ГОРОДСКОЙОКРУГ УРАЙ
Ханты-Мансийскийавтономный округ – Югра
МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения
«НА ГРАНИ»
(профилактика самоповреждающего исуицидального
поведения среди детей подросткового июношеского возраста)
(с 6 по 11 класс)
(2022-2024учебный год)
Девизпрограммы:
Всемнужен шанс чтобы изменится к лучшему
Составитель программы:
Чистякова Светлана Анатольевна
педагог-психолог,высшей категории
г. Урай, 2022 г.
Содержание:
Наименование раздела |
стр. |
Актуальность программы |
3 |
Цель, задачи, основная идея программы |
16 |
Этапы и сроки реализации программы |
16 |
Основные принципы программы |
16 |
Формы организации по программы |
18 |
Механизм реализации программы |
19 |
Алгоритм работы по программе |
20 |
Кадровое обеспечение программы |
20 |
План реализации программы |
21 |
Апробация программы в 2021-2022 учебном году |
24 |
Финансово экономическое обоснование программы |
24 |
Перспективы распространения опыта работы |
27 |
Список литературы |
27 |
Актуальностьпрограммы
«Самая великая победа в жизни –победа
над своим негативным мышлением»
Сократ
Проблема суицидальных рисковявляется актуальной для всего мира.
Суицид занимает восьмое место в мире средипричин смертности населения и первое место в списке насильственных смертей(Гилинский Я. И., 2004). По данным Всемирной организации здравоохранения,ежегодно число смертей от суицида в мире достигает 800 тысяч, или «один случайсмерти каждые 40 секунд» (Бычкова А. М., Раднаева Э. Л., 2018).
В последние годы в РоссийскойФедерации участились случаи суицидов среди несовершеннолетних и молодежи,показатели частоты суицидов в группах 10-14 лет и 15-19 лет превышаютсреднемировые уровни в 1,5 раза (Бычкова А. М., Раднаева Э. Л., 2018). С 2011по 2015 г. количество самоубийств среди несовершеннолетних в стране стабильноснижалось на 10 % в год. Но в 2016 г. наблюдается их рост на 57 %. В марте 2017г. от руководства МВД исходила информация об 1 % подростковых суицидов, совершенныхв результате воздействия «групп смерти». Однако уже в октябре 2017 г. появилисьданные, что с начала 2017 г. зафиксирована работа около 1,4 тысяч «группсмерти» в соцсетях, общая аудитория которых составила более 12 тысячпользователей. Выявлено более 200 тысяч их публикаций в социальных сетях,получены сведения о 1,279 тысяч учетных записей администраторов. К октябрю 2017г. было возбуждено 234 уголовных дела по факту склонения детей к суициду в«группах смерти», с начала июня «кураторов и администраторов этих группзадерживают еженедельно». Кураторами обычно становятся дети из благополучныхсемей, «к своим жертвам они относятся с нескрываемым пренебрежением,позиционируя себя как здравомыслящих людей, стремящихся избавить мир от детей,попавших в сложные жизненные ситуации, называя их «биомусором» (Бычкова А. М.,Раднаева Э. Л., 2018).
Амбрумовой А. Г. (1986), былопроведено исследование мотивов и условий, формирующих возможность суицида вподростковом возрасте. Согласно его результатам, на крупные города приходится67,9 % всех случаев суицидов, тогда как на населенные пункты, с населениемменее 100 000 человек, только 32,1 %. Одной из главных причин такой разницыявляется распространение суицидальной идеологии, а также доведение до суицидачерез социальные сети или деструктивные группы. Исследователи Wilburn V. K.& Smith D. E. (2005) связывают риски развития суицидального поведения ссамооценкой и стрессовыми ситуациями. По мнению Everall R. D., Paulson B. L.(2001), к основным причинам, приводящим к суицидальному поведению
подростков можно отнести следующие: разводродителей, смерть близких, трудности в школе, продолжительный и многофакторныйстресс, недостаточную социальную поддержку, негативные реакции учителей. В ходеисследования Amelia M. Aria, Kevin E. O’Graddy et all (2009) была выявленавзаимосвязь недостаточной социальной поддержки, нарушений эмоциональнойсаморегуляции и роста суицидальных рисков среди студентов колледжа.
Изучение проблемы суицидальногоповедения показало, что на суицид часто решаются дети и подростки с цельюобратить внимание взрослых, а также с целью выражения протеста противчерствости и бездушия взрослого мира (Игумнов С. А., 2005; Пурич-Пейакович Й. иДуньич Д. Й., 2000; Конончук Н. В., 1989). При этом исследователи указывают нато, что с каждой новой попыткой суицидальные действия становятся все болееспланированными и менее импульсивными, возрастает вероятность летального исхода(Карандашев В. Н., 2005). Результаты анализа уголовных дел и проверок по факту совершенныхсуицидов подростками показали, что в 60 % случаев суицидальное поведениеподростков было связано с семейным неблагополучием, отсутствиемвзаимопонимания, конфликтами в семье (Игумнов В. А., 2005).
Согласно исследованиям подростков ввозрасте 14-18 лет (Pamela A., Carlton and Frank P. Deane, 2000), дети свыявленными суицидальными мыслями были склонны к стратегии избегания разрешенияпроблем, дихотомичному мышлению «все или ничего», когнитивной ригидности.Также, согласно исследованию, высокий уровень суицидальной готовности приводитк понижению возможности обращения за помощью молодых людей с суицидальнымимыслями.
Масштабное исследование студентовколледжей США, принадлежащих различным этническим группам, проведенное R.Shadick, S. Akhter (2014) выявило влияние на риски суицидального поведениягендера, религиозных убеждений, нарушений здоровья, страны происхождения иэкономического статуса, нетрадиционной сексуальной ориентации.
Исследования причин суицидов вЯпонии, проведенные Kiriakos Xenitidis, Colin Campbell, (2013), показали, чтонаиболее часто встречающейся причиной суицидального поведения среди молодыхлюдей моложе 19 лет были «проблемы в школе» (33 %), которые включали«переживания о вступительных экзаменах», «переживания о школьной успеваемости»,«плохие оценки», «проблемы во взаимоотношениях с учителями», «буллинг» и«другие».
Gyu Young Lee, Ok Kyung Ham (2017)выделяют внутренние и внешние факторы риска развития суицидального поведениясреди подростков. К внутренним факторам они относят расстройства сна,интернетзависимость, депрессивные расстройства, к внешним факторам — конфликтыв семье и проблемы со сверстниками.
Также, по мнению Wen-Chi Wang(2001), к факторам, увеличивающим риск совершения суицида, относятся изучение иинтерес к суицидальному поведению, которое демонстрируют другие люди.
Исследование, проведенное HamdanS., Levi D., Dahan L. et al (2018), выявило наличие взаимосвязей суицидальныхмыслей с расстройствами сна, интернет-зависимостью и депрессивнымирасстройствами.
Также можно говорить о тенденцияхмоды и героизации суицидального поведения среди подростков, отрицания мира,которое может обострять суицидальные тенденции среди подростков и молодежи,особенно с низким социальным статусом (А. И. Лучинкина, 2017).
В связи с изложенными фактами,актуальным является развитие просвещения населения и организации специфическихпрограмм профилактики с учетом новых тенденций и вызовов.
Принимая во внимание изложенное,отмечаем важность организации межведомственного взаимодействия в обеспечениидеятельности по предупреждению суицида среди несовершеннолетних на каждом изэтапов профилактики.
Для повышения эффективностидеятельности по предупреждению суицида несовершеннолетних важно учитывать нетолько общие факторы риска формирования суицидального поведения, но и выделятьактуальные для конкретного региона, территории: особенности социализации детейи подростков, возможности организации их досуга, условия для разностороннегоразвития и дальнейшего трудоустройства; общий уровень крименогенности,этнический состав населения, миграционные процессы и культурные особенности;уровень социально-экономического благополучия населения, профилактическиересурсы города.
На этапе первичной профилактикисуицида у несовершеннолетних, целью которой является минимизация рискаформирования антивитального поведения, в ряду приоритетных задач выделяютсясоздание условий для всестороннего развития детей и подростков, формирование уних позитивных, конструктивных жизненных установок, навыков совладания сострессом, здорового и ответственного поведения.
Правовая основа программы
КонституцияРоссийской Федерации (статьей 20устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).
Федеральный законРоссийской Федерации от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Всоответствии со статьей 14на образовательные учреждения возложена обязанность оказыватьсоциально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющимотклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся всоциально опасном положении. Органы образования должны незамедлительно сообщитьв комиссию, инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактахсемейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своихобязанностей (ст. 9).
Федеральный законРоссийской Федерации от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ О защите детей отинформации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Закон четкоопределяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, ирегламентирует проведение экспертизы информационной продукции.
Федеральный законОб образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ. Статья 41регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастныхслучаев во время их пребывания в образовательной организации. Организации,осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательныхпрограмм создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числеобеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий,обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. N 1101 О единойавтоматизированной информационной системе Единый реестр доменных имен,указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сетиИнтернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты винформационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащиеинформацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.Согласно данному постановлению в соответствии с критериямиоценки информации, утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора, ФСКНРоссии и Роспотребнадзора от 11.09.2013 г. N 1022/368/666 проводится экспертизассылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способахсовершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение облокировании данных ссылок.
Концепциядемографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.,утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N1351. В Концепции предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств засчет повышения эффективности профилактической работы.
Национальная стратегиядействий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденная Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 01.06.2012 г. N 761: Планреализации первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейшихположений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от15.10.2012 г. N 1916-р и Планмероприятий на 2015 — 2017 годы по реализации важнейших положений Национальнойстратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденныйраспоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. N 167-р. Вчисле мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей иподростков указана разработка системы первоочередных мер по предотвращениюподросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранениядля работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а такжеорганизацию проведения психологическими службами образовательных учрежденийпрофилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.
Кодексоб административных правонарушениях Российской Федерации. За жестокое обращениес детьми (физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение)насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка)) взависимости от его тяжести предусмотрено привлечение родителей кадминистративной ответственности (ст. 5.35КоАП РФ в виде штрафа от 100 до 500 рублей).
Уголовный кодексРоссийской Федерации. Так как нанесение вреда здоровью может быть причинойсуицидального поведения среди детей и подростков, предусмотрена уголовнаяответственность (статьи 110,115— 118, 125,156).
Семейный кодексРоссийской Федерации. За ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностейпредусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде лишения родительскихправ (ст. 69),ограничения (ст. 73),отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровья (ст. 77).
Ведомственные документыпо профилактике суицидального поведения:
Информационное письмоМинобрнауки России от 26.01.2000 г. N 22-06-86 О мерах по профилактикесуицида среди детей и подростков.
Информационное письмоМинобрнауки России от 29.05.2003 г. N 03-51-102ин/22-03 О мерах поусилению профилактики суицида среди детей и подростков.
Письмо Рособрнадзора от20.09.2004 г. N 01-130/07-01 О мерах по профилактике суицида среди детейи подростков.
Рекомендациипо ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемойпосредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или)развитию детей, а также не соответствующей задачам образования <5>.
Основная задача образовательного учреждения по профилактике суицидов средидетей и подростков – своевременное выявление детей, находящихся в труднойжизненной ситуации и нуждающихся в психологической, социальной помощи.
Статьей14 Федерального закона РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних» на образовательные учреждениявозложена обязанность оказывать социально-психологическую и педагогическуюпомощь
несовершеннолетним,имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи,находящихся в социально-опасном положении.
Однако многие педагоги, заместители директоров образовательных учрежденийнедооценивают степень важности своевременного выявления детей, нуждающихся впсихологической, социальной помощи. Игнорируют следы побоев у детей, пропускиуроков по неуважительным причинам, стремятся избавиться от неуспевающихучеников, проживающих в неблагополучных семьях.
Министерствообразования России в информационном письме от 26 января 2000 г. №22-06-86 «Омерах по профилактике суицида среди детей и подростков» указывает, что жестокоеобращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию,безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству. За каждым такимслучаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизньюпобеждает страх смерти.
Программыпревенции суицидальных рисков
В настоящее время в США и Европеразработаны программы превенции суицидальных рисков. Они предполагаютвоздействие на нескольких уровнях (Spencer-Thomas Sally and Danielle Jahn. 2012):
1. Универсальные программы профилактики(охватывают все население), они заключаются в устранении барьеров приобращении за помощью; повышении знаний людей о том, как взаимодействовать стеми, кто демонстрирует суицидальные тенденции; укрепления факторов защиты отсуицидального поведения (социальную поддержку, развитие копинг-стра детей иподтегий). Данные программы универсальны и включают в себя программы поинформированию населения, школьные программы профилактики, просветительскиепередачи и материалы в СМИ. С другой стороны, данные программы направлены наограничение в СМИ информации, пропагандирующей суицид, создание кризисныхслужб.
2. Специфические программы помощиотносятся преимущественно к группам повышенного риска суицидального поведения.Этот уровень профилактики включает в себя программы скрининга, диагностики,специализированное обучение специалистов, работающих в контакте с группойриска, участие в группах поддержки и повышения квалификации для групп риска, атакже расширение доступа к кризисной помощи.
3. Организация работы с людьми, которыеуже имели опыт суицидальных попыток в прошлом. Программы разрабатываются иосуществляются в группах или индивидуально для снижения факторов риска иповышения защитных факторов. На этом уровне программы включают группы поддержкис целью повышения квалификации в средних школах и колледжах, программы обученияпо поддержке родителей, работу со случаем для отдельных молодых людей высокогориска в школе с возможностью кризисного вмешательства и лечения.
Национальное исследованиерискованного поведения среди молодых людей (YRBC, 2018), проведенное в США сучастием подростков 9-11 классов, выявило, что только 20 % подростковобращаются за помощью к взрослым, если «чувствуют пустоту, грусть,безнадежность, тревогу или злость», однако более 50 % готовы поделиться этимичувствами с другом или сиблингом. В связи с этим была разработана программавыявления и профилактики суицидальных рисков «От подростка к подростку»,направленная на обучение подростков навыкам выявления и взаимодействия сосверстниками, находящимися в эмоциональном кризисе (M. Lobenstein, 2018).
На основе исследований этническихособенностей проявления суицидальных тенденций среди молодежи в США былразработан набор инструментов для работы с разными этническими группами(афроамериканцы, азиаты, латиноамериканцы, мусульмане и т. д.), с учетомэтнических, культурных и религиозных различий в группах (R. Shadick,S. Akhter,2014). Кроме этого активно разрабатываются программы подготовки специалистов-педагоговпо выявлению и взаимодействию с молодыми людьми, имеющими риски суицидальногоповедения (Patty Raunahan, 2013).
В связи с этим существует острая необходимость организовывать комплекснуюпрофилактическую работу не только с подростками и молодежью, но и с родителямиучащихся, а также педагогическим составом образовательных организаций(Kislyakov K P. и др., 2016).
В нашей программе попрофилактической работе самоповреждающего и суицидального поведения средиподростков и молодежи можно выделить три направления:
1. Создание модели профилактикисамоповреждающего и суицидального поведения среди детей подросткового июношеского возраста.
2. Разработка и внедрение способов иметодов межведомственного взаимодейтвия с другими службами города (МУ ЦГБ, КДНи ЗП, ПДН, опека, Советский психоневрологический диспансер).
3. Разработка концепции суицидальнойпревенции как воспитательно-образовательной технологии с опорой на понятие«суицидальной превенции».
Участникипрограммы
В исследовании эффективностипрограммы профилактики «НА ГРАНИ», разработанной по итогам проведениямониторинга уровня тревожности приняли участие подростки в возрасте 13-15 лет,учащиеся 7-11-х классов общеобразовательной школы г. Урая, всего 389 человек.Среди участников программы были выявлены три девочки, которые нанесли себепорезы на запястья. В результате данной ситуации был инициирован запрособразовательной организации на организацию комплексной профилактической работыне только с выявленными подростками, но и среди детей, с которыми могликонтактировать данные ученицы. Всего было выявлено 12 обучающихся. С ними,кроме групповых мероприятий, проводились индивидуальные и семейные консультациипсихолога. До и после проведения мероприятий программы «НА ГРАНИ» с участникамипрофилактических мероприятий было проведена диагностика тревожности с помощьютеста ИТТ. А также онлайн- сопровождение в течение всего учебного года и влетний период времени.
Целью проведенного мониторингастало выявление подростков, имеющих порезы на руке (со слов классногоруководителя и фельдшера школы), а также разработка и апробация программыпрофилактики самоповреждающего и суицидального поведения среди подростков имолодежи «НА ГРАНИ».
В ходе реализации программы быливыявлены еще девять подростков, которые или имели порезы, или высказывалисуицидальные мысли.
Исследование эффективности программы «НАГРАНИ» проводилось в несколько этапов.
На первом этапебыл осуществлен мониторинг среди обучающихся с помощью теста тревожности ИТТ, входе которого были выявлены подростки, имеющие высокий уровень тревоги.
На втором этапе,с учетом проведенного анализа бланков ИТТ и индивидуального консультирования,были выявлены обучающиеся, имеющие высокий уровень тревоги и суицидальныемысли. Среди этих обучающихся была проведена углубленная диагностика личностныхособенностей, эмоционального состояния, тест акцентуации характера, тест надепрессивное состояние.
На третьем этапебыла произведена апробация программы «НА ГРАНИ» с подростками в возрасте 13-15лет, учащимися 7-11 классов общеобразовательной школы №4, г. Урая. После проведенияпрограммы «НА ГРАНИ» проводилось тестирование с помощью интегративного тестатревожности.
На последнем этапепроизводился анализ мониторинга подростков по диагностике тревожности, поитогам были сформулированы выводы. Исследование осуществлялось в период с09.2021 по 09.2022г. Программа продолжает работать и в этом году, так показалахорошую эффективность.
Самоповреждающее поведение (илиселф-харм, от анг. Self—harm)– это нанесение себе повреждений с целью справиться стяжелыми повреждениями, болезненными воспоминаниями, ситуациями, которые труднопережить, и невозможностью контролировать свою жизнь. К селф-харму обращаютсялюди, когда они чувствуют, что у них нет другого выбора.
Некоторые описывают селф-харм какспособ:
— выразить то, что трудно сформулироватьсловами;
— сделать реальными некоторые чувства имысли;
— сделать эмоциональную боль физической;
— избавится от невыносимых переживаний имыслей;
— вернуть ощущение контроля
— сбежать от травмирующих воспоминаний;
— иметь в жизни что-то, на что можноположиться;
— наказать себя – за неподобающееповедение, чувства или мысли;
— прекратить чувствовать себя оцепеневшим,отрешенным и отключенным от реальности
— выразить суицидальные мысли и намерения,не совершая их.
Несмотря на то, что у селф-хармавсегда есть весомые причины, важно знать, что он довольно рискован инебезопасен. Однажды став зависимым от него, человек нуждается в большомколичестве времени и сил, чтобы прекратить.
Существует много способов наноситьсебе повреждения – некоторые используют одни и те же способы все время, другиеприбегают к разным.
К ним относятся:
— порезы
— переедание и недоедание
— укусы
-ожоги
— втыкание в себя предметов
— удары о стены
— передозировка
— черезмерные физические нагрузки
— выдирание волос
— участие в драках, в которых непременнобудет нанесен ущерб.
После нанесения повреждений люди иногдачувствуют себя лучше, ощущают, что могут справится с жизнью. Но причиныстрессового состояния никуда не уходят. Часто селф-харм вызывает тяжелыепереживания и ухудшает самочувствие.
Специфическихпричин для нанесения себе увечий нет. Они очень индивидуальны. Для кого-то этоспособ справится с переживаниями, в других случаях человек не может понятьпочему это происходит. Иногда человек даже не знает зачем он причиняет себевред. Любая трудная ситуация потенциально может привести кого-то к подобным действиям.Чаще всего это:
— стресс в школе или на работе;
— буллинг
— беспокойство о деньгах
— сексуальное, физическое илиэмоциональное насилие
— тяжелая утрата
— растерянность или недоумениеотносительно своей сексуальности
— разрыв отношений
— потеря работы
— болезнь и проблемы со здоровьем
— низкая самооценка
— повышение уровня стресса
— сложные переживания (депрессия, тревога,ярость, отрешенность)
Таким образом селф-харм становитсяреакцией на любую ситуацию, которая потенциально может повлиять на человека.Иногда говорят, что селф-харм – это способ привлечь к себе внимание, но чащеподростки наносят себе повреждения в одиночестве, а не на публике, чтоопровергает тот, тезис, что они хотят привлечь к себе внимание, потом прячутшрамы и следы от порезов.
Самоповреждающее поведение можетпрактиковать кто угодно – нет определенного типа людей, которые причиняют себевред. Возраст может варьировать от 6 до 60 лет. Чаще всего этим страдаютдевушки (в нашем случае тоже из 12 подростков только трое оказались мужскогопола). Так стресс, связанный с экзаменами, травля в школе и давлениесверстников влияют на многих подростков. Вопросы и замешательства насчетсексуальной ориентации возникают у подростков в связи с культурой аниме. Втаких случаях можно получить поддержку от:
— врача терапевта
— врача-психиатра
— группы поддержки
— лечение шрамов
Результатымониторинга уровня тревожности
По результатам мониторинга быливыявлены дети имеющие высокий уровень тревожности по тесту ИТТ. Всего быловыявлено 35 обучающихся с высоким уровнем тревожности. Далее была проведеныиндивидуальные консультации по результатам диагностики ИТТ и выявлено 12обучающихся имеющих склонность к самоповреждающему и суицидальному поведению,имеющих порезы на руках и высказывающих суицидальные мысли.
Кроме того, у некоторыхобучающихся было выявлена склонность к просмотру аниме подобного контента.Оказалось, что пять человек смотрят данный контент.
Общиетенденции в проявлении самоповреждающего и суицидального поведения:
1. В ходе индивидуальной работы быловыяснено, что 100% выявленных обучающихся имеют проблемы в семье. Только одинродитель из 12 знал о том, что у ребенка есть порезы на руках и присутствуютсуицидальные мысли.
2. Кроме этого у четверых обучающихся быливыявлены факты буллинга со стороны одноклассников. Которые также моглисказаться на психологическом и эмоциональном состоянии этих детей.
3. В социальных сетях и при личном общениипятеро обучающихся состояли в группах подобного толка, а также занималисьпросмотром аниме подобной направленности.
4. Один из обучающихся пытаясьсамостоятельно снять стресс и тревожность, заинтересовался информацией поселфхарму и в течении трех лет наносил себе самоповреждения в областипредплечий, где под одеждой не видно. Обратится к психологу он решил, толькопосле того как школьный фельдшер во время очередной вакцинации обратил вниманиена порезы в области предплечья и посоветовал молодому человеку обратится кшкольному психологу.
В целом, по результатам мониторингауровня тревожности, можно сделать вывод о том, что интегративный тесттревожности (ИТТ) коррелирует с опросником суицидального риска (ОСР) и вмассовой школе удобен для выявления ситуативного эмоционального состояния и личностнойтревожности, так как занимает мало времени для проведения и на анализрезультатов.
Содержаниепрограммы профилактики суицидальных рисков
«НАГРАНИ»
Основными принципами программы «НАГРАНИ» является адресность, комплексный подход, преемственность, организациясистемы направления подростков, нуждающихся в стационарной помощи в медицинскоеучреждение города МУ ЦГБ и советский психоневрологический диспансер (клиническомупсихологу и психиатру).
В занятиях принимают участиеподростки, учащиеся МБОУ СОШ № 4 г. Урая, родители подростков, специалистыобразовательной организации, классные руководители и фельдшер школы. Программасостоит из цикла интерактивных обучающих занятий в группе, направленных наформирование у подростков социальных навыков успешного совладания с проблемнымиситуациями, актуализации жизненных ценностей и отработке навыков взаимодействияс другими людьми, что неоспоримо важно, как для подростка, так и для любогочеловека. Также программа предполагает проведение индивидуальных занятий,консультаций родителей (по авторской программе Романа Гриценко «Решениепроблемного поведения подростков методом кросс-коучинга») работу спедагогическим составом с целью организации раннего выявления суицидальныхрисков среди подростков и молодежи. Тесная взаимосвязь с медицинскимиспециалистами города и фельдшером школы. Все это обеспечивает комплексныйподход программы к проблеме суицидальных рисков среди подростков и молодежи.
Целью программыявляется снижение рисков суицидального поведения среди несовершеннолетнихпосредством развития у подростков навыков критического мышления,стрессоустойчивости, позитивного целеполагания.
Задачи программы:
— Формирование навыков критическогомышления, целеполагания, стрессоустойчивости подростков посредством организациигрупповых занятий.
— Работа с семьями подростков в формеродительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций.
— Организация работы с педагогическимсоставом и фельдшером образовательной организации по раннему выявлению иоказанию первой помощи в случае выявления рисков суицидального поведения.
Основные принципы программы «НА ГРАНИ» :
1. Адресность — обеспечение возможностиоказания кризисной помощи подросткам с выявленными суицидальными тенденциями;
2. Комплексный подход, включение впрограмму не только самого подростка, но и его ближайшего окружения;
3. Преемственность — организация системынаправления подростков, нуждающихся в стационарной помощи в профильныеучреждения;
4. Терпимость к религиозным имировоззренческим убеждениям участников группы. Ведущему важно помнить, чтопрограмма не преследует цель обращения подростков в какую-либо веру
5. Мотивационная готовность. Решениепоставленных задач возможно только в случае личной заинтересованностиподростков в работе. Учитывая, что темы занятий определяются целями программы,а не непосредственными интересами конкретных участников, следует стремитьсядостичь мотивационной готовности путем постоянного обращения к личному опытуподростков и демонстрацией личностной значимости получаемой информации. Вкачестве дополнительного «мотиватора» может рассматриваться создание условий,при которых участники группы не получают информацию в готовом виде, асамостоятельно формулируют понятия, что достигается умеренно не директивнойпозицией ведущего группы.
6. Целостность подхода. В основеинтерпретации опыта, получаемого подростками во время работы по программе,должна лежать единая этическая система. Знания, полученные подростками на занятиях,будут более или менее полно ассимилированы лишь в том случае, если они вызовутотрефлексированный эмоциональный отклик. Подростки сформируют социальноприемлемые поведенческие референты (различные поведенческие модели в конкретныхситуациях).
7. Учет возрастных особенностей. Привыборе форм и методов работы учитывается следующее:
• для подростков «разговорные» формыработы менее эффективны, чем «деятельностнае»
• наиболее эффективной позицией ведущегоявляется «умеренная недирективность». В случае работы с подростками группыриска степень директивности должна возрастать
• привлекаемый иллюстративный материал(притчи, сказки, примеры из жизни) должен соответствовать интеллектуальнымвозможностям подростков и находить отклик в их жизненном опыте.
8. «От подростка к подростку». Занятия попредлагаемым темам на первых этапах строятся с применением полупроективныхтехник, которые позволяют подросткам говорить о существовании обсуждаемойпроблемы «у людей вообще». Такой подход частично помогает преодолеть сложности,связанные с нежеланием подростка обсуждать темы, которые являются для неголичностно значимыми, поскольку демонстрируют подростку «неоригинальность» еготрудностей.
9. Приоритет развития над обучением.Изучаемый материал эффективнее ассимилируется подростками в том случае, еслиосновные выводы будут сформулированы ими самостоятельно, а не преподнесены ввиде готовой информации со стороны. Самостоятельность в умозаключенияхдостигается вследствие использования упражнений развивающего типа, которые актуализируютсоответствующую разбираемой теме часть опыта подростка. Немалую роль здесьиграет способность ведущего структурировать обсуждение таким образом, чтобы,благодаря активности подростков, упражнение достигало необходимого результата.
10. Учет особенностей группы. Сложностьгрупп подростков, имеющих суицидальные риски, требует от ведущего повышенногоуровня психологической безопасности. Последнее достигается строгим соблюдениемправил работы группы, учетом характера и динамики межличностных отношений вгруппе.
Форма организации программы:
— семинары-тренинги для подростков;
— индивидуальные занятия для подростков;
— родительские собрания для родителейучащихся;
— индивидуальные занятия для родителейпо системе кросс-коучинг «Решение проблемного поведения подростков» автор РоманГриценко;
— семинары для специалистовобразовательных организаций.
В занятиях принимают участиеподростки в возрасте 12-18 лет, учащиеся общеобразовательных организаций.Программа состоит из цикла интерактивных обучающих занятий в группе,направленных на формирование у подростков социальных навыков успешногосовладания с проблемными ситуациями, актуализации жизненных ценностей, развитиянавыков критического мышления. Также программа предполагает проведениеиндивидуальных занятий, родительских собраний, семинаров для специалистов.
Механизм реализации программы социальной адаптации «НА ГРАНИ» составляет 4 занятия сподростками, индивидуальные консультации с детьми по запросу (10-36), 3-12занятия с родителями, 1 семинар со классными руководителями школы, общешкольноеродительское собрание по профилактике самоповреждающего и саморазрушающегоповедения детей и подростков с приглашением клинических психологов иврача-психиатра. Групповые психокоррекционные занятия направлены наформирование у подростков социальных навыков успешного совладания с труднымиситуациями, тренингов, направленных на повышение навыков критического мышления,а также занятий по осознанию основных жизненных ценностей и приоритетов.
Каждая темапрорабатывается в рамках отдельного занятия (при необходимости можно отвести нату или иную тему несколько занятий), причем любое занятие является законченнымпо форме, что допускает возможность изменения предложенной последовательноститем. Продолжительность каждого занятия составляет 1 академический час.
Занятия построены в соответствии сподростковыми особенностями восприятия информации, спецификой вхождения подростковв групповой контакт и в контакт с ведущим, логикой групповой динамики, а такжес учетом задач формирования мотивации на углубленную работу в программе.
Основным методом работы являетсяличностный тренинг, в ходе которого создаются условия для личностногопреобразования участников в процессе прохождения программы. В программеиспользуются когнитивные и поведенческие модификации, беседы, дискуссии,«мозговые штурмы», мини-лекции, ролевые игры и психогимнастические упражнения.В программе предлагаются как оригинальные игры и упражнения, так и модификацияопубликованных ранее. Также программа предполагает проведение индивидуальныхзанятий, консультаций родителей, работу с педагогическим составом с цельюорганизации раннего выявления суицидальных рисков среди подростков и молодежи.Все это обеспечивает комплексный подход программы к проблеме суицидальныхрисков среди подростков и молодежи.
Ведущим программы может бытьпсихолог или умеющий работать с группой педагог. Кроме того, ведущий должен иметьдостаточно полное представление о проблеме суицидальных рисков, а такжеособенности психологии подросткового периода.
Ведущему необходимы навыки проведениягрупповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования),создания безопасного психологического пространства в группе, выстраиваниясубъект-субъектных отношений с подростками. Использование в процессе проведениязанятий методов, требующих активной деятельности от самих участников, обладаетрядом ключевых преимуществ в данной ситуации:
— Возможность получить в безопасноймодельной ситуации навыки конструктивного общения, разрешения конфликтныхситуаций;
— Создание внутренней мотивации к обучениюи здоровому образу жизни, что особенно важно для подростков, попавших в трудныежизненные обстоятельства, испытывающих проблемы с личным целеполаганием;
— Возможность освоить методысаморегуляции, релаксации и социального взаимодействия, получение которых втрадиционной лекционно-семинарской форме малопродуктивно.
Кадровое обеспечениепрограммы.
В состав службы поддержкивходят специалисты и волонтеры из числа обучающихся 10 классов, которые прошлиподобную программу.
1) Заместительдиректора по воспитательной работа – 1;
2) Педагог-психолог– 3;
3) Социальныйпедагог – 1;
4) Фельдшершколы – 1;
5) Волонтерыиз числа обучающихся 10 классов – 2.
Порядок приемаобучающихся в группы.
Группы формируются в результате индивидуальных консультацийучащихся и их родителей (законных представителей) по желанию детей из числавыявленных.
Содержание и организациядеятельности в группах
В организованных группах проводятся занятия по программе«НА ГРАНИ». Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми(минигрупповыми). На занятиях основной темой является повышение самооценки,коррекция поведения, а также информирование учащихся об их правовойответственности. Все занятия направлены на формирование умения целеполагания истрессоустойчивости личности учащегося. Занятия в группах проводятся раз внеделю на классных часах или вместо них. В группы набираются дети, желающиепонять себя и работать над собой с согласия их родителей (до 14 лет) наосновании письменного соглашения.
Основные ожидаемые результаты программы:
-формирование у детей ценностного ответственного отношения к своему здоровью,готовности соблюдать законы ЗОЖ;
-усвоение социально-ценностных поведенческих норм, коммуникативных навыков,обеспечивающих ребёнку эффективную социальную адаптацию;
-развитие умения регулировать своё поведение, прогнозировать последствия своихдействий, то есть развитие самосознания.
Механизм отслеживания выполнения программы.
1. Диагностика отклонений развитияподросткового возраста, уровня агрессии и аутоагрессии.
2. Набор группы учащихся для дальнейшейпсихопрофилактической работы.
3. Проведение программы психопрофилактики всмешанной разновозрастной группе.
4. Анализ полученных результатов и проведение повторной диагностики
5. Корректировка проекта в зависимости от полученных результатов.
Сроки реализации проекта:
(ежегодно)
Программа проводитсяциклично в течение каждого учебного года. Начинается в сентябре и заканчиваетсяв мае. Корректировка проекта проводится по результатам диагностики на следующийучебный год.
— проведение диагностикипо выявлению акцентуированных подростков в школе;
Календарно-тематическоепланирование занятий с подростками
№ |
Тема занятий |
Сроки |
Исполнитель |
Ожидаемые результаты |
1. |
«Знакомство с группой» Манипуляции
|
В течении года |
Психолог и классные руководители |
Формирование мотивации работы по программе |
2. |
«Мои цели и ценности» |
В течении года |
Психологи |
Создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере |
3. |
«Преодоление трудностей и препятствий. Умение сказать НЕТ» |
В течении года |
Психологи |
Развитие непосредственного умения преодоления стрессовых ситуаций и умения говорить нет |
4. |
«Я и мои чувства» |
В течении года |
Психологи |
Развить умение идентифицировать собственные чувства и переживания, осознанию происходящего. |
5. |
«Как противостоять буллингу» |
В течении года |
Психологи, классные руководители |
Как распознать буллинг, что делать в такой ситуации. Что можно противопоставить. |
6. |
«Как справиться с селф-хармом?» |
В течении года |
Психологи |
Причины самоповреждения и способы справиться с ними. |
Календарно-тематическоепланирование работы с родителями по программепо методу кросс-коучинг
«Решениепроблемного поведения подростков»
авторРоман Гриценко
№ |
Тема занятий |
Сроки |
Исполнитель |
Ожидаемые результаты |
1. |
Мотивационная беседа «Таблица целей» |
В течении года |
Психолог и классные руководители |
Мотивация на консультирование |
2. |
Методика «ДОМ» степень удовлетворенности базовых потребностей ребенка в семье |
В течении года |
Психологи |
Выявление степени удовлетворенности базовых потребностей ребенка в семье |
3. |
Действия по усилению западающих частей дома |
В течении года |
Психологи |
Выравнивание западающих частей дома. Потребностей ребенка |
4. |
Экспресс –тест три образа – бессознательный выбор стиля воспитания. Патологические инструменты воспитания |
В течении года |
Психологи |
Выявление образа воспитания в семье и его коррекция. Что мешает воспитывать ребенка? |
5. |
Какой у вас стиль общения и воспитания |
В течении года |
Психологи |
Тест на стиль общения и воспитания в семье, что может стать причиной для проблемного поведения ребенка |
6. |
Самооценка ребенка и факторы ее формирующие. Методика «Сосуд» |
В течении года |
Психологи |
Что формирует самооценку и поведение вашего ребенка. Как это происходит в семейной системе. |
7. |
4-причины проблемного поведения ребенка. Как их распознать и обезвредить? |
В течение года |
Психологи |
Основные причины проблемного поведения ребенка. Как с ними работать? |
8. |
Примирительное письмо |
В течение года |
Психологи |
Разные способы общения с ребенком, если он не слышит. |
9. |
Таблица ответственности. Инструкция по применению |
В течение года Представленная информация была полезной? ДА 58.77% НЕТ 41.23% Проголосовало: 1089 |
Психологи |
Формирование ответственности у ребенка с помощью таблицы ответственности |
10. |
Технология бесконфликтного общения |
В течение года |
Психологи |
Способы и методы бесконфликтного общения с подростком |
11. |
Техника бесконфликтного отказа |
В течение года |
Психологи |
Как отказать подростку, чтобы он тебя услышал и не обиделся и не замкнулся |
12. |
Шаги решения затянувшейся проблемы – 6 ступеней |
В течение года |
Психологи |
Как быть если проблемы длятся длительный период времени. |
13. |
Санкции. Логические последовательности |
В течение года |
Психологи |
Памятка. Как наказывать, чтобы подросток воспринял это нормально |
14. |
Внутренний голос. Сохранение самоконтроля |
В течение года |
Психологи |
Эмоциональное благополучие родителя. Как его сохранить |
Апробацияпрограммы профилактики
самоповреждающегои суицидального поведения
«НАГРАНИ» в 2021-2022 учебном году
С целью апробации программыпрофилактики суицидальных рисков в МБОУ СОШ №4 г. Урая в 2021-2022 году.Реализация этой программы началась с диагностики теста тревожности имежличностных отношений в октябре этого года. Затем все выявленные дети былиприглашены на индивидуальную консультацию для прояснения ситуации.
Встречи с родителями учащихсяпроводились с целью ознакомления родителей с результатами диагностики тревожностии межличностных отношений, принципами семейной профилактики рискованногоповедения среди подростков и молодежи, признаками суицидальных тенденций икризисных состояний
С подростками, учащимися 7-11 классовбыли проведены занятия по темам программы «НА ГРАНИ»: «Буллинг в классномколлективе». В 202-2023 году планируется расширить тематику занятий средиобучающихся.
Семинары со специалистами МУ ЦГБ былипосвящены психологическим особенностям подросткового возраста, профилактикесуицидальных рисков среди подростков, были озвучены признаки суицидальныхтенденций, принципы оказания первой кризисной помощи, ознакомление специалистовс программой профилактики суицидальных рисков «НА ГРАНИ», типами опасногоконтента в сети Интернет, принципами оказания первой кризисной помощиподросткам.
В результате мероприятий программыснизился уровень тревожности у обучающихся в конце учебного года. У несколькихподростков остались суицидальные высказывания, у одного из них былисамоповреждающие действия на фоне лечения и психологической поддержки.
Отзывы о совместной работе смедицинской организацией МУ ЦГБ г. Урай в приложении.
Финансовоэкономическое обоснование программы
Материально-техническоеоснащение
Для работышкольной службы сопровождения в основном используется кабинетпедагогов-психологов, который оснащен не в полном объеме. Есть необходимость виспользовании современных диагностических методик и развивающих игр.
Смета расходов на реализациюпрограммы психолого-педагогического сопровождения профилактикисамоповреждающего и суицидального поведения среди детей подросткового июношеского возраста
«НА ГРАНИ» в 2022-2024 году.
№ п/п |
Наименование |
Стоимость, в руб. |
Количество |
Сумма, в руб. |
|
|
|
|
|
1. |
Тест оценка выраженности вероятных видов зависимости у подростков |
12900 |
1 |
12900 |
2. |
Тест ПРОФИ — 2 |
9300 |
1 |
9300 |
3. |
тест ПРОФИ-1 |
8600 |
1 |
8600 |
4. |
Тест ППРОФИ — 3 |
9500 |
1 |
9500 |
5. |
Тест диагностика готовности к школьному обучению |
9700 |
1 |
9700 |
6. |
Тест диагностика готовности ко второй ступени обучения |
8700 |
1 |
8700 |
7. |
Диагностика школьной адаптации |
7300 |
1 |
7300 |
8. |
Диагностика и развитие социальной ответственности подростков |
9000 |
1 |
9000 |
9. |
Развитие и коррекция мышления подростков |
7200 |
1 |
7200 |
10. |
Развитие и коррекция мышления младших подростков |
7800 |
1 |
7800 |
11. |
Диагностика личностных отклонений подросткового возраста |
9100 |
1 |
9100 |
12. |
Родительско-детские отношения (локальная) |
9000 |
1 |
9000 |
13. |
Многофакторный опросник Кеттелла |
8800 |
1 |
8800 |
14. |
Тест Р.Амтхауэра |
6800 |
1 |
6800 |
15. |
Тест Э.Ландольта |
5000 |
1 |
5000 |
16. |
Диагностика развития понятийных форм мышления |
7100 |
1 |
7100 |
17. |
Диагностика фирмы ИМАТОН тест Тулуз-пьерона |
5000 |
1 |
5000 |
18. |
Стол для работы психолога-дефектолога АЛМА ПРО |
295000 |
1 |
295000 |
Метафорические ассоциативные карты: |
|
|||
19. |
МАК «Кнуты и пряники» |
1200 |
1 |
1200 |
20. |
МАК «Тараканы в голове» |
1500 |
1 |
1500 |
21. |
МАК «Из сундука прошлого» |
1200 |
1 |
1200 |
22. |
МАК «Терапия счастьем» |
1500 |
1 |
1500 |
23. |
МАК «Послание внутреннему ребенку» |
700 |
1 |
700 |
24. |
МАК «Я большая. Я маленькая» |
700 |
1 |
700 |
25. |
МАК «ОН» |
500 |
1 |
500 |
26. |
МАК «Проститься, чтобы жить» |
1200 |
1 |
1200 |
27. |
МАК «Зонтики» |
1200 |
1 |
1200 |
28. |
МАК «ОНА» |
500 |
1 |
500 |
29. |
МАК «Расправь свои крылья» |
500 |
1 |
500 |
30. |
МАК «Поверь в себя» |
500 |
1 |
500 |
31. |
МАК «Телопроектор» |
800 |
1 |
800 |
Итого: оборудование имеющееся в образовательном учреждении: 447800 |
447800 |
|||
Необходимо приобрести для реализации программы за счёт средств гранта: |
||||
32. |
Онлайн обучение по авторской программе кросс-коучинга Романа Гриценко «Решение проблемного поведения подростков». Ведущий автор программы. |
11 |
12 |
132000 |
33. |
Диагностика социальной ответственности подростков |
1 |
9000 |
9000 |
34. |
Тест Э. Ландольта |
3 |
5600 |
16800 |
35. |
Оценка выраженности вероятных видов зависимости у подростков |
1 |
12600 |
12600 |
36. |
Тест Амтхауэра |
3 |
6800 |
20400 |
37. |
Оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению у подростков |
1 |
10800 |
10800 |
38. |
Оценка риска аддитивного поведения среди подростков |
1 |
12600 |
12600 |
39. |
Диагностика умственных способностей школьника |
3 |
6000 |
18000 |
Метафорические ассоциативные карты и настольные игры: |
|
|||
40. |
Комплект карт по работе с детской травмой |
1 |
1980 |
1980 |
41. |
МАК «Роботы» |
1 |
1300 |
1300 |
42. |
МАК «Я подросток» |
|
|
|
43. |
Набор метафорических карт «Семья. Мама. Папа» |
1 |
1500 |
1500 |
44. |
МАК «Тинэйджеры» |
1 |
1900 |
1900 |
45. |
Психологическая игра «Пять дорог» |
1 |
5900 |
5900 |
46. |
Комплекс конструктор психологическая игра «Счастливая школа» |
1 |
12000 |
12000 |
47. |
Настольная психологическая игра «Для подростков» |
1 |
1200 |
1200 |
48. |
Кинетический песок |
2 |
1500 |
3000 |
49. |
Мягкий пластилин |
5 |
332 |
1660 |
50. |
Стенд для психолога |
1 |
4210 |
4210 |
51. |
Стенд Советы психолога |
1 |
7010 |
7010 |
Итого за счёт средств гранта: |
272660 |
|||
Всего по программу: |
720460 |
Источникифинансирования.
Так как программапредполагает добровольность участия (из числа взрослых) и волонтеров (из числадетей) источников финансирования не предполагается. Администрация школы всегдаохотно идет на приобретение необходимого оборудования для школьной службысопровождения, если для этого есть возможности.
Перспективы распространения опыта
Поданной программе при получении гранта возможно распространение положительногоопыта на школы города Урая. Обучение специалистов школ города по авторскойпрограмме кросс-коучинга Романа Гриценко «Решение проблемного поведенияподростков». После апробации программы в г.Урае, можно транслироватьположительный опыт во всех школах Ханты-Мансийского округа.
Список литературы:
1. Профилактическаяработа психолога в школе — Профилактика совершения самоубийства (суицида)В.Брудзиньский
2. Источник: Кутянова, И.П. Социализация подростков групп риска / И. П. Кутянова. — Москва ; Берлин :Директ-Медиа, 2020. — 163 с.
3. Министерство образования и науки российской федерацииписьмо от 18 января 2016 г. № 07-149 «О направлении методических рекомендацийпо профилактике суицида».
4.Психолого-педагогическое и медицинское сопровождение детей и подростков группысуицидального риска: метод. рекомендации / Гос. образоват. учреждение высш.проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» / М.А. Попова, А.Э.Щербакова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2020. – 42 с.
5. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройствличности: пер. с англ. СПб.: Питер, 2017. 448 с.
6. Воликова С.В., Нифонтова А.В., Холмогорова А.Б. Школьноенасилие и суицидальное поведение детей и подростков // Вопросы психологии.2013. №. 2. С. 24–30.
7. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности иперверсиях. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 367 с.
8. Короленко Ц.П., Шпикс Т.А. Самоповреждающее и суицидноеповедение у женщин с пограничной повреждающей психической организацией ипограничным личностным расстройством [Электронный ресурс] // Медицина иобразование в Сибири. 2012. №. 3. URL:http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=716 (дата обращения10.08.2015).
9. Ласовская Т.Ю. Самоповреждающее поведение у лиц с пограничнымличностным расстройством (обзор литературы) // Сибирский вестник психиатрии инаркологии. 2011. № 6. С. 58–61.
10. Ласовская Т.Ю., Короленко Ц.П., Сарычева Ю.В., и др.Распространенность пограничного личностного расстройства среди подростков //Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012. № 2. С. 19–20.
11. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания иуказания по диагностике. Всемирная организация здравоохранения. Россия. СПб.:Адис, 1994. 304 с.
12. Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного буллинга исамоповреждающего поведения в подростковом возрасте // Психологическая наука иобразование. 2013. № 1. С. 39–49.
13. Польская Н.А. Зависимость частоты и характера несуицидальныхсамоповреждений от пола и возраста (в неклинической популяции) // Вопросыпсихологии. 2015. № 1. С. 97–109.
14. Польская Н.А. Модели коррекции и профилактикисамоповреждающего поведения // Консультативная психология и психотерапия. 2016.№ 3. С. 110–125.
15. Польская Н.А. Нарушения эмоциональной регуляции присамоповреждающем поведении // Психологический журнал. 2018. Т. 24. №.4. С.27–37.
16. Польская Н.А. Психология самоповреждающего поведения. М.:Ленанд, 2017. 320 с.
17. Польская Н.А., Власова Н.В. Аутодеструктивное поведение вподростковом и юношеском возрасте // Консультативная психология и психотерапия.2015. № 4. С. 176–190.
18. Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей насамоповреждающее поведение у подростков // Консультативная психология ипсихотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 156–174.
19. Сидорова М.Ю., Мацепуро Д.Г., Гайбуллаев А.З.Киберсамоубийство и цифровой селфхарм: общая проблематика и компьютерныерешения (часть 1) // Социальная и клиническая психиатрия. 2018. Т. 28. №. 3. С.92–104.
20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Должанская Н.А. Формированиемотивации на изменение поведения в отношении употребления психоактивных веществи коррекция других проблемных форм психосоциальной адаптации у детей иподростков группы риска. Пособие для врачей. М.: ННЦ Наркологии, 2004. 40 с.