X-PDF

Программа по профориентации Железная дорога-наше будущее 10-11 классы

Поделиться статьей

Частноеобщеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №25»

открытогоакционерного общества «Российские железные дороги»

Северобайкальскоеструктурное подразделение

г.Северобайкальск, ул. Парковая, 11 «а», тел. 8(30130) 2-22-75,

телефон/факс3-23-87 (МПС)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа попрофориентации

на профессиижелезнодорожного транспорта

«Железная дорога –наше будущее»

 

 

 

 

Автор-составитель:

Лихота Е.В.

Воспитатель

ЧОУ «Школа-интернат №25»

ОАО «РЖД»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019г.

 

Паспортпрограммы

 

Наименование программы

Программа по профориентации на профессии железнодорожного транспорта «Железная дорога – наше будущее»

Автор-составитель

Лихота Е.В. – воспитатель ЧОУ «Школа-интернат №25» ОАО «РЖД»

Цель программы

Создание условий для организации и реализации комплексного подхода в подготовке воспитанников, способных к совершению зрелого и осознанного выбора будущей профессии в системе железнодорожной отрасли, удовлетворяющего личностные интересы ребенка, семьи и учредителя — компании ОАО «РЖД».

Задачи программы

Ø   Создание условий для развития и формирования профессиональной осведомленности в мире железнодорожных профессий;

Ø   Формирование у воспитанников культуры профессионального самоопределения;

Ø   Создание условий для повышения уровня психологической компетенции профессионального самоопределения учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями;

Ø   Создание условий для выработки гибкой системы взаимодействия воспитанников с профессиональными образовательными учреждениями железнодорожного транспорта и с железнодорожными предприятиями города и региона.

Актуальность проблемы

Необходимость преодоления противоречия между  объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно    этому    сложившимися    субъективными    профессиональными устремлениями  молодежи.     

Основания для разработки программы

Ø  Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017);

Ø  Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”

Ø  Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД».

Ø  Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.09.2015 № 2332р. “О профессиональной ориентации, допрофессиональной и довузовской подготовке молодежи”;

Ø  План работы школы – интерната №25 ОАО «РЖД» Северобайкальского структурного подразделения.

Формы профориентационной работы

 

Ø  профинформация: знакомство с миром железнодорожных профессий, с железнодорожными учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на «рынке труда»;

Ø  участие в конкурсах на железнодорожную тематику;

Ø  встречи с представителями учебных заведений железнодорожной направленности;

Ø  медицинский лекторий «Взаимосвязь успешности профессиональной карьеры и здоровья человека»;

Ø  сбор материалов о династиях железнодорожников, выпускниках, работающих в железнодорожной отрасли;

Ø  участие в конкурсах сочинений о железной дороге;

Ø  участие в сессиях лицейских классов образовательных учреждений ОАО «РЖД»;

Ø  экскурсии на железнодорожные предприятия, музеи железнодорожного транспорта;

Ø  встречи с представителями железнодорожных профессий и студентами железнодорожных учебных заведений;

Ø  дни открытых дверей на железнодорожных предприятиях города;

Ø  дни открытых дверей Иркутского государственного университета путей сообщения.

 

Возраст воспитанников

 

10-11 классы

Сроки реализации программы

2 года

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Ø  Четкое представление у воспитанника знаний о железнодорожной профессии и путях ее получения;

Ø  потребность в обоснованном выборе профессии железнодорожной отрасли;

Ø  уверенность воспитанника в социальной значимости труда железнодорожника;

Ø  степень самопознания воспитанника;

Ø  наличие у воспитанника обоснованного профессионального плана;

Ø  поступление выпускников профильного класса в железнодорожные учебные заведения

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

1

Паспорт программы

 

2

2

Содержание

 

4

3

Пояснительная записка

 

5

4

Цель и задачи

 

5

5

Актуальность программы

 

6

6

Формы профориентационной работы

 

6

7

Профориентационная работа с воспитанниками в интернате

 

8

8

Ожидаемый результат программы

 

10

9

План мероприятий по реализации программы

 

12

10

Список литературы

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Вопросжизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников школ был иостаётся одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений.

Родителинаших воспитанников являются работниками предприятий железнодорожноготранспорта. Поэтому актуальной задачей нашей школы является профессиональнаяориентация детей на профессии железнодорожного транспорта и содействие появлениюи сохранению профессиональных династий.

                 Программа внеурочной деятельности «Железная дорога -наше будущее» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности исоотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, подготовитьк будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешновыстроить свою профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям итребованиям рынка труда.

Существенное отличиесовременного понимания профориентационной работы заключается в формированиинеких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный,самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, бытьпрофессионально мобильными.

Программа предназначена: для воспитанников школы-интерната 10-11 классов.

Срок реализации программы:  2 года.

Цельпрофориентационной работы школы-интерната № 25 ОАО «РЖД» — созданиеусловий для организации и реализации комплексного подхода в подготовке воспитанников,способных к совершению зрелого и осознанного выбора будущей профессии в системежелезнодорожной отрасли, удовлетворяющего личностные интересы ребенка, семьи и учредителя- компании ОАО «РЖД».

Чтобыреализовать эту цель, необходимо решить следующие задачи:

1.     создание условий для развития и формирования профессиональнойосведомленности в мире железнодорожных профессий;

2.     формирование у воспитанников культуры профессиональногосамоопределения;

3.     создание условий для повышения уровня психологической компетенциипрофессионального самоопределения учащихся посредством вооружения ихсоответствующими знаниями и умениями;

4.     создание условий для выработки гибкой системы взаимодействия воспитанниковс профессиональными образовательными учреждениями железнодорожного транспорта ис железнодорожными предприятиями города и региона.

Актуальность  проблемы  профориентации   проявляется в необходимости  преодоления  противоречия  между  объективно существующимипотребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно   этому    сложившимися    субъективными    профессиональными устремлениями молодежи.  

Современный рынок труда, и вжелезнодорожной сфере в том числе, предъявляет новые требования к персоналу:

ü  инициативность;

ü  высокий уровень профессионализма;

ü  повышенная адаптивность к новым иизменяющимся условиям труда;

ü  ответственность за результаты своейработы;

ü  открытость новым технологическимрешениям;

ü  генерация лидерства на различныхуровнях.

            По   своему    назначению   системапрофориентации  должна  оказать  существенное  влияние   на   рациональноераспределение  трудовых  ресурсов,  выбор   жизненного   пути   молодежью,адаптацию ее к профессии. Для решения этих непростых задач воспитанникинуждаются в определенных знаниях о себе, о своих интеллектуальных возможностях,склонностях и способностях.

  В основу программы профориентационной работы школы — интернатаположены  нормативныеи инструктивно-методические документы, регламентирующие деятельность поинформационному обеспечению профориентационной работы:

Ø  Федеральный закон “Об образовании вРоссийской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017);

Ø  Национальная образовательнаяинициатива “Наша новая школа”;

Ø  «Концепция развития системыдошкольного и общего образования ОАО «РЖД»;

Ø  Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.09.2015№ 2332 р. “О профессиональной ориентации, допрофессиональной и довузовскойподготовке молодежи”;

Ø  План работы школы – интерната №25 ОАО«РЖД» Северобайкальского структурного подразделения.

Для подготовки воспитанников к сознательному выбору профессии необходимоиспользовать следующие формы профориентационной работы:

ü  профинформация: знакомство с миромжелезнодорожных профессий, с железнодорожными учебными профессиональнымизаведениями, с

     конкретной ситуацией на «рынке труда»;

ü  участие в конкурсах нажелезнодорожную тематику;

ü  встречи с представителями учебныхзаведений железнодорожной направленности (информирование старшеклассников обизменениях в правилах приёма в учебные заведения, обучения и переобучения в нихи возможностях трудоустройства);

ü  медицинский лекторий «Взаимосвязьуспешности профессиональной карьеры и здоровья человека»;

ü сбор материалов о династияхжелезнодорожников, выпускниках, работающих в железнодорожной отрасли;

ü  участие в конкурсах сочинений ожелезной дороге;

ü  участие в сессиях лицейских классовобразовательных учреждений ОАО «РЖД»;

ü  экскурсии на железнодорожныепредприятия, музеи железнодорожного транспорта;

ü  встречи с представителямижелезнодорожных профессий и студентами железнодорожных учебных заведений;

ü  дни открытых дверей нажелезнодорожных предприятиях города;

ü  дни открытых дверей Иркутского государственногоуниверситета путей сообщения.

Основными направлениями профориентационной работы в интернатеявляются:

профессиональная информация;

— профессиональное воспитание;

— профессиональная консультация.

Профессиональная информация  включает в себя сведения омире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека,существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях полученияпрофессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формированиесклонностей профессиональных интересов воспитанников. Сущность педагогическойработы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждатьучащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы,общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Этопозволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности испособности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональныезнания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно,чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

Профессиональное консультирование – изучение личности воспитанникаи на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональнаяконсультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Воспитатель может использовать такиеметоды работы, как наблюдение за деятельностью и развитием воспитанника,изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование,составление психолого-педагогических характеристик воспитанников.

Профориентационнаяработа с воспитанниками в интернате:

             Обучение действиям посамоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств,необходимых для железнодорожных профессий, коррекция профессиональных планов,оценка готовности к избранной деятельности на железнодорожном транспорте.

В процессе работы с воспитанникаминеобходимо выяснить:

1.       Наличиеили отсутствие профессионального плана, его определенность, устойчивость.

2.       Сведенияоб общих и специальных способностях.

3.       Степеньинформированности о мире железнодорожных профессий, в частности, оспециальностях, смежных с выбранной.

4.       Наличиеили отсутствие склонностей, преобладающие интересы в конкретной области знаний.

5.       Позициюродителей и товарищей по выбору железнодорожной профессии.

6.       Уровеньпритязаний воспитанника.

7.       Согласованностьпрофессионального плана и рынка труда.

Считается, что личныйпрофессиональный план построен, если школьник называет область деятельности илипрофессию, учебное заведение, запасные варианты получения образования, а такжезнает о тех трудностях,  которые могут возникнуть на пути получения желаемойпрофессии,  и предполагает варианты преодоления этих трудностей.

Эффективное профессиональноесамоопределение возможно лишь при достаточно высоком уровне личностногоразвития старшеклассника, которое предполагает позитивный образ «Я» и отношениек себе как субъекту своей жизни, способному осуществлять выбор.

Профориентационная работа с родителями:

Индивидуальноеконсультирование родителей по проблемам возрастных особенностей и задачампериода профессионального самоопределения учащихся; умение слышать, понимать ипринимать своего ребёнка; умение выразить собственные чувства эмоционально,доступно для понимания подростка; умение позитивно в семье принимать школьныетребования и мотивировать на процессы обучения и профессиональногосамоопределения.

Успешностьвоспитательного процесса в учреждении зависит от того, как складываютсяотношения между педагогами, воспитанниками, родителями. Проблема выборапрофессии особенно остро стоит перед учащимися выпускных классов и ихродителями. Если ребенка целенаправленно готовили к этому в школе и дома, еслисам выбор влиял на его отношение к учению, если поставленная цельспособствовала мобилизации волевых, интеллектуальных и организационных усилий,если в содержании выбора профессии органично сочетались желания учащегося и егоспособности, то сделанный выбор будет правильным.

Наиболее распространенными формамиработы с родителями являются:

ü родительское собрание,которое может принимать характер взаимного обмена мнениями, идеями, совместногопоиска решений. Форму родительских собраний можно менять и проводить его,например, в форме «круглого стола», родительских конференций, тематическихдискуссий самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересованасемья;

ü родительский лекторий, ознакомлениеродителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры,выработке единых подходов к воспитанию детей.

Воспитатель в системе профориентационнойработы является центральной фигурой, так как ближе всех стоит к воспитанникам,доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всехвоспитательных воздействий в классе.

Воспитатель:

üосуществляетпланирование профориентационной работы в классе;

üосуществляетсистематическое изучение профессиональных намерений и личных профессиональныхпланов воспитанников

ü  ведет соответствующую документацию;

ü  выявляет отношение воспитанников к физическомуи умственному труду, другим видам деятельности;

ü  обеспечивает участие воспитанников вмассовых и профориентационных мероприятиях;

üформируету воспитанника представления об их возможностях и способностях;

üизучает профессиональныеинтересы и склонности воспитанников

üзнакомит учащихсясо структурой предприятий ОАО «РЖД», социально-экономическими характеристикамижелезнодорожных профессий,

üформируету воспитанников представления о рынке труда и железнодорожных    профессиях региона;

üанализируетинформацию о реализации выпускникам и профориентационных намерений;

üзнакомит родителейс индивидуальными возможностями выбора профессии их детьми;

üраспространяетпередовой опыт подготовки детей к выбору профессии.

Ожидаемый результат программы:

К основным результативным критериям и показателямэффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:

Ø  четкое представление у воспитанниказнаний о железнодорожной профессии и путях ее получения;

Ø  потребность в обоснованном выборепрофессии железнодорожной отрасли;

Ø  уверенность воспитанника в социальнойзначимости труда железнодорожника;

Ø  степень самопознания воспитанника;

Ø  наличие у учащегося обоснованногопрофессионального плана;

Ø  поступление выпускников профильногокласса в железнодорожные учебные заведения.

1.         Четкое представление у воспитанника знаний ожелезнодорожной профессии и путях ее получения. Без ясного представления осодержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованногоее выбора. Показателем достаточности информированности в данном случае являетсяясное представление ими требований профессии к человеку, конкретного места ееполучения, потребностей общества в данных специалистах.

2.         Потребность в обоснованном выборе профессии.Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборепрофессии – это самостоятельно проявляемая воспитанником активность пополучению необходимой информации о той или иной профессии, желание (необязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областяхдеятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3.         Уверенность воспитанника в социальной значимоститруда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

4.         Степень самопознания и саморазвития школьника. Оттого, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качестваи развить необходимые, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

5.         Наличие у учащегося обоснованного профессиональногоплана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним изосновных критериев эффективности профориентационной работы. Показателемобоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку сознаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственновлияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важныекачества.

6.         Стойкое увеличение доли поступивших впрофессиональные образовательные учреждения железнодорожного профиля.

Реализация  программы профориентационной работыпозволит:

ü создать системупрофориентационной работы;

ü конкретизировать цели профориентационной работы

ü содействовать  социализации  воспитанников;

ü развить способности,актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы в сфере железнодорожноготранспорта

ü повыситьинтеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие воспитанников;

ü дать подростку возможностьдеятельностного ознакомления с миром железнодорожных профессий;

ü создать условиядля преемственности поколений в железнодорожной отрасли.

 Выполнение программыприведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающейцеленаправленное формирование у воспитанников  школы — интерната способностей,актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, связанной с железнодорожным транспортом, повышению социальной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План мероприятий пореализации программы

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Работа с воспитанниками

1

Составление социальных паспортов класса

(Получение необходимой информации о вновь принятых воспитанниках интерната)

Сентябрь

Воспитатели

2

Анкетирование воспитанников с целью определения запроса на факультативные занятия. Оказание помощи воспитанникам в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей.

 

Сентябрь

Воспитатели

3

Создание банка методических материалов по профориентации:

— методики изучения личности в профессиональных целях;

— наборы тестов, дифференциально-диагностические опросники;

— карты интересов;

— наборы анкет и т. д.;

В течение года

Воспитатели

4

Организация тестирования и анкетирования воспитанников с целью выявления профнаправленности

Ежегодно по плану

Воспитатели

5

Беседы: «Многообразие железнодорожных профессий»; «Выбор профессии – взгляд в будущее, взгляд внутрь себя», «Профессии нашего региона», «Востребованные профессии на железной дороге», «Проблемы профориентации», «Как избежать ошибок при выборе профессии?», «Путь к профессии», «Классификация профессий в мире труда», «Учёт психофизиологических

особенностей при выборе профессии», «Как себя в школе подготовить к ВУЗу?».

В течение года

Воспитатели

6

Классные часы: «Твой выбор профессии», «Хороший аттестат-хорошая профессия, так ли это?», «Мое здоровье и будущая профессия», «Мои родители — железнодорожники», «Требования профессии к человеку»

«Потребности страны, региона, компании ОАО «РЖД» в кадрах», «Получение профессии и дальнейшее трудоустройство», «Целевое обучение по договору с предприятиями «ОАО « РЖД».

В течение года

Воспитатели

 

Просмотры видеороликов: «День открытых дверей в ИРГУПС», «Выбор профессии», «Молодые кадры РЖД», цикл видеороликов «Железнодорожные профессии»

В течение года

Воспитатели

7

Оформление стендов «ИРГУПС и мы»,

«Профессии ОАО РЖД»

В течение года

Воспитатели

8

Встречи с представителями структурных подразделений ВСЖД «Хочу быть железнодорожником»

Анализ современного железнодорожного рынка труда.

В течение года

Воспитатели

9

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами (проекты, акции, конкурсы разного уровня).

В течение года

Воспитатели

10

«Профессиональная   траектория» —

планирование возможных образовательных маршрутов.

В течение года

Воспитатели

Работа с родителями учащихся

18

Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции, факультативы.

В течение года

Воспитатели

19

Консультации для родителей: «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении подростка» и др.

Консультации по требованию, индивидуальное консультирование.

В течение года

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.      Павлова Т.Л.Профориентация старшеклассников. М.: ТЦ «Сфера»,2005.

2.      Пряжников Н.С.Профориентация в школе. М.: «ВАКО», 2005.

3.      Пряжников Н.С.,Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального и    личностногосамоопределения старшеклассников. М.: «Первое сентября», 2004.

4.      Резапкина Г.В.Психология и выбор профессии. М.: «Генезис», 2006.

5.      Фадеева Е.И.,Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.: «ЦГЛ»,    2004.

6.      Чернявская А.П.Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: «ВладосПресс», 2004.

7.      Чистякова С.Н.,Лернер П.С. Педагогическая поддержка профессионального самоопределениястаршеклассников. М.: «Новая школа», 2004.

8.      Зубакина О.В.Социальное партнерство и профессиональное самоопределение школьников

9.      города Москвы.Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся, играем.- 2006.-№1.

10.  Климов Е.А.,Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации, М.: «Знание»,1983.

11.  Климов Е.А.,Развивающийся человек в мире профессий, Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993.

12.  Лапидус Б. Когда явырасту, я стану железнодорожником. М.: ООО «Издательский дом «Фома», 2011.

13.  Суходольский Г.В.,Основы математической статистики для психологов, СПб.: Изд-во СПбУ, 2000.

14.  Улыбышева М., Отпаровоза до «Сапсана». М.: ООО «Издательский дом «Фома», 2012. – 124 с.,

15.  Чернявская А.П.,Психологическое консультирование по профессиональной ориентации, М.: «Владоспресс» 2001

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет