

1

1

 

Беседа,устный опрос

7

Татары.

2

1

1

Беседа,устный опрос

8

Чуваши  на Волге. Воспитание в чувашских семьях

2

1

1

Беседа,устный опрос

9

Мордва.  Быт и обычаи.

2

1

1

Беседа,устный опрос

10

Русские

3

2

1

Выставка  рисунков, беседа, тест

11

Немцы

2

1

1

Выставка  рисунков, беседа

12

Казахи

2

1

1

Выставка  рисунков, беседа

13

Украинцы.  

2

1

1

Выставка  рисунков, беседа

14

Калмыки

2

1

1

Выставка  рисунков, беседа

15

Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия»

4

2

2

Защита проекта

16

Экскурсия в  краеведческий музей

1

 

 

Беседа

 

 

3.2 Содержание тем  учебногокурса

Тема 1. Введение – 1 ч.
Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии ифольклора.
Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткийобзор географического положения, растительного и животного мира).
Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки.Сказки.

Тема 2. Природа и национальный характер – 3ч.

Законамижизни физической природе отведена своя сфера влияния в исторической судьбечеловечества. Лес, степь, река — три природные стихии. Характерные особенностиПоволжья: многонациональность; веротерпимость. Мы родом с Волги. Легенды ипредания о великой русской реке. Сколько названий у Волги. Что такое СреднееПоволжье? Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения,произрастающего в вашей местности.

 

Тема 3. Народный календарь: праздники,обряды игры – 4 ч.

Изучениекалендарей связанных с солнечными фазами районов, областей, где мы живём.Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживаютучащиеся, области, в которой находится населённый пункт.

Тема 4. Моя родословная – 3 ч.
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала,собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).

Тема 5. Былины, песни и сказки народов Поволжья -2 ч.
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, былины, песни, сказки,предания народов Поволжья.
Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго.
Народы района, в котором проживает школьник.
Творческая работа Мы на карте области.
( оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях,заселяющих область, район)

Тема 6. Сербы – 1 ч.
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома.Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальнаякухня. Календарно — праздничный цикл. Нравственные идеалы в сказках.Рубаха счастливого человека, Сливы за сор, Кто неработает, тот не ест, Правда и кривда, Счастье иум, Век живи — век учись.

Тема 7. Татары – 2 ч.
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома.Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальнаякухня. Календарно — праздничный цикл.
Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемыхв сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах исказках.
Предания о Казани, Завещание, Правда спасает, анеправда подводит.

Тема 8. Чуваши – 2 ч.
Чуваши на Волге.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикетгостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня.Календарно — праздничный цикл.
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания иэстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающейприроде Отражение действительности в мифах.
Чувашские мифологические персонажи — Улып-Великан.


Тема 9. Мордва  — 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикетгостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня.Календарно — праздничный цикл.
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественнойвыразительности. Герои. Сюжеты. Ехал по Волге князь Мурза,Волга-Рав и Каспий, Алтырь и Инсар, Как кузнецсоседа подковал.


Тема 10. Русские – 3 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства.Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно -праздничный цикл.
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжескойРуси. Обрядовая поэзия. Про град Китеж, Легенды о градеКитеже, Утёсы над Волгой, Воцарение ИванаГрозного, Наказание Волги, Свеча. 

Тема 11. Немцы – 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикетгостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня.Календарно — праздничный цикл.
Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк Немецкая история. Рольфольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. 2. Возможнаэкскурсия в краеведческий музей города Маркса, Энгельса.

 Тема 12. Казахи  — 2 ч.
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
Сказания об орлах, Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа.Волжские просторы в легендах казахского народа. 

Тема 13. Украинцы – 2ч.
Откуда есть пошла украинская земля? Обычаи и быт малороссов.Обрядовая поэзия. Иван-да-Марья. Творческая работа. 

Тема 14. Калмыки – 2 ч.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикетгостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня.Календарно — праздничный цикл.
Легенды и предания калмыков. Лотос, Как ленивый старикработать стал, Три мудреца.

Тема 15. Создание итоговогопроекта «Мы разные, но мы вместе –Россия.» — 4ч.  

Тема 16. Экскурсия в городскойкраеведческий музей – 1ч.

 

 

 

4.      Планируемые результаты

 

Учащиеся должнызнать:

 

фольклорные и литературныепроизведения разных народов Поволжья;

-теоретическиепонятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений;

-этнографическиесведения о национальных костюмах, особенностях жилища,  праздниках, интересныхобычаях;

-обогатстве истории народов и культуры данного региона;

-авторови художественные произведения родного края.

 

Учащиеся должны уметь:

 

-воспроизводить сюжет изученного произведенияи объяснять внутренние связи его элементов;

-определять главные эпизоды в эпическомпроизведении;

-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;

 -отыскивать  справки  в словарях и справочнойлитературе, энциклопедиях;

— отбирать нужные  материалы из периодическихизданий, классифицировать их;

-пользоваться навыками музейно-экскурсионнойработы.

 

   Этот курс призван сформулировать одну изключевых компетенций — толерантность, которая обозначает уважение, принятие иправильное  понимание богатого многообразия культур нашего края, наших формсамовыражения  и способов проявления человеческой индивидуальности.

 

 

РАЗДЕЛ №2.  «Комплекс организационно — педагогических условий».

5. Календарный учебныйграфик.

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

 

01.09.21

26.05.22

36

36

1 раз в неделю по 1 академическому часу

 

 Оформление календарного учебного графика.

п/п

Тема занятия

Кол-

во часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата планир. (число, месяц)

Дата

фактичес. (число, месяц)

Причина изменения

даты

1

Введение. Предмет изучения этнографии и фольклора

   1

Беседа

Устный опрос

01.09

 

 

2

Крупные города края

1

Просмотр видеозаписи

Беседа

08.09

 

 

3

Покровск – малая моя родина

1

Самост. работа

Устный опрос

15.09

 

 

4

Предания волгарей

1

Беседа

Устный опрос

22.09

 

 

5

Топонимика

1

Беседа

Устный опрос

29.09

 

 

6

Литературные произведения о родном городе

1

Мини лекция

Устный опрос

06.10

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

7

Л. А. Кассиль – мой земляк

1

Беседа

Устный опрос

13.10

 

 

8

Экскурсия в музей   Л. Кассиля

1

Экскурсия

Устный опрос

20.10

 

 

9

Народный календарь: праздники, обряды, игры

1

Практич. работа

Педогог-е наблюден.

27.10

 

 

10

Моя родословная

1

Самост. работа

Устный опрос

03.11

 

 

11

Творческая работа: Составление родословной

1

Практич. работа

Педогог-е наблюден.

10.11

 

 

12

Обитатели Древней Волги

1

Доклад

Устный опрос

17.11

 

 

13

Былины, песни и сказки народов Поволжья.

1

Практич. работа

Педогог-е наблюден.

24.11

 

 

14

Сербы. Историческая справка

1

Беседа

Устный опрос

01.12

 

 

15

Татары.

1

Просмотр видеозаписи

Беседа

08.12

 

 

16

Чуваши  на Волге. Воспитание в чувашских семьях

1

Просмотр видеозаписи

Беседа

15.12

 

 

17

Мордва.  Быт и обычаи.

1

Просмотр видеозаписи

Беседа

22.12

 

 

18

Русские.   Историческая справка.

1

Доклад

Устный опрос

29.12

 

 

19

Что значит быть русским

1

Просмотр видеоролика

Беседа

12.01

 

 

20

Немцы.

1

Просмотр видеозаписи

Беседа

19.01

 

 

21

Как немцы на Волгу попали?  

1

Просмотр видеофильма

Беседа

26.01

 

 

22

Сказания о немцах Поволжья 

1

Презентация

Беседа

02.02

 

 

23

Казахи. 

1

Просмотр видеозаписи

Беседа

09.02

 

 

24

Сказания и легенды

1

Беседа

Устный опрос

16.02

 

 

25

Украинцы.  Быт и обычаи.

1

Просмотр видеозаписи

Беседа

02.03

 

 

26

Сочинение сказки (творческая работа)

1

Самост. работа

Устный опрос

09.03

 

 

27

Калмыки

1

Просмотр видеозаписи

Беседа

16.03

 

 

28

Интересные обычаи

1

Просмотр видеозаписи

Беседа

23.03

 

 

29

Создание итогового проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия»

1

Практич. работа

Педогог-е наблюден.

30.03

 

 

30

«Мы разные, но мы вместе – Россия» (работа над проектом)

1

Практич. работа

Педогог-е наблюден.

06.04

 

 

31

«Мы разные, но мы вместе – Россия» (работа над проектом)

1

Практич. работа

Педогог-е наблюден.

13.04

 

 

32

Защита проекта.

1

Самост.раб

Устный опрос

20.04

 

 

33

Экскурсия в  краеведческий музей

1

Экскурсия

Устный опрос

27.04

 

 

34

Обобщающий урок

1

Праздник

 

04.05

 

 

 

Условия реализациипрограммы:

Дляреализации данной программы необходимо иметь:

1.Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и техникебезопасности;

2.Столы для учащихся – 4 штуки;

3.Ученические парты-6 штук       

4.Стулья – 8 штук;

5.Стол – тумба – 1 штука;

6.Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования,конструкторских материалов;

7.Дидактическийматериал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги,видеопрезентации по темам и др.

8.Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросникии др.

9.Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальные колонки.

 

Кадровое обеспечение:

Программуреализует учитель Iквалификационной категории — Дедаева А. Г.

 

Формы контроля:

Дляоценки результативности программы применяются входящий, текущий, промежуточныйи итоговый виды контроля.

Входящаядиагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года.Цель — определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методыработы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Текущаядиагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. Впрактической деятельности результативность оценивается качеством выполненияпрактических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать сразличными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательныестороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется спомощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины и тд.); взаимоконтроль,самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяютболее полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Промежуточныйконтроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки:тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.

Итоговыйконтроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита ипрезентация мини – проекта «Мы разные, но мы вместе – Россия», итоговоетестовое задание «Я в этом городе живу, я этот город знаю».

Оценочные материалы:

1)Входящий тест«Знаешь ли ты свой город?»

2)Промежуточный тест«Символы России»

1.      Какие отличительные знаки нашей Родины вы знаете?(Флаг, герб и гимн)

2.      Что означает Российский флаг? (Единство страны)

3.      Сколько цветов в Российском флаге? (Три)

4.      Что означает белый цвет? (Мир и чистоту совести).

5.      Синий цвет? (Небо, верность и правду).

6.      Красный цвет? (Огонь и отвагу).

7.      Что изображено на гербе? (Двуглавый орёл).

8.      Что изображено на монетах? (Герб).

9.      Как называются монеты, на которых изображёнвсадник? (Копейка).

10.  Для чего нужен герб? (Чтобы отличить одно государство отдругого, монеты своей страны от иностранных монет, для печатей и т.д.)

Каждый правильный ответоценивается в 2 балла.

Низкий уровень – 0–13баллов

Средний уровень – 14–17баллов

Высокий уровень – 18–20баллов

 

3)Итоговое тестовоезадание «Я в этом городе живу, я этот город знаю».

 

1. Как называется нашаобласть? (Ульяновская)

 

2. Найди на карте главныйгород нашей области. Напиши, как он называется.

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/16/s_5854120008319/508386_1.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/16/s_5854120008319/508386_2.png

 

 

 

 

 

 

(г. Ульяновск)

 

3. Напиши, с какимиобластями и республиками граничит Ульяновская область.

 

_____________________________область – областной центр г. Самара

 

_____________________________область – областной центр г. Саратов

 

_____________________________область – областной центр г. Пенза

 

Республика___________________– столица г.Казань

 

_____________________________республика – столица г. Чебоксары

 

Республика___________________ – столица г. Саранск

 

(Самарская область,Саратовская область, Пензенская область, Республикой Татарстан, ЧувашскаяРеспублика, Республикой Мордовия)

 

4.Какие города есть натерритории нашей области? Подчеркни названия городов, в которых ты был.

(Ульяновск, Димитровград,Инза, Барыш, Новоульяновск, Сенгилей)

 

5.Найди и обозначь накарте-схеме Ульяновской области Ульяновск.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/16/s_5854120008319/508386_3.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/html/2016/12/16/s_5854120008319/508386_2.png

 

 

 

 

 

 

 

 

6. В городе много улиц,проспектов, переулков. Но жители быстро находят нужную им улицу. Почему? Укаждой улицы есть своё _____ . (Название)

 

7. На любой улице многодомов. Как найти нужный дом? У каждого дома есть свой ________. (Номер)

 

8. Что означает слово«фамилия»? (Семья)

 

9. Назовите одним понятиемслова: «папа», «мама», «дедушка», «бабушка», «дети». (Семья)

 

10.Назовите папу и мамуодним словом. (Родители)

 

11.Как называетсяпоследовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями окаждом из них. (Родословная)

 

12.Какие понятияродственников вы знаете? (Близкие и дальние родственники)

 

13. Назовите близкихродственников. (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка)

 

14. Кто относится к дальнимродственникам? (Дяди, тети, двоюродные братья и сестры, прабабушки, прадедушки)

 

15. Заполни пропуски:

 

Меня зовут___________________ . Я живу в городе ________ . Мой город находится на северо- западе _______________ области. Годом рождения города считается _____ год.Моему городу ___ года. В городе протекает река _______ . В моём городе многодостопримечательностей: ____________ музей, ____________ театр, Центр культурыи досуга ________, Научно-культурный центр имени_________. Главная площадьгорода – площадь ____________ .Я живу на улице ____________, в доме №____. Внашей семье ___ человек, папа_______, мама________ …

 

Каждый правильный ответоценивается в 2 балла. Полностью выполненное задание №24 – 4 балла.

Низкий уровень – 0–30баллов

Средний уровень – 31–40баллов

Высокий уровень – 41–50баллов

 

Методические материалы

Формазанятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческаядеятельность детей под руководством педагога.

 

Приемы и методы организации учебно-воспитательногопроцесса:

-практическаяработа учащихся (живопись, лепка из пластилина, работа с природным материалом,разучивание игр, песенок, считалок, игр-хороводов, чтение стихов, сказок

-исследовательская,поисковая работа (подготовка, мини – сообщений, рефератов, презентаций,иллюстраций и т.д. сравнение одежды, жилища, обычаев.)

-краеведческаяработа ( посещение музеев, пополнение экспонатов в краеведческой копилке);

-заочноепутешествие по городам-столицам соседних регионов;

-беседыо гербе, флаге, гимне республик;

-просмотрвидеофильмов.

 

Дидактический материал: серияпрезентаций: «Народы Поволжья»; «Художественные промыслы народов России»;«Православные праздники»; « Праздники народов Поволжья»; Техническое оснащениеучебных занятий: видео- и аудио- техника: проектор, интерактивная доска,компьютеры. Акварель, гуашь, цветная бумага, пластилин, природный материал.

Музыкаи музыкальные клипы для релаксации. Формы подведения итогов по каждой темепрограммы внеурочной деятельности: коллективное обсуждение во время просмотрапрезентаций и видео. Преобладающие формы текущего и промежуточного контролязнаний, умений и навыков – устная.


6.Списоклитературы:
Литературадля учащихся
1 Волжские сказки. — Саратовское издательство: Надежда, 1993.
2. Фольклор Саратовской области. — Саратовское областное издательство, 2006.
3. Серия Сказки народов мира.
4. Волга — река русская. — Саратовское книжное издательство, 2004.
5. Сказки Саратовской области. — Саратовское областное издательство, 1937.
6. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегахвеликой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. — Саратов:Надежда, 1996.

 


Литература для учителя
1. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегахвеликой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. -Саратов: Надежда, 1996.
2. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995.
3. Фольклор Саратовской области.
4. Материалы музеев краеведения и этнографии.
5. Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. -Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002.
6. К.Д. Зеленин Восточнославянская этнография. Москва. 1995г.

7.Народнаякультура Поволжья С.Н. Митин. Ульяновск., 1999,85 с.

8.ХасановаМ.Х. Материальная и духовная культура татарского народа. Казань., 1995,105 с.

9.Марченко Г.И. История культуры Мордовии. Саранск.,2008.,99 с.

10.Александрова Е.В. Чувашская республика. Чебоксары., 2004,75 с.

11.Методические рекомендации «Культура народов Поволжья». Ульяновск. КержнерА.Ш.,Архипова В.А. 2011 г.

12.Семейнаяобрядность народов Среднего Поволжья (текст) Казань, 1990

13.Угольнов В.А. Традиционные религии России: УИПКПРО, 2003

14.Газеты:«Эмет», «Мадани Жомга», «Канаш», «Ялгат».

15.КузнецоваЛ.В. Художественная культура родного края. (1-3 кл.)(текст)

16.Журналы: «Казан утлары»,«Народная школа», «Чилисима», «Сядко»

Интернет-ресурсы

1.http://www.protown.ru (Федеральныйкраеведческий портал)

2.http://www.virtan.ru (ПриродаРоссии).

3.http://gani73.ru/(Государственныйархив новейшей истории Ульяновской области).

4.http://www.mycicerone.ru(сайтпо краеведению России).

5.http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html (сайтвиртуальных экскурсий)

6.http://www.gorod73.ru (информационныйпортал История уголков Ульяновской области).

7.http://ulpamyatniki.narod.ru (Памятникии памятные места Ульяновска).

8.http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyuposhagovaya-instruktsiya/ Каксоставить родословную

9.http://redirina.ucoz.ru/ Сайт-проект«Фамильный герб»

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1490

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1490


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет