«Содружество школы и семьи»
Программуразработала: Хорошавина Галина Германовна, учитель начальныхклассов
высшейкатегории,
2019-2023
СОДЕРЖАНИЕ
I.Основные положения Программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи Программы
1.3. Формы реализации Программы
II.Основные направления деятельности по реализацииПрограммы
III. Механизм реализации Программы
3.1. Подготовительный период
3.2. Основной период
3.3. Заключительный период
IV.Ожидаемые результаты реализации Программы
V. Диагностическаядеятельность классного руководителя
5.1. Суждения детей овоспитании в семье
5.2. Суждения родителей овоспитании в семье
VI. Список использованныхисточников
Приложения
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Педагогикадолжна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей.В.А.Сухомлинский.
Младший школьный возраст является одним из самых значимых периодовдетского развития. Ребенок выходит в более широкий, чем прежде, социальный мир– мир школы.
Проработав в школе тридцать четыре года, я пришла к выводу, чтовоспитывать детей становится все труднее и труднее. Причин тому много:изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашейстране, усложняются науки о ребенке, меняются взгляды на воспитание и развитиедетей. Неизменным остается одно – желание родителей воспитать в своем ребенкеЧеловека.
Воспитание обучающихся в школе и воспитание в семье – это единыйнеразрывный процесс. Работа с родителями, как и всякая работа, не может носитьэпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобыпомощь родителей была действенной, а дело воспитания стало общим делом семьи ишколы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столькообучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемыи, вместе искать пути и способы их решения.
Эта программа направлена на организацию сотрудничества с семьей винтересах ребенка, формированию общих подходов к воспитанию, совместноеизучение личности ребенка, выработку единых требований, организацию помощи вобучении, физическом и духовном развитии.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель:создание условий для формирования педагогической культурыродителей, пополнению арсенала их знаний по вопросу воспитания ребенка в семьеи школе.
Задачи: установление и поддержаниепостоянной связи с родителями;
выработкаединства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка;
привлечение родителей корганизации работы с классом;
развитие интереса к совместномуобсуждению проблем, возникающих в процессе
воспитания;
побуждение родителей кразмышлению об особенностях воспитания в семье;
оказание психолого–педагогической, информационно–правовой, учебно–образовательной, методической и организационной помощи семье;
созданиепредпосылок для развития самоорганизации и социальной активности семей.
1.3. Формы реализации Программы
1.3.1. Формы сотрудничества
Ø Интерактивная:анкетирование, диагностика, дискуссии, круглые столы, конференции, вечеравопросов и ответов, консультации специалистов.
Ø Традиционная:родительские собрания, спортивные семейные и интеллектуальные состязания,творческие конкурсы.
Ø Просветительская: использование средств массовойинформации для освещения проблем воспитания и обучения детей, организацияродительского всеобуча, выпуск информационных листов, оформление стендов иуголков для родителей.
Ø Государственно-общественная:создание попечительского совета, совета школы
1.3.2. Уровниреализации
ü Класс
ü Образовательноеучреждение
1.3.3. Социальныепартнеры
К работе по программе будут привлечены квалифицированные специалисты:психологи, юристы, психотерапевты, педагоги, а также родители. Их функции:консультирование, проведение тренингов, семинаров, лекций, проведениемероприятий.
Социальные институты. Привлечение к работе другихсоциальных институтов:
Выставочный зал
Библиотеки
II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Воспитание в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.Не случайно, В.А.Сухомлинский был твердо убежден в том, что воспитание детейнадо начинать именно с родителей. Приняв детей в первый класс, я решиларазработать Программу « Содружество школы и семьи». Эта программа поможет мнесделать родителей моими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками,доброжелательными участниками единого педагогического процесса, коллегами ведином деле воспитания.
Я убедилась,что, не зная учеников и их родителей, не создав дружного коллектива, невозможнорешать задачи обучения и воспитания детей.
Направления |
Целевая установка |
Планируемые мероприятия работы с родителями |
Учебная деятельность
|
Оказание помощи детям в развитии способностей действовать самостоятельно и проявлять свои интеллектуальные способности. |
Одно из главных направлений помощи детям – обучение умению учиться.
|
Саморазвитие личности
|
Создание условий для творческой самореализации обучающихся. |
«Семья-эрудит», «Семейное увлечение». |
Направления |
Целевая установка |
Планируемые мероприятия работы с родителями |
Трудовое воспитание |
Создание педагогических условий для эффективного трудового воспитания в семье.
|
Ø субботники, Ø помощь в организации ремонта классного кабинета, Ø оформление классной комнаты, Ø благоустройство и озеленение школьного двора, Ø посадка аллей. |
Нравственное воспитание |
Создание условий для формирования нравственной культуры родителей и адекватной оценки себя и других людей.
|
|
Воспитание патриотических чувств |
Воспитание патриотических чувств; обучение пониманию смысла человеческого существования |
|
Направления |
Целевая установка |
Планируемые мероприятия работы с родителями |
Здоровый образ жизни |
Формирование ценностного отношения учащихся и их родителей к своему здоровью и здоровью окружающих
|
|
Досуг |
Создание дружеской и творческой атмосферы, побуждающей у детей интерес к различным видам деятельности; направленность семейного воспитания на всестороннее развитие детей |
Выявление интересов и хобби родителей, привлечение их к организации жизнедеятельности класса.
|
III.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Подготовительный период (апрель-август (допоступления в 1 класс)– сентябрь 1
класса)
Организациядиагностической работы по изучению семей.
Составление характеристик семейобучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальныйуровень).
Создание условий для обеспеченияправ родителей на участие в организации учебновоспитательного процесса.
Активное включение в работу ссемьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительногообразования, старшего вожатого, библиотекаря.
3.2 Основной период (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4класс)
Организацияпсихолого-педагогического просвещения родителей.
Создание системы массовыхмероприятий с родителями, работа по организации общественно-значимой совместнойдеятельности и досуга родителей и учащихся.
Выявление и использование впрактической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Внедрениев семейное воспитание традиций народной педагогики.
Оказаниепомощи родителям в формировании нравственного образа семьи.
Использование различных формсотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьмитворческую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Расширениесферы дополнительных образовательных и досуговых услуг
Разработкатематического оформления по работе с семьей.
Основной период включает в себя следующие этапыреализации:
I этап (1класс): совместный психолого-педагогический поиск методов эффективноговоздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебныхнавыков. II этап (2класс): обогащение семейной жизниэмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка иродителей.
III этап(3 класс): обучение родителей видеть и понимать изменения, происходящиес детьми.
IY этап (4класс): сотрудничество и расширение поля позитивного общения с семьейпо реализации Программы.
3.3Заключительный период (конец 4 класса)
Анализи обобщение деятельности по реализации Программы.
Созданиеметодических рекомендаций.
IV.ОЖИДАЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты
Создание единой системыформирования, развития и реализации психологопедагогических услуг семье в сфереобразования и психологической поддержки;
формирование системы оказанияпсихолого-педагогической, информационно-
правовой,учебно-образовательной, методической и организационной помощи семье;
повышениепрестижа семьи и ее социально-психологической культуры;
укрепление внутрисемейныхотношений.
Практическая реализация
Результатомработы по Программе «Содружество школы и семьи» явилось изданное пособие«КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ». В нем собран разнообразный практический материал дляпроведения родительских собраний и классных часов. Также в нем предлагаютсяварианты анкет, педагогические ситуации для обсуждения, даются советыродителям.
Пособиепредназначается учителям начальной школы, завучам по воспитательной работе, атакже студентам педагогических колледжей и вузов.
V.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Диагностический материал – анкетирование.
5.1.Суждения детей о воспитании в семье
1. К кому вы чаще всегообращаетесь за помощью? (в%)
По рисунку видно, что дети чаще всего обращаются за помощью к родителям,затем к бабушкам и дедушкам, на третьем месте — к учителю. Наименьшая доляприходится на книги.
2. Что выше всего ценят дети вродителях?
По рисунку видно, чтодети в родителях ценят наиболее всего доброту и отзывчивость. Промежуточноеположение принадлежит взаимопониманию, уму, знаниям и эрудиции.
Последнее место – трудолюбию.
5.2.Суждения родителей о воспитании в семье
1. Какие чаще всего методы воспитания используют родители?
По рисунку видно, что родители чаще всего методом воспитания используютбеседу, затем наказания и личный пример, последнее место занимают поощрения,поручения и режим.
2. В каких случаях родители посещают школу?
Основные показатели Значение,%
приходят на собрания, лекции, практические занятия |
55 |
приходят по вызову учителя |
10 |
обращаются к учителю за советом |
15 |
участвуют в воспитательных делах класса
|
20 |
По рисунку видно, что родители чаще всего посещают школу в связи спроводящимися собраниями, затем для участия в воспитательных делах класса ипоследнее место – по вызову учителя.
VI.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бескоровайная Л.С.Настольная книга «Учителя начальных классов»/Л.С.Бескоровайная, О.В. Перекатьева. — Ростов-на-Дону: издательство«ФЕНИКС», 2002.
Гамаль Е.В.Справочник классного руководителя 1-4 классов / Е.В.Гамаль.- СанктПетербург: СПб.ООО «Виктория плюс», 2007.
Дементьева И.В. Современная семья в зеркале социологии //Воспитание школьников. – 1995. — №5. С. 17-20.
Капралова Р.М. Работа классных руководителей сродителями. – М.: Просвещение, 1980.
Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя сродителями в начальной школе/Н.А.
Касаткина. — Волгоград: Учитель, 2004.
Клецин С.И. Семья как фактор социально-культурного развитияобщества // Семья и общество. – М., 1982.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2000.
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и егозначение. – М.: Просвещение, 1991.
Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: 1995.
Матейчек З. Родители и дети. – М.: Просвещение,1992.
Недвецкая М.Н. Основы педагогическоговзаимодействия школы и семьи. – М., 2006.
Рожков М.И.,Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат,1985.
Урбанская О.Н. Работа с родителями младшихшкольников /О.Н. Урбанская. – М.:
Просвещение, 1986.
Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний/В.П.Шульгина. – Ростов-наДону: издательство «ФЕНИКС», 2002.
Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитаниешкольников. – 1993. — №6. С. 14-19.
Научно-методический журнал «Классный руководитель».– 2005-2007.
Журнал«Начальная школа». – 1985-1993.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Тематическое планирование родительского всеобуча
Класс |
В рамках реализации Национального проекта «Образование» |
В рамках реализации городской Программы «Подросток и Закон» |
В рамках реализации Образовательной системы «Школа 2100» |
В рамках реализации целевой Программы «Духовнонравственное воспитание обучающихся» |
1 класс |
Трудности адаптации первоклассников к школе |
Школа+семья+ дети=? |
Развитие личности младшего школьника |
Книга в семье и духовное развитие ребенка |
2 класс |
Здоровый образ жизни |
Особенности трудового воспитания детей младшего школьного возраста |
Первые уроки школьной отметки |
Роль семьи в экологическом воспитании детей |
3 класс |
Отцы и дети |
Организация семейного досуга |
Культура учебного труда и поведения школьника |
Нравственные отношения в семье |
4 класс |
Семья — важнейший институт воспитания детей |
Свободное время – для души и с пользой |
Воспитание у школьников ответственного отношения к учению |
Создание условий для творческого саморазвития личности |
Четверть |
1 |
2 |
3 |
4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ2
ПРИЛОЖЕНИЕ3
Правила общения «Учитель-Родители»
Первое правило: умение войти в контакт,сосредоточить на себе внимание партнера.
Это умение дается нелегко, однако оно абсолютно необходимо. Когда егонет, возникает опасное расхождение между целями, которые ставит педагог вобщении с родителя, и средствами (поведением, словами, интонацией), с помощьюкоторых он пытается этих целей достичь.
Основным средством человеческого общения является слово. Оно служитважнейшим источником информации о человеке, о его состоянии и свойствахличности. Педагог должен уметь использовать слово, чтобы не навредитьсобеседнику, будь то ребенок или его родители. «Слово – тончайшее прикосновениек сердцу, оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой,возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьямигрязи: мудрое слово доставляет радость, глупое и злое необдуманное и бестактноеприносит беду», — писал В. А. Сухомлинский.
Бывает и так: человек не сказал ни единого резкого слова, но тон его речипредопределяет дальнейшее поведение собеседника. Интонационная чуткость речиочень важна при вступлении в контакт: взгляд, жест, улыбка – богатыеэкспрессивные средства, помогающие войти в контакт.
Второеправило: взаимное уважение.
Понимание должнопредшествовать советам. Когда отец и мать настроены агрессивно, с установкойдоказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, приниматьсоветы и рекомендации. А если и ещѐ и учитель ответит грубостью: «Что вы мнедоказываете? Я вашего ребѐнка знаю как свои пять пальцев». Тогда не избежатьтого, что идеально подходит для выражения «нашла коса на камень». Кому этонадо? Отцу, матери? И уж во всяком случае не ребѐнку. А учителю и подавно. Ведьон заинтересован так же, как и родители, в положительном исходе общения.
Третье правило: понимание должно завершаться«развивающим» советом и готовностью партнѐра (родителя) действоватьсамостоятельно.
Чтобы оказать матери или отцу конструктивную помощь, важно раскрыть имвозможности их ребѐнка, убедить в необходимости опереться на них («мальчишкаспособный»). Каждому заботливому родителю хочется самому попробовать своипедагогические силы, чтобы убедиться, что он может, а что пока нет, самомунайти путь, по которому идти.
Четвертоеправило: обе стороны благодарны за общение.
Когда мы говорим о взаимопонимании учителя и родителей, то почему-тоимеем в виду одну сторону общения — учителя. Он обязан. Он должен создатьусловия для взаимопонимания, быть всегда внимательным и тактичным. Но и другаясторона – родители – не имеют права на недоброжелательность, несдержанность ибезответственность. Обеим сторонам важно определить рубеж, который гарантируетравенство, взаимное уважение обоих партнеров. Вот формула, которой неплохо быруководствоваться при общении: «Мы оба и каждый из нас заинтересованы в том,чтобы ребѐнок вырос умным, знающим, добрым, чтобы раскрылись все егоспособности».
Пятоеправило: придерживаться « открытого» общения.
Обе стороны должныпосвящать друг друга во все, что помогает понять ребѐнка и проблемы, связанныес его воспитанием. У каждого человека, в том числе и у ребѐнка, есть личностныеособенности. Кто о них больше знает? Наверно, родители. А школьнымвоспитателям, чтобы корректировать развитие ребѐнка, надо ли о них знать?Безусловно! «Открытое» общение между родителем и учителем – огромнаявозможность выявления таких ценностей, которые способствуют рождениюпедагогических истин, возможность выверенного подхода к объекту воспитания.
Шестоеправило: умение говорить и слушать партнера.
В диалоге учителя с родителем недопустимы едкая ирония, саркастическиезамечания, придирки к неудачному слову, общее пренебрежение к партнѐру.Подобная « коллекция» разоблачений нужна тому, кто хочет замаскировать своенастроение, раздражительность, неумение и нежелание быть в контакте.
Общение без учета ситуации, настроения партнѐра ведѐт к душевной глухоте.Умение говорить с партнѐром предполагает и умение слушать его. Это умение –проявление уважения к личности собеседника.
Седьмоеправило: умение отражать мысли и чувства партнѐра по общению.
Партнѐров по общению можно сравнить с зеркалом. Оно отражает чувства,эмоции, выраженные в словах, жестах, походке, манере держать себя. Если учительвстречает родителя улыбкой, он отвечает тем же. Если в голосе учителя металл,родители тут же настраиваются на аналогичный тон. Если же родителям ничего недается, им нечего и возвращать.
Аналогичной будет и реакция учителя. Когда родители ведут себяагрессивно, нетактично по отношению к учителю, последнему, будь он триждыблагородным и доброжелательным, трудно удержаться, чтобы не сорваться, неответить грубостью на грубость.
Восьмоеправило: ребѐнок является главной целью общения.
Если между учителем и родителями существует неприязнь друг к другу, то еѐнеобходимо преодолеть во имя ребѐнка. Нужно помнить фразу Януша Корчака о том,что конфликты между учителем и родителями всей тяжестью ложатся на ребѐнка.
Бывает, что и родители не всегда принимают учителя. Чаще всего этопроисходит тогда, когда родители считают, что учитель несправедлив к их детям,излишне строг. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и несклонны к сотрудничеству с учителем. Немало и таких, кто, испытав однажды стыдза своего ребѐнка, бессильно ненавидит школу и учителей. Ломать стенуотчуждения и недоверия в таких случаях непросто.
Существует убеждение:нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупицанеравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедитьродителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребѐнку было хорошо.
Родители обязаныв это поверить! Поддержка, готовность помочь, доброе слово – это дождь взасуху.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Правила проведения родительских собраний
Родители должны знатьопределенный день проведения собраний в школе, тогда они могут заранеепланировать освобождение вечера этого дня и психологически подготовиться напосещение.
Классный руководитель, готовяськ родительскому собранию, должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
Ваше выступление передродителями обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах вжизни класса, содержать анализ отрицательных явлений и включать реальныепредложения по исправлению негатива.
Для того чтобы поддержатьинтерес каждого родителя к общей работе в процессе собрания, необходимопоказать деятельность их детей.
Нельзя «отчитывать» родителей запромахи его ребенка или выставлять на всеобщее обозрение его неуспехи, такоеповедение учителя приводит к тому, что родители после таких моментов перестаютпосещать собрания. Лучше о проблемах поговорить наедине.
Родительское собрание должнопросвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
Классный руководитель должен неназидать, а общаться с родителями, давая им возможность высказать свое мнение входе собрания, а не после него.
Собрание не должно бытьдлительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность,системность.
Каждое родительское собраниедолжно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которуюможно использовать во благо ребенка.
Тема собрания должнаучитывать возрастные особенности детей.
Лучше всего, когда в проведениисобрания активную роль играют сами родители, если это необходимо, ученики иклассный руководитель.
У родителей только тогдапоявляется любовь к школе и к классу, когда они много и по-хорошему принимаютучастие в жизни класса.
Классный руководитель простообязан выжать из родителей все их возможности, все их умения и знания на пользуколлективу.
