Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающеговида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физическоеразвитие детей №11 «Катерок»
Утверждено на педагогическомсовете Заведующий МБДОУ №11
«___»____________ ___________Т.А. Грибкова
Программа
саморазвития
воспитателя
ХрамовойИрины Вячеславовны
Тема:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
на2020-2021 учебный год
Городскойокруг город Выкса
р.п. Шиморское
Актуальность:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы.
Экологическоесостояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует отныне живущихлюдей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Впоследнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы,теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди –это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.Охрана окружающей среды, разумное отношение к ней стали настоящей актуальнойпроблемой века.
Авоспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природыродного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране – одна изактуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинатьработу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста,когда закладываются основные способы познания окружающей действительности,развивать ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использоватьданный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение кприроде.
Природаоказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное,нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшениюлогического мышления и речи.
Экологическоеобразование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания иразвития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры,которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе,окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состояниюокружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностныхориентаций. Методика формирования элементов экологической культуры удошкольников должна учитывать психологические особенности детей данноговозраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Втрадиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод,экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан рядрекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
Всвязи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннемизучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано споиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, свведением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников,применением новых видов игровой деятельности.
Цель:
1) воспитание гуманного отношения к природе (нравственноевоспитание);
2) формирование системыэкологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
3) развитие эстетических чувств(умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
4) участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями , по охране и защите природы.
Задачи:
1) Формировать у детей системызнаний.
2) Развивать у детей трудовыенавыки и умения.
3) Воспитывать в детях любовь кприроде.
4) Привлекатьродителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Предполагаемый результат:
— пополнить педагогическую копилку новойинформацией;
— изготовить картотеку прогулок, картотекудидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
— переоценка педагогических ценностей, своегопрофессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
— воспитание защитников природы;
— творческая активность воспитанников.
Врезультате проделанной работы:
— у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления черезразличные виды деятельности;
-сформируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
-сформируется начало экологической культуры детей;
-дети получают практические знания по охране природы;
-развиваются речевые навыки детей;
-дети научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Форма отчётности:
1. Изготовить экологические игры, пособия,картотеку прогулок, лепбук «Огород на окне», макеты на экологическую тему.
2. Составить конспекты занятий,развлечений.
3. Выступление на итоговом педсовете, презентацияпо теме.
Срок |
Тема |
Содержание работы с детьми |
Практический выход |
Сентябрь 2020 год |
Изучение методической литературы по самообразованию. Разработка проекта: «Путешествие по временам года» (подготовительный этап) |
Планирование работы по самообразованию: • определение содержания работы по самообразованию; Дидактические игры: «Узнай на вкус»; «Чудесный мешочек» — овощи, фрукты. Цель: Развивать умение различать овощи и фрукты.
Наблюдения и опыты в природе.
Сбор материалов в копилку «Подарки осени»
Беседа: «Осень в гости к нам пришла».
Рисование «Падают, падают листья», «Яблочко с листочками».
Аппликация «Листопад».
Пальчиковая игра: «Засолка капусты», «Варим щи». |
Составление программы по самообразованию Оформить уголок природы: подбор комнатных растений.
Создание копилки «Подарки осени»
Изготовление макета «Осенний лес»
Изготовление эколого – дидактических игр: -«Овощи и фрукты». -«Животные и птицы».
Изготовление плаката «Календарь природы» |
Октябрь 2020 год |
Основной этап проекта «Путешествие по временам года» |
Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.
Рассматривание картины «Собираем урожай овощей».
Презентация «Собираем урожай».
Рассматривание иллюстраций «Дикие животные».
Наблюдения за комнатными растениями.
Чтение художественной литературы о животных и птицах.
Наблюдения за природой в осенний период.
Прогулки по территории детского сада.
Пополнение материалов «Подарки осени».
Дидактические игры: «Что нам осень принесла», «Что растет в саду?», «Во саду ли во городе», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает», «Что сначала, а что потом».
Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку», «Зайчик», «Овощи». Сюжетно-ролевые игры с муляжами овощей, фруктов: «Репка», «Магазин овощей», «Продавец взвешивает фрукты». Лепка «Репка на грядке», аппликация «Репка с листочками», рисование «Подсолнушки с семечками». Конструирование «Берлога для медведя». Подвижные игры: «У медведя во бору», «Обезьянки», «День, ночь», «Листики осенние», «Воробушки и кот». |
Изготовление дидактических игр на тему «Времена года» Изготовление макета «Птичий дворик» |
Ноябрь 2020 год |
Основной этап проекта «Путешествие по временам года» |
Осенний утренник «Лучики и капельки». Беседы: «Как животные готовятся к зиме», «Какая на улице погода». Сюжетно-ролевые игры: «Варим компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат», «Мы грибники». Лепка» Грибочки на пенечке». Аппликация и рисование «Ежик». Дидактические игры: «Собираемся на прогулку», «Большая и маленькая», «Когда это бывает?», «Назови правильно», «Найди, что назову». Чтение художественной литературы о животных, о природе. Наблюдение за осенними изменениями в природе в конце осени. Разработка лепбука «Огород на окне». Подвижные игры: «Кони», «Ворона и собачка» Представленная информация была полезной? ДА 61.01% НЕТ 38.99% Проголосовало: 1531
|
Сбор семян, природного материала. Изготовление макета |
Декабрь 2020 год |
Основной этап проекта «Путешествие по временам года» |
Беседы на тему: «Пришел мороз — береги уши и нос», «Светлое и темное время суток», « Что нам нравится зимой», «Почему нельзя есть снег».
Рассматривание фотографий зимних пейзажей.
Презентация «Зимушка-зима». Разгадывание загадок о зиме.
Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Дидактические и настольные игры: «Найди картинку», «Что зимой бывает?», «Кто спрятался в снегу». Наблюдение за птицами, деревьями, прохожими, трудом дворника, погодой. Игры с водой, дидактические игры: «Большие — маленькие снежинки», «Какой снежок?», «Собери снеговика», «Что бывает белым?» Экспериментирование со снегом.
Рассматривание альбома «Части суток», дидактическая игра: «Когда это бывает».
Подвижная игра «День — ночь», «Снег кружится», «У медведя во бору», «Птицы и лиса», «Зайцы и волк».
Подкормка птиц.
Театрализованная игра «Поездка в зимний лес».
Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя».
Заучивание стихов о зиме, загадки. Новогодний утренник. |
Изготовление макета «Зимний лес» Изготовление лепбука «Огород на окне»
Выставка поделок «Зимушка-зима» |
Январь 2021 год |
Основной этап проекта «Путешествие по временам года» |
Беседа по картине «Хорошо зимой!»
Беседы «Как мы играем зимой», «Зимние забавы», «Животные Севера».
Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы» .
Дидактические и настольные игры: «Времена года», «Зима», «Зимние забавы», «Зимние слова», «Кто что делает?», «Животные и их детеныши».
Экологическая игра «Кто, где живет?»
Лепка «Рыбка для медвежонка».
Наблюдение за природными явлениями.
Игры с водой, дидактические игры: «Заморозим», «Разогреем», «Цветные льдинки», «Сложи картинку», «Сколько снежинок?»
Эксперимент с водой и льдом «Что будет с водой, если вынести на мороз?»
Целевые прогулки: «Экскурсия в зимний лес», « Свойства снега».
Зимние подвижные игры: «Снежная баба», «Смелые воробушки», «Дед Мороз», «Снежинки и ветер».
Аппликация «Птичья столовая».
|
Создание коллекции семян.
Макет «Белый медведь на льдине».
|
Февраль 2021 год |
Основной этап проекта «Путешествие по временам года» |
Игра-опыт: «Цветной снег», «Какого цвета вода».
Игры с водой, дидактические игры: «Большие — маленькие снежинки», «Какой снежок?», «Собери снеговика», «Что бывает белым?»
Наблюдение за природными явлениями.
Театрализованные и сюжетно-ролевые игры: «Заюшкина избушка», «Кукла идет гулять», «Кукла заболела»
Беседа: Кто такие черепахи?». Рассматривание картинок «Черепахи», «Снежинки и ветер».
Беседы: «Такие разные водоемы», «Такие разные рыбки»
Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Птички в гнездышках», «Лохматый пёс», «Зайка беленький сидит», «Мыши и кот», «Кто дальше бросит снежок».
Показ детьми настольного театра по русские народной сказке Репка. Беседа: Какие домашние животные были в данной сказке.
Дидактические игры: Найди картинку с домашним животным, «У кого что?
Лепка «Черепашки».
Викторина загадок «Домашнее животное».
Аппликация «Рыбки в аквариуме».
Лепка «Улитки в аквариуме».
|
Макет «Пустыня»
Изготовление макета «Аквариумные рыбки» |
Март 2021 год |
Основной этап проекта «Путешествие по временам года» |
Дидактические игры: «Укрась торт», «Солнышко из ладошек», «Тонет — плавает», «Теплый — холодный».
Наблюдение за погодой, солнцем, снегом, снежными постройками, таянием снега, ветром, дождем, небом, ручейками, лужами, облаками.
Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Солнечные зайчики».
|
Изготовление макета «Весенний лес» |
Апрель 2021 год |
Основной этап проекта «Путешествие по временам года» |
Дидактические игры: «Как тают сосульки», «Большие — маленькие сосульки».
Показ презентации «Времена года».
Наблюдение за воробьями, набухшими почками, за трудом взрослых, цветами, насекомыми, погодой.
Подвижные игры: «Пчелки и медведи», «Солнышко и дождик».
Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Площадь цветов».
|
Макет «Зоопарк» |
Май 2021 год |
Заключительный этап проекта «Путешествие по временам года»
Составить план организации деятельности детей в летний период. |
Развлечение «Путешествие по временам года».
|
Подбор дидактических игр и бесед на тему: «Лето».
Игровой макет «Домашние животные»
Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
Показ презентации проекта «Путешествие по временам года».
|
