Министерство образования, науки имолодёжной политики
Забайкальского края
Государственное профессиональноеобразовательное учреждение
«Забайкальский транспортныйтехникум»
Утверждаю
Директор ГПОУ«ЗТТ»
С.Г.Батырев
«____»__________20__г
Программа
«Профилактикаэкстремистской деятельности среди студентов»
Составила:
педагог-психолог
Р.А.Ционова
Чита,2022
Актуальность проблемы
Экстремизм — сложныесоциально-политические проблемы современного российского общества, что связано,в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднороднымсоставом организаций экстремистской направленности, которые оказываютдестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране. Однимиз ключевых направлений борьбы с экстремистскими проявлениями в общественнойсреде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такойпрофилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силуцелого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в планеподверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальныхгрупп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм воценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость отчужого мнения — вот только некоторые из причин, позволяющих говорить овозможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи.Безусловно, проводить профилактику экстремизма среди молодежи намного выгоднее,чем ликвидировать последствия подобных явлений. Программа предусматривает: 1.Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всемлюдям, вне зависимости от их национальности, религии, социального,имущественного положения и иных обстоятельств. Как известно, часть 2 статьи 19Конституции РФ запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакамсоциальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. И укаждого человека с детства должна закладываться мысль о том, что нужно уважатьвсех людей, независимо от каких — либо обстоятельств, нельзя делить людей полюбым признакам. Это поможет противодействовать различным видам религиозного,национального и социального экстремизма. Данные меры помогут молодым людямосознать, что государство заботится о них, и нет необходимости совершатьпротивозаконные действия и получать материальные средства от экстремистов.Программа позволяет осуществлять деятельность по профилактике экстремизмаорганизованно, системно и постоянно.
Основаниедля разработки программы
Всоответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года (с изменениями на 9июня 2001 год), Семейным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 года№223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года), федеральными законами «Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» (№120 – ФЗ от 24.06.1999 г.), «Об основных гарантиях правребёнка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года) (от 24июля 1998 года №124 – ФЗ), основными положениями Национальной стратегиидействий в интересах детей на 2012-2017 гг., утверждённой Указом Президента РФВ.В.Путина 1 июня 2012 г., основным приоритетом государственной политики вобласти семьи и детства является реализация права каждого ребёнка жить ивоспитываться в семье и первоочередной целью создание условий профилактикисемейного неблагополучия и нарушения прав и законных интересов детей в семье,оказания адекватной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненнойситуации на межведомственной основе, включая участие учреждения образования,здравоохранения, социальной защиты и др.
Федеральныйзакон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»,Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 27.07.2006№ 148-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 10.05.2007 № 71-ФЗ, от 24.07.2007 №211-ФЗ, от 29.04.2008 № 54-ФЗ.
Заказчик программы:администрация техникума, студенческий и педагогический коллектив ГПОУ «ЗТТ»
Разработчик программы:педагог-психолог, социальный педагог
Сроки реализации программы: 2022-2023учебный год
Исполнители программы:администрация техникума, социально-психологическая служба, педагогическийколлектив.
Организация контроля за реализацией программы:Администрация ГПОУ «Забайкальский транспортный техникум»
Целями программы являются:
1)укрепление законности и правопорядка, повышение уровня защищенности обучающихсяи работников на основе противодействия терроризму, национализму и другим видамэкстремизма, профилактики их проявлений в техникуме;
2)формирование в техникуме норм и установок толерантного сознания и поведения,уважительного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям.
Достижение целей обеспечивается решением следующихзадач:
-повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике терроризма иэкстремизма;
-привлечение граждан, общественных организаций, средств массовой информации дляобеспечения максимальной эффективности деятельности по профилактике экстремизма;
-проведение воспитательной, пропагандистской работы со студентами и работникамитехникума, направленной на предотвращение экстремистской деятельности,воспитанию толерантности, культуры мира и межнационального согласия встуденческой среде;
-проведение мероприятий со студентами по предотвращению экстремизма имониторинга психолого-педагогическими службами;
-использование Интернет ресурсов в воспитательных и профилактических целях,размещение на сайте техникума информации, направленной на формирование умолодёжи чувства патриотизма, гражданственности;
-осуществление мониторинга по развитию и выявлению субкультур и межнациональныхотношений в техникуме;
-проведение родительских собраний, заседания педагогических советов с вопросамипрофилактики экстремизма, ксенофобии, информационной безопасности;
-повышение занятости молодёжи во внеурочное время;
-воссоздание системы социальной профилактики проявлений экстремизма,направленной, прежде всего, на активизацию борьбы с безнадзорностью,беспризорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией.
Формы психопрофилактической работы:
1. Организация социальной среды;
2. Информирование;
3. Активное социальное обучениесоциально-важным навыкам.
Основные направления профилактической работы:
1. Система диагностики личности:
а)уровень сформированности качеств личности;
б)общие творческие способности;
в)педагогические установки родителей;
г)родительское отношение к ребёнку.
2. Работа со студентами:
а) формирование интегративных качеств личности (самостоятельности, честности,трудолюбия, гуманизма и т.д.);
б) нравственно-психологическое просвещение (права ребёнка);
в) формирование общих творческих способностей, организация творческойдеятельности студентов на основе их интересов;
г) формирование заботливого отношения к членам семьи;
д) воспитание культуры отношений;
е) обеспечение успеха в учебной деятельности.
3. Работа с семьёй
а) формирование педагогической культуры родителей;
б) организация совместной деятельности родителей и студентов;
4.Совместная деятельность техникума и органовправопорядка
а) выявление мотивов правонарушений студентов;
б) разъяснительная работа относительно сущности и причин правонарушенийпреступлений.
Реализация программы позволит:
1.Создать эффективную систему правовых, организационных и идеологическихмеханизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости;
2.Снизить степень распространенности негативных этнических установок ипредрассудков в студенческой среде;
3.Способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании ипринятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан;
4.Сформирует у студентов навыки активного общения;
5.Обеспечит информационную безопасность;
6.Предотвратит участие студентов в организациях, неформальных движениях,осуществляющих социально негативную деятельность.
1. Воспитательная работа по формированиютолерантности, культуры мира и межнационального согласия в студенческой среде.
Мероприятия |
Исполнители |
Сроки проведения |
Цели |
Классные часы по толерантности
|
Педагог-психолог, мастера п/о |
В течение года |
Формирование толерантности, культуры мира и межнационального согласия в студенческой среде. |
Родительские собрания по вопросам предотвращения экстремизма |
Классные руководители, мастера п/о, педагог-психолог |
Раз в полугодие |
Профилактика экстремизма, ксенофобии,информационная безопасность |
Конкурсы, выставки по формированию патриотизма и гражданственности |
зам. директора по УВР Матафонова О.В., мастера групп |
В течение года |
Формирование толерантности, культуры мира и межнационального согласия в студенческой среде. |
Мониторинг по выявлению субкультур |
мастера п/о, педагог-психолог |
Раз в полугодие |
Выявление и профилактика участия студентов в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность. |
Мониторинг по определению уровня взаимоотношений среди студентов в студенческом коллективе |
Педагог-психолог, классные руководители, мастера п/о |
Раз в полугодие |
Определение уровня взаимоотношений среди студентов в студенческом коллективе |
Организация волонтёрского движения по реализации мероприятий, противодействующих молодёжному экстремизму |
Студ актив |
В течение года |
Противодействие молодёжному экстремизму |
Привлечение студентов к вступлению в студенческую профсоюзную организацию |
Председатель СтудПк Саранчина И.А., актив СтудПК |
В течение года |
Привлечение студентов к общественно-полезной деятельности |
Участие в молодежных акциях «Нет экстремизму!» |
зам. директора по УВР, классные руководители, мастера п/о, |
По плану |
Предупреждение экстремистских проявлений среди студентов ГПОУ ЗТТ и укрепление межнационального согласия |
Вовлечение студентов в кружки, секции |
зам. директора по УВР, классные руководители, мастера п/о, руководитель физ.воспитания, педагог-психолог |
В течение года |
Профилактика участия студентов в организациях, осуществляющих социально негативную деятельность. |
Перечень программных мероприятий
План работы педагога-психолога попрофилактике экстремизма
№ |
Психологическая диагностика |
Сроки проведения |
Психопрофилактика и психологическое просвещение |
Сроки проведения |
методическая деятельность |
Сроки проведения |
|
1. |
Анкетирование по определению психологического климата в коллективе
|
Раз в полугодие |
Родительская академия «толерантность» |
В течение года |
Подборка психологических методик для психодиагностического исследования подростков с проблемным поведением |
сентябрь |
|
2. |
Диагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у студентов |
Сентябрь-октябрь |
Проведение недели толерантности: -мероприятие для первого курса «Полотно мира»; — акция «Молодежь — ЗА культуру мира, ПРОТИВ терроризма»; «Будьте бдительны»; -дискуссии на темы «Ценностные ориентиры молодых», «Терроризм — зло против человечества», «Национальность без границ». Тренинговое занятие: «Толерантность – что это?» |
ноябрь |
Подборка методического материала |
ноябрь |
|
3. |
Диагностика зависимого поведения (выявление «группы риска» |
В течение первого полугодия |
Классные часы по теме «Киберугрозы и методы борьбы»; родительское собрание: «Киберугрозы и методы борьбы». Классные часы «Правила этикета в Интернете» Семинар для педагогов Основы безопасности детей и молодежи в Интернете |
В течение года |
Подборка методического материала |
В течение года |
|
5. |
|
|
Заседание Совета по профилактике правонарушений, случаев экстремизма и употребления ПАВ |
февраль |
Подборка необходимого методического материала |
февраль |
|
6 |
Проведение анкетирования студентов на выявление уровня ценностных установок |
В течение года |
Тематическая беседа «Мои права и обязанности» |
|
Оформление тематического стенда: «Неформальные организации» |
Второе полугодие |
|
|
Диагностика состояния психического здоровья и особенностей психического развития студентов, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях. |
Сентябрь-март |
Просвещение педагогического коллектива по следующим темам: -«Психологические особенности подростков»; -«Подростковый суицид: мифы и реальность» Организация и проведение семинара для работников общежития — «Оказание помощи при текущем суициде». Выступление на родительских собраниях по следующим темам: -«Конфликты с собственным ребенком и пути их решения»; — «Первые проблемы подросткового возраста»; — «Почему ребенок не хочет жить?»; — «Ложь и правда о суициде». Классные часы с элементами тренинга «Наш выбор — жизнь»: «Человек свободного общества»; «Учимся строить отношения»; «Умей управлять своими эмоциями»; «Если тебе трудно». |
|
|
В течение года |
Работасоциальных служб по предотвращению экстремизма в студенческой среде
Мероприятие |
Ответственные |
Сроки |
Учреждения, привлекаемые к проведению мероприятия |
Цели |
Беседы, семинары «Экстремизм» |
Социальный педагог |
В течение года |
КДН |
Предотвращение экстремизма в техникуме |
Мониторинг адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования (если таковые имеются) |
Социальный педагог |
В течение года |
|
Выявление уровня адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования |
Родительская академия по толерантности |
Социальный педагог |
Раз в полугодие |
|
|
Выступление на педагогических советах |
Социальный педагог |
Раз в полугодие |
|
Предотвращение экстремизма в техникуме |
Список литературы
1. М.В.Паромонова, Профилактика экстремизма вмолодёжной среде. Проблемы и решения: научно-методический сборник//Иркутск:ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012 – 72 с.
2. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.,«Прогресс», 1990
3. Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.Толерантность. Жить в мире с собой и другими, Москва 2001.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?М., «Генезис», 1998
5. Уолцер М. О терпимости. М., «Идея –пресс», 2000
Приложение 1
Мониторинг поопределению психологического климата в коллективе
Оценкапсихологического климата классного коллектива.
Методика А.Н.Лутошкина
Оцените,пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата ввашем коллективе.
Прочтите сначалапредложенный текст слева, затем – справа и после этого отметьте ту оценку,которая по вашему мнению соответствует истине.
Оценка:
4-5- критерийвыражен позитивной окраской;
3 — критерийвыражен нейтральной окраской;
1-2 — критерийвыражен негативной окраской.
Первая шкала. Направленность деятельности коллектива группы |
||||||
Показатели позитивной активности |
Оценки в баллах |
Показатели негативной активности |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
1.Группа активна, полна творческой энергии |
|
|
|
|
|
1. Группа инертна, пассивна |
2.Цели, которые ставит перед собой группа, направлены на достижение общетехникумовских целей |
|
|
|
|
|
2.Группе безразличны цели деятельности коллектива |
3.Группа стремится общаться и сотрудничать с другими Группами |
|
|
|
|
|
3.У Группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.
|
4. В группе существует справедливое отношение ко всем обучающимся, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищённости каждого |
|
|
|
|
|
4.Коллектив группы заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых» |
Вторая шкала. Организованность группы |
||||||
5. Группа может самостоятельно выбирать себе организаторов по различным видам деятельности |
|
|
|
|
|
5.Группа не может самостоятельно, без помощи старших, решить вопрос о выборе организатора или проводит выборы не серьёзно, по принципу «кого-нибудь, только не меня» |
6.Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия ещё больше сплачивают группу |
|
|
|
|
|
6.В трудных ситуациях происходит рассогласование группы вплоть до полного распада коллектива |
7. Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия |
|
|
|
|
|
7.Группа не способна к согласованию своих действий |
8.Обучающиеся активно стремятся сохранить свою группу, как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования |
|
|
|
|
|
8.Обучающиеся группы относятся безразлично к её сохранению. Группа легко поддаётся Расформированию или даже способствует ему. |
Третья шкала. Психологическое единство группы. |
||||||
9.Обучающиеся группы легко находят общий язык и взаимопонимание при решении групповых задач |
|
|
|
|
|
9. В группе нет должного Взаимопонимания при решении общих задач. |
10. Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствую созданию единого группового мнения |
|
|
|
|
|
10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими его членами враждебно и способствуют разъединению группового мнения |
11. Критические замечания извне принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к исправлению недостатков. |
|
|
|
|
|
11.Критические замечания из вне принимаются враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, упрямству. |
12. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и поведения отдельных его членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение. |
|
|
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
12. Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных его членов. |
Четвёртая шкала. Психологический климат группы. |
||||||
13.В группе преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон. |
|
|
|
|
|
13. В группе преобладает подавленное настроение, пессимистический настрой. |
14.Обучающимся группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находится в группе, участвовать в совместной деятельности. |
|
|
|
|
|
14.Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению. |
15.Успехи и неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов группы. Имеет место одобрение, а критика упрёки делаются с доброжелательной позиции. |
|
|
|
|
|
15. На успехи товарищей проявляется зависть, а на неудачи злорадство. Упрёки и критика исходят из желания унизить, оскорбить. |
16.Отрицательная оценка группы со стороны вышестоящих органов вызывает общее сопереживание, выражающее единение группы. |
|
|
|
|
|
16. В аналогичных ситуациях у части обучающихся имеет место переживание, выражающееся в разобщении группы или способствующее ему. |
Приложение 2
Мониторинг поопределению уровня взаимоотношений среди обучающихся
Инструментариймониторинга
Предлагаемыехарактеристики оцениваются по 5-бальной шкале
5-проявляется всегда
4-проявляется часто
3-бывает редко
2-этого у нас нет
1-у нас другая позиция
№ |
характеристики |
оценка |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
1 |
Мы доброжелательны и терпимы друг другу |
|
|
|
|
|
2 |
Мы помогаем друг другу в в сложных затруднительных ситуациях: в учёбе, в повседневной жизни, в организации досуга |
|
|
|
|
|
3 |
У нас доброжелательные отношения со студентами из других групп |
|
|
|
|
|
4 |
Мы стараемся защитить своих одногруппников, когда они нуждаются в этом |
|
|
|
|
|
5 |
Мы отмечаем совместно праздники и дни рождения |
|
|
|
|
|
6 |
Мы уважительно относимся к ребятам других национальностей |
|
|
|
|
|
Еслисредняя оценка обучающихся группы:
от6-до 12 баллов – это очень низкий уровень (негативный)
от13-до 18 баллов – это низкий уровень (негативный)
от19 до 24 баллов – это средний уровень(нейтральный)
от25-30 – это высокий уровень (позитивные)
Приложение 3
Мониторинг адаптации и социализации детейиз семей мигрантов, включённых в систему образования.
Анкета для студентов-мигрантов
1.Нравится ли тебе наш город?
-Да
-Нет
2.Есть ли у тебя любимые места в городе?
-Да
-Нет
3.Комфортно ли ты себя чувствуешь в техникуме?
-Да
-Нет
4.Легко ли тебе общаться со сверстниками?
-Да
-Нет
5.Твоя группа дружная и сплочённая?
-Да
-Нет
6.В твоей группе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.
-Да
-Нет
7.Твоя группа не дружная: часто возникают ссоры.
-Да
-Нет
8.В твоей группе принято помогать другим без напоминания –
Да
-Нет
9.В твоей группе принято помогать другим только тогда, когда об этом попросит самученик?
-Да
-Нет
10.В твоей группе помощь оказывают только своим друзьям
-Да
-Нет
11.В твоей группе принято помогать другим только тогда, когда об этом попросит сампреподаватель?
-Да
-Нет
12.Всегда ли ты понимаешь о чём говорит преподаватель на уроке?
-Да
-Нет
13.Учебные предметы тебе даются:
-Легко
-Трудно
-Доступно
14.Посещаешь ли ты секции и кружки в техникуме?
-Да
-Нет
15.Посещаешь ли ты кружки и секции вне техникума?
-Да
-Нет
16.Нравятсяли тебе обеды в столовой техникума?
-Да
-Нет
17.Как ты относишься к детям другой национальности?
-Безразлично
-Хорошо
-Принципиального значения не имеет.
Приложение 4
Мониторингпо выявлению субкультур в группе
Инструментариймониторинга
Анкета
Дорогой, студент!После нашего классного часа ответь на вопросы, предлагаемые в анкете.
№ |
Вопросы |
Ответы |
1. |
О каких неформальных организациях ты узнал ? |
|
2. |
Какие группы, по твоему мнению, оказывают положительное влияние на молодёжь? |
|
3 |
Какие группы, по твоему мнению, оказывают отрицательное влияние на молодёжь? |
|
4 |
Какая группа тебя заинтересовала и почему? Хотел бы ты к нему присоединиться |
|
5 |
Какие группы вызвали у тебя негативные эмоции и почему? |
|
6 |
Можешь ли ты себя отнести к какой – нибудь группе? |
|
Рекомендации пообработке анкеты
%- отнесли себя ккакой-то группе
%- предрасположенык присоединению к каким-либо группам
%- безразличны кнеформальным организациям
группа |
|
Число представителей |
|
Хип-хоп |
|
Эмо |
|
|
гламур |
|
|
реконструкторы |
|
|
ролевики |
|
|
рокеры |
|
|
готы |
|
|
металисты |
|
|
панки |
|
|
флешмобы |
|
|
Стрейт-эйджеры |
|
|
предрасположены к присоединению к каким-либо группам |
|
|
безразличны к неформальным организациям |
|
|
исповедующие нетрадиционные течения Ислама |
|
Приложение 5
Тренингтолерантности «Жить в мире с собой и другими»
Автор (СолдатоваГ.У, Шайгерова Л.А, Шарова О.Д)
Цели:
— ознакомление спонятием «толерантность», «толерантная личность»;
— развитие чувствасобственного достоинства и умение уважать достоинстов других;
— осознаниемногообразие проявлений личности каждого участника в групповой поддержке;
— развитиеспособностей к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивноговнутреннего диалога о самом себе;
— формированиепозитивного отношения к своему народу и другим культурам.
Программа занятийрассчитана для студентов, проживающих в общежитии.
Критериитолерантности:
— равноправие;
— взаимноеуважение, доброжелательность к членам группы, обществу;
— возможностьследовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
— сотрудничество исолидарность в решении общих проблем;
— позитивнаялексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, вотношениях между полами.
Содержаниепрограммы тренинга
№ |
Занятие |
Время |
1 |
Толерантность; что это? |
60 минут |
2 |
Толерантная личность |
45 минут |
3 |
Я и группа: толерантность к себе. |
60 минут |
4 |
Я и группа: толерантность к себе и к другим |
60 минут |
5 |
Толерантное общение |
45 минут |
6 |
Толерантность к другим: разные миры |
60 минут |
7 |
Толерантность к другим: учимся сочувствию |
60 минут |
8 |
Границы толерантности |
45 минут |
9 |
Завершение. Рефлексия |
|
Приложение 6
РОДИТЕЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ
Психолого-педагогическоепросвещение родителей
Основнаяцель данного направления: способствоватьустановлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя иребёнка.
Решаемыезадачи:
1. Расширение возможностей понимания своего ребёнка;
2. Улучшение рефлексии своих взаимоотношенийс ребёнком;
3. Выработка навыков взаимодействия сребёнком через ролевую игру.
4. Активизация коммуникаций в семье.
Тематикаработы родительской академии:
1. Построение психологического контакта междуребёнком и родителем;
2. Психопрофилактика тревожных состояний устудентов в предэкзаменационный период;
3. Виртуальная агрессия;
4. Категория трудных подростков.Беспризорность.
5. Подростковый кризис: суицид – причины,последствия.
Используемыемною виды психологического лектория:
— Общетехникумовские;
— дифференцированные (специальноприглашённая группа родителей)
Формыпроведения лектория:
— Деловая игра
— Дискуссия
Приложение 7
Классный час:Экстремизм и терроризм
Цель:
— объяснить сущность экстремизма и терроризма, их типы и цели; формироватьобщественного сознания и гражданскую позицию подрастающего поколения;
-расширить представление обучающихся о терроризме и экстремизме как о глобальнойпроблеме;
-способствовать воспитанию в обучающихся толерантного отношения друг к другу иформировать умение жить в мире с другими людьми;
-развивать самостоятельность суждений обучающихся.
Задачи:
1. Показатьстрашное «лицо» терроризма и ужасающие последствия этого явления;
2. Развитиеу обучающихся навыков ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученнойинформации; выработка умения делать выводы.
В итоге у обучающихся должны сложиться следующие знания, умения, навыки:
1. Знать, чтотакое «экстремизм», «терроризм», их цели, какие причины порождают экстремизм итерроризм, виды экстремизма
2.Понимать, что любые проявления экстремизма и терроризма ведут к ответственности
Продолжительность:40 мин.
Оборудование:компьютер (для просмотра презентации)
Эпиграф:«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой,как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, каклюди» (Бернард Шоу)
Ребята,сегодня мы с вами будем говорить о таких опасных и страшных явлениях, кактерроризм и экстремизм.
Человечествовсегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколькомиллиардов человек. Много лет назад отгремели бои Великой Отечественнойвойны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, чтопосле победы на планете не будет больше войн и наступитудивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщиймир так и не наступил.
Продолжаютсялокальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными,территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы,мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм.Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто.В том числе и мы. Как избежать терроризма в будущем. Б.Шоу еще до Второймировой войны сказал, что …, мы пережили самую страшную войну, стояли на граниТретьей мировой с применением ядерного оружия, а сегодня живем под страхомтеррористических актов.
Неужели,это нас ждет? Научимся ли жить как люди и сможем ли построить будущее безтерроризма.
Сл.№1
В нашевремя современное общество всего мира переживает изменения системы ценностей,которая обусловлена модернизацией общественной жизни. Для успешногопротивостояния экстремизму и терроризму, их профилактике в обществе необходимознать и понимать приступную сущность этих явлений.
Сл. №2
Давайтеразберёмся, что же такое экстремизм. Большой толковый словарь даёт следующееопределение экстремизму:
экстремизм– (от лат. extremus — крайний) это приверженность отдельных лиц, групп,организаций к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.
Его цель:дестабилизация, разрушение, сложившихся в обществе отношений, ценностей.
Сл. №3
Как любоепроявление экстремизм имеет свои определённые характерные черты, несущие засобой страшные разрушения, как материальные, экономические так моральные идуховные.
— насилиеили угроза насилия;
-одномерность восприятия общественных проблем;
-фанатизм;
-бездумное выполнение любых приказов;
— опора нена разум, а на инстинкты, предрассудки;
-неспособность к толерантности.
Всетермины понятны, давайте остановимся на следующих:
Фанатизм –слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области политической,национальной, религиозно-философской сфер, нетерпимостью к чужим взглядам иубеждениям.
Инстинкт –совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложногоавтоматического поведения. Инстинкт составляет основу поведения животных.
Толерантность– терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Сл. № 4,5
Рассмотримвиды экстремизма (обсуждение с детьми).
Любые видыдеятельности экстремизма, начиная от проявлений, не выходящих законституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опаснымиформами как мятеж, ведут к террористическим действиям.
Сл. №6
Терроризм- деятельность, осуществляемая в целях нарушения общественной безопасности,устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органамивласти.
То есть,это средство, используемое экстремистами, а не обособленное явление.
Следовательно,терроризм — одна из форм экстремизма.
Сл. №7
Понятие«экстремизм» определено и упомянуто в нормативных правовых актах РоссийскойФедерации (ознакомление с некоторыми их них на слайде).
И сегоднямы не просто затронули такую значимую и важную тему, т.к. в последние годы всеболее актуальной становится проблема участия молодёжи в экстремальнойдеятельности.
Молодёжь –как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическимпроявлениям и изменениям. Она замечает и остро реагирует на то/ что ей кажетсянесправедливым, то что не совпадает с её взглядами и общим мнением. Зачастуюэто мнение навязано ей псевдогероями с экрана телевизора, со страниц журналов игазет, социальных сетей интернета.
Сл. №8(статистические данные вовлечения молодёжи в экстремистские террористическиедействия).
И не длякого ни секрет, что за все деяния нужно нести ответственность. В РоссийскойФедерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действиякоторых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма илисовершение преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодексаРоссийской Федерации.
Сл. №9,10.
Рефлексия:
Выполнениезаданий. Ребята делятся на группы.
Задание:подбери правильное определение к термину.
Задание:определите черты экстремизма, объясните их.
Задание:определите виды экстремизма.
Задание:назовите статьи, в которых предусмотрена уголовная ответственность запроявление экстремизма и терроризма.
Заключение:
Сегодня мыговорили о проявлениях экстремизма и терроризма, их видах, характерных чертах.Молодежь наиболее подвержена экстремистским проявлениям. Экстремизм становится,как правило, последней ступенью к возникновению терроризма.
Занятиенацелено на формирование общественного мнения, направленного на созданиеатмосферы нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии. Противодействиеэкстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям — этопрофилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечениеэкстремистской деятельности.
Давайтебудем ценить и заботься друг о друге и хотя бы стараться быть толерантными(учащимся предлагается подобрать синонимы к слову толерантность).
И нашемероприятие хочется закончить словами Б. Шоу:
«Жизнь дляменя не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне вруки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чемпередать грядущим поколениям»
Б. Шоу
Памяткаобучающимся:
1.Невступайте в диалог с проповедниками, подошедшими к вам на улице;
2.Если вампредложили листовку, брошюру, журнал религиозной направленности, поблагодарите,и вежливо откажитесь;
3.Непытайтесь отстаивать свои религиозные убеждения при встрече с верующими илипроповедниками любой религиозной организации;
4.Прежде,чем вы решите посетить собрание какой-либо религиозной организации,посоветуйтесь с родителями, родственниками, просто близкими людьми;
5. Выборверить или не верить — только ваш, прежде, чем принять решение подумайте, стоитли? Обдуманное и правильное решение сохранит вам не только душевное здоровье,может быть даже жизнь
