X-PDF

Программа проекта Мир вокруг нас

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

Групповая программапсихолого-педагогического и дефектологического сопровождения  адаптациипервоклассников «Мир вокруг нас»

Актуальность программы

Начало обучения в школе  один из наиболее сложных и ответственныхмоментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическомплане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека O это новыеконтакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: всеподчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженныйпериод, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед ученикамицелый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальноймобилизации интеллектуальных и физических сил.

С началомобучения в школе увеличивается удельный объем нагрузок, связанных с длительнойнеподвижностью и концентрацией внимания. Желание новизны, осознание важностиизменения своего статуса («Я уже ученик»), готовность к выполнению учебныхзадач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения,отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, неизбежностиустановления временных рамок.

Программа предусматривает групповые занятия в формате большойпсихологической игры, которые предполагают выполнение коллективных задач заопределённый интервал времени. Включение активных игровых форм позволит развитьу детей коммуникативную, познавательную и творческую сферы.  Выполнение этихупражнений — своего рода переходное звено между игровой и учебнойдеятельностью.  Занятия способствуют ускоренному знакомству первоклассниковдруг с другом и созданию благоприятного климата в классе.

Кроме этого проблема адаптации к школесвязана не только с вопросами образования, развития интеллектуальныхспособностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.Значит, на этапе адаптации к первому классу многое будет зависеть от того,получает ли ребёнок поддержку в семье, как родители относятся к успехам инеудачам первоклассника.

Семья становятся полноправным участником  реализации Программы.   Внастоящее время    обучение родителей   правильным  формам взаимодействия сребенком является актуальным вопросом.   Реализуя проект, педагог-психолог     с помощью  игрового эмоционального тренажера «Schoolkids» формирует модель корректного  взаимоотношения ребенка и родителя.  

Родители и педагоги  приобретают навыки общения спервокласником, получают профессиональную поддержку.

Таким образом, реализуя    актуальныезадачи   программа « Мир вокруг нас» поможет предотвратить социальное ипсихологическое  неблагополучие ребёнка в школе и в семье. 

Цель программы: предотвращениенарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапеадаптации к школе.

Задачи:

создать  условия для социально-психологической адаптации детей к школе (
сплоченный классный коллектива, установленные нормы взаимоотношенийсо сверстниками и педагогами и др.)

повысить уровень психологической готовности детей к успешному обучению, усвоениюзнаний, познавательному развитию

-развить компетентность родителей и педагогов в вопросах особенностей развития личности первоклассника

 

Категорияучастников: обучающиеся 1 – х классов ОО, родители (законные представители), классные руководители,педагоги,  педагоги – психологи Центра, учитель-дефектолог Центра.

Срокреализации:2 месяца.

Ожидаемыйрезультат:уменьшениефакторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровьяпервоклассников на начальном этапе адаптации к школе; Формирование комфортнойобразовательной среды в системе ученик – ученик, ученик-педагог,ученик-родитель-педагог.

Формыреализации Программы:

ü Циклбольших психологических игр с обучающимися

ü Консультациис родителями с помощью игрового эмоционального тренажёра «Schoolkids»  

ü  Консультациипедагогов по проблеме адаптации первоклассников

ü Мониторинг

 

 

Продолжительность каждого занятия (встречи) — 2 академических часа.

Учебно-тематическийплан *

Тема, форма работы

Категория

Кол – во часов

1

Первичная методическая консультация перед реализацией программы

Кл. рук-ль, психолог ОО, заместитель директора по УВР

1

2

Групповая консультация родителей

Родители (законные представители)

1

 

БПИ «Давайте познакомимся!»

обучающиеся

2

3

Коммуникативный тренинг

обучающиеся

15 мин

4

Волшебный мир сенсорики

обучающиеся

15 мин

5

Учимся играя

обучающиеся

15 мин

6

Умелые ручки

обучающиеся

15 мин

 

БПИ «Вместе весело дружить»

обучающиеся

2

7

Групповой коллаж «Планета моего класса»

обучающиеся

15 мин

8

Строим вместе дом!

обучающиеся

15 мин

9

Букварёнок

обучающиеся

15 мин

10

Тренинг на сплочение, командообразование

обучающиеся

15 мин

11

Мониторинг

обучающиеся

4 часа

11

Консультации с родителями с помощью игрового эмоционального тренажёра «Schoolkids»

 

родители (законные представители)

2

12

Методическая консультация по итогам психологического сопровождения

Кл. рук-ль, психолог ОО, заместитель директора по УВР

1

 

*В тематический план программы могут быть внесены изменения взависимости от выявленной проблематики.

 

Реализация Программы осуществляетсяпедагогами-психологами Центра, ОО и учителя — дефектолога, мероприятия  проводятсяв сроки, согласованные с ОО.

 

Приложения

 

1.      Социометрическая методика

2.      Игры на сплочение,коммуникацию, развитие познавательной сферы

3.      Заключительная анкета

 

Методическоеобеспечение:

 

1.     «Готовность к школе: развивающие программы»// Под. ред. И.В.Дубровиной. М., 2001.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

2.     Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», М.,2001.

3.     Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», С-Пб., 2000.

Битянова М.Р. «Профессия шк

Отчётпо реализации социального проекта в школу с радостью.

Цельпроекта:создание благоприятных условий для  адаптации и социализации первоклассников сОВЗ на начальной ступени образования в школе; психологическая поддержка семьи;содействие решению психологических проблем, препятствующих адаптациипервоклассников в образовательной организации; предупреждение дезадаптации исоциального неблагополучия ребёнка.

Периодреализации проекта май – октябрь 2022 г.

В рамках Проектабыли реализованы следующие задачи:

1.     Расширены возможности использованияматериально-технической базы Центра за счет приобретения комплекта  мягкихконструктивных модулей для сенсорной комнаты.

2.     Разработан цикл коллективных больших психологических игр, направленных на сплочение иформирование дружного классного коллектива, развитие личностных качествуспешного первоклассника и формирование познавательной мотивации в рамкахгрупповой программы психолого — педагогическогои дефектологического сопровождения адаптации первоклассников «Мир вокруг нас».

3.     Информированы заинтересованные лица ореализации проекта «В школу с радостью»: администрация, педагоги, родители иобучающиеся 1-х классов МБОУ «СОШ № 8».

4.     Организованы консультации родителей ипедагогов  по проблеме адаптации первоклассников с особенностями развития вшколе и вопросам детско-родительских отношений в том числе с использованиемигрового эмоционального тренажёра «Schoolkids». 

5.     Реализована серия больших психологическихигр на базе Центра.

6.     Разработаны критерии оценкирезультативности серии больших психологических игр. 

7.     Проанализированы  результаты реализации поПроекту.

Вреализации Проекта принимали участие специалисты Центра:

-учитель-дефектолог Павлова А.И.

-педагоги-психологи: Иванчишина Л.И., Савина Е.В., Костючик Т.С., Тищенко А.Р.,Симакова Л.Н.

            Администрация(заместитель директора по начальной школе), классные руководители (4 человека),родители (98 чел.), обучающиеся 1 «Л» (25 чел.), 1 «М» (23 чел.), 1 «К» (25чел.), 1 «В» классов (25 чел.) МБОУ «СОШ № 8»

         Дляреализации Проекта была разработана программа психолого — педагогического идефектологического сопровождения адаптации первоклассников «Мир вокруг нас».

Цель Программы: предотвращениенарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптациик школе.

Задачи:

создать  условиядля социально-психологической адаптации детей к школе (
сплоченный классный коллектива, установленные нормывзаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.)

повысить  уровень психологической готовностидетей к успешному обучению, усвоению знаний,познавательному развитию

— развить компетентность родителейи педагогов в вопросах особенностей развития  личности первоклассника

 

Реализацияучебно-тематического плана:

Тема, форма работы

Категория

Дата

1

Первичная методическая консультация перед реализацией программы

Кл. рук-ль,, заместитель директора по УВР

29,30 августа 22г.

2

Групповая консультация родителей

Родители (законные представители)

08.09.22

 

БПИ «Давайте познакомимся!»

обучающиеся

16.09-07.10

3

Коммуникативный тренинг

обучающиеся

1 «л» 16.09

4

Волшебный мир сенсорики

обучающиеся

1 «м» 23.09

5

Учимся играя

обучающиеся

1 «В» 30.09

6

Умелые ручки

обучающиеся

1 «К»  07.10

 

БПИ «Вместе весело дружить»

обучающиеся

14.10 – 28.10

7

Групповой коллаж «Планета моего класса»

обучающиеся

1 «л» 14.10

8

Строим вместе дом!

обучающиеся

1 «к» 20.10

9

Букварёнок

обучающиеся

1 «м» 21.10

10

Тренинг на сплочение, командообразование

обучающиеся

1 «В» — БПИ не состоялось

11

Консультации с родителями с помощью игрового эмоционального тренажёра «Schoolkids»

 

родители (законные представители)

18.10 – 1 «М», 1»Л»

25.10 – 1 «К», 1 «В»

12

Оформление результатов мониторинга

обучающиеся

7-10 ноября

13

Методическая консультация по итогам психологического сопровождения

Кл. рук-ли, психолог ОО, заместитель директора по УВР (по запросам)

в течение ноября 22 г.

 

Педагоги Центра«Компас» в ходе занятий с обучающимися  путём наблюдения  выявили следующиепоказатели готовности к обучению в школе:

— речевое развитие(звукопроизношение);

— коммуникативное(умение ребёнка общаться с одноклассниками и педагогами, быть адекватнымситуации общения);

— познавательное(общий кругозор, восприятие, знание об окружающем мире и представление обосновных сенсорных эталонах (времени, пространства, формы, цвета и т.д.);

— творческие(развитие мелкой моторики и координации, умение пользоваться материалами длятворческой деятельности).

По результатамбыли выявлены следующие показатели (в процентном соотношении):

 

 

Итоговыерезультаты мониторинга показателей развития первоклассников в % иколичественном соотношении (соответствие норме по результатам наблюдения)

Таким образом, педагогическое наблюдение выявило, чтобольшинство обучающихся 1 «М», 1 «Л»,1 «К» и 1 «В» классовготовы к успешному школьному обучению. Социальный проект «В школу с радостьюспособствовал успешному вхождению первоклассников  в школьный социум,коллектив, помог  им быстрее и легче адаптироваться к  школьной жизни.

Подводя итоги,можно сказать, что некоторые обучающиеся нуждаются в дальнейшем логопедическом,дефектологическом и психологическом сопровождении и поддержке.

Несмотря на высокий процент успешности показателей развития вцелом, в каждом классе была выявлена группа детей, испытывающих затруднения вречевом, коммуникативном и познавательном развитии.  В связи с этим, дляминимизации рисков школьного неблагополучия в дальнейшем педагогам ООрекомендовано вовремя информировать родителей о необходимости диагностикипричины возникших сложностей, консультаций узких специалистов школы (психолога,логопеда, дефектолога) и МБУ «ЦПМСС» «Компас», своевременного прохождения ПМПкшколы и  смены образовательного маршрута по необходимости (ТПМПк).

Продолжить  деятельность по формированиюклассного коллектива, в том числе  с проведением тренингов на развитиекоммуникации и сплочение.  

Информация ореализации Проекта была опубликована в группе Центра в соцсети «ВКонтакте» и наофициальном сайте Центра.

Вдальнейшем планируется внедрить разработанную систему работы по профилактике дезадаптациипервоклассников на постоянной основе в ЦПМСС «Компас» с привлечением образовательныхучреждений КГО. Представление опыта работы на различных уровнях:  окружном,краевом и т.п.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет