X-PDF

Программа кружка Ландшафтный дизайн

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа       естественнонаучной направленности

 

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН

 

Возраст: 7-15 лет

Срок реализации: 2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Улан-Удэ, 2022 г.

 

 

I.Пояснительнаязаписка

1.Основнаяхарактеристика программы:

 

   1.1.Программа «Ландшафтный дизайн» имеетестественно-научную   направленность, рассчитана на 2 года обучения ипредназначена для обучающихся начального и основного звена. Возраст детей  от 7до 15 лет.

За период реализации программыобучающиеся получат теоретические и практические навыки в работе с ландшафтнымпроектированием, узнают роль цветочных растений  и их место в естественных иискусственных ландшафтах. Основное внимание при изучении программы, направленнона рассмотрение общих вопросов декоративного садоводства, ознакомление снаиболее часто используемыми растениями открытого грунта, изучение основныхзаконов, приемов и методов создания ландшафтных композиций и их элементов.

Так же в программе большое вниманиеуделяется эстетическому воспитанию: понимание прекрасного в природе, усвоениеэталонов ее красоты; стимулирование детей к самопознанию, изучению практическойдеятельности, бережному отношению и сохранению природных богатств и ихпреобразованию.

Ландшафтный дизайн, по определениюпрофессора Николаева В.А. – это искусство проектирования и создания гармоничноорганизованной среды открытых пространств, сочетающее как природные, так и антропогенные(техногенные) элемента ландшафта. Одним из путей усовершенствовать природу,сделать ее прекрасней, чем она есть на самом деле, показать свою любовь кприроде, поможет нам ландшафтный дизайн (ландшафтное проектирование).

   1.2. Актуальность программы. Ландшафтныйдизайн – это искусство, предусматривающее планировку участка,использование определенных растительных форм и их сочетаний, типовдекоративного мощения, освещения и многих средств, позволяющих искусственносоздавать на ограниченном пространстве райский уголок, что является актуальнымкак для обучающихся, так и для обычных любителей ландшафтного проектирования.

  1.3.Отличительная особенность программы. Особенностью данной программыявляется сетевое взаимодействие, современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет динамичноразвиваться. Связь с другими сферами общества: органы власти, бизнесом,учреждениями образования, культуры,благотворительными фондами направлена на взаимовыгодное сотрудничество, что позволяет расширитьэколого-краеведческий блок, включающий знакомство с уникальными ландшафтами и памятками Бурятии.

 Применениеполученных знаний и умений учащимися разнообразно: они могут использовать их для благоустройства своегоучастка, озеленения пришкольного участка и для обученияв учебных заведениях по данному профилю.

   1.4.Педагогическаяцелесообразность заключается в том, что программой предусмотрена возможность для привлечения детей к самостоятельной деятельности, к обучениюпланировать и создавать свои проекты на практике.

Содержание программы «Ландшафтный дизайн» направлено на воспитание высоконравственных, творческих,компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности.

В программе курса выделены 2основных смысловых блока: познавательно-аналитический иконструктивно-практический.

1.     Познавательно-аналитический ставит целью изученияотличительных особенностей разных видов растений и ухода за ними, изучениеразличных терминов в ландшафтном дизайне, как правильно подобрать цветочныерастения, деревья и кустарники для планирования своего дизайна, зарисовкаэскизов.

2.     Конструктивно-практический направлен на обучениеболее углубленного курса по программе «Ландшафтный дизайн» в целом; позволяетпознакомиться практически с профессиональной деятельностью ландшафтногодизайнера, испытать свои личные возможности и определится в выборе профессии.

   1.5. Цель: формирование знаний по основам ландшафтногодизайна, что позволит самостоятельно выполнять проекты садового дизайна наразличных участках.

Для реализации данной цели были поставленные следующиезадачи:

   1.6.Задачи:

1.     Образовательные:

ü  изучитьразличие между комнатными растениями и садовыми растениями;

ü  изучитьразнообразие однолетних, двулетних, многолетних, клумбовых, водных, душистыхтрав, растений обитающих на почвах скального, каменистого и пустынного типов,живых изгородей и стелющихся кустарников, деревьев;

ü  формироватьзнания о почве, ее состав и основные физические свойства;

ü  изучитьтехнику дизайна (гармонии и контраста);

ü  формироватьнавыки во флористическом искусстве, практических умений в ландшафтном дизайне –разбивка клумб, рабаток, альпинариев, рокариев, цветников;

ü  формироватьзнания о стилях садового дизайна,

ü  сформироватьнавыки проектной деятельности.

2.     Развивающие:

ü  развиватьумение и навыки по уходу и размножению всех изученных растений;

ü  развиватьмотивацию личности к познанию растительного мира;

ü  развиватьинтерес к практической работе;

ü  развиватьиндивидуальность, фантазию, личную культуру и одаренность.

3.     Воспитательные:

ü  побуждатьу обучающихся стремление к изучению литературы по ландшафтному дизайну и другимучебным пособиям;

ü  воспитыватьбережное отношение к природе;

ü  воспитыватьответственность за порученное дело, трудолюбие.

 

   1.7. Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 1-8 классов,имеющих базовые знания по биологии и химии и владеющих учебными действиями в пределах программы средней школы.Программа построена с учетом возрастных особенностей 7-15 летних школьников.

Усвоение системынаучных понятий формируеттип мышления, ориентирующий ребенка на общекультурные образцы, нормы, эталонывзаимодействия с окружающим миром, а также становится источником нового типа познавательных интересов (не только кфактам, но и к закономерностям), средствомформирования мировоззрения. Поэтому для оптимального развития познавательной потребности детей содержание Программыпредставляет в виде системы теоретических понятий.

Уровеньпрограммы- начальный, основной

  1.8 Форма обучения очная (беседы, лекции, аукционы,исследования, практические и лабораторные работы, экскурсии, конференции,выставки).

В ходе реализации программы используются различныевиды учебных занятий групповыеи индивидуальные.

 

2. Объем программы:

      2.1 Объем исрок освоения программы – 2 раза в неделю, общее количество часов144 ч. (1 год обучения 72 ч., второй год обучения – 72 ч.)

  2.2 Сроки реализации – 2 года

   2.3 Режим занятий,периодичность и продолжительность занятий: 2раза в неделю по 1 часу.Таким образом, по 72  часа. Такаяинтенсивность занятий обусловленанеобходимостью за 2 учебного года реализовать цель и задачи   программы.

Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс организуется в сформированных в группы учащихся, являющихся основным составомобъединения (кружок). Составгруппы постоянный.

Этапы реализации программы

Программой предусматриваетсясистематическое проведение занятий 2 раза в неделю. Занятия проводятся на базеМАОУ «СОШ №18» г. Улан-Удэ.

I. Формы проведения занятий:

·        сократовская беседа – проблема, ее решение спомощью вопросов, постепенно приводящих к истине;

·        публичная лекция – 15 – 20 минут интереснаяинформация с примерами;

·        открытый микрофон – обсуждение проблем с интереснымилюдьми;

·        дискуссионные качели – беседа между двумя группамипо предложенной теме;

·        интеллектуальный аукцион – игровая форма, что нужно«купить» чтобы красиво оформить свой проект;

·        учебные исследования;

·        праздники;

·        экскурсии – форма организации обучения в условияхпроизводства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения иизучения учащимися различных объектов и явлений действительности;

·        практические работы – форма организации обучения,при которой обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняютпрактические работы;

·        конференция – форма обучения, направленная нарасширения, закрепления и совершенствование знаний (итоговое занятие);

·        ярмарки;

·        творческие выставки работ «Украсим школьный двор»;

·        выставки фоторобот «Удивительный мир ландшафта»;

·        выставки проектов «Ландшафтный дизайн».

 

3. Планируемые результаты

3.1.Планируемыерезультаты

Обучающиесяпервого года обучения должны знать:

v   Разнообразие всех видов растений;

v   Виды почв, и их свойства;

v   Историю появления стилей и направлений;

v   Стили ландшафтного дизайна;

v   Технику ландшафтного дизайна;

v   Особенности и уход за растениями садового дизайна.

Обучающиесядолжны уметь:

v   По внешнему виду различать растения;

v   Работать с литературой, приборами, нагляднымипособиями;

v   Формировать свое мнение, позицию в отношениидизайна;

v   Выполнять зарисовки эскизов.

 

Обучающиесявторого года обучения должны знать:

v   Что входит в экологический кодекс;

v   Характеристику основных видов цветочных растений,для различных типов цветников;

v   Классификацию, устройство и как ухаживать зацветниками;

v   Что такое свитфлористика;

v   Какие бывают флористические композиции;

v   Все о ландшафтном дизайне (принципы построения,этапы составления проекта озеленения, технику проектирования).

Обучающиесядолжны уметь:

v   Подбирать нужные  цветочные растения, деревья,кустарники для озеленения проекта;

v   Составлять проекты озеленения;

v   Составлять технику проектирования и осуществлять еена практике;

v   Применять правила безопасности труда на практике.

3.2. Способы и формы проверки результатов.Методы оценки эффективности программы

1.     Вводная:

— Собеседование;

— Анкетирование;

— Тестирование.

2.     Промежуточная:

— Наблюдение;

— Опрос;

— Тестирование.

3.     Итоговая:

— Тестирование;

— Эскиз проекта;

— Доклад + (проект участка).

 

II.Содержаниепрограммы

 

2.1.Учебно-тематический план

Первого года обучения

№ п/п

   Название блока

                      

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие

4

2

2

опрос

2.

Разнообразие цветочных растений, их значение в жизни человека

8

3

5

Тести

рование

3.

Моя первая клумба

8

3

5

Опрос

4.

Дендрология

6

3

3

Тести

рование

5.

 Виды почв и их свойства

8

3

5

Тести

Рование

6.

История появления и развития стилей в ландшафтном искусстве

6

2

4

Тести

рование

7.

Стили ландшафтного дизайна

4

2

2

Опрос

8.

Особенности ухода за растениями садового дизайна

4

1

3

Доклад

9.

Техника ландшафтного дизайна

4

2

2

Собе

седование

10.

Интересная экология!

4

1

3

Опрос

11.

Искусство флористики

8

2

6

Опрос

12.

Дизайн учебно-опытного участка

8

4

4

Тести

рование

 

Итого:

72

28

44

 

 

Второй год обучения

№ п/п

   Название блока

 

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Введение

4

1

3

Опрос

2.

Экологический кодекс

5

2

3

Собесе

Дование

3.

Характеристика основных видов цветочных растений, пригодных для создания различных типов цветников

5

2

3

Тести

рование

4.

Цветники: классификация, устройство и уход за цветниками

6

3

3

Опрос

5.

Свитфлористика

6

2

4

Тести

рование

6.

Флористические композиции

8

3

5

Эскиз проекта

7.

Мир ландшафта

8

2

6

Эскиз проекта

8.

Принципы построения ландшафтных композиций

8

2

6

Эскиз проекта

9.

Этапы составления проекта озеленения

10

4

6

Эскиз проекта

10.

Техника проектирования. Составление итоговой работы

4

4

Доклад

11.

Весенние работы на учебно-опытном участке

8

2

6

Практика

 

Итого:

72

23

49

 

 

 

2.2.Содержаниетем программы

Первогогода обучения

1.     Вводное занятие

Теория: Ознакомлениешкольников с планом работы в объединении дополнительного образования, справилами техники безопасности, с требованиями к поведению. Утверждения графиказанятий, выбор старосты. День экологических знаний «Я и природа».

Практика: Осенняяэкскурсия в природу. Конкурс рисунков и стихотворений «Моя осенняя пора».

 

2.     Разнообразие цветочных растений, их значениев жизни человека

Теория: Цветочныерастения, их история и особенности. Лекарственные травы. Цветы-часы.Цветы-синоптики. Цветы-доктора. Какие цветы в нашем доме. Очевидное невероятное(необычное в жизни растений). Санитарно-гигиенические правила при работе насадовом участке.

