МБОУ Гимназия им.А. Платонова
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора поУВР Директор гимназии
________/Макаренко С.Н./ __________/ГоловковаИ.В./ ________/Бондарева Т.Я./
Протокол№1 Приказ№ 378/5
от «24»августа2021г. от «31» августа 2021г.
Программа
коррекционных занятий
«Предметно-практическая деятельность»
в ресурсном классе
Вариант 8.1, 8.2, 8.3
Программа разработана педагогом-психологом IKK
Подопригориной Ю.А.
Принят»
на заседании
педагогического совета
пр. № 1 от «24»августа 2021г.
Воронеж — 2021 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Предметно-практическаядеятельность» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра илегкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основепримерной адаптированной основной общеобразовательной программы начальногообщего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант8.1, 8.2, 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цель: развитиепознавательных психических процессов, мелкой моторики рук и пальцев,формированию математических представлений и графических навыков.
Задачи:
— Коррекцияотдельных сторон психической деятельности, нарушений познавательной иэмоционально-личностной сферы.
— Коррекцияиндивидуальных пробелов в знаниях.
— Формированиесоциально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлениянежелательного поведения.
— Дополнительнаяпомощь в освоении отдельных предметно-практических действий, в формированиипредставлений, в формировании и закреплении базовых моделей социальноговзаимодействия.
— Развитиеиндивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Сроки реализации программы:
Курс«Предметно-практическая деятельность» для обучающихся с РАС с вариантом АООП8.1 изучается в 1 классе 2 часа в неделю, 66 часов в год, во 2- 4 классах 2часа в неделю, по 68 часа в год, всего за курс 270 часов.
Курс«Предметно-практическая деятельность» для обучающихся с РАС с вариантом АООП8.2 изучается в 1 классе 2 часа в неделю, 66 часов в год, во 2- 5 классах 2часа в неделю, по 68 часа в год, всего за курс 338 часов.
Курс«Предметно-практическая деятельность» для обучающихся с РАС с вариантом АООП8.3 изучается в 1 классе 2 часа в неделю, 66 часов в год, во 2- 6 классах 2часа в неделю, по 68 часа в год, всего за курс 406 часов.
II.Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Освоение данной программы обеспечиваетформирование следующих базовых учебных действий, а также достижение предметныхрезультатов:
Физические характеристики персональнойидентификации:
— определяет свои внешние данные (с помощью);
— определяет состояние своего здоровья (хорошо-плохо,болит – не болит).
Гендерная идентичность
— определяет свою половую принадлежность(без обоснования);
Возрастная идентификация
— проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
— осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
— понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
— проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты ит.д.).
«Социальные навыки»
— умеет устанавливать контакты (на элементарномуровне);
— пользуется речевыми и жестовыми формамивзаимодействия для установления контактов;
— участвует в совместной деятельности (играх, танцах идр., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);
Развитие мотивов учебной деятельности:
— проявляет мотивацию благополучия (желает заслужитьодобрение);
Ответственность за собственное здоровье,безопасность и жизнь
— осознает, что определенные его действия несутопасность для него;
Экологическая ответственность
— не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей,ценностей, чувств:
— наблюдает за окружающими предметами и явлениями приуказании на них;
Развитие навыков сотрудничества совзрослыми и сверстниками:
— принимает участие в коллективных делах и играх;
Предметные результаты:
— Включатьсяв работу на занятиях к выполнению заданий.
— Немешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
— Проявлятьлюбознательность и интерес к новым видам деятельности.
— Готовитьсяк занятиям, занимать исходное положение, находить свое место в строю (спомощью).
— Проявлятьлюбознательность и интерес к новому.
— уметьслушать музыку и звучащие инструменты;
— выполнятьнесложные движения руками и ногами;
— активноприхлопывать и притопывать вместе с учителем;
— слушатьи правильно выполнять инструкцию учителя.
— уметьслушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
— уметьначинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.
III.Содержание курса
Вариант8.1 (270 ч.)
Движение на плоскости» (56 ч.):
развитие содружественных движений глаз и руки, правой илевой рук;
развитие силы и координации движений пальцев;
развитие пространственной ориентации, концентрациивнимания.
«Геометрические фигуры» (64 ч.):
формирование представлений о геометрических формах, цветеи размере;
формирование представлений о тождестве и симметрии;
формирование способности к классификации;
формирование представления о пространственных отношениях(«лево–право», «вверх–вниз»);
развитие пространственной ориентации.
развитиематематических представлений («больше-меньше», «столько же», «состав числа».)
развитиепространственной ориентации.
«Схожее и различное» (40 ч.):
формирование содружественных движений обеихрук;
формированиеспособности к копированию и воспроизведению;
формированиепредставления о симметрии, навыка создания симметричных узоров;
развитие представлений о форме, размере и цвете;
развитиеумения соотносить и сравнивать размеры предметов зрительно и с помощьюпрактических действий;
развитиеспособности к классификации;
развитиекоординации «глаз-рука».
Развитиетворческих способностей в изобразительной деятельности;
Развитиесенсо-перцептивной сферы;
Развитиевариативности и оригинальности мышления
«Пространственные объекты» (46ч.):
развитие представлений о геометрических формах;
развитие пространственных отношений;
развитие координации движений пальцев;
формирование относительных представлений
«Навыки письма» (40 ч.):
развитие пространственных представлений;
формирование графо-моторных навыков, подготовка к письму;
развитие концентрации внимания;
формирование навыка владения карандашом и навыков письма.
«Хватательные движения» (24 ч.):
развитие дифференцированных хватательных движений;
формирование навыков дозирования усилий и модуляции движений,необходимых для освоения письма;
развитие представлений о числе;
развитиенавыков счёта и классификации.
Формы организации и виды деятельности:
— индивидуальные;
Вариант8.2 (338 ч.)
Движение на плоскости» (70 ч.):
развитие содружественных движений глаз и руки, правой илевой рук;
развитие силы и координации движений пальцев;
развитие пространственной ориентации, концентрациивнимания.
«Геометрические фигуры» (80 ч.):
формирование представлений о геометрических формах, цветеи размере;
формирование представлений о тождестве и симметрии;
формирование способности к классификации;
формирование представления о пространственных отношениях(«лево–право», «вверх–вниз»);
развитие пространственной ориентации.
развитиематематических представлений («больше-меньше», «столько же», «состав числа».)
развитиепространственной ориентации.
«Схожее и различное» (50 ч.):
формирование содружественных движений обеихрук;
формированиеспособности к копированию и воспроизведению;
формированиепредставления о симметрии, навыка создания симметричных узоров;
развитие представлений о форме, размере и цвете;
развитиеумения соотносить и сравнивать размеры предметов зрительно и с помощьюпрактических действий;
развитиеспособности к классификации;
развитиекоординации «глаз-рука».
Развитиетворческих способностей в изобразительной деятельности;
Развитиесенсо-перцептивной сферы;
Развитиевариативности и оригинальности мышления
«Пространственные объекты» (58ч.):
развитие представлений о геометрических формах;
развитие пространственных отношений;
развитие координации движений пальцев;
формирование относительных представлений
«Навыки письма» (50 ч.):
развитие пространственных представлений;
формирование графо-моторных навыков, подготовка к письму;
развитие концентрации внимания;
формирование навыка владения карандашом и навыков письма.
«Хватательные движения» (30 ч.):
развитие дифференцированных хватательных движений;
формирование навыков дозирования усилий и модуляции движений,необходимых для освоения письма;
развитие представлений о числе;
развитиенавыков счёта и классификации.
Формы организации и виды деятельности:
— индивидуальные;
Вариант8.4 (406 ч.)
Движение на плоскости» (84 ч.):
развитие содружественных движений глаз и руки, правой илевой рук;
развитие силы и координации движений пальцев;
развитие пространственной ориентации, концентрациивнимания.
«Геометрические фигуры» (96 ч.):
формирование представлений о геометрических формах, цветеи размере;
формирование представлений о тождестве и симметрии;
формирование способности к классификации;
формирование представления о пространственных отношениях(«лево–право», «вверх–вниз»);
развитие пространственной ориентации.
развитиематематических представлений («больше-меньше», «столько же», «состав числа».)
развитиепространственной ориентации.
«Схожее и различное» (60 ч.):
формирование содружественных движений обеихрук;
формированиеспособности к копированию и воспроизведению;
формированиепредставления о симметрии, навыка создания симметричных узоров;
развитие представлений о форме, размере и цвете;
развитиеумения соотносить и сравнивать размеры предметов зрительно и с помощьюпрактических действий;
развитиеспособности к классификации;
развитиекоординации «глаз-рука».
Развитиетворческих способностей в изобразительной деятельности;
Развитиесенсо-перцептивной сферы;
Развитиевариативности и оригинальности мышления
«Пространственные объекты» (70ч.):
развитие представлений о геометрических формах;
развитие пространственных отношений;
развитие координации движений пальцев;
формирование относительных представлений
«Навыки письма» (60 ч.):
развитие пространственных представлений;
формирование графо-моторных навыков, подготовка к письму;
развитие концентрации внимания;
формирование навыка владения карандашом и навыков письма.
«Хватательные движения» (36 ч.):
развитие дифференцированных хватательных движений;
формирование навыков дозирования усилий и модуляции движений,необходимых для освоения письма;
развитие представлений о числе;
развитиенавыков счёта и классификации.
Формы организации и виды деятельности:
— индивидуальные;
IV. Тематическое планирование
Вариант 8.1.
1 класс (66 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
10 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
2 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
3 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
4 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 Представленная информация была полезной? ДА 61.32% НЕТ 38.68% Проголосовало: 1484 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
Вариант 8.2.
1 класс (66 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
10 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
2 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
3 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
4 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
5 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
Вариант 8.3.
1 класс (66 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
10 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
2 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
3 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
4 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
5 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
6 класс (68 ч.)
№ п/п |
Содержание (наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
«Движение на плоскости» |
14 |
2 |
«Геометрические фигуры» |
16 |
3 |
«Схожее и различное» |
10 |
4 |
«Пространственные объекты» |
12 |
5 |
«Навыки письма» |
10 |
6 |
«Хватательные движения» |
6 |
7 |
Итого |
68 |
Программно-методическиематериалы:
1. Абраменкова В.«Воспитание игрой». – М. Лепта Книга, 2008.
2. Александровская Э.М.,Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста:Учебно-методическое пособие: Ч.2 // Журнал прикладной психологии. – 2001. — №1.– С. 41-61.
3. Алексеева Е.Е.«Психологические проблемы детей дошкольного возраста». – СПб: Речь, 2006.
4. Желудкова Е.А.,Неборонова Г.Г., Чистякова Е.В. Перцептивный тренинг «Пертра» как средствопсихологической диагностики и развития дошкольников // Журнал «Обруч». — 2010.- №10.
5. Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов иродителей. 2-е издание. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,2000. — 96 с.
6. Игровой комплект«Пертра». Набор психолога: методические рекомендации. — М.: ИНТ. — 60с.
7. Кленкова О.Е.Использование перцептивного тренинга для диагностики развития дошкольников //Журнал «Педагогическая диагностика». — 2002. — № 1. — С. 94-109.
8. Левченко Л.Ю. Игровойкомплект «Пертра» как средство сенсомоторного развития и коррекции дошкольников// Журнал «Коррекционная педагогика». — 2014. — № 2. — С. 1–3.
9. Метиева Л.А., УдаловаЭ.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр иигровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с. (Специальнаяпсихология.)
10. Перминова Г.А. Игровойкомплект «Пертра». Набор психолога. Методическое пособие. – М.: ИНТ, 2014. – 52с.
11. Черемошкина Л.В.Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. – 368 с.
12. Черемошкина Л.В.Развитие памяти у детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2005. – 96 с.
13. Яничева Т.Г. «Полезнаякнига для хороших родителей: ответы психологов на вопросы родителей». — Спб.Речь, 2006.
