Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
Юшинская основная школа
Сычёвскогорайона Смоленской области
ПРОГРАММА
«Делаем добро вместе»
(участие обучающихся всоциально значимых проектах по предмету «Окружающий мир»)
1 – 4 класс
Срок реализации программы: 4 года
Учитель: Яшенкова Светлана Николаевна,
высшаяквалификационная категория
д. Юшино
2016- 2020 год
Пояснительная записка
Программа « Делаем добро вместе» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования. Даннаяпрограмма является одним из вариантов реализации участия обучающихся всоциально значимых проектах по предмету «Окружающий мир».
Актуальной проблемой современногообразования и воспитания является проблема социализации обучающихся.Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаютсясовместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагаетактивное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, вформировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретениизнаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнокстановится в позицию активного члена гражданского общества, способногосамоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное пониманиеокружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовыватьданные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании у юного субъектасоциальной деятельности, социального творчества.
Социальная деятельность школьников — этодобровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций,складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личнойинициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора,персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом,общественностью.
На уроках окружающего мира представляютсявозможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности,развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни,воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могуткасаться любых сторон общественной жизни: отношений между группамишкольников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющимпроблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
При выполнении общественно-полезных делуспешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важномделе, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что дляэтого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное, он учится делать добро и принимать его.
Актуальность данной программы заключаетсяв том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальныхспособностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности,желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности,умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Новизна программы «Делаемдобро вместе» состоит в том, что она предусматривает выполнение школьникамитворческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамкахдеятельности по предмету и помогает включению обучающихся в дела класса, школы,деревни, ближайшего социума.
Цель программы — формированиеличностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом имиром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
1. Привлекатьучащихся к активному участию в делах класса и школы.
2. Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
3. Формироватьу школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческойдеятельности.
4. Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основыличностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Описаниеценностных ориентиров содержания курса
В процессе реализации программы«Делаем добро вместе» предусматривается разработка и реализация социальныхпроектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностныхориентиров, как:
-ценность жизни – признаниечеловеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целомкак величайшей ценности;
— ценность человека – осознаниеответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;
— ценность общения – понимание важностиобщения как значимой составляющей жизни общества, как одного изосновополагающих элементов культуры;
— ценность добра – направленностьчеловека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатовнравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, какпроявление высшей человеческой способности — любви;
— ценность истины – это ценность научногопознания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия,мироздания;
— ценность природы — бережное отношение кней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувствакрасоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;
— ценность семьи как первой и самойзначимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды,обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традицийнародов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособностьроссийского общества;
— ценность труда и творчества –признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины,которая доступна любому человеку в своей области.;
— ценность социальной солидарности какпризнание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости,милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
— ценность гражданственности и патриотизма –осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу;любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследиемпредшествующих поколений.
— ценность человечества какчасти мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимымир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Общая характеристика курса
Программа «Делаем добро вместе»основывается на следующих принципах.
Принцип неадаптивной социализации,которая предполагает обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихсясоциальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальныхситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющихреальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственностимолодого поколения.
Принцип природосообразности предполагает,что социально -преобразующая деятельность школьников должна основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов,согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать егосообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность заразвитие самого себя.
Возрастосообразность -одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждомвозрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решениякоторых зависит его личностное развитие. Это и достижение определённогоуровня физического развития, и формирование познавательных,морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознанияличности, её самоопределение в жизни.
Принцип культуросообразности предполагает,что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческихценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормаминациональной культуры и традиций.
Принцип коллективности применительнок социальной деятельности предполагает, что общественно-полезнаядобровольческая деятельность детей даёт опыт жизни в обществе, опытвзаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивнонаправленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип диалогичности предполагает,что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессетакого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обменгражданскими ценностями. Диалогичность воспитания не предполагаетравенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями,неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Нодиалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимногопонимания, признания и принятия.
Принцип патриотическойнаправленности предусматриваетобеспечение в процессе социальной деятельности причастности школьников кнародам России, российской культуре и истории. Это предполагает использованиеэмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических,гражданско-патриотических явлений и предметов, собственных действий поотношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.
Принцип проектности предполагаетпоследовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку ивыведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся влогике замысел — реализация — рефлексия.
Принцип поддержкисамоопределения воспитаника.
Самоопределение в социальной деятельности- процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственногоотношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опытасоциального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстникамисоциально-значимой деятельности.
На начальном этапе социально преобразующейдобровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальнойпробы. В контексте социальной деятельности социальная проба – этоинициативное участие школьника в социально значимых делах, организованныхвзрослыми.
Каждый вид урочной и внеурочнойдеятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опытколлективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своейсовокупности даёт большой воспитательный эффект.
Обучающиеся достигают необходимого дляжизни в обществе социального опыта, формируют принимаемую обществомсистему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития исоциализации каждого обучающегося в учебное и внеурочное время.
Направления развития личности: социальное.
Виды деятельности: познавательная, игровая, социальноетворчество, трудовая, художественное творчество.
Формы организации деятельности:
· Познавательныебеседы;
· встречис людьми различных профессий;
· просмотри обсуждение видеоматериала;
· конкурсы;
· выставкидетских работ;
· праздники;
· викторины;
· творческиепроекты, презентации;
· мастерскиеподарков;
· копилкидобрых дел;
· трудовыедесанты;
· социально-значимыеакции,
· социальныепроекты
Процесс воспитания социальной активностистроится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальнаяинициатива — это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшаяребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Описание места программы вучебном плане
В соответствии с учебным планом начальногообщего образования МКОУ Юшинская ОШ программа «Делаем добро вместе» реализуетсяс 1 по 4 класс на уроках окружающего мира и, как продолжение работы, вовнеурочное время. Общий объем учебного времени составляет 40 часов(по 10 часов в 1,2,3,4 классе).
Программа предполагает как проведениерегулярных уроков окружающего мира, так и возможность организовыватьпродолжение занятий во внеурочное время.
Планируемыерезультаты освоения обучающимися
программы«Делаем добро вместе»
Результаты первого уровня: — получениеэлементарных представлений о значении участия человека в общественно-полезнойдеятельности;
— приобретение начального опыта участия в различных видахобщественно- полезной деятельности;
Результаты второго уровня:
— получение опыта позитивного отношения к общественно- полезнойдеятельности;
Результаты третьего уровня: — потребностьв участии в общественно-полезной деятельности в окружающем школу социуме.
Личностнымирезультатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду итворчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудовоготворческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основтруда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различныхвидах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражатьсебя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видахтворческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальномтворчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
· приобретение школьником социальных знаний,
· понимание социальной реальности и повседневной жизни;
· приобретение навыков групповой работы;
· получение опыта разработки социальных проектов и организацииколлективной творческой деятельности;
· поиск, нахождение и обработка информации о принятых вобществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; овзаимопомощи и т.п.;
· способность регулировать собственную деятельность;
· освоение правил и норм социокультурного взаимодействия совзрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья,учреждения культуры в городе, т.д.);
· приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
· совершенствование в умениях слышать себя и других;
· приобретение школьником опыта самостоятельного социальногодействия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичноговыступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместнойдеятельности с другими детьми.
Предметные результаты:
1. Вценностно-ориентационной сфере – формирование представленийо целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;
2. Впознавательной сфере – расширение исистематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира;формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, обизменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейшихэлементов естественнонаучных и обществоведческих знаний, необходимых длядальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарныхисследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решенияпрактических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм иправил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
3. Вэстетической сфере – развитие эколого-эстетическоговосприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научныеданные образами литературы и искусства;
4. Всфере правил безопасности жизни – расширениепредставлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемамисамоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легкихтравмах; знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и наприроде.
Впроцессе оценки достижения планируемых результатов используютсятакие методы, как наблюдение, анализ результатов деятельности: проекты, акции,творческие работы, самоанализ и самооценка.
Результаты деятельности отслеживаются впортфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутыхрезультатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Реализацияданной программы способствует вовлечению младших школьников в социально – значимую деятельность, является средством формированиясоциальной активности и компетенции подрастающего поколения.
Содержание программы с указанием форм организации
социальной деятельности на уроке и вне урока
«Окружающий мир» 1 класс (автор учебника Плешаков А.А.)
№ п/п |
Название темы урока |
Социально значимый проект или акция на уроке и вне урока |
1. |
Что растёт на подоконнике? |
Акция «Подари цветок школе» Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250
|
2. |
Кто такие птицы? |
Акция « Покормите птиц зимой» Проект «С каждого по зёрнышку» |
3. |
Как живёт семья? |
Проект «Мои обязанности в семье»
|
4. |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
Акция «Береги воду!»
|
5. |
Откуда в наш дом приходит электричество? |
Акция «Экономь электроэнергию!»
|
6. |
Откуда берётся и куда девается мусор? |
Акция «Подари вещи другую жизнь»
|
7. |
Когда учиться интересно? |
Проект «Мы все такие разные», акция «Помоги однокласснику»
|
8. |
Когда мы станем взрослыми? |
Проект «Как быть здоровым»
|
9. |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
Акция «Подари школе семена цветковых растений» Проект «Выращивание рассады бархатцев для школьной клумбы»
|
10. |
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
Проект «Доброе дело для парка весной»
|
«Окружающий мир» 2 класс
1 |
В гости к осени (экскурсия) |
Проект «Доброе дело для парка осенью»
|
2 |
Из чего что сделано. |
Экскурсия «В школьной библиотеке» Проект «Книжкина больница»
|
3 |
Какой бывает транспорт |
Конкурс листовок «Азбука пешехода» |
4 |
В гости к зиме (экскурсия) |
Акция « Покормите птиц зимой» Проект «С каждого по зёрнышку» |
5 |
Если хочешь быть здоров. |
Трудовой десант «Мы – за чистый класс»
|
6 |
Наша дружная семья. |
Операция «Уют» |
7 |
В школе. |
Рейд «Тихая перемена» Акция «Помоги тому, кто рядом» |
8 |
Правила вежливости |
Акция «Убираем сквернословие»
|
9. |
Ты и твои друзья |
Создание сборника игр «Поиграем вместе» (подарок детям детского сада) |
10. |
Мы – зрители и пассажиры. |
Проект «Секреты хорошего настроения»
|
«Окружающий мир» 3 класс
1 |
Природа |
Проект «Доброе дело для природы осенью» |
2 |
Общество |
Конкурс «Осенние фантазии» |
3 |
Что такое экология |
Акция «Живи, цветок!» |
4 |
Природа в опасности |
Акции «Сделай кормушку для птиц» |
5 |
Берегите воду! |
Викторина «Вода – основа жизни» |
6 |
Охрана растений |
Акция «Сбор макулатуры» |
7 |
Организм человека |
Трудовой десант. «Мы – за чистый класс» |
8 |
Для чего нужна экономика |
Проект «Доброе дело для природы весной» |
9 |
Растениеводство |
Проект «Выращивание рассады календулы для школьной клумбы»
|
10 |
Семейный бюджет |
Акция «Дети- детям» (сбор книг, игрушек для детского сада) |
«Окружающий мир» 4 класс
1 |
Мир глазами эколога |
Операция «Забота!» |
2 |
Моря, озёра и реки России |
Проект «Доброе дело для природы осенью» |
3 |
Лес и человек |
Акция «Сбор макулатуры» |
4 |
Наш край |
Обмен мнениями «Моя копилка добрых дел» |
5 |
Жизнь леса |
Акция « Покормите птиц зимой» |
6 |
Растениеводство в нашем крае |
Операция «Уют в школе»
|
7 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси |
Акция «Помоги книге»
|
8 |
Великая война и великая Победа |
Мастерская подарков. Изготовление открытки ко Дню Победы. |
9 |
Такие разные праздники |
Письма-просьбы, письма-покаяния своим мамам. |
10 |
Путешествие по России |
Проект «Моя малая родина» |
Литературадля учителя
1.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев,П.В. Степанов. Москва. Просвещение 2010
2.Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;
3.Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;
4.Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие ивозрастные особенности). — Минск, 2000г.
5.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образованиепод редакцией В.А. Горского. Москва. Просвещение 2010
6.Программа воспитания и социализации
7.Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1998
8.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. — №9.
9.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальнойшколе. // Нач.школа. – 2004. — №2