Практика:Викторина«Легенда о цветах». Экскурсия в ботанический сад. Просмотр гербарной папки.Просмотр презентации «Цветы-часы», «Цветы-синоптики». Работа с карточками.Игра-практикум «Что мы знаем о цветах?». Комнатные растения (просмотр слайдов),практическая работа «Уход за комнатными растениями». Уход за растениями нашкольном участке. Подготовка растений к зиме. Цветы на праздник. Открытки.Техника оригами «Розы», «Тюльпаны». Садовый и клумбовый инвентарь. Правилаэксплуатации. Викторина: «Интересные факты».

 

3.     Моя первая клумба

Теория: Изистории возникновения клумб. Выращивание декоративных растений. Видыразмножения цветочных растений.

Практика: Изготовлениемакета клумбы из разных материалов. Макет клумбы по индивидуальному проекту.Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». Интеллектуально-практическаяигра «Цветик-семицветик ». Конкурсная программа «Угадай цветок». Просмотрслайдов. Тест на закрепление материала.

 

4.     Дендрология

Теория: Деревья икустарники. Классификация деревьев и кустарников для ландшафтного дизайна.Хвойные деревья зимой. Описание, классификация, технология выращиваниядеревьев.

Практика: Игра«Знатоки природы». Составление таблиц. Тестирование. Экскурсия в парк.

 

5.     Виды почв и их свойства

Теория: Понятиео почве, ее состав плодородия. Свойства почвы. Минеральные вещества и ихфизиологическая роль. Виды удобрений и их характеристика. Подкормка: сроки,правила и количество.

Практика: Лабораторнаяработа. Тема: Состав почвы. Свойства почвы. Работа с таблицами. Практическаяработа «Определи удобрение». Приготовление раствора для подкормок. Тестовыйконтроль по разделу: «Питание растений».

 

6.     История появления и развития стилей вландшафтном искусстве

Теория: Ландшафтноеискусство в Древнем Египте. Сады Древнего Рима. Сады арабов в Испании. Русскаянациональная идея, ее проявление в декоративном оформлении. Восточныенаправления. Основы формирования пейзажных композиций.

Практика: Презентации«Ландшафтное искусство». Просмотр фильма «Сады древнего мира». Моделирование«Сады будущего». Практическая работа: изготовление макета «Сад Древнего Рима».Просмотр презентации «Сады Испании». Кроссворды по теме: «Декор оформление».Макет из разных материалов «Сад для феи», «Королевство цветов». Разработкапроекта «Мой сад». Зимняя экскурсия в лес.

 

7.     Стили ландшафтного дизайна

Теория: Пейзажный стиль,регулярный стиль, тематический стиль.

Практика: Работа сосправочной литературой. Запись в тетрадь. Зарисовка эскизов по трем стилям.

8.     Особенности ухода за растениями садовогодизайна

Теория: Цветочныерастения: полив, опрыскивание, рыхление, подкормка. Технология обрезки. Болезнии вредители, меры борьбы.

Практика: Составлениетаблицы по уходу за растениями. Изготовление дидактических карточек. Обрезкарастений на примере комнатных. Слайд шоу «Основные виды болезни растений»,«Вредители садовых растений». Игра с дидактическими карточками.

 

9.     Техника ландшафтного дизайна

Теория: Гармонияи контраст. Вкус и стиль. Заметки и наброски.

Практика: Изучениегармонии цвета. Игра «Самый стильный». Зарисовка эскизов, видеосъемки, фото.Тема: «Оформление участка».

 

10. Интересная экология!

Теория: Деньэкологических знаний «Я люблю природу». Красная книга. Охраняемые растения.

Практика: Конкурсрисунков «Любимое местечко». Составление карточек «Охраняемые растения моегорегиона». Весенняя экскурсия в лес.

 

11. Искусство флористики

Теория: Историяфлористического искусства. Икебана как уникальное явление мировой культуры.Срезка цветов и составление различных композиций. Мир цветочных картин.

Практика: Экскурсияв музей. Просмотр фильма «Флористическое искусство». Составление икебаны.Творческое задание по составлению букетов. Составление цветочных композиций изсухих растений «Цветочные фантазии». Составление цветочных композиций из живыхцветов в флористических губках. Изготовление картин из сухоцветов.

 

12. Дизайн учебно-опытного участка

Теория: Пошаговыйпорядок работ на учебно-опытном участке. Использование генерального плана.Составление общего плана. Оформление участка цветочно-декоративными растениями.

Практика: Работана опытном участке. Зарисовка плана на миллиметровой бумаге. Осуществлениепроекта. Итоговое занятие.

Защита проекта.

 

Второгогода обучения

1.     Введение

Теория: Вводноезанятие.

Практика:Просмотр фильма «Ландшафтный дизайн». Осенняя экскурсия в лес. Заготовлениягербария. Рисунок ландшафта «Осенний пейзаж».

 

2.     Экологический кодекс

Теория: Экологическиепроблемы. Красная книга.

Практика:Просмотр фильма: «Экзотика из мусора». Рисунок на тему: «Мусор – это….».Изготовление вазы с цветами из пластиковых бутылок. Изготовлениекнижки-раскладушки «Охраняемые растения нашего региона».

 

3.     Характеристика основных видов цветочныхрастений, пригодных для создания различных типов цветников

Теория: Растениядля создания цветников. Роза королева сада. Посадка лилий. Цветник из пряныхтрав.

Практика:Просмотр фильма « Новый образ клумбы и план цветников». Рисунок на тему:«Королева сада». Просмотр фильма «Лилия». Игра «Узнай меня!». Изготовлениеоткрыток «Мой прекрасный цветок».

 

4.     Цветники: классификация, устройство и уходза цветниками

Теория: Основныетипы цветника. Схемы посадки, законы цвета. Чем украсить клумбу. Окантовкацветника. Рабатки, бордюр. Тайны спящего сада.

Практика:Зарисовка форм цветников, аппликация. Просмотр фильма «Уход за цветниками».Изготовление украшений для клумб. Макет цветника из природного материала. Написание сказочных рассказов.

 

5.     Свитфлористика

Теория: Свитфлористика– что это?

Практика: Розадля букета из конфет. Мастер класс — видео фильм. Изготовление лодки спарусником из конфет. Изготовление сладкого дерева. Изготовление букета вкорзине из конфет. Изготовление вазы техникой папье-маше с украшением сухими фруктами.

 

6.     Флористические композиции

Теория: Науроках ландшафтного дизайна. Основные понятия флористики. Флористическийколлаж.

Практика:Просмотр презентации «Флористические композиции». Просмотр фильма «Изготовлениеколлажа». Изготовление коллажа «Корзина с цветами». Изготовление открыток спомощью флористического материала. Изготовление флористической композиции изстеклянной бутылки.

 

7.     Мир ландшафта

Теория: Альпийская горкасвоими руками. Ландшафтные хитрости.

Практика: Изготовлениеальпийской горки с помощью тестопластики. Просмотр фильма. Макет дачногоучастка с декоративным прудом. Изготовление домика для «бабочки-феи». Сказочныймир ландшафта. Экскурсия на лыжную базу со съемками зимнего ландшафта.Оформление книжки – раскладушки фотографиями.  Выставка работ.

 

8.     Принципы построения ландшафтных композиций

Теория: Основныепринципы композиции зеленых насаждений. Примеры посадочных схем. Изучениетерминов ландшафтного дизайна.

Практика: Просмотр картинок,презентаций «Построение ландшафтных композиций». Рождественский макетландшафта. Рисунок пейзажа (малого пространства). Зимняя экскурсия «Зеленыенасаждения городского ландшафта». Запись в тетрадь. Зарисовка. Тест назакрепление пройденного материала. 

 

9.     Этапы составления проекта озеленения

Теория: Разнообразиеразличных видов садов. Их устройство. Живые изгороди и стелющиеся кустарники.Дизайн газонов. Подготовка участка. Дачный огород. Водный сад. Современныйсредиземноморский сад. Сад душистых трав. Японский сад.

Практика:Проекты, руководство для успешного дизайна. Растения для живых изгородей.Изготовление карточек. Фильм «Посев газона». Рассматриваем проект. Как устроитьводный сад. Порядок работ. Просмотр презентации «Руководство для успешногодизайна». Составление табличек душистых трав. Просмотр картинок для японскогосада.  Составление проекта озеленения ДЭБЦ.

 

10.  Техника проектирования. Составление итоговой работы

Практика: Дендрологическийплан. Ситуационный план. Пояснительная записка. Защита работ.

 

11.   Весенние работы на учебно-опытном  участке

Теория: Инструктажпо Т.Б., подготовка проекта к озеленению, идеи относительно типов сада.

Практика:Составление рабочего плана, границы участка. Подготовка почвы к посадке,удобрение. Разметка и посадка растений, полив. Посадка кустарников и деревьев(для живой изгороди), полив. Копка ямы под пруд. Делаем пруд, (оформление).Посадка вводных растений. Посев газона, полив. Высадка цветников, полив.Оформление участка горшками, скульптурами, и т.д. Завершение работы. Отчет опроделанной работе (фото, видео).

2.3

Первый год обучения

п.п.

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма онтроля

1

Сентябрь

1-30

Лекция

1

Вводное занятие, ознакомление с графиком, выбор старосты, орг.моменты

МАОУ СОШ 18

Опрос

2

Сентябрь

1-30

Лекция

1

Утверждение графика занятий, выбор старосты

МАОУ СОШ 18

Опрос

3

Сентябрь

1-30

Практическое

2

Экскурсия на природу

Парк «Юбилейный»

Опрос

4

Сентябрь- октябрь

1-30

Лекция

1

Цветы, веточные растения, лекарственные травы,

МАОУ СОШ 18

Тестирование

5

Сентябрь- октябрь

1-30

Лекция

1

цветы-часы, цветы- синоптики,

МАОУ СОШ 18

Тестирование

6

Сентябрь- октябрь

1-30

Лекция

1

санитарно-гигиенические нормы при работе на участке

МАОУ СОШ 18

Тестирование

7

Сентябрь- октябрь

1-30

Практическое

2

Викторина «легенда о цветах»

МАОУ СОШ 18

Тестирование

8

Сентябрь- октябрь

1-30

Практическое

2

просмотр гербарной папки, просмотр презентации «цветы часы», «цветы-синоптики»

МАОУ СОШ 18

Тестирование

9

Сентябрь- октябрь

1-30

Практическое

3

Подготовка растений на пришкольном участке к зиме, работа с карточками, уход за растениями на школьном участке.

МАОУ СОШ 18

Тестирование

10

Октябрь ноябрь

1-30

Лекция

1

История возникновения клумб

МАОУ СОШ 18

Опрос

11

Октябрь ноябрь

1-30

Лекция

1

Выращивание декоративных растений

МАОУ СОШ 18

Опрос

12

Октябрь ноябрь

1-30

Лекция

1

Виды размножения цветочных астений

МАОУ СОШ 18

Опрос

13

Октябрь ноябрь

1-30

Практическое

2

Изготовление макета клумб

МАОУ СОШ 18

Опрос

14

Октябрь ноябрь

1-30

Практическое

3

Интеллектуально-практическая игра «цветик-семи цветик»

МАОУ СОШ 18

Опрос

15

Ноябрь

1-30

Лекция

1

Деревья и кустарники

МАОУ СОШ 18

Тестирование

16

Ноябрь

1-30

Лекция

1

Хвойные деревья зимой

МАОУ СОШ 18

Тестирование

17

Ноябрь

1-30

Лекция

1

Описание, классиикация, технология выращивания деревьев

МАОУ СОШ 18

Тестирование

18

Ноябрь

1-30

Практическое

3

Игра «знатоки природы», составление таблиц, экскурсия в парк, тестирование

МАОУ СОШ 18, парк «юбилейный»

Тестирование

19

Декабрь – январь

1-31

Лекция

1

Понятие о почве,ее состав, плодородие

МАОУ СОШ 18

Тестирование

20

Декабрь – январь

1-31

Лекция

1

Минеральные вещества и  их физиологическая роль

МАОУ СОШ 18

Тестирование

21

Декабрь – январь

1-31

Лекция

1

Виды удобрений и их характеристика, подкормка, сроки и количество

МАОУ СОШ 18

Тестирование

22

Декабрь – январь

1-31

Практическое

2

Лабораторная работа по почвам

МАОУ СОШ 18

Тестирование

23

Декабрь – январь

1-31

Практическое

3

Практическая работа: определи удобрение, итоговое тестирование

МАОУ СОШ 18

Тестирование

24

Февраль

1-28

Лекция

1

Ландшафтное искусство в древнем Риме и Египте, сад древнего Рима, арабов и Испании

МАОУ СОШ 18

Тестирование

25

Февраль

1-28

Лекция

1

Русская национальная идея, восточные направления, формирование пейзажных композиций

МАОУ СОШ 18

Тестирование

26

Февраль

1-28

Практическое

2

Презентация, просмотр фильма, составление кроссвордов

МАОУ СОШ 18

Тестирование

27

Февраль

1-28

Лекция

2

Пейзажный, регулярный, тематический стиль

МАОУ СОШ 18

Опрос

28

Февраль

1-28

Практическое

2

Работа со справочной информацией, запись в тетрадь, зарисовка эскизов

МАОУ СОШ 18

Опрос

29

Февраль

1-28

Лекция

1

Цветочные растения, полив, опрыскивание, рыхление, подкормка

МАОУ СОШ 18

Доклад

30

Февраль

1-28

Практическое

3

Составление таблицы по уходу за растениями, обрезка растений на примере, игра с дидактическими карточками

МАОУ СОШ 18

Доклад

Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

31

Март- апрель

1-30

лекция

2

Гармония и контраст. Кус и стиль. Заметки и наброски

МАОУ СОШ 18

Собеседование

32

Март- апрель

1-30

Практическое

2

Игра «самый стильный», зарисовки и видеосъемка на тему «оформление участка»

МАОУ СОШ 18

Собеседование

33

Март- апрель

1-30

лекция

1

 

День экологических знаний, красная книга Бурятии

МАОУ СОШ 18

Опрос

34

Март- апрель

1-30

Практическое

3

Конкурс рисунков, составение карточек, экскурсия в лес

МАОУ СОШ 18, верхняя березовка

Опрос

35

Май- июнь

1-30

лекция

2

История флористического искусства, икебана,  срезка цветов

МАОУ СОШ 18

Опрос

36

Май- июнь

1-30

лекция

6

Экскурсия в музей, составление экибаны, гербария, изготовление картин из сухоцветов

МАОУ СОШ 18

Опрос

37

Май- июнь

1-30

лекция

4

Пошаговый план работ на пришкольном участке, составление плана, итоговое занятие, защита проекта

МАОУ СОШ 18

Тестирование

38

Май- июнь

1-30

Практическое

4

Работа на пришкольном участке, защита проекта

МАОУ СОШ 18

Тестирование

 

Второй учебный год

 

п.п.

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма онтроля

1

Сентябрь

1-30

Лекция

1

Вводное занятие, ознакомление с графиком, выбор старосты, орг.моменты

МАОУ СОШ 18

Опрос

2

Сентябрь

1-30

Практическое

3

просмотр фильма, осенняя экскурсия в лес, составление гербариев

Парк «Юбилейный»

Опрос

3

Сентябрь- октябрь

1-30

Лекция

2

Экологические проблемы, красная книга

МАОУ СОШ 18

собеседование

4

Сентябрь- октябрь

1-30

Практическое

3

Просмотр фильма,конкурс рисунков,
 изготовление цветов из мусора

МАОУ СОШ 18

собеседование

5

Октябрь ноябрь

1-30

Лекция

2

Растения для создания цветников

МАОУ СОШ 18

Тестирование

6

Октябрь ноябрь

1-30

Практическое

3

Игра «узнай меня!», изготовление открыто ко дню учителя

МАОУ СОШ 18

Тестирование

7

Ноябрь

1-30

Лекция

3

Основные типы цветников,схемы посадки, окантовка цветника, тайны спящего сада

МАОУ СОШ 18

Опрос

8

Ноябрь

1-30

Практическое

3

Зарисовка форм цветника, написание сказочных материалов

МАОУ СОШ 18

Опрос

9

Ноябрь

1-30

Лекция

2

Свитфлористика- что это?

МАОУ СОШ 18

Тестирование

10

Ноябрь

1-30

Лекция

4

Создание букетов из конфет

МАОУ СОШ 18

Тестирование

11

Декабрь – январь

1-31

Лекция

3

Основные понятия флористики, флористический коллаж

МАОУ СОШ 18

Эскиз проекта

12

Декабрь – январь

1-31

Лекция

5

Изготовление открыток, просмотр презентации, изготовление флористических композиций из стеклянных бутылок

МАОУ СОШ 18

Эскиз проекта

13

Февраль

1-28

Лекция

2

Альпийская горка своими руками, ландшафтные хитрости

МАОУ СОШ 18

Эскиз проекта

14

Февраль

1-28

Практическое

6

Изготовление проекта горки из теста, оформление книжки с фотографиями

МАОУ СОШ 18

Эскиз проекта

15

Февраль

1-28

Лекция

2

Основные принципы зеленых композиций

МАОУ СОШ 18

Эскиз проекта

16

Февраль

1-28

Практическое

6

Макет ландшафта, изготовление домика для бабочки

МАОУ СОШ 18

Эскиз проекта

17

Март- апрель

1-30

лекция

4

Разнообразие различных видов садов, дачный огород, японский сад, водный сад, сад душистых трав

МАОУ СОШ 18

Эскиз проекта

18

Март- апрель

1-30

Практическое

6

Создание и разработка проектов

МАОУ СОШ 18

Эскиз проекта

19

Май- июнь

1-30

Практическое

4

Дендрологический план, ситуационный план, защита работ

 

Эскиз проекта + итоговая работа

20

Май- июнь

1-30

Лекция

2

Инструктаж, орг моменты

МАОУ СОШ 18

Итоговая работа

21

Май- июнь

1-30

Практическое

6

Разметка и посадка растений, удобрение и высадка цветников, полив и уход за растениями

МАОУ СОШ 18

Итоговая работа + защита проекта

 

                                                                                                   

III.Организационно-педагогические условия и формы аттестации

  3.1.Методическое обеспечение программы

Вовремя реализации образовательной программы большое внимание уделяетсядиагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных,заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определенияинтересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развитиязнаний, умений и навыков.

Цель входного контроля— диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки диагностикианкетирование, собеседование с обучающимися.

Цель промежуточногоконтроля — проверка освоения образовательной программы. Формы оценки: текущиетестовые задания, устный опрос, творческие задания, проектная деятельность.

Цель итогового контроля— освоение образовательной программы.

Формыконтроля:

·        устный опрос;

·        проектные работы по основнымпройденным темам ;

·        практические занятия.

 

Формапоощрения

·        словесная, знания оцениваются вустной форме по бальной системе: хорошо, отлично;

·        наглядно-демонстративная(участие в конкурсах);

·        материальная (грамоты, призы заучастие в конкурсах, право делать работы для себя и для дома).

 

  3.2.Условия реализации программы Для успешного выполнения программынеобходимо:

1.                 Пакет технологических карт по темам;

2.                 Учебники по ландшафтному дизайну, экологии «Краснаякнига»;

3.                 Комплект гербария по цветоводству;

4.                 Тесты для обучающихся;

5.                 Фильмы по ландшафтному дизайну, архитектуре,флористике, свитфлористики; экскурсия в ГБУДО «Ресурсный Эколого-Биологический Центр Республики Бурятия» г. Улан-Удэ,  экскурсиипо городу «Зеленые насаждения городского ландшафта»;

6.                 Проведение выставок, творческих проектов,составление проектов, выставка работ, изготовление макетов.

     Пришкольный  участкок,  разбивкаклумб, обновление насаждений кустарников и деревьев,уход за растениями в школьномдворе. Поддержание чистоты и порядка  школьной территории.

  3.3. Средства обучения и воспитания(инфраструктурный лист) для реализации общеразвивающей  программы

 

 

Оборудование

Наименование

Технические характеристики

Краткое описание

применения

Количест

во

1

Ноутбук

Форм-фактор: ноутбук;

Диагональ экрана: не менее 15,6 дюймов;

Разрешение экрана: не менее 1920х1080 пикселей.

Работа с документами, проведение учебных занятий

1

2

МФУ

Лазерный, бумага А4, черно-белый,

Работа с документами, проведение учебных занятий

1

3

Звуковые колонки

2 колонки с мощностью воспроизведения звука каждой колонки минимум 15 Вт

Проведение учебных занятий

1

4

Флеш-накопитель

Интерфейс подключения USB, объём памяти — не менее 8 Гб.

Копирование, хранение информации

1

5

Интерактивная панель

Размер экрана по диагонали: не менее 1880 мм;

Разрешение экрана при работе без вычислительного блока: не менее 3840х2160 пикселей;

 

Для проведения учебных занятий

1

6

Фотоаппарат

Общее число пикселей: не менее 24 Мп. Максимальное разрешение при фотосъемке не менее 6000х4000 пикселей. Тип карты  памяти SD.

Для проведения отчетности

1

7

Лазерная указка-презентатор

Пластик, луч красный, радиус 200 м.

Для проведения учебных занятий

1

Учебная мебель

Наименование

Технические

характеристики

Краткое описание при-

менения

Количество

1

Лабораторный стол

Габаритные размеры стола: высота не менее 900 мм, глубина не менее 750 мм, ширина не менее 2400 мм.

Для проведения лабораторных работ,

Рабочее место ученика

1

2

Стол учительский

Габаритные размеры тумбы: не менее 400х500х600 мм. Габаритные размеры стола: не менее 1400х900х760 мм.

Рабочее место учителя

 

1

3

Кресло для преподавателя

Габаритные размеры: ширина не менее 460 мм, глубина сидения не менее 490 мм, высота спинки не менее

740 мм, диапазон регулировки высоты кресла — не менее 1160 — 1210 мм.

Рабочее место учителя

 

1

4

Стол ученический лабораторный

Высота столешницы регулируется в диапазоне не менее: 640 — 820 мм. (5-7 ростовая группа).

Углы столешницы закруглены.

Рабочее место ученика

15

5

Стул ученический лабораторный

Форма спинки с поясничной поддержкой. Поверхность стула

текстурированная, нескользящая. Имеется отверстие в спинке для перемещения стула, овальной формы с размерами не менее 60х100 мм. . Габаритные размеры сиденья не менее 430х430 мм.

Рабочее место ученика

15

6

Шкаф для приборов лабораторный

Габаритные размеры: не менее 800х450х2010 мм.

Шкаф для хранения лабораторной посуды

1

7

Доска школьная

Габаритные размеры: ширина не менее 3000 мм, высота не менее 1000 мм.

Доска школьная 3-х элементная предназначена для письма мелом и маркером.

 

1

8

Шкаф для коллекций и дидактических материалов

Конструкцией шкафа должны быть предусмотрены две секции, верхняя закрытая со стеклом, имеет две полки на полкодержателях, нижняя закрытая, в наличии полка на

полкодержателях.

Шкаф предназначен для хранения учебных и демонстрационных пособий.

 

1

Расходные материалы

Наименование

Технические ха-

рактеристики

Краткое описание при-

менения

Количество

1

Часовые стекла

В наборе не менее 10 шт. Диаметр не менее 60 мм., толщина не менее 2 мм.

для микроанализа, взвешивания,

выпаривания и других лабораторных операций.

1

2

Предметные стекла

В упаковке 50 шт. Размер 76*25

Лабораторные работы

15

3

Покровные стекла

В упаковке 100 шт. Размер 18*18

Лабораторные работы

15

4

Весы аналитические электронные

изменения массы с точностью 0,01 мг.

Предназначены для точных измерений массы

 

2

5

Микроскоп световой

Комплектность как минимум: микроскоп, набор микропрепаратов.

 

Лабораторные работы

2

6

Цифровой USB микросков

Количество объективов — как минимум 3 шт.; Увеличение объективов: 10, 60, 200 крат требуется; Светодиодная подсветка — требуется; Разрешение получаемых изображений — не менее 1280×1024 пикселей;

Лабораторные работы

2

7

Бинокуляр

Диапазон увеличения не менее: 40 1000 крат.

Лабораторные работы

2

8

Лупа лабораторная

Лупа лабораторная со светодиодной подсветкой.

Лабораторные работы

8

9

Аптечка первой помощи

Аптечка должна содержать обезболивающие средства, дезинфицирующие вещества и

перевязочные материалы.

Для оказания первой помощи

1

10

Лопата штыковая

Диаметр черенка не менее 40 мм. Длина рабочей части не менее 250 мм. Материал рабочей части сталь. Материал черенка дерево.

Общая длина не менее 1400 мм.

Для работы на участке

5

11

Лопата садовая

Материал рабочей части — сталь. Материал черенка — дерево. Наличие пластиковой ручки на конце черенка. Размеры: не менее

295х215х1200 мм.

Для работы на участке

5

12

Грабли витые

Материал рабочей части сталь. Материал черенка дерево. Тип

граблей веерные.

Для работы на участке

5

13

Грабли веерные

Материал рабочей части сталь. Материал черенка дерево. Тип

граблей веерные.

Для работы на участке

5

14

Вилы

Материал рабочей части — сталь. Материал черенка дерево. Общая

длина не менее 1400 мм.

Для работы на участке

5

15

Мотыга

Материал рабочей части — сталь. Материал черенка дерево. Общая длина не менее 1200 мм.

Для работы на участке

5

16

Совок

Материал рабочей части — сталь. Материал черенка дерево. Общая

длина не менее 300 мм.

Для работы на участке

5

17

Ручной культиватор

Материал рабочей части сталь. Материал черенка пластик.

Общая длина не менее 200 мм.

Для работы на участке

5

18

Секатор

Рабочая часть изготовлена из металла. Ручки изготовлены из

пластика.

Для работы на участке

5

19

 

Опрыскиватель ранцевый 5 л

Вид переноски ранцевый. Вид устройства — аккумуляторный.

Объем бака не менее 12 л. Расход раствора не менее 0.2 м³/ч. Емкость аккумулятора не менее 8 А*ч. Вес не более 7 кг.

Для работы с растениями

2

20

Опрыскиватель ручной 1 л

Тип ручной. Объем не менее 1 л.

Для работы с растениями

2

21

Лейка 5 л

Материал изготовления пластмасса. Объем не менее 5 л.

Для полива растений

2

22

Лейка 2,5 л

Материал изготовления пластмасса. Объем не менее 2,5 л.

Для полива растений

2

23

Шланг поливочный 50 м

Длина не менее 50 м. Диаметр на выходе не менее 12 мм. Материал

изготовления ПВХ.

Для полива растений

2

24

Насадка (триггер)

Количество режимов полива не менее 5. Материал изготовления

ABS-пластик.

Для полива растений

2

25

Ножовка садовая

Материал полотна — сталь. Длина не менее 300 мм.

Для работы на участке

8

26

 

Газонокосилка (триммер)

Тип электрический. Мощность не менее 400 Вт. Максимальное число оборотов не менее 8000 об/мин. Вид режущего элемента

леска. Защитный кожух: наличие

Для работы на участке

1

27

Сито лабораторное с поддоном

Размеры сита не менее 200х38 мм. Перфорированное, ячейка

продолговатая не менее 2,5х20 мм. В комплекте поддон и крышка.

Для практических работ

2

28

Контейнер для рассады

Контейнер для рассады должен быть изготовлен из пластика.

Количество отделений не менее 4 шт.

Для выращивания рассады растений

8

29

Мерная лента 20 м

Длина ленты не менее 20 м.

Для работы на участке

5

30

Ведро пластиковое 5 л

Ведро пластиковое, объемом не менее 5 л.

Для работы на участке

8

31

Средства защиты рабочие перчатки, халат

В комплекте халат защитный и перчатки.

Средства защиты

15

32

Комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания»

Комплект лабораторного оборудования для изучения раздела по общей биологии. Набор предназначен для проведения не менее 40 лабораторных работ по следующим тематикам: растения,

исследование почвы, питательные вещества и пищеварение, чувства, воспроизведение, анатомия

Для проведения занятий

1

33

Коллекция семян культурных растений

В состав комплекта должны входить:

Коллекция плодов сельскохозяйственных растений.

Коллекция семян и плодов с раздаточным материалом.

Для проведения занятий, демонстрация

1

34

Учебные таблицы химии в технологиях сельского хозяйства

Количество таблиц не менее 10 шт.:

Химия в сельском хозяйстве.

Регулирование процессов развития растений.

Анализ и улучшение почв.

Азот-основа земледелия.

Классификация удобрений.

Снижение содержания нитратов в овощах.

Защита растений от болезней и вредителей.

Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.

Повышение эффективности производства продукции животноводства.

Химические процессы при эксплуатации автотракторной техники. Методические рекомендации по использованию: наличие

Для проведения занятий, демонстрация

1

35

Коллекция минеральных удобрений

Коллекция должна содержать не менее 15 раздаточных планшетов формата не менее А4 c образцами.

Для проведения занятий, демонстрация

1

36

Коллекция вредителей с/х культур

В коллекции должны быть представлены насекомые-вредители полевых культур, огорода, сада, леса, всего как минимум 8 объекта.

Для проведения занятий, демонстрация

1

37

Набор для выращивания биологических культур с автоматизированным контролем параметров

Модель теплицы с установленными модулями измерения и

управления.

Для выращивания культур

2

38

 

 

Муляжи плодово-ягодных культур

Набор должен содержать не менее 15 муляжей: 1. Яблоко «Апорт»,

2. Яблоко «Кальвиль анисовый», 3. Яблоко «Ранет», 4. Мандарин, 5. Вишня, 6. Клубника, 7. Лимон, 8. Слива, 9. Персик, 10. Абрикос, 11. Груша, 12. Яблоко «Пепин шафранный», 13. Апельсин, 14. Банан,

15. Киви.

Для проведения занятий, демонстрация

1

39

 

 

 

Муляжи корнеплодов и грибов

Набор должен содержать не менее 33 муляжей: Картошка; Свекла; Морковь; Помидор «Плановый»; Помидор «Маяк»; Помидор

«Рыбка»; Огурец «Неросимый»; Огурец ВИР-505; Редька;

Баклажан; Перец красный; Редис; Репа; Яблоко «Апорт»; Яблоко

«Кандиль синап»; Яблоко «Пепин шафранный»; Груша; Лимон; Апельсин; Персик; Абрикос; Клубника; Вишня; Хурма; Мандарин; Слива; Белый гриб; Подосиновик; Подберезовик; Сыроежка;

Лисичка; Груздь; Гриб малый.

Для проведения занятий, демонстрация

1

40

 

 

 

 

Гербарии основных с/х культур

В состав гербария должны входить как минимум: зерновые: гречиха, овес, пшеница, рожь, ячмень; зернобобовые: горох

посевной, кукуруза; масличные и технические: горчица белая, лен, хмель; овощные и зеленные: капуста, картофель, кориандр, лук, морковь, огурец, петрушка, редис, свекла, томат, укроп; кормовые: горошек мышиный, клевер, люцерна, тимофеевка, чина, эспарцет), лекарственные: шалфей (всего как минимум 28 гербарных листов формата не менее А3). Гербарий должен сопровождаться

электронным пособием на CD с описанием и изображениями растений входящих в состав.

Для проведения занятий, демонстрация

1

3.4 Списоклитературы

дляпедагога

1.                 Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. –М.: Эксмо,2009. – 105с.

2.                 Бриджуотер А.Д. Ландшафтный дизайн: пер. с англ. П.Малышева. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2010. – 112с.

3.                 Все о цветах: [Электронный ресурс]. – http://myfl.ru (дата обращения:10.09.2013 11:05)

4.                 Ганичкина О.А. Цветы на вашем участке. – М.:Эксмо,2009. – 256с.

5.                 Гладкий Н.П. Декоративное цветоводство наприусадебном участке. – Л.: Колос, 1999. – 240с. 

6.                 Головкин Б.Н., Китаева Л.А., Немченко Э.П.Декоративные растения СССР. – М.: Колос, 1999. – 222с. 

7.                 Ипполитова Н.Я. Цветы на вашей даче. – М.:Эксмо,2011. – 126с.

Киреева М.Ф., Грязева В.П. Справочникцветовода. – М.: Росагропромиздат, 1999. – 128с.

8.                 Клумбы и цветники: [Электронный ресурс]. – http://101 dizain.ru (дата обращения:01.04.201310:20)

9.                 Курбатов В.Я. Всеобщая история ландшафтногоискусства: Сады и парки мира. – М.: Эксмо, 2007. – 736с.

10.             Ландшафтный дизайн: [Электронный ресурс]. – http://mydiz.ru (дата обращения:05.09.2013 13:05)

длядетей

11.             Полякова А.Н. Цветник без проблем.  – СПб.: ИК«Невский проспект», 2003. – 160с.

12.             Сербина Е.Н. Цветники: бордюры, клумбы. – СПб.: ИК«Невский проспект»,2003. – 105с.

13.             Титов А.А. Садовый участок: архитектура, интерьер,оборудование. – М.: Эксмо,2010. – 134с.

14.             Флористика: [Электронный ресурс]. – http://floristic.ru (дата обращения:10.11.2013 10:05)

15.             Хессайон Д.Р. Все о клумбовых растениях. – М.:Эксмо,2009. – 108с.

16.             Чаховский А.А., Бурова Э.А. Красиво цветущиекустарники для садоводств и парков. – М.: Эксмо,2010. – 109с.

17.             Чаховский А.А., Бурова Э.А. Красиво цветущиекустарники для садоводств и парков. – М.: Эксмо,2010. – 109с.

18.             Шешко П.С. Энциклопедия ландшафтного дизайна. – М.:Эксмо,  2009. – 367с.

Словарь специальныхтерминов

Ландша́фтный диза́йнискусство, находящееся на стыке трёх направлений: с однойстороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект), и, с третьейстороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии[1].Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению иблагоустройству территорий.

В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн —более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна —создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности междуурбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.

Садо́во- па́рковое иску́сство — искусство создания садов, паркови других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов ипарков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-парковогоискусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).

Флористика— (от англ. flora,но скорее всего от англflowers) разновидностьдекоративно-прикладного искусстваи дизайна, которое воплощается в создании флористических работ (букетов,композиций, панно,коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов,листьев,трав, ягод, плодов,орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.

Флори́ст— специалист в области флористики(декорирования интерьеровс помощью цветочных композиций),создания букетов и других изделий. Местомработы флориста зачастую является цветочный салон,студия цветов или цветочная мастерская. Также флористы занимаются фитодизайноми озеленением помещений.

Композиция из цветов— флористическая техника компоновки цветов.

Эколо́гия(от др.-греч.οκος— обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наукао взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающейсредой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккельв 1866году в книге «Общая морфология организмов» («GenerelleMorphologiederOrganismen»).

Экологиярастений — раздел экологии,изучающий взаимозависимости и взаимодействия между растительнымиорганизмами, а также между растениями и средой их обитания.

Коллаж(от фр.collage— приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве,заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеиванияна какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету ифактуре.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.18%
НЕТ
38.82%
Проголосовало: 1435

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет