Программа коррекционной работы
Муниципального автономногообщеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Программакоррекционной работы (ПКР) разработана для обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья (далее – ОВЗ). Содержаниеобразования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗопределяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов –индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательнаяпрограмма – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ сучетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей ипри необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальнуюадаптацию указанных лиц. ПКРуровня начального общего образования непрерывна и преемственна с другимиуровнями образования (основного); учитывает особые образовательные потребности,которые не являютсяедиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения уобучающихся с ОВЗ. Программа ориентирована на развитие их потенциальныхвозможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшегообучения и успешной социализации.
ПКРразрабатывается на период получения начального общего образования.
Нормативныеи правовые основания программы:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержденныйприказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1598.
3.Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения(инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14февраля 2000 г. № 2).
4.Положение о службе практической психологии в системе Министерства образованияРоссийской Федерации (утверждено приказом Министерства образования РоссийскойФедерации от 22 октября 1999 г. № 636).
5.Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 Об утвержденииметодических рекомендаций по системе функционирования психологических служб вобщеобразовательных организациях (вместе с Системойфункционирования психологических служб в общеобразовательных организациях.Методические рекомендации)
6.Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождениюобучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования(приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16).
7.Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008г. № АФ-150/06 «О создании условий дляполучения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья идетьми-инвалидами».
Цельи задачи программы коррекционной работы с обучающимися с ограниченнымивозможностями здоровья при получении начального общего образования
Цели программы:
—оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержкиобучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законнымпредставителям);
— осуществлениекоррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся сограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительныхобщеобразовательных программ основного общего образования, дополнительныхобразовательных программ.
Приоритетныминаправлениями программы на этапе основного общего образования становятсяформирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации вобществе.
Задачи программы:
—выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей начального общего образования;
—определение особенностей организации образовательного процесса и условийинтеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальнымиособенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степеньювыраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическойкомиссии);
—осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогическойи медицинской помощи обучающимся с ОВЗ с учётом особенностей психического и(или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии срекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
—разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организацияиндивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением вфизическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютораобразовательного учреждения;
—обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательнымпрограммам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительныхобразовательных коррекционных услуг;
—формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптациив условиях реальной жизненной ситуации;
—расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решениюдоступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
—развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивноголичностного общения в группе сверстников;
—реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации ипрофессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ;
—оказание консультативной и методической помощи родителям (законнымпредставителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским,социальным, правовым и другим вопросам.
Содержаниепрограммы коррекционной работы определяют следующие принципы:
—Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательногопространства при переходе от начального общего образования к основному общемуобразованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметныхрезультатов освоения основной образовательной программы основного общегообразования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья дляпродолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционнойработы с другими разделами программы основного общего образования: программойразвития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основногообщего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся наступени основного общего образования, программой формирования и развитияИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
—Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста,который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересахребёнка.
—Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции иразвития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекциинарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонниймногоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие исогласованность их действий в решении проблем ребёнка.
—Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законнымпредставителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы илиопределения подхода к её решению.
—Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий дляполучения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и(или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечиваетсоблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законныхпредставителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формыполучения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения,защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование сродителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей сограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)образовательные учреждения, классы (группы).
Перечень и содержание индивидуально ориентированныхкоррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья АООП НОО.
Программакоррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себявзаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание:диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
—выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья при освоении основной образовательной программы начальногообщего образования;
—проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушенийв психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья;
—определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося сограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
—изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер иличностных особенностей обучающихся;
—изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
—изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченнымивозможностями здоровья;
—системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка сограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешностиосвоения образовательных программ основного общего образования).
Коррекционно-развивающая работа включает:
—реализацию комплексного индивидуально ориентированногосоциально-психолого-педагогического и медицинского сопровождения в условияхобразовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сучётом особенностей психофизического развития;
—выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровьякоррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с егоособыми образовательными потребностями;
—организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающихзанятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
—коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,познавательной и речевой сфер;
—развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основногообщего образования;
—развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных формутверждения самостоятельности, личностной автономии;
—формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
—развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,коммуникативной компетенции;
—развитие компетенций, необходимых для продолжения образования ипрофессионального самоопределения;
—формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ),способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальныхжизненных условиях;
—социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующихобстоятельствах.
