МАОУ«Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»
|
|
клуба любителей музыки «Веселые нотки»
Улан-Удэ, 2021
Содержание
Условия реализациипрограммы.. 5
Результатыосвоения программы.. 6
Календарно-тематическоепланирование. 10
Пояснительная записка
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитиемузыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимопрививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствиеполноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимовпоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с нимоказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, датьвозможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальныеспособности.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем,что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общееразвитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля,фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и«энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитанияневозможно полноценное умственное развитие человека», — утверждает известныйпедагог Сухомлинский.
Дети 7-8 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы – ревторой октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача –добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяетсякоординации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции,овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивостии навыкам художественного исполнения.
Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительскихвокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщениек сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре наоснове изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадныхпесен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальнуюпамять и восприимчивость, творческое воображение.
3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Общаяхарактеристика курса.
Программа «Весёлыенотки» входит во внеурочную деятельность по художественно-эстетическомунаправлению. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ейпсихическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннегоизучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
1.Музыкальное сопровождение как методический приём.Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести уменияначинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранныйрепертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2.Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобыконкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомыеявления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогатьслуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписиисполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3.Словесный метод- с помощью слова можно углубитьвосприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностьюсловесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется небытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо — игровой метод — у младших школьниковигра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть таксоставлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходиморешить на данном этапе.
Программапредполагает реализацию следующих принципов:
1)Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только напривитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитанияи общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощныйвоспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подборсодержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего иобогащающего каждого воспитанника.
2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения кпевческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков впении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственноезвучание, определять его достоинства и недостатки.
3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависетьот концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать,что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха втворческой деятельности.
4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенномусложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задачатехнического развития голоса должна быть полностью подчинена художественнымцелям.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященныхразным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой,незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства инаучиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Место курса вучебном плане.
Рабочая программарассчитана на 30 часов в год с проведением занятий 1 час внеделю. Продолжительность занятий 1 академическийчас.
Реализацияпрограммы рассчитана на 4 года обучения
Освоение полногокурса предметного содержания программы осуществляется путём прохождения 3-хуровней сложности:
1. Стартовыйуровень (1 ступень обучения, начальная). Его задачамиявляются:
—знакомство смалыми формами фольклора;
-устранение недостатков: певческих, дикционных,ритмического и музыкально- слуховых;
-знакомство с календарно — обрядовыми праздниками;
— развитие навыков интонирования, певческойдикции.
2. Базовый уровень(2 ступень обучения, развивающая). Его задачами являются:
—постановкаголоса в народной манере исполнении;
-сценическая речьи актёрское мастерство;
-соединение пенияс движением, танцем, игрой на шумовых инструментах;
-знакомство сзаконами сцены, участие в постановке инсценировок обрядов и театрализованныхпредставлений на основе фольклорного материала.
3. Продвинутыйуровень (3 ступень обучения, творческая). Его задачамиявляются:
—ансамблевоеисполнение песен с импровизацией;
-сольноеисполнение народных песен;
-сольноехудожественное исполнение отрывков из сказок, былин и народных рассказов ссохранением диалектных и характерных особенностей текста;
-участие втеатрализованных спектаклях, программах художественно-эстетическойнаправленности.
Даннаяпрограмма отражает и динамику развития фольклорно-исполнительских способностейребенка — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления кцелостному активному восприятию синкретической народной культуры. Программаимеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую, и каждаяиз них затрагивает принцип от простого к более сложному, от предметного видениямира малышом к нравственным проблемам Отечества, семьи.
Особенностьюданной программы является ее интегративность, позволяющая педагогу объединитьразличные элементы учебно-воспитательного процесса, добиваясь «проживания»детьми фольклора, его «прорастания» в жизнь.
В основесодержательного компонента программы находятся несколько основных разделовтворческой работы.
Раздел «Ансамблевое пение» включает в себя работу над развитием иукреплением навыков певческого дыхания, мягкой атаки, приёмов звукообразованияи звуковедения, чистого интонирования, певческой артикуляции, дикции и т.д.Практическая вокально-хоровая работа над репертуаром включает в себя весьспектр вокально-хоровой работы по освоению репертуара: разбор поэтическоготекста песен, анализ основного напева, освоение мелодических линий подголосков,работа над чистотой интонирования ансамблевых партий, совершенствованиезвучания многоголосной партитуры, работа над запевом и т.п.
Раздел«Сценическое и актёрское мастерство» включают работу над сценическоймимикой, координацией между голосом и телом во время исполнения, навыкамиактёрского мастерства и культуры поведения на сцене.Практические занятиясвязаны со сценической постановкой фрагментов календарно-обрядовых праздников.Обрядовыепраздники на начальном этапе познаются через игру, сказки, театральные действа.
Раздел «Сольное пение»представляет собой индивидуальную работу педагога с детьми по освоениювокально-исполнительских навыков и сольного репертуара
Условия реализации программы
Количество детей вгруппах младшего школьного возраста — 12 человек, что является оптимальным дляорганизации игровой деятельности младших школьников и создания творческойатмосферы на занятиях.
В общихвыступлениях коллектива принимают участие все обучающиеся.
Продолжительностьзанятий соответствуют санитарным нормам (30 минут — первый год обучения, 40минут – 2,3,4 годы обучения).
Формы коллективнойработы на занятиях могут быть различны: изучение песенного,музыкально-инструментального и хореографического материала, беседа, игра, дискуссия,постановка обрядовых сцендр.
Подбор репертуараи план выступлений определяется ежегодно в контексте комплексных программ ДЮЦ.
Программойпредусмотрены специальные формы работы, направленные на формированиемузыкальной культуры и художественного вкуса детей. К ним относятся:
— прослушиваниеаудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов с целью формированиявокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественныехарактеристики голоса;
— посещениеконцертов с целью расширения кругозора учащихся путем приобщения их к духовнымценностям своего народа;
— встречи свокальными детскими коллективами и обмен концертными программами с целью формированиянавыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческойдеятельностью; обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровняучащихся студии.
-беседы-обсуждения впечатлений детей;
— подготовкаматериалов для выставок, альбомов, стендов и т.д.
— сбор материаловдля архива ансамбля.
Дляреализации программы необходимы:
· пианино;
· записифонограмм в режиме + и -;
· ТСО(ноутбук, колонки, проектор, экран);
· записи аудио, видео на дисках и флеш -картах.
Результаты освоения программы
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное,познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащаетсяэмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решатьхудожественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус,развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремлениепринимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектахшколы, культурных событиях региона и др.
В результатеосвоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального иэмоционального развития личности обучающегося, формируется целостноепредставление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическоепереживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляетсяпознание и самопознание.
Предметными результатами:
занятий попрограмме вокального кружка являются:
— овладениепрактическими умениями и навыками вокального творчества;
— овладениеосновами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметнымирезультатами являются:
— овладениеспособами решения поискового и творческого характера;
— культурно –познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
— приобретениеопыта в вокально – творческой деятельности.
Личностнымирезультатами занятий являются:
— формированиеэстетических потребностей, ценностей;
— развитиеэстетических чувств и художественного вкуса;
— развитиепотребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
— бережноезаинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края,нации, этнической общности.
При оценке знаний, умений и навыковучитываются следующие показатели:
основные показатели личностного развитияобучающихся:
— развитиеобразного мышления;
— развитиеэмоциональной восприимчивости;
— креативнаянаправленность интересов;
— развитиеоценочных навыков;
основные показатели общекультурногоразвития:
— формированиезрительского ислушательского опыта, визуальной культуры;
— знакомствос лучшими образцами традиционной народной культуры;
основные показатели развития специальныхзнаний, умений и навыков, творческого роста:
— выразительностьисполнения;
— чистотазвучания;
— ощущениечувства формы и ритма;
— приобретениеисполнительского и слушательского опыта и дальнейшее применение его впрактической творческой деятельности;
— развитиемузыкального слуха;
— активноеучастие в различных творческих конкурсах.
Реализация даннойпрограммы позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающегопоколения, создавать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям,имеющим место в жизни современной молодёжи, а также формирует гражданскоесамосознание, любовь к родине, знание истории и культуры своего народа,преданность отечеству.
Учебный план
Стартовый уровень (1 ступень обучения,начальная)
№п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации /контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Раздел 1. |
Ансамблевое пение
|
20 |
2 |
18 |
Концертные и конкурсные выступления, творчески отчёты |
1.1. |
Формирование навыков ансамблевого пения |
|
2 |
9 |
Концертное мероприятие «Семейный праздник «Творческие МЫ» |
1.2. |
Вокально-хоровая работа над репертуаром |
|
|
9 |
Проведение игровых музыкальных часов для начальных классов |
Раздел 2. |
Сценическое и актёрское мастерство |
13 |
2 |
11 |
Концертные и конкурсные выступления, творческие отчёты |
2.1. |
Работа над сценическим воплощением календарно — обрядовых праздников |
|
2 |
8 |
Концертное мероприятие «Хороводница» |
2.2. |
Работа над сценическим воплощением репертуара |
|
|
3 |
Театрализованное мероприятие «Сказочное путешествие» |
|
Итого: |
33 |
4 |
29 |
|
Базовыйуровень (2 ступень обучения, развивающая)
№ п /п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации /контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Раздел 1. |
Ансамблевое пение
|
15 |
4 |
11 |
Концертные и конкурсные выступления, творчески отчёты |
1.1. |
Развитие навыков ансамблевого пения |
|
2 |
5 |
Концертное мероприятие «Семейные традиции» |
1.2. |
Вокально-хоровая работа над репертуаром |
|
2 |
6 |
Проведение игровых музыкальных часов для начальных классов |
Раздел 2. |
Сценическое и актёрское мастерство. |
19 |
6 |
13 |
Концертные и конкурсные выступления, творческие отчёты |
2.1. |
Работа над сценическим воплощением календарно — обрядовых праздников |
|
3 |
7 |
Концертное мероприятие «Макошье — весенний праздник» |
2.2. |
Работа над сценическим воплощением репертуара |
|
3 |
6 |
Концертное мероприятие «Песенное настроение» (песни из мультфильмов) |
|
Итого: |
34 |
10 |
24 |
|
Продвинутыйуровень (3 ступень обучения, творческая)
№ п /п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации /контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Раздел 1. |
Ансамблевое пение
|
34 |
8 |
26 |
Концертные и конкурсные выступления, творчески отчёты |
1.1. |
Совершенствование навыков ансамблевого пения |
|
4 |
13 |
Концертное мероприятие «Вместе мы – семья» |
1.2. |
Вокально-хоровая работа над репертуаром |
|
4 |
13 |
Игровая музыкальная программа «Я пою, мы поём» (по мотивам стихотворений детских поэтов) |
Раздел 2. |
Сценическое и актёрское мастерство. |
34 |
6 |
28 |
Концертные и конкурсные выступления, творчески отчёты |
2.1. |
Работа над сценическим воплощением календарно — обрядовых праздников |
|
4 |
18 |
Концертное мероприятие «Широкая масленица» |
2.2. |
Работа над сценическим воплощением репертуара |
|
2 |
10 |
Отчетный концерт «Музыка всегда со мной» |
|
Итого: |
68 |
14 |
54 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Кол-во часов |
Дата занятия |
Тема занятия |
Вид работы |
Формируемые умения; музыкальный материал |
1-2 |
2 |
16.09. – 20.09. |
Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила гигиены певческого голоса. Исполнение знакомые песен. |
Работа над звукообразованием |
Распевание: на одном звуке. -Разучивание слов и мелодии песни Л. Григорьевой «Моя семья»; -Муз. Грамота: «Музыкальный урок». |
3
|
1 |
23.09 |
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о семье. |
Работа над фразировкой, вступлением, окончанием |
Распевание: «Мы поём» — одновременно начинать и заканчивать пение; -Разучивание слов и мелодии песни Л. Григорьевой «Моя семья». |
4-5 |
2 |
27.09-30.09 |
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни об осени. |
Работа над дыханием.
|
Распевание: «Андрей – воробей» —Ансамбль и строй -Повторение и коррекция исполнения песни Л. Григорьевой «Моя семья». — Разучивание слов и мелодии песни «По лужам». |
6
|
1 |
04.10 |
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о семье и осени. |
Связное пение (легато).
|
— Распевание: «Вот иду я» вверх (вниз). — Игровая разминка «У жирафа пятна, пятна» -Повторение и коррекция исполнения песен Л. Григорьевой «Моя семья», «По лужам». |
7-8 |
2 |
07.10-11.10 |
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. |
Связное пение (легато).
|
— Распевание: «Не летай , соловей…», — Формирование художественного вкуса «Ромашковая Русь». -Повторение и коррекция исполнения песен Л. Григорьевой «Моя семья», «По лужам». |
9 |
1 |
14.10 |
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о маме, доме, семье. |
Напевное пение.
|
— Распевание: «Жили у бабуси…» — «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р. Паниной. -Повторение и коррекция исполнения песен Л. Григорьевой «Моя семья», «По лужам». |
10-11 |
2 |
18.10 – 21.10 |
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Сочиняем песню. |
Мягкая атака звука.
|
Творческая лаборатория Игра «Буриме «Сочиняем песню» |
11-14 |
2 |
25.10 – 28.10 |
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о зиме. |
Работа над дикцией. Знакомство с ударными муз. Инструментами. |
— Распевание: упр. На дикцию. слушать друг друга во время пения; «Если б не было зимы»из м/ф «Зима в Простоквашино». Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина; «Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева |
15 |
1 |
08.11 |
Музыкальная викторина «Песни из мультфильмов» |
Работа над пением в разном темпе |
— Распевание «Заинька»; Песни из мультфильмов» «Облака», «В траве сидел кузнечик», «Голубой вагон», «По лужам» и др. |
16-17 |
2 |
11.11 -15.11 |
Подготовка к концертному мероприятию «Творческие МЫ» |
Работа над пением ансамблем |
— Ритмические игры «Конвейер», «Я считаю» Дыхательные гимнастики «Насос», «Цветочек» -Повторение и коррекция исполнения песен Л. Григорьевой «Моя семья», «По лужам». |
18-19 |
2 |
18.11 – 22.11 |
Концертное мероприятие «Творческие МЫ» |
Выступление |
Отчетное концертное выступление |
20 |
1 |
25.11 |
Я — композитор |
Игровое занятие с использование детских музыкальных инструментов |
— Ритмические игры «Конвейер», «Я считаю» Сочинение музыки при помощи детских музыкальных инструментов на заданный ритм |
21-22 |
2 |
29.11 – 02.12 |
Сценический образ, сценическое движение. Народная песня, сказки небылицы. Рождественские игры. |
Активная подача звука.
|
— Распевание: «Падают листья». «Дудочка». -Одновременно начинать и заканчивать пение; -Муз.-ритмические движения: «Как у наших у ворот» с движениями. — Колядка «Давай, коза, попрыгаем» |
23-24 |
2 |
06.12 – 09.12 |
Сценический образ, сценическое движение. Хороводные песни о растениях. |
Ансамбль и темп. |
Распевание: «Охотник». —Ансамбль и строй — Хоровод «Мак-маковистый»; — Хороводная игра «Дударь-Дударище» |
25-26 |
2 |
13.12 -16.12 |
Сценический образ, сценическое движение. «Веселые» хороводы. |
Связное пение (легато).
|
Распевание: «Скок, поскок». -Коллективное пение; Муз. Грамота: «Неустойчивые звуки». — Хороводы «Скоморох»; «Клубок» |
27-28 |
2 |
20.12 – 23.12 |
Сценический образ, сценическое движение. Подготовка к концертному мероприятию «Хороводница» |
Работа над мелодией. Выработка высокого, головного звучания. |
Повторение и коррекция хороводов «Мак-маковистый», «Скоморох», «Клубок», «Дударь — Дударище» и движений к ним. |
29-30 |
2 |
27.12 – 10.01 |
Концертное мероприятие «Хороводница» |
Выступление |
Отчетное концертное выступление |
31-34 |
3 |
13.01 – 20.01 |
Сценический образ, сценическое движение. Театр пантомимы и пародий. |
Работа над умением работать в ритме |
— «Мы знаем своё дело» (подражательная песня-игра). — Игра «Если б был не ученик, кем бы был бы я…» |
35-38 |
3 |
24.01 – 31.01 |
Виды театров |
Знакомство с видами театров |
Песни Петрушки, музыкально-ритмические игры |
39 |
1 |
03.02 |
Экскурсия в кукольный театр |
Экскурсия |
|
40-45 |
5 |
07.02 -28.02 |
Кукольный театр Петрушки |
Постановка мини-спектакля «Кукольный театр Петрушки» |
Музыкальные этюды «Петрушка и его миниатюры» |
46- 48 |
3 |
03.03 – 10.03 |
Песни лета. Знакомство. |
Знакомство с медными духовыми инструментам |
— Распевание: Пение 5-ти нот, на дикцию. — Слушать друг друга во время пения; и. «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского. |
49-51 |
3 |
14.03 – 21.03 |
Песни лета. Разучивание песен |
Знакомство с пением-театрализацией. Музыкальные импровизации. |
«Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского. |
52 — 55 |
3 |
24.03 – 07.04 |
Песни лета. Репетиции театрализованного представления «Сказочное путешествие» |
Пение хором. Музыкальные импровизации. |
«Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского. |
56-60 |
4 |
11.04 – 21.04 |
Театрализованное представление «Сказочное путешествие» |
Выступление по классам начальной школы. Цикл выступлений по параллелям. |
Отчетное концертное выступление |
61 |
1 |
25.04 |
Музыкальная викторина «Песни в русских мультфильмах» |
Игровое занятие |
Умение на слух определять мелодию песни и угадывать ее |
62-63 |
2 |
28.04 – 05.05 |
Песни Шаинского – круглый стол |
Семинарское занятие |
История создания песен, интересные факты творчества композитора |
64-65 |
2 |
12.05 – 16.05 |
Что такое балет? Музыка в балете |
Знакомство с симфонической музыкой. Связь музыки и классического танца |
Слушание музыки, соотнесение музыки и танца, особенности симфонического исполнения |
66 |
1 |
19.05 |
Что узнали? Чему научились? |
Итоговое занятие |
|