X-PDF

Программа кружка Мир шашек

Поделиться статьей

 

 

 

 

Свиягинский филиал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»селаЧкаловское

Спасского района  Приморского края

 

                                                                             « Утверждаю»                               

                                                                    директорМБОУ « СОШ № 7»                           

            с.Чкаловское                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

              _______________/АксеноваЕ.Л./                                                                                       

                                                                                 

             «____» _______2021г

 

 

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа

«Мир шашек и шахмат»

 

физкультурно — спортивной направленности

 

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 

 

 

Свирид Татьяна Антоновна,

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жд/ст. Свиягино

 

2021г

 

 

 

Раздел № 1.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы:

Актуальность данной программыбазируется на современных требованиях модернизации системы образования,способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного ипрофессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей.

Шашка и шахматы положительновлияют на совершенствование у детей многих психических процессов и такихкачеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальныеформы волевого управления поведением.

 (своевременность, современность предлагаемой программы, соответствиегосударственной политике в области дополнительного образования, социальномузаказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностейдетей и родителей).

Направленность программы: физкультурно-спортивная.

 Уровень освоения: базовый.

Отличительные особенности:

 Отличительной особенностью даннойпрограммы являются теоретические и практические занятия, которые позволяютзакрепить полученные знания и умения. Шашки и шахматы дают возможностьреализовать свой творческий и умственный потенциал.

         В поэтапном освоении, дает возможность обучающимся с разным уровнем развитияосвоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям. В методеиндивидуального подхода к каждому обучающемуся давать  задания разного уровнясложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированномподходе к ребенку, при помощи создания педагогом «ситуация успеха» для каждогообучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность ирезультативность образовательного процесса.

Адресат программы

Образовательная программапредназначена для обучающихся жд/ст.Свиягино 7 — 10 лет. Условия набора детей вкружок свободный, принимаются все желающие. Группа комплектуетсяразновозрастная, учитывается интересы детей и родителей. Наполняемость в группе-до 15 детей. Периодичность проведения занятий: 1 час в неделю.

Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год составляет – 34 ч.

 

 

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Формирование первоначальных знаний, уменийи навыков шахматной игры и игры в шашки.

Задачи:

1.      Обучающие:

·         изучатьправил игры в шашки и шахматы;

·         изучатьи владеть основами игры;    

·         владетьосновными приемами техники и практики.

2.      Развивающие:

·         развиватьк умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной и шахматнойдоске остроумные комбинации;

·         развиватьинтерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

·         развитиеумения думать, умения исследовать, умения общаться.

3.      Воспитательные:

·         вырабатыватьнастойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкийхарактер;

·         воспитыватьлидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.

·         воспитыватьотношения к игре в шахматы и шашки как к серьезным, полезным и нужным занятиям,имеющим спортивную и творческую направленность;

В результате занятийпредполагается развить следующие качества личности:

целеустремленность,настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу воли,радость творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Теор.

Практ.

Всего

1

Вводное занятие. Инструктажи по ТБ и ПБ

0,5

 0,5

1

анкетирование

беседа

2

Шашки

4,5

5,5

10

 

2.1

Шашечная теория

0,5

  0,5

1

викторина

2.2

Краткая история шашек

0,5

   0,5

1

опрос

м

Шашечная доска.

1

   1

2

Викторина

наблюдение

2.4

Шашечные дороги

0,25

   0,75

1

Разбор партий

2.5

Основные правила шашечной игры.

0,25

   0,75

1

тест

2.6

Правильная расстановка фигур. Выгодные позиции в шашках

1

   1

2

Блицтурнир

2.7

Тактика в шашечной игре

1

  1

2

Разбор партий.

3

Шахматы

6,5

9

15,5

 

3.1

Шахматная теория

0,25

    0,75

1

Наблюдение,

опрос

3.2

История шахмат

0,75

   0,25

2

Викторина

наблюдение

3.3

Шахматная доска.

 

 

1

    1

2

опрос

3.4

Понятие хода на доске.

  0,25

   0,75

1

 Турнир

партия

3.5.

Шахматные дороги

   0,25

   0,75

1

турнир

3.6.

Начальное положение шахматных фигур.

   0,25

   0,75

1

опрос

3.7.

Название и сила шахматных фигур.

   1

    1

2

Викторина

наблюдение

3.8.

Основные правила шахматной игры.

  1,25

   0,75

2

тест

3.9.

Определение стратегий шахмат.

   0,25

   0,75

1

Разбор партий

3.10.

Знать название фигур в шахматах, понятие мат и шах

  0,25

   0,75

1

опрос

3.11

Ходы и взятие фигур

   0,25

  0,75

1

Разбор партий

3.12

Тактические приемы и особенности их применения

  0,25

   0,75

1

Разбор партий

4

Шашечный турнир.

 0,25

1,75

2

Блицтурнир

5

Шахматный турнир.

  0,25

1,75

2

Блицтурнир

6

Участие в соревнованиях и турнирах

 0,25

1,75

2

 Конкурс

 

 

тест

7

Итоговое занятие

 0,5

 1

1,5

 

Итого

 14

 20

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Содержание учебного плана.

Раздел 1. Вводное занятие – 1 ч.

Теория: Общее понятия о правилах техникибезопасности и пожарной безопасности. Ознакомление с программой. Обсуждениеплана работы. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности приработе с материалами. Инструктаж по технике безопасности и по пожарнойбезопасности.

Практика: Анализ плана работы, анализ правилвнутреннего распорядка.

Раздел 2. Шашки  – 10 ч.

Тема 2.1. Шашечная теория

Теория: Понятия о правилах игры. Сущность шашечнойнотации и ее значение. Понимание шашек как части общечеловеческой культуры.

Практика: Упражнение на освоение правил игры.

Тема 2.2. Краткая история шашек.

Теория: История возникновения шашек. ДревностьРусских шашек. Распространение шашек в России. Культурное значение шашек.

Практика. Наглядный иллюстративный показ и рассказ.

Тема 2.3. Шашечная доска.

Теория: Познакомить шашечной доской, белыми ичерными полями.

Практика. Упражнение на освоение правил игры.

Тема 2.4. Шашечные дороги.

Теория: Отработка навыков по расстановке фигур надоске.

Практика. Игровая практика.

Тема 2.5. Основные правила шашечной игры.

Теория: Простейшие приемы. Идея и механизмкомбинаций.

Практика. Игровая практика.

Тема 2.6. Правильная расстановка фигур.Выгодные позиции в шашках.

Теория: Моделирование различных ситуаций,воспроизводящих смысл шашечных действий.

Практика. Упражнение на освоение правил игры.

Тема 2.7. Тактика в шашечной игре.

Теория: Знакомство с комбинацией. Тактическиевозможности партии.

Практика. Игровая практика.

Раздел 3. Шахматы – 15,5 ч.

Тема 3.1. Шахматная теория

Теория: Простейшие сведения о системе шахмат

Практика. Упражнение на освоение правил игры.

Тема 3.2. История шахмат.

Теория: Истоки возникновения игры. Распространениешахмат на Востоке. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Великие люди ишахматы.

Практика. Наглядный иллюстративный показ и рассказ.

Тема 3.3. Шахматная доска.

Теория: Познакомить шахматной доской: ее формой,белыми и черными полями. Правильное расстановка шахматной доски.

Практика. Расстановка фигур. Игровая практика.

Тема 3.4. Понятие хода на доске.

Теория: Понятие взятие на доске. Понятия взятияпротивника.

Практика. Игровая практика.

Тема 3.5. Шахматные дороги

Теория: Горизонтали, вертикали и диагонали и ихобозначение.

Практика. Применение типовых позиций и правил.

Тема 3.6. Начальное положение шахматныхфигур.

Теория: Начальная позиция шахматных фигур.

Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученныхходов фигур. Игровая практика.

Тема 3.7. Название и сила шахматных фигур.

Теория: Ходы шахматных фигур: слона, ладьи, коня,ферзя. Особенности и отличия ходов фигур.

Практика. Игровая практика.

Тема 3.8. Основные правила шахматной игры.

Теория: Правильная расстановка фигур. Выгодныепозиции в шахматах.

