X-PDF

Программа кружка дополнительного образования Учусь готовить

Поделиться статьей

муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение «Средняя школа №4»

« Рассмотрено» Руководитель ШМО  ______________/____________/                           ФИО Протокол №_______ от «___» ____________2022г.

 

«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ « Средняя школа №4» ______________/____________/                           ФИО  «___»___________2022г.

 

« Утверждено» Руководитель МБОУ «Средняя школа №4» ______________/___________/                           ФИО Приказ №_______ от «___» ____________2022г.

 

 

 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

 

 

По дополнительному образованию: «Учусь готовить».

Направление: Художественно-эстетическое.

 

Уровень общего образования: основное общее образование 5-9 классы

Количество часов — ____72___

 

 

 

Составитель (составители): Лисина Р.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ачинск  2022 г.

Пояснительная  записка.

 

Рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности для 5-9 классов составлена в соответствиис правовыми и нормативными документами:

  Федеральный Закон«Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

ПриказМинобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечняучебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственнуюаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

  ПриказМинобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении ивведении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N15785);

  ПриказМинистерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31декабря 2015 г.

ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.20 №2014 №1598,зарегистрированный Минюстом России 03.02.2015 года №35847, «Об утверждении ивведении в действие федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья;

ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями)» зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г, регистрационный№ 35850. ПисьмоМинобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебныхпредметов»; ООП -Примерная программа по предмету/курсу (вставить).

 

       Дополнительнаяобразовательная программа «Учусь готовить»

имеетхудожественно – эстетическую направленность.

Данная программа направлена на приобщение ребенка кмиру общечеловеческих ценностей, на формирование у подрастающего поколенияинтереса к различным профессиям, к истории народного кулинарного творчества,уважения к людям труда, доброго отношения к природе, людям, бережного отношенияк труду. 

Кулинарное искусство – основа жизни любого народа,основа его нравственности, всех представлений пищи. Им пронизаны народныеобряды, обычаи, все произведения народного кулинарного искусства. Поэтомунеобычайно важно, не просто обучать учащихся, а делать это с опорой на народныйопыт, на вековые народные традиции, показывая детям, как продукт труда истинныхумельцев становится настоящим произведением кулинарного искусства. Необходимонаучить учащихся ценить настоящую красоту народного кулинарного искусства,научить навыкам работы с продуктами питания, через изучение традиций, обычаевнародов, научить их не просто готовить, но и суметь оригинально оформлятьблюда. Данная программа работы кружка предусматривает как теоретическиесведения о питательной и биологической ценности продуктов и технологииприготовления блюд, правила поведения и приема гостей, этикете, а такжепрактическую деятельность по обработке и приготовлению блюд в бригадной формеорганизации труда (4-5 человек) по каждой теме по инструкционным картам,составление копилки рецептов. Продукты для приготовления блюд учащиеся приносятиз дома, согласно предложенной рецептуре.

            Питание — неотъемлемая составная часть жизни. Зачем нужна пища, знает каждый, охлебе насущном человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он низанимался. Еда — топливо, на котором работает организм, и знать это топливо,уметь грамотно его использовать должен любой человек.

            Полученные знания помогут накормить семью, принять гостей, а может быть и сделатьпервый шаг в выбранной специальности. Способность самим приготовить простейшие блюдавызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатамисвоего труда, возбуждает желание к дальнейшим действиям.

Конечным результатом изучения курса будет творческийпроект по приготовлению блюд. Занятия будут проходить в кабинете технологии вшколе.

 

Описание материально-техническогообеспечения образовательногопроцесса:

 

1

Кабинет № 12

— рабочее место учителя (1шт)

— комплект школьной мебели для учащихся (8 шт)

— доска магнитная (1 шт)

— доска меловая (1 шт)

— шкаф (23шт)

Холодильник 1шт

Эл. Плита -1 шт

 

 

 — различные виды, типы плакатов

— учебно-информационные стенды

— наглядные пособия

— методическая литература

 

 

 

Цель   программы:

—  формирование знаний и уменийобучающихся, способствующих социальной адаптации; подготовка детей ксамостоятельной жизни в плане организации питания, формирование интереса и практическогоприменения знаний и умений в области кулинарии.

 

В процессе реализации программы решаются следующиезадачи:

 

Обучающие:

·        обучитьразличным видам техники кулинарного искусства;

·        познакомитьс историей кулинарного искусства

·        формированиеоснов культуры питания и здорового образа жизни  обучающихся

 

Развивающие:

·        развиватьинтерес к кулинарному искусству

·        развиватьтворческих способностей учащихся

·        развиватькоммуникативные навыки детей, умение взаимодействовать со сверстниками в процессерешения проблемы 

·        развиватьнавыки экономного ведения домашнего хозяйства «Каждый кусочек — в дело!»

·        развиватьмелкую моторику рук, памяти, внимания, эстетического вкуса.

 

Воспитательные:

·        воспитаниетворческого подхода к своей работе и самостоятельности, уважения к народнымобычаям и традициям

·        воспитаниепривычки к чистоте на рабочем месте

·        воспитаниетрудолюбия, потребности в труде, уважения к людям труда.

 

 

Программа «Учусь готовить» по кулинарномуискусству ориентирована на детей в возрасте от 12 до 16 лет. Комплектация групппроизводится с учетом возраста обучающихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 раз в неделюпо 2 часа.

Возможна индивидуальная работа с одаренными детьми.

Основная форма работы на занятиях: групповая, индивидуальная.

На занятиях используются различные методы обучения (словесные,наглядные и практические). Каждое занятие включает теоретическую и практическуючасть. Теоретические сведения — это объяснение нового материала (форма беседа).Практическая часть — изготовление блюд и их оформление. Практической части занятийотводится большая часть времени, каждый обучающийся должен овладеть основными способамиприготовления различных блюд.

Для преодоления обучающимися затруднений в процессеработы педагог оказывает            помощь:
—           стимулирующую
—           направляемую.

Коллективная работа по приготовлению блюд — наиболееприемлемая и эффективная форма работы. Способствует сплочению коллектива,улучшению качества  работы.          В конце работы обучающиеся получаютопределенный результат. Создается благоприятная обстановка для того: чтобы научитьдетей оценивать свою собственную работу подходить к оценке самокритично.

 

 

 

Содержание учебного курсадополнительного образования

 (внеурочной деятельности)

 

Тема

Количество часов

Содержание

Виды учебной деятельности ученика

1

Организационное собрание. Вводный урок. Правила ТБ и санитарии.

 

2

Организация коллектива. Содержание программы кружка. Расписание занятий. Правила внутреннего распорядка и правила безопасной работы при приготовлении блюд. Правила санитарии и гигиены.

 

Лекция установочная.

Беседа с демонстрацией

2

Хлеб и его значение. Бутерброды. Горячие напитки.

 

4

 История появления хлеба. Значение хлеба в питании человека. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов.

Виды бутербродов. Технология приготовления простых бутербродов. Подача их к столу. Горячие напитки. Русский чай. Заваривание чая.

1)      приготовление бутербродов простых:
— бутерброд со сливочным маслом и сыром, бутерброд с вареной колбасойэ

2)       Приготовление простых  горячих бутербродов

3)      приготовление чая.

 

Лекция,

Беседа с презентацией

Практические занятия

3

Значение яиц в питании. Блюда из яиц.

4

Значение яиц в питании человека Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Хранение яиц. Технология приготовления отварных лиц и яичниц.

Практическая работа:

1) приготовление отварных яиц: всмятку, вкрутую
2) приготовление яичницы — глазуньи

 

Лекция,

Беседа с презентацией

Практические занятия.

4

Пищевая ценность овощей.  Основные виды первичной и тепловой обработки 

6

Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии. Сохранность питательных веществ в овощах при кулинарной обработке. Назначение и правила первичной обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка). Способы и формы нарезки. Кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Приготовление блюд из сырых овощей. Виды салатов. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов. Оформление салатов. Подача к столу.

Практическая работа:

1) нарезка овощей для салатов, фигурная нарезка
2) приготовление салата из свежих овощей: огурцов и лука

З) приготовление салата из свежих овощей: морковь с чесноком
4) приготовление салата с использованием яиц: зеленый лук, редис и яйца

 

Лекция,

Беседа с презентацией

Практические занятия.

5

Молоко и молочные продукты. Кисломолочные продукты.

6

Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Способы определения качества молока. Сроки хранения молока. Санитарно-гигиенические требования при приготовлении блюд из молока. Технология приготовления молочных супов и каш.

Практическая работа:

1)       Приготовление молочной жидкой каши — пшенной с изюмом.

2)      Приготовление молочной лапши.

3)      Приготовление сырников.

 

Лекция,

Беседа с презентацией

Практические занятия.

6

 Крупы и макаронные изделия. Значение в питании человека.

 

6

Виды круп. Их первичная обработка. Виды макаронных изделий и их первичная обработка. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления каш. Способы варки макаронных изделий. Процессы, происходящие при варке круп и макаронных изделий. Причины увеличения объема при варке. Соотношение крупы и макаронных изделий и жидкости при варке. Технология приготовления каш и макарон.

Практическая работа:

1)      подготовка круп и макарон к тепловой обработке

2)       приготовление рассыпчатой гречневой каши

3)       приготовление отварных макарон с овощами.

 

Лекция,

Беседа с презентацией

Практические занятия.

7

Холодные сладкие блюда.

6

Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Технология приготовления компота из свежих и сушеных фруктов и ягод. Виды крахмала и его свойства. Технология приготовления киселей различной консистенции (жидкий, средний, густой).

 Практическая работа:

1)      Приготовление компота из сухофруктов.
2)  Приготовление киселя клюквенного.

2)     Приготовление желе фруктового.

 

 

Лекция,

Беседа с презентацией

Практические занятия.

8

Виды теста. Продукты для приготовления теста.

26

Питательная ценность хлебобулочных изделий, виды теста. Основные и дополнительные продукты для приготовления теста. Определение качества муки (по цвету, запаху, вкусу и влажности). Разрыхлители теста (дрожжи, сода, взбивание). Ароматические добавки. Пресное тесто. Основные изделия из этого теста. Способы приготовления теста для блинов и оладий. Технология выпечки блинов и оладий. Подача блинов к столу. Песочное тесто. Основные изделия из этого теста. Правила приготовления песочного теста. Дефекты приготовления, причины. Приготовление теста для печенья. Технология приготовления печенья.

Практическая работа:

1) Определение качества муки по цвету, запаху, вкусу и влажности
2) Приготовление и выпечка блинов скороспелых
З) Приготовление блинчиков с творогом
4) Приготовление оладий с яблоками
5) Приготовление песочного печенья «Мечта»
6) Приготовление песочного печенья «Золотистое»

7) Приготовление вареников с картофелем.

8) Приготовление кексов с изюмом.

9) Приготовление булочек из сдобного дрожжевого теста.

10) Приготовление булочек с изюмом.

11) Приготовление хвороста.

12) Приготовление пирожного картошка.

 

 

Лекция,

Беседа с презентацией

Практические занятия.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

9

Сервировка стола.

4

Сервировка стола. Искусство сервировки. История появления и совершенствования посуды и столовых приборов. Правила сервировки. Способы сворачивания салфеток. Правила поведения за столом.

Практическая работа.

  1. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину.
  2. Сервировка праздничного стола.

 

Лекция,

Беседа с презентацией

Практические занятия

10

Мясо, пищевая ценность мяса и блюда из него.

6

Способы жаренья мяса. Блюда из жареного мяса. Время жаренья и способы определения готовности блюда. Технология приготовления жареного мяса и блюд из него. Принципы подбора гарниров и соусов к мясным блюдам.

Практическая работа:

1) приготовление борща на мясном бульоне
2) приготовление мясного блюда «азу»
3) приготовление ленивых голубцов

 

Лекция,

Беседа с презентацией

Практические занятия.

 

Итого:

72

 

 

 

Тематическое  планирование

 

 

 

 

п./п

Т е м а

 

 

Всего часов

Теория

Практика

1.

Организационное собрание. Вводный урок. Правила ТБ и санитарии.

2

2

2.

Хлеб и его значение. Бутерброды. Горячие напитки 

4

1

3

3.

Значение яиц в питании. Блюда из яиц 

4

1

3

4.

Пищевая ценность овощей.  Основные виды первичной и тепловой обработки 

6

2

4

5.

Молоко и молочные продукты. Кисломолочные продукты

6

2

4

6.

Крупы и макаронные изделия. Значение в питании человек

6

2

4

7

Холодные сладкие блюда.

6

2

4

8.

Виды теста. Продукты для приготовления теста

26

2

24

9

Сервировка стола.

4

2

2

10.

Мясо, пищевая ценность мяса и блюда из него

6

2

4

 

 

ИТОГО:

 

 

72

20

 

52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМЫ ИХ ОЦЕНКИ

ЛИЧНОСТНЫЕ,МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

результаты освоения содержания курса внеурочной деятельности

 

Личностные результаты

Личностныерезультаты освоения программы дополнительного образования  художественно-эстетическогонаправления должны отражать готовность обучающихся руководствоватьсясистемой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности наеё основе и в процессе реализации основных направлений воспитательнойдеятельности.

Гражданского воспитания:

— готовность к выполнениюобязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законныхинтересов других людей;

— активное участие в жизни семьи,Организации, местного сообщества, родного края, страны;

— неприятие любых формэкстремизма, дискриминации;

— понимание роли различныхсоциальных институтов в жизни человека;

— представление об основныхправах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилахмежличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

Патриотическоговоспитания:

— осознание российскойгражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлениеинтереса к познанию родной истории, культуры Российской Федерации, своего края,народов России;

— ценностное отношение кдостижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям,боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

— уважение к символам России,государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,традициям разных народов, проживающих в родной стране.

 Духовно-нравственноговоспитания:

— ориентация на моральныеценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

— готовность оценивать своеповедение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственныхи правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальныхпоступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального иобщественного пространства.

 Эстетическоговоспитания:

— восприимчивость к разнымвидам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, пониманиеэмоционального воздействия искусства;

— осознание важности художественнойкультуры как средства коммуникации и самовыражения;

— понимание ценностиотечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций инародного творчества;

— стремление к самовыражению вразных видах искусства.

Физического воспитания,формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности жизни;

— ответственное отношение ксвоему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,регулярная физическая активность);

— осознание последствий инеприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иныхформ вреда для физического и психического здоровья;

— соблюдение правилбезопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

— способность адаптироваться кстрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природнымусловиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

— умение принимать себя идругих, не осуждая;

умение осознаватьэмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственнымэмоциональным состоянием;

Трудового воспитания:

— установка на активноеучастие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города,края) технологической и социальной направленности;

— интерес к практическомуизучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе примененияизучаемого предметного знания;

— осознание важности обученияна протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитиенеобходимых умений для этого;

—  готовность адаптироваться впрофессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

 Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальныхспособностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практическойтворческой деятельности:

 — умение планировать работу по реализации замысла, предвидетьрезультат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальныйзамысел;

 — приобщение учащихся к системе культурныхценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе иотечественной;

 — овладение основаминравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты,взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека,терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшеймеры воспитанности);

 — стремление преодолеватьтрудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

  — умение самостоятельноорганизовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

 — определение правильностьвыполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основеразличных образцов.

 — выполнение задания всоответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий наопределенном этапе.

  — использование в работелитературу, инструменты, приборы.

оценка своего задания по параметрам,заранее представленным.

   — участие в диалоге;умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,поступки.

1. Дети послеобучения должны знать:
-общие сведения о процессе пищеварения
— правила санитария и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасныеприемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями
— виды бутербродов и горячих напитков
— способы определения свежести яиц
— виды овощей правила первичной обработки овощей
— о кулинарном значении молока, способы определения качества молока
— правила варки крупяных каш и макаронных изделий
— общие сведения о пищевой ценности рыбы, методы определения качества рыбы,способы первичной обработки рыбы, правила варки
— понятие о пищевой ценности мяса, способы определения качества мяса, способы первичнойобработки мяса, правила варки
— способы определения качества муки, питательную ценность изделий из теста,виды разрыхлителей, виды теста
— кулинарные свойства крахмала, приготовления киселя
— способы заготовки продуктов сохранение овощей и фруктов методом сушки изамораживания.
2. Дети  после обучения должны уметь:
— работать с кухонным оборудованием, определять качество продуктов (овощей,яиц, молока, рыбы, мяса) и производить первичную обработку, работать с бытовымиэлектроприборами, мыть посуду, применять моющие средства
— выполнять нарезку овощей
— готовить блюда из сырых овощей, яиц, молока, круп и макаронных изделий, рыбы,мяса
— приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, печенье
— сушить ягоды, фрукты, овощи и замораживать их.

Цели  контроля:

 

1.      Определениеоценки знаний, умений и навыков, которые получают обучающиеся в процессеобучения.

 

2.      Выявлениепробелов в знаниях обучающихся.

 

 

3.      Определениестепени комфортности обучающихся в коллективе.

 

4.      Определениеуровня развития творческих способностей обучающихся в процессе обучения.

 

 

 Оценка результативности проводится через тематическиеконтрольные проверки знаний, умений   и навыков обучающихся. По даннойпрограмме используются следующие формы контроля:

 

·        Графическиетесты

 

·        Викторины

 

·        Игрыи творческие показы

 

Способы определения результативности

 

Время проведения

Цель проведения

Форма контроля

Входная диагностика (начало учебного года)

Определение уровня развития

тестирование

Текущий контроль (в течение учебного года)

Контроль усвоения тем программы.

практическая работа

Промежуточный контроль

(по итогам полугодия)

Контроль усвоения тем программы.

практическая работа

Итоговый контроль

(в конце учебного года)

Определение уровня развития

тестирование

 

·        Использованиедидактических методик для выявления комфортности обучающихся, выявлениеорганизаторских и коммуникативных способностей.

 

Диагностический  и контрольный материал заносится взаранее подготовленные карты и папки.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет