X-PDF

Программа коррекционных занятий «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» в ресурсном классе

Поделиться статьей

                                     МБОУ Гимназия им. А. Платонова

 

 

«Рассмотрено»                                     «Согласовано»                                  «Утверждаю»

 

Руководитель МО                             Зам. директора поУВР                                Директор гимназии

________/Макаренко С.Н./                   __________/ГоловковаИ.В./            _______/Бондарева Т.Я./

                                               

Протокол№1                                                                                                       Приказ№ 378/5

от «24» августа2021г.                                                                               от «31» августа 2021г.

 

 

 

 

                                                                                                                                                          

Программа

коррекционных занятий

«Эмоциональное и коммуникативно-речевое  развитие»

в ресурсном классе

 

 

Вариант 8.4

 

Программа разработана педагогом-психологом IKK

Подопригориной Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Принят»                                                                     

                                                                                                         на заседании

                                                 педагогического   совета

                                                                                                      пр. № 1 от «24»августа 2021г.

 

 

 

 

Воронеж -2021 г

 

I. Пояснительная записка

Рабочаяпрограмма по курсу «Эмоциональное и коммуникативно-речевое  развитие» составленадля детей с расстройством аутистического спектра и умеренной и тяжелой(глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР наоснове примерной адаптированной основной общеобразовательной программыначального общего образования обучающихся с расстройствами аутистическогоспектра (вариант 8.4) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

 

           Цель: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативно-речевойсферы посредством фронтальных и индивидуальных занятий.

           Задачи:

Формированиеразнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанциивзаимодействия с окружающими.

— Формирование возможных форм визуального итактильного контакта.

— Формирование способности проникать вэмоциональный смысл ситуации общения.

— Формирование коммуникативных навыков, включаяиспользование средств альтернативной коммуникации.

 

II.  Планируемые результаты освоениякоррекционного курса.

Освоение данной программы обеспечивает формированиеследующих базовых учебных действий, а также достижение предметных результатов:

Личностные результаты:

         осознание своего «Я»;

         адекватное принятие окружающегои социального мира;

         овладение элементарнымисоциально-бытовыми умениями, начальными навыками адаптации в социуме;

         сотрудничество со взрослыми;

         доброжелательное отношение кокружающим;

         умение сообщать различнымиспособами о нездоровье, опасности и др.

Предметные результаты:

         использование взгляда каксредство коммуникации;

         использование мимики каксредство коммуникации;

         использование жеста каксредство коммуникации;

         использование звука каксредство коммуникации;

         использование предмета каксредство коммуникации;

         использование графическихизображений/символов как средство коммуникации;

         использование карточек снапечатанными словами как средство коммуникации;

         использование компьютера каксредство коммуникации.

 

    Сроки реализации программы:

Курс ««Эмоциональное икоммуникативно-речевое развитие» для обучающихся с РАС с вариантом АООП 8.4 изучаетсяв 1 классе 1 час в неделю, 33 часа в год, во 2- 6 классах 1 час в неделю, по 34часа в год, всего за курс 203 часа.

 

III. Содержание курса (203ч.)

Коммуникация с использованиемвербальных средств (16ч.). Умениеиспользовать взгляд, мимику, жесты, звучащие предметы, графические изображения(фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), карточки снапечатанными словами, таблицы букв, компьютер (планшетный компьютер) длявыражения своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствия(прощания), обращения за помощью, ответов на вопросы, задавания вопросов,рассказывания.

Развитие речи средстваминевербальной коммуникации: импрессивная речь (29ч.). Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя идр.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членовсемьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовыеприборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Пониманиеобобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (рисовать, играть, гулять идр.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма идр.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо,быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов,указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов,обозначающих число.

Развитие речи средстваминевербальной коммуникации: экспрессия с использованием средств невербальнойкоммуникации (22ч.). Сообщениесобственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредствомнапечатанного слова (электронного устройства). Использование графическогоизображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовыеприборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Использование графического изображения (электронного устройства) дляобозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения(электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина,форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства)для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронногоустройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро,медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанногослова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет,его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства дляобозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составлениепростых предложений с использованием графического изображения (электронногоустройства).

Социально-коммуникативное иэмоциональное взаимодействие (59ч.).Формирование положительной коммуникативной мотивации, установлениеэмоционального контакта с педагогом. Формирование социально ответной реакции(просьба о повторении, о помощи, требование предмета, отклик на имя,приветствие, выражение согласия и отказа, просьба поиграть вместе).Моделирование игровых ситуаций. Выработка двигательной реакции на жест, звук,слово.

Сенсорное икоммуникативно-речевое развитие (77ч.). Введение сенсорных стимулов в различные виды предметно-практическойдеятельности. Развитие слухового, зрительного, тактильно-двигательного икинестетического восприятия. Включение сенсорных игр на повторение иподражание. Моделирование коммуникативных ситуаций.

Формы организации и виды деятельности: индивидуальные.

 

IV. Тематическое планирование

1 класс (33 ч.)

№ п/п

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Коммуникация с использованием вербальных средств

8

2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации: импрессивная речь

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

14

3

Развитие речи средствами невербальной коммуникации: экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

11

 

Итого

33

 

2 класс (34 ч.)

№ п/п

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Коммуникация с использованием вербальных средств

8

2

Развитие речи средствами невербальной коммуникации: импрессивная речь

15

3

Развитие речи средствами невербальной коммуникации: экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

11

 

Итого

34

 

3 класс (34 ч.)

№ п/п

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие

16

2

Сенсорное и коммуникативно-речевое развитие

18

 

Итого

34

 

4 класс (34 ч.)

№ п/п

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие

14

2

Сенсорное и коммуникативно-речевое развитие

20

 

Итого

34

 

5 класс (34 ч.)

№ п/п

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие

14

2

Сенсорное и коммуникативно-речевое развитие

20

 

Итого

34

 

6 класс (34 ч.)

№ п/п

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие

15

2

Сенсорное и коммуникативно-речевое развитие

19

 

Итого

34

 

Программно-методическиематериалы:

1.     Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М. М.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.,1990. [Электронный ресурс]. URL: http://medznate.ru/docs/index-40058.html (датаобращения: 15.11. 2014).

2.     Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом.СПб.: Речь, 2007. – 288 c.

3.     Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.Аутичный ребенок: Пути помощи. М.: Теревинф, 1997. – 143 с. 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет