Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение
«Лопатинская средняяобщеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор муниципальногобюджетного
образовательного учреждения
«Лопатинская средняяобщеобразовательная
школа» __________________И.Ф.Фархатова
Приказ №_____ от«____»___________2022
Рабочая программа по музыке
5 — 6 класс
Составили:
Старкова А.С.
2022
Содержание
Пояснительнаязаписка………………………………………………………………………………3
Общаяхарактеристика учебного предмета «Музыка»…………………………………3
Целии задачи изучения предмета «Музыка»………………………………………………3
Местоучебного предмета «Музыка» в учебном плане………………………………..4
Содержаниеучебного предмета «Музыка » (5-6 класс)………………………….. ….5
Планируемыерезультаты освоения предмета «Музыка» в основнойшколе………………………………………………………………………………………………………..6
Тематическоепланирование………………………………………………………………………11
Рабочая программа по музыке для 5 и 6класса составлена на основе Требований к результатам освоения основнойобразовательной программы основного общего образования, представленных вФедеральном государственном образовательном стандарте 3 поколения основногообщего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также в соответствии с Федеральным базиснымпланом, программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка.5 класс» и «Музыка. 6 класс» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской,рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2021).
Общаяхарактеристика учебного предмета
Курс «Музыка» восновной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся,разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включениеэлементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым истилевым многообразием классического и современного творчества отечественных изарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапеприобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферойвыражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественногосотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений обокружающем мире.
Особенностисодержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены спецификой музыкальногоискусства как социального явления, задачами художественного образования ивоспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированныенавыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процессаобобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
Целии задачи изучения предмета «Музыка»
Изучение предметастроится по принципу концентрических возвращений к основам музыкальногоискусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессевосприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира черезличный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальнойкультуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.
Цельпрограммы – развитие музыкальной культурышкольников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: — развитие музыкальности;музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности ксопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
— освоение музыкии знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевоммногообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре,классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежныхкомпозиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другимивидами искусства и жизнью;
— овладениепрактическими умениями и навыками в различных видахмузыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе сориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическомдвижении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-воспитание эмоционально-ценностного отношения кмузыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа идругих народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности ксамостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальномусамообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Местопредмета «Музыка» в учебном плане
В основной школепроисходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций имотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации,классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия ианализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти,фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способоврешения проблем.
В 5 и 6 классе на изучение предметаотводится 1 час в неделю. 34 часа в год.
Содержание рабочей программы предмета«Музыка» (5 класс)
В рабочей программе рассматриваютсяразнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии схудожественными образами других искусств – литературы (прозы ипоэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры,архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы,балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов,соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительноеискусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомствос музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружествемуз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Тема года: “Музыка и другие видыискусства”
Тема 1 полугодия: “Музыка илитература” (17 часов)
Взаимодействие музыки и литературыраскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, воснове которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл ивозможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также такихинструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народныемелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человекаблагодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых«звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки илинародного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднитмузыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенностиязыка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская изарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественнойвыразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыкерусских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизньпесни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр:опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий восвоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и спецификижанров и выразительных средств музыки и литературы.
Тема 2 полугодия: “Музыка иизобразительное искусство” (17 часов)
Выявление многосторонних связей междумузыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки,литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается признакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, атакже с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»),народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный(живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства,услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различияжизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения.Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события,картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видахискусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное иземное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое кнастоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке иизобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Рольдирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы вискусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи.Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке иживописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоениисодержания музыкальных образов.
Содержание рабочей программы предмета«Музыка» (6 класс)
Раздел 1. Мир образов вокальной иинструментальной музыки ( 17 часов)
Лирические, эпические, драматическиеобразы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки(песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня,ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки.Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народногоискусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русскойдуховной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовныйконцерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката,фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее.Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства враскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицированияи творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной исимфонической музыки ( 17 часов)
Жизнь — единая основа художественныхобразов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времении пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественныхобразов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основнойпринцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность),контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе ихсопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита,вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальныеиллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета.Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада,этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертнаясимфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетови образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форммузицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальныхобразов.
Планируемые результаты изучения предмета«Музыка»
Личностныерезультатыосвоения программы основного общего образования по музыке должны отражатьготовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностныхориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализацииосновных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотическоговоспитания:осознание российской гражданской идентичности в поликультурном имногоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию культурынаселения, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение кдостижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношениек культурному наследию и объектам при- родного и культурного наследиячеловечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение ксимволам России, своего края.
Гражданскоговоспитания:осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения кОтечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувстваответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностейгражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересовдругих людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивогоразвития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношенийв поликультур- ном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль»,волонтёрство).
Духовно-нравственноговоспитания:ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступкидругих людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознанияпоследствий для окружающей среды; развивать способности решать моральныепроблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности ипринятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознанияпоследствий для окружающей среды.
Эстетическоговоспитания:восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание ролиэтнических культурных традиций; ценностного отношения к культуре своей страны,своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектамВсемирного культурного наследия человечества.
Ценностинаучного познания: ориентация в деятельности на современную системунаучных представлений географических наук об основных закономерностях развитияприроды и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;овладение читательской культурой как средством познания мира для примененияразличных источников информации;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознаниеценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка наздоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения винтернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимсясоциальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляясобственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыкарефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Трудовоговоспитания:установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,школы, города, края) технологической и социальной направленности, способностьинициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числена основе применения культурных знаний; осознание важности обучения напротяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитиенеобходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальнойтраектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественныхинтересов и потребностей.
Метапредметные результаты:
Изучение музыки восновной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
логическимдействиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовымпризнакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих ихдоказательств;
применять методынаблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебногоматериала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебныхзадач;
обсуждатьпроблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся;понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различиеотражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно восприниматьхудожественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов,существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческиезадачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поискоснований целостности художественного явления (музыкального произведения),синтеза как составления целого из частей;
использоватьразные типы моделей при изучении художественного явления (графическая,пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различныеотношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержаниемучебного материала и поставленной учебной целью;
пользоватьсяразличными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебноминформационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,организации, передачи и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Регулятивные:
принимать и сохранятьучебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать иоценивать собственные учебные действия;
договариваться ораспределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимныйконтроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять иудерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться напрактике этими критериями.
прогнозироватьсодержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторскиерешения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию вмузыкальном произведении;
мобилизации сил иволевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступленияи при подготовке к нему.
Коммуникативные:
понимать сходствои различие разговорной и музыкальной речи;
слушатьсобеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, приниматьразличные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение иаргументировать свою точку зрения;
пониматькомпозиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитыватьих при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использоватьречевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий длярешения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованновступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявленияавторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличенияполученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив вход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опытобщения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческоймузыкально-исполнительской деятельности.
Предметныерезультаты:
активно творческивоспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышатьмузыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в нейвыразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные чертымузыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться вразных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числеродного края);
наблюдать запроцессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем,образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развитиямузыкальных образов и их взаимодействия;
моделироватьмузыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий«музыкальной истории»;
использоватьграфическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видахмузыкальной деятельности;
воплощать художественно-образноесодержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональноймузыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах)выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческойдеятельности;
планировать иучаствовать в коллективной деятельности по созданию инсценировокмузыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальныхпроизведений в пластическом интонировании;
Тематическоепланирование
5 класс
(1 час в неделю,всего 34 часа)
Тематическоепланирование
5 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ |
Наименование темы |
Диагностические работы (количество) |
Количество часов на изучение |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1
|
Музыка и литература |
|
17 |
https://edu.skysmart.ru/resheniya
|
2 |
Музыка и изобразительное искусство |
|
17 |
https://edu.skysmart.ru/resheniya
|
|
Итого |
|
34 |
|
Количество учебныхчасов на тему может варьироваться на усмотрение учителя, неизменным остаётсяобщее количество часов на весь год.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
На заседанииШМО Заместительдиректора по УВР
____________________ _________________ Ю.В. Чупак
Протокол №1 от « » августа 2022 г. «_____» _____________ 2022 г.
Тематическоепланирование
6 класс
(1 час в неделю,всего 34 часа)
Тематическоепланирование
6 класс
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ |
Наименование темы |
Диагностические работы (количество) |
Количество часов на изучение |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1
|
Мир образов вокальной и инструментальной музыки |
|
17 |
https://edu.skysmart.ru/resheniya
|
2 |
Мир образов камерной и симфонической музыки |
|
17 |
https://edu.skysmart.ru/resheniya
|
|
Итого |
|
34 |
|
Количество учебныхчасов на тему может варьироваться на усмотрение учителя, неизменным остаётсяобщее количество часов на весь год.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО Заместительдиректора по УВР
____________________ _________________ Ю.В. Чупак
Протокол №1 от « » августа 2022 г. «_____» _____________ 2022 г.