Консультативная работа включает:
—выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работыс обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всехучастников образовательного процесса;
—консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченнымивозможностями здоровья;
—консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмовкоррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
—консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному иосознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровьяпрофессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональнымиинтересами, индивидуальными способностями и психофизиологическимиособенностями.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
—информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особымиобразовательными потребностями, их родителей (законных представителей),педагогических работников;
—различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационныестенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникамобразовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющимнедостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическимработникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса исопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
—проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законныхпредставителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностейразличных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Взаимодействие специалистов общеобразовательногоучреждения обеспечивает системноесопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специалистамиразличного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
—комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении емуспециализированной квалифицированной помощи;
—многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;
—составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекцииотдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой иличностной сфер ребёнка.
Формыорганизованного взаимодействия специалистов — это консилиумы и службы сопровожденияобщеобразовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощьребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательномуучреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием,развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
Ответственный |
Планируемый результат |
Диагностическая работа |
|||
Сбор информации об обучающихся с ОВЗ на основе комплексной диагностики, определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся |
сентябрь |
Специалисты психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПК) |
Объективные диагностические данные для определения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ |
Анализ причин трудностей в освоении обучающимися с ОВЗ АООП НОО |
Начало каждой четверти |
Классные руководители, учителя- предметники, специалисты ППк |
|
Мониторинг результативности коррекционно- развивающей работы с обучающимися с ОАЗ |
Конец каждой четверти |
специалисты ППк |
Оценка качества коррекционно- развивающей работы с обучающимися |
Коррекционно-развивающая работа |
|||
Определение оптимальных коррекционных программ, методов и приемов коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей развития обучающихся с ОВЗ |
Сентябрь-октябрь |
специалисты ППк |
Единство в понимании и реализации системы коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ всеми участниками образовательного процесса |
Реализация системы коррекционных приемов в урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ |
В течение года |
Все участники образовательного процесса |
|
Разработка индивидуальных коррекционно- развивающих программ для обучающихся |
Сентябрь |
учителя- предметники, специалисты ППк |
Индивидуальные коррекционно- развивающие программы обучающихся, соответствующие актуальному уровню и зоне ближайшего развития обучающихся |
Формирование групп обучающихся для коррекционной работы, проведения индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ |
Сентябрь, корректировка в течение года |
Заместитель директора по УР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор, учителя-предметники |
Коррекционно- развивающая работа с обучающимися с ОВЗ |
Консультативная работа |
|||
Информирование участников образовательного процесса по основным направлениям коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ |
Сентябрь |
специалисты ППк |
Единство в понимании и реализации системы коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья всеми участниками образовательного процесса |
Консультирование педагогов по выбору оптимальных индивидуально |
Сентябрь, по запросу педагогов |
специалисты ППк, медицинский работник |
|
ориентированных методов обучения и воспитания, коррекции и компенсации недостатков в развитии у обучающихся с ОВЗ |
|
|
|
Консультирование родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам выбора стратегии воспитания и приемов коррекции недостатков в развитии в условиях семейного воспитания |
Начало четверти, по запросу родителей |
специалисты ППк, классный руководитель |
|
Проведение лекториев, семинаров для участников образовательного процесса по вопросам особенностей обучающихся с ОВЗ |
1 раз в четверть |
Заместитель директора по ВР, специалисты ППк |
Понимание участниками образовательного процесса особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их ограничений и потенциальных возможностей |
Проведение открытых уроков, занятий внеурочной деятельности, в которых совместно участвуют дети с ОВЗ и с нормальным развитием |
Два раза в год |
Заметители директора, учитея, педагоги дополнительного образования |
|
Контроль за соблюдением санитарно- гигиенических норм в ОУ |
В течение года |
Администрация школы, медицинский работник |
Соответствие условий образовательного учреждения санитарно- эпидемиологическим нормативам |
Проведение медицинских осмотров обучающихся |
В течение года |
медицинский работник |
Профилактика заболеваемости обучающихся, снижение заболеваемости обучающихся |
санитарно- гигиенического провещения участников образовательного процесса |
В течение года |
директора по ВР, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители |
участниками образовательного процесса необходимости соблюдения санитарно- гигиенических требований, сформированность у обучающихся навыков здорового образа жизни |
Проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни |
2 раза в четверть |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог, медицинский работник, классные руководители |
участниками образовательного процесса необходимости соблюдения санитарно- гигиенических требований, сформированность у обучающихся навыков здорового образа жизни |
Система комплексного психолого-медико-социальногосопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,включающая комплексное обследование,мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программыначального общего образования
Для реализации ПКР в МАОУСОШ №9 создана служба комплексного психолого-медико-социального сопровожденияи поддержки обучающихся с ОВЗ.
Психолого-педагогическая помощьоказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме ихродителей (законных представителей).
Комплексноепсихолого-медико-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ОВЗ обеспечиваютсяспециалистами образовательной организации (педагогом-психологом, учителем-дефектологом,социальным педагогом, учителем-логопедом, тьютором, учителем), регламентируютсялокальными нормативными актами МАОУ СОШ № 9, а также Уставом школы. Реализуетсяпреимущественно во внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексногосопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействиеспециалистов при участии педагогов образовательной организации, представителейадминистрации и родителей (законных представителей).
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗв образовательной организации осуществляются медицинским работником(медицинским работником) на регулярной основе. В случае необходимости оказываетэкстренную (неотложную) помощь (купирует приступ эпилепсии, делает инъекции(инсулин) и др.). Медицинский работник, являясь сотрудником профильногомедицинского учреждения, осуществляет взаимодействие и с родителями детей с ОВЗ.
Социально-педагогическоесопровождение школьников с ОВЗ в школе № 9 осуществляет социальный педагог. Деятельностьсоциального педагога направлена на защиту прав всех обучающихся, охрану ихжизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для школьников комфортной ибезопасной образовательной среды. Социальный педагог осуществляет координациювсех субъектов образовательного процесса. Социальный педагог (совместно спедагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с ОВЗ, их условий жизни и воспитания,социального статуса семьи; выявлении признаков семейного неблагополучия;своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и их семьям вразрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающихинтересы обучающихся с ОВЗ.Социальный педагог принимает участие в проведении профилактической иинформационно-просветительской работы по защите прав и интересов школьников с ОВЗ; в выборе профессиональных склонностейи интересов. Основными формами работы социального педагога являются: урок (засчет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы(со школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (сошкольниками, родителями, педагогами). Выступает на родительских собраниях, наклассных часах в виде информационно-просветительских лекций и сообщений.Социальный педагог взаимодействует с педагогом-психологом,учителем-передметником, учителем-логопедом, педагогом класса, в случаенеобходимости с медицинским работником, а также с родителями (их законнымипредставителями), специалистами социальных служб, органами исполнительной властипо защите прав детей.
Психологическоесопровождение обучающихся с ОВЗ может осуществляется в рамках реализацииосновных направлений психологической службы. Педагог-психолог проводит занятияпо комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ.Работа может организована индивидуально и в мини-группах. Основные направлениядеятельности школьного педагога-психолога состоят в проведениипсиходиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся;совершенствовании навыков социализации и расширении социального взаимодействиясо сверстниками (совместно с социальным педагогом); разработке и осуществленииразвивающих программ; психологической профилактике, направленной на сохранение,укрепление и развитие психологического здоровья учащихся сОВЗ.
Помимо работы со школьникамипедагог-психолог проводит консультативную работу с педагогами, администрациейшколы и родителями по вопросам, связанным с обучением и воспитанием учащихся ОВЗ. Кроме того, в течение годапедагог-психолог (психолог) осуществляет информационно-просветительскую работус родителями и педагогами. Данная работа включает чтение лекций, проведениеобучающих семинаров и тренингов.
В реализации диагностическогонаправления работы могут принимать участие как учителя класса (аттестацияучащихся в начале, середине и конце учебного года), так и специалисты(проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года).
Данное направление может быть осуществляетсяи координируется ППк.
ППк является внутришкольной формойорганизации сопровождения детей с ОВЗ, положение и регламент работы которойразрабатывается образовательной организацией самостоятельно и утверждаетсялокальным актом.
