Пояснительная записка
Программа направлена на развитие социокультурнойкомпетенции обучающихся. Программа по выявлению и развитию у обучающихсянаучных и творческих способностей предусматривает создание благоприятныхусловий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческихспособностей и личностного роста, отвечая на запросы современного общества,расширение возможности для участия школьников в творческих конкурсах,выставках, олимпиадах.
Программа по выявлению научных и творческихспособностей обучающихся опирается на основную стратегию образования по ФГОС -формирование всесторонне развитой личности. Проблема выявления способностейактуальна в настоящее время, потому что школьники живут, общаются и развиваютсяв век новых открытий и динамичного прогресса. Способности – это универсальныйтермин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующихдостижению успехов в той или иной сфере деятельности Педагог должен не тольковыявлять индивидуальные способности но и развивать эти уникальные качества и навыки.
Организация школьного процесса сводится в основном кдостижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросысамопознания, индивидуализация и дифференциация обучения необходимо поднять надолжный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, какединственном показателе успеха, потому что при этом может снижаться ихсамооценка и образоваться комплекс неполноценности. Создание данной программыобусловлено необходимостью обеспечивать развитие способностей обучающихся ивозможностью реализации творческого потенциала личности.
Программа ориентирована на обучающихся в возрасте -13-17 лет. Цельпрограммы: выявление и развитие научных и творческих способностейобучающихся через предметы «История и обществознание», создание условий длясамореализации способностей обучающихся.
Задачи:
1.формирование мотивации приобретения дополнительныхзнаний по истории и обществознанию.
2.вовлечение обучающихся в систему внеурочнойдеятельности,
3.развитие интеллекта и творческой активности учащихся,
4.создание условий для всестороннего развитияшкольников,
5.стимулирование интереса к творческой, научной иисследовательской деятельности,
6. выбор форм и методов работы на уроках, помогающихобучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальныевозможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Методические принципы педагогическойдеятельности по выявлению и развитию способностей:
1.принцип доверия и поддержки;
2.принцип добровольности;
3.принцип индивидуальности;
4.принцип выбора;
5.принцип творчества и успеха;
6.принцип привлекательности результатов;
7.принцип обратной связи.
Формы работы по выявлению и развитию творческихспособностей обучающихся:
1.наблюдения;
2.диагностика;
3.беседы с участниками образовательного процесса;
4.консультации;
5.дифференцированные задания;
6.учебные задания практикоориентированнойнаправленности;
7.проектная исследовательская деятельность;
8.предметные олимпиады и конкурсы;
9. конкурсы творческого иисследовательского характеров. Диагностическийинструментарий
— методикадиагностики уровня творческой активности обучающихся М. И.
Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б. С. Алишева, JI.A.Воловича;
— опросниккреативности Д.Джонсона: изучение уровня развития творческого мышления,творческое самовыражение;
— тест Дж. Гилфорда и М. Салливена Истории сзавершением Оценка социального интеллекта, измерение фактора познаниярезультатов поведения;
-Педагогические методики: метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И. Пассов, личностно-ориентированное и развивающееобучение И.С. Якиманская.
Система по отбору и выявлению у обучающихся научных итворческих способностей
Основныезадачи этапа отбора Основныеметоды отбора
1 Предварительныйэтап выявления Педагогическое наблюдение способностей Контрольные тесты
Анкетирование
2 Углубленная проверка выявленных Педагогическое наблюдение
способностей Контрольныеиспытания (тесты)
Олимпиады, конкурсы
3 Систематическое изучение каждого Педагогическое наблюдение
обучающегося Контрольныеиспытания (тесты)
Анкетирование, опросник
Олимпиады, конкурсы
Срокиреализации: 2019-2023 г.
Этапы работы:
1 этап–аналитический (2019-2020 уч. год) — выявлениеодаренных детей с целью учета их интересов и успехов в учебной и внекласснойдеятельности по истории и обществознанию.
2 этап-диагностический (2020-2021 уч. год)-индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка черезразличные виды деятельности: учебную и внеклассную. Цель: апробация системы работы содаренными обучающимися.
Формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги,научно-практические работы, зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап–(2021-2023 уч. годы) формирование и развития способностей обучающихся.
Педагогическиеметодики:
1.метод проектов Л. С. Выготский,
2.метод индивидуального подхода Е. И. Пассов, Г. А. Китайгородская, 3.личностно-ориентированноеи развивающее обучение И. С. Якиманская. Методы и способы выявления способностей уобучающихся:
1.наблюдение на уроках и во внеурочнойдеятельности,
2.анализ, беседы, деловые и ролевые игра,
3.анкетирование, тестирование, опрос,
4.совместная деятельность, в том числе проектная иисследовательская.
Диагностическийинструментарий:
1.уровень владения Интернет-технологиями.
2.умение систематизировать и классифицироватьполученную информацию.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах и проектах. Диагностические этапы:
1.Педагогическая диагностика.
2.Психологическая диагностика.
3.Диагностический мониторинг (анализ динамикиразвития).
Диагностики:
1.Методика Торренса (модифицирована Е. Туник) Тестдля изучения творческих способностей учащихся.
2.Тест «Определение общих способностей» выявления умственных способностей обучающихся (Г. Айзенка), креативности (тест Д.Б.
Богоявленской).
3.Методика по изучению социализированности личности учащихся (М.И. Рожков).
4.Анкета по выявлению уровня самооценки(Р.В.Овчарова).
5.Мониторинг «Навыки сотрудничества» (Н.Ю.Яшин).
6.Анкета «Познавательная направленность».
Программа является вариативной: педагог может вноситьизменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнятьпедагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новымитехнологиями, методами и приемами.
Организациявоспитательной работы в рамках программы:
1.Формирование духовного потенциала личности, еёразвития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение исамореализацию.
2.Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурнойкомпетенции.
3.Формирование высокой речевой культуры.
4.Утверждение здорового образа жизни школьника.
5.Развитие научно-исследовательских навыков итворческих способностей.
Ожидаемыерезультаты программы
-создание условий для сохранения и приумножениятворческого потенциала
школьников;
-развитие творческой активности обучающихся;
-повышение уровня индивидуальных достиженийшкольников в творческой деятельности;
— созданиеусловий для развития творческого потенциала обучающихся;
— повышениекачества образования и воспитания;
-удовлетворенность обучающихся своей деятельностью иувеличение числа таких участников;
-повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся; -повышение уровня владенияпредметными и общепредметными УУД. Литература
1.Богоявленская Д.Б. «Одаренность:понятие и диагностика» . Коллективная монография. Составители и науч. Ред.Н.Ю.Синягина, Е.Г.Артамонова.- М.:
АНО «ЦНПРО», 2015.
2.Богоявленская Д.Б. Природа творчества без мистики. “Интелл”, М. 2015. 3.БарышниковаЕ.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. М., 2000.
4. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технологиятворческого мышления.- Минск: Харвест, АСТ, 2000.
5.РайсФ. Психология подросткового и юношеского возраста. СанктПетербург, 2000. 6.Такман Б.В. Педагогическаяпсихология. М.: Прогресс, 2004.
7.https://interactive—plus.ru/e—articles/collection—20141016/collection—201410164249.pdf
8.https://www.dissercat.com/content/razvitie—tvorcheskikh—sposobnosteiuchashchikhsya—v—protsesse—obucheniya—na—materiale—prepod
9. https://top—technologies.ru/ru/article/view?id=35217