Содержание
1.Целевой раздел………………………………………………………….………3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………..……….3
1.2. Цели и задачипрограммы…………………………………………………….5
1.3 Педагогическиепринципы программы………………………………………6
1.4. Периодичность проведениязанятий…………………………………………7
1.5. Формы проведениякружковой работы……………………………..………7
1.6. Ожидаемый результатреализации программы…………………………….7
2. Содержательныйраздел…………………………………………………..……9
2.1. Структурапрограммы…………………………………………..……………9
2.2. Календарно-тематическоепланирование………………………….………10
3. Список использованнойлитературы……………………………….………..12
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Детство– это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, преждевсего, познанием человека и отчества, чтобы в детский ум и сердце входилакрасота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство– ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремясозданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детяхоснов патриотизма и гражданственности.
Понятиепатриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своейстраны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ исвою Родину.
Ребёнокс первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру,испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни вродную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший периоддля формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной инашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края,воспитываем к нему любовь и уважение.
Оважности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, посколькуобращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, накоторой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своихпредков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшемс уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
ЧувствоРодины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: кматери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом иближайшим окружением.
ЧувствоРодины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему онизумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще неосознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играютогромную роль, в становлении личности патриота.
Немалоезначение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшееокружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своейулицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Роднойгород… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей,традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Бытьгражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтомувоспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетатьсяс формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, ккаждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Актуальность работы заключается в том, что воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая отом, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущихфакторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любвик самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своемупосёлку. Знакомясь с родным посёлком, его достопримечательностями, ребенокучится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенныхэтнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной имировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня – неповторимы. Вкаждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любитьсвою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться,что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие исоциально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеетогромное значение в формировании целостного представления о мире, развитиисвязной речи и становлении личности ребёнка.
1.2. Цель изадачи программы
Цель:Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства ксвоей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природныхособенностей родного края. Воспитание собственного достоинства какпредставителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родногокрая толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1.Формированиеу дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с роднымгородом.
2.Формированиегражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему,родного края, чувства гордости за свою Родину.
3.Воспитаниеу ребёнка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где онродился.
4.Воспитаниелюбви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
5.Формированиеоснов экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
6.Формированиехудожественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
7.Воспитаниеу дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
8.Воспитаниездорового образа жизни.
9.Воспитаниечувства уважения к профессиям и труду взрослых.
1.3. Педагогические принципы программы
Приразработке программы кружка «Маленький патриот» приоритетными являлисьследующие принципы:
Доступность.Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объемаучебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность.На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколенияустойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа исовершенствованию нравственных чувств.
Научность.Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведенийоб истории и культуре родного края.
Системность.Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействияразличных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется впроцессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотическихчувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающемумиру.
Преемственность.Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность.Этот принцип выстраивает содержание программы какпоследовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
1.4. Периодичность проведения занятий
Кружковая работа проводится на протяжении всегоучебного года один раз в неделю. Продолжительность с детьми старшейгруппы составляет 25 минут.
1.5. Формы проведения кружковой работы
Формы проведения кружка:
— экскурсии;
— проектная деятельность;
— заочные путешествия;
— развлечения;
— мастер-классы;
— исследовательская деятельность.
1.6. Ожидаемый результат реализации программы
Наличиеу детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях,природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родногокрая; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родногогорода, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечениесемьи к патриотическому воспитанию детей.
Детидолжны знать: 5-6 лет
Судовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активноучаствовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности,направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметьрассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (статьвоенным, пожарным, милиционером и т. д.)
Участвоватьв наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и посильном труде поуходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом: не рвать, неломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
Ожидаемые результаты:
— Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому,семье, матери, детскому саду.
— Расширятся знания и представления детей о родном крае.
— Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируютсоциально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
— У детей сформируется чувство гордости за свой посёлок, своюмалую Родину.
— Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.
— Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относитьсяк ней.
2. Содержательный раздел
2.1. Структура программы
Программой определена последовательность решения комплексапоставленных задач, она определяется по разделам.
1раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3раздел « Город, в котором я живу».
4раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья»
Семьяи детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себяравноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту всемейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи,рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кемработали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель:воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям. Задачи: познакомитьс понятием «семья»; правильно называть называть членов семьи; внушать детямчувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение кпожилым родственникам; формировать интерес к своей родословной; вызывать удетей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать у детейуважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых,желание оказывать посильную помощь; познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом»
Возникланеобходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через ее познание.
Основнойего целью является формирование представления детей о географических особенностяхих малой Родины; содержание материала по разделу раскрывает темы:местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родногокрая.
Задачи:формировать представления детей о географических, климатических,социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края; расширятьпредставления о природных богатствах нашей земли, в особенности города:растительном и животном мире; полезных ископаемых; воспитывать любовь к природеродного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
3 раздел «Город, в котором я живу»
Цель:дать элементарные представления об истории,первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества,достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:формировать представление об исторических корнях города; расширятьпредставления о достопримечательностях, социально-экономической значимостигорода; воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, ВеликойОтечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая»
Цель:Дать представление дошкольникам о народах, живущих вгороде и культуре, которую они предоставляют.
Задачи:формировать представление об основных профессияхжителей города; вызывать интерес к жизни людей разных национальностей икоренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям; воспитыватьинтерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
2.2. Календарно-тематическое планирование
Месяц |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
Сентябрь |
«Детский сад». Знакомить с детским садом и их сотрудниками |
Проект (занятие) «У медведя во бору грибы ягоды беру…» |
Акция «Письмо солдату» |
«В нашем детском саду». Труд взрослых |
Октябрь |
Беседа «Семья»- дать понятие семья, о родственных отношениях |
Проект «Дружат дети на планете» |
«Семейная фотография» –расширение знаний о своей семье |
Проект «Мой родной город» |
Ноябрь |
Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города) |
Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» |
С. Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения |
Целевая прогулка сквер «Дружбы» |
Декабрь |
Проект (рисование) «Нарисуем парки г.Бутурлиновка» |
Беседа «Мое здоровье» |
Труд взрослых: понятие «Профессия». Профессии сотрудников детского сада |
«Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи |
Январь |
Природо-охраняемая акция «Покормим птиц зимой» |
Беседа «Символ России — берёзка» |
Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду |
Досуг «Рота подъем». Военные профессии, должен знать каждый! |
Февраль |
«Мы следопыты» – о жизни диких животных |
«На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск |
«Папы, дедушки-солдаты» – о государственном празднике «Защитники отечества»
|
Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона |
Март |
«Наша мама лучше всех» |
«Город, транспорт, пешеход» Уточнить знание детей о безопасности ведении себя в городе, транспорте и пешеходом |
«Люблю берёзку русскую». (Деревья и растения, природа родного края). |
Развлечение «Быть здоровыми хотим». Уточнить знание детей о закаливающих мероприятий в течении года |
Апрель |
«Мой город». Рассматривание фотографий г. Бутурлиновка.
|
«В гости к деду ПРИРОДОВЕДУ» – экологическая тропа весной. |
Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, обязанности членов семьи. |
Знакомство детей с флагом России и флагом г. Бутурлиновка
|
Май |
Проект (рисование) «Мой детский сад» |
Рассказ воспитателя «О дне победы». |
Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. |
Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. Сбор гербария. |
3. Списокиспользованной литературы
1. ВолчковаВ.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада»,Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007 г.
2. ДерягинаЛ.Б. Моя родина Россия. Серия «Малышам о родине». СПБ, издательский ДоМ «Литера», 2007 г.
3. ДыбинаО.Б.Ребенок и окружающий мир. М: Мозайка-Синтез,2005.
4. ЕвтушенкоС., Веселова Л, Воспитание большого гражданина России .\ Дошкольное воспитание2007№6, с. 118-121
5. ИгушенцеваА. Музей боевой славы \ Дошкольное воспитание 2006 г. № 5 с.11-13
6. КомароваТ. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю \ Дошкольноевоспитание 2006 г. № 2,с.3-8
7. КомратоваН. О гражданском воспитании дошкольников \ Дошкольное воспитание 2006 г. № 5с. 3-10
8. КазаковаН.В.Большая река начинается с родничка,любовь к родине с детского сада.//Воспитатель ДОУ 2008 г. № 12 с. 31-36
9. КомратоваН. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 № 10,с.10-19
10. ПряхинаС.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008г. № 8 с.27-29
11. СоболеваИ. Любить малую родину// Дошкольное воспитание 2005 № 10с.52-54
12. ТатаринковаЛ.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПБ: ИздательствоДом «Литера 2007 г.».
13. ТатаринковаЛ.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПБ: Издательство Дом «Литера»,2007 г.
