ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КРАЕВЕДЕНИЕ.ЗЕМЛЯ МОЯ РОДНАЯ» ДЛЯ 3 КЛАССА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение.Земля моя родная» для 3 класса составлена в соответствии с основнымиположениями ФГОС НОО (приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897)на основе требований к результатам освоения общеобразовательнойпрограммы начального общего образования по внеурочнойдеятельности МОУ СОШ № 2 г. Белинского Пензенской области им. Р. М. Сазонова;ориентирована на работу по региональной программе Пензенскойобласти по краеведению для начальной школы, рекомендованной Министерствомобразования Пензенской области (2018 г.). В программу внесены изменения всоответствии с материалом Белинского района.
Место в учебном плане: Курс повнеурочной деятельности «Краеведение. Земля моя родная»рассчитан для 3 класса на 1 год обучения, 17 часов (1 часв 2 недели).
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1. Личностные результаты:
➢ осознание ценности человеческой жизни, гражданскогообщества, патриотизма, многонационального российского народа освоениенациональных ценностей, традиций, культуры родного края;
➢ ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
➢ основы социально-критического мышления, ориентацияв особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязимежду общественными и политическими событиями;
➢ гражданский патриотизм, любовь к Родине, кПензенскому краю, чувство гордости за свою страну;
➢ уважение к истории, культурным и историческимпамятникам;
➢ уважение к ценностям семьи, любовь к природе;
➢ потребность в самовыражении и самореализации,социальном признании.
1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Краеведение. Земля моя родная»на уровне начального общего образования включают в соответствии с ФГОС НОО тригруппы универсальных учебных действий:
Регулятивные результаты:
➢ совместно с учителем планировать свою деятельность;
➢ соотносить свои действия с планируемыми результатами;
➢ осуществлять контроль и коррекцию своих действий поуспешности/не успешности своей работы.
Познавательные результаты:
➢ умение определять понятия;
➢ осуществлять расширенный поиск информации сиспользованием данных экскурсий, данных при работе с документами;
➢ основы реализации проектно-исследовательскойдеятельности;
➢ оформлять итоги исследования в виде фото-дневника,стенда, страниц книги.
➢ умение осуществлять мыслительные операции: анализ,синтез, классификацию и обобщение; устанавливать причинно-следственные связи.
➢ умение использовать и составлять таблицы, схемы,работа с различными видами информации, интерпретация и преобразованиеинформации.
➢ Коммуникативные результаты:
➢ учитывать разные мнения и стремиться к координацииразличных позиций в сотрудничестве;
➢ формулировать собственное мнение и позицию,аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве привыработке общего решения в совместной деятельности;
➢ вести продуктивное общение с целью организациисовместной деятельности;
➢ планировать и регулировать свою деятельность спомощью диалога с партнёром либо оппонентом;
➢ работать в группе — устанавливать рабочиеотношения, умея слушать и слышать сверстников и взрослых.
1.3. Предметные результаты
➢ осознание значения знаний об истории родной школы,значения мини-исследований в изучении истории своего образовательногоучреждения;
➢ представление об историческом прошлом Пензенскогокрая, его значимости для развития творческой деятельности многонациональногокрая;
➢ выявлять в ходе знакомства сдостопримечательностями прошлого и настоящего традиции и обычаи родного края;
➢ знакомиться с вкладом великих учёных, писателей,художников, спортсменов, деятелей театра и кино в становление и процветаниерегиона и страны;
➢ наполнение понятия патриотизма реальными историямииз жизни наших земляков — участников Великой Отечественной войны и ГероевСоветского Союза, Героев интернационалистов; гордость, что Р. М. Сазонов— Герой Советского Союза. Его именем названа наша школа.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Наше образовательное учреждение:Родная школа. История образовательного учреждения. Первыеучителя. Лучшие ученики школы. Экскурсия в школьный музей.
История малой родины: История возникновения крепости Пенза. От крепости к главному городугубернии. Достопримечательности прошлого и настоящего города Пензы. Герб городаПензы. Герб губернии. Народное творчество жителей Пензенского края. Историягорода Белинского. Герб, флаг, гимн. Как живут люди в Белинском районе сегодня.Экскурсия в музей В. Г. Белинского. Улицы города.
Люди земли Пензенской: Великие учёные: В.О. Ключевский, Н.Н. Бурденко. Великие писатели: М.Ю.Лермонтов, В.Г. Белинский, А.И. Куприн. Музыка: А.А. Архангельский. Театр икино: В. Э. Мейерхольд. Известные космонавты и спортсмены: А.Самокутяев, А.Большунов.
Природа родного края. Растения родного края. Животные родного края. Водоёмы родного края.Проект. «Берегите растения, животных и водоёмы родного края»
Проект. Наши земляки на защите Отечества. Наши земляки — участники Великой Отечественной войны. Экскурсия кМемориалу памяти земляков воинов и Героев Советского Союза. Выполняя свой гражданский долг. Героиинтернационалисты. Экскурсия к памятнику героям-интернационалистам Белинскогорайона. Подведение итогов проекта. Оформление стенда и книги памяти «Земляки —Герои Советского Союза», «Р. М. Сазонов — Герой Советского Союза. Его именемназвана наша школа».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1. |
Наше образовательное учреждение |
3 ч |
Знать историю образовательного учреждения. Анализировать справочную литературу. Использовать материалы музея для составления рассказов о родной школе |
2. |
История малой родины |
4 ч |
Мотивировать, чем дорога для тебя родная земля. Узнать профессии родителей, их таланты и творческие увлечения. Работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности, возможности каждого участника коллективного дела. |
3. |
Люди земли Пензенской |
3ч |
Уметь высказывать свои мысли, выражать свои чувства. Познакомиться с биографией великих людей, совершая виртуальные и реальные экскурсии. Гордиться своими земляками. |
4. |
Природа родного края. |
4 ч |
Использовать карту при решении информационных вопросов. Составлять рассказ, сообщение, мини-доклад по добытой из разных источников информации. |
5. |
Проект. Наши земляки на защите Отечества. |
3 ч |
Развитие патриотических чувств и качеств личности, переходящих в реальные действия, поступки и дела. Использовать материалы экскурсий для обобщения по курсу «Краеведение. Земля родная». Уметь отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Признавать иную точку зрения. Уметь сотрудничать со сверстниками и учителем. |
Итого |
17 часов |