X-PDF

Программа творческого объединения Юный краевед

Поделиться статьей

Творческоеобъединение «Юный краевед»

Пояснительнаязаписка

Внеурочная (внеурочная) деятельность – понятие, объединяющее все видыдеятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразнорешение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательногопроцесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочнаядеятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемаяво внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательномдосуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой тусферу, в условиях которой можно максимально развить или сформироватьпознавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечитвоспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент ихдеятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять всвободное от обучения время.

Неоценимымисточником развития и воспитания личности являются инновационные формывнеурочной деятельности, среди которых особо следует выделить краеведение.

Впоследнее время мы все чаще начинаем обращаться к духовным ценностям прошлого,пытаемся восстановить прерванную связь времен, видим острую необходимостьизучения своих национальных корней, как непрестанного источника нашегонравственного здоровья. Любовь к родине это и есть то самое, что во многомопределяет жизненную позицию человека и гражданина.

Краеведение – это самое важное средство связи обучения ивоспитания с жизнью, оно содействует не только развитию детей в областикраеведения, но и, нравственному, эстетическому и физическому воспитаниюучащихся.

Программатворческого объединения – «Юный краевед»направлена на более глубокое и подробное изучение истории родного края.Учащиеся откроют для себя новые до настоящего времени не изведанные страницыистории Рязани и Рязанской области, сформируют целостное представление овзаимосвязи развития своего села, района, области и развития страны, воспитываяв себе интерес к историческому поиску.

 

 

 

Настоящая программа составлена наоснове следующих нормативных документов:

 

1) Закон Российской Федерации от29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Федеральный компонентгосударственного стандарта общего образования. (Приказ Минобр от 05.03.2004 №1089);

4) Федеральный перечень учебников,рекомендованных к использованию в школе;

          5)Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016  2020 годы

         6) Письмо МинобрнаукиРоссийской Федерации от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организациивнеурочной деятельности при введении федерального государственногообразовательного стандарта».

 

Цель программы:

Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим икультурным ценностям Рязанского края.

Задачи:

Обучающие:

·        Формировать уобучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; оличностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внеслисоотечественники в историческое и культурное наследие города, края;

·        Прививатьмладшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать иописывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

·        Формированиегражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

·         

Развивающие:

·        Развиватькоммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах,координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

·        Способствоватьразвитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

·        Расширятьисторический и экологический кругозор учащихся;

·        Развиватьинтерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению еготрадиций;

·         

Воспитательные:

·        Способствоватьпробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным иприродным ценностям города;

·        Содействоватьформированию социально активной, нравственной личности с гражданскимсамосознанием.

·        Воспитатьбережное отношение к природному, историческому и культурному наследию,сохранению исторической памяти.

 

Принципы реализации программы:

— признание приоритета воспитательныхзадач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов края, города;

— выделение этапов краеведческойподготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретныхобразовательных и воспитательных задач;

— понимание краеведения каккурса, позволяющего учащимся  увидеть край как сложный, многообразный,противоречивый, но целостный единый мир; 

— обращение к реалиям повседневной жизнижителей Рязанского края,  решение воспитательных и образовательных задачкурса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированногоподхода при определении сущности изучаемого предмета;

 

Методы обучения:

1.     Словесный — передача необходимойдля дальнейшего обучения информации.

2.     Наглядный — просмотр презентаций,фильмов, посещение экспозиций и выставок музея.

3.     Игровой — создание специальныхситуаций, моделирующих реальную ситуацию,  из  которой ребятам предлагаетсянайти выход.

4.     Поисковый — сбор информации поинтересующей теме.

5.     Исследовательский — изучениевещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развитиямыслительной, интеллектуально — познавательной деятельности.

6.     Проектный – работа учащихся надиндивидуальным краеведческим проектом.

7.     Демонстрационный – устноеизложение темы музейного занятия сочетается с показом экспонатов,мультимедийных слайдов, фотографий, рисунков, схем …).

8.     Вопросно – ответный(эвристический).

9.     Ролевой метод.

10.  Метод погружения в прошлое.

11.  Метод театрализации.

12.  Проблемный метод.

13.  Практический метод.

Направлениепрограммы: туристско-краеведческое.Краеведческая работа по данномунаправлению направлена на расширение кругозора учащихся. Происходит знакомствос жизнью родного Рязанского края. Происходит воспитание любви к малой родине,истории ее истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людейпрошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, справедливость.

 

Новизна и оригинальность программы состоит в том, что при организации работыиспользуются разнообразные формы ее проведения. Учащиеся участвуют в проектнойдеятельности, составляя свои собственные проекты по различным краеведческимтемам. Так же совместно с учителем совершают виртуальные экскурсии поРязанскому краю, посещают музеи,  встречаются с героями Рязани военных лет.

 

Актуальностьпрограммы состоит в том, что впоследнее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащенияучащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формированиегражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль внравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, являетсяинтегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы иобеспечивает межпредметные связи.

 

Отличительной особенностью программы является то, чтоона носит интегрированный характер и включает в себя: этнографию; историческое,географическое и литературное краеведение. От других подобных программ ееотличает адаптация к конкретному Рязанскому  краю, городу Рязань.

Формы занятий: ведущей формой организации занятийявляется индивидуально-групповая.

Форма обучения: очная.

1.     Викторины на знание понятий икраеведческих терминов.

2.     Экскурсии в музеи Рязани.

3.     Виртуальные экскурсии по Рязанскимдостопримечательностям и природным заповедникам.

4.     Просмотр видеофильмов о Рязанскомкрае в годы войны, о музеях  Рязани.

5.     Проектная деятельность (защитаиндивидуального краеведческого проекта.

6.     Работа в школьном музее.

7.     Подготовка сообщений,презентационных материалов.

 

Педагогическая целесообразность состоит втом,  что при организации работы используются разнообразные формы, методы ипринципы, которые в своем полном составе полностью реализуют самые важные изначительные функции краеведения: культуроформирующая(краеведение решает важнейшую задачу освоенияи сохранения исторической памяти человечества, первоначально на уровне памятиродовой, местной, т.е. наиболее близкой человеку), культурообъединяющая (краеведениесодействует объединению жителей определенного края в живой социальный организм.Человек, занимающийся краеведением, наследует созданное трудами предков иформирует духовный кругозор потомков),воспитательная (краеведение продолжает традицию уважительного отношения к своимпредкам, к опыту предшествующих поколений), просветительская (связывает науку,просвещение и культуру, краеведение всегда органично включает в себяпропагандистско-популяризаторскую деятельность в ее самых разных формах. Причемэта деятельность существует в краеведении не наряду с научно-исследовательской,а неотрывна от нее), нравственная (когда человек приходит в краеведение и лучшеузнает свой край, он по-особому чувствует связь с жизнью родной земли, азначит, и ответственность за сохранение и передачу ее исторической памяти).Такая комплексная реализация функцийкраеведения, показывает его удивительную универсальность, имеет глубокоепознавательное, мировоззренческое значение. Желание познать то, что ближе всего– основа интереса и ко всему остальному, путь к пониманию и развитию общихпредставлений о мире и обществе.

 

 

 

Возраст детей/Срокиреализации программы

 

Курсрассчитан на 2 года обучения для детей 7–9 летнего возраста. Необходимостьвведения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностеймладшего школьника. Актуальность изучаемого курса складывается из потребностисовременного общества в высоко культурном и образованном подрастающемпоколении.

Даннаяпрограмма предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательныхрезультатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

Результатыпервого уровня (приобретение школьниками социальныхзнаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Элементарныесоциальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваиватьисторическую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностяхродного города, постигают этику поведения в музее, расширяют представление осебе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и сжизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев.Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения кприроде, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий ВеликойОтечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способахсамостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результатывторого уровня (получение школьниками опытапереживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) — 2, 3 класс.Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашегообщества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизациимежличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляетсявозможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение кдругим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений ксвоей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам,героическим страницам её прошлого.

Результатытретьего уровня (приобретение школьниками опытасамостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеютреальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этомувремени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретениенеобходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской ипроектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам.Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственногоотношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе.

Достижениевсех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательныхэффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей),в частности:

·                    формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданскойкомпетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения вдружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

·                    формирования у детей социокультурной идентичности: страновой(российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Врезультате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальныхучебных действий (личностных, регулятивных, познавательных,коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностныхрезультатов.

Придостижении личностных результатов у школьника будутсформированы:

·        Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения кшколе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной исоциальной действительности;

·        познавательный интерес к новому материалу и способам решения новойзадачи;

·        ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности,в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи;

·        основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” какгражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознаниесвоей этнической принадлежности;

·        ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, таки поступков окружающих людей;

·        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

·        эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

·        основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

·        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства скультурой города и края.

Придостижении метапредметных результатов у школьника будутсформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные,коммуникативные):

Регулятивныеуниверсальные учебные действия

Обучающийсянаучится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.

Выпускникполучит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательныеуниверсальные учебные действия

Обучающийсянаучится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийсяполучит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативныеуниверсальные учебные действия

Обучающийсянаучится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийсяполучит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Ожидаемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихсянаправлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного,деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимисяспособами интеллектуальной, в том числе учебной и практическойдеятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни ипозволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми дляразвития личности и ее социокультурной позиции.

          Этопредполагает:

          — освоениезнаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения,хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде,материальной и духовной культуре родного края;

— освоение знаний о музейной экспозиции;

— повышение уровня коммуникабельности исоциализация личности;

— развитие гражданских качеств,патриотического отношения к России и своему краю, формированиеличностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельнойлюбви к родному месту жительства;

— стремление использовать приобретенныезнания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, вформировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

 

По завершению курса обучения учащиесябудут обладать следующими качествами:

— самостоятельно мыслить и умениеотстаивать свое мнение;

— владение культурой речи и культуройобщения со сверстниками и взрослыми;

 

Будут уметь:

— соотносить даты событий историиРязанского края с основными периодами отечественной истории;

— рассказывать о важнейших событияхистории Рязанского края и их участниках, отраженных в памятниках культурногонаследия;

— использовать приобретенные знания иумения в практической деятельности и повседневной жизни;

— понимать причины и значения событий иявлений повседневной жизни;

— высказывать собственные суждения онаиболее значительных событиях и личностях местной истории, обисторически-культурном наследии Рязанского края;

— извлекать необходимую информацию изразличных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средствмассовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различныхинформационных носителях.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание разделов и тем:

Учебно – тематическое планирование

2 класс:

№ П/П

Тема занятия

Часы

Форма проведения

Контроль

Общ.

Теор.

Практ.

1

Вводное занятие. Знакомство с правилами работы на занятиях.

2

1

1

Игра

Викторина

2

Создание уголка в классе по краеведению

2

 

2

 

Создание классного уголка

3

Мой край на карте Родины

3

1

2

Представление проектов

Командное соревнование

4

Символика Рязани

1

1

 

Викторина

 

5

Традиции Рязанского края

2

1

1

Просмотр учебного фильма

 

6

Рязанский костюм

1

1

 

Фото выставка

Беседа

7

Природа Рязанского края

3

3

 

Викторина

 

8

Красная книга Рязанской области

3

 

 

Проект. Работа с красной книгой Рязанской области

 

9

Виртуальная экскурсия в Окский заповедник

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

10

Знаменитые люди Рязани

2

1

1

Проект

 

11

Поэты Рязанской земли

2

1

1

Проект

 

12

Конкурс чтецов на  Стихи С.Есенина.

1

 

1

Конкурс

 

13

Виртуальное знакомство с памятниками Рязани

3

 

3

Просмотр учебного фильма

Представление  проектов

14

Достопримечательности Рязани

3

 

3

Просмотр учебного фильма

Представление  проектов

15

Театры Рязани

3

1

2

Викторина

Беседа

 

 

 

3класс:

 

№ П/П

Тема занятия

Часы

Форма проведения

Контроль

Общ.

Теор.

Практ.

1

Музеи Рязани

3

1

2

Просмотр учебного фильма

Викторина

2

Музеи Рязанской области

3

1

2

Просмотр учебного фильма

 

3

Виртуальное путешествие в  Рязанский Кремль

1

 

1

Экскурсия

 

4

Путешествие по  улицам Рязани

3

 

3

Виртуальное путешествие

 

5

«7 чудес Рязани

1

1

 

Фото-проект

Представление  проектов

6

Виртуальная экскурсия  в государственный музей-заповедник С.А.Есенина »

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

7

Виртуальная экскурсия  по озерам Мещеры

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

8

Поездка в Окский биосферный заповедник

1

 

1

Поездка в Окский заповедник

 

9

Виртуальное знакомство с рекой Пра

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

10

Посещение Рязанского Кремля

1

 

1

Посещение Рязанского Кремля

 

11

Виртуальная экскурсия в  Свято-Иоанно-Богословский монастырь (с.Пощупово, Рыбновский район)

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

12

Виртуальная экскурсия по  усадьбе фон Дервиза (с.Кирицы, Спасский район)

1

 

1

Виртуальная экскурсия

 

13

Заключительное занятие по  теме «7 Чудес Рязани»

1

1

 

Создание классной стен газеты

Беседа. Представление  проектов

14

«Здравствуй музей»

1

 

1

Посещение школьного музея

 

15

День города

3

 

3

Игра соревнование.

 

16

История нашей школы

3

3

 

Школьный концерт

Выставка рисунков-эмблема школы.

17

Рязань в годы ВОВ

3

1

2

Проект

Представление  проектов

18

Славные воины земли Рязнской

3

1

2

Фото-проект

Выставка рисунков

19

Встреча с ветеранами  Рязани

1

 

1

Встреча с ветеранами

Сочинение — рассуждение

 

 

 


Поделиться статьей

Презентация по русскому языку на тему Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале Ранняя весна. Первоцветы

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи на материале «Растения


Поделиться статьей

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОГЭ – 2023»

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ПО ТЕМЕ«ОГЭ – 2023» 2 слайд Приказ Минпросвещения России


Поделиться статьей

Презентация к выступлению на районных педагогических чтениях « Современное образование: педагогическое мастерство и педагогические технологии». на тему :«Духовно-нравственные ценности в воспитании социально-ответственной личности».

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 Презентация к выступлению


Поделиться статьей