Частноеобщеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №25»
открытогоакционерного общества «Российские железные дороги»
Северобайкальскоеструктурное подразделение
г.Северобайкальск, ул. Парковая, 11 «а», тел. 8(30130) 2-22-75,
телефон/факс3-23-87 (МПС)
|
|
Программа попрофориентации
на профессиижелезнодорожного транспорта
«Железная дорога –наше будущее»
Автор-составитель: Лихота Е.В. Воспитатель ЧОУ «Школа-интернат №25» ОАО «РЖД» |
2019г.
Паспортпрограммы
Наименование программы |
Программа по профориентации на профессии железнодорожного транспорта «Железная дорога – наше будущее» |
Автор-составитель |
Лихота Е.В. – воспитатель ЧОУ «Школа-интернат №25» ОАО «РЖД» |
Цель программы |
Создание условий для организации и реализации комплексного подхода в подготовке воспитанников, способных к совершению зрелого и осознанного выбора будущей профессии в системе железнодорожной отрасли, удовлетворяющего личностные интересы ребенка, семьи и учредителя — компании ОАО «РЖД». |
Задачи программы |
Ø Создание условий для развития и формирования профессиональной осведомленности в мире железнодорожных профессий; Ø Формирование у воспитанников культуры профессионального самоопределения; Ø Создание условий для повышения уровня психологической компетенции профессионального самоопределения учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями; Ø Создание условий для выработки гибкой системы взаимодействия воспитанников с профессиональными образовательными учреждениями железнодорожного транспорта и с железнодорожными предприятиями города и региона. |
Актуальность проблемы |
Необходимость преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. |
Основания для разработки программы |
Ø Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017); Ø Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” Ø Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД». Ø Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.09.2015 № 2332р. “О профессиональной ориентации, допрофессиональной и довузовской подготовке молодежи”; Ø План работы школы – интерната №25 ОАО «РЖД» Северобайкальского структурного подразделения. |
Формы профориентационной работы |
Ø профинформация: знакомство с миром железнодорожных профессий, с железнодорожными учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда»; Ø участие в конкурсах на железнодорожную тематику; Ø встречи с представителями учебных заведений железнодорожной направленности; Ø медицинский лекторий «Взаимосвязь успешности профессиональной карьеры и здоровья человека»; Ø сбор материалов о династиях железнодорожников, выпускниках, работающих в железнодорожной отрасли; Ø участие в конкурсах сочинений о железной дороге; Ø участие в сессиях лицейских классов образовательных учреждений ОАО «РЖД»; Ø экскурсии на железнодорожные предприятия, музеи железнодорожного транспорта; Ø встречи с представителями железнодорожных профессий и студентами железнодорожных учебных заведений; Ø дни открытых дверей на железнодорожных предприятиях города; Ø дни открытых дверей Иркутского государственного университета путей сообщения.
|
Возраст воспитанников |
10-11 классы |
Сроки реализации программы |
2 года |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Ø Четкое представление у воспитанника знаний о железнодорожной профессии и путях ее получения; Ø потребность в обоснованном выборе профессии железнодорожной отрасли; Ø уверенность воспитанника в социальной значимости труда железнодорожника; Ø степень самопознания воспитанника; Ø наличие у воспитанника обоснованного профессионального плана; Ø поступление выпускников профильного класса в железнодорожные учебные заведения |
Содержание
1 |
Паспорт программы
|
2 |
2 |
Содержание
|
4 |
3 |
Пояснительная записка
|
5 |
4 |
Цель и задачи
|
5 |
5 |
Актуальность программы
|
6 |
6 |
Формы профориентационной работы
|
6 |
7 |
Профориентационная работа с воспитанниками в интернате
|
8 |
8 |
Ожидаемый результат программы
|
10 |
9 |
План мероприятий по реализации программы
|
12 |
10 |
Список литературы
|
14 |
Пояснительная записка
Вопросжизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников школ был иостаётся одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений.
Родителинаших воспитанников являются работниками предприятий железнодорожноготранспорта. Поэтому актуальной задачей нашей школы является профессиональнаяориентация детей на профессии железнодорожного транспорта и содействие появлениюи сохранению профессиональных династий.
Программа внеурочной деятельности «Железная дорога -наше будущее» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности исоотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, подготовитьк будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешновыстроить свою профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям итребованиям рынка труда.
Существенное отличиесовременного понимания профориентационной работы заключается в формированиинеких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный,самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, бытьпрофессионально мобильными.
Программа предназначена: для воспитанников школы-интерната 10-11 классов.
Срок реализации программы: 2 года.
Цельпрофориентационной работы школы-интерната № 25 ОАО «РЖД» — созданиеусловий для организации и реализации комплексного подхода в подготовке воспитанников,способных к совершению зрелого и осознанного выбора будущей профессии в системежелезнодорожной отрасли, удовлетворяющего личностные интересы ребенка, семьи и учредителя- компании ОАО «РЖД».
Чтобыреализовать эту цель, необходимо решить следующие задачи:
1. создание условий для развития и формирования профессиональнойосведомленности в мире железнодорожных профессий;
2. формирование у воспитанников культуры профессиональногосамоопределения;
3. создание условий для повышения уровня психологической компетенциипрофессионального самоопределения учащихся посредством вооружения ихсоответствующими знаниями и умениями;
4. создание условий для выработки гибкой системы взаимодействия воспитанниковс профессиональными образовательными учреждениями железнодорожного транспорта ис железнодорожными предприятиями города и региона.
Актуальность проблемы профориентации проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующимипотребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи.
Современный рынок труда, и вжелезнодорожной сфере в том числе, предъявляет новые требования к персоналу:
ü инициативность;
ü высокий уровень профессионализма;
ü повышенная адаптивность к новым иизменяющимся условиям труда;
ü ответственность за результаты своейработы;
ü открытость новым технологическимрешениям;
ü генерация лидерства на различныхуровнях.
По своему назначению системапрофориентации должна оказать существенное влияние на рациональноераспределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью,адаптацию ее к профессии. Для решения этих непростых задач воспитанникинуждаются в определенных знаниях о себе, о своих интеллектуальных возможностях,склонностях и способностях.
В основу программы профориентационной работы школы — интернатаположены нормативныеи инструктивно-методические документы, регламентирующие деятельность поинформационному обеспечению профориентационной работы:
Ø Федеральный закон “Об образовании вРоссийской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017);
Ø Национальная образовательнаяинициатива “Наша новая школа”;
Ø «Концепция развития системыдошкольного и общего образования ОАО «РЖД»;
Ø Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.09.2015№ 2332 р. “О профессиональной ориентации, допрофессиональной и довузовскойподготовке молодежи”;
Ø План работы школы – интерната №25 ОАО«РЖД» Северобайкальского структурного подразделения.
Для подготовки воспитанников к сознательному выбору профессии необходимоиспользовать следующие формы профориентационной работы:
ü профинформация: знакомство с миромжелезнодорожных профессий, с железнодорожными учебными профессиональнымизаведениями, с
конкретной ситуацией на «рынке труда»;
ü участие в конкурсах нажелезнодорожную тематику;
ü встречи с представителями учебныхзаведений железнодорожной направленности (информирование старшеклассников обизменениях в правилах приёма в учебные заведения, обучения и переобучения в нихи возможностях трудоустройства);
ü медицинский лекторий «Взаимосвязьуспешности профессиональной карьеры и здоровья человека»;
ü сбор материалов о династияхжелезнодорожников, выпускниках, работающих в железнодорожной отрасли;
ü участие в конкурсах сочинений ожелезной дороге;
ü участие в сессиях лицейских классовобразовательных учреждений ОАО «РЖД»;
ü экскурсии на железнодорожныепредприятия, музеи железнодорожного транспорта;
ü встречи с представителямижелезнодорожных профессий и студентами железнодорожных учебных заведений;
ü дни открытых дверей нажелезнодорожных предприятиях города;
ü дни открытых дверей Иркутского государственногоуниверситета путей сообщения.
Основными направлениями профориентационной работы в интернатеявляются:
— профессиональная информация;
— профессиональное воспитание;
— профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения омире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека,существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях полученияпрофессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формированиесклонностей профессиональных интересов воспитанников. Сущность педагогическойработы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждатьучащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы,общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Этопозволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности испособности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональныезнания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно,чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование – изучение личности воспитанникаи на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональнаяконсультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Воспитатель может использовать такиеметоды работы, как наблюдение за деятельностью и развитием воспитанника,изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование,составление психолого-педагогических характеристик воспитанников.
Профориентационнаяработа с воспитанниками в интернате:
Обучение действиям посамоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств,необходимых для железнодорожных профессий, коррекция профессиональных планов,оценка готовности к избранной деятельности на железнодорожном транспорте.
В процессе работы с воспитанникаминеобходимо выяснить:
1. Наличиеили отсутствие профессионального плана, его определенность, устойчивость.
2. Сведенияоб общих и специальных способностях.
3. Степеньинформированности о мире железнодорожных профессий, в частности, оспециальностях, смежных с выбранной.
4. Наличиеили отсутствие склонностей, преобладающие интересы в конкретной области знаний.
5. Позициюродителей и товарищей по выбору железнодорожной профессии.
6. Уровеньпритязаний воспитанника.
7. Согласованностьпрофессионального плана и рынка труда.
Считается, что личныйпрофессиональный план построен, если школьник называет область деятельности илипрофессию, учебное заведение, запасные варианты получения образования, а такжезнает о тех трудностях, которые могут возникнуть на пути получения желаемойпрофессии, и предполагает варианты преодоления этих трудностей.
Эффективное профессиональноесамоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне личностногоразвития старшеклассника, которое предполагает позитивный образ «Я» и отношениек себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выбор.
Профориентационная работа с родителями:
Индивидуальноеконсультирование родителей по проблемам возрастных особенностей и задачампериода профессионального самоопределения учащихся; умение слышать, понимать ипринимать своего ребёнка; умение выразить собственные чувства эмоционально,доступно для понимания подростка; умение позитивно в семье принимать школьныетребования и мотивировать на процессы обучения и профессиональногосамоопределения.
Успешностьвоспитательного процесса в учреждении зависит от того, как складываютсяотношения между педагогами, воспитанниками, родителями. Проблема выборапрофессии особенно остро стоит перед учащимися выпускных классов и ихродителями. Если ребенка целенаправленно готовили к этому в школе и дома, еслисам выбор влиял на его отношение к учению, если поставленная цельспособствовала мобилизации волевых, интеллектуальных и организационных усилий,если в содержании выбора профессии органично сочетались желания учащегося и егоспособности, то сделанный выбор будет правильным.
Наиболее распространенными формамиработы с родителями являются:
ü родительское собрание,которое может принимать характер взаимного обмена мнениями, идеями, совместногопоиска решений. Форму родительских собраний можно менять и проводить его,например, в форме «круглого стола», родительских конференций, тематическихдискуссий самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересованасемья;
ü родительский лекторий, ознакомлениеродителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры,выработке единых подходов к воспитанию детей.
Воспитатель в системе профориентационнойработы является центральной фигурой, так как ближе всех стоит к воспитанникам,доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всехвоспитательных воздействий в классе.
Воспитатель:
üосуществляетпланирование профориентационной работы в классе;
üосуществляетсистематическое изучение профессиональных намерений и личных профессиональныхпланов воспитанников
ü ведет соответствующую документацию;
ü выявляет отношение воспитанников к физическомуи умственному труду, другим видам деятельности;
ü обеспечивает участие воспитанников вмассовых и профориентационных мероприятиях;
üформируету воспитанника представления об их возможностях и способностях;
üизучает профессиональныеинтересы и склонности воспитанников
üзнакомит учащихсясо структурой предприятий ОАО «РЖД», социально-экономическими характеристикамижелезнодорожных профессий,
üформируету воспитанников представления о рынке труда и железнодорожных профессиях региона;
üанализируетинформацию о реализации выпускникам и профориентационных намерений;
üзнакомит родителейс индивидуальными возможностями выбора профессии их детьми;
üраспространяетпередовой опыт подготовки детей к выбору профессии.
Ожидаемый результат программы:
К основным результативным критериям и показателямэффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
Ø четкое представление у воспитанниказнаний о железнодорожной профессии и путях ее получения;
Ø потребность в обоснованном выборепрофессии железнодорожной отрасли;
Ø уверенность воспитанника в социальнойзначимости труда железнодорожника;
Ø степень самопознания воспитанника;
Ø наличие у учащегося обоснованногопрофессионального плана;
Ø поступление выпускников профильногокласса в железнодорожные учебные заведения.
1. Четкое представление у воспитанника знаний ожелезнодорожной профессии и путях ее получения. Без ясного представления осодержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованногоее выбора. Показателем достаточности информированности в данном случае являетсяясное представление ими требований профессии к человеку, конкретного места ееполучения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборепрофессии – это самостоятельно проявляемая воспитанником активность пополучению необходимой информации о той или иной профессии, желание (необязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областяхдеятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность воспитанника в социальной значимоститруда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
4. Степень самопознания и саморазвития школьника. Оттого, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качестваи развить необходимые, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессиональногоплана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним изосновных критериев эффективности профориентационной работы. Показателемобоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку сознаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственновлияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важныекачества.
6. Стойкое увеличение доли поступивших впрофессиональные образовательные учреждения железнодорожного профиля.
Реализация программы профориентационной работыпозволит:
ü создать системупрофориентационной работы;
ü конкретизировать цели профориентационной работы
ü содействовать социализации воспитанников;
ü развить способности,актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы в сфере железнодорожноготранспорта
ü повыситьинтеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие воспитанников;
ü дать подростку возможностьдеятельностного ознакомления с миром железнодорожных профессий;
ü создать условиядля преемственности поколений в железнодорожной отрасли.
Выполнение программыприведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающейцеленаправленное формирование у воспитанников школы — интерната способностей,актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, связанной с железнодорожным транспортом, повышению социальной активности.
План мероприятий пореализации программы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Работа с воспитанниками |
|||
1 |
Составление социальных паспортов класса (Получение необходимой информации о вновь принятых воспитанниках интерната) |
Сентябрь |
Воспитатели |
2 |
Анкетирование воспитанников с целью определения запроса на факультативные занятия. Оказание помощи воспитанникам в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей.
|
Сентябрь |
Воспитатели |
3 |
Создание банка методических материалов по профориентации: — методики изучения личности в профессиональных целях; — наборы тестов, дифференциально-диагностические опросники; — карты интересов; — наборы анкет и т. д.; |
В течение года |
Воспитатели |
4 |
Организация тестирования и анкетирования воспитанников с целью выявления профнаправленности |
Ежегодно по плану |
Воспитатели |
5 |
Беседы: «Многообразие железнодорожных профессий»; «Выбор профессии – взгляд в будущее, взгляд внутрь себя», «Профессии нашего региона», «Востребованные профессии на железной дороге», «Проблемы профориентации», «Как избежать ошибок при выборе профессии?», «Путь к профессии», «Классификация профессий в мире труда», «Учёт психофизиологических особенностей при выборе профессии», «Как себя в школе подготовить к ВУЗу?». |
В течение года |
Воспитатели |
6 |
Классные часы: «Твой выбор профессии», «Хороший аттестат-хорошая профессия, так ли это?», «Мое здоровье и будущая профессия», «Мои родители — железнодорожники», «Требования профессии к человеку» «Потребности страны, региона, компании ОАО «РЖД» в кадрах», «Получение профессии и дальнейшее трудоустройство», «Целевое обучение по договору с предприятиями «ОАО « РЖД». |
В течение года |
Воспитатели |
|
Просмотры видеороликов: «День открытых дверей в ИРГУПС», «Выбор профессии», «Молодые кадры РЖД», цикл видеороликов «Железнодорожные профессии» |
В течение года |
Воспитатели |
7 |
Оформление стендов «ИРГУПС и мы», «Профессии ОАО РЖД» |
В течение года |
Воспитатели |
8 |
Встречи с представителями структурных подразделений ВСЖД «Хочу быть железнодорожником» Анализ современного железнодорожного рынка труда. |
В течение года |
Воспитатели |
9 |
Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами (проекты, акции, конкурсы разного уровня). |
В течение года |
Воспитатели |
10 |
«Профессиональная траектория» — планирование возможных образовательных маршрутов. |
В течение года |
Воспитатели |
Работа с родителями учащихся |
|||
18 |
Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции, факультативы. |
В течение года |
Воспитатели |
19 |
Консультации для родителей: «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении подростка» и др. Консультации по требованию, индивидуальное консультирование. |
В течение года |
Воспитатели |
Список литературы:
1. Павлова Т.Л.Профориентация старшеклассников. М.: ТЦ «Сфера»,2005.
2. Пряжников Н.С.Профориентация в школе. М.: «ВАКО», 2005.
3. Пряжников Н.С.,Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального и личностногосамоопределения старшеклассников. М.: «Первое сентября», 2004.
4. Резапкина Г.В.Психология и выбор профессии. М.: «Генезис», 2006.
5. Фадеева Е.И.,Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.: «ЦГЛ», 2004.
6. Чернявская А.П.Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: «ВладосПресс», 2004.
7. Чистякова С.Н.,Лернер П.С. Педагогическая поддержка профессионального самоопределениястаршеклассников. М.: «Новая школа», 2004.
8. Зубакина О.В.Социальное партнерство и профессиональное самоопределение школьников
9. города Москвы.Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся, играем.- 2006.-№1.
10. Климов Е.А.,Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М.: «Знание»,1983.
11. Климов Е.А.,Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993.
12. Лапидус Б. Когда явырасту, я стану железнодорожником. М.: ООО «Издательский дом «Фома», 2011.
13. Суходольский Г.В.,Основы математической статистики для психологов, СПб.: Изд-во СПбУ, 2000.
14. Улыбышева М., Отпаровоза до «Сапсана». М.: ООО «Издательский дом «Фома», 2012. – 124 с.,
15. Чернявская А.П.,Психологическое консультирование по профессиональной ориентации, М.: «Владоспресс» 2001