АдминистрацияКыштовского района
Новосибирскойобласти
Муниципальноебюджетное учреждение
дополнительногообразования Дом детского творчества
Кыштовскогорайона Новосибирской области
Принята назаседании. Утверждаю:
методическогосовета _____________________
от «___» __________2022 г. Директор МБУ ДО ДДТ
Протокол№_________ Федоренко Е.В.
Приказ №____от_______
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа
художественнойнаправленности
«Палитра»
Возрастучащихся: 9 – 17 лет
Срокреализации: 1 год
Автор-составитель:
ЖилкинаЮлия Сергеевна
педагогдополнительного образования
с.Кыштовка, 2022
Внутренняяэкспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на методическомсовете учреждения.
Зам. директора по УВР /_______/________________
Подпись ФИО
«__»____202_г
Оглавление
Раздел№ 1 «Комплекс основных характеристик программы»……………………4
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………..4
Направленность(профиль) программы…………………………………………………5
Актуальностьпрограммы………………………………………………………………..5
Отличительныеособенности программы…………………………………….………..5
Новизнапрограммы…………………………………………………………….………..6
Адресатпрограммы……………………………………………………………..………6
Объеми срок освоения программы …………………………………………………….6
Формыобучения …………………………………………………………………….…..6
Особенностиорганизации образовательного процесса………………………….…..6
Режимзанятий, периодичность и продолжительность занятий………………….….7
1.2.Цель и задачи программы………………………………..……………………..…8
1.3.Содержание программы…………………………………………………………… 9
Учебныйплан 1 года обучения …………………………………………..……….……9
Содержаниеучебного плана 1 года обучения ……………………………….……….11
Планируемыерезультаты……………………………………………………………..14
Раздел№ 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»…..……..15
2.1.Условия реализации программы………………………………………………..15
2.2.Формы аттестации………………………………………………………………….15
2.3.Оценочные материалы……………………………………………………………15
2.4.Методические материалы………………………………………………………….16
2.5.Рабочая программа воспитания ……………………………………………………17
2.6.Календарный план воспитательной работы……………………….……….…..19
Списоклитературы………………………………………………………………….…22
Приложения:
Календарныйучебный график 1 года обучения……………………………………23
Диагностическийинструментарий 1 года обучения.………………………………..29
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра» разработана на основенормативных документов:
1. ФедеральногоЗакона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Федеральныйзакон от 31 июля 2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании» повопросам воспитания обучающихся».
3. ПостановленияГлавного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждениисанитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования корганизациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
4. Постановление Главного государственногосанитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил СП1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечениюбезопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания(разд.VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работыорганизаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи).
5. ПриказаМинистерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам».
6. ПриказМинпросвещения РФ от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам»;
7. Стратегияразвития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФот 29 мая 2015 г. № 996-р).
8. Паспортфедерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектногокомитета по национальному проекту Образование 07 декабря 2018 г.,протокол № 3).
9. ПроектаКонцепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
10. УставаМБУ ДО ДДТ.
11. Локальныйакт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительныхобщеобразовательных программ в дополнительном образовании» в МБУ ДО ДДТ.
Методические рекомендации:
1. Методические рекомендации по проектированию дополнительныхобщеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанныеМинобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственныйпедагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.) (Письмо Министерства образования инауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
2. Методические рекомендации поразработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающихпрограмм (включая разноуровневые и модульные) – Новосибирск: ГАУ ДО НСО«ОЦРТДиЮ», РМЦ, 2021.
3. Примерная программа воспитания. Утверждена на заседанииФедерального учебно-методического объединения по общему образованию 2.06.2020г. (http://form.instrao.ru);
4. Методические рекомендации по разработке программ воспитания.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящеевремя комптентностный, личностно– ориентированный, деятельностный и аксиологический подходы.
В современном мире важным становится не толькоусвоение знаний, но и развитие мышления, умение сравнивать, анализировать иэкспериментировать. Акцент переносится на воспитание подлинно свободнойличности формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать,применять знания четко планировать действия, быть открытыми для новых контактови связей.
Программа «Палитра» формирует глобальные компетенции уучащихся, при этом создаются связи внутреннего мира ребенка с окружающейсредой, дети учатся развернуто объяснять свою точку зрения, оцениватьпроизведения искусства, приобретенные знания дети смогут применять в украшенииинтерьера дома или школы, а также определить свое профессиональное будущее. Впроцессе реализации программы также формируются такие задачи как терпеливость,фантазия, креативное мышление, умение высказывать свое мнение и анализировать,целеустремленность, трудолюбие, мелкая моторика рук.
Направленность программы — художественная.
Данная программа создает условия для выявления склонностейдетей к изобразительной деятельности, развитие потенциальных творческихспособностей учащихся и воспитания всесторонне развитой и социализированнойличности.
Актуальностьпрограммызаключена в том, что учащиеся, занимаясь изобразительным искусством, развиваютхудожественно – эстетический вкус, учатся видеть и понимать красоту окружающегомира. Начальныезнания рисунка, владение художественными материалами и техниками, дает свободусамовыражения и помогает найти свой собственный язык, при помощи которогоучащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления, показать всем свое виденье.Занятияспособствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитаниюцелеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, дают возможностьтворческой самореализации личности ребенка. Занятия изобразительным искусством выступают как действенноесредство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственныхпредставлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевыхсвойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. На протяжении обучениядети получают поддержку педагога и родителей, открывают знания о своихспособностях и возможностях.
Отличительнойособенностью программы является то, что дети узнают, что такое построение, перспектива,как выполняются правильно пейзажи, какие инструменты и материалы лучшеиспользовать. Дети попробуют разные техники рисования, обучатся основнымупражнениям в рисунке и живописи, раскроют для себя понятие композиционноеразмещение и академический рисунок, узнают, что такое линия горизонта, освоятправила построения предметов. Так же дети развивают эстетическое видение,формируют свой стиль. Предусмотрено,чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительногоискусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.
Новизнапрограммы «Палитра» заключается в целенаправленной деятельности по обучениюосновным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой длядальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительныхопераций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делаютвозможными усложнения всех видов деятельности. Врамках программы осуществляется интеграция со смежными дисциплинами – историей,основами композиции, основами цветоведения, что значительно расширяет кругозору детей и способствует углублению знаний по предметам. Реализация творческогопотенциала учащихся происходит через активное участие в выставках и конкурсахразличного уровня.
Адресат программы: Программа «Палитра» рассчитана налюбой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные,творческие способности. Набор детей носит свободный характер и обусловленинтересами учащихся и их родителей.
Участниками программы являются дети в возрасте от 9 до17 лет, имеющие различные интеллектуальные, художественные итворческие способности и обладающие какими-либо минимальными знаниями вхудожественной направленности. Программа разработана с учетом ихвозрастных особенностей.
Дети в возрасте 9 – 11лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью,постоянным стремлением к активной практической деятельности. Дети этоговозраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение, их увлекает совместнаяколлективная деятельность. В этом возрасте ребята склонны постоянно мерятьсясилами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащиетайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашеннымобычаям жизни, ритуалам и символам. Доброжелательное отношение и участиевзрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает ихактивность.
У детейв возрасте 11 – 12 лет резковозрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений сосверстниками, оценки ими его поступков и действий. Ребенок стремится завоеватьв их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляетсястремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственнойличности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Частоон не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности исвоим повседневным поведением.
У детей в возрасте с 13- 17 складываются собственные моральные установки и требования, которыеопределяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Они способнысознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности,включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолеваяпрепятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она имнравится.
Объём и срок освоения программы:
Программа «Палитра» разработана на 144 часа. Срокреализации программы – 1 год.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Выбор методов обучения зависит от возрастныхособенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательныхпроцессов.
К работе в объединении дети приступают послепроведения педагогом соответствующего инструктажа по правилам техники безопаснойработы каким-либо инструментом или приспособлением. Занятия способствуют даже вбольшей степени, чем урок, развитию у детей самостоятельности в работе,творческой самодеятельности и изобретательности. Занятия организуются дляучащихся от 9 до 17 лет.
На занятиях создаются оптимальные условия для усвоенияребёнком практических навыков работы с различными материалами и инструментами.Дети приобретают знания в области цветоведения, композиции, дизайна,академического рисунка и живописи, знакомятся со специальной терминологией.Ребята учатся работать с простыми карандашами, кистями и углем.
На занятиях развивается:
• пространственное и логическое мышление
• зрительная память
• внимание
• аккуратность в исполнении работ.
Режим занятий, периодичность и продолжительностьзанятий:
Режим занятий подчиняется требованиям СанПин.Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведениязанятий. Оптимальная наполняемость группы – 10 человек. Программа рассчитана на1 год обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год. Занятия проводятся 2 раза внеделю по 2 академических часа с перерывом между занятиями в 10 мин,(академический час равняется 45 минутам).
Цельи задачи программы:
Цель: формирование практических умений инавыков работы с простым карандашом, акварелью посредством занятийизобразительной деятельностью.
Задачи:
Личностные:
Ø Развиватьлюбовь к красоте и целеустремленность;
Ø воспитыватьнравственные, эстетические и личностные качества, доброжелательность,трудолюбие;
Ø развиватьхудожественный вкус;
Ø развивать фантазию и воображение в конкретных формахтворческой художественной деятельности.
Метапредметные:
Ø развиватьнаблюдательность, зрительную память, способность эмоционально восприниматьокружающую действительность и передавать в художественно – творческойдеятельности;
Ø развиватьобъемное, логическое и креативное мышление;
Ø научитьвоспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
Ø научить планировать свои действия на отдельных этапахпрактической работы;
Ø научить понимать и применять полученную информацию привыполнении заданий;
Ø научить проявлять индивидуальные творческие способности присоздании композиций разных жанров изобразительного искусства.
Предметные:
Ø познакомитьсо специальной терминологией;
Ø познакомить с новыми приёмами и материалами в рисунке иживописи;
Ø познакомитьс приемами составления композиции и выполнения ее в материале;
Ø научить передавать объем и пространство, фактуру предметов;
Ø научить основам реалистического изображения, методам ипоследовательности ведения работы в живописи, рисунке и графике
Ø познакомить со свойствами художественных материалов итехнологией их применения.
1.3Содержание программы
Учебныйплан
1года обучения
№ |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма контроля |
||
Всего Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511 |
Теории |
Практики |
|||
|
Водное занятие. Инструктаж по ТБ. |
2 |
2 |
0 |
Опрос |
1. |
Раздел 1. «Основа в рисовании и живописи» |
24 |
8 |
16 |
|
1.1 |
Понятия о материалах и инструментах. |
2 |
2 |
0 |
Опрос |
1.2 |
Цветоведение. |
6 |
2 |
4 |
Выставка готовых работ |
1.3 |
Изучение базовых упражнений в выполнении штриховки и работы с акварелью. |
8 |
2 |
6 |
Выставка готовых работ |
1.4 |
Изучение построения, визирования и композиционного размещения. |
8 |
2 |
6 |
Выставка готовых работ |
2. |
Раздел 2. История искусств. |
10 |
4 |
6 |
Беседа
|
2.1 |
Первобытное искусство |
2 |
1 |
1 |
Беседа
|
2.2 |
Древнее искусство |
2 |
1 |
1 |
Беседа
|
2.3 |
Средневековое искусство |
2 |
1 |
1 |
Беседа
|
2.4 |
Искусство индустриального общества |
4 |
1 |
3 |
Беседа |
3. |
Раздел 3. Рисунок. |
62 |
6 |
56 |
|
3.1 |
Геометрические тела в графике. |
6 |
1 |
5 |
Выставка готовых работ |
3.2 |
Драпировка |
6 |
1 |
5 |
Выставка готовых работ |
3.3 |
Натюрморт из предметов быта с использованием драпировки. |
12 |
1 |
11 |
Выставка готовых работ |
3.4 |
Городской пейзаж с перспективой улицы. |
14 |
1 |
13 |
Выставка готовых работ |
3.5 |
Портрет. |
24 |
2 |
22 |
Выставка готовых работ |
4. |
Раздел 4. Живопись. |
44 |
6 |
38 |
|
4.1 |
Геометрические тела в живописи. |
8 |
2 |
6 |
Выставка готовых работ |
4.2 |
Натюрморт из предметов быта с использованием драпировки. |
12 |
2 |
10 |
Выставка готовых работ |
4.3 |
Пейзаж. |
24 |
2 |
22 |
Выставка готовых работ |
5. |
Итоговое занятие. |
2 |
2 |
0 |
Опрос |
|
Итого: |
144 |
28 |
116 |
|
Содержаниеучебного плана
1года обучения
Водное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория: Знакомствос правилами работы с инструментами. Проведение стартовой диагностики.
Раздел 1. «Основа в рисовании и живописи»
1.1. Понятияо материалах и инструментах.
Теория: Знакомство с техникойбезопасности при работе с колющими и режущими инструментами, организациярабочего места. Знакомство с твердостью карандашей.
1.2. Цветоведение.
Теория: Беседа на тему:«Что такое цветоведение, ахроматическая шкала, цветовой круг и колористическийкруг».
Практика: Выполнение«Ахроматической шкалы», «Цветового круга» и «Колористического круга».
1.3. Изучениебазовых упражнений в выполнении штриховки и работы с акварелью.
Теория: Беседа на тему: «Как правильно выполнять штриховку, что такое градациисветотеней и как ее применять на практике», «Какие базовые упражнения есть вакварели и как их правильно использовать в выполнении работы»
Практика: Упражнение«Заливка», «Растяжка», «Впайка» цвета в цвет. Упражнение на увеличениеплотности красочного слоя, «Лессировка». Упражнение «Соль» и «Парафин».Выполнение штриховки.
1.4. Изучение построения, визирования и композиционного размещения
Теория: «Что такое визирование?», «Что такое построение?», «Чтотакое композиционное размещение?».
Практика: Выполнение построения геометрических тел: куб, шар, цилиндр.Выполнение геометрических тел в графике. Постановка натюрморта из двухпредметов. Композиционное размещение натюрморта на листе. Выполнение построениянатюрморта на листе.
Раздел 2. История искусств.
2.1 Первобытное искусство
Теория: Беседа натему: «Искусство Палеолита, Мезолита и Неолита». Демонстрация презентации по заданной теме. Путешествие через презентациюв мир первобытного искусства.
Практика: Выполнение рисунковдревних предков красным углем.
2.2 Древнее искусство
Теория: Беседа натему: «Искусство Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая и ДревнейМесопотамии». Демонстрацияпрезентации по заданной теме. Изучение искусства древнего мира, архитектуры искульптур.
Практика: Выполнение рисунка втехнике Хакубё.
2.3 Средневековое искусство
Теория: Беседа натему: «Искусство Средневековья и Византии». Просмотр презентации, изучениеведущих стилей эпохи средневекового искусства, изучение архитектуры, живописи искульптуры.
Практика: Выполнениеэскизных зарисовок замков
2.4 Искусство эпохи Возрождения
Теория: Беседа натему: « Ранее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение». Просмотрпрезентации, изучение эпохи ренессанса, архитектурных построений, знаменитых скульптури живописи. Изучение архитектурных стилей, их отличия,особенности и распространение.
Практика: Выполнениеэскизных зарисовок, отличительных черт стилей разных эпох.
Раздел 3.Рисунок.
3.1. Геометрические тела в графике
Теория: Беседа натему: «Как правильно штриховать геометрическое тело чтобы передать объем».
Практика: Композиционноеразмещение геометрических тел на листе. Выполнение штриховки нагеометрических телах с передачей объема.
3.2. Драпировка
Теория: Беседа на тему: «Каким карандашом нужно пользоваться, чтобыпередать материал предмета?».
Практика: Размещениедрапировки на стене или шкафу. Композиционное размещение на листе. Выполнениедрапировки с передачей материала и пластики в графике.
3.3.Натюрморт из предметов быта с использованием драпировки
Теория: Беседа на тему: «В каком порядке выполнять построение».
Практика: Постановканатюрморта из трех предметов. Композиционное размещение на листе. Последовательноевыполнение построения предметов на листе. Выполнение в тоне с градациямисветотеней по всей работе. Постановка натюрморта с использованиембелых предметов. Композиционноеразмещение, выполнение построения. Выполнение штриховки в тоне, с градациямисветотеней.
3.4. Городской пейзаж с перспективойулицы.
Теория: Беседа на тему: «Что такоеперспектива, как она применяется»
Практика: Подборпейзажей. Выполнение линии горизонта. Выполнение линийэскизов на удаление. Прорисовка линий зданий домов и линий улиц. Проработкадеталей домов, прорисовка деревьев и неба. Штриховка домов, дороги, неба идеревьев. Детализация переднего плана.
3.5. Портрет
Теория: Беседа на тему: «Какие бывают портреты, и в какихрасположениях?», «Как выполняется построение головы».
Практика: Выборпортрета из сети интернет. Разработка эскизакомпозиции для портрета закомпонованного в вертикальном формате. Последовательнаяработа над рисунком. Композиция в листе, выполнение построения головы. Последовательная работа над рисунком. Выполнение построения частей лица. Работа со светотенями –начальный этап. Работа со светотенями – средний этап. Окончательный этап работынад светотенями. Обобщение – выполнение плавных переходов путемградаций светотеней. Детализация частей лица.
Раздел 4. Живопись
4.1. Геометрические тела в живописи.
Теория: Беседа на тему: «Как передать белый цвет на бумаге», «Какпри помощи акварели передать фактуру ткани».
Практика: Выполнение композиционного размещения и построения на листе.Выполнение подмалевка геометрических тел в цвете. Завершающий этап,прорабатывание геометрических тел с передачей объема.
4.2. Натюрморт из предметов быта с использованием драпировки.
Теория: Беседа на тему: «Как передать объем предметовакварелью и мазками»
Практика:Постановка двух натюрмортов из трех предметов. Композиционноеразмещение, выполнение построения. Выполнение цветом с теневых участков. Работа «по форме» кистью. Обобщение детальных рисунков на драпировке. Выполнениепадающих теней предметов. Постановканатюрморта с использованием белых предметов. Композиционное размещение,выполнение построения. Выполнение цветом с теневых участков. Работа «по форме» кистью. Детализация,обобщение.
4.3. Пейзаж.
Теория: Беседа на тему: «Как правильно поэтапно выполнять пейзаж вакварели или гуаши»
Практика: Подборпейзажей в акварели. Разработкаэскиза композиции. Композиция в листе, выполнение композиции цветом. Работакистью «по форме» в определенном направлении. Рисование построек, пространства пейзажа. Тональнаяпроработка рисунка. Накладывание цвета на тон. Детализация переднего плана. Обобщение. Выполнение пейзажа. Компоновка на листе, построение пространства пейзажа линией,деление на планы. Заполнение крупными и средними мазками деревьев композиции,рисование отдельных деревьев и деталей изображения. Способы передачи тона, отпереднего к дальнему плану. Уточнение деталей и завершение работы
Раздел 5.Итоговая работа
5. Итоговое занятие
Практика: Подведениеитогов. Выставка работ.
Календарный учебный график 1 годаобучения (Приложение 1)
