X-PDF

Программа по внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Поделиться статьей

 

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение

Дмитровская средняя общеобразовательнаяшкола № 1 

им. В.И.Кузнецова

 

«Рассмотрено»                      «Согласовано»                             «Утверждаю»

                                                Зам.  директора по УМР                   Директор

Руководитель

метод. объединенияШМО        _______ / Карпухина Е.А.            _______ /  ЧернышоваТ.А.                       кл. руководителей         

_______/ СоломенцеваТ.Э.     «     »            2022 года                    Приказ  № 62/1

Протокол №1                                                                                    от «31»  08. 2022 г.

от«30»  08. 2022г.                                                                                                                    

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯПРОГРАММА 

повнеурочной деятельности

«ОСНОВЫФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

(общеинтеллектуальноенаправление)

для2 класса 

на2022-2023 учебный год

 

 

 

                                                                                                   

                                                                                               Составитель: Клюйкова О.В.

                                                                                     

                                                                                     

 

 

г.Дмитров, 2022г.

 

Пояснительная записка

 

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования, ориентирована наобеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов  освоения  ПрограммыНОО с учётом выбора участниками образовательных отношений курсоввнеурочной деятельности.

Рабочаяпрограмма данного учебного курса внеурочной деятельности разработана всоответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании вРоссийской Федерации»;

Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования»;

СанПиН 1.2.3685-21;

 Сучетом основной образовательной программы основного общего образования МОУДмитровской СОШ №1 имени В.И. Кузнецова (утвержденной приказом директора школыот 31.08.2022г №62/01), на основе программы воспитания и социализацииобучающихся на ступени среднего общего образования, планируемых результатовсреднего общего образования.

Цель программы:создание условий для развития функциональной грамотности.

Для достижения этой цели предполагается решениекомплекса следующих задач:

— формировать умение читать тексты с использованиемтрех этапов работы с текстом;

-совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

-учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

-учитьприменять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

-развиватьу детей способность самостоятельного мышления в процессе обсужденияпрочитанного;

-обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог савтором», «комментированное чтение» и т.д.;

-воспитыватьв детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, наукеи искусству;

-учитьдетей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;

— поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека сродиной, человечеством и желание быть им полезным;

–приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

     Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основуфункциональной грамотности.

 

Программаразбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическаяграмотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Цельюизучения блока «Читательская грамотность» является развитие способностиучащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования ихсодержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей дляактивного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальноепонимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанногодля осуществления жизненных целей.

Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихсяспособности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоватьматематику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущиесозидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Цельюизучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образамышления, воспитание ответственности нравственного поведения в областиэкономических отношений в семье, формирование опыта применения полученныхзнаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Цельюизучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование уобучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения вреальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощьюнаучных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях иэкспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, техизменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятиясоответствующих решений.

 

Планируемыерезультаты

 

Личностныерезультаты изучения курса:

-осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждениифинансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейныхфинансов;

— осознавать личную ответственность за свои поступки;

-уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

 

Метапредметныерезультаты изучения курса:

Познавательные  универсальные учебные действия:

осваиватьспособы решения проблем творческого и поискового характера: работа надпроектами и исследованиями;

— использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

— овладеватьлогическими действиями сравнения, обобщения, классификации,установления аналогий и причинно-следственных связей,построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— использовать знаково-символическиесредства, в том числе моделирование;

— ориентироватьсяв своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делатьпредварительный отбор источников информации: ориентироваться в потокеинформации;

— добывать новыезнания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненныйопыт и информацию, полученную от окружающих;

перерабатыватьполученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

— преобразовыватьинформацию из одной формы в другую.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— проявлятьпознавательную и творческую инициативу;

приниматьи сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе вовнутреннем плане;

— контролировать иоценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

— уметь отличатьправильно выполненное задание от неверного;-оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— адекватнопередавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленнымизадачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

— слушать ипонимать речь других;

— совместнодоговариваться о правилах работы в группе;

— доносить своюпозицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровнеодного предложения или небольшого текста);

— учитьсявыполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметныерезультаты изучения блока «Читательскаяграмотность»:

способностьпонимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтениемдля того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,участвовать в социальной жизни;

умениенаходить необходимую информацию в прочитанных текстах;

 умениезадавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

умениесоставлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии споставленной учебной задачей.

Предметныерезультаты изучения блока «Етественно-научнаяграмотность»:

способностьосваивать и использовать естественно-научные знания для распознания ипостановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научныхявлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

— способностьпонимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметныерезультаты изучения блока «Математическаяграмотность»:

— способностьформулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразныхконтекстах;

— способностьпроводить математические рассуждения;

— способностьиспользовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить ипредсказывать явления;

— способностьпонимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и приниматьрешения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющемучеловеку.

Предметные результатыизучения блока «Финансовая грамотность»:

— понимание и правильноеиспользование финансовых терминов;

— представление осемейных расходах и доходах;

-умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

представлениео различных видах семейных доходов;

— представление оразличных видах семейных расходов;

представлениео способах экономии семейного бюджета.

 

 

Содержание курса

    Читательскаяграмотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составлениехарактеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

   Математическаяграмотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений инахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание нанахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение иуменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговыхдиаграмм, ложные и истинные высказывания.

  Финансоваяграмотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные ибесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

   Естественно-научнаяграмотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком,зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и еёсвойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Программа реализуетсячерез следующие формы занятий:

 

ситуационная игра,

образно-ролевые игры,

исследовательская деятельность,

урок-практикум,

дискуссия, обсуждение.

 

Ситуационные игры — этоподвид активного социально-психологического обучения, метод социальноготренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют всоответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствамсформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том,как действовать в таких ситуациях.

Образно-ролевыеигры – это процесс более насыщенный,отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность.

Исследовательская деятельность— это деятельность, главной целью которой является образовательный результат,она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типамышления.

Урок-практикум– это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводитьнаблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практическиеработы.

Деловая игра – методосуществления образования, при котором имитируется принятие решенийруководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях,нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости,обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают вдиалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляетим последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема — решение –последствие (проблема) и т.д.»

Дискуссионный клуб–методосуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионнаяплощадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образомпостепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения — независимого,объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участниковдискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

Чтобыинтерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваютсянесколькими условиями:

                      в работу вовлечены все участники;

                      используются технологии, позволяющиевключить всех участников в процесс обсуждения;

                      обеспечивается психологическая подготовкаучастников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляетсявозможность для самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическоепланирование

2класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

 

1

 

1

1

 

1

1

1

1

1

 

Михаил Пришвин. Беличья память.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

Лев Толстой. Зайцы.

Николай Сладков. Веселая игра.

Обыкновенные кроты.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

Полевой хомяк.

Про бобров.

Позвоночные животные.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

9

 

 

2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Про беличьи запасы.

Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

9

 

 

3.

Финансовая грамотность

1

1

 

1

1

 

1

1

1

1

 

Беличьи деньги.

Поврежденные и фальшивые деньги.

Банковская карта.

Безопасность денег на банковской карте.

Про кредиты.

Про вклады.

Ловушки для денег.

Такие разные деньги.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

 

Итого

8

 

 

4.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1138

1

 

1

1

 

Про белочку и погоду.

Лесные сладкоежки.

Про зайчишку и овощи.

Лисьи норы.

Корень часть растения.

Занимательные особенности яблока.

Про хомяка и его запасы.

Материал для плотин.

 

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

 

 

Итого

8

 

 

 

Итого

34

 

 

 

         Календарно-тематическоепланирование курса

  «Основы функциональнойграмотности»

2 В класс

на 2022-2023 учебный год

 

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

 

по плану

корректировка

 

  1.  

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

 

 

 

  1.  

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

 

 

 

  1.  

Лев Толстой. Зайцы.

1

 

 

 

  1.  

Николай Сладков. Веселая игра.

1

 

 

 

  1.  

Обыкновенные кроты.

1

 

 

 

  1.  

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

 

 

 

  1.  

Полевой хомяк.

1

 

 

 

  1.  

Про бобров.

1

 

 

 

  1.  

Позвоночные животные.

1

 

 

 

  1.  

Про беличьи запасы.

1

 

 

 

  1.  

Медвежье, потомство.

1

 

 

 

  1.  

Про зайчат и зайчиху.

1

 

 

 

  1.  

Лисьи забавы.

1

 

 

 

  1.  

Про крота.

1

 

 

 

  1.  

Про полевого хомяка.

1

 

 

 

  1.  

Про ежа.

1

 

 

 

  1.  

Бобры строители.

1

 

 

 

  1.  

Встреча друзей.

1

 

 

 

  1.  

Беличьи деньги.

1

 

 

 

  1.  

Поврежденные и фальшивые деньги.

 

1

 

 

 

  1.  

Банковская карта.

1

 

 

 

  1.  

Безопасность денег на банковской карте.

1

 

 

 

  1.  

Про кредиты.

1

 

 

 

  1.  

Про вклады.

1

 

 

 

  1.  

Ловушки для денег.

1

 

 

 

  1.  

Такие разные деньги.

1

 

 

 

  1.  

Про белочку и погоду.

1

 

 

 

  1.  

Лесные сладкоежки.

1

 

 

 

  1.  

Про зайчишку и овощи.

1

 

 

 

  1.  

Лисьи норы.

1

 

 

 

  1.  

Корень часть растения.

1

 

 

 

  1.  

Занимательные особенности яблока.

1

 

 

 

  1.  

Про хомяка и его запасы.

1

 

 

 

34.

Материал для плотин.

1

 

 

 

 

Итого:

34

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.4%
НЕТ
40.6%
Проголосовало: 1138

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет