муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение «Средняя школа №4»
« Рассмотрено» Руководитель ШМО ______________/____________/ ФИО Протокол №_______ от «___» ____________2022г.
|
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ « Средняя школа №4» ______________/____________/ ФИО «___»___________2022г.
|
« Утверждено» Руководитель МБОУ «Средняя школа №4» ______________/___________/ ФИО Приказ №_______ от «___» ____________2022г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дополнительному образованию: «Учусь готовить».
Направление: Художественно-эстетическое.
Уровень общего образования: основное общее образование 5-9 классы
Количество часов — ____72___
Составитель (составители): Лисина Р.А.
Ачинск 2022 г.
Пояснительная записка.
Рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности для 5-9 классов составлена в соответствиис правовыми и нормативными документами:
— Федеральный Закон«Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
— ПриказМинобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечняучебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
— ПриказМинобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении ивведении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N15785);
— ПриказМинистерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31декабря 2015 г.
— ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.20 №2014 №1598,зарегистрированный Минюстом России 03.02.2015 года №35847, «Об утверждении ивведении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья;
— ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)» зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г, регистрационный№ 35850. — ПисьмоМинобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебныхпредметов»; — ООП -Примерная программа по предмету/курсу (вставить).
Дополнительнаяобразовательная программа «Учусь готовить»
имеетхудожественно – эстетическую направленность.
Данная программа направлена на приобщение ребенка кмиру общечеловеческих ценностей, на формирование у подрастающего поколенияинтереса к различным профессиям, к истории народного кулинарного творчества,уважения к людям труда, доброго отношения к природе, людям, бережного отношенияк труду.
Кулинарное искусство – основа жизни любого народа,основа его нравственности, всех представлений пищи. Им пронизаны народныеобряды, обычаи, все произведения народного кулинарного искусства. Поэтомунеобычайно важно, не просто обучать учащихся, а делать это с опорой на народныйопыт, на вековые народные традиции, показывая детям, как продукт труда истинныхумельцев становится настоящим произведением кулинарного искусства. Необходимонаучить учащихся ценить настоящую красоту народного кулинарного искусства,научить навыкам работы с продуктами питания, через изучение традиций, обычаевнародов, научить их не просто готовить, но и суметь оригинально оформлятьблюда. Данная программа работы кружка предусматривает как теоретическиесведения о питательной и биологической ценности продуктов и технологииприготовления блюд, правила поведения и приема гостей, этикете, а такжепрактическую деятельность по обработке и приготовлению блюд в бригадной формеорганизации труда (4-5 человек) по каждой теме по инструкционным картам,составление копилки рецептов. Продукты для приготовления блюд учащиеся приносятиз дома, согласно предложенной рецептуре.
Питание — неотъемлемая составная часть жизни. Зачем нужна пища, знает каждый, охлебе насущном человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он низанимался. Еда — топливо, на котором работает организм, и знать это топливо,уметь грамотно его использовать должен любой человек.
Полученные знания помогут накормить семью, принять гостей, а может быть и сделатьпервый шаг в выбранной специальности. Способность самим приготовить простейшие блюдавызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатамисвоего труда, возбуждает желание к дальнейшим действиям.
Конечным результатом изучения курса будет творческийпроект по приготовлению блюд. Занятия будут проходить в кабинете технологии вшколе.
Описание материально-техническогообеспечения образовательногопроцесса:
1 |
Кабинет № 12 |
— рабочее место учителя (1шт) — комплект школьной мебели для учащихся (8 шт) — доска магнитная (1 шт) — доска меловая (1 шт) — шкаф (23шт) |
Холодильник 1шт Эл. Плита -1 шт
|
— различные виды, типы плакатов — учебно-информационные стенды — наглядные пособия — методическая литература
|
Цель программы:
— формирование знаний и уменийобучающихся, способствующих социальной адаптации; подготовка детей ксамостоятельной жизни в плане организации питания, формирование интереса и практическогоприменения знаний и умений в области кулинарии.
В процессе реализации программы решаются следующиезадачи:
Обучающие:
· обучитьразличным видам техники кулинарного искусства;
· познакомитьс историей кулинарного искусства
· формированиеоснов культуры питания и здорового образа жизни обучающихся
Развивающие:
· развиватьинтерес к кулинарному искусству
· развиватьтворческих способностей учащихся
· развиватькоммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать со сверстниками в процессерешения проблемы
· развиватьнавыки экономного ведения домашнего хозяйства «Каждый кусочек — в дело!»
· развиватьмелкую моторику рук, памяти, внимания, эстетического вкуса.
Воспитательные:
· воспитаниетворческого подхода к своей работе и самостоятельности, уважения к народнымобычаям и традициям
· воспитаниепривычки к чистоте на рабочем месте
· воспитаниетрудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда.
Программа «Учусь готовить» по кулинарномуискусству ориентирована на детей в возрасте от 12 до 16 лет. Комплектация групппроизводится с учетом возраста обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 раз в неделюпо 2 часа.
Возможна индивидуальная работа с одаренными детьми.
Основная форма работы на занятиях: групповая, индивидуальная.
На занятиях используются различные методы обучения (словесные,наглядные и практические). Каждое занятие включает теоретическую и практическуючасть. Теоретические сведения — это объяснение нового материала (форма беседа).Практическая часть — изготовление блюд и их оформление. Практической части занятийотводится большая часть времени, каждый обучающийся должен овладеть основными способамиприготовления различных блюд.
Для преодоления обучающимися затруднений в процессеработы педагог оказывает помощь:
— стимулирующую
— направляемую.
Коллективная работа по приготовлению блюд — наиболееприемлемая и эффективная форма работы. Способствует сплочению коллектива,улучшению качества работы. В конце работы обучающиеся получаютопределенный результат. Создается благоприятная обстановка для того: чтобы научитьдетей оценивать свою собственную работу подходить к оценке самокритично.
Содержание учебного курсадополнительного образования
(внеурочной деятельности)
|
Тема |
Количество часов |
Содержание |
Виды учебной деятельности ученика |
1 |
Организационное собрание. Вводный урок. Правила ТБ и санитарии.
|
2 |
Организация коллектива. Содержание программы кружка. Расписание занятий. Правила внутреннего распорядка и правила безопасной работы при приготовлении блюд. Правила санитарии и гигиены.
|
Лекция установочная. Беседа с демонстрацией |
2 |
Хлеб и его значение. Бутерброды. Горячие напитки.
|
4 |
История появления хлеба. Значение хлеба в питании человека. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления простых бутербродов. Подача их к столу. Горячие напитки. Русский чай. Заваривание чая. 1) приготовление бутербродов простых: 2) Приготовление простых горячих бутербродов 3) приготовление чая.
|
Лекция, Беседа с презентацией Практические занятия |
3 |
Значение яиц в питании. Блюда из яиц. |
4 |
Значение яиц в питании человека Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Хранение яиц. Технология приготовления отварных лиц и яичниц. Практическая работа: 1) приготовление отварных яиц: всмятку, вкрутую
|
Лекция, Беседа с презентацией Практические занятия. |
4 |
Пищевая ценность овощей. Основные виды первичной и тепловой обработки |
6 |
Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии. Сохранность питательных веществ в овощах при кулинарной обработке. Назначение и правила первичной обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка). Способы и формы нарезки. Кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Приготовление блюд из сырых овощей. Виды салатов. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов. Оформление салатов. Подача к столу. Практическая работа: 1) нарезка овощей для салатов, фигурная нарезка З) приготовление салата из свежих овощей: морковь с чесноком
|
Лекция, Беседа с презентацией Практические занятия. |
5 |
Молоко и молочные продукты. Кисломолочные продукты. |
6 |
Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Способы определения качества молока. Сроки хранения молока. Санитарно-гигиенические требования при приготовлении блюд из молока. Технология приготовления молочных супов и каш. Практическая работа: 1) Приготовление молочной жидкой каши — пшенной с изюмом. 2) Приготовление молочной лапши. 3) Приготовление сырников.
|
Лекция, Беседа с презентацией Практические занятия. |
6 |
Крупы и макаронные изделия. Значение в питании человека.
|
6 |
Виды круп. Их первичная обработка. Виды макаронных изделий и их первичная обработка. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления каш. Способы варки макаронных изделий. Процессы, происходящие при варке круп и макаронных изделий. Причины увеличения объема при варке. Соотношение крупы и макаронных изделий и жидкости при варке. Технология приготовления каш и макарон. Практическая работа: 1) подготовка круп и макарон к тепловой обработке 2) приготовление рассыпчатой гречневой каши 3) приготовление отварных макарон с овощами.
|
Лекция, Беседа с презентацией Практические занятия. |
7 |
Холодные сладкие блюда. |
6 |
Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Технология приготовления компота из свежих и сушеных фруктов и ягод. Виды крахмала и его свойства. Технология приготовления киселей различной консистенции (жидкий, средний, густой). Практическая работа: 1) Приготовление компота из сухофруктов. 2) Приготовление желе фруктового.
|
Лекция, Беседа с презентацией Практические занятия. |
8 |
Виды теста. Продукты для приготовления теста. |
26 |
Питательная ценность хлебобулочных изделий, виды теста. Основные и дополнительные продукты для приготовления теста. Определение качества муки (по цвету, запаху, вкусу и влажности). Разрыхлители теста (дрожжи, сода, взбивание). Ароматические добавки. Пресное тесто. Основные изделия из этого теста. Способы приготовления теста для блинов и оладий. Технология выпечки блинов и оладий. Подача блинов к столу. Песочное тесто. Основные изделия из этого теста. Правила приготовления песочного теста. Дефекты приготовления, причины. Приготовление теста для печенья. Технология приготовления печенья. Практическая работа: 1) Определение качества муки по цвету, запаху, вкусу и влажности 7) Приготовление вареников с картофелем. 8) Приготовление кексов с изюмом. 9) Приготовление булочек из сдобного дрожжевого теста. 10) Приготовление булочек с изюмом. 11) Приготовление хвороста. 12) Приготовление пирожного картошка.
|
Лекция, Беседа с презентацией Практические занятия. |
9 |
Сервировка стола. |
4 |
Сервировка стола. Искусство сервировки. История появления и совершенствования посуды и столовых приборов. Правила сервировки. Способы сворачивания салфеток. Правила поведения за столом. Практическая работа.
|
Лекция, Беседа с презентацией Практические занятия |
10 |
Мясо, пищевая ценность мяса и блюда из него. |
6 |
Способы жаренья мяса. Блюда из жареного мяса. Время жаренья и способы определения готовности блюда. Технология приготовления жареного мяса и блюд из него. Принципы подбора гарниров и соусов к мясным блюдам. Практическая работа: 1) приготовление борща на мясном бульоне
|
Лекция, Беседа с презентацией Практические занятия. |
|
Итого: |
72 |
|
|
Тематическое планирование
№ п./п |
Т е м а
|
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Организационное собрание. Вводный урок. Правила ТБ и санитарии. |
2 |
2 |
— |
2. |
Хлеб и его значение. Бутерброды. Горячие напитки |
4 |
1 |
3 |
3. |
Значение яиц в питании. Блюда из яиц |
4 |
1 |
3 |
4. |
Пищевая ценность овощей. Основные виды первичной и тепловой обработки |
6 |
2 |
4 |
5. |
Молоко и молочные продукты. Кисломолочные продукты |
6 |
2 |
4 |
6. |
Крупы и макаронные изделия. Значение в питании человек |
6 |
2 |
4 |
7 |
Холодные сладкие блюда. |
6 |
2 |
4 |
8. |
Виды теста. Продукты для приготовления теста |
26 |
2 |
24 |
9 |
Сервировка стола. |
4 |
2 |
2 |
10. |
Мясо, пищевая ценность мяса и блюда из него |
6 |
2 |
4 |
|
ИТОГО:
|
72 |
20
|
52
|
|
|
|
|
|
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМЫ ИХ ОЦЕНКИ
ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
результаты освоения содержания курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Личностныерезультаты освоения программы дополнительного образования художественно-эстетическогонаправления должны отражать готовность обучающихся руководствоватьсясистемой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности наеё основе и в процессе реализации основных направлений воспитательнойдеятельности.
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнениюобязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законныхинтересов других людей;
— активное участие в жизни семьи,Организации, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых формэкстремизма, дискриминации;
— понимание роли различныхсоциальных институтов в жизни человека;
— представление об основныхправах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилахмежличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
Патриотическоговоспитания:
— осознание российскойгражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлениеинтереса к познанию родной истории, культуры Российской Федерации, своего края,народов России;
— ценностное отношение кдостижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям,боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России,государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственноговоспитания:
— ориентация на моральныеценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своеповедение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственныхи правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальныхпоступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального иобщественного пространства.
Эстетическоговоспитания:
— восприимчивость к разнымвидам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, пониманиеэмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественнойкультуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценностиотечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций инародного творчества;
— стремление к самовыражению вразных видах искусства.
Физического воспитания,формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение ксвоему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,регулярная физическая активность);
— осознание последствий инеприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иныхформ вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правилбезопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
— способность адаптироваться кстрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природнымусловиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя идругих, не осуждая;
умение осознаватьэмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственнымэмоциональным состоянием;
Трудового воспитания:
— установка на активноеучастие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города,края) технологической и социальной направленности;
— интерес к практическомуизучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе примененияизучаемого предметного знания;
— осознание важности обученияна протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитиенеобходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться впрофессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальныхспособностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практическойтворческой деятельности:
— умение планировать работу по реализации замысла, предвидетьрезультат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальныйзамысел;
— приобщение учащихся к системе культурныхценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе иотечественной;
— овладение основаминравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты,взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека,терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшеймеры воспитанности);
— стремление преодолеватьтрудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
— умение самостоятельноорганизовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
— определение правильностьвыполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основеразличных образцов.
— выполнение задания всоответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий наопределенном этапе.
— использование в работелитературу, инструменты, приборы.
оценка своего задания по параметрам,заранее представленным.
— участие в диалоге;умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,поступки.
1. Дети послеобучения должны знать:
-общие сведения о процессе пищеварения
— правила санитария и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасныеприемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями
— виды бутербродов и горячих напитков
— способы определения свежести яиц
— виды овощей правила первичной обработки овощей
— о кулинарном значении молока, способы определения качества молока
— правила варки крупяных каш и макаронных изделий
— общие сведения о пищевой ценности рыбы, методы определения качества рыбы,способы первичной обработки рыбы, правила варки
— понятие о пищевой ценности мяса, способы определения качества мяса, способы первичнойобработки мяса, правила варки
— способы определения качества муки, питательную ценность изделий из теста,виды разрыхлителей, виды теста
— кулинарные свойства крахмала, приготовления киселя
— способы заготовки продуктов сохранение овощей и фруктов методом сушки изамораживания.
2. Дети после обучения должны уметь:
— работать с кухонным оборудованием, определять качество продуктов (овощей,яиц, молока, рыбы, мяса) и производить первичную обработку, работать с бытовымиэлектроприборами, мыть посуду, применять моющие средства
— выполнять нарезку овощей
— готовить блюда из сырых овощей, яиц, молока, круп и макаронных изделий, рыбы,мяса
— приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, печенье
— сушить ягоды, фрукты, овощи и замораживать их.
Цели контроля:
1. Определениеоценки знаний, умений и навыков, которые получают обучающиеся в процессеобучения.
2. Выявлениепробелов в знаниях обучающихся.
3. Определениестепени комфортности обучающихся в коллективе.
4. Определениеуровня развития творческих способностей обучающихся в процессе обучения.
Оценка результативности проводится через тематическиеконтрольные проверки знаний, умений и навыков обучающихся. По даннойпрограмме используются следующие формы контроля:
· Графическиетесты
· Викторины
· Игрыи творческие показы
Способы определения результативности
Время проведения |
Цель проведения |
Форма контроля |
Входная диагностика (начало учебного года) |
Определение уровня развития |
тестирование |
Текущий контроль (в течение учебного года) |
Контроль усвоения тем программы. |
практическая работа |
Промежуточный контроль (по итогам полугодия) |
Контроль усвоения тем программы. |
практическая работа |
Итоговый контроль (в конце учебного года) |
Определение уровня развития |
тестирование |
· Использованиедидактических методик для выявления комфортности обучающихся, выявлениеорганизаторских и коммуникативных способностей.
Диагностический и контрольный материал заносится взаранее подготовленные карты и папки.