Практика. Игровая практика.

Тема 3.9. Определение стратегий шахмат.

Теория: Удобное размещение фигур. Организациявзаимодействия фигур.

Практика. Игровая практика.

Тема 3.10. Знать название фигур вшахматах, понятие мат и шах.

Теория: Осуществление поиска необходимойинформации, целесообразной ее использование и обобщение.

Практика. Применение типовых позиций. Игроваяпрактика.

Тема 3.11. Ходы и взятие фигур

Теория: Планирование хода игры.

Практика. Развитие комбинационного зрения, решениемногоходовых комбинаций. Игровая практика.

Тема 3.12. Тактические приемы иособенности их применения.

Теория: Поиск, обнаружение и устранение ошибоклогического характера.

Практика. Игровая практика.

Раздел 4.Шашечный турнир- 2ч.

 Привлечение ребят к участию втурнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе. Прогнозированиерезультата игры.

Раздел 5.Шахматный турнир – 2ч.

Раздел 6.Участие в соревнованиях. 2ч.

Прогнозирование результата игры.

Раздел 7.Итоговое занятие– 1,5ч.

 

 

 

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

Обучающийсябудет: развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы изспорных ситуаций;

развиватьэтические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,понимать и сопереживать чувствам других людей;

формироватьэстетические потребности, ценности и чувства.

Уобучающего будет развита  личная ответственность за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать:

способы решения проблем творческого и поискового характера

как слушать собеседника и вести диалог;

 возможности существования различных точек зрения;

как осуществлять взаимный контроль в совместной деятельностии адекватно оценивать собственное поведение.

Обучающийся приобретёт:

уменияпланировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями её реализации;

знанияпо определению  наиболее эффективных способов достижения результата.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

шахматные и шашечные термины: белое и чёрное поле,горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и еёправила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение»,превращение пешки.

Обучающийся будет уметь:

правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;правильно расставлять фигуры перед игрой;

сравнивать, находить общее и различие;

ориентироваться на шахматной доске.

Обучающийся будет владеть:

шахматными и шашечными терминами: белое и чёрное поле,горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;

правилами хода и взятия каждой из фигур.

 

РАЗДЕЛ № 2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в кабинете начальных классов. Имеются столы и стулья дляучащихся до 20 человек. Имеются :6 комплектов  шашек  и 5 комплектов шахмат;
интерактивная доска с проектором, ноутбук.

 Есть шахматные часы, нет настеннойшахматной доски. Имеются учебные пособия по шашкам и шахматам.

Для проведения занятий имеется постоянноепомещение, оборудование, температура в помещении не ниже 18 градусов, ссоблюдением гигиенических норм, освещение соответствует нормам.

 

2. 2.Учебно-методическое иинформационное обеспечение.

 

ГородецкийВ.Г. «Книга о шашках»

Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.– М.: Детская литература, 1980.

Двуголенский Я. Я играю в шахматы. –Л.: Детская литература, 1985

КапабланкаГ.Б. «Тактика защиты»

Карточки-дебюты — Опорные схемы -простой карандаш — линейка — бумага для рисования.

КозыревН.Г. «Шашечные окончания»

Методические рекомендации —(Первый год обучения).  Шахматы для всей семьи (+СД с обучающими видео уроками)– СПБ.: Питер.2009.

Шахматы в школе / Е.А.Прудникова, Е.И.Волкова/ — Изд. Москва«Просвещение» 2017.

-www. chess-partner.ru(шахматыдетям!)

-www.checkers. ru (шашки детям)

 

 Интернет сайт для любителей шашек http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php

Художественнаялитература для детей по шахматной тематике.

Булычев К. Сто лет тому вперед.

Велтистов Е. Победитель невозможного.

Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.

Лагин Л. Старик Хоттабыч.

Надь К. Заколдованная школа.

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.

Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.

Раскатов М. Пропавшая буква.

Семенов А. Ябеда-Корябеда и еепроделки.

Литература.

1.ЛаскерЭмануил «Учебник шахматной игры» Москва. «Физкультура и

 

спорт»,1980

 

2.КостьевА.Н. «Учителю о шахматах» Москва. «Просвещение», 1986

 

3.СокольскийА.П. «Ваш первый ход» Москва .«Физкультура и спорт», 1989

 

4.АдамовичВ.К. «Позиционные формы борьбы в русских шашках» Москва.

 

«Физкультураи спорт», 1976

 

5.МиротинБ.А., Либерман Л.А., Сальников А.А. «64 и 100» Москва.

 

«Физкультураи спорт», 1982

 

Материальная база в кабинете шахмат:

1.Комплекты шахмат в количестве 4

2.Комплект шашек в количестве 6

3.Шахматные часы – 2;

4. Дидактический материал, в томчисле раздаточный.

2.3.Основополагающимикритериями эффективности реализации Программы сточки зрения компетентностного подхода является степенью сформированностикомпетентностей.

У учащихся будут сформированывыше обозначенные компетентности.

Для отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися Программойиспользуются следующие методы отслеживания результативности:

— педагогическое наблюдение;

— педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования,опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников вмероприятиях (конкурсах, турнирах, соревнованиях), активности обучающихся назанятиях;

— мониторинг (контрольные задания и тесты, анкетирование,педагогические отзывы).

Виды контроля

1.    Для определения уровня развитияучащихся и их творческих способностей в начале учебного года проходит входной(начальный) контроль (беседа, тестирование, анкетирование).

1.    Для определения степени усвоенияучащимися учебного материала, готовности к восприятию нового материала,повышению ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении,выявлению отстающих и опережающих обучение, для подбора наиболее эффективныхметодов и средств обучения в течение всего учебного года проводится текущийконтроль (педагогическое наблюдение, опрос, контрольноезанятие, самостоятельная работа).

1.    Для определения степени усвоенияучащимися учебного материала, определения результатов обучения по окончанииизучения темы или раздела проводится промежуточный (рубежный)контроль (опрос, открытое занятие, самостоятельная работа, тестирование).

1.    В конце учебного года или курсаобучения для определения результатов обучения, ориентирования учащихся надальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение, получения сведений длясовершенствования образовательной программы и методов обучения  итоговый контроль (опрос,открытое занятие, игра-испытание, коллективная рефлексия, отзыв, тестирование,анкетирование и др.).

Формами подведения итогов реализации программы могут быть: опрос,коллективный анализ игр, соревнования, турнир, открытое занятие дляпедагогов и родителей.

Форма аттестации и оценочные материалы

         Итоговая   аттестация  обучающихся – неотъемлемая часть образовательных отношений, так какпозволяет всем его участникам оценить результат освоения дополнительной общеразвивающейпрограммы.

      Цель итоговой аттестации —  выявление уровня обученности  и егосоответствия прогнозируемым результатам программы.

Итоговая аттестация  обучающихся  проводится в апреле-мае.

Формыпроведения аттестации:

·        Защитатворческих работ и проектов;

·        Мониторингучастия в турнирах по шашкам и шахматам

(Например)

Контрольно-измерительный материал

Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1093

1)Самая главная шахматная фигура?

а)ферзь б) король в) ладья

2)За один ход пешка из начальной позиции может пойти?

а)на 3 поля б) на 1 поле в) на 2 поля

3)Ценность фигур измеряется в ….?

а)пешках б) рублях в) слонах

4)В какую фигуру не может превратиться пешка?

а)ферзя б) короля в) слона

5.Закончипредложение

1)Король с королём не ________________________________________

2)Шах – это нападение на _____________________________________

3)Создание угрозы «съесть» незащищённую или более ценную фигуру соперника – это__________________________

6.Ответь на вопросы.

-а) В каком направленииходит пешка?

–б )Ходит ли пешка погоризонтали?

–в )В каком направлениибьёт пешка?

–г)  Может ли пешкасделать шаг назад?

–д)  Бьёт ли пешка назад?

– е) Превращается ли пешкав короля?

– ж) В какие фигуры можетпревратиться пешка?

– з) Может ли белая пешкапобить белого слона? (нет) Почему?

– и) Какой ход можетсделать пешка с исходной позиции?

-к) как ходит король?

10.Ответы

1б,2в, 3а, 4б (4 балла)

5.1-не встречается,2-короля, 3- умение атаковать фигуры соперника (например,нападение на ферзя) 6 баллов

6.а)-вперед на 1-2 поля

-б)нет

-в)по диагонали

г)нет

д)нет

е)нет

ж)ферзя, ладью, слона, коня

з)нет, они из одной армии

и) вперёдна1 поле, или на 2 поля

к)на одну клетку во всех направлениях.

(10баллов)

Максимальноеколичество баллов -20.

Шашечная викторина

Вопрос 1

Какая изэтих игр не являетсяродственницей шашек?

Варианты ответов

·        ГО;

·        Нарды;

·        Чатуранга.

Вопрос 2

Какназывается доска для игры в шашки?

Варианты ответов

·        Нарденица;

·        Шашечница;

·        Доска.

Вопрос 3

Какой формышашечная доска?

Варианты ответов

·        Ровная;

·        Квадратная;

·        Прямоугольная.

Вопрос 4

Какогоцвета клетки поля при игре в шашках?

Варианты ответов

·        Оранжевого , белого;

·        Белого, черного;

·        Синего, коричневого.

Вопрос 5

На какомцветовом поле ведется игра?

Варианты ответов

·        На белом;

·        На черном;

·        На синем.

Вопрос 6

Сколькоклеток на доске русских шашек?

Варианты ответов

·        54 клетки;

·        64 клетки;

·        62 клетки.

Вопрос 7

Можно лиходить простой шашкой назад?

Варианты ответов

·        Нет, только вперёд;

·        Да, можно;

·        Можно по согласию.

Вопрос 8

Какназываются прямые линии, которые идут слева направо и налево?

Варианты ответов

·        Вертикальные линии;

·        Горизонтальные линии;

·        Квадратные линии.

Вопрос 9

В какуюфигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного горизонтальногокрая доски.

Варианты ответов

·        В дамку;

·        В главную шашку;

·        Выигрыш.

Вопрос 10

Какая линиядлиннее: горизонтальная или вертикальная?

Варианты ответов

·        Длиннее вертикальная;

·        Линии равные;

·        Длиннее горизонтальная;

Вопрос 11

Какоеколичество шашек в распоряжении игроков в русских шашках?

Варианты ответов

·        12 шашек;

·        10 шашек;

·        14 шашек.

Вопрос 12

Как женазываются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх?

Варианты ответов

·        Горизонтальные линии;

·        Нет названий;

·        Вертикальные линии.

Вопрос 13

В какуюигру ещё можно играть на шашечнице?

Варианты ответов

·        В шахматы;

·        В кубики;

·        В поддавки.

Вопрос 14

Как зовутчеловека , который играет в шашки?

Варианты ответов

·        Игрок;

·        Участник;

·        Шашист;

Вопрос 15

На какихквадратах располагаются шашки?

Варианты ответов

·        На черных;

·        На коричневых;

·        На синих.

Вопрос 16

Какрасполагаются шашки в начале игры?

Варианты ответов

·        На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны;

·        На двух горизонтальных линиях с каждой стороны;

·        На четырех горизонтальных линиях с каждой стороны.

Вопрос 17

А какопределить, кому, какими играть?

Варианты ответов

·        С помощью жребия;

·        Какую шашку выбрал, таким цветом играть;

·        Белые начинают.

 

 

Для оценки эффективностидеятельности кружка используется карта достижений, в которую вносятсяиндивидуальные результаты учащихся

 

Ф.и

Контр.

задан.

Уров.

теор.

Уров.

практ.

Ср.балл

Уров.усв.

прогр.

Кол-во баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы отслеживания и фиксацииобразовательных результато:

· грамота;

· материал анкетирования и тестирования,отзыв детей и родителей;

 Формы предъявления и демонстрацииобразовательных результатов:

Защита проектных работ; открытоезанятие; соревнование

 

2.3 Методические материалы.

Используемые методы и технологии, дидактические средства:

Методы:

-частично-поисковый

-словесный

-практический

-наглядный

-творческий

Технологии:

-игровые

-компьютерные

-педагогического сотрудничества

-групповые

-проблемного обучения

-здоровьесберегающие

Дидактические средства:

-методическая литература, сборники

-учебно-познавательные книги

-аудиозаписи

-тестовый материал

-схемы-карточки

-тренажеры

(Например)

                                           Тест

Выбрав правильный на вашвзгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидетьправильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

Начало формы

1. 

Какаястрана большинством исследователей считается родиной шахмат?

Индия

Китай

Япония

2. 

Сколькоклеток на шахматной доске?

32

64

128

3. 

Чтоозначает слово «шахматы» в переводе с персидского языка?

Шахумер

Шахвзят в плен

Шах,потерявший шанс

4. 

Какзвучит классическая шахматная задача «Задача о восьми ферзях»?

«Расставитьна стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не находилсяпод боем другого»

«Расставитьна стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не был ближек другому, чем на 3 клетки»

«Расставитьна стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы каждый из них заканчивалигру в три хода»

5. 

Каковыразмеры стандартной шахматной доски?

16х16клеток

10х10клеток

8х8клеток

6. 

Чемуравна материальная ценность ферзя?

Примернодевяти пешкам

Примернополовине короля

Двумладьям и двум коням

7. 

Сколькопешек присутствует в начале игры на стандартной шахматной доске?

Восемь

Шестнадцать

Двадцать

8. 

Какпо правилам может двигаться Ладья?

Налюбое число полей по горизонтали или по вертикали, при условии, что на её путинет фигур

Налюбое число свободных полей в любом направлении по прямой

Налюбое число полей по диагонали, при условии, что на его пути нет фигур

9. 

Соответствуетли правилам игры утверждение «Король ходит на расстояние 1 по вертикали,горизонтали или диагонали»?

Да

Нет

10. 

Сколькораз в течение партии можно произвести Рокировку, согласно правилам?

Один

Два

Три

11. 

Какоговида мата не существует?

Линейный

Взрослый

Детский

12. 

Какназывается «ничья» в шахматах?

Бат

Кат

Пат

Конец формы

 

Правила игры в шашки

Чтобы выигрывать в шашечныхпартиях, необходимо хорошо усвоить правила. Новичкам они кажутся несложными, нов простоте скрывается ключ к победам.

Что необходимо для игры

Для проведения шашечной партиипотребуется игровой набор – доска с фишками. Если планируется игра сограничением времени каждого хода, как в настоящих турнирных партиях, топотребуется шахматный таймер. Вместо него можно использовать часы ссекундомером.

Количество игроков

В игре всегда принимают участие 2человека, которые находятся на равных стартовых позициях. Если противника нет,можно провести партию с компьютерной программой.

Сколько фигур в шашках

В русских шашках используюткомплект из 24 боевые единиц – 12 светлых и 12 темных. Цвет фишек для каждогоигрока выбирается посредством жребия либо по предварительной договоренности.

Как правило, всегда проводитсячетное количество партий, чтобы каждый участник мог провести игру и белыми, ичерными фигурами.

Как правильно расставлять шашки

Прежде всего, необходимо разместитьдоску правильно, чтобы угловая темная клетка находилась слева относительноигрока. Затем каждый участник должен расставить свои шашки на темных клеткахближайших к нему 3 рядов – по 4 штуки в каждом.

При этом между армиями соперниковостается 2 незанятых горизонтальных ряда, которые и создают пространство дляначала развертывания тактических операций

Как ходят и бьют шашки

В начале игры все шашки на доскепринято считать простыми. Каждая фигура передвигается исключительно по темнымполям, совершая диагональное движение вперед на ближайшую клетку. При этомсовершаемый ход может быть тихим либо ударным.

В первом случае шашка перемещаетсяна свободное соседнее поле, а во втором совершает взятие фигуры противника,перескакивая через нее на свободную клетку. При этом рубить можно и назад. Поокончании хода битые фигуры снимаются с доски.

Еслиигрок коснулся шашки, он должен ею походить.

Если участник дотронулся до фигуры,то обязан ходить ей. При этом ход шашки считается совершенным, если игроксделал перемещение и отпустил руку.

Кто ходит первый

Первоедвижение совершает игрок, которому принадлежат светлые фигуры. Затем ходы осуществляютсясоперниками поочередно.

 

Правилаигры в шахматы.
     Какбы не хотелось сразу же приступить к игре, следует изначально тщательно изучитьправила этой игры. Правила шахмат для начинающих описаны во множестве книг, а внаш век компьютерных технологий и интернета ознакомиться с ними не составитникакого труда. Итак, какие правила игры можно назвать основными и на какие изних новичку в этом деле стоит обратить внимание?
    Шахматная 

Изначально стоит понять суть и цельэтой игры. Она представляет собой деревянную доску, которая расчерчена на 64мини поля, которые раскрашены в два цвета: к примеру, черный и белый, желтый икоричневый и т. д. Не важно какие цвета будут использованы. Главное – этоконтраст между ними. Эти 64 квадрата делятся еще на две половины доски, каждаяих которых принадлежит одному из двух игроков.

     Каждый изучастников является владельцем 16 фигурок. Они могут быть выполнены из разныхматериалов и также различаются по цветам: черные и белые. Целью игры являетсяпобеда или как говорят шахматным языком – «поставить мат». Мат – этоопределенный тип шахматной ситуации, когда фигуре под названием король не можетизбежать шаха. Это значит, что все поля вокруг него заняты фигурами и линаходятся под ударом соперника. Эта безвыходная ситуация и называется «мат».Поставленный мат означает завершение игры и, соответственно, победу.
    Играначинается с проставления фигур, а потом путем жеребьевки определяетсякому какая половина доски с фигурами соответствующего цвета принадлежит.Общепринятым правилом является тот момент, что белые фигуры начинают игру. Апотом ходы совершаются путем очередности. Для того, чтобы обыграть противниканеобходимо подключать логическое мышление и иногда нужно немногоматематического расчета. Также начинающим следует изучить как именно ходиткаждая из фигур. Для общего впечатления можно очертить основные правила:
• все фигуры кроме коняне могут «перепрыгивать» через своих оппонентов
• расположить своюфигуру на поле соперника можно только «съев» одного из его представителей изаняв его место
• конь ходитисключительно буквой «Г» и никакие другие маневры ему не свойственны
• необходиморасполагать фигурки на поле доски так, чтобы они выполняли защитную функцию длявас и угрожали атакой вашему сопернику.
      Каждыйиз игроков обладает следующими фигурками: 1 король, 1 ферзь, 2 слона,2 коня, 2 ладьи и 8 пешек. Все фигурки перед началом игры располагаются в 2ряда.
    Правила шахмат для начинающих помогут усвоить основные игровые момент. Всеостальное понять более досконально можно исключительно в процессе игры. Помните,что, если вы коснулись фигурки,- даже не специально, вы обязаны нею походить.Тоже касается вашего соперника – вы вправе заставить его ходить, если онприкоснулся к фигурке. Кроме того, в шахматы можно играть на время. Времявыделяется на партию каждому из участников в равном количестве. Каждыйиспользует время на свое усмотрение, но тот, чье время закончится  раньше,считается проигравшим.

2.4 Календарный учебный график

 

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

34

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

02.09.2020- 28.12.2020

2 полугодие

12.01.2021- 28.05.2021

Возраст детей, лет

7-10

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

1 раз/нед

Годовая учебная нагрузка, час

34

 

2.5.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

БорисГрцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно», издательство «Детскаялитература» 2009 г.

В.Зак, Я. Длуголенский «Отдать, чтобы найти», издательство «Детская литература»,2008 г

Примерные программы внеурочнойдеятельности. Начальное и основное образование, стандарты второго поколения.Москва «Просвещение» 2011.Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский –М.,1996

КостьевА.Н. «Учителю о шахматах» Москва. «Просвещение», 1986

 

МиротинБ.А., Либерман Л.А., Сальников А.А. «64 и 100» Москва.

«Физкультураи спорт», 1982

 

Р.Нежметдинов «Шахматы», Казань, 2010 г.

«Секретышашечного сундука», Санкт-Петербург, 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1093

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет