“Процесс обучениядолжен захватывать, зажигать жажду знаний”.
Ян Амос Коменский
“Чтобы переварить знания надопоглощать их с аппетитом”.
Анатоль Франц
Актуальность
Одна из важнейшихзадач начального образования является формирование такого общеучебного умения,как умение осмысленно говорить, связно излагать свои мысли, впечатления отокружающей действительности
Актуальность опыта«Развитие вербального мышления как средство формирования субъектности младшегошкольника»обусловлена определяющей ролью уровня развития вербального мышления младшихшкольников в выполнении требований ФГОС, а именно:
1)признаниерешающей роли содержания образования, способов организации образовательнойдеятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижениицелей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
2) использование знаково-символических средств, как единиц организациивербального мышления, для представления информации, созданиямоделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практическихзадач;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий ипричинно-следственных связей, построение рассуждений невозможно без формированиявербального мышления;
4)готовность слушать собеседника , вести диалог, признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;аргументировать свою точку зрения;
В ПосланииФедеральному Собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 года Президент В.В.Путин отметил: «Школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работатьиндивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собойцели и добиваться их». [1]
Актуальностьопыта обусловлена и спецификой используемой в нашей ОО образовательной системы(«Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова») ,ориентированной на высокий уровень развития всех типов мышления обучающихся,особенно словесно-логического.
Проблемы
Несмотря назначительное внимание к речевому развитию учащихся, в практике работы школданную проблему нельзя считать полностью решенной.
Как отмечает Н.И.Жинкин , основная трудность развития речи в школе состоит в том, что “ситуацияурока снимает естественную коммуникативность речи… Есть только один способосвободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у ученика возникла потребность вкоммуникации”.[2]
Задача учителясостоит в том, чтобы превратить “искусственное говорение” в естественноевысказывание, направленное на достижение определенных реальных целей.
Стандарты новогопоколения требуют высокого уровня развития личностных, коммуникативных,познавательных, регулятивных УУД обучающихся. Однако у 40% младших школьниковуровень сформированности устной и письменной речи недостаточен. Уровеньсформированности у поступающих в школу детей мыслительных операций (анализа,синтеза, сравнения, классификации, обобщения) крайне низкий.
Теоретико-методологические основы опыта
Несмотря на исследования в области формирования тех или иных составляющихинтеллектуального развития младшего школьника, вопрос о соотношении ихвербального и невербального мышления остается открытым.
Сознание ребёнкаразвивается в процессе практической деятельности: формируется его мышление иречь, мышление с помощью слов, мышление словами, то есть вербальный интеллект. Вопросыразвития вербального мышления младших школьников рассматривали Л.С. Выготский,П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Н.И. Жинкин, Ж. Пиаже, В.В. Давыдов, К.Д.Ушинский, В.И. Капинос, А.Н. Леонтьев, Л.М. Фридман, С.Н. Лысенкова, В.Ф.Шаталов, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили.
Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченнымизнаковыми структурами. Для нормальной мыслительной работы одним людямнеобходимо видеть или представлять предметы, другим легче оперироватьотвлеченными знаковыми структурами.
Вербальноемышление – мышление,основным носителем которого служит речь, словесное мышление. Такая трактовкавпервые в мировой психологической науке была предложена Л.С. Выготским.[3] Язык, будучи средствомобщения и отражения действительности в сознании человека, используется, каксредство общения людей и в этой своейкоммуникативной функции он сам является не чем иным, как особым видоминтеллектуальной, речевой деятельности.
Как пишет В.И.Капинос, «чтобы приблизить обучение к естественным условиям общения, надоввести учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней».[4] Создание речевыхситуаций – позволяет эффективно работать над развитием вербального мышленияучащихся в условиях урочной и внеурочной деятельности.
Новизна опыта заключается в следующем:
разработанамодель развития вербального мышления младших школьников в рамках урочной ивнеурочной деятельности;
подобраныи адаптированы диагностические методики, направленные на оценку уровня развитиявербального мышления младших школьников ;
разработанасистема упражнений по русскому языку; и игр по развитию вербального мышленияучащихся начального уровня образования в рамках урочной деятельности(Приложение 1,2);
систематизированыупражнения по развитию речи ;
Описание технологии опыта
Предметом опыта являются приемы, методы, формы и технологии,способствующие развитию вербального мышления младших школьников.
Объектом опыта является процесс формирования УУД младших школьников.
Цель работы — разработка системыформирования вербального мышления младших школьников в процессе урочнойи внеурочной деятельности.
Для достижения поставленнойцели, определены следующие задачи:
изучитьтеоретические основы формирования вербального мышления младших школьников;
оценитьуровень сформированности вербальных (логических) операций у младших школьниковна разных возрастных этапах, выявить проблемные точки;
определитьнаиболее оптимальные формы, методы и приемы формирования указанного типамышления, систематизировать упражнения, направленные на совершенствованиевербального мышления младших школьников;
определитьнаиболее эффективные методы и формы развития коммуникативной компетенцииучащихся начальной школы;
диагностикаприменяемой системы развития вербального мышления младших школьников;
Практическаязначимость
Разработаннаяметодика диагностики вербального мышления младших школьников может быть использованав работе учителей начальных классов, а также других специалистов сопровождения. Она позволяет зафиксировать недостатки и пробелы в умственном развитии младшегошкольника.
Полученныерезультаты могут служить основой для создания программ коррекции и развитиявербального и невербального мышления учащихся начальных классов.
Данные осоотношении вербальной и невербальной составляющих умственного развитиямладшего школьника могут быть полезны для учителей при выборе способов иметодов обучения, наиболее адекватных возрастному и индивидуальному развитию.
Для достижениявысокого уровня сформированности и развития коммуникативных, познавательныхУУД учащихся и развития вербального мышления считаем использование следующихтехнологий обучения:
— Технологияисследовательской направленности
Считаем, что уученика есть возможность самостоятельно мыслить работать индивидуально и вкоманде, возникает потребность в коммуникации, для того ,чтобы решатьпоставленные задачи, ставить перед собой цель и идти к ней, когда он погружен висследовательскую деятельность. Наиболее распространенным пониманиемисследовательского обучения является такое обучение, в котором учащийсяставится в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решенияпроблем в процессе познания, направляемом учителем. Как правило, начинаем собсуждения проблемы и способов её решения, затем планируем исследовательскуюдеятельность, а именно определяем цели, последовательность действий иподготовку усилий. Далее идет осуществление исследовательской деятельности:построение гипотез, сбор данных, подведение итогов и оценка. Видами даннойтехнологии считаем и метод проектов и модульное обучение.
Технологияучебного сотрудничества
На наш взгляд, успехв работе по развитию вербального мышления невозможен, если ученик отвечаеттолько вследствие осознания необходимости выполнить задание (учитель спрашивает– надо отвечать). В ситуации такого обучения, когда каждое высказываниемотивируется только подчинением авторитету учителя, желание высказаться (мотивв речи) угасает или слабеет настолько, что не может служить двигателемвысказывания детей. Мотив для речи заключен не в самой речи, а в деятельностиобщения (коммуникативной).
Таким образом,важнейшим условием развития вербального мышления детей является потребность ввысказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли ичувства. Это требует определенной организации коммуникативно — деятельностного подхода к обучению, организацииучебного сотрудничества.
Погружаясь вразнообразные формы сотрудничества, между учеником и педагогом, между ученикоми сверстниками, ребенок осваивает различные научные знания. На каждом урокедолжны присутствовать и непосредственно – эмоциональная, и предметно – деловая,и игровая формы сотрудничества.
Учебноесотрудничество учителя с учеником есть прообраз будущей индивидуальнойспособности ребенка к учебному совершенствованию, умению учиться.
В практике своейработы используем следующие типы учебных заданий, специально предназначенныхдля упражнения детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем,например:
1. Задания,воспитывающие не имитационное поведение ребенка на уроке, критичность егомышления.
a) задания –“ловушки”, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя;
b) задания –“ловушки”, различающие понятийную и житейскую логику;
c) задачи,не имеющие решения, воспитывают не буквальное не исполнительное отношение кзаданию учителя.
2. Задания,требующие четкого осознания учеником границей своих знаний, своих возможностей.
a) задание,позволяющее определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективнуювозможность (или невозможность) действовать или он склонен действоватьнеразумно, наугад.
3. Задания,формирующие умения запрашивать у учителя необходимую информацию.
a) задания,с недостающим данным;
b) задания,в которых спрашивают дети, а отвечает учитель;
c) ситуацииоткрытого незнания, т.е. ситуации в которых дети точно знают, что они этого незнают.
Важнейшимиособенностями организации учебного сотрудничества процесса в обучении, мыопределяем , следующие:
— каждыйученик является попеременно то учеником, то учителем;
— ближайшаяцель каждого учащегося – учить других всему тому, что знаешь сам;
— деятельностькаждого ученика является общественно полезной;
— основнойпринцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех;
— каждыйотвечает не только за свои знания и учебные успехи, но так же за знания иучебные успехи товарищей;
— совпадениеколлективных и личностных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тембольше и лучше я знаю сам.
Один из главных психологических принципов обучения, посистеме Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение должно обеспечить практические,материальные действия ребенка, в ходе которых ученик открывает новыезакономерности. На основании чего на уроках основным средством работыявляется моделирование. С точки зрения Д.Б. Эльконина модели и схемы вобучении являются универсальным инструментом мышления(23).
Важно, что бы модели и схемы составлялись учителем вместе сучащимися в процессе изучения материала. В опоре концентрируется внимание насамых главных и самых существенных признаках понятия с целью обобщенияматериала по теме.
Изучениечастей речи 4 класс
Лестницазнаний
На уроке после составления модели используем,как правило, тренировочные упражнения, чтобы закрепить умения правильнорассуждать, доказывать, обосновывать усвоенное. В случае затруднения учащиесятакже могут обратиться к опоре. На уроках полно используется возможностиопорных схем в целях индивидуализации обучения, дифференцирования заданийкаждому ученику в развитии самостоятельности при решении познавательных задач.
Как показывает опыт, многие уроки в начальной школеможно и целесообразно строить в дискуссионной форме. Остроумные примерыпростейшей дискуссии, применявшейся даже в подготовительном классе, описаны вкнигах Ш.А. Амонашвили, который считает ”Поощрять детей к познавательному споруследует с подготовительному класса…,чем раньше осознает школьник своё правоне соглашаться даже с педагогом в процессе установление истины… темплодотворнее будет развиваться в нем творческая, критическая, самостоятельнаямысль».[5]
В практике своей работы используем фасилитированную дискуссию,как в урочной, так и во внеурочной деятельности на кружке «Образ и мысль».
Упражнения,рассчитанные на регуляцию речевой деятельности применяемые нами в учебномпроцессе :
1.«Повтори так, как сказано» (учит слушать друг друга, дети начинают делать парафраз).
2.«Маленькийучитель» (ребёнок теряет страх перед высказыванием собственного мнения.)
3.«Несколькоминут молчания» (синий кружок даю гиперактивному, «Пока не покажу синий кружок,ты молчишь, а затем скажешь, какие основные версии были у ребят»).
4.«Повтори самогосебя» (повтори, что сказал, громко, кратко).
5.«Скажи в одномпредложении» (подумать и перефразировать того, кто сказал очень)
6.«Заданноеначало» (достаточно часто ученики затрудняются в составлении высказывания, т.к.не знают, с чего начать. Учитель даёт варианты начала высказываний «Я вижу…»,«Я думаю…»,»Я предполагаю…», «Я считаю…», «Я утверждаю…»).
—Технологияпроблемного обучения
Проблемная ситуация — это интеллектуальноезатруднение человека, она побуждает начало мышления, активную, мыслительнуюдеятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
Именно проблемная ситуация, на наш взгляд,помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимуюнаправленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения новогоматериала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
Основные элементы проблемной ситуации ,используемыенами в процессе обучения ,являются вопросы, задача, наглядность, задание.Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляетмыслительную деятельность учащихся.
В ходе такойдеятельности у школьников формируются основы вербального мышления, задаткитворчества и в целом содействовать развитию личности каждого ученика. Чтопривело в свою очередь к появлению в дидактике новой теории-теории проблемногообучения. Сущность которой можно сформулировать так по словам М.И. Махмутова”Знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом, априобретаются ими в процессе самостоятельной, познавательной деятельности в условияхпроблемной ситуации»,[6]которую можно реализовать во время организации дискуссии. Считаем так же, что в любом диалоге должна просматриватьсяпроблемная ситуация и согласна с мнением А. К. Дусавицкого, который утверждал, чтонаглядным свойством появления проблемной ситуации является «феномен удивления»(нет удивления – нет диалога): «Так не бывает! Почему так получилось?! Вот этода![7]Наличие неожиданного препятствия, казалось бы, в знакомой ситуации вызывает уребёнка удивление и способствует появлению вопроса; появляется вопрос – значит,ребёнок на пороге мышления. Удивление выполняет функцию эмоционального захвата:если педагогу не удаётся удивить ребёнка, то проблематизации может вообще неполучиться, так как ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит науроке.
“Разжевывание”материала так же не способствует развитию познавательного интереса. Так, пословам Л.Ф. Фридмана: “Простое сообщение готового знания не приводит кизменению мышления ребенка, его представлений»[8]Считаем необходимым создавать проблемные ситуации на уроках разного типа.
-Технологиявстречных усилий
В русле поискасовременного подхода к обучению при реализации ФГОС, заслуживает вниманияпостроение урока выдержанное в технологии встречных усилий (ТВУ) учителя иучащихся. Преодоление незнания требует преодоления определенных усилий. Безусилий — эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения — невозможныни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебномпроцессе.
Педагог, со своейстороны, должен не только замечать эти усилия своих учеников, но и поддерживать,обеспечивать условия для дальнейшего их продвижения вперёд.
Урок, построенныйв соответствии с ТВУ, условно разбивается на 5 основных этапов ,на каждом изкоторых используются нами определенные педагогические приемы. (Приложение 3):
1. «Разминка». («Разогрев»,«Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф»,«Мозговой штурм», «Цепочка», «Снежныйком»).
2.«Контрольно-подготовительный». ( «Лови ошибку» ,«Опрос-кроссворд»,
«Высшимпилотажем», «Тихий опрос»,«Взаимный опрос», «Мисс Вопросик» или «МистерВопросик», «Опрос по цепочке», «Согласен- не согласен»)
3. «Вызов». («Цель и цели», «Светофор», «Знаю-незнаю»)
4. «Сотворчество».(«Деловые игры», «Машина времени», «Точказрения»,
«Колонка редактора». ( «Да — нетка»,«Театрализация», «Кластер»)
5. «Рефлексия». («Щадящийопрос», «Знайка», «Опрос-итог»,«Взаимоопрос», «Эссе», «Синквейн», «Заданиедругу» ,«Трёх уровневое домашнее задание»).
В процессеразработки и систематизации комплекса заданий, приемов, упражнений мы пришли квыводу, многие из них универсальны и могут применяться не только учителяминачальной школы, но и учителями практически любой дисциплины.
Наш опыт по теме«Развитие вербального мышления как средство формирования субъектности младшегошкольника» является результативным. Об этом свидетельствует достаточно высокийпроцент качества знаний учеников класса.
Также об этомговорит активность и результативность участия учащихся класса в районных идистанционных олимпиадах по различным дисциплинам.
Ученики являютсяактивными участниками различных творческих конкурсов, фестивалей как районных,так и городских.
В 2013-2014учебном году два ученика (Балясников Тимофей и Морочкина Дарья) участвовали врайонном фестивале фильмов посвященных 700-летию со Дня рождения преподобногоСергия Радонежского.
В 2013-2014учебном году Морочкина Дарья была награждена дипломом за 3 место в городскоминтерактивном конкурсе «Твой светлый образ незабвенный».
В 2014-2015учебном году в районном конкурсе «Мое семейное древо» 1 место завоевалаСмирнова Эвелина, три ученика заняли 3 место (Пшечук Кирилл, Гришина Кира,Марьичев Алексей).
В 2015-2016учебном году ученики получили грамоты за 1 место (Гаранина Мария) и 3 место(Коровин Алексей) в районном конкурсе фотографий «Я открываю мир природы».
В 2015-2016учебном году учащиеся 3 «Б» класса были награждены грамотой за 1 место врайонном конкурсе экологических викторин «Растения нижегородских водоемов».Кроме того, и в рамках городской акции «Я открываю мир природы» коллективнаяработа в данном конкурсе вновь заняла 1 место.
В 2015-2016учебном году грамоты за 1 место в районном конкурсе для начальной школы«Фольклор русского народа» получили два ученика (Питюков Егор и СатинаВарвара).
В 2015-2016 годуученица Гришина Кира была награждена грамотой за 3 место в районном конкурсе«Из пестрых страниц» по творчеству А.Л. Барто.
В 2015-2016 году коллективнаяработа учащихся заняла 1 место в городском интерактивном конкурсе «Нащ классный- самый творческий классный».
В районномконкурсе презентаций и фильмов «Новомученики Нижегородского края» грамоты за 1место получили Шохова Екатерина и Коровин Алексей, также, грамотой за участиенаграждена Гребнева Александра.
В 2016 годуучащиеся 3 «б» класса получили диплом победителя конкурса «Самый дружныйкласс-2016» , организатор «Русское радио».
Ученики принимают активное участие в различных международных ивсероссийских интернет — конкурсах и дистанционных олимпиадах, таких какмеждународная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» , «Продленка»,«МАТОЛИМП.ИНФО», «Умка» и другие по всем предметным дисциплинам начальнойшколы, высоко ценим в классе каждое участие .
По результатампроведенных диагностических методик прослеживается положительная динамика мотивацииучебной деятельности из класса в класс ,которые проводились по анкете,разработанной Н. Г. Лускановой. (Приложение 4).
Проведеннаядиагностика в 1 классе показала: познавательная мотивация у 23% учащихся,социальная мотивация у 20%, эмоциональная мотивация у 57% и мотив отметкиотсутствует.
Во втором классенаблюдается увеличение процента детей, имеющих познавательную мотивацию (57%).Уменьшился процент детей с социальной мотивацией (3%), но вместе с тем достаточнобольшой процент детей, имеющих эмоциональную мотивацию (20%) и мотив отметки(20%).
В третьем ичетвертом классах также наблюдается увеличения процента детей имеющих познавательнуюмотивацию до (64%) и до (72%) соответственно, уменьшился процент эмоциональноймотивации в классе (8%) и мотив отметки (12%).
Развитие мышлениястановится доминирующей функцией в развитии личности младших школьников.
С учётомзаявленной темы был сделан выбор темы исследования, проблема которогозаключается в определении уровня развития вербального мышления младшегошкольника и влияние его на успеваемость.
Для диагностикибыли использованы субтесты Ф. Замбацявичене. (Приложение 5)
Из таблиц и диаграмм(Приложение 6) видно, что уровень вербального мышления в 1 классе достаточнонизкий (всего 8% детей имеет высокий уровень мышления), а к концу 4 класса онуже составляет 48%.Наибольший скачок роста вербального мышления происходит во 2и 3 классе. Таким образом, можно предположить, что 2 и 3 годы обучения являютсярешающими в умственном развитии младшего школьника. Д.Б. Эльконин так писал обособенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становитсямыслящей, а восприятие-думающим».[9]
Вместе с темизвестно, что мышление у детей одно и того же возраста достаточно разное.Различия в мышлении детей требуют индивидуализации подбора заданий, упражнений,выполняемых в процессе познавательной деятельности.
Положительные тенденции в выделенных критериях результативностидоказывают правильность выбора ведущего направления педагогической деятельности.
Полагаем, чтоопыт по теме «Развитиевербального мышления как средство формирования субъектности младшего школьника»может быть использован в работе учителей начальных классов, а также другихспециалистов сопровождения, позволит зафиксировать недостатки и пробелы вумственном развитии младшего школьника , как науроке, так и во внеурочной деятельности при выборе способов и методовобучения, наиболее адекватных возрастному и индивидуальному развитию.
Литература
1. Амонашвили Ш. А В школу- с шести лет. :,М.,1986.,с.102.
2. Блонский П.П..Память и мышление Издательство: ЛКИ Год издания: 2007.
3. Блонский П.П. Развитиемышления школьников // В кн.: Возрастная и педагогическая психология:Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений– М.:Издательский центр «Академия», 1999.
4. Болотина Л. Р.Развитие мышления учащихся // Начальная школа – 1994 – №11.
5. Вахтеров В. П.О новой педагогике.- М.: Карапуз, 2009.
6.Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе образовательнойсистемы Д. Б. Эльконина – В.В.Давыдова (методические рекомендации). – М., 2004.
7. Выготский Л.С.Мышление и речь. М.: Высшая школа, 1999.,с.132.
8. Гин А. Приемыпедагогической техники. М.: Вита пресс, 2006.
9. Давыдов В. В.,Пушкин В. Н., Пушкина А. Г. Зависимость развития мышления младших школьников отхарактера обучения //Вопр. психологии. 1973. № 2.
10. Дусавицкий А. К. Развивающее обучение: зона актуального иближайшего развития// Начальная школа. -1999. -№7.,с.45.
11. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. — М.:Лабиринт, 1998. — 366 с.
12. Зак А.З.Диагностика мышления детей 6-10 лет. — М., 1993.
13.Капинос В.И.,Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения, М.,1994.,с.261.
14.Леонтьев А.Н.Лекции по общей психологии: — М.: Смысл, 2000.
15.Махмутов М.И.“Организация проблемного обучения” – М., “Просвещение”, 1977г.,с.14.
16.МолодцоваН.Г., Тивикова С.К. «Образ и мысль». Программа рекомендовананаучно-методическим экспертным советом НИРО, 2003.
17.Овсянникова В.И.,Яшина Н. Ю. Развитие логического мышления младших школьников на урокахрусского языка. Методическое пособие.
18.Путин В.В. ПосланиеФедеральному Собранию Российской Федерации(1декабря 2016 года )
19. Рунова Т. А.,Бондарева И.И. Организация учебного сотрудничества в начальной школе (длядистанционного обучения педагогов начального образования).
20.Тивикова С.К.«Речевое развитие младших школьников». Программа рекомендовананаучно-методическим экспертным советом НИРО, 2006.
21.ТихомироваЛ.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшиешкольники.- М.: Рольф, 2000.
22.Фридман Л. М.Задачи на развитие мышления. — М.: Просвещение, 1963.,с.67.
23.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2000.,с.87.
24.Интернет –ресурсы:
25«Учительскаягазета» http://www.ug.ru
26.Газета Первоесентября http://www.ps.1september.ru
27.Газета Начальнаяшкола http://www.nsc. 1september.ru
Игры на развитие мышления.
Игра1. Вопросы инопланетянина.
Инопланетянинвыбирает любой предмет в классе, сделанный руками человека, и должен поставитькак можно больше вопросов, которые мог бы задать, решивши сделать такой жепредмет на своей планете. На поставленные им вопросы отвечают ученики классапо командам, образуемым по рядам или по другому принципу (мальчики — девочки).Задача инопланетянина постараться поставить перед ними как можно больше такихвопросов, которые не задал бы землянин. Например, если предмет сделан издерева, то инопланетянин, не зная что это такое, задает вопрос Что такоедерево?; или что такое фанера, краска, станок, слесарь, завод, буква ит.п.
Количествовопросов и правильных, остроумных ответов фиксирует судейская команда.Выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков. Играразвивает речь, мышление, находчивость.
Игра2. Отгадай, какой предмет задуман.
Ведущийзадумал предмет. Играющие могут задавать вопросы, ответ на которые может бытьтолько да или нет. Задумана книга. Ученики должнызадавать вопросы, ограничивающие сферу поиска.
Например:
1. Предметнаходится в классе? Да.
2. Онможет находиться в руке? Да.
3. Ониспользуется для учебы? Да.
4. Онсделан из бумаги? Да.
5. Внем мы пишем? Нет.
6. Внем читаем? Да.
7. Этокнига? Да.
Игра3. Любопытный покупатель
Вмагазин помешают игрушки, каждой из которых назначают цену в виде количествавопросов, которые надо задать по поводу этой игрушки продавцу. Например, однаигрушка стоит 5 вопросов, другая — 7 и пр.
Накаждый вопрос отводится небольшое количество времени. Задача — научить быстро ичетко ставить вопросы.
Игра4. Почемучка.
Ученикзаходит в класс и выбирает себе какой-либо предмет и начинает опрашивать:Почему он стоит в классе?, Зачем он нужен?,Почему он испачкан?, Кем он испачкан?, Почему егоне берегут? и т.п. Игра учит задаваться вопросами об отношении к нужнымвещам вокруг.
Ученикизадают вопросы, ответ на который может быть только в одном варианте, напримертвердый (или белый, тупой и пр.) Например, Какойэто предмет? (твердый). Какой должен быть лед на реке длякатания? (твердым). Какой характерный признак этого предмета?(твердость) и т.п. Игра учит видеть общее свойство в разном.
Игра6. Где спрятан предмет?.
Учениквыходит из класса. Учитель прячет в классе предмет. Ученик должен поставитьвопросы учителю, чтобы отыскать предмет. Ученики, знающие, где спрятан предмет,мысленно задают более правильные вопросы, корригируют неправильные ответы.Игра тренирует алгоритм поисковых вопросов.
Игра7. Мяч-почемучка.
Играющиевстают вкруг. Учитель объясняет правила игры: перебрасывая мяч по кругу,каждый бросающий задает вопрос с одним из вопросительных слов. Ловящий мячотвечает на него и, перебрасывая мяч следующему, также задает вопрос с тем жесловом. Сначала мяч передается по кругу, а затем перебрасывается в любомпорядке. Если в процессе игры мяч падает, то тот, кто упустил мяч, долженсменить вопросительное слово. Например, было слово зачем, оносменяется словом почему. Игра тренирует способность к постановкеидентичных вопросов на разные темы.
Игра8. Рассказ (сказка), которую я не расскажу.
Вариант1. Учитель задумывает какую-нибудь известную детям сказку. При помощи вопросовдети должны отгадать, что это за сказка. После чего кто-нибудь из детейрассказывает ее или они вместе ее разыгрывают.
Вариант2. Отличие данного варианта от предыдущего в том, что сказка, которую задумалведущий, никто не знает, т.е. придумана самим ведущим. При этом она должнабыть полностью продумана, чтобы поставленные к ней вопросы находили немедленныйответ. Когда содержание сказки полностью проясняется, кто- либо из играющихрассказывает ее, а ведущий дает оценку точности передачи содержания.
Вместосказки может задаваться рассказ или случай, происшедший с кем-то.
Примерныйхарактер вопросов, которые используются для разгадывания сюжета. Кто геройсказки? Какие персонажи принимают в ней участие? Где живет главный герой?Каков его характер? Какое событие с ним произошло и что было его причиной?Что было после того события? Кто помогал главному герою? Кто мешал? и т.п.Конец истории учащиеся могут придумать сами.
Игра9. На все один ответ
Навсе вопросы, задаваемые ведущим, должен следовать один ответ. Например,яблоко. Этот ответ должен согласовываться с характером вопроса:Что лежит на столе? Яблоко. С кем бы ты хотелдружить? С яблоком. Основная задача — научить учащихсясогласовывать ответы с вопросом, несмотря на кажущуюся абсурдность ответа.
Тренировкав умении ставить вопросы должна сочетаться с проникновением в сущность каждогоиз вопросительных слов.
Дляэтого ученики разбиваются на команды, одна из которых задает вопрос с первымвопросительным словом, а вторая отвечает вопросом на вопрос.Например, первый опрашивает: Кто сегодня дежурит?, а второй задаеттоже вопрос Кто еще не дежурил? и пр.
1. Ученикамдается задание поставить как можно больше вопросов, используя вопросительноеместоимение КТО и КТО ЕЩЕ.
Вконце вопросов, поставленных самостоятельно, необходимо обсудить, в какихслучаях ставятся вопросы и с какой целью.
2. КЕМи О КОМ — ученики должны самостоятельно поставить как можно больше вопросов поотношению к предметам (кем сделан?) и по отношению к человеку (Кем буду? С кемдружу? и т.п.)
3. ЧЕЙ,ЧЬЯ, КАКОЙ, КАКАЯ — важно, чтобы дети уловили разницу в вопросах.
4. ЧТОи ЧТО ЕЩЕ. Важно, чтобы учащиеся тренировались на разных вариантах употребленияэтих слов в вопросительных предложениях.
5. ИЗЧЕГО, ОТЧЕГО, ДЛЯ ЧЕГО — после постановки вопросов, обсуждение спецификинаправленности каждого вопроса.
6. ПОЧЕМУ,ЗАЧЕМ — эти вопросы особенно важны для понимания сущности явлений. Например:Почему ученик кричит?, отличается от вопроса Зачем онкричит?
7. КАК,КАКИМ ОБРАЗОМ — вопросительные слова относятся к числу многофункциональных.Для развития мышления очень важно, чтобы ученики поняли, что при постановкецели важно определить не только, что необходимо сделать, но и как это надоделать, каким образом достигать.
8. КОГДА,ГДЕ — задавая вопросы, учащиеся должны уловить, в каком случае эти словатребуют обдумывания, анализа ситуации (Когда нужно… Где можно…), учетаместа и времени.
9. СКОЛЬКО,НА СКОЛЬКО, НАСКОЛЬКО — важно, чтобы учащиеся поняли оттенки этихвопросительных слов.
Приигровой форме отработки вопросительных слов очень важно уметь быстро находитьвторые варианты вопросов, что тренирует интеллект больше, чем прямые ответы.
Игра10. Что иметь, уметь и знать.
Игранаправлена на то, чтобы ученики научились анализировать деятельность. Игратакже проходит по командам, каждая из которых задает по-очереди вопросы другойкоманде. Команда, которой задан вопрос, должна ответить, что необходимо иметь,какой материал и инструменты для совершения простой формы деятельности, чтоуметь делать и в какой последовательности и что для этого надо знать.
1. Чтобыгвозди забивать, что иметь, уметь и знать? Все что знаешь, расскажи; что умеешь- покажи.
Детисразу вспоминают, что необходимо иметь молоток и гвозди и изображают, какгвоздь забивается. При этом они забывают, что в зависимости от материала, вкоторый забивается гвоздь, и цели — для чего забивается, — весь процессменяется. После первого же вопроса об этом необходимо напомнить.
2. Чтобыпол нам подметать, что иметь, уметь и знать?
3. Чтобыслово написать, что иметь, уметь и знать?
4. Чтобыстол нарисовать, что иметь, уметь и знать?
5. Чтобыправильно читать, что иметь, уметь и знать?
6. Чтобрубашку постирать, что иметь, уметь и знать?
7. Чтобпятерки получать, что иметь, уметь и знать?
Вопросыпоследнего типа особенно важны, поскольку заставляют учеников задуматься,какие качества характера нужно иметь, как уметь пользоваться приемами развития,восприятия, запоминания, мышления, что знать о себе и по предметам.
Игра11. Необитаемый остров.
Учащимсяпредлагается ситуация, когда они высадились на необитаемый остров. Импредлагается сделать все, чтобы можно было на нем удобно жить. На какие вопросыдля этого надо, прежде всего, ответить? Малышам нужно подсказать, что дляэтого надо обследовать остров и узнать, что на нем уже есть. Затем выстроитьпоследовательность действий на острове в вопросах относительно питания,жилища, распределение обязанностей и пр.
Вопросыставит команда в целом. Учитель, по тому, какие вопросы поставит каждаякоманда, должен определить, какая из них выживет.
Игра12. Графические задания.
Рисуночныетесты служат средством диагностики и развития воображения и творчества.Основные из них следующего типа:
1. Наполнениеоднородных фигур. Ученики рисуют 10-20 квадратов или кругов, которыезаполняются или дополняются до осмысленных предметов. Развивает творческоевоображение, широту мышления.
2. Рисунокнесуществующего животного с дальнейшим описанием, где он живет, чем питается,как передвигается и пр.
3. Графическоеизображение пройденных понятий, правил, а также плохих и хороших качествчеловека.
Приложение 2
Карточки для дифференцированной работы сучащимися
на уроках русского языка
1 Подбери из предложенных звуковых записей слова, подходящие по смыслу к буквенным записям, запиши их на строчках
[бур’о́нка] [барбо́с] [к’э́ша] [му́рка] [ко́л’а] [ма́ша] __________________ _______________________ пёс _____________________ ко́шка ___________________________ __________________ _______________________ ма́льчик _____________________ попуга́й___________________________ __________________ _______________________ де́вочка _____________________ коро́ва ___________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
2 Уточни звуковые модели слов
ц и р к у л ь я м к а ч а й н и к
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
3 Укажи в квадратике качество согласного звука (мягкость или твёрдость)
А Ю О Ы Е Э
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
4 Переведи звуковые записи в буквенные. Оформи свой ответ в виде таблицы
[а́ист] [шэст] [с’й’эл] [жы́рный’] [в’й’ун] [л’а́л’ка]
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
5 Найди слова с одной и той же орфограммой. Соедини их линией. съел кричу жир чаща друзья дружи роща ранцы пря́чу Булька цирк вьюн Ольга цинк купцы въезд
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
6 Запиши слова буквами, подчеркни орфограммы
[шо́рты] [купцы́] [цыпк’и] [жуч’к’и] [цэл’] [камышы́] [ч’о́рный’] [но́ч’ка] ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
7 Раздели сплошной текст на отдельные высказывания, запиши его ниже
ДинаиОлясёстрыМалышилюбяткошкуМуркуКошкалюбитсвоихдрузей. ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
8 Запиши слова в виде транскрипции ______________ _______________ цыпки — ______________ цифры — _______________
________________ _______________ цепь — ________________ удальцы — _______________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
9 Покажи стрелками «работу» гласных букв
и н д е́ й ц ы у ш ы́ б ы п р и ч у́ д ы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
10 Выбери подходящую звуковую запись к буквенной, соедини их линией
[х’и́щ’н’ик] [но́чка] хищник но́чка [х’и́щн’ик] [но́ч’ка]
[по́чта] [жуч’ки́] почта жучки́ [по́ч’та] [жучк’и́]
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
11 Сказочный язык соответствует законам русского языка. Переведи звуковую запись сказочного языка в буквенную запись
[й’акужы́ к’уч’ял’а́м г’ий’у́т’]. [цэ́пр’а г’э́ч’ка кашы́л’а ч’о́л’н’у].
________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
12 Найди и обведи все буквы, обозначающие звук [й’]
вью́га, край, ю́бка, моё, съе́ду, ма́йка, ую́т, аул, я́года, баян, буй
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
13 Запиши высказывания буквами:
[й’у́ркнула мы́шка в уй’у́тнуй’у, т’о́плуй’у но́рку]. [л’эн’ й’эй’
сыр иска́т’]. ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
14 Распредели слова в три столбика по способам обозначения звука [й’]
буёк, съёмка, ель, баян, янтарь, вьюн
[й’] … … [й’] … … , [й’] … _____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________
_____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________
_____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
15 Найди и исправь ошибки первоклассника, отметь в таблице значком «V» проблемы ученика:
В гнёздах пищя́т грачя́та. Птенци́ с утра́ про́сят есть. весь ден грачи́
для них и́щют пи́щю. Сыты́ бу́дут малышы́.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
16 Ксюша записала текст в тетрадь. Проверь, всё ли Ксюша записала правильно. Если найдёшь ошибки, исправь их. Лена нашла в записи Ксюши 5 ошибок, Марк – 6 ошибок, Сколько ошибок нашёл (нашла) ты?
Есть у нас кот сёмушка. Он до́брый и у́мный. Краси́вый. Пушы́стый.
Но драчю́н И мышэ́й не ло́вит. И есть у нас ко́шка му́рка. Не така́йа
краси́вайа и пушы́стайа. зато мышэ́й ло́вит.
Лена – 5 ошибок Марк – 6 ошибок Я — ошибок
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
17 Исправь ошибки в звуковых записях
[й’я́ма] [каюта] [уй’утный’] [п’эр’а] [в’й’ехал] [й’ула́] [н’ан’а]
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
18 Придумай два-три слова к предложенной схеме и запиши их
[цы]
ци́. . . цы . . . . . . цы ________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________
________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________
________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
19 Распредели слова в столбики по способам обозначения мягкости согласных звуков. Запиши их буквами
[ко́т’ик] [кон’] [л’и́па] [па́л’ма] [м’эл] [ба́н’ка]
, ,
Ь Я, Е, Ё, Ю, И ______________________ _______________________ ______________________ _______________________
______________________ _______________________ ______________________ _______________________
______________________ _______________________ ______________________ _______________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
20 Какую орфограмму забыл ученик при написании слов? Исправь ошибки ученика, составь для него схему-помощник
цэнтр, цэх, концэрт схема-помощник
|
2.2-3 – 3 (3) Второклассник Вова переводил звуковые записи в буквенные. Затруднения при записи вызвали звуки, выделенные чёрным шрифтом
[шнурк’и́] — шнурки́ [зм’э́й’ка] – змейк_ [м’итла́] – м_тла́ [гр’ибы́] – гр_бы́ [трапа́] – тр_па́ [с’й’э́л’и] – с?е́л_
Оцени работу Вовы по критерию «правильность». Какая схема помогла мальчику записать эти слова? Определи позицию выделенных парных по звонкости-глухости согласных звуков. Укажи это в схеме
П.
|
||||||||
2.2-3 – 4 (2) Найди среди предложенных записей изменения одного и того же слова. Выпиши эти изменения звуковыми парами ниже
[р’ика́] [р’э́ч’ка] [стол] [р’э́к’и] [сто́л’ик] [сталы́] [р’ич’но́й’] [стул] _______________________________________________________________ __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
|
||||||||
2.2-3 – 5 (1) Прочитай слова, выдели голосом ударный слог, поставь в звуковых записях ударение. Обведи гласный звук в слабой позиции, под гласным звуком в сильной позиции поставь «галочку» — ^
[ работа ] [ кукла ] [ ут’ата ] [ машына ] [ сапаг’и ] [ т’ишына ]
[ ч’ай’н’ик’и ] [ цыркул’ ] [ нара ] [ дружыл’и ] [ п’инал ]
|
||||||||
2.2-3 – 6 (1) Согласные звуки, парные по звонкости-глухости, потеряли друг друга. Помоги каждому звуку найти свою пару, соедини их линией
[п] [м] [в] [ч’] [д]
[р] [б] [п] [ж] [ц]
[ш] [ф] [к] [г] [т]
[з] [п] [с] [й’]
|
||||||||
2.2-3 – 7 (3) Прочитай слова, переведи звуковые записи в буквенные, запиши их ниже с пропуском орфограмм слабых позиций
[паго́да] [пр’ив’э́т] [ч’ула́н] [ч’ирнасл’и́ф] [фс’ир’й’о́с] [рол’]
[слава́р’] [паб’ил’э́ла] [зада́ч’а] ________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ |
||||||||
2.2-3 – 8 (2) Какими буквами можно обозначить эти звуки?
ры́[п]ка [с]ре́зал у́[с]кий ука́[с]ка ло́[ш]ка берё[с]ка кора́б[л’]
|
||||||||
2.2-3 – 9 (2) Впиши в звуковые скобки подходящие звуки
ука́[ ]ка, лоша́[ ]ка, морко́[ ]ка, Серё[ ]ка, сала́[ ]ки, по[ ]писа́ть,
[ ]чёлка, прище́[ ]ка, кни́[ ]ка, табле́[ ]ка
|
||||||||
2.2-3 – 10 (1) Соотнеси звуки с позицией, соедини их линией
Сильная позиция Слабая позиция
[у́] [ы] [э́] [а] [и] [ы́] [а́] [у] [о́] [и́] [у́] [ы] [э́] [а] [и] [ы́] [а́] [у] [о́] [и́]
|
||||||||
2.2-3 – 11 (2) Представленная информация была полезной? ДА 58.76% НЕТ 41.24% Проголосовало: 1033 Определи пары слов, в которых гласные звуки позиционно чередуются. Обведи эти слова и звуки
[в’о́дра] — [вы́дра] [вада́] — [во́ды] [р’ика́] — [рука́]
[л’иса́] — [л’эс] [нага́] — [но́г’и] [па́ч’к’и] — [по́ч’к’и]
|
||||||||
2.2-3 – 12 (3) Заполни таблицу сильных и слабых позиций парных согласных звуков
|
||||||||
2.2-3 – 13 (2) Обведи только те звуки (гласные и согласные), которые всегда находятся в сильной позиции
[к] [э́] [п] [ч’] [н] [ф] [а́] [й’] [о́] [и] [р] [с] [д] [х] [у] [ж]
|
||||||||
2.2-3 – 14 (3) Обведи правильный вариант ответа. Если у тебя есть свой вариант, напиши его 1. Последний звук в слове — [р’]: а) напишу букву ррь
2. Последний звук в слове — [п’]: а) напишу букву ппьбьб д)…
|
||||||||
2.2-3 – 15 (3) Запиши высказывания буквами, пропуская орфограммы СлП:
[па даро́шкам паб’ижа́л’и му́тный’и руч’й’и́]. [хруст’и́т за
ако́шкам маро́зный’ д’ин’о́к]. ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
|
||||||||
2.2-3 – 16 (3) Распредели слова в три столбика, переведи звуковые записи в буквенные, запиши слова с пропуском орфограмм СлП
[разб’и́т’] [зуп] [тро́пка] [арбу́с] [т’итра́тка] [ут’у́к] [вагза́л] [вы́шыфка]
. _____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________
_____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________
_____________________ _______________________ ________________________ _____________________ _______________________ ________________________
|
||||||||
2.2-3 – 17 (2) Прочитай пары слов:
гол – кол, га́лка – га́лька, ла́йка – ма́йка, бар – пар, винт – финт
Найди среди этих слов те, которые отличаются друг от друга только согласными, парными по звонкости-глухости. Обведи эти слова и буквы |
||||||||
2.2-3 – 18 (3) Придумай по два-три слова к предложенной схеме и запиши их
[в], [в’] ________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________
________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________
________________ ___________________ __________________ ________________ ___________________ __________________
|
||||||||
2.2-3 – 19 (2) Прочитай отрывок из стихотворения С. Маршака
Вокруг белеющих прудов Кусты в пушистых полушубках, И проволока проводов Таится в белоснежных трубках.
Обведи в словах буквы, обозначающие гласный звук [о́] и согласные звуки [б], [б’]
|
||||||||
2.2-3 –20 (2) Напиши, какие буквы гласных «спорят» за право обозначать выделенный звук. Есть ли здесь ловушки? Отметь их знаком «Л»
ж[о́]лтый, ж[у]рна́л, сн[и]ги́рь, гре́б[и]нь, пт[и́]чка, ц[ы́]ркуль,
щ[у́]ка, ж[ы]ра́ф, скв[а]ре́ц, к[а]мы́ш
|
Диагностическая работа по теме
Позиции ГЛАСНЫХ звуков
Фамилия,имя___________________________________________Дата_______
1. Найди среди предложенныхзвуковых записей изменения одного и того же слова. Выпиши эти изменениямизвуковыми парами ниже
[дом’] [л’исно́й’] [дамаво́й’] [л’эс] [дама́] [л’иса́]
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Соедини линией соответствующие названию звуки
Сильная позиция Слабаяпозиция
[а́] [и] [о́] [ы́] [у́] [э́] [и́] [а] [а́] [и] [о́] [ы́] [у́] [э́] [и́] [а]
4. Определи пары слов, вкоторых гласные звуки позиционно чередуются. Обведи эти звуки.
[страка́] — [стро́к’и́] [по́ч’ка] — [па́ч’ка] [п’э́ла] — [п’ила́]
5. Ученики записывали слово [л’игушы́ный’]. Вот, что у них получилось.Укажи правильный ответ, поставь знак «+» в квадратике.
л_г_ши́н_й л_гуши́ный л_гушы́н_й
6. Запиши высказывание буквами, пропуская орфограммы слабых позиций.
[ад’э́ла о́с’ин’ в зо́лата маладу́й’у ас’и́нку].
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени свою работу по выбранным тобой критериям
Диагностическая работа по теме
Позиции СОГЛАСНЫХ звуков
Фамилия, имя________________________________________ Дата_______
1. Запиши парные согласныезвуки, которые могут чередоваться
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Определи сильную и слабую позиции согласных, соедини эти звуки сосхемами
.
[дуп] [каса́] [гол] [сат] [го́рк’и]
3. Переведи звуковые записи вбуквенные, запиши слова с пропуском ОСлП. Дополни схему, укажи в ней позициювыделенных согласных звуков
__________________ _____________________
[ло́шка] — __________________ [раздал’и]- _____________________
__________________ _____________________
[ска́ска] — ___________________ [вагза́л]- _____________________
4. Переведи звуковые записи вбуквенные. Распредели слова относительно схем, запиши их с пропуском ОСлП
[дво́й’ка], [шл’а́па], [св’э́ч’ка], [шнурк’и́], [сра́зу], [зм’э́й’ка]
[в] [в’]_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Ученики записывали словосочетание [на тра́фку]. Вот, что у нихполучилось. Укажи правильный ответ, поставь знак «+» в квадратике
на тра́_ку н_ _ра́_к_ н_ тра́_ку
н_ трафк_
Развивающие упражнения и игры
по теме: «Части речи».
Предлагаемые игры разработаны на материале программыразвивающего обучения по русскому языку (система Эльконина-Давыдова — Репкина).Цель данных игр и упражнений обеспечить детям усвоение программного материалапо теме «Части речи». В основе построения их лежит идея о необходимостииспользования в обучении собственной активности ребенка. Прочно усваиваютсятолько те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, чторебенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, до чего ондодумался сам,- его собственное «открытие»- остается навсегда. Чтобы открытиесостоялось, необходимо умело направить активность ребенка на анализ учебногоматериала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной дляэтого возраста форме – «игре по правилам», а условием выигрыша станет пониманиеи верное использование правил игры «ведь правило» — это как раз тот учебныйматериал, который требуется усвоить.
1.Отгадай вопрос.
Цель: Развитие внимания, мышления.
Описание:
Учитель, бросая мяч, называет имя существительное; ученик, бросаямяч обратно,- вопрос к нему («кто?» или «что?»).
Эту игру можно провести при изучении любой части речи. Манипуляциис мячиком оживляют необходимое, но однообразное упражнение, позволяя детямподвигаться и поддерживать их внимание на должном уровне.
2.Внимательные руки.
Цель: Развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления,закрепление учебного материала с участием моторики.
Описание: Учитель читает текст, делая паузы после каждогослова. Если к слову подходит вопрос «кто?», дети поднимают правую руку; если«что?»- левую; если оба не подходят — руки лежат на столе.
Необходимость послекаждого предъявленного слова проделывать определенное движение стимулирует ксосредоточению. Чтобы правильно выбрать движение, необходимо отнести слово кодной из двух возможных категорий. Таким образом, тренируется умениеанализировать слуховую информацию.
3.Кто быстрее?
Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материалачерез игровую мотивацию.
Описание: На доске — 2 ряда слов, в каждом ряду — равноеколичество одушевленных и неодушевленных существительных. 2 участника-соперникаподчеркивают: один — слова, отвечающие на вопрос «кто?», второй – «что?».
Чтобы выиграть, ученик должен уметь быстро выделить из ряда словте, которые обладают определенной характеристикой.
4.Кто больше?
Цель: Развитие речи, непроизвольное закрепление учебногоматериала.
Описание: В игре 2 участника. Необходим секундомер.
Задание: назвать за 1 минуту как можно больше слов: для одногоучастника -отвечающих на вопрос «кто?», для другого — на вопрос «что?».Зрители-судьи считают и проверяют слова.
Эту игру можно провести при изучении любой части речи. Здесьтребуется умение извлекать из памяти слова задуманной категории, а значит,умение хорошо различать эту категорию. Применение секундомера стимулирует детейк большей активности.
5.Мячик с путаницей.
Цель: Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет одушевленноесуществительное; ученик, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим(ворона… мычит, врач… чирикает, и т.д.)
Условие (подбирать неподходящий глагол) не только дает детямвозможность проявить чувство юмора и воображение, но, главное, поддерживаетинтерес к учебному материалу.
6.Разноцветные мячики.
Цель: Развитие внимания, речи, мышления.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет имясуществительное. Ученик, поймавший мяч, придумывает к этому существительномуподходящее слово: если мяч синий — слово отвечает на вопрос «какой?», есликрасный — на вопрос «что делает?».
Довольно сложное задание, требует нескольких умственных действий:1) удерживать в памяти связь цвета мяча с вопросом; 2) получив мяч, быстровыбрать категорию ответа (прилагательное или глагол); 3)находить подходящееслово и связывать его с названным.
7.Кто больше?
Цель: Развитие воображения, речи.
Описание: Задание на дом: придумать как можно большеопределений, т.е. слов, отвечающих на вопрос, «какой?». (Определяемое слово -по собственному выбору детей, то есть нужно еще найти слово, у которого можетбыть максимальное количество определений.)
Выполнение этого задания не в классе и без ограничения временипозволяет ученикам дать волю воображению.
8.Найди пару.
Цель: Закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: К доске выходят 8 человек, каждый получаеткарточку со словом: четверо с существительными и четверо — с прилагательными.Задача: найти подходящее слово к своему. А выигрывает пара, первой нашедшаядруг друга (можно повторить 2-Зраза, чтобы поучаствовали все.)
Включение движения и общения в учебное упражнение — согласованиесуществительных и прилагательных — дает детям дополнительную мотивацию квыполнению учебной деятельности.
9.Присоедини слово.
Цель: Развитие внимания, речи.
Описание: Учитель, бросая мяч, называет предлог; ученик,бросая мяч обратно, — слово с этим предлогом. Слово можно задать заранее.Например, в реке, из реки, к реке.
Производимое учеником при каждом ответном броске мяча изменениеслова помогает ему четче осознать связь меняющегося окончания слова спредлогом.
10.На что похоже?
Цель: Развитие зрительного сосредоточения, воображения, речи.
Описание: Детям предлагают рассмотреть изображение сбесформенными цветными или чернильными пятнами (можно получить его, капнув налист бумаги краской одного или нескольких цветов, а затем сложить этот листпополам и половинки прижать друг к другу).
Задание: увидеть в этом изображении предмет, действие предмета,признак предмета.
Необходимость словами выразить свои впечатления, чувства, описатьобразы, возникающие в воображении, активизирует словарный запас.
11.Глаз — фотоаппарат.
Цель: Развитиевнимания, памяти.
Описание: У доски выстраивается 6-10 учеников, по командеучителя показывают классу в течение 10 секунд карточки со словами сабстрактными понятиями, такими как «добро, зло, храбрый, трусость, честный,трудолюбие, лень». Класс должен записать только существительные всоответствующем порядке или назвать их вместе с именами показывающих. Те, ктонашел «лишнее» слово и наиболее точно воспроизвел порядок слов, становится удоски для показа новых карточек.
12.Мяч — почемучка.
Цель: Развитие внимания, памяти, закрепление учебного материала.
Описание: Играющие встают в круг. Перебрасывая мяч покругу или в любом порядке, каждый бросающий задает вопрос одной из частей речи.Поймавший должен назвать часть речи и тут же передать другому, задавая вопросуже другой части речи. Тот, кто упустил мяч или задержал его, выбывает из игры.
Мячик — средство для превращения обычного письменного задания вупражнение, позволяющее ребенку подвигаться
13. Вопросы инопланетянина.
Цель: Развитие речи, мышления, находчивости.
Описание: «Инопланетянин» должен поставить как можно больше вопросов по пройденной теме, чтобы объяснить своим собратьям по планете,что узнал на планете Земля. На поставленные им вопросы отвечают ученикикласса. Задача инопланетянина — поставить перед детьми как можно больше такихвопросов, которые не задал бы землянин. Например. И. -Что такое род в русскомязыке? Д. -Это грамматическое значение. И. -А что такое грамматическоезначение? Д. -Общие для всех слов какой-нибудь части речи значения.
(называются грамматическими значениями.) И. -А что такое частьречи? И так далее.
14. Найди свой домик.
Цель: Закрепление учебного материала с использованием невербальныхсредств. Развитие внимания, быстроты мышления.
Описание: Каждый ученик получает карточку со значком, обозначающим
грамматическое значение: Р. — род, (?) — постоянный род, Ч — число,П. — падеж, Л — лицо, Вр.- время. Учитель показывает карточку со словом «красота», указывая на окончание спрашивает: — Кто в этом домикеживет?
К доске выбегают те дети, значки которых соответствуют
грамматическим значениям данного слова: Ч, П., (Р.?)
Эту игру можно усложнить, конкретизируя грамматические значения,т.е.
раздать карточки: м.р., ж.р., ср.р., ед.ч., мн.ч., И.п., Р.п.,Д.п., В.п., Т.п., П.п.,
1 л., 2л., Зл., наст., прош., будущ.
КРАСОТА. Выбегают дети с карточками: Ч, ед.ч., П., И.п., (р), ж.р.
Эта игра упражняет детей в определенииграмматических значений всех
частей речи. Игра проходит живее и эмоциональнее, если изредка показывать карточки со «словами — ловушками». Например, слова «быстро», «и», «не», «ох» и т.д., не имеющие грамматические значения.
15.Кто быстрее?
Цель: Развитие быстроты мышления, внимания.
Описание: Ученикам раздаются карточки с одинаковым текстом. Учитель предлагает найти и назвать определенное количество частейречи. Например, найти 5 имен существительных, 4 наречия, 2 частицы и т.д.Выигрывают самые быстрые и внимательные.
16.Продолжи ряд.
Цель: Развивать видение закономерностей на основе анализапоследовательности. Закреплять учебный материал.
Описание:На доске записан ряд слов: «пять», «земля»,«красиво», «бежать». Учитель предлагает продолжить ряд.
Дети продолжают ряд, называя части речи в той жепоследовательности.
Оцени свою работу по выбранным тобой критериям
Приложение 3
Педагогические приёмы технологии встречныхусилий.
1 этап. «Разминка». «Разогрев» учебной группы, включающий эмоциональнуюи интеллектуальную «разминку».
«Отсроченная отгадка»
В начале урока учитель предлагает учащимся загадку(удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта впроцессе работы над новой темой.
Так при изучении темы «Самостоятельные и служебныечасти речи» даётся предложение Л.В. Щербы (Глокая куздра штеко будланула бокраи кудрячит бокрёнка.)
«Погружение»
Тема «Значимые части слова»: Всегда ли окончаниенаходится на конце слова (учиться, интересуется).
Может ли приставка оказаться в середине слова(трубопровод).
Учащиеся один за другим составляют характеристику какого-тоязыкового явления (всё, что знают о глаголе. Как много вы знаете!)
«Эпиграф»
Предлагается осмыслить текст, записанный на доске, ипридумать как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной, темойурока.
Фраза Митрофанушки «Не хочу учиться, хочу жениться.»(тся- ться)
«Мозговой штурм» -интеллектуальная разминка
«Цепочка»
Цепочку начинает учитель или ученик, если детиработают в группе, задаётся вопрос по определённой теме, тот кто ответил, имеетправо задать следующий вопрос по выбранной теме.
«Снежный ком»
Обучающиеся, один за другим составляют характеристикукакого — то языкового явления.
Первый этап «Разминка» создаёт необходимыйэмоционально-интеллектуальный настрой участников учебного процесса.
2 этап. «Контрольно-подготовительный» опрос по предыдущимтемам.
Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний,создаётся основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала.Характеристика некоторых приёмов.
«Лови ошибку»
Данный приём уместно использовать наповторно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам.
Работая в группах, задание «запишите грамматическуюмодель определённой части речи, допустив при этом «умные» ошибки.
«Опрос-кроссворд»
«Высшим пилотажем» можно назвать ситуацию, когда часть понятий кроссворда относится кновой теме. Учащиеся проходят своеобразную «линию преодоления», чтоактивизирует их интеллектуальный потенциал.
«Тихий опрос»или «Взаимный опрос»
Работа проходит в парах постоянного или сменногосостава.
«Мисс Вопросик»или «Мистер Вопросик»
Мальчик или девочка исполняют роль учителя и задаютвопросы своим одноклассникам по предыдущим темам.
«Опрос по цепочке»
В ходе опроса, ответ одного ученика прерывается влюбом месте и передаётся другому жестом учителя и так несколько раз дозавершения ответа.
«Согласен — не согласен»
Работа проходит в форме диалога, ученики обращаютсядруг к другу или к учителю с определёнными высказываниями (тезисами), которыеможно принять или не принять. Заранее оговорив тематику и количество вопросов.
3 этап. «Вызов».
Постановка учебной задачи – «вызов», обеспечивающийинтерес к поставленной цели, мобилизацию сил и знаний. Ситуация требуетосознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятиеответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъективнуюпозицию в учении и обучении.
«Цель и цели»
Учитель сообщает тему и основную цель урока,предлагает обучающимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебнойдеятельности (узнать, понять главное, составить модель).
Учитель на заключительном этапе уроке должен вернутьсяк целям учащихся.
«Светофор»
Ученики поднимают «светофор» красной или зелёнойстороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивностьневозможна), красный «Я не знаю», зелёный «Знаю», который используется не радиконтроля, а ради мобилизации.
«Знаю-не знаю»
После знакомства с темой и составлением общего планаработы, каждый обучающийся определяет, что он уже знает, чего не знает, чтохочет узнать.
4 этап. «Сотворчество»
Поддержка активности, интереса, усилий, возникшихранее. Учитель организатор, координатор.
«Деловые игры»:
— «Машина времени» -историческая эпоха (банкъ)
— «Точка зрения» -2 группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения(оппоненты), (наблюдатели) — учитель и несколько помощников.
— «Колонка редактора»одна группа записывает комментарии, уточнения, примеры. Затем команда экспертовоценивает и выбирает наиболее удачный вариант.
«Да — нетка»универсальная игра («да» и «нет» говорите) учитель загадывает нечто (число,предмет, звук, букву и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросыучителю. На вопросы учитель отвечает только словами («да», «нет»)
«Театрализация»
Любой разыгранный учениками мини-диалог может статьпредметом серьёзного анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.
«Кластер»
На этом уроке срабатывает принцип, который Г.А. Цукерман определила как «отношение часть-целое».
5 этап. «Рефлексия».
Осмысление результатов работы, оценивание, участие вразработке домашнего задания.
«Щадящий опрос»Ученики делятся на 2 группы по вариантам. Учитель проводит тренировочный опрос,сам не выслушивая ответов учеников. Ученики дают ответы на вопрос соседу попарте. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего и вроли контролирующего. В конце опроса словесное оценивание друг друга.
«Знайка»(показательный ответ) Ученик находится у доски, отвечает на вопросы класса поданной теме. Задается, как правило, 5-7 вопросов. Если ребенок отвечает на всевопросы правильно, то на этом уроке ему присуждается звание «Знайка» иодевается на голову шапочка магистра.
«Своя опора»ученик или группа составляет собственную модель (опору) по новому материалу.
«Опрос-итог»«Взаимоопрос» побуждающий к рефлексии урока.
«Эссе» пятиминутноеписьменное задание, которое поможет учащимся подытожить свои знания поизучаемой теме.
«Синквейн» пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой теме.
«Задание другу»каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественнозакреплён.
«Трёх уровневое домашнее задание» (задание по выбору)
Приложение4
Мотивацииучебной деятельности учащихся
Приложение 5
Методика изучения словесно — логического мышления
Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявиченена основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровняразвития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейшихлогических операций.
Оборудование: опросник, включающий четыре вербальныхсубтеста.
Описание методики: в методику входят задания четырех типов,направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логическиеоперации с вербальным материалом. Каждый субтест включает 10 заданий.
В состав первого субтеставходят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных инесущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатамсубтеста можно также судить о словарном запасе школьников.
Второй субтест представляет собой словесныйвариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяютсудить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования,выделения существенных признаков предметов и явлений.
Третий субтест — задания на умозаключения поаналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связеймежду понятиями.
Четвертый субтест также направлен на исследованиеважнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.
Инструкции ипорядок работы. Передпредъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо датьнесколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснитьсуть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольныхзаданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя.Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитываетпсихолог, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности ушкольников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательнопояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.
Текст инструкции данвместе с текстами самих заданий в приложении.
Обработкаполученных данных. Преждевсего каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в зависимости отсвоей изначальной сложности. Ниже мы приводим таблицу, в соответствии с которойоценивается каждый ответ школьника.
№ |
1 субтест |
2 субтест |
3 субтест |
4 субтест |
1 |
1.9 |
2.6 |
2.0 |
2.6 |
2 |
2.8 |
2.3 |
2.4 |
3.0 |
3 |
2.7 |
2.7 |
2.2 |
2.1 |
4 |
2.3 |
2.6 |
2.6 |
2.2 |
5 |
2.6 |
2.4 |
2.4 |
2.6 |
6 |
2.2 |
2.5 |
2.1 |
3.0 |
7 |
2.8 |
2.3 |
2.5 |
2.8 |
8 |
3.4 |
2.5 |
2.2 |
2.2 |
9 |
2.8 |
3.0 |
2.2 |
2.4 |
10 |
2.6 |
2.7 |
2.2 |
2.2 |
Следующим шагомобработки является подсчет общей суммы баллов, полученных каждым школьником покаждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестамсравниваются с максимально возможным результатом, который составляет:
для 1 и 2 субтеста —26 баллов;
для 3 субтеста — 23балла;
для 4 субтеста — 25баллов.
Общий баллсравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (онсоставляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровеньразвития, словесно-логического мышления школьников:
100—75 баллов —высокий уровень развития;
74—50 баллов —средний уровень развития;
49—25 баллов — низкийуровень развития.
Представление ианализ индивидуальных данных. Подробный анализ индивидуальных данных возможен врамках общей сводной таблицы, в которой фиксируется не только численныйрезультат по каждому субтесту, но и отмечаются номера заданий, с которыми несправился школьник.
Как правило, в первомсубтесте многие ученики 2—3-х классов допускают ошибки в заданиях 7—10, так какони требуют не только владения определенной логической операцией, но иконкретными предметными знаниями. Если же в дополнение к ним школьник плохосправился с остальными заданиями субтеста, мы можем говорить не только о низкомсловарном запасе, но и о несформированной операции выделения существенныхпризнаков.
Во втором субтестесложности часто возникают при выполнении заданий 4, 5, 8, 10 (по изложеннымвыше причинам). Наиболее информативными именно с точки зрения владенияоперацией обобщения и сравнения являются остальные задания.
Третий субтест напрактике часто оказывается наиболее сложным для младших школьников. Это связанокак с достаточно необычной формой построения заданий, так и с теми требованиямик интеллектуальной деятельности, которые они предъявляют. Данный субтестинформативен как с точки зрения развития понятийного мышления, так и с точкизрения понимания инструкции, навыков разнообразной интеллектуальнойдеятельности, наличия самого опыта подобного рода интеллектуальной внеучебнойдеятельности.
При выполнениизаданий четвертого субтеста дети часто допускают ошибки в 5, 7, 8-м заданиях,требующих не только навыков обобщения, подведения явлений или предметов подпонятие, но и конкретных знаний окружающего мира. Они также информативны сточки зрения запаса знаний ребенка.
В целоминдивидуальный анализ данных должен позволить выделить детей с общим низкимуровнем развития понятийного мышления или его отдельных компонентов.
Представлениё ианализ групповых данных. Анализ результатов, полученных по классу в целом,чрезвычайно важен для построения эффективного педагогического процесса. Преждевсего, результаты фиксируются в следующих сводных таблицах:
№ |
Фамилии школьников |
1 субтест |
2 субтест |
3 субтест |
4 субтест |
Общий балл |
Уровень развития |
|||
№ задания |
Сумма баллов |
№ задания |
Сумма баллов |
Сумма баллов |
№ задания |
Сумма баллов |
||||
В таблицефиксируется, с какими именно заданиями не справился школьник (в графе «№ задания»).
Высокий уровень развития |
Средний уровень развития |
Низкий уровень развития |
|
Кол-во школь-ников |
В данной таблицефиксируется число учеников класса, имеющих различный уровень развитиясловесно-логического мышления.
Качественный анализ данныхосуществляется по следующим направлениям:
— преобладающийуровень развития словесно-логического мышления в классе;
— наличиеиндивидуальных результатов, существенно отличающихся от средних по классу;
— наиболее хорошоразвитые компоненты словесно-логического мышления (логические операции);
— наиболее слаборазвитые компоненты словесно-логического мышления;
— словарный запасучеников и его особенности;
— интерес кинтеллектуальной деятельности, отличающейся от принятых учебных форм.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
1 СУБТЕСТ
Продолжи предложениеодним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
1. У сапога есть(шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)
2. В теплых краяхобитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)
3. В году (24, 3, 12,4, 7 месяцев)
4. Месяц зимы(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
5. В России не живет(соловей, аист, синица, страус, скворец)
6. Отец старше своегосына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)
7.Время суток (год,месяц, неделя, день, понедельник)
8. Вода всегда(прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)
9. У дерева всегдаесть (листья, цветы, плоды, корень, тень)
10. Город России(Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)
2 СУБТЕСТ
Одно из пяти слов вряду не подходит к остальным. Вычеркни его:
1. Тюльпан, лилия,фасоль, ромашка, фиалка
2. Река, озеро, море,мост, болото
3. Кукла, медвежонок,песок, мяч, лопата
4. Киев, Харьков,Москва, Донецк, Одесса
5. Шиповник, сирень,каштан, жасмин, боярышник
6. Окружность,треугольник, четырехугольник, указка, квадрат
7. Иван, Петр,Нестеров, Макар, Андрей
8. Курица, петух,лебедь, гусь, индюк.
9. Число, деление,вычитание, сложение, умножение
10. Веселый, быстрый,грустный, вкусный, осторожный
3 СУБТЕСТ
Найди среди пятислов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову,написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:
1. Огурец георгин
овощ сорняк, роса,садик, цветок, земля
2. Учитель врач
ученик очки, больные,палата, больной, термометр
3. Огород сад
морковь забор, грибы,яблоня, колодец, скамейка
4. Цветок птица
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. Перчатка сапог
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка
6. Темный мокрый
светлый солнечный,скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часы термометр
время стекло, температура,кровать, больной, врач
8. Машина лодка
мотор река, моряк,болото, парус, волна
9. Стул игла
деревянный острая,тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. Стол пол
скатерть мебель,ковер, пыль, доска, гвозди
4 СУБТЕСТ
Подбери общее слово кдвум, указанным в строчке.
1. Метла, лопата …
2. Окунь, карась …
3. Лето, зима …
4. Огурец, помидор…
5. Сирень, шиповник…
6. Шкаф, диван…
7. День, ночь …
8. Слон, муравей …
9. Июнь, июль …
10. Дерево, цветок…
Литература: Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И.,Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство»,1998г.
Приложение6
Диагностикауровня сформированности вербального мышления (входная) 1 класс
Итоговаядиагностика уровня сформированности вербального мышления 4 класс
Уровень вербального мышления поклассам
класс / учеников |
высокий |
средний |
низкий |
1 класс / 27 |
3 уч. |
17 уч. |
7 уч. |
2 класс / 26 |
5 уч. |
15 уч. |
5 уч. |
3 класс / 26 |
11 уч. |
11 уч. |
3 уч. |
4 класс / 25 |
13 уч. |
12 уч. |
2 уч. |
Диаграммауровня развития вербального мышления по классам
Уровень роста вербального мышления: |
|
1 класс |
10% |
2 класс |
12% |
3 класс |
24% |
4 класс |
4% |