Администрация Кыштовского района
Новосибирской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Дом детскоготворчества
Кыштовского района Новосибирской области
Принята назаседании. Утверждаю:
методическогосовета _____________________
от «___»__________ 2022 г. Директор МБУ ДО ДДТ
Протокол№_________ Федоренко Е.В.
Приказ №____от_______
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастера ДПИ»
Возраст учащихся: 9 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Жилкина Юлия Сергеевна
педагог дополнительного образования
с. Кыштовка, 2022
Внутренняяэкспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на методическом советеучреждения.
Зам.директора по УВР /_______/________________
Подпись ФИО
«__»____202_г
Оглавление
Раздел № 1 «Комплекс основныххарактеристик программы»……………..4
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………….4
Направленность (профиль) программы…………………………………………….5
Актуальность программы………………………………………………………………5
Отличительные особенности программы…………………………………………….6
Новизна программы…………………………………………………….…….………..6
Адресат программы………………………………………………………………..….6
Объем и срок освоения программы ………………………………………………….7
Формы обучения ………………………………………………………………………7
Особенности организации образовательного процесса……………………..…….7
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий…………….…….7
1.2. Цель и задачи программы………………………………..…………………….…8
1.3. Содержание программы…………………………………………………………..9
Учебный план 1 года обучения ………………………………………..……….…..9
Содержание учебного плана 1 года обучения ……………………………….……10
Планируемые результаты………………………………………………………….12
Раздел № 2 «Комплексорганизационно-педагогических условий» …..….13
2.1. Условия реализации программы…………………………………………….13
2.2. Формы аттестации……………………………………………………………..14
2.3. Оценочные материалы………………………………………………………..14
2.4. Методические материалы……………………………………………………..14
2.5. Рабочая программа воспитания ……………………………………………..16
2.6. Календарный план воспитательной работы……………………….………..17
Список литературы…………………………………………………………………20
Приложения:
Календарный учебный график 1 года обучения…………………………………21
Диагностический инструментарий 1 года обучения.……………………………..26
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Мастера ДПИ» разработанана основе нормативных документов:
1. ФедеральногоЗакона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Федеральныйзакон от 31 июля 2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании» повопросам воспитания обучающихся».
3. ПостановленияГлавного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Обутверждении санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодёжи».
4. Постановление Главного государственногосанитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил СП1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечениюбезопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания(разд.VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работыорганизаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
5. ПриказаМинистерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам».
6. ПриказМинпросвещения РФ от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам»;
7. Стратегияразвития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФот 29 мая 2015 г. № 996-р).
8. Паспортфедерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектногокомитета по национальному проекту Образование 07 декабря 2018 г.,протокол № 3).
9. ПроектаКонцепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
10. УставаМБУ ДО ДДТ.
11. Локальныйакт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительныхобщеобразовательных программ в дополнительном образовании» в МБУ ДО ДДТ.
Методическиерекомендации:
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительныхобщеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанныеМинобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственныйпедагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования инауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
2. Методические рекомендации поразработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающихпрограмм (включая разноуровневые и модульные) – Новосибирск: ГАУ ДО НСО«ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021.
3. Примерная программа воспитания. Утверждена на заседанииФедерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020г. (http://form.instrao.ru);
4. Методические рекомендации по разработке программ воспитания.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящеевремя комптентностный, личностно – ориентированный,деятельностный подходы.
В современном мире важным становится не только усвоениезнаний, но и развитие мышления, умение сравнивать, анализировать иэкспериментировать. Акцент переносится на воспитание подлинно свободнойличности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать,применять знания, четко планировать действия, уметь решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненныезадачи,быть готовыми успешно взаимодействовать с постоянно меняющимся окружающим миром,уметь налаживать отношения со сверстниками, учителями,обществом.
Программа «Мастера ДПИ» формирует глобальныекомпетенции у учащихся, при этом создаются связи внутреннего мира ребенка сокружающей средой, дети учатся развернуто объяснять свою точку зрения,приобретенные знания дети смогут применять в украшении интерьера дома илишколы. Занятие декоративным прикладным творчествомстановится необходимым для самопознания, выбора жизненного пути. Становитсяважным поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать,постигать, изумляться. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения умаи сердца. Впроцессе реализации программы развивается нетолько эстетический вкус, но и любовь к народному творчеству, развивается ихтворческие способности, так же формируются такие задачи, как внимание, усидчивость, совершенствуются навыки работы сматериалами и инструментами, фантазия, креативное мышление, умениевысказывать свое мнение и анализировать, целеустремленность, трудолюбие, мелкаямоторика рук. Так же проводятся«творческие задания»: придумай другое оформление, дополни образец деталями ит.д. Ребята определяют дизайнерское решение и последовательность выполненияработы, это способствует развитию у детей наблюдательности, воображения,фантазии.
Направленностьпрограммы — художественная.
Данная программа создает условия для выявления склонностейдетей к декоративно – прикладному творчеству, развитие потенциальных творческихспособностей учащихся и воспитания всесторонне развитой и социализированнойличности.
Актуальность программы«Мастера ДПИ» обуславливается социальным заказомдетей и родителей на программы, направленные на раскрытие истоков народноготворчества, формирование представлений о народном мастере, как творческойличности, выявление и развитие художественно – творческой активности детей впроцессе изучения разных направлений декоративно – прикладного искусства.Успехи в декоративно – прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своихсилах.
Отличительной особенностью даннойпрограммы является то, что, дети приобщаются к различным видам народного творчества,формируют основу целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностейи позволяет овладеть практическими приемами и навыками ручного труда.Данная программа дает полное представление о декоративно – прикладномтворчестве как об искусстве, его роли в жизни человека, расширяет вариативностьприменения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах,дизайне интерьеров, углубляет знания о природе и искусстве, организует художественно– творческую деятельность, направленную на преображение окружающего мира.
Новизнапрограммы «Мастера ДПИ»заключается в том, что в ней учащиеся знакомятся с самыми несложными, нодоступными и красочными видами декоративно-прикладного творчества (бумажнаяпластика, лепка, валяние из шерсти и бисероплетение).
Адресат программы: Участникамипрограммы являются дети в возрасте 9 – 15 лет. Программа «Мастера ДПИ» рассчитана на любой социальныйстатус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческиеспособности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересамиучащихся и их родителей. Программа разработана с учетом их возрастныхособенностей.
Дети в возрасте 9 – 11лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью,постоянным стремлением к активной практической деятельности. Дети этоговозраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение, их увлекает совместнаяколлективная деятельность. В этом возрасте ребята склонны постоянно мерятьсясилами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащиетайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашеннымобычаям жизни, ритуалам и символам. Доброжелательное отношение и участиевзрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает ихактивность.
У детейв возрасте 11 – 12 лет резковозрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений сосверстниками, оценки ими его поступков и действий. Ребенок стремится завоеватьв их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляетсястремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственнойличности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Частоон не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности исвоим повседневным поведением.
У детей в возрасте с 13- 15 складываются собственные моральные установки и требования, которыеопределяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Они способнысознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности,включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолеваяпрепятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она имнравится.
Объём и срок освоения программы:
Программа «Мастера ДПИ» разработана на 144 часа. Срок реализациипрограммы — 1 год.
Форма обучения: очная.
Особенностиорганизации образовательного процесса:
Выбор методов обучения зависит от возрастныхособенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательныхпроцессов.
К работе в объединении дети приступают послепроведения педагогом соответствующего инструктажа по правилам техники безопаснойработы каким-либо инструментом или приспособлением. Занятия способствуют даже вбольшей степени, чем урок, развитию у детей самостоятельности в работе,творческой самодеятельности и изобретательности. Занятия организуются дляучащихся от 9 до 15 лет.
На занятиях создаются оптимальные условия для усвоенияребёнком практических навыков работы с различными материалами и инструментами.Дети приобретают знания в области цветоведения, дизайна, знакомятся соспециальной терминологией. Ребята учатся работать с ножницами, узнают оспособах использования глины и скульптурного гипса в интерьере, о свойствахбелой глины и новых приемах в бисероплетении.
На занятиях развивается:
• мелкая моторика рук
• пространственное и логическое мышление
• зрительная память
• дизайнерские способности
• внимание
• аккуратность в исполнении работ
Режимзанятий, периодичность и продолжительность занятий:
Режим занятий подчиняется требованиям СанПин.Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведениязанятий. Оптимальная наполняемость группы – 10 человек. Программа рассчитана на1 год обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза внеделю по 2 академических часа с перерывом между занятиями в 10 мин, (академическийчас равняется 45 минутам).
1.2 Цель и задачи программы:
Цель: формирование практических умений и навыковработы с бумагой, глиной, соленым тестом, бисером и шерстью.
Задачи:
Личностные:
Ø воспитыватьлюбовь и уважение к сохранению народных традиций через декоративно – прикладноетворчество.
Ø развиватьумение работать в коллективе, стремление к достижению поставленной цели исамосовершенствованию;
Ø воспитыватьнравственные, эстетические и личностные качества, доброжелательность,трудолюбие;
Ø развиватькоммуникативные навыки, умение работать в команде.
Ø развиватьхудожественный вкус, фантазию.
Метапредметные:
Ø развиватьвоображение, память, мелкую моторику, речь, мышление, усидчивость, творческиеспособности;
Ø развиватьобъемное, пространственное, логическое и креативное мышление.
Ø научить понимать и применять полученную информацию привыполнении заданий;
Ø научить работать в группе, учитывая мнение окружающих;
Ø научить включаться в диалог, в коллективное обсуждение,проявлять инициативу и активность;
Ø научить полноценно, использовать свои способности и самовыражатьсяв своих творческих работах.
Предметные
Ø познакомитьсо специальной терминологией;
Ø познакомитьс инструментами, применяемыми при изготовлении изделий;
Ø научитьчитать схемы в бисероплетении и применять их на практике;
Ø научитьтехнологии изготовления изделий из самозатвердевающей глины и соленого теста сиспользованием каркаса и процессу создания дымковской игрушки, картин, втехнике барельеф из глины.
Ø научитьсоздавать картины в технике квиллинг, обучить базовым изготовлениям деталей.
1.3 Содержание программы
Учебный план
1 года обучения
№ |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма контроля |
||
Всего |
Теории |
Практики |
|||
|
Водное занятие. Инструктаж по ТБ. |
2 |
2 |
0 |
Беседа
|
1. |
Раздел 1. Бумажная пластика. |
18 |
4 |
14 |
Выставка готовых работ |
1.1 |
Понятия о материалах и инструментах. Техника безопасности. |
2 |
2 |
0 |
Опрос |
1.2 |
Радужное скручивание. |
8 |
1 |
7 |
Выставка готовых работ |
1.3 |
Квиллинг. |
8 |
1 |
7 |
Выставка готовых работ |
2. |
Раздел 2. Лепка. |
46 |
4 |
42 |
Выставка готовых работ |
2.1 |
Соленое тесто. |
12 |
1 |
11 |
Выставка готовых работ |
2.2 |
Глина. |
12 |
1 |
11 |
Выставка готовых работ |
2.3 |
Самозатвердевающая глина. |
12 |
1 |
11 |
Выставка готовых работ |
2.4 |
Барельеф. |
10 |
1 |
9 |
Выставка готовых работ |
3. |
Раздел 3. Бисероплетение. |
36 |
4 |
32 |
Выставка готовых работ |
3.1 |
Плоское параллельное плетение. |
18 |
2 |
16 |
Выставка готовых работ |
3.2 |
Плетение на станке. |
18 |
2 |
16 |
Выставка готовых работ |
4. |
Раздел 4. Валяние из шерсти. |
40 |
4 |
36 |
Выставка готовых работ |
4.1 |
Объемная игрушка. |
20 |
2 |
18 |
Выставка готовых работ |
4.2 |
Маленькие декоративные сувениры. |
20 |
2 |
18 |
Выставка готовых работ |
|
Итоговое занятие. |
2 |
2 |
0 |
Опрос |
|
Итого: |
144 |
20 |
124 |
|
Содержание учебного плана
1 года обучения
Водное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория: Знакомствос правилами техники безопасности на занятиях. Проведение стартовой диагностики.
Раздел 1. Бумажная пластика.
1.1 Понятия о материалах и инструментах. Техникабезопасности.
Теория: Знакомство стехникой безопасности при работе с колющими и режущими инструментами,организация рабочего места.
1.2 Радужное скручивание.
Теория: Беседа на тему: «Что такое радужное скручивание, как оновыполняется и что для него используется». Рассказ о том, откуда пришел данныйвид творчества.
Практика: Изготовлениеоткрытки «Тельняшка – моряцкая рубашка». Изготовлениеоткрытки «Яблочко». Изготовление открытки «Дельфины». Изготовление сложнойоткрытки по предложенным шаблонам.
1.2 Квиллинг.
Теория: Беседа на тему: «Что такое квиллинг, как оно выполняется ичто для него используется». Рассказ о том, откуда пришел данный вид творчества.
Практика: Изготовление картин в технике квиллинг «Любимое животное» и «Любимый цветок».
Раздел 2. Лепка.
2.1 Соленое тесто
Теория: Беседа на тему: «Как изготавливаются игрушки из соленоготеста и что для этого используется».
Практика: Выполнениеработы «Гусеница на листике» с изучением базовых фигур для выполнения работы. Изготовлениефигуры человека из соленого теста.
2.2 Глина
Теория: Беседа на тему: «Что такое глина, какая глина бывает и каквыполнять изделия из глины», «Дымковская игрушка, как она выполняется».
Практика: Изготовлениедымковской игрушки «Цирковой козлик», Изготовление дымковской игрушки«Свистулька». Изготовление дымковской игрушки «Баран», «Конь» и «Олень».
2.3 Самозатвердевающая глина
Теория: Беседа на тему: «Как выполняется каркас из проволоки, и каквыполнять изделие из самозатвердевающей глины».
Практика: Изготовлениефигуры из самозатвердевающей глины.
2.4 Барельеф
Теория: Беседа на тему: «Что такое барельеф и что для негоиспользуется»
Практика: Изготовлениекартин, с использованием природных материалов.
Раздел 3. Бисероплетение
3.1 Плоскоепараллельное плетение.
Теория: Беседа на тему: «Что такое параллельное плетение и как оновыполняется».
Практика: Изготовлениенасекомых в технике плоское параллельное плетение. Изготовление игрушки«Стрекоза на цветочке». Изготовление игрушки «Божья коровка». Изготовлениеигрушки «Лягушка». Изготовление игрушки «Сова». Изготовление игрушки «Енот». Изготовлениеигрушки «Бабочка». Изготовление игрушки «Лиса».
3.2 Плетениена станке
Теория: Беседа на тему: «Как плести на станке и понимать схемы».
Практика: Изготовление браслета с тематикой цветов и зверей. Изготовлениемаленькой картинки.
Раздел 4. Валяние изшерсти.
4.1 Объемнаяигрушка
Теория: Беседа на тему: «Что такое шесть для валяния, как выполняетсяигрушка из шерсти»
Практика: Изготовлениеигрушки на тему любимое животное.
4.2 Маленькиедекоративные сувениры.
Теория: Беседа на тему: «Как маленькую игрушку из шерсти».
Практика: Изготовлениеигрушки «Мир маленьких зверей», Изготовление игрушки по мотиву «Мифическийзверь».
Календарныйучебный график 1 года обучения (Приложение 1)