Цель работы ППк:
выявление особых образовательныхпотребностей учащихся с ЗПР и оказание им помощи (выработка рекомендаций по обучению и воспитанию; составление, вслучае необходимости, индивидуальной программы обучения; выбор и отборспециальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты консилиумапроводят мониторинг и следят за динамикой развития и успеваемости школьников,своевременно вносят коррективы в программу обучения и в рабочие коррекционныепрограммы; рассматривают спорные и конфликтные случаи, предлагают иосуществляют отбор необходимых для школьника (школьников) дополнительныхдидактических материалов и учебных пособий.
Всостав ППк МАОУ СОШ № 9 входят заместитель директора УР, педагог-психолог,учитель-логопед, педагог (учитель-предметник), социальный педагог, учитель-дефектолог,тьютор, а также представитель администрации. Родители уведомляются о проведенииППк (Федеральный закон «Об образованиив Российской Федерации», ст. 42, 79),ППк проводится на основании заявления родителей (официальных представителейребенка). ППк проводится в соответствии с планом на учебный год.
Реализация системы комплексногопсихолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ предусматриваетсоздание специальных условий: организационных, кадровых,психолого-педагогических, программно-методических, материально-технических,информационных (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст.42, 79).
Механизм взаимодействия,предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы сучетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в областикоррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работниковорганизации, осуществляющей образовательную деятельность, другихобразовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной,внеурочной и внешкольной деятельности
Коррекционная работа в обязательнойчасти (70 %) реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержанияосновной образовательной программы. На каждом уроке учитель-предметник ставит,решает коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материалаотбирается и адаптируется с учетом особых образовательных потребностейобучающихся с ОВЗ. Освоение учебногоматериала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов.
Также эта работа осуществляется вучебной внеурочной деятельности.
В учебной деятельности планируютсякоррекционные занятия специалистами школы по индивидуально ориентированнымкоррекционным программам. «Коррекция устной и письменной речи (1-4 классы)»индивидуально-подгрупповая программа учителя-логопеда. «120 уроковпсихологического развития» индивидуально-подгрупповые программы педагогапсихолога. Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция психическихпроцессов».
Во внеучебной внеурочной деятельностикоррекционная работа осуществляется по адаптированным программамспортивно-оздоровительной, художественно-эстетической направленностиопосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ОВЗ. «Азбука добра», «Основы проектнойдеятельности», «Волшебная палитра», «Спортивные игры», и др. внеурочные курсысогласно плану внеурочной деятельности школы. Также проводятся плановыебиблиотечные уроки, предметные недели, экскурсии, походы, олимпиады,конференции, беседы по вопросам здоровья и здорового образа жизни, дниздоровья, разработка проектов по предметам и др.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ специалистами и педагогами с участием самих обучающихся и их родителей(законных представителей) разрабатываются индивидуальные коррекционно-образовательныймаршрут.
Реализация индивидуальных коррекционно-образовательныймаршрутов для детей с ОВЗ может также, по заявлению родителей, сопровождатьсядистанционной поддержкой центра «Ресурс» города Екатеринбуга.
Механизмами реализации ПКР является
— взаимодействие специалистовобразовательного учреждения в рамках психолого- педагогического консилиума(далее ППк);
— социальное парнерство.
Целью деятельности ППк являетсяобеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогическогосопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствиис особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
Задачами деятельности ППкявляются:
— своевременное выявление и всестороннеекомплексное обследование детей, имеющих те или иные недостатки в психическом и(или) физическом развитии;
— установление характера и причин выявленных отклонений;
— определение потенциальных возможностейребенка для оказания ему целенаправленной помощи в условиях образовательногоучреждения либо направление его на обследование на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения;
— разработка комплексных программиндивидуального развития обучающихся «группыриска»;
— мониторинг динамики развития (наблюдение,диагностические «срезы» в начале и в конце учебного года для уточненияобразовательного маршрута, внесение корректив в содержание коррекционно-развивающей работы);
— подготовка и ведение документации,отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровеньшкольной успешности;
-участие в просветительскойдеятельности, направленной на повышение психолого-педагогической,медико-социальной и правовой культуры участников образовательного процесса.
Формы социального партнерства впроцессе реализации ПКР следующие:
— участие работников внешних учреждений,оказывающих обучающимся с ОВЗ психолого- педагогическую и социальную помощь, взаседаниях ППк образовательного учреждения;
— совместное определение методовкоррекционной работы с отдельными обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
— совместная разработка и реализацияиндивидуальных коррекционно-развивающих программ для обучающихся с ОВЗ,
Взаимодействие включает в себяследующее:
· комплексность в определении и решениипроблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
· многоаспектный анализ личностного ипознавательного развития обучающегося;
· составление программ общего развития икоррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевойи личностной сфер ребенка.
Планируемыерезультаты коррекционной работы
Программа коррекционной работыпредусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС НОО.
Планируемые результаты коррекционнойработы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальнымипрограммами развития детей с ЗПР.
В урочной деятельности отражаютсяпредметные, метапредметные и личностные результаты.
Во внеурочной – личностные иметапредметные результаты.
Личностные результаты –индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение кругасоциальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладениеобщеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственныхдействий, направленных на анализ и управление своей деятельностью;сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество иконструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяютсясовместно с учителем – овладение содержанием АООП НОО (конкретных предметныхобластей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорийдетей с ЗПР; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умениеучащихся на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средстваадекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).
Планируемые результаты коррекционнойработы включают в себя описание организации и содержания промежуточнойаттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждомуклассу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровнеобучения.
Достиженияобучающихся с ЗПР рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений,а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительнаяоценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а такжеоценка на основе его портфеля достижений обучающийся с ЗПР, освоивший основнуюобразовательную программу начального общего образования.
Программно‑методическоеобеспечение
Впроцессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно‑развивающиепрограммы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий,необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя,педагога-психолога, учителя-логопеда и др. специалистов.
Материально‑техническоеобеспечение
В МАОУ СОШ №9 создана материально-техническая база, позволяющаяобеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательногоучреждения.
В школе имеется учебное оборудование:
-аудиовизуальные средства;
-интерактивные доски;
-мультимедийное оборудование;
-кабинет информатики;
-сенсорная комната (кабинет психологической разгрузки);
— два спортивных зала с необходимым спортивным оборудованием;
— актовый зал;
— спортивная площадка;
— кабинеты технологии, оснащенные современным оборудованием;
-кабинет логопеда, оснащенный коррекционно-развивающими играми, компьютером,программами для коррекции нарушений обучающихся;
-учебники, художественная и методическая литература;
— школьнаямебель.
Информационноеобеспечение
Для реализации коррекционной программы создана информационная образовательнаясреда, которая предусматривает возможность дистанционной формы обучения детей сограниченными возможностями здоровья, использование современныхинформационно-коммуникационных технологий.
Создана система доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей(законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, кинформационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособийи рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий,мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Систематически членыпедагогического коллектива, занимающиеся решением вопросов образования детей сограниченными возможностями здоровья, проходят курсы повышения квалификации,участвуют в муниципальных и региональных семинарах, выступают с трансляциейопыта на школьных и муниципальных мероприятиях.
В рамках работы коррекционно-развивающей службы проходят теоретическиесеминары, на которых обсуждаются вопросы особенностей психического ифизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методикахи технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Сцелью создания оптимальных условий для гармоничного развития ребенка сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышениепсихолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей в МАОУ СОШ№9 с 2019 года реализуется программа просветительской и профилактической работыс родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья«Родительский клуб».
ЗАДАЧИ:
1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательнымприемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.
2. Коррекция понимания родителем проблем его ребенка, а именно: исключениегиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.
3. Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивныеформы взаимоотношений в социуме.
4.Формирование адекватной социальной самооценки родителя.
Задачамиконсультативно – просветительской и профилактической работы с родителямиявляются:
–профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;
–профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенкарежима труда и отдыха дома;
–оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающихпроблем;
-выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальныхособенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
–подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно– воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программкоррекции развития.
Ожидаемыйрезультат реализации программы:
-повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей(лиц, их замещающих).
-создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;
-создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченнымивозможностями здоровья.
Планируемые результаты коррекционнойработы с
обучающимися с задержкой психическогоразвития на ступени
начального общего образования:
Удовлетворение специальных образовательныхпотребностей детей с задержкой психического развития:
• успешноадаптируется в образовательном учреждении;
• проявляетпознавательную активность;
• умеетвыражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые усилия к решениюпоставленных задач;
• имеетсформированную учебную мотивацию;
• ориентируетсяна моральные нормы поведения и их выполнение;
• осуществляетсотрудничество с участниками образовательного процесса;
Коррекция негативных тенденций развития учащихся:
• дифференцируетинформацию различной модальности;
• соотноситпредметы в соответствии с их свойствами;
• ориентируетсяв пространственных и временных представлениях;
• владеетприемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации;
• выполняетосновные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение,классификация);
• адекватноотносится к учебно-воспитательному процессу;
• работаетпо алгоритму, в соответствии с установленными правилами;
• контролируетсвою деятельность;
• адекватнопринимает оценку взрослого и сверстника;
• понимаетсобственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей;
• контролируетсвои эмоции, владеет навыками саморегуляции и самоконтроля;
• владеетнавыками партнерского и группового сотрудничества;
• строитмонологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;
• используетнавыки невербального взаимодействия;
• выражаетсвои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется формами речевогоэтикета;
• используетречевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Развитие речи, коррекция нарушений речи:
• правильнопроизносит и умеет дифференцировать все звуки речи;
• владеетпредставлениями о звуковом составе слова и выполняет все виды языковогоанализа;
• имеетдостаточный словарный запас по изученным лексическим темам, подбирает синонимыи антонимы, использует все части речи в процессе общения;
• правильнопользуется грамматическими категориями;
• строитсложные синтаксические конструкции.
Условия реализации программмы коррекционной работы.
№ пп |
Условия |
Содержание деятельности |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Психолого- педагогическое обеспечение |
Обеспечение условий образовательного процесса в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии: — использование методов, приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; -дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения ребенка; — комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях; — обеспечение психолого-педагогических условий: коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных и коммуникативных технологий; — обеспечение здоровье сберегающих условий: оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм; — обеспечение участия всех детей с задержкой психического развития вместе с нормально развивающимися детьми в досуговых мероприятиях |
Администрация Педагог- психолог Учитель- логопед Педагоги Тьютор Учитель-дефектолог |
В течение года |
2 |
Программно- методическое обеспечение |
Использование в процессе деятельности коррекционно-развивающих программ, диагностичесекого и коррекционно- развивающего инструментария. Программа коррекционно-развивающей работы обусловлена подпрограммами «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов», «Коррекция и развитие устной и письменной речи», «120 уроков психологического развития» |
Администрация Педагог- психолог Учитель- логопед |
В течение года |
3 |
Кадровое обеспечение |
Социальный педагог — 1, учитель-логопед — 1, педагог-психолог — 2, медицинский работник -1, учителя-предметники, тьютор — 3, учитель дефектолог — 1 |
Администрация |
В течение года |
4 |
Материаль- техническое обеспечение |
Оснащение кабинета учителя-логопеда для индивидуальных занятий с детьми согласно требованиям СанПиН (компьютер, дидактические, развивающие, речевые, логические игры, зеркало, индивидуальные карточки). Оснащение кабинета педагога-психолога: компьютер, практические материала для работы со всеми субъектами образовательного процесса. Материально-техническая база образовательного учреждения: сенсорная комната, спортивные залы, тренажерный зал, медицинский кабинет, спортивная площадка, столовая, библиотека, сенсорная комната. |
Администрация |
В течение года |
5 |
Инфо рмацион ное обеспечение |
Информационно-образовательная среда, развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных ИКТ. Доступ детей с задержкой психического развития, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическому фонду (методических пособию, мультимедийных, аудио- видеоматериалов |
Администация Педагог- психолог Учитель- логопед Педагоги Тьютор Учитель-дефектолог |
В течение года |
Социальное партнёрство включает:
—сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросампреемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
—сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственнымиструктурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов,организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
—сотрудничество с родительской общественностью;
—детская поликлиника;
Межведомственноевзаимодействие МАОУ СОШ №9
с социальными партнерамиг. Первоуральска
