X-PDF

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Поделиться статьей

Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждение

детский сад № 102 «Чебурашка»

 

 

 

 

Программа

по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторикиу детей раннего возраста через различные виды деятельности».

2022-2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель:

Савасина Е.В.

 

                                                                 г.Рыбинск

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарованиядетей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игрыстимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитиеруки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

 Развитие навыков мелкоймоторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требуетиспользования точных, координированных движений кистей и пальцев, которыенеобходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множестворазнообразных бытовых и учебных действий.

 Игры с пальчиками создаютблагоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учатвслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Еслиребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворнымистроками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилитсяконтроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как онучится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, уребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может«рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровеньразвития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развитыпамять, внимание, связная речь.

 Ребенокпостоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накоплениеинформации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить ипробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития.Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннеговозраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простыеупражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитииэлементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы,завязывать шнурки и т. д.  Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками,матрешками. Позже — с различного вида конструкторами, например,Лего, когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали,складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчикислушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. Врезультате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики удетей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима ипродиктована временем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторикаотражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальныхспособностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку,карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает труднособрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетнымипалочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки иаппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьмиоказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными вэлементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональноеблагополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развитияформирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитиюмелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развитиядетской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Оттого, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит егодальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память,внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимаетсяпальчиковой гимнастикой?

 Выполнение упражнений и ритмических движений пальцамииндуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкомуусилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятныйэмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться ипонимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.   Малыш учитсяконцентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнокбудет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то егоречь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль надвыполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учитсязапоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малышаразвивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет«рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражненийкисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это вдальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторикуи координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные видыдеятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук,гибкость рук;

 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 3. Улучшить общую двигательную активность;

 4. Содействовать нормализации речевой функции;

 5. Развивать воображение, логическое мышление,произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку вобщении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группыдля развития мелкой моторики.

 

 

 

Основные направления работы с детьми назанятиях.

— Пальчиковая гимнастика  

— Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкиеигрушки, крышки от пластиковых бутылок)

— Завязывание бантиков, шнуровка, застёгиваниепуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание,вырезание, выкладывание узоров).

— Работа с карандашом (обводка, раскрашивание,выполнение графических заданий).

— Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью илицветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы на 2022-2023 учебный год

Работас детьми

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь

Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока»

Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд»

Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании и раздевании кукол.

Октябрь

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

Перекладывание из одной емкости в другую

Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Сухой бассейн»»

Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

Д/и «Прищепки»

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

Ноябрь

 

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Подвижная игра «Зарядка»

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Упражнение «Пуговицы»»

Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

Самомассаж «Ручки греем»

Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Игра» Художник»

Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Рисуем на крупе»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Лохматый пес»

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту.

Январь

Игра «Веселые упражнения с карандашом»

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик»

Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Самомассаж «Добываем огонь»

Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка»

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу.

Д/и «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»

Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Конструирование «Машина»

Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

Самомассаж «Стряпаем»

Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц

Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

 

 

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

Развивать умения правильно держать карандаш.

Конструирование «Дорожка»

Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала.

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи шаблон»

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра «Дарики — комарики»

Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать движениям взрослого.

Складывание в бутылочку

Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями:

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкоймоторики у дошкольников»

Октябрь

Консультация дляродителей «Игры и упражнения для развития мелкой Моторики рук»

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику,развиваем навыки самообслуживания»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторикиили несколько идей, чем занять ребенка дома»

Февраль

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Март

Фотовыставка «Наши с мамой руки»

Апрель

Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русскихнародных сказок

Самореализация:

*Изучение литературы по данной теме.

*Подбор материала по теме.

*Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторикиу детей дошкольного возраста».

*Оформить картотеку пальчиковых игр.

*Написать конспект ООД в младшей группе на тему: «Колобок» по развитию мелкой моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение методической литературы:

Сентябрь — май

1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.:ООО «ЭКСМО», 2006.

 2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т.Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

 3. Большакова С. Е. Формирование мелкоймоторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкуюмоторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

 5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И.Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век,2007.

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для родителей

Уважаемый родитель!

ПросимВас ответить на вопросы и заполнить анкету.

на тему «Развитие мелкоймоторики у  дошкольников»

Знаетели вы что такое мелкая моторика ребенка?

-Да

-Затрудняюсь ответить

-Нет

Вкаком возрасте нужно начинать ее развивать?

-В младенчестве

-3-4 лет

-7 лет

Какиеигры используете для развития моторики рук дома?

____________________________________________________

____________________________________________________

Какойнетрадиционный материал используете в работе?

-Крупа, природный материал

-Пуговицы, бусины

-Иголки, нитки

-Конструктор, мозаика

-Кубики, пирамидки, матрешки

Гдеберете информацию о видах развития мелкой моторики?

-В детском саду

-ТВ

-В интернете

-Подсказывает своя интуиция

Какребенок выполняет задания игры?

-Пассивно

-Активно

Какребенок воспринимает установку к игре?

-С первого раза

-Требуется многократное объяснение

-Требуется объяснение и показ действий

Какаяформа работы с воспитателем по этому вопросу  Вам наиболее комфортна?

-Родительское собрание

-Мастер – класс

-Индивидуальная беседа

-Консультации в родительском уголке

-Никакая, информации хватает вполне.

Готовыли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рукнаших детей?

-Да

-Не знаю

-Нет

 

 

 

Благодарим за участие!

 

 

 

 

Консультация для родителей

«Игры и упражнения дляразвития мелкой

Моторики рук»

Цель: показатьметоды и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

-повыситьпедагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии ребенка.

-заинтересоватьродителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству.

-познакомитьс разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики.

«Умребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.Сухомлинский).

Всемы знаем, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, какправильно это делать? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьмидля развития моторики?  Предлагаю вам рассмотреть подробно все этивопросы.

Дошкольныйвозраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества,воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будетразвиваться речь и мышление ребёнка. Ребенок постоянно изучает, постигаетокружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детямнеобходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работупо развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобызаинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужнопревратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, незабывать хвалить ребенка. Предлагаю несколько игр и упражнений на развитиемелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1.Пальчиковаягимнастика.

 Пальчиковаягимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

-способствует овладению навыками мелкой моторики;

-помогает развивать речь;

-повышает работоспособность головного мозга;

-развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

-развивает тактильную чувствительность;

-снимает тревожность.

Пальчиковыеигры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либорифмованных историй, сказок при помощи рук.

Примерыпальчиковых игр:

Капуста

Что за скрип?

(сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст?

(переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст?

(ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

 

Если я капуста?

(пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим…

(ребро ладони)

Мы морковку трем, трем

(кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим

(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем.

(сжимаем и разжимаем кулаки)

Ит.д.

ПАЛЬЧИКОВЫЕШАГИ
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика,но и разнообразные действия с предметами.

2.Игрыс пробками от бутылок

Двепробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи».Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах»,делая по шагу на каждый ударный слог:

Мыедем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мылюбим забавы холодной зимы.

Тоже самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Мозаикаиз пробок (примеры картинок)

3.Игрыс прищепками

Бельевойприщепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу иобратно) на ударные слоги стиха:

 Сильнокусает котенок-глупыш,

Ондумает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Ноя же играю с тобою, малыш,

Абудешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

 Такжедетям очень нравится играть с различными шаблонами

ШАБЛОНЫДЛЯ ИГР С ПРИЩЕПКАМИ ЧЕЙ ХВОСТ

ШАБЛОНЫДЛЯ ИГР С ПРИЩЕПКАМИ

 Чтобыинтересней было играть, можно использовать разные потешки и стихи, на пример:

 Ёжик,ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
Самолёт, самолёт
Отправляется в полёт.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда.
Очень наш жучок устал —
Бегал по дорожке.
Ночью спал, а утром встал, 
Показал нам ножки.

 4.ИГРЫс крупой и камнями.
Крупа — очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком.Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горохи даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу — гречку, рис илипшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочетприсоединиться.
Ищем секрет
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупнуюфасоль. 
Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и вкаждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
Пересыпаем крупу
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может дажеладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку.Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук откаждой крупы свой, уникальный: от гороха — звонкий, от риса – приглушенный, отманки – практически беззвучное шуршание.
Покормим птичек
Возьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц.

Игра«Золушка»

Передвами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд,вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточнобыстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Ребенка можноувлечь полезным для развития мелкой моторики занятием — выкладыванием камешковпо заданным линиям.

5.Слониксвоими руками
Слоник таит в себе множество мелких предметов и детских игрушек.Играть с таким слоником очень просто: ребенок засовывает руку в «хобот» ипытается на ощупь определить, что ему попалось.

6.Игры– шнуровки

Можноиспользовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыкишнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точностиглазомера, последовательности действий.

7.Рисованиеманкой
   Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда,для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта прохладного морскогопесочка), можно положить манку ненадолго в холодильник.
Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухстороннийскотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос иначинаем творить! Манкография (рисование манкой или на самой манке) принесетвам массу положительных эмоций!
Манкография — занятие для детей любого возраста. Помимо обычногохаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще вместе с ребенкомрисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т.д. Вманкографии можно рисовать с помощью предметов — трубочки для коктейля,кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке.Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики.

Сегоднямы познакомились с малой частью того, чем можем развивать мелкую моторикуребёнка дома. Включить свою фантазию, пусть ребенок находится в постоянномпотоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будетобучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре,насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйтев игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочнойсвязи между Вами и Вашим ребенком!

 Атак же вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую нотку,например: «Как интересно!»,  «Какой ты молодец, у тебя все получается!»«Давай помогу!», «Красота »и т.д.
Помните, чтобы  мы не создавали вместе сребенком,  главное – желание продолжать заниматься подобнойдеятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

«Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания удетей»

В настоящее время многие родители уделяютбольше внимание обучению детей чтению, иностранным языкам, математикечем самообслуживанию,часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить,есть, одеваться, умываться. Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играетопределенную роль в развитии дошкольников, оно включает в себяосвоение следующих навыков :

— прием пищи (есть ложкой, пить из чашки)

— раздевание и одевание (снимать и одевать обувь, колготки,шорты, брюки или юбку, шапку, варежки, застегивать и расстегивать пуговицы илимолнию)

— гигиена тела (мытье рук и лица, вытирать их полотенцем,пользоваться носовым платком и салфеткой)

— опрятности (пользоваться туалетом)

Эти навыки формируются под воздействиемвоспитания при определенном уровне развития у ребенка некоторых психо-физическихвозможностей. Кним относятся:

— общая моторика (умение садиться, вставать, ходить,спускаться и подниматься по ступенькам)

— мелкая моторика (брать мелкие предметы,держать, переворачивать предметы, играть в пальчиковые игры)

-зрительно-слуховое внимание (умение смотреть, слушать,приходить, когда зовут, отвечать на вопросы)

-мышление (умение узнавать и называть предмет, выполнятьпростые указания, инструкции и поручения, умение имитировать и подражатьдействиям).

Мы хотим остановиться сегодня на развитии у детей мелкоймоторики, так как у многих детей наблюдается общееотставание в мелкой ручной моторике, неловкость, нарушение координациидвижений, вследствие чего дети с трудом овладевают навыками самообслуживания.

Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики?Во- первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этотнедостаток. А, во- вторых, заниматься развитием руки не время от времени, асистематически, каждый день. И сделать это очень просто:

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепитьчто-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки, макароны на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой вер вках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками,красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера)

. Заниматься на домашних снарядах, где требуется захватпальцами (кольца,перекладина).

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки,камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику.

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка.Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мытькаждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошомассируя каждую фалангу. Если у вас есть дача и приусадебный участок,воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Хорошо, если ребенокучится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это,конечно, больше подходит девочкам, застегивать и расстегивать пуговицы, дажесамые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится вдальнейшем. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у негоне получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следуетпостоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надотолько постараться. Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они втечение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисованиекарандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а такжевырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работыруки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

Уважаемые папы и мамы! Наступит время, когда ваш любимыйребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рукбудут точными и аккуратными. Но прежде необходимо набраться терпения ипонимания.

Сейчас мы хотим вам представить несколько вариантов игр изанятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек ребенка.

Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйтевыложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того,как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои вариантырисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика,бабочку, мячики, бусы и т. д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускаеттуда руки и изображает, как месят тесто.

2. Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладывает горошины поодной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно,попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим имизинцем. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами беремгорошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом беретследующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делатьэто одной или двумя руками.

3. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномернымслоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе.Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисоватьнесколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудьпредметы (забор,дождик, волны, буквы и т. д).

4. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускаетв него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или толькобобы.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбойвверх. Это — «лыжи».Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги, двигаемся на «лыжах». Тоже самое можнопопробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине — можно использоватьтоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевыефаланги (от указательногок мизинцу и обратно). Представьте вместе с малышом, что прищепки -это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона — этокормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их попериметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона ит. д.

2. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки изакрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который нераз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Игры с пинцетом и пипеткой

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То,что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенкаи, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание.Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны,сушки и т. п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так ивыполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке).Такие игры развивают пространственнуюориентировку, внимание, формируют навыки шнуровкиразвивают творческиеспособности, способствуют развитию точности глазомера, последовательностидействий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенокеще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки изжурнала или газеты — как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистыйлисток, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

Работа с пластилином

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновуюколбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потомслепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку илимонетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получитьотпечаток.

Можно изготовить для малыша соленое тесто. Игра доставитудовольствие вне зависимости от результата. Затвердевшие фигурки можно будетраскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайтекусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики,процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

Рисование — одно из самых любимых занятий всех детей. Чемчаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче емубудет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: этоиспользование книжек –раскрасок, рисование пальцами на стене в ванной,используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводитьможно все, чтопопадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственнуюладонь, ложку и т. д. Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью,предложите ему порисовать пальцами.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькимирезиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют такназываемые «печатки».

И в завершение хочется сказать, чтобы вы не забывали о том,что скорость формирования навыков самообслуживания зависит отиндивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скоростизапоминания и от уровня развития мелкой моторики рук.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

1. Упражнения с массажным шариком, грецкими орехами,карандашами, ручками, фломастерами.

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо игромко, в разном темпе.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные,деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4. Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить вкраски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания,веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки,скорлупки, початки и т. д.).

8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учитерасстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10. Запускайте пальцами мелкие волчки.

11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическуюокрашенность, например«Как интересно!»«Вот, здорово!»«Давай помогу!»«Красота!».

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

ИЛИ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ, ЧЕМ ЗАНЯТЬРЕБЕНКА».

1.Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп.Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда онаберется и что с ней можно делать (кашу, например).

2.Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных поформе, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

3.Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки кбаночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легчеих подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут бытьнебольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которыевы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчикии совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

4.Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьтепустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпатьее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужнонаклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

 

5.Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, водуможно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает еев формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук иконцентрации внимания.

 

6.Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенокрисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисоватьпростейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.

7.Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшаяпри этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

Развивающаяигра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок.Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

    Кстати, чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучшепроисходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается егоречь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые областинаходятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов,поступающих от пальцев рук.

Воти получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того,насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.35%
НЕТ
40.65%
Проголосовало: 1193

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет