Пояснительная записка
Программа «Вмире спортивных игр» призванасформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношениик своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использованиисредств физической культуры в организации здорового образа жизни. Впрограмме представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующиеовладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физическихспособностей.
Кружковая деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяетвсе виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которыхвозможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисномуучебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организациязанятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частьюобразовательного процесса. В Базисном учебном плане общеобразовательныхучреждений Российской Федерации в числе основных направленийкружковой деятельности выделено спортивно — оздоровительноенаправление.
Программакружковой деятельности «В мире спортивных игр» предназначена для физкультурно –спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес кфизической культуре и спорту.
Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие курса.
Программа спортивно-оздоровительного кружка «В мире спортивных игр» разработана иориентирована на обучающихся 5-9 классов МБОУ «Дрофинская СОШ». Программасоставлена из расчета один академический час в неделю, итого – 34 часа в год.
Программаразработана с учетом реальных возможностей и потребностей конкретной школы.
Актуальность программы заключается в том, что в ходе освоения программы учащиеся получают навыкиприобретения теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики,приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.
Новизнапрограммы заключается в том, что она учитывает специфику дополнительного образования иохватывает значительно больше желающих заниматься спортом, предъявляя посильныетребования в процессе обучения. Она дает возможность заняться спортивнымииграми с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел«баскетбол», «волейбол» в школе, а также уделить внимание вопросу формированияпривычки к здоровому образу жизни, всестороннему подходу к воспитаниюгармоничного человека.
Календарный учебный график
Срокиреализации программы – 1 год.
Формызанятий. Обучающиеся сформированы в группы разных возрастных категорийявляющиеся основным составом объединения. Занятия в объединениях могутпроводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Формаобучения – очная.
Режим занятий.
Продолжительность занятий – 1 час
Периодичность в неделю – 1 раз
Количество часов в неделю – 1 час
Количество часов в год – 34 часа
Количество занятий в год-34 занятия
Цель и задачи программы
Целью программы является формирование интереса и потребностишкольников к занятиям физической культурой и спортом, популяризацияигры в волейбол и баскетбол среди учащихся, пропаганда ЗОЖ.
Цельконкретизирована следующими задачами:
— пропагандаздорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническомуфизическому развитию обучающихся;
— популяризацияспортивных игр как видов спорта и активного отдыха;
— формирование уобучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;
— обучение техникеи тактике спортивных игр;
— развитиефизических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых,координационных, выносливости, гибкости);
— формирование уобучающихся необходимых теоретических знаний;
— воспитаниеморальных и волевых качеств.
В результатеизучения дисциплины школьники должны:
Знать:
— правила игры,основные приемы техники игры в различных видах спорта,
— простейшиеиндивидуальные, групповые и командные тактические действия,
— историю развитияданных видов в России и в мире.
— правиласудейства в изучаемых спортивных играх.
Уметь:
— выполнятьосновные приемы техники игры и применять их в игре;
— соблюдать напрактике правила игры, действовать в соответствии с требованиями судейства вразличных видах спорта;
— соблюдать правилавзаимодействия в процессе спортивной игры;
— осуществлятьрефлексию в ходе и по окончанию игровой деятельности
— укреплениездоровья и содействие правильному физическому развитию и разностороннейфизической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитиебыстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений; привитиестойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативныхтребований по видам подготовки, вопросы закаливания организма.
Планируемые результаты
Впроцессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимоймотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культурыздоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметныерезультаты.
Личностныерезультаты обеспечиваются через формирование базовых национальныхценностей; предметные – через формирование основных элементов научногознания, а метапредметные результаты – через универсальные учебныедействия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
-формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценностичеловека;
-развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения,снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вредфизическому и психическому здоровью;
— формированиепотребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценностичеловеческой жизни.
Метапредметные результаты:
-способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизникак целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности,взаимодействии с людьми;
-умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах,влияющих на здоровье;
-способность рационально организовать физическую и интеллектуальнуюдеятельность;
-умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
-формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД,формируемые на занятиях кружковой деятельности:
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
1.Самоопре-деление 2.Смысло-образование |
1.Соотнесение известного и неизвестного 2.Планирование 3.Оценка 4.Способность к волевому усилию |
1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действия постановки и решения проблемы |
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Постановка вопросов 3.Разрешение конфликтов |
Предметные результаты:Приобретаемыйопыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, уменияхтворчески их применять при решении практических задач, связанных с организациейи проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Ожидаемыйрезультат реализация программы:
1. Развитие природных данных обучающихся, для быстрого ростамастерства.
2.Овладениетеоретическими и практическими основами игры в волейбол и баскетбол.
3.Участие в спартакиадешколы по волейболу и баскетболу, формирование сборной команды школы.
4.Приобретениенеобходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешностивыступления на ответственных соревнованиях.
5.Содействиегражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи.
Содержание программы
Баскетбол – 16 часов
1. Правила по предупреждениютравматизма на занятиях баскетболом. Ведение мяча правой и левой рукой. Учебнаяигра в баскетбол.
2. Ведение с изменением направления,приставным шагом. Передача двумя руками из-за головы. Бросок одной в прыжке.Учебная игра в баскетбол.
3. Ловля мяча после отскока от щита.Штрафной бросок. Вырывание и выбивание мяча. Учебная игра вбаскетбол.
4. Ведение с переводом мяча заспиной. Бросок одной рукой от головы. Учебная игра вбаскетбол.
5. Ведение с обводкой. Бросок однойрукой от головы в прыжке. Зонная защита.
6. Ловля высоко летящих мячей впрыжке. Зонная защита. Учебная игра в баскетбол.
7. Передача мяча с отскоком от пола .Индивидуальная защита. Учебная игра в баскетбол.
8. Передача одной рукой из-заспины. Индивидуальная защита. Учебная игра в баскетбол.
9. Броски после ведения с двух шагов.Прессинг. Учебная игра в баскетбол.
10. Броски в движении после передачи.Прессинг. Учебная игра в баскетбол.
11.Специальные упражнения икомбинации. Подвижные игры и эстафеты.
12. Специальные упражнения икомбинации. Подвижные игры и эстафеты. Учебная игра в баскетбол.
13.Ведение с разной высотой отскока.Позиционное нападение. Учебная игра в баскетбол.
14. Совершенствование бросков сместа, после ведения. Нападение быстрым прорывом.
Волейбол – 18 часов
1. Техника безопасности на занятияхволейболом. Верхняя передача над собой. Верхняя передача в парах через сетку.Верхняя прямая подача. Учебная игра в волейбол.
2. Приём мяча двумя руками снизу надсобой. Верхняя передача в парах через сетку. Верхняя прямая подача. Одиночноеблокирование. Учебная игра в волейбол.
3. Приём мяча двумя руками снизупосле подачи. Прямой нападающий удар. Учебная игра.
4. Стойка и передвижения игроков.Верхняя передача мяча в парах, тройках. Верхняя прямая подача и нижний приёммяча. Прямой нападающий удар. Учебная игра.
5. Стойка и передвижения игроков.Верхняя передача мяча в парах, тройках. Прямой нападающий удар в тройках.Индивидуальное блокирование. Учебная игра.
6. Сочетание приёмов: приём,передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача. Индивидуальное блокирование.Учебная игра.
7. Сочетание приёмов: приём,передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача и нижний приём мяча. Прямойнападающий удар из зоны. Индивидуальное блокирование и страховка блокирующих.Учебная игра.
8. Сочетание приёмов: приём,передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача и нижний приём мяча. Прямойнападающий удар из зоны. Индивидуальное блокирование и страховка блокирующих.Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра.
9. Сочетание приёмов: приём,передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача и нижний приём мяча. Прямойнападающий удар из зоны. Индивидуальное и групповое блокирование. Позиционноенападение со сменой мест. Учебная игра.
10. Прямой нападающий удар из зоны. Индивидуальноеи групповое блокирование. Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра.
Учебно-тематическийплан
№ п/п |
Раздел программы |
Общее количество часов |
1. |
Баскетбол. |
16 |
2. |
Волейбол. |
18 |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Кол-во часов |
Содержание (раздела, темы) |
|
План |
Факт |
|||
Теоретическая подготовка – 1 час |
||||
1. |
|
|
1 |
Правила безопасности на занятиях. Правила спортивных игр. |
Баскетбол – 12 часов |
||||
2. |
|
|
1 |
Правила по предупреждению травматизма на занятиях баскетболом. Ведение мяча правой и левой рукой. Учебная игра в баскетбол. |
3. |
|
|
1 |
Ведение с изменением направления, приставным шагом. Передача двумя руками из-за головы. Бросок одной в прыжке. Учебная игра в баскетбол. |
4. |
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.34% НЕТ 40.66% Проголосовало: 1188 |
1 |
Ловля мяча после отскока от щита. Штрафной бросок. Вырывание и выбивание мяча. Учебная игра в баскетбол. |
5. |
|
|
1 |
Ведение с переводом мяча за спиной. Бросок одной рукой от головы. Учебная игра в баскетбол. |
6. |
|
|
1 |
Ведение с обводкой. Бросок одной рукой от головы в прыжке. Зонная защита. |
7. |
|
|
1 |
Ловля высоко летящих мячей в прыжке. Зонная защита. Учебная игра в баскетбол. |
8. |
|
|
1 |
Передача мяча с отскоком от пола . Индивидуальная защита. Учебная игра в баскетбол. |
9. |
|
|
1 |
Передача одной рукой из-за спины. Индивидуальная защита. Учебная игра в баскетбол. |
10. |
|
|
1 |
Броски после ведения с двух шагов. Прессинг. Учебная игра в баскетбол. |
11. |
|
|
1 |
Специальные упражнения и комбинации. Подвижные игры и эстафеты. |
12. |
|
|
1 |
Ведение с разной высотой отскока. Позиционное нападение. Учебная игра в баскетбол. |
13. |
|
|
1 |
Совершенствование бросков с места, после ведения. Нападение быстрым прорывом. |
Волейбол – 12 часов |
||||
14. |
|
|
1 |
Техника безопасности на занятиях волейболом. Верхняя передача над собой. Верхняя передача в парах через сетку. Верхняя прямая подача. Учебная игра в волейбол. |
15. |
|
|
1 |
Приём мяча двумя руками снизу над собой. Верхняя передача в парах через сетку. Верхняя прямая подача. Одиночное блокирование. Учебная игра в волейбол. |
16. |
|
|
1 |
Приём мяча двумя руками снизу после подачи. Прямой нападающий удар. Учебная игра. |
17. |
|
|
1 |
Стойка и передвижения игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Верхняя прямая подача и нижний приём мяча. Прямой нападающий удар. Учебная игра. |
18. |
|
|
1 |
Стойка и передвижения игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Прямой нападающий удар в тройках. Индивидуальное блокирование. Учебная игра. |
19. |
|
|
1 |
Стойка и передвижения игроков. Верхняя передача мяча в парах, тройках. Прямой нападающий удар в тройках. Индивидуальное блокирование. Учебная игра. |
20. |
|
|
1 |
Сочетание приёмов: приём, передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача. Индивидуальное блокирование. Учебная игра. |
21. |
|
|
1 |
Сочетание приёмов: приём, передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача. Индивидуальное блокирование. Учебная игра. |
22. |
|
|
1 |
Сочетание приёмов: приём, передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача и нижний приём мяча. Прямой нападающий удар из зоны. Индивидуальное блокирование и страховка блокирующих. Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра. |
23. |
|
|
1 |
Сочетание приёмов: приём, передача, нападающий удар. Верхняя прямая подача и нижний приём мяча. Прямой нападающий удар из зоны. Индивидуальное и групповое блокирование. Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра. |
24. |
|
|
1 |
Прямой нападающий удар из зоны. Индивидуальное и групповое блокирование. Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра. |
25. |
|
|
1 |
Прямой нападающий удар из зоны. Индивидуальное и групповое блокирование. Позиционное нападение со сменой мест. Учебная игра. |
Футбол – 5 часов |
||||
26. |
|
|
|
Техника безопасности на занятиях футболом. |
27. |
|
|
|
Правила игры. Профилактика травматизма. |
28. |
|
|
|
Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой ног. Учебная игра. |
29. |
|
|
|
Передача и остановка мяча. Удары с места по воротам. Учебная игра. |
30. |
|
|
|
Тактика игры в защите, в нападении. |
Физическая подготовка – 3 часа |
||||
31. |
|
|
|
Подтягивание. Сгибание и разгибание рук в упоре. |
32. |
|
|
|
Прыжки через скакалку, напрыгивание и соскоки. |
33. |
|
|
|
Челночный бег 3х10, поднимание туловища из положения лежа на спине, наклоны вперед. |
34. |
|
|
|
Сдача контрольных нормативов. |
35. |
|
|
|
Участие в соревнованиях. |
36. |
|
|
|
Участие в соревнованиях. |