Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
Дмитровская средняя общеобразовательнаяшкола № 1
им. В.И.Кузнецова
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УМР Директор
Руководитель
метод. объединенияШМО _______ / Карпухина Е.А. _______ / ЧернышоваТ.А. кл. руководителей
_______/ СоломенцеваТ.Э. « » 2022 года Приказ № 62/1
Протокол №1 от «31» 08. 2022 г.
от«30» 08. 2022г.
РАБОЧАЯПРОГРАММА
повнеурочной деятельности
«ОСНОВЫФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
(общеинтеллектуальноенаправление)
для2 класса
на2022-2023 учебный год
Составитель: Клюйкова О.В.
г.Дмитров, 2022г.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования, ориентирована наобеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения ПрограммыНОО с учётом выбора участниками образовательных отношений курсоввнеурочной деятельности.
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании вРоссийской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования»;
СанПиН 1.2.3685-21;
Сучетом основной образовательной программы основного общего образования МОУДмитровской СОШ №1 имени В.И. Кузнецова (утвержденной приказом директора школыот 31.08.2022г №62/01), на основе программы воспитания и социализацииобучающихся на ступени среднего общего образования, планируемых результатовсреднего общего образования.
Цель программы:создание условий для развития функциональной грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решениекомплекса следующих задач:
— формировать умение читать тексты с использованиемтрех этапов работы с текстом;
-совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
-учитьприменять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
-развиватьу детей способность самостоятельного мышления в процессе обсужденияпрочитанного;
-обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог савтором», «комментированное чтение» и т.д.;
-воспитыватьв детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, наукеи искусству;
-учитьдетей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
— поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека сродиной, человечеством и желание быть им полезным;
–приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основуфункциональной грамотности.
Программаразбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическаяграмотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Цельюизучения блока «Читательская грамотность» является развитие способностиучащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования ихсодержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей дляактивного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальноепонимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанногодля осуществления жизненных целей.
Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихсяспособности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использоватьматематику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущиесозидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Цельюизучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образамышления, воспитание ответственности нравственного поведения в областиэкономических отношений в семье, формирование опыта применения полученныхзнаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цельюизучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование уобучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения вреальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощьюнаучных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях иэкспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, техизменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятиясоответствующих решений.
Планируемыерезультаты
Личностныерезультаты изучения курса:
-осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждениифинансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
-овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейныхфинансов;
— осознавать личную ответственность за свои поступки;
-уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметныерезультаты изучения курса:
Познавательные универсальные учебные действия:
— осваиватьспособы решения проблем творческого и поискового характера: работа надпроектами и исследованиями;
— использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
— овладеватьлогическими действиями сравнения, обобщения, классификации,установления аналогий и причинно-следственных связей,построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— использовать знаково-символическиесредства, в том числе моделирование;
— ориентироватьсяв своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
— делатьпредварительный отбор источников информации: ориентироваться в потокеинформации;
— добывать новыезнания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненныйопыт и информацию, полученную от окружающих;
— перерабатыватьполученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
— преобразовыватьинформацию из одной формы в другую.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— проявлятьпознавательную и творческую инициативу;
— приниматьи сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе вовнутреннем плане;
— контролировать иоценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
— уметь отличатьправильно выполненное задание от неверного;-оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— адекватнопередавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленнымизадачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
— слушать ипонимать речь других;
— совместнодоговариваться о правилах работы в группе;
— доносить своюпозицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровнеодного предложения или небольшого текста);
— учитьсявыполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметныерезультаты изучения блока «Читательскаяграмотность»:
—способностьпонимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтениемдля того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,участвовать в социальной жизни;
—умениенаходить необходимую информацию в прочитанных текстах;
— умениезадавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
—умениесоставлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии споставленной учебной задачей.
Предметныерезультаты изучения блока «Етественно-научнаяграмотность»:
—способностьосваивать и использовать естественно-научные знания для распознания ипостановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научныхявлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
— способностьпонимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметныерезультаты изучения блока «Математическаяграмотность»:
— способностьформулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразныхконтекстах;
— способностьпроводить математические рассуждения;
— способностьиспользовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить ипредсказывать явления;
— способностьпонимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и приниматьрешения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющемучеловеку.
Предметные результатыизучения блока «Финансовая грамотность»:
— понимание и правильноеиспользование финансовых терминов;
— представление осемейных расходах и доходах;
-умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
— представлениео различных видах семейных доходов;
— представление оразличных видах семейных расходов;
— представлениео способах экономии семейного бюджета.
Содержание курса
Читательскаяграмотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составлениехарактеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическаяграмотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений инахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание нанахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение иуменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговыхдиаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансоваяграмотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные ибесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научнаяграмотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком,зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и еёсвойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Программа реализуетсячерез следующие формы занятий:
• ситуационная игра,
• образно-ролевые игры,
• исследовательская деятельность,
• урок-практикум,
• дискуссия, обсуждение.
Ситуационные игры — этоподвид активного социально-психологического обучения, метод социальноготренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют всоответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствамсформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том,как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевыеигры – это процесс более насыщенный,отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность.
Исследовательская деятельность— это деятельность, главной целью которой является образовательный результат,она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типамышления.
Урок-практикум– это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводитьнаблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практическиеработы.
Деловая игра – методосуществления образования, при котором имитируется принятие решенийруководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях,нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости,обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают вдиалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляетим последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема — решение –последствие (проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб–методосуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионнаяплощадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образомпостепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения — независимого,объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участниковдискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.
Чтобыинтерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваютсянесколькими условиями:
— в работу вовлечены все участники;
— используются технологии, позволяющиевключить всех участников в процесс обсуждения;
— обеспечивается психологическая подготовкаучастников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляетсявозможность для самореализации.
Тематическоепланирование
2класс (34 ч)
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Содержание |
Формы внеурочной деятельности |
1 |
Читательская грамотность |
1
1
1 1
1 1 1 1 1
|
Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
9 |
|
|
2. |
Математическая грамотность |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей. |
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
9 |
|
|
3. |
Финансовая грамотность |
1 1
1 1
1 1 1 1
|
Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
|
Итого |
8 |
|
|
4. |
Естественно-научная грамотность |
1 1 1 1 1 Представленная информация была полезной? ДА 59.4% НЕТ 40.6% Проголосовало: 1138 1
1 1
|
Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин.
|
Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
|
|
Итого |
8 |
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
Календарно-тематическоепланирование курса
«Основы функциональнойграмотности»
2 В класс
на 2022-2023 учебный год
№ п/п |
Тема занятия |
Всего часов |
Дата проведения |
|
|||
по плану |
корректировка |
|
|||||
|
Михаил Пришвин. Беличья память. |
1 |
|
|
|
||
|
И. Соколов-Микитов. В берлоге. |
1 |
|
|
|
||
|
Лев Толстой. Зайцы. |
1 |
|
|
|
||
|
Николай Сладков. Веселая игра. |
1 |
|
|
|
||
|
Обыкновенные кроты. |
1 |
|
|
|
||
|
Эдуард Шим. Тяжкий труд. |
1 |
|
|
|
||
|
Полевой хомяк. |
1 |
|
|
|
||
|
Про бобров. |
1 |
|
|
|
||
|
Позвоночные животные. |
1 |
|
|
|
||
|
Про беличьи запасы. |
1 |
|
|
|
||
|
Медвежье, потомство. |
1 |
|
|
|
||
|
Про зайчат и зайчиху. |
1 |
|
|
|
||
|
Лисьи забавы. |
1 |
|
|
|
||
|
Про крота. |
1 |
|
|
|
||
|
Про полевого хомяка. |
1 |
|
|
|
||
|
Про ежа. |
1 |
|
|
|
||
|
Бобры строители. |
1 |
|
|
|
||
|
Встреча друзей. |
1 |
|
|
|
||
|
Беличьи деньги. |
1 |
|
|
|
||
|
Поврежденные и фальшивые деньги.
|
1 |
|
|
|
||
|
Банковская карта. |
1 |
|
|
|
||
|
Безопасность денег на банковской карте. |
1 |
|
|
|
||
|
Про кредиты. |
1 |
|
|
|
||
|
Про вклады. |
1 |
|
|
|
||
|
Ловушки для денег. |
1 |
|
|
|
||
|
Такие разные деньги. |
1 |
|
|
|
||
|
Про белочку и погоду. |
1 |
|
|
|
||
|
Лесные сладкоежки. |
1 |
|
|
|
||
|
Про зайчишку и овощи. |
1 |
|
|
|
||
|
Лисьи норы. |
1 |
|
|
|
||
|
Корень часть растения. |
1 |
|
|
|
||
|
Занимательные особенности яблока. |
1 |
|
|
|
||
|
Про хомяка и его запасы. |
1 |
|
|
|
||
Материал для плотин. |
1 |
|
|
|
|||
|
Итого: |
34 |
|
|
|||