X-PDF

Программа кружка Почемучки для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Поделиться статьей

МКДОУ Д/С№2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА КРУЖКА «Почемучка

длядетей младшего и среднего дошкольного возраста группы «Колокольчики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023г.г.

 

 

«Самое лучшее открытие то,

которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон.

 

Пояснительнаязаписка

      Дети дошкольного возраста отличаютсяудивительной любознательностью, готовность познать, приобрести знания. Но этиположительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у негоумений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремиться разрешитьэти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленькихсамостоятельных поисков.

      Согласнокитайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мнесделать самому — и я пойму» — усваивается все крепко и надолго, когда ребенокслышит, видит и делает сам.

     Детям трех-пятилет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность,постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельноискать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и  не хотятждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тотже день в одинаковой мере занимают наблюдение за Солнцем и поведение кошки. Внаших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенокполучает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то он вырастетинтеллектуально активным.     

      Мы хотимвидеть наших детей:

— любознательными,

-общительными,

-умеющими ориентироватьсяв  окружающей обстановке, решать возникающие проблемы,

-самостоятельными,творческими личностями.

     К старшемудошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активностиребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребностиребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательскойдеятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивныеформы мышления.

    Особой формойисследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которойнаиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности.

    Вобразовательном процессе ДОУ детское экспериментирование позволяет ребенкумоделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственныхнаблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей.Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованиюприроды, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию,обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

    Эксперимент,самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модельестественно-научного явления и обобщить полученные действенным путемрезультата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностнойзначимости физических явлений для человека и самого себя.

 

 

    Актуальность программы.

     В основе ее лежит метод обучения дошкольников — экспериментирование, которыйдает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, оего взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идетобогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так какпостоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения иклассификации, обобщения.

    Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все сторонывоспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно междувоспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своихсоветов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, самобратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельноймысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужноерусло.

    Впроцессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов,обозначающих свойства объектов и явлений.

    Такимобразом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраставозможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержениясобственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами.При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующийразличными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полногоих познания и освоения.

Программаразработана для детей 3-5 лет.

Программарассчитана:

— на9 календарных месяцев;

-состоит из 35 тематического занятия, в каждом из которых преследуются свои цельи задачи;

-Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.

 

   

 

 

 

 

Цель программы:

    Создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательнойдеятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширитьимеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и датьвозможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли:лаборанта, исследователя, «открывателя».

 

    Для решения поставленной целиреализуются следующие задачи:

1.Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способностьвидеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2.Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организацииэлементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

•Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы,искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируярезультат экспериментальной деятельности;

•Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарнопрогнозировать последствия);

•Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:

•Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность,самостоятельность.

3.Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своихдействий.

4.Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Новизнапрограммы заключается:

• впоэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения ихнавыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельногодобывания знаний;

• всоздании специально организованной предметно-развивающей среды.

 

   Методические приемы:

Наблюдения.

Создание проблемных ситуаций.

Экспериментирование.

 

  Формы работы:

Малые группы

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность детей.

 

   Итогом в реализации программы:   являетсяпрезентация детских работ.

 

 

Основные направления работы, формы испособы их реализации:

1.Создание предметно-развивающей среды: создание уголка экспериментирования,создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.

2.Формирование у детей 3-5 лет навыков экспериментальной деятельности: обучение методами приемам экспериментальной деятельности.

   

Предполагаемый результат:

•ознакомление опытным путем со свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес,не имеет формы);

•изучение опытным путем свойства воздуха;

•умение опытным путем доказывать свойства песка;

•умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;

•расширение знаний об увеличительных приборах;

•умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранеепредставления и собственные предположения;

•овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием,способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

 

Для достижения поставленной цели имеетместо взаимодействие с родителями:

•Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

•Буклеты для родителей.

•Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы».

•Фото отчет о кружковой работе.

•Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.

 

Оборудование детскойлаборатории:

Приборы — «помощники»: лабораторная посуда, весы, объектыживой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,листья деревьев, семена;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха,ткани, пробки;

разные виды бумаги, ткани;

медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы,термометр мерные ложки

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар,цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

 

 

 

 

Тематическийплан занятий кружка «Почемучки» в группе младшего и среднего возраста.

 

№ п/п

Месяц

Тема

Цели. Задачи.

Обеспечение интеграции образования (образовательной области)

Планируемые результаты

Сентябрь

 

№1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная,  без запаха без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Речевое развитие: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным находить слова противоположные по значению

Познавательное развитие: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению

№2

Какого цвета водичка

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Речевое развитие: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познавательное развитие: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

№3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познавательное: расширять знания о состоянии растений осенью.

Речевое : способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов

№4

Игра

«Кто, кто в водоеме живет?»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры

Речевое развитие: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познавательное: подводить детей к   самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы (пруд, речка, море) и их обитателей.

Октябрь

№1

Дует ветер нам в лицо.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познавательное: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Речевое развитие: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер.Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с   именами существительным.

№2

Воздух вокруг нас

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Социально-коммуникативное: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познавательное: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.

№3

Семена умеют летать?

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Речевое, социально-коммуникативное: формировать у детей умение слушать   художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познавательное: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес   к окружающей нас природе,  называют семена некоторых  растений.

№4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познавательное: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе   проведения опытов.                       Социально-коммуникативное: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

 

 

Ноябрь

№1

В гостях у Карандашика и Гвоздика

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый,  хрупкое плавится)

Познавательное: формировать познавательно   — исследовательский интерес методом исследования.

Речевое развитие: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2

Тонет-не тонет

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает .

Познавательное :развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам .

Социально-коммуникативное: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Речевое: активизация словаря железный, пластмассовый, каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

№3

Почему перо не тонет?

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познавательное: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4

Почему зайчик меняет шубку?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познавательное развитие: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Речевое: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

 

 

 

 

 

 

Декабрь

№1

Песок, глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познавательное развитие: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Социально-коммуникативное, речевое: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Называют  свойства песка и глины. Отвечают на поставленныевопросы.

№2

Чудо — рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познавательное: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Речевое развитие: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№3

Металл

Отличать предметы из метала, определять  характеристики(структура поверхности, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познавательное: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Речевое: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

 Могут  описать предмет, назвать его характерные признаки.

№4

Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

Свойства магнита

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познавательное развитие: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Речевое, социально-коммуникативное: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеют навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь

№1

Куда исчезает снежок?

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познавательное: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

Умеют делать выводы и заключения.

№2

«Льдинка или снежинка…»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познавательное: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Речевое : развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Называют  сходство и различия снега и льда; делают выводы.

№3

Снег и лед — вода.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познавательное развитие: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды.

Февраль

 

№1

Волшебная палитра

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, смешивание красок для получения нового оттенка.

Художественно-эстетическое развитие: формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

Познавательное, речевое развитие: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познавательное: знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Речевое: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

№4

Вытащи из воды, не намочив ручки.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познавательное: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеют навыками исследовательской деятельности, называют свойства магнита.

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды,  снега, льда. Продолжать учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познавательное развитие: формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования. Речевое развитие : учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов. Выражают свои мысли и делают выводы.

№2

Спасите Мишутку.

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познавательное: продолжать знакомить детей со свойствами льда. Речевое: развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов, называют свойства льда.

№3

Теплая — холодная

Познакомить со способом получения теплой воды. Развивать умение детей планировать свою деятельность. Делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой .

Познавательное: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное), делать умозаключение. Речевое развитие: расширять словарь за счет прилагательных, обозначающих свойства воды .

Называют состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными

№4

Стекло, его качества и свойства

Находить  предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства: хрупкость)

Познавательное: знать свойства прозрачность, хрупкость, толщина.

Речевое развитие: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель

№1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познавательное: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Речевое: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№2

Что такое корешки и чем они дышат

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Познавательное: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Речевое: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения и их части.

№3

Почва (песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познавательное: продолжать знакомить детей с предметами неживой природы

Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств песка, глины,  камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4

« Наши друзья -солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познавательное: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

№1

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познавательное: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Речевое : расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нужен свет, что растения тянуться к нему.  Называть комнатные растения, находящиеся в группе.

№2

«Растения любят теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познавательное: продолжать формировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Речевое, социально-коммуникативное развитие: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями в группе и на мини-грядке на территории ДОУ.

№3

Игра с солнечным зайчиком

Показать на примере солнечного зайчика, как можно отметить тот или иной предмет, не приближаясь к нему.

Познавательное: называть свойства солнечных лучей.

Социально-коммуникативное: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№4

Пластмасс в нашем окружении

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмасса.

Познавательное: учить различать предметы из пластмассы; называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Речевое : пополнять словарь детей за счет свойств пластмасса.

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмасса, среди предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмасса.

 

 

Список используемой литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организацияэкспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации –издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальнаядеятельность детей» изд.- 2009г.

3. Перспективное планирование попрограмме « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

4. Соломенникова О. А. «Экологическоевоспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М:Мозаика – синтез.2006г.

5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детскоеэкспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование началэкологической культуры дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир,ВОИУУ, 2001.

6. “Опытно-экспериментальнаядеятельность” В.В. Москаленко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружка по экспериментальнойдеятельности в средней группе

«Маленькие почемучки».

ученого, сыщика.

Задачи программы:

 1.   Развивать представления освойствах веществ, явлениях окружающей   действительности (вода ивоздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины,пластмассы, метала, ткани); о взаимодействии различных веществ при ихсоединении, о влиянии одних на свойства других.

2.Развивать способности использоватьобобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощьюсистем эталонов, перцептивных действий.

3.Развивать мыслительные способности: операциианализа, классификация, сравнения, обобщения; формировать, способы путемсенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление,память.

4.Воспитывать ценность проживание в гармонии сприродой.

Методические приемы:

Создание проблемных ситуаций

Экспериментирование

— умение делать выводы по итогам экспериментовс опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

— овладение разными способами познания, в томчисле экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной,творческой личности.

Для достижения поставленной цели имеет местовзаимодействие с родителями:

— изготовление, сбор материала, оборудованиядля уголка экспериментирования.

— открытый показ кружковой работы.

— консультация «Как организовать детскоеэкспериментирование в домашних условиях».

— консультация «Занимательные опыты иэксперименты для дошкольников».

— фото отчеты кружковой работы.

 

Календарное планирование познавательно- исследовательскойдеятельности.

Сентябрь

1.Тема: «Вода? Вода!».

Цель: познакомить со свойствами воды:прозрачность, текучесть, бесцветность; включать детей в совместные со взрослымипрактические познавательные действия экспериментального характера, учить выделятьсвойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес.

2. Тема: «Неуловимый воздух».

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха:прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство; учить детейобобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, формироватьинтерес к объектам исследования.

3.Тема: «В тенечке или на солнышке?».

Цель: познакомить детей с понятиями «солнечнаясторона», «теневая сторона», с их отличиями; продолжать обучать способамисследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.

4. Тема: «Что на поверхности?».

Цель: познакомить детей со свойствами сухого имокрого песка; учить самостоятельно выделять свойства изучаемого объекта,включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действияэкспериментального характера.

Октябрь

1. Тема: «Что видно в воде?».

Цель: познакомить детей с одним из свойствводы- прозрачностью; закреплять умение исследовать явления окружающейдействительность с помощью практических познавательных действий, развиватьинтерес к объектам исследования.

2. Тема: «Что на поверхности?».

Цель: познакомить детей со свойствами сухой ивлажной глины, учить использовать полученные знания в практическойдеятельности, формировать умение самостоятельно выделять свойства изучаемогообъекта, развивать любознательность.

3.Тема: «Бумажная история».

Цель: познакомить детей с некоторымисвойствами бумаги (сгибается, мнется, рвется); включать детей в совместные совзрослыми практические познавательные действия экспериментального характера,учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес,интерес к практическим действиям.

4. Тема: «Светло- темно».

Цель: познакомить детей с понятием «источниксвета», с естественными и искусственными источниками света; учить использоватьполученные знания в самостоятельной практической деятельности, развиватьинтерес к практическим действиям.

Ноябрь

1. Тема: «Куда исчезла лужа?».

Цель: познакомить детей с одним из свойствпочвы- впитываемость; расширять представления о том, что растениям необходимавода; развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

2. Тема: «Такая разная вода».

Цель: познакомить детей со свойством водызрительно менять объем в соответствии с формой сосуда, в который она налита;продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия иформулировать выводы, развивать интерес к объектам исследования.

3. Тема: «Свойства дерева».

Цель: познакомить детей с качеством деревяннойповерхности (гладкая, твердая), со свойствами дерева как материала (не тонет вводе, не бьется); обучать основным приемам обследования предметов и материалов,совершенствовать восприятие (учить активно включать при исследовании все органычувств).

4. Тема: «Разноцветный мир».

Цель: познакомить детей с одним из свойствсвета- способностью изменять цвет окружающих предметов при использованиицветного стекла; закреплять умение исследовать явления окружающейдействительности с помощью практических познавательных действий, развиватьинтерес к объектам исследования. Закреплять знание цветов.

Декабрь

1. Тема: «Что спряталось в воде?».

Цель: познакомить детей с одним из свойствводы- растворимостью в ней веществ; закреплять умение исследовать явленияокружающей действительности с помощью практических познавательных действий;развивать интерес к объектам исследования.

2. Тема: «Металлическая история».

Цель: познакомить детей со свойствами металла(тяжелый, холодный, прочный, тонет в воде); продолжать учить самостоятельновыделять свойства предмета с помощью практических познавательных действийэкспериментального характера; развивать любознательность.

3. Тема: «Ткацкое дело».

Цель: познакомить детей со свойствами ткани;закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощьюпрактических познавательных действий; развивать интерес к объектамисследования.

4. Тема: «Ледяная история».

Цель: познакомить детей с одним из состоянийводы (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед- замерзшаявола); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия иформулировать выводы; развивать познавательный интерес.

Январь

1. Тема: «Цветной лед».

Цель: продолжать знакомить с одним изсостояний воды (лед); учить устанавливать взаимосвязь воды и льда; формироватьумение опытно- экспериментальным путем исследовать явления окружающейдействительности.

2. Тема: «Луч света».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствамисвета (проникновение луча света сквозь разные по плотности и структурепредметы); закреплять умение исследовать явления окружающей действительности спомощью практических познавательных действий; развивать интерес к объектамисследования.

3. Тема: «Талая вода».

Цель: продолжать учить детей устанавливатьвзаимосвязь между состояниями воды (твердое- жидкое); учить выделять свойстваизучаемого объекта- формировать понятие о том, что талая вода не пригодна дляпитья; развивать познавательный интерес.

Февраль

1. Тема: «Живая вода» 1часть.

Цель: познакомить детей со значением воды дляроста растений; формировать умение выявлять отношения между объектамиокружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей ксовместному со взрослым и самостоятельному познанию.

2. Тема: «Мыльные чудеса».

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязьмежду объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомитьдетей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла,растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательскойдеятельности.

3. Тема: «Ты плыви, плыви!».

Цель: познакомить детей со свойствамиматериалов (плавучестью); формировать умение опытно- экспериментальным путемвыделять определенное свойство; формировать понятие о зависимости качестваматериала и его способности держаться на воде; развивать любознательность.

4. Тема: «Живая вода» 2 часть.

Цель: продолжать знакомить детей со значениемводы для роста растений; формировать умение выявлять отношения между объектамиокружающего мира; учить формулировать выводы; развивать интерес детей ксовместному со взрослым и самостоятельному познанию.

Март

1. Тема: «Пенный замок».

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязьмежду объектами исследования, закреплять знания о свойствах воздуха (на примеремыльной пены на поверхности воды).

2. Тема: «Песочные струйки».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствомпеска- сыпучесть, продолжать самостоятельно осуществлять практические действияопытного характера, развивать познавательный интерес.

3. Тема: «Птичья радость».

Цель: познакомить детей со свойством магнитапритягивать металлические предметы, включать детей в совместные с взрослымпрактические познавательные действия экспериментального характера, учитьвыделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес.

4. Тема: «Песок или глина?».

Цель: продолжать учить сравнивать свойствадвух веществ (песок, глина), используя практические действия. Учить выделять иобобщать свойства исследуемого объекта.

Апрель

1. Тема: «Ароматный воздух».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствамивоздуха- не имеет запаха, но может передавать, переносить ароматы, продолжатьучить делать выводы в процессе обследовательских действий. Развиватьпознавательный интерес.

2. Тема: «Зазеркалье».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствомзеркала отражать предметы (на примере двух зеркал, расположенных друг противдруга), продолжать обучать способам исследования, развивать мыслительныепроцеессы: анализ, обобщение, сравнение.

3. Тема: «Парилка».

Цель: познакомить детей с одним из состоянийводы (пар), учить устанавливать взаимосвязь между состоянием веществ с помощьюпрактических действий, развивать любознательность.

4. Тема: «Цветной песок».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствамипеска, закреплять умение экспериментировать с несколькими материалами (песок,краска), поддерживать познавательный интерес.

 

Май

1. Тема: «Пластмассовый мир».

Цель: познакомить детей со свойствамипластмассы (теплая, гибкая- гнется, прочная- не бьется), закреплять исследоватьявления окружающей действительности с помощью практических познавательныхдействий, развивать интерес к объектам исследования.

2. Тема: «Что содержит почва?».

Цель: познакомить детей со взаимосвязью почвыи воздуха (воздух содержится в почве), продолжать учить самостоятельноосуществлять практические действия, развивать познавательный интерес.

3. Тема: «Металл или пластмасса?».

Цель: продолжать учить сравнивать свойстваразличных материалов, закреплять умение исследовать явления окружающейдействительности с помощью практических познавательных действий, развиватьинтерес к объектам исследования.

4. Тема: «Что узнали сыщики?».

Цель: обобщить знания об изученных веществах иматериалах, их свойствах, качествах и отличиях, закреплять умение исследоватьявления окружающей действительности с помощью практических действий.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1133

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет