ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5класс
Программасоздана на основе:
Дисциплинапрофессионально-трудового обучения «Слесарное дело» входит в образовательнуюобласть «Трудовая подготовка». В Базисном учебном плане специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников сотклонениями в развитии» в 5 классе составляет 204 часа принедельной нагрузке 6 часов в неделю.
Настоящая рабочаяпрограмма составлена на основе:
Базисногоучебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений,утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Обутверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательныхучреждений для обучающихся, воспитанников отклонениями в развитии».
Учебного планаобразовательного учреждения.
На основепрограммно-методического обеспечения для 5-9 классов с углублённой трудовойподготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида подредакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Издательство «Владос»,2006
Авторской образовательнойпрограммы В.В. Воронковой по предмету «Слесарное дело» для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Издательство «Владос», 2001 год, под редакцией В.В. Воронковой. Федеральныйзакон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в РоссийскойФедерации (ст. 28);
ПриказМинистерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам — образовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования;
Приказ МинобрнаукиРоссии от 31.12.2015 N 1576 О внесении изменений в федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N373
Санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы. СанПиН 2.4.2.3286-15
Цели обучения:
Цельюпрофессионально-трудового обучения является подготовка учащихся ксамостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы напредприятиях. Для её достижения в процессе трудового обучения решаютсяследующие задачи:
— формированиедоступных школьникам технических и технологических знаний;
— развитие у учащихсяобщетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в производственном задании,планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
— обучениешкольников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и привитиеим соответствующих трудовых навыков;
— воспитание уучащихся положительного отношения к труду и формирование необходимых вповседневной производственной деятельности качеств личности.
Профессионально-трудоваяподготовка детей с ограниченными возможностями базируется на общих принципахобучения, но имеет и свои специфические особенности, в частности носиткоррекционную направленность, то есть предполагает максимально возможноеисправление недостатков развития личности школьников.
Программапредназначена для учащихся 6 класса коррекционной школы и предусматриваетподготовку к выполнению производственных заданий на уровне I – II разрядаквалификационной характеристики слесаря.
Материал рассчитанна специализацию трудовой подготовки учеников в соответствии с дальнейшимобучением в профессиональном училище.
Учащиесязнакомятся со способами обработки металла, получают сведения об устройстве ипринципах действия металлорежущих станков, об операциях, выполняемых на этихстанках и о правилах их эксплуатации. Ученики изучают структурутехнологического процесса, усваивают необходимость соблюдать техническиеусловия на обработку.
На практическихзанятиях значительное место отведено выполнению правил безопасности прислесарных работах. Предусмотрены темы по гигиене труда, производственной иличной гигиене рабочего.
В учебноймастерской школьники последовательно изучают приёмы и способы выполненияслесарных работ. При этом сложность работы возрастает для того, чтобы учащиесямогли освоить наиболее характерные сочетания приёмов и операций, овладеть
современнымиспособами выполнения профессиональных работ. Производственная практикапредполагает выполнение учениками работ по изготовлению деталей,приспособлений, инструментов, предусмотренных квалификационной характеристикой I и II разрядов.
Аттестацияучащихся проводится в конце каждой четверти. Практические и самостоятельныеработы оцениваются по 5-ти бальной системе. Учебный процесс завершаетсявыпускным экзаменом, который проводит экзаменационная комиссия.
Основныеформы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа впарах и группах, коллективная работа.
Методыобучения:словесные, наглядные, практические.
Основнымивидами деятельности обучающихся по предмету «Слесарное дело» являются:
– работа стекстами, направленные на формирование способности мыслить, делать выводы;
– выполнениетестовых заданий;
– практическиеупражнения;
– работа,направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
– развёрнутыеобъяснения при ответе на вопрос учителя, что содействует развитию речи имышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
– самостоятельноевыполнение практических работ, которые способствуют воспитанию прочных знанийпо предмету, умения работать с источниками (учебник, технологические карты,карточки-задания );
– работа спрактическими заданиями по слесарному делу (упражнения «Подбери нужныйинструмент», «Допиши», задания на соотношение даты и события).
Данныйпредмет сочетается с рядом дисциплин:
-Математика,
-Письмо и развитиеречи,
-Русский язык иразвитие речи,
-Чтение и развитиеречи,
-Социально –бытовая ориентировка
Планируемыеобразовательные результаты освоения предмета учащимися:
По окончанию обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть следующими навыками.
Должны знать:
— виды металлов и их сплавов,
— основные свойства металлов и их сплавов,
— назначение и устройство сверлильного, токарного, фрезерного и заточного станков, правила безопасной работы на них,
— назначение и устройство основного слесарного инструмента.
Должны уметь:
— грамотно применять слесарный инструмент,
— выполнять практические работы мотивационно,
— ориентироваться в задании,
— организовать рабочее место и планировать ход работы,
— соблюдать технику безопасности,
— переносить знания в новые условия.
УМК
- В.Г. Копелевич: И.Г. Спиридонов: Г.П. Буфетов — Слесарное дело 5-6 классы.
- В.Г. Патракеев: И.В. Патракеев – Справочный дидактический материал по слесарному делу
5-9 классы.
- Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы/ Под ред. В. В. Воронковой.
- Плакаты (устройство сверлильного станка, устройство сверла, работа с развёрткой, работа с зенкером).
- DVD (презентации): гибка металла, полиэтиленовые материалы и методы их соединения, устройство токарно-винторезного станка.
- Оборудование кабинета: сверлильный станок, токарно-винторезный станок, гаризонтально-фрезерный станок, муфельная печь.
Содержаниетем учебного курса
Вводноезанятие 5 часов
Вводное занятиеВводный инструктаж по охране труда.
Работа спроволокой 22 часа
Алюминиевая имедная проволока: свойства, применение.
Стальная проволока:свойства, применение в изделиях.
Инструменты иприспособления для работы с проволокой
Разметка как технологическаяоперация
Способы правкипроволоки
Способы изгибанияпроволоки
Знакомство сизделием (цепь из мягкой проволоки)
Изготовление цепииз мягкой проволоки
Знакомство сизделием (отвертка)
Изготовлениеотвертки
Изготовлениеголоволомки
Работа сжестью 20 часов
Черная и белаяжесть: применение и свойства
Инструменты дляразметки и резания тонкого листового металла
Устройство иназначение слесарных тисков
Киянка: назначение,приемы работы киянкой
Напильник плоскийличной: назначение, приемы работы
Знакомство сизделием (коробочка)
Разметка разверткикоробочки
Сгибание бортов наоправке
Притупление кромоккоробочки
Знакомство сизделием (коробочка с бортами, клапанами и отогнутыми кромками)
Разметка коробочкипо шаблону
Изготовлениекоробочки с бортами, клапанами
Изготовлениеподвески для картины
Разметка иобработка детали прямоугольной формы по заданным размерам 13 часов
Чертеж и техническийрисунок детали
Разметка: инструменты,последовательность выполнения разметки
Опиливание кактехнологическая операция
Приемы работы сплоским напильником (опиливание металлического
бруска Приемыработы с плоским напильником
Контрольныеинструменты
Организациярабочего места для опиливания
Разметка пластиныпрямоугольной формы
Опиливание металлическойпластины
Оценка качестваготового изделия
Отделкаизделия личным напильником и шлифовальной шкуркой 10 часов
Назначение отделкидеталей
Инструменты для отделкидеталей
Отделка деталиличным напильником
Шлифовальнаяшкурка: назначение, виды
Отделка поверхностидетали шлифовальной шкуркой
Опиливаниеплоской детали выпуклой и вогнутой формы с разметкой по шаблону 15 часов
Формы кромокплоских деталей
Разметка плоскихдеталей с выпуклой и вогнутой формой кромки
Обработка выпуклыхи вогнутых кромок плоских деталей
Опиливание деталейвыпуклой и вогнутой формы (на материалоотходах)
Знакомство сизделием (вешалка)
Разметка изделия
Опиливание кромкиизделия
Отделка поверхностидетали
Сверление11 часов
Устройство иназначение сверлильного станка
Инструменты иприспособления для сверления
Подготовкасверлильного станка к работе
Приемы работы насверлильном станке
Разметка центровотверстий на детали вешалки
Сверление отверстийв детали вешалки
Соединение деталейзаклепками с потайными головками 16 часов
Назначение клепки
Виды заклепок
Инструменты дляклепки в потай
Способы соединениядеталей заклепками
Порядокзаклёпывания деталей
Знакомство сизделием (вешалка-кронштейн)
Изготовлениевешалки-кронштейна
Работа стонколистовым металлом 24 часа
Виды тонкоголистового металла
Инструменты длярезания листового металла
Резание металла попрямым линиям
Резание металла покривой
Деревянный молоток:назначение, приемы работы
Правка тонкоголистового металла
Отгибание кромок
Окраска металла эмалью
Знакомство сизделием (поддон для цветочных горшков)
Изготовлениеподдона для цветочных горшков
Оценка качестваготового изделия
Правка игибка металла 12 часов
Назначение правки
Инструменты иприспособления для правки и гибки металла
Правка полосовогометалла, проволоки, прутков
Правка пластинки
Гибка металла втисках и на оправках
Изготовлениечертилки
Практическоеповторение 42 часа
Изготовлениеклиньев крепежных для молотков, клина для удаления сверла
Изготовление совкадля мусора
Самостоятельнаяработа 15 часов
Изготовлениелинейки из стали
Контрольнаяработа 5 часов
Изготовлениекрепежного угольника для столярных